Микрофонный усилитель на lm358 своими руками
Зачем нужен компаратор и как его использовать без усилителя? В большинстве случаев, этот прибор применяется в несложных компьютерных схемах, где нужно сравнивать сигналы входящего напряжения. Это может быть зарядное устройство для ноутбука или телефона, весы (определитель массы), датчик сетевого напряжения AVR, таймер (компоратор типа lm 358, микроконтроллер и т. д. Также его применяют различные интегральные микросхемы для контроля входных импульсов, обеспечивая связь между источником сигнала и его центром назначения.
Наиболее популярным примером является компаратор триггер (регулятор) Шиммера. Он работает в режиме многоканальности, соответственно, может сравнивать большое количество сигналов. В частности, данный триггер применяется для того, чтобы восстановить цифровой сигнал, который искажает связь в зависимости от уровня напряжения и расстояния источника питания.
Это аналог стандартного компаратора, просто с более расширенным функционалом, который обеспечивает измерение нескольких входящих сигналов.
Также есть компаратор шероховатости. Это устройство, которое помогает визуально определить состояние поверхности, которая уже подвергалась обработке. Применение этого приспособления обосновано необходимостью определять допуски обработанных ранее поверхностей.
Описание микросхемы LM358
Подтверждением высокой популярности микросхемы являются ее рабочие характеристики, позволяющие создавать много различных устройств. К основным показательным характеристикам компонента следует отнести нижеследующие.
Приемлемые рабочие параметры: в микросхеме предусмотрено одно и двухполюсное питание, широкий диапазон напряжений питания от 3 до 32 В, приемлемая скорость нарастания выходного сигнала, равная всего 0,6 В/мкс. Также микросхема потребляет всего 0,7 мА, а напряжение смещения составит всего 0,2мВ.
В каких корпусах выпускаются микросхемы
Корпус может быть как DIP8 – обозначение LM358N, так и SO8 – LM358D. Первый предназначен для реализации объемного монтажа, второй – для поверхностного. От типа корпуса не зависят характеристики элемента – они всегда одинаковы. Но существует немало аналогов микросхемы, у которых параметры немного отличаются. Всегда есть плюсы и минусы. Обычно, если у элемента большой диапазон рабочих напряжений например, страдает какая-либо другая характеристика.
Существует еще металлокерамический корпус, но такие микросхемы используют в том случае, если эксплуатация устройства будет происходить в тяжелых условиях. В радиолюбительской практике удобнее всего использовать микросхемы в корпусах для поверхностного монтажа. Они очень хорошо паяются, что имеет важное значение при работе. Ведь намного удобнее оказывается работать с элементами, у которых ножки имеют большую длину.
Таблица характеристик
Микросхемы различных производителей могут иметь разные параметры, но всё в пределах нормы. Единственное может сильно отличаться максимальная частота у одних она 0,7МГц, у других до 1,1МГц. Вариантов использования ИМС накопилось очень много, только в документации их около 20 штук. Радиолюбители расширили это количество более 70 схем.
Типовой функционал из datasheet на русском:
- компараторы;
- активные RC фильтры;
- светодиодный драйвер;
- суммирующий усилитель постоянного тока;
- генератор импульсов и пульсаций;
- низковольтный детектор пикового напряжения;
- полосовой активный фильтр;
- для усиливания с фотодиода ;
- инвертирующий и не инвертирующий усилитель;
- симметричный усилитель;
- стабилизатор тока;
- инвертирующий усилитель переменного тока;
- дифференциальный усилитель постоянного тока;
- мостовой усилитель тока.
Применение
Сферы применения микросхемы производители, как правило, указывают в технических описаниях.
Схемы подключения
Ниже приведем несколько простых схем включения lm358 которые могут вам пригодится. Все они являются ознакомительными, так что обязательно проверяйте все перед внедрением в производственной сфере.
Схема в мощном неинвертирующим усилителе.
Преобразователь напряжения — ток.
Схема с дифференциальным усилителем.
Неинвертирующий усилитель средней мощности.
Схема не инвертирующего усилителя
- На плюсовой вход подается сигнал.
- К выходу операционного усилителя подключается два постоянных резистора R2 и R1, соединенных последовательно.
- Второй резистор соединен с общим проводом.
- Точка соединения резисторов подключается к минусовому входу.
Чтобы вычислить коэффициент усиления, необходимо воспользоваться простой формулой: k=1+R2/R1.
Если имеются данные о значении сопротивлений, входного напряжения, то нетрудно посчитать выходное: U(out)=U(in)*(1+R2/R1). При использовании микросхемы LM358 и резисторов R1=10 кОм и R2=1 МОм, коэффициент усиления окажется равен 101.
Схема мощного не инвертирующего усилителя
Элементы, который применены в конструкции не инвертирующего усилителя, и их параметры:
- В качестве микросхемы используется LM358.
- Значение сопротивления R1=910 kOm.
- R2=100 kOm.
- R3=91 kOm.
Для усиления сигнала применяется полупроводниковый биполярный транзистор VT1.
По напряжению коэффициент усиления при условии использования таких элементов равен 10. Чтобы посчитать коэффициент усиления в общем случае, необходимо воспользоваться такой формулой: k=1+R1/R2. Для вычисления коэффициента по току всей схемы необходимо знать соответствующий параметр используемого транзистора.
Схема преобразователя напряжение-ток
Схема приведена на рисунке и немного похожа на ту, которая была описана в конструкции не инвертирующего усилителя. Но здесь добавлен биполярный транзистор. На выходе сила тока оказывается прямо пропорциональна напряжению на входе операционного усилителя.
И в то же время сила тока обратно пропорциональна сопротивлению резистора R1. Если описать это формулами, то выглядит следующим образом:
При величине сопротивления R1=1 Om, на каждый 1V напряжения, прикладываемого ко входу, на выходе будет 1А тока. Схема включения LM358 в режиме преобразователя напряжения в ток используется радиолюбителями для конструирования зарядных устройств.
Схема преобразователя ток-напряжение
При помощи такой простой конструкции на операционном усилителе LM358 можно осуществить преобразование тока с малым значением в высокое напряжение. Описать это можно такой формулой:
Если в конструкции применяется резистор сопротивлением 1 МОм, а по цепи протекает ток со значением 1 мкА, то на выходе элемента появится напряжение со значением 1В.
Схема простого дифференциального усилителя
Данная конструкция получила широкое распространение в устройствах, которые измеряют напряжение у источников, обладающих высоким сопротивлением. Необходимо учитывать особенность – отношения сопротивлений R1/R2 и R4/R3 должны быть равны. Тогда на выходе напряжение окажется со следующим значением:
При этом коэффициент усиления может быть рассчитан по формуле k=(1+R4/R3). В том случае, если сопротивления всех резисторов равны 100 кОм, коэффициент окажется равен 2.
Схема монитора тока
Еще одна схема, которая позволяет проводить измерение значения тока в питающем проводе. Она состоит из шунтирующего сопротивления R1, операционного усилителя LM358, транзистора npn-типа и двух резисторов. Характеристики элементов:
- микросхема DA1 – LM358;
- сопротивление резистора R=0,1 Ом;
- значение сопротивления R2=100 Ом;
- R3=1 кОм.
Напряжение питания ОУ должно быть минимум на 2 В больше, нежели у нагрузки. Это обязательное условие функционирования схемы.
Схема преобразователя напряжения в частоту
Этот прибор потребуется в том случае, когда возникнет необходимость в подсчете периода или частоты какого-либо сигнала.
Схема применяется в качестве аналогово-цифрового конвертера. Параметры элементов, используемых в конструкции:
- DA1 – LM358;
- C1 – 0,047 мкФ;
- R1=R6=100 кОм;
- R2=50 кОм;
- R3=R4=R5=51 кОм;
- R6=100 кОм;
- R7=10 кОм.
Это все конструкции, которые могут быть построены с использованием операционного усилителя. Но область применения LM358 на этом не ограничивается, существует большое количество схем намного сложнее, позволяющих реализовать различные возможности.
Рабочие условия
VCC = ±15 V, TA = 25°C
Параметр | Условия | TYP | Ед. изм. | |
SR | Скорость нарастания при единичном усилении | RL = 1 МОм, CL = 30 пФ, VI = ±10 В (см. Рис. 3) | 0.3 | В/мкс |
B1 | Ширина полосы при единичном усилении | RL = 1 MОм, CL = 20 пФ (см. Рис. 3) | 0.7 | МГц |
Vn | Эквивалентное напряжение шумов, приведенное ко входу | RS = 100 Ом, VI = 0 В, f = 1 кГц (см. Рис. 4) | 40 | нВ/vГц |
Усилитель с единичным коэффициентом усиления
Схема для проверки шумов
Компаратор с гистерезисом и без гистерезиса
Исходные данные для расчета представлены в таблицах.
Таблица. Исходные данные для расчета компаратора
Таблица. Пороговые значения
Нижний порог переключения VL | Верхний порог переключения VH | VH – VL |
2,3 В | 2,7 В | 0,4 В |
Описание схемы
Компараторы используются, чтобы сравнить два входных сигнала и сформировать выходной сигнал в зависимости от того, какой из входных сигналов больше (рисунок 84). Шум или дребезг входных сигналов могут привести к множественным переключениям компаратора. Для борьбы с такими переключениями используется гистерезис, устанавливающий верхнюю и нижнюю границу переключения.
Рис. Схемы компараторов с гистерезисом (слева) и без гистерезиса (справа)
Рекомендуем обратить внимание:
- следует использовать компаратор с минимальным собственным током потребления;
- точность задания пороговых значений гистерезиса определяется точностью номиналов резисторов;
- задержка срабатывания определяется параметрами используемого компаратора.
Принцип работы
Для того, чтобы продемонстрировать, как работает быстродействующий компаратор с гистерезисом, нужно взять схему с двумя выходами.
Советуем к прочтению: Трехпозиционный переключатель: галетный, с нулевым положением, пакетные и с фиксацией
Практически всегда двухпороговый или фазовый компаратор (например, на транзисторах, без усилителя) воздействует на входы в логических цепях, соответственно, работает по уровню определенной сети питания. Это своеобразный элемент перехода между аналоговыми и цифровыми сигналами. Такой принцип действия позволяет не уточнять определенность или неопределенность выходов сигналов, т. к. компаратор всегда имеет некий захват петли гистерезиса (независимо от её уровня) или окончательный коэффициент усиления.
Порядок расчета компаратора с гистерезисом
- Выбираем значение резистора R1 = 100 кОм. Значения пороговых напряжений были определены в таблице исходных данных: VL = 2,3 В, VH = 2,7 В.
- Рассчитаем R2 по формуле 1:
- Рассчитаем R3 по формуле 2:
- Проверяем полученное значение гистерезиса, согласно формуле 3:
Порядок расчета компаратора без гистерезиса
- Выбираем пороговое значение Vth = 2,5 В.
- Выбираем значение резистора R4 = 100 кОм.
- Рассчитываем R5 по формуле 4:
Моделирование схемы
Временные диаграммы работы схемы представлены на рисунках 1 и 2.
Рис. 1. Временные диаграммы работы схемы: шум присутствует только в начальный короткий интервал времени 0…120 мкс
Рис. 2. Увеличенная осциллограмма напряжений: интервал 40…110 мкс
Аналоги LM358
Полные аналоги LM358 от разных производителей NE532, OP04, OP221, OP290, OP295, OPA2237, TA75358P, UPC358C. Для LM358D — KIA358F, NE532D, TA75358CF, UPC358G.
Вместе с LM358 выпускается большое количество похожих операционных усилителей. Например LM158, LM258, LM2409 имеют аналогичные характеристики, но разный температурный диапазон работы.
Тип | Минимальная температура, °C | Максимальная температура, °C | Диапазон питающих напряжений, В |
LM158 | -55 | 125 | от 3(±1,5) до 32(±16) |
LM258 | -25 | 85 | от 3(±1,5) до 32(±16) |
LM358 | 70 | от 3(±1,5) до 32(±16) | |
LM358 | -40 | 85 | от 3(±1,5) до 26(±13) |
Если диапазона 0..70 градусов не хватает, то стоит применить LM2409, однако следует учитывать что у неё диапазон питания уже:
Кстати если нужен только один операционный усилитель в компактном 5 выводном корпусе SOT23-5 то вполне можно применить LM321, LMV321 (аналоги AD8541, OP191, OPA337). Наоборот, если нужно большое количество рядом расположенных операционных усилителей, то можно применить счетверенные LM324 в 14 выводном корпусе. Можно вполне сэкономить пространство и конденсаторы по цепям питания.
Покупать качественный микрофон — весьма затратная мысль. Куда дешевле и интереснее соорудить своими руками предусилитель для микрофона, который вытянет максимум из петлички. Были опробованы несколько схем, в итоге я соорудил свой усилитель для микрофона. Для него даже была разведена печатная плата. Но обо всем по порядку…
Предусилитель для микрофона
Уже больше года я веду свою деятельность не только на этом сайте, но и на YouTube. Если вы там еще не были – советую заглянуть, сейчас я чаще бываю там, чем тут.
По мере улучшения качества своих роликов я пришел к необходимости улучшения качества записи звука. Исходно я записывал звук на петличку Maono AU101(покупал в этом магазине ). Вполне удобная петля, но для меня возник ряд пользовательских неудобств.
Так я и пришел к мысли собрать предусилитель для микрофона.Перед сборкой от предусилителя хотелось примерное следующего
- питание от литий ионного аккумулятора
- использование схемы на операционном усилителе.
- создание печатной платы.
Описывать получившийся звук словами – странное занятие, да и дублировать содержимое ролика в статье не вижу смысла. Поэтому советую для начала посмотреть мой ролик, а уже потом продолжить чтение статьи. Они дополняют друг друга. Да и так будет понятнее надо ли оно вам.
Питание электретного микрофона
Почему-то в интернетах очень мало информации о том, как правильно включать электретные микрофоны. Обычно используется стандартный вариант, при котором напряжение подается через токоограничивающий резистор, а далее для отсечения постоянного напряжения устанавливается конденсатор.
При этом в большинстве схем ни слова не говорится о подборе этого резистора и просто указывается конкретное значение. Хотя в целом это не совсем верно. Величину этого резистора следует выбирать не с потолка, а подбирать для каждого конкретного микрофонного капсуля.
Но как же его подобрать?
К счастью была найдена очень интересная статья, в которой автор провел ряд измерений и сделал очень полезное, с практической точки зрения, заключение.
Итак, при подборе токоограничивающего резистора необходимо, чтобы в точке соединения резистора и микрофоном получалась ровно половина питающего напряжения.
Помимо оптимального режима работы микрофона эта фишка удобна еще и тем, что бонусом мы получаем смещение для операционного усилителя при питании от однополярного источника. Это означает, что можно выкинуть из схемы лишний конденсатор и два резистора.
Варианты схем усилителя
В другой своей статье, тот же автор предложил готовый предусилитель для микрофона. Это схема с АРУ (Автоматической Регулировкой Усиления). Вот так выглядит эта схема в оригинале (без цепи частотной коррекции):
Благодаря применению полевого транзистора (КП303Ж) в обратной связи, такая схема работает как компрессор и выравнивает громкость голоса, изменяя коэффициент усиления в некоторых пределах.
Схема полностью рабочая, была проверена мной лично на макете и никаких проблем не вызвала. Такая схема очень удобна, например, для микрофонов в конферент-залах и переговорных. Но может быть использована и как предусилитель для микрофона при подключении к компьютеру.
Лично для меня она не подошла по той причине, что при изменении усиления, громче и тише становится не только голос, а так же и все посторонние звуки и шумы. А значит при обработке записи голоса не получится избавиться от шумов обычным шумодавом. Про обработку голоса читайте в этой статье.
Поэтому от АРУ пришлось отказаться и схема была урезана до обычного неинвертирующего усилителя с постоянным коэффициентом усиления. Такая схема тоже отлично справляется со своими обязанностями.
Коэффициент усиления
В таком случае коэффициент усиления задается резисторами R2 и R1, а если быть точнее, то он равен:
На таком усилителе можно задавать любой коэффициент усиления. Стоит лишь помнить, что обычно электретные микрофоны дают сигнал амплитудой до 50 мВ. На практике чаще всего это значение ограничивается 25-30 мВ.
Поэтому, если предполагается подключать микрофон в линейный вход компьютера, рассчитанный на сигнал 1 Вольт, то предусилитель для микрофона лучше рассчитать на коэффициент усиления порядка 20 ÷ 30.
Что касается конкретных значений сопротивлений, то лучше выбирать величины в диапазоне от 1 ÷10 кОм. Можно конечно использовать и бО’льшие значения сопротивлений, но не стоит забывать, что любой резистор сам по себе вносит шумы. Эти шумы тем больше, чем больше сопротивление резистора.
Когда я подключил предусилитель для микрофона к камере (Canon M50), у меня возникли некоторые трудности с коэффициентом усиления. Изначально я планировал установить его около 10. Тогда можно было бы установить на камере минимальное значение предусиления звука и все шумы должны были уйти в небытие…. Нооо….
Позже выяснилось, что даже при минимальном коэффициенте усиления, равном двум (R1=R2) сигнал записывается с перегрузкой.
И виной тому была перегрузка входных каскадов камеры. Поэтому я был вынужден увеличить значение резистора R1 вдвое. Это дало коэффициент усиления около 1,5. Зато все искажения как рукой сняло.
Не стоит думать, что при такой низком коэффициенте усиления предусилитель для микрофона бесполезен. На самом деле роль предусилителя состоит не только в увеличении амплитуды сигнала.
Очень большую роль играет согласование сопротивлений микрофона и входа камеры. Это не только облегчает жизнь камере, но и так же улучшает соотношение сигнал/шум и выравнивает АЧХ микрофона.
Однополярное питание усилителя
Важным моментом этих схем является необходимость в некоторых дополнительных манипуляциях, связанных с однополярностью питания.
Напряжение смещения ( 1 /2 питания) у нас уже создается на входе схемы и два резистора мы уже сэкономили. Но для того, чтобы это постоянное напряжение не пошло на выход там требуется конденсатор. Для этого нужен С3.
Так же стоит помнить — любой ОУ одинаково хорошо усиливает и переменное и постоянное напряжение. Поэтому необходимо превратить усилитель в усилитель переменного напряжения.
Для этой цели служит конденсатор С1. Благодаря нему коэффициент усиления по постоянному напряжению становится равным единице. А вот переменное напряжение усиливается в соответствии с заданным резисторами коэффициентом.
Частотная коррекция
Конденсатор С1 выполняет еще одну функцию. Вместе с резистором R1 они образуют RC-цепь, которая срезает низкие частоты. Т.е. работает как фильтр высоких частот.
Это очень удобный момент. Задав частоту среза порядка 30-80 Гц, мы избавимся от лишней низкочастотной составляющей на записи.
Расчет таких фильтров с упрощенными формулами был описан в статье RC-цепи, 5 самых ходовых схем фильтров и их простой рассчет.
Практически все нормальные микрофоны имеют в своем составе такие фильтры. На более дорогих моделях даже можно выбрать срезать на частоте 75 либо же 150 Гц.
В любом случае стоит сначала определиться с величиной резистора, а затем рассчитать под него конденсатор на желаемую частоту.
Для исключения самовозбуждения ОУ и ограничения звуковой полосы с верхней стороны используется конденсатор С2.
Принято считать, что человеческая речь лежит в диапазоне частот от 100Гц до 10кГц. Однако при редактировании записей, я неоднократно замечал, что хоть выше 10 кГц голоса и нет, но эти частоты все равно влияют на восприятие голоса. Поэтому частоту среза, на мой взгляд, лучше задать порядка 15кГц.
С его расчетом ситуация аналогичная. Сначала выбирается резистор, задающий коэффициент усиления (R2), а затем, по той же формуле, что С1 рассчитывается величина конденсатора С2.
Усилитель для микрофона готовая схема
Но меня все подмывал тот факт, что практически все ОУ которые есть у меня в наличии – сдвоенные, а я не люблю, когда половина операционника висит в воздухе. Как-то это не кошерно…
Поэтому недолго думая я перешел к своей любимой схеме — схеме усилителя для наушников. Она по сути такой же неинвертирующий усилитель, однако дополненная хитро включенным повторителем.
Причина перехода не только в желании задействовать оба операционных усилителя в корпусе микросхемы.
- Во-первых мне давно хотелось попробовать эту схему при однополярном питании.
- Во-вторых эта схема способна выдавать вдвое больший ток, при том же выходном напряжении. Это гарантирует отсутствие просадок и искажений сигнала на пути от предусилителя до записывающего устройства. Кабель то может быть и 5 и 10 метров.
Поэтому оставалось просто добавить в нее входную цепь с микрофоном и изменить номиналы конденсаторов под нашу задачу.
Вот так в итоге выглядит конечная схема.
Выбор ОУ
Выбор ОУ в предусилитель для микрофона сильно зависит от источника питания. Если предполагается питание от 9 вольтовой кроны, то в таком случае подойдет большинство распространенных ОУ. Но мне с самого начала хотелось использовать литиевый аккумулятор формата 18650. Во-первых у них хорошая емкость, во вторых их легко заряжать при помощи готовых модулей.
Поэтому на роль ОУ в предусилителе был выбран AD8616. Отличные, недорогие и доступные сдвоенные ОУ. Но главное это то, что работают они в диапазоне напряжений питания от 2.5 до 5 Вольт, что просто идеально для литиевого аккумулятора и портатива в целом.
Единственным минусом может стать то, что они не выпускаются в dip корпусе. Но тут мне на помощь пришли переходники SO-8 в DIP8, которые я когда-то заказывал с АлиЭксперсс. Заказывал в этом магазине.
Печатная плата
После того, как я определился со схемой и опробовал ее на макете, пришла пора запилить печатную плату. Я уже несколько лет не делал печаток, но на удивление все получилось проще, чем я думал. Платы я развожу в P-CAD, поэтому нарисовал по быстрому схему и спустя несколько часов залипания в комп получил готовую печатку.
Плата была упакована в размеры 20х45мм. Такие размеры получились из-за выбранного корпуса, но они видятся мне удобными практически для любого корпуса. Указанные размеры соответствуют нарисованной по периметру полоске.
Я сделал два варианты платы, разница лишь в том, что первая как на рисунке выше, а вторая зеркальная. В случае использования зеркальной платы, после переноса она станет нормальной и детали следует располагать со стороны дорожек.
Изготовления платы ЛУТом.
Говоря, что лучше всего платы получаются при печати на страницах плейбоя. Раньше я так и делал, но в последнее время перешел на глянцевую с одной стороны бумагу. Жалко переводить интересные статьи на непонятно что….
В целом технология ЛУТ итак всем известна, и в ролике она показана, поэтому остановлюсь только на двух моментах.
- Прожарку утюгом я делаю в течении минуты, а после закидываю плату в ближайшую книжку и встаю на книжку всем весом на 1-2 минуты.
- Широкие места и дефекты переноса или печати я всегда промазывал перманентным маркером. В этот раз вместо перманентного маркера я воспользовался акриловым. При этом я ждал высыхания минут 10-15. Тем не менее он отлично справился и под ним ничего не травилось.
Подбор резистора R*
Сопротивление резистора R* сильно зависит от капсюлей. Для того чтобы подобрать резистор я сначала впаял многооборотный переменный резистор.
Покрутил его до нужного напряжения и отпаял. Сопротивление резистора составило ровно 6 кОм. Которого у меня не оказалось и пришлось собирать его из двух.
Однако, в случае с другими капсюлями, сопротивление может быть и 2 кОм и 8 кОм. Поэтому тут все очень индивидуально.
Корпус усилителя для микрофона
Теперь пару слов о корпусе. Для этих целей я использовал корпус от вэйпа. Он уже давно валялся у меня в шкафу и ждал своей участи. Он оказался просто идеальным вариантом, т.к. располагает отсеком для аккумулятора и имеет отверстия, которых мне будет достаточно для счастья.
Для начала я выкинул из него все что напоминает о его происхождении, а так же достал и прочистил контакты для аккумулятора. После этого на место кнопки был установлен выключатель от настольной лампы. Он идеально подошел по размеру, потребовалось только сделать пропил под фиксатор.
Для того чтобы минимизировать уровень шумов от предусилителя я решил экранировать корпус. Для этого в съемные стенки корпуса я вырезал кусочки медной фольги которые приклеил на двусторонний скотч. Впоследствии их я соединю с минусом аккумулятора.
Единственное, что меня смущало в этом корпусе, так это отверстие на передней панели. Но оно сыграло мне даже на руку.
Из оргстекла я вырезал вставку, которую приклеил к крышке. Она не только закрывала имеющуюся дырка но так же была призвана демонстрировать синий светодиод намекающий на включенность устройства.
Чтобы как-то разнообразить вставку, а заодно усилить свечение я выгравировал на ней символичное изображение микрофона. Теперь, даже издалека и при ярком свете, я всегда смогу увидеть включен ли мой микрофон.
Ну а теперь остается продеть провода через отверстие и подпаять их к плате.
Заключение
Вот такой вот получился предусилитель для микрофона. Я очень доволен получившимся результатом. Использование такого усилителя позволило свести к минимуму обработку звуковой дорожки. В видео по теме я вообще не обрабатывал звук. Он итак звучит очень хорошо. Поэтому если вы еще не смотрели ролик, но заинтересованы в таком предусилителе – советую вам это сделать. Иначе что, зря я старался?))
Единственное, что я бы сделал с голосом на пост обработке – наложил бы компрессию для большего удобства слушателя. В остальном голос звучит очень ровно и натурально. Даже несмотря на использование довольно дешевой петлички с непонятно каким капсюлем.
В планах прикупить нормальный оригинальный капсюль, например Phuillips 61A и радоваться жизни.
Спасибо за внимание, всем хорошего звука!
Привет! В этом окошке авторы блогов любят мериться крутостью биографий. Мне же будет гораздо приятнее услышать критику статей и блога в комментариях. Обычный человек, который любит музыку, копание в железе, электронике и софте, особенно когда эти вещи пересекаются и составляют целое, отсюда и название - АудиоГик. Материалы этого сайта - личный опыт, который, надеюсь, пригодится и Вам. Приятно, что прочитали :-)
Здравствуйте. Эту статью прислал мне Артур Скрипкин и хотел бы поделиться ею с читателями мастерской, и так поехали.
Увидел здесь на сайте схему этого микрофонного усилителя, и захотелось мне его собрать и протестировать. К принципиальной схеме у меня особых вопросов не возникло, с виду все грамотно, очень похоже на рекомендации даташитов (так по-модному называются инструкции по эксплуатации). Мой опыт изготовления некоторых аудиоустройств, конечно же, хмыкнул внутри – Ну, ну, посмотрим, что из этого у тебя получится!
Я обозвал свой внутренний голос пессимистом и стал, для начала, исследовать свои запасы операционников. Нашлись и те, которые приведены в схеме — LM324, кроме них — LM358P и NE5532. Два последних имеют внутри себя по два операционных усилителя. Поскольку я задумал сделать это устройство в стерео варианте (есть у меня два динамических микрофона). Вот таких!
Прикинул сколько всего операционных усилителей мне понадобится, оказалось, что их нужно шесть, а это значит, что можно обойтись тремя микросхемами LM358P. Можно было бы и на двух LM324 сделать, но тогда два операционника задействованы не будут.
Микросхемы ОУ не стал впаивать в плату, а впаял панельки, в которые ОУ просто вставляются. Это сделал с целью пробовать различные микросхемы с одинаковой цоколевкой. Вместо сопротивлений, обозначенных на схеме переменными R6 100К, впаял постоянные 32К. После изготовления конечно же испытание, и вот оно первое включение. На вход подключены микрофоны, к выходу усилитель и наушники. Заработало сразу. Сразу и разочарование: звук был в обоих каналах и, я скажу, для первого включения неплох, но в левом канале ревел фон переменки по питанию! Вечный мой бич! Внешний осмотр не показал ошибок монтажа, обрыва дорожек, отсутствия каких-либо деталей. Всё, делать больше ничего не хотелось с этим усилком, и на пару дней я от него отстал.
Изготовленное, но неработающее правильно устройство не давало мне покоя. Предположил для начала, неисправность ОУ – вытащил из панельки усилитель левого канала. Фон переменки исчез, но, понятно, и звук тоже. Кинул перемычкой сигнал из правого канала на вход последнего каскада в левом канале (он схематично выполнен на средней микросхеме). Появился звук и не было фона. Становилось понятно, что источником фона были первые два каскада расположенные в первой микросхеме или деталях ее обвязки. Для верности поставил другой ОУ – ничего не изменилось. Взялся за проверку конденсаторов, проверил все! Все исправны, но некоторые даже поменял. Проверил все резисторы, стабилитроны тоже проверил – фон мучил по-прежнему. Неделю думал, включал, слушал, предположения различные в голове перебирал, заменил 7815 и 7915 – ничего не получалось. Фон питания ревел в левом канале. Предположил, что все это от того, что выпрямитель и стабилизаторы стоят в этой стороне платы. Переделывать плату не хотелось. Решение нашлось случайно – выпаял для проверки конденсатор С4 и включил усилитель. Фон пропал, однако и звук сигнала был искажен, но фона-то не было! Немного развернул конденсатор, чтобы его ножка не попадала на дорожку GND, припаял проводок и попробовал законнектить GND в другом месте. На фото вы видите, на обратной стороне платы, провод, которым конденсатор соединен с землей около входных разъёмов. Это решило проблему фона. Так вот перемычка на макете платы, о которой я писал в начале статьи это и есть избавление от фона по питанию.
Теперь хорошо стал слышен звук сигнала, но уровень усиления очень высок, поэтому слышен собственный шум операционников. Заменил первые каскады на NE5532 – шум стал меньше, но не исчез совсем. Если говорить честно, то это уже не проблема, изменяя номиналы резисторов R8, R3 от этого шума можно избавиться.
Усиление этого устройства оказалось таково, что звуковая карта моего компьютера Creative X-Fi в режиме Line In передает сигнал микрофонов при установке движка регулировки уровня на четверть от ноля. Очень хорошо работает с этим сигналом Skype. Мой вывод таков, что схема усилителя рабочая и ее вполне можно использовать. Усиленный звук мне понравился. Не ругайте сильно мои письмена.
Универсальный микрофонный усилитель может работать с популярными электретными микрофонами с двумя и тремя выводами. Хорошее качество звука было достигнуто, в частности, благодаря использованию таких компонентов как танталовые конденсаторы и малошумящего операционного усилителя NE5532. Благодаря этому усилитель имеет такие не плохие параметры, что подходит для работы с качественными динамическими микрофонами.
Схема универсальный микрофонный усилитель приведена на рисунке. Как видите, схема питается от одного напряжения. Для питания электретных микрофонов предусмотрена дополнительная цепочка R1, C2, R2. Схема содержит два каскада с регулируемым усилением. Усиление первого каскада (U1A) плавно регулируется потенциометром POT1 в диапазоне 1 … 10x. Усиление второго каскада можно ступенчато изменять с помощью перемычки JP2. Если выводы JP2 не закорочены, усиление будет наибольшим, что определяется соотношением резисторов R8 / R5. Когда перемычка JP2 подключена к R8 или R7 параллельно с R8, усиление будет меньше. Параллельное соединение R7 (9,1ком) с резистором R 8 (22 ком) дает сопротивление 6,4 ком, то есть в 3,2 раза больше, чем сопротивление полученного соединения R6, R8, и в 3,4 раза ниже, чем сопротивление R8.
При заданных значениях элементов усиление второго каскада будет, 10x (без перемычки), 2,9x (подключено R7), 0,91x (подключено R6). Таким образом, общее усиление может быть точно отрегулировано в диапазоне 0,9 … 100x. Такого диапазона достаточно для работы с стандартными микрофонами, в том числе динамическими, но у кого есть желание увеличить максимальное усиление до 600x (55 дБ), может уменьшить значение R11 даже до 360ом (из-за чего усиление на первой ступени увеличится до 28x), а также уменьшить значение R5 , до 1ком (что увеличивает усиление второй ступени до 22x).
В базовой версии универсальный микрофонный усилитель предусмотрен операционный усилитель NE5532 — микросхема, специально разработанная для применения в радиоаппаратуре и по сей день с успехом используемая также в профессиональном оборудовании. Схема преднамеренно использует два каскада усиления — каждый каскад дает большой запас усиления и гарантирует широкую полосу пропускания и отличные динамические параметры. Измерения показали, что даже при максимальном усилении (100x или 40 дБ) ширина полосы достигает более 25 кГц. Нелинейные искажения незначительны. При максимальном усилении в выходном сигнале 5 В нелинейные искажения составляли менее 0,09%. При усилении 20x (26 дБ) искажения и шум этой простой схемы составляли менее 0,03%.
Универсальный микрофонный усилитель также будет хорошо работать с популярными операционными усилителями TL072 и TL082. Эти усилители имеют больше шума, но при работе с электретным микрофоном это не имеет значения из-за большого уровня сигнала, получаемого от таких микрофонов. Потребляемая мощность снизится примерно до 3 мА (по сравнению с 10 мА для NE5532), что важно для питания батареи. Дальнейшее снижение потребления тока возможно после использования микросхемы TL062. Потребляемый ток снизится примерно до 0,5 мА, и благодаря двум каскадам усиления даже при максимальном усилении полоса пропускания будет по-прежнему шире, чем 20 кГц.
9-вольтовый аккумулятор емкостью 400 … 500мАч достаточен для многих часов работы такого очень экономичного усилителя. В схемах, где используется электретный микрофон, вы можете уверенно использовать TL072, TL082 и TL062. Только для работы с динамическим микрофоном хорошего качества, стоит использовать микросхему NE5532, которая обеспечит превосходные параметры и позволит использовать все преимущества этого микрофона. Универсальный микрофонный усилитель был собран на небольшой монтажной плате, показанной на рисунке.
Питание для трех контактного электретного микрофона следует брать непосредственно с конденсатора С2, оставляя перемычку JP1 в положении (контакты 1-2). При использовании динамического микрофона перемычку JP1 следует оставлять в положении (контакты 2-3). Схема может питаться от напряжения в широком диапазоне от 7 до 20 В. Потребляемый ток в основном определяется операционным усилителем.
Читайте также: