Модель памяти в которой и код и данные могут занимать несколько сегментов
0000:0000 0046 C=CODE S=_TEXT G=(none) M=LABA112.ASM ACBP=48
0000:0046 0094 C=CODE S=_TEXT G=(none) M=LABA122.ASM ACBP=48
000E:0000 001E C=DATA S=_DATA G=DGROUP M=LABA112.ASM ACBP=48
000E:001E 0000 C=DATA S=_DATA G=DGROUP M=LABA122.ASM ACBP=48
000E:0020 0256 C=STACK S=STACK G=DGROUP M=LABA122.ASM ACBP=74
Address Publics by Name
0000:0057 INPUT
0000:0046 NEWSTR
0000:00A6 OUTPUT
0000:00AB PROCEDURE
Address Publics by Value
0000:0046 NEWSTR
0000:0057 INPUT
0000:00A6 OUTPUT
0000:00AB PROCEDURE
Program entry point at 0000:0000
Добавлено через 1 минуту
тут использовала segment и assume
Start Stop Length Name Class
00000H 0001DH 0001EH CDATA DATA
00020H 00103H 000E4H CCODE CODE
00110H 0020FH 00100H CSTACK STACK
Detailed map of segments
0000:0000 001E C=DATA S=CDATA G=(none) M=LABA11.ASM ACBP=68
0002:0000 0046 C=CODE S=CCODE G=(none) M=LABA11.ASM ACBP=68
0002:0050 0094 C=CODE S=CCODE G=(none) M=LABA12.ASM ACBP=68
0011:0000 0100 C=STACK S=CSTACK G=(none) M=LABA12.ASM ACBP=74
Address Publics by Name
0002:0061 INPUT
0002:0050 NEWSTR
0002:00B0 OUTPUT
0002:00B5 PROCEDURE
Address Publics by Value
0002:0050 NEWSTR
0002:0061 INPUT
0002:00B0 OUTPUT
0002:00B5 PROCEDURE
Program entry point at 0002:0000
Помощь в написании контрольных, курсовых и дипломных работ здесь
Из model small в model tiny
Доброго времени суток . Помогите переделать программу из model small в tiny при помощи функций 3Fh.
Разница между датами с использованием массива
Разница между датами с использованием массива. Нужно подсчитать сколько дней осталось к экзамену.
Разница между использованием this и аргумента в обработке события
Всем привет!Ребят немного не понимаю разницу. Есть 2 разметки в первой я пишу обработчик события.
Решение
dosha1302,
Для простых программ, содержащих по одному сегменту для кода, данных и стека, хотелось бы упростить ее описание. Для этого в трансляторы MASM и TASM ввели возможность использования упрощенных директив сегментации. Но здесь возникла проблема, связанная с тем, что необходимо было как-то компенсировать невозможность напрямую управлять размещением и комбинированием сегментов. Для этого совместно с упрощенными директивами сегментации стали использовать директиву указания модели памяти MODEL, которая частично стала управлять размещением сегментов и выполнять функции директивы ASSUME (поэтому при использовании упрощенных директив сегментации директиву ASSUME можно не использовать). Эта директива связывает сегменты, которые в случае использования упрощенных директив сегментации имеют предопределенные имена, с сегментными регистрами (хотя явно инициализировать ds или es все равно придется).
Обязательным параметром директивы MODEL является модель памяти. Этот параметр определяет модель сегментации памяти для программного модуля. Предполагается, что программный модуль может иметь только определенные типы сегментов, которые определяются упрощенными директивами описания сегментов
Формат директивы | Назначение |
.CODE [имя] | Начало или продолжение сегмента кода |
.DATA | Начало или продолжение сегмента инициализированных данных. Также используется для определения данных типа near |
.CONST | Начало или продолжение сегмента постоянных данных (констант) модуля |
.DATA? | Начало или продолжение сегмента неинициализированных данных. Также используется для определения данных типа near |
.STACK [размер] | Начало или продолжение сегмента стека модуля. Параметр [размер] задает размер стека |
.FARDATA [имя] | Начало или продолжение сегмента инициализированных данных типа far |
.FARDATA? [имя] | Начало или продолжение сегмента неинициализированных данных типа far |
При использовании директивы MODEL транслятор делает доступными несколько идентификаторов, к которым можно обращаться во время работы программы, с тем, чтобы получить информацию о тех или иных характеристиках данной модели памяти.
Имя идентификатора | Значение переменной |
@code | Физический адрес сегмента кода |
@data | Физический адрес сегмента данных типа near |
@fardata | Физический адрес сегмента данных типа far |
@fardata? | Физический адрес сегмента неинициализированных данных типа far |
@curseg | Физический адрес сегмента неинициализированных данных типа far |
@stack | Физический адрес сегмента стека |
Модель | Тип кода | Тип данных | Назначение модели |
TINY | near | near | Код, данные и стек объединены в одну группу с именем DGROUP и размером до 64 Кб. Используется для создания программ формата .com. Некоторые языки эту модель не поддерживают. СS=DS=SS=DGROUP |
SMALL | near | near | Код занимает один сегмент, данные и стек объединены в одну группу с именем DGROUP (хотя для описания могут использоваться разные сегменты). Эту модель обычно используют для большинства программ на ассемблере. CS=_text DS=SS=DGROUP |
MEDIUM | far | near | Код занимает несколько сегментов, по одному на каждый объединяемый программный модуль. Все ссылки на передачу управления — типа far (вызов подпрограмм). Данные и стек объединены в одной группе DGROUP; все ссылки на них — типа near (для доступа к данным используется только смещение). CS=<модуль>_text DS=SS=DGROUP |
COMPACT | near | far | Код находится в одном сегменте, данные и стек в группе DGROUP и могут занимать несколько сегментов, так что для обращения к данным требуется указывать сегмент и смещение (ссылка на данные — типа far). CS=_text DS=SS=DGROUP |
LARGE | far | far | Код может занимать несколько сегментов, по одному на каждый объединяемый программный модуль. Стек и данные находятся в группе DGROUP. Для ссылки на данные используются дальние указатели -far. CS=<модуль>_text DS=SS=DGROUP |
HUGE | far | far | Тоже что и модель LARGE, что касается TurboAssebmler. |
FLAT | far | far | Тоже, что и TINY, но используются 32-битная адресация, так что максимальный размер сегмента, содержащего и данные, и код, и стек - 4 Гб. |
Значение модификатора | Назначение |
use16 | Сегменты выбранной модели используются как 16-битные (если соответствующей директивой указан процессор i80386 или i80486) |
use32 | Сегменты выбранной модели используются как 32-битные (если соответствующей директивой указан процессор i80386 или i80486) |
dos | Программа будет работать в MS-DOS |
Язык — необязательный операнд, принимающий значения C, PASCAL, BASIC, FORTRAN, SYSCALL и STDCALL. Если он указан, подразумевается, что процедуры рассчитаны на вызов из программ на соответствующем языке высокого уровня, следовательно, если указан язык C, все имена ассемблерных процедур, объявленных как PUBLIC, будут изменены так, чтобы начинаться с символа подчеркивания, как это принято в C.
Модификатор — необязательный операнд, принимающий значения NEARSTACK (по умолчанию) или FARSTACK. Во втором случае сегмент стека не будет объединяться в одну группу с сегментами данных.
стандартные и упрощенные директивы сегментации не исключают друг друга. Стандартные директивы используются, когда программист желает получить полный контроль над размещением сегментов в памяти и их комбинированием с сегментами других модулей.
Упрощенные директивы целесообразно использовать для простых программ и программ, предназначенных для связывания с программными модулями, написанными на языках высокого уровня. Это позволяет компоновщику эффективно связывать модули разных языков за счет стандартизации связей и управления.
После того как модель памяти установлена, вступают в силу упрощенные директивы определения сегментов, объединяющие действия директив SEGMENT и ASSUME. Кроме того, сегменты, объявленные упрощенными директивами, не требуется закрывать директивой ENDS — они закрываются автоматически, как только ассемблер обнаруживает новую директиву определения сегмента или конец программы.
Директива .CODE описывает основной сегмент кода
_TEXT segment word public ’CODE’
для моделей TINY, SMALL и COMPACT
name_TEXT segment word public ’CODE’
для моделей MEDIUM, HUGE и LARGE (name — имя модуля, в котором описан данный сегмент). В этих моделях директива .CODE также допускает необязательный операнд — имя определяемого сегмента, но все сегменты кода, описанные так в одном и том же модуле, объединяются в один сегмент с именем NAME_TEXT.
Директива .STACK описывает сегмент стека
.stack размер | STACK segment para public ’stack’ |
Директива .DATA описывает обычный сегмент данных
.data | _DATA segment word public ’DATA’ |
.data? | _BSS segment word public ’BSS’ |
Директива .CONST описывает сегмент неизменяемых данных
.const | CONST segment word public ’CONST’ |
Директива .FARDATA описывает сегмент дальних данных
.fardata имя_сегмента | имя_сегмента segment para private ’FAR_DATA’ |
Директива .FARDATA? описывает сегмент дальних неинициализированных данных
имя_сегмента segment para private ’FAR_BSS’
Как и в случае с FARDATA, доступ к данным из этого сегмента потребует загрузки сегментного регистра. Если имя сегмента не указано, используется FAR_BSS.
Во всех моделях памяти сегменты, представленные директивами .DATA, .DATA?, .CONST, .FARDATA и .FARDATA?, а также сегмент, описанный директивой .STACK, если не был указан модификатор FARSTACK, и сегмент .CODE в модели TINY автоматически объединяются в группу с именем FLAT — для модели памяти FLAT или DGROUP — для всех остальных моделей. При этом сегментный регистр DS (и SS, если не было FARSTACK, и CS в модели TINY) настраивается на всю эту группу, как если бы была выполнена команда ASSUME.
Модели памяти задаются директивой .MODEL
где модель — одно из следующих слов:
TINY — код, данные и стек размещаются в одном и том же сегменте размером до 64 Кб. Эта модель памяти чаще всего используется при написании на ассемблере небольших программ;
SMALL — код размещается в одном сегменте, а данные и стек — в другом (для их описания могут применяться разные сегменты, но объединенные в одну группу). Эту модель памяти также удобно использовать для создания программ на ассемблере;
COMPACT — код размещается в одном сегменте, а для хранения данных могут использоваться несколько сегментов, так что для обращения к данным требуется указывать сегмент и смещение (данные дальнего типа);
MEDIUM — код размещается в нескольких сегментах, а все данные — в одном, поэтому для доступа к данным используется только смещение, а вызовы подпрограмм применяют команды дальнего вызова процедуры;
LARGE и HUGE — и код, и данные могут занимать несколько сегментов;
FLAT — то же, что и TINY, но используются 32-битные сегменты, так что максимальный размер сегмента, содержащего и данные, и код, и стек, — 4 Мб.
Язык — необязательный операнд, принимающий значения C, PASCAL, BASIC, FORTRAN, SYSCALL и STDCALL. Если он указан, подразумевается, что процедуры рассчитаны на вызов из программ на соответствующем языке высокого уровня, следовательно, если указан язык C, все имена ассемблерных процедур, объявленных как PUBLIC, будут изменены так, чтобы начинаться с символа подчеркивания, как это принято в C.
Модификатор — необязательный операнд, принимающий значения NEARSTACK (по умолчанию) или FARSTACK. Во втором случае сегмент стека не будет объединяться в одну группу с сегментами данных.
После того как модель памяти установлена, вступают в силу упрощенные директивы определения сегментов, объединяющие действия директив SEGMENT и ASSUME. Кроме того, сегменты, объявленные упрощенными директивами, не требуется закрывать директивой ENDS — они закрываются автоматически, как только ассемблер обнаруживает новую директиву определения сегмента или конец программы.
Директива .CODE описывает основной сегмент кода
для моделей TINY, SMALL и COMPACT и
для моделей MEDIUM, HUGE и LARGE (name — имя модуля, в котором описан данный сегмент). В этих моделях директива .CODE также допускает необязательный операнд — имя определяемого сегмента, но все сегменты кода, описанные так в одном и том же модуле, объединяются в один сегмент с именем NAME_TEXT.
Директива .STACK описывает сегмент стека и эквивалентна директиве
Необязательный параметр указывает размер стека. По умолчанию он равен 1 Кб.
Описывает обычный сегмент данных и соответствует директиве
Описывает сегмент неинициализированных данных:
Этот сегмент обычно не включается в программу, а располагается за концом памяти, так что все описанные в нем переменные на момент загрузки программы имеют неопределенные значения.
Описывает сегмент неизменяемых данных:
В некоторых операционных системах этот сегмент будет загружен так, что попытка записи в него может привести к ошибке.
Сегмент дальних данных:
Доступ к данным, описанным в этом сегменте, потребует загрузки сегментного регистра. Если не указан операнд, в качестве имени сегмента используется FAR_DATA.
Сегмент дальних неинициализированных данных:
Как и в случае с FARDATA, доступ к данным из этого сегмента потребует загрузки сегментного регистра. Если имя сегмента не указано, используется FAR_BSS.
Во всех моделях памяти сегменты, представленные директивами .DATA, .DATA?, .CONST, .FARDATA и .FARDATA?, а также сегмент, описанный директивой .STACK, если не был указан модификатор FARSTACK, и сегмент .CODE в модели TINY автоматически объединяются в группу с именем FLAT — для модели памяти FLAT или DGROUP — для всех остальных моделей. При этом сегментный регистр DS (и SS, если не было FARSTACK, и CS в модели TINY) настраивается на всю эту группу, как если бы была выполнена команда ASSUME.
Память – способность объекта обеспечивать хранение данных.
Все объекты, над которыми выполняются команды, как и сами команды, хранятся в памяти компьютера.
Память состоит из ячеек, в каждой из которых содержится 1 бит информации, принимающий одно из двух значений: 0 или 1. Биты обрабатывают группами фиксированного размера. Для этого группы бит могут записываться и считываться за одну базовую операцию. Группа из 8 бит называется .
Байты последовательно располагаются в памяти компьютера.
- 1 килобайт (Кбайт) = 2 10 = 1 024 байт
- 1 мегабайт (Мбайт) = 2 10 Кбайт = 2 20 байт = 1 048 576 байт
- 1 гигабайт (Гбайт) = 2 10 Мбайт = 2 30 байт = 1 073 741 824 байт
Для доступа к памяти с целью записи или чтения отдельных элементов информации используются идентификаторы , определяющие их расположение в памяти. Каждому идентификатору в соответствие ставится адрес . В качестве адресов используются числа из диапазона от 0 до 2 k -1 со значением k, достаточным для адресации всей памяти компьютера.Все 2 k адресов составляют адресное пространство компьютера .
Способы адресации байтов
Существует прямой и обратный способы адресации байтов.
При обратном способе адресации байты адресуются слева направо, так что самый старший (левый) байт слова имеет наименьший адрес.
Прямым способом называется противоположная система адресации. Компиляторы высокоуровневых языков поддерживают прямой способ адресации.
Объект занимает целое слово. Поэтому для того, чтобы обратиться к нему в памяти, нужно указать адрес, по которому этот объект хранится.
Организация памяти
- сегментированную модель
- страничную модель
- плоскую модель
В сегментированной модели память для программы делится на непрерывные области памяти, называемые сегментами . Программа может обращаться только к данным, которые находятся в этих сегментах.
Сегмент представляет собой независимый, поддерживаемый на аппаратном уровне блок памяти.
Каждая программа в общем случае может состоять из любого количества сегментов, но непосредственный доступ она имеет только к 3 основным сегментам и к 3 дополнительным сегментам, обслуживаемых 6 сегментными регистрами. К основным сегментам относятся:
- Сегмент кодов ( .CODE ) – содержит машинные команды для выполнения. Обычно первая выполняемая команда находится в начале этого сегмента, и операционная система передает управление по адресу данного сегмента для выполнения программы. Регистр сегмента кодов ( CS ) адресует данный сегмент.
- Сегмент данных ( .DATA ) – содержит определенные данные, константы и рабочие области, необходимые программе. Регистр сегмента данных ( DS ) адресует данный сегмент.
- Сегмент стека ( .STACK ). Стек содержит адреса возврата как для программы (для возврата в операционную систему), так и для вызовов подпрограмм (для возврата в главную программу). Регистр сегмента стека ( SS ) адресует данный сегмент. Адрес текущей вершины стека задается регистрами SS:ESP .
Регистры дополнительных сегментов ( ES, FS, GS ), предназначены для специального использования.
Таким образом, для обращения к конкретному физическому адресу ОЗУ необходимо определить адрес начала сегмента и смещение внутри сегмента.
Физический адрес принято записывать парой этих значений, разделенных двоеточием
сегмент : смещение
Плоская модель памяти предполагает, что задача состоит из одного сегмента, который, в свою очередь, разбит на страницы.
Достоинства:
- при использовании плоской модели памяти упрощается создание и операционной системы, и систем программирования;
- уменьшаются расходы памяти на поддержку системных информационных структур.
В абсолютном большинстве современных 32(64)-разрядных операционных систем (для микропроцессоров Intel) используется плоская модель памяти.
Модели памяти
Директива .MODEL определяет модель памяти, используемую программой. После этой директивы в программе находятся директивы объявления сегментов ( .DATA, .STACK, .CODE, SEGMENT ). Синтаксис задания модели памяти
.MODEL модификатор МодельПамяти СоглашениеОВызовах
Параметр МодельПамяти является обязательным.
Основные модели памяти:
Модель памяти | Адресация кода | Адресация данных | Операци- онная система | Чередование кода и данных |
TINY | NEAR | NEAR | MS-DOS | Допустимо |
SMALL | NEAR | NEAR | MS-DOS, Windows | Нет |
MEDIUM | FAR | NEAR | MS-DOS, Windows | Нет |
COMPACT | NEAR | FAR | MS-DOS, Windows | Нет |
LARGE | FAR | FAR | MS-DOS, Windows | Нет |
HUGE | FAR | FAR | MS-DOS, Windows | Нет |
FLAT | NEAR | NEAR | Windows NT, Windows 2000, Windows XP, Windows Vista | Допустимо |
Модель tiny работает только в 16-разрядных приложениях MS-DOS. В этой модели все данные и код располагаются в одном физическом сегменте. Размер программного файла в этом случае не превышает 64 Кбайт.
Модель small поддерживает один сегмент кода и один сегмент данных. Данные и код при использовании этой модели адресуются как near (ближние).
Модель medium поддерживает несколько сегментов программного кода и один сегмент данных, при этом все ссылки в сегментах программного кода по умолчанию считаются дальними (far), а ссылки в сегменте данных — ближними (near).
Модель compact поддерживает несколько сегментов данных, в которых используется дальняя адресация данных (far), и один сегмент кода с ближней адресацией (near).
Модель large поддерживает несколько сегментов кода и несколько сегментов данных. По умолчанию все ссылки на код и данные считаются дальними (far).
Модель huge практически эквивалентна модели памяти large.
Особого внимания заслуживает модель памяти flat , которая используется только в 32-разрядных операционных системах. В ней данные и код размещены в одном 32-разрядном сегменте. Для использования в программе модели flat перед директивой .model flat следует разместить одну из директив:
Желательно указывать тот тип процессора, который используется в машине, хотя это не является обязательным требованием. Операционная система автоматически инициализирует сегментные регистры при загрузке программы, поэтому модифицировать их нужно только в случае если требуется смешивать в одной программе 16-разрядный и 32-разрядный код. Адресация данных и кода является ближней ( near ), при этом все адреса и указатели являются 32-разрядными.
Параметр модификатор используется для определения типов сегментов и может принимать значения use16 (сегменты выбранной модели используются как 16-битные) или use32 (сегменты выбранной модели используются как 32-битные).
Параметр СоглашениеОВызовах используется для определения способа передачи параметров при вызове процедуры из других языков, в том числе и языков высокого уровня (C++, Pascal). Параметр может принимать следующие значения:
При разработке модулей на ассемблере, которые будут применяться в программах, написанных на языках высокого уровня, обращайте внимание на то, какие соглашения о вызовах поддерживает тот или иной язык. Используются при анализе интерфейса программ на ассемблере с программами на языках высокого уровня.
За последнюю неделю дважды объяснял людям как организована работа с памятью в х86, с целью чтобы не объяснять в третий раз написал эту статью.
И так, чтобы понять организацию памяти от вас потребуется знания некоторых базовых понятий, таких как регистры, стек и тд. Я по ходу попробую объяснить и это на пальцах, но очень кратко потому что это не тема для этой статьи. Итак начнем.
Как известно программист, когда пишет программы работает не с физическим адресом, а только с логическим. И то если он программирует на ассемблере. В том же Си ячейки памяти от программиста уже скрыты указателями, для его же удобства, но если грубо говорить указатель это другое представление логического адреса памяти, а в Java и указателей нет, совсем плохой язык. Однако грамотному программисту не помешают знания о том как организована память хотя бы на общем уровне. Меня вообще очень огорчают программисты, которые не знают как работает машина, обычно это программисты Java и прочие php-парни, с квалификацией ниже плинтуса.
Так ладно, хватит о печальном, переходим к делу.
Рассмотрим адресное пространство программного режима 32 битного процессора (для 64 бит все по аналогии)
Адресное пространство этого режима будет состоять из 2^32 ячеек памяти пронумерованных от 0 и до 2^32-1.
Программист работает с этой памятью, если ему нужно определить переменную, он просто говорит ячейка памяти с адресом таким-то будет содержать такой-то тип данных, при этом сам програмист может и не знать какой номер у этой ячейки он просто напишет что-то вроде:
int data = 10;
компьютер поймет это так: нужно взять какую-то ячейку с номером стопицот и поместить в нее цело число 10. При том про адрес ячейки 18894 вы и не узнаете, он от вас будет скрыт.
Все бы хорошо, но возникает вопрос, а как компьютер ищет эту ячейку памяти, ведь память у нас может быть разная:
3 уровень кэша
2 уровень кэша
1 уровень кэша
основная память
жесткий диск
Это все разные памяти, но компьютер легко находит в какой из них лежит наша переменная int data.
Этот вопрос решается операционной системой совместно с процессором.
Вся дальнейшая статья будет посвящена разбору этого метода.
Архитектура х86 поддерживает стек.
Стек это непрерывная область оперативной памяти организованная по принципу стопки тарелок, вы не можете брать тарелки из середины стопки, можете только брать верхнюю и класть тарелку вы тоже можете только на верх стопки.
В процессоре для работы со стеком организованны специальные машинные коды, ассемблерные мнемоники которых выглядят так:
push operand
помещает операнд в стек
pop operand
изымает из вершины стека значение и помещает его в свой операнд
Стек в памяти растет сверху вниз, это значит что при добавлении значения в него адрес вершины стека уменьшается, а когда вы извлекаете из него, то адрес вершины стека увеличивается.
Теперь кратко рассмотрим что такое регистры.
Это ячейки памяти в самом процессоре. Это самый быстрый и самый дорогой тип памяти, когда процессор совершает какие-то операции со значением или с памятью, он берет эти значения непосредственно из регистров.
В процессоре есть несколько наборов логик, каждая из которых имеет свои машинные коды и свои наборы регистров.
Basic program registers (Основные программные регистры) Эти регистры используются всеми программами с их помощью выполняется обработка целочисленных данных.
Floating Point Unit registers (FPU) Эти регистры работают с данными представленными в формате с плавающей точкой.
Еще есть MMX и XMM registers эти регистры используются тогда, когда вам надо выполнить одну инструкцию над большим количеством операндов.
Рассмотрим подробнее основные программные регистры. К ним относятся восемь 32 битных регистров общего назначения: EAX, EBX, ECX, EDX, EBP, ESI, EDI, ESP
Для того чтобы поместить в регистр данные, или для того чтобы изъять из регистра в ячейку памяти данные используется команда mov:
mov eax, 10
загружает число 10 в регистр eax.
mov data, ebx
копирует число, содержащееся в регистре ebx в ячейку памяти data.
Регистр ESP содержит адрес вершины стека.
Кроме регистров общего назначения, к основным программным регистрам относят шесть 16битных сегментных регистров: CS, DS, SS, ES, FS, GS, EFLAGS, EIP
EFLAGS показывает биты, так называемые флаги, которые отражают состояние процессора или характеризуют ход выполнения предыдущих команд.
В регистре EIP содержится адрес следующей команды, которая будет выполнятся процессором.
Я не буду расписывать регистры FPU, так как они нам не понадобятся. Итак наше небольшое отступление про регистры и стек закончилось переходим обратно к организации памяти.
Как вы помните целью статьи является рассказ про преобразование логической памяти в физическую, на самом деле есть еще промежуточный этап и полная цепочка выглядит так:
Логический адрес --> Линейный (виртуальный)--> Физический
Все линейное адресное пространство разбито на сегменты. Адресное пространство каждого процесса имеет по крайней мере три сегмента:
Сегмент кода. (содержит команды из нашей программы, которые будут исполнятся.)
Сегмент данных. (Содержит данные, то бишь переменные)
Сегмент стека, про который я писал выше.
Линейный адрес вычисляется по формуле:
линейный адрес=Базовый адрес сегмента(на картинке это начало сегмента) + смещение
Сегмент кода
Базовый адрес сегмента кода берется из регистра CS. Значение смещения для сегмента кода берется из регистра EIP, в котором хранится адрес инструкции, после исполнения которой, значение EIP увеличивается на размер этой команды. Если команда занимает 4 байта, то значение EIP увеличивается на 4 байта и будет указывать уже на следующую инструкцию. Все это делается автоматически без участия программиста.
Сегментов кода может быть несколько в нашей памяти. В нашем случае он один.
Сегмент данных
Данные загружаются в регистры DS, ES, FS, GS
Это значит что сегментов данных может быть до 4х. На нашей картинке он один.
Смещение внутри сегмента данных задается как операнд команды. По дефолту используется сегмент на который указывает регистр DS. Для того чтобы войти в другой сегмент надо это непосредственно указать в команде префикса замены сегмента.
Сегмент стека
Используемый сегмент стека задается значением регистра SS.
Смещение внутри этого сегмента представлено регистром ESP, который указывает на вершину стека, как вы помните.
Сегменты в памяти могут друг друга перекрывать, мало того базовый адрес всех сегментов может совпадать например в нуле. Такой вырожденный случай называется линейным представлением памяти. В современных системах, память как правило так организована.
Теперь рассмотрим определение базовых адресов сегмента, я писал что они содержаться в регистрах SS, DS, CS, но это не совсем так, в них содержится некий 16 битный селектор, который указывает на некий дескриптор сегментов, в котором уже хранится необходимый адрес.
Так выглядит селектор, в тринадцати его битах содержится индекс дескриптора в таблице дескрипторов. Не хитро посчитать будет что 2^13 = 8192 это максимальное количество дескрипторов в таблице.
Вообще дескрипторных таблиц бывает два вида GDT и LDT Первая называется глобальная таблица дескрипторов, она в системе всегда только одна, ее начальный адрес, точнее адрес ее нулевого дескриптора хранится в 48 битном системном регистре GDTR. И с момента старта системы не меняется и в свопе не принимает участия.
А вот значения дескрипторов могут меняться. Если в селекторе бит TI равен нулю, тогда процессор просто идет в GDT ищет по индексу нужный дескриптор с помощью которого осуществляет доступ к этому сегменту.
Пока все просто было, но если TI равен 1 тогда это означает что использоваться будет LDT. Таблиц этих много, но использоваться в данный момент будет та селектор которой загружен в системный регистр LDTR, который в отличии от GDTR может меняться.
Индекс селектора указывает на дескриптор, который указывает уже не на базовый адрес сегмента, а на память в котором хранится локальная таблица дескрипторов, точнее ее нулевой элемент. Ну а дальше все так же как и с GDT. Таким образом во время работы локальные таблицы могут создаваться и уничтожаться по мере необходимости. LDT не могут содержать дескрипторы на другие LDT.
Итак мы знаем как процессор добирается до дескриптора, а что содержится в этом дескрипторе посмотрим на картинке:
Дескрипторы состоит из 8 байт.
Биты с 15-39 и 56-63 содержат линейный базовый адрес описываемым данным дескриптором сегмента. Напомню нашу формулу для нахождения линейного адреса:
линейный адрес = базовый адрес + смещение
[база; база+предел)
В зависимости от 55 G-бита(гранулярити), предел может измеряться в байтах при нулевом значении бита и тогда максимальный предел составит 1 мб, или в значении 1, предел измеряется страницами, каждая из которых равна 4кб. и максимальный размер такого сегмента будет 4Гб.
Для сегмента стека предел будет в интервале:
(база+предел; вершина]
Кстати интересно почему база и предел так рвано располагаются в дескрипторе. Дело в том что процессоры х86 развивались эволюционно и во времена 286х дескрипторы были по 8 бит всего, при этом старшие 2 байта были зарезервированы, ну а в последующих моделях процессоров с увеличением разрядности дескрипторы тоже выросли, но для сохранения обратной совместимости пришлось оставить структуру как есть.
Значение адреса «вершина» зависит от 54го D бита, если он равен 0, тогда вершина равна 0xFFF(64кб-1), если D бит равен 1, тогда вершина равна 0xFFFFFFFF (4Гб-1)
С 41-43 бит кодируется тип сегмента.
000 — сегмент данных, только считывание
001 — сегмент данных, считывание и запись
010 — сегмент стека, только считывание
011 — сегмент стека, считывание и запись
100 — сегмент кода, только выполнение
101- сегмент кода, считывание и выполнение
110 — подчиненный сегмент кода, только выполнение
111 — подчиненный сегмент кода, только выполнение и считывание
44 S бит если равен 1 тогда дескриптор описывает реальный сегмент оперативной памяти, иначе значение S бита равно 0.
Самым важным битом является 47-й P бит присутствия. Если бит равен 1 значит, что сегмент или локальная таблица дескрипторов загружена в оперативку, если этот бит равен 0, тогда это означает что данного сегмента в оперативке нет, он находится на жестком диске, случается прерывание, особый случай работы процессора запускается обработчик особого случая, который загружает нужный сегмент с жесткого диска в память, если P бит равен 0, тогда все поля дескриптора теряют смысл, и становятся свободными для сохранения в них служебной информации. После завершения работы обработчика, P бит устанавливается в значение 1, и производится повторное обращение к дескриптору, сегмент которого находится уже в памяти.
На этом заканчивается преобразование логического адреса в линейный, и я думаю на этом стоит прерваться. В следующий раз я расскажу вторую часть преобразования из линейного в физический.
А так же думаю стоит немного поговорить о передачи аргументов функции, и о размещении переменных в памяти, чтобы была какая-то связь с реальностью, потому размещение переменных в памяти это уже непосредственно, то с чем вам приходится сталкиваться в работе, а не просто какие-то теоретические измышления для системного программиста. Но без понимания, как устроена память невозможно понять как эти самые переменные хранятся в памяти.
В общем надеюсь было интересно и до новых встреч.
из одного или нескольких сегментов. Обычно область памяти, в которой находятся команды, называют сегментом кода, область памяти с данными – сегментом данных и область памяти, отведенную под стек, - сегментом стека. Разумеется, ассемблер позволяет изменять устройство программы как угодно - помещать данные в сегмент кода, разносить код на множество сегментов, помещать стек в один сегмент с данными или вообще использовать один сегмент для всего. Сегмент программы описывается директивами SEGMENT и ENDS.
имя_сегмента segment readonly выравн. тип разряд 'класс'
BYTE - с любого адреса;
WORD - с четного адреса;
DWORD - с адреса, кратного 4;
PARA - с адреса, кратного 16 (граница параграфа);
PAGE - с адреса, кратного 256.
По умолчанию используется выравнивание по границе параграфа.
Тип. Выбирает один из возможных типов комбинирования сегментов:
-- тип PUBLIC означает, что все такие сегменты с одинаковым именем, но разными классами будут объединены в один;
-- тип STACK - то же самое, что и PUBLIC, но должен использоваться для сегментов стека, потому что при загрузке программы сегмент, полученный объединением всех сегментов типа STACK, будет использоваться как стек;
-- сегменты типа COMMON с одинаковым именем также объединяются в один,
но не последовательно, а по одному и тому же адресу, следовательно, длина
суммарного сегмента будет равна не сумме длин объединяемых сегментов,
как в случае PUBLIC и STACK, а длине максимального.
-- тип AT - выражение указывает, что сегмент должен располагаться по фиксированному абсолютному адресу в памяти. Результат выражения, использующегося в качестве операнда для AT, равен этому адресу, деленному на 16.
-- PRIVATE (значение по умолчанию) - сегмент такого типа не объединяется
с другими сегментами.
Разрядность. Этот операнд может принимать значения USE16 и USE32. Раз-
мер сегмента, описанного как USE16, не может превышать 64 Кб, и все команды
и адреса в этом сегменте считаются 16-битным. USE32 могут занимать до 4 Гб, и все команды и адреса в них по умолчанию 32-битные.
Класс сегмента - это любая метка, взятая в одинарные кавычки. Все сегменты
с одинаковым классом, даже сегменты типа PRIVATE, будут расположены в исполняемом файле непосредственно друг за другом.
Модели памяти задаются директивой .MODEL .model модель,язык,модификатор
где модель - одно из следующих слов:
-- TINY - код, данные и стек размещаются в одном и том же сегменте размером до 64 Кб.
-- SMALL - код размещается в одном сегменте, а данные и стек - в другрм (для их описания могут применяться разные сегменты, но объединенные в одну группу).
-- COMPACT - код размещается в одном сегменте, а для хранения данных мо-
гут использоваться несколько сегментов.
-- MEDIUM - код размещается в нескольких сегментах, а все данные - в одном
-- LARGE и HUGE — и код, и данные могут занимать несколько сегментов;
-- FLAT - то же, что и TINY, но используются 32-битные сегменты, так что максимальный размер сегмента, содержащего и данные, и код, и стек, - 4 Мб.
Читайте также: