Механика сцены своими руками
Требования к сложности и надежности системы безопасности напрямую зависят от того, как именно эксплуатируется оборудование. Если людей в зоне движения механизмов не будет – достаточно и самого низкого уровня.
В современном же театре актеры играют на одной сцене с перемещающимися декорациями. Поэтому и требования к безопасности повышенные. К примеру, все знают, что нужно комплектовать театральные механизмы двумя независимыми нормально замкнутыми тормозами. Но нельзя забывать, что два тормоза требуют и независимого управления ими, то есть за управление каждым из тормозов должны отвечать разные цепи системы управления.
Безопасная система управления также требует, чтобы торможение механизма происходило и при разрыве канала связи с пультом управления.
Обязательно использование на приводах аварийных концевых выключателей для ограничения безопасного диапазона движения. Мы уже много лет применяем на своих лебедках модули концевых выключателей фирмы Stromag, потому что они cертифицированы по BGV-C1.
В наших системах управления даже при аварийно отключенном питании остается работоспособной вся электронная часть системы: на мониторе пульта управления видны положение и состояние каждого привода.
От случайного нажатия пульт страхует кнопка dead-man-button: оператор целенаправленно удерживает ее при выполнении манипуляций, подтверждая, что он жив и здоров, а не упал головой на пульт, потеряв сознание. Причем конструкция кнопки не позволяет ее саму нажать случайно.
Но понимание специфики – это еще и возможность критично подходить к нововведениям в области безопасности, аргументированно оценивая их необходимость.
Однако звучат подобные заявления по меньшей мере странно. Потому что сама шкала SIL не предъявляет конкретных требований к конкретному оборудованию. Она обобщает требования к системе безопасности в целом: чем выше потенциальная опасность, тем более серьезная система безопасности нужна.
О надежности-ненадежности оборудования вспоминают обычно, когда что-то ломается. А наш идеал – поставил и забыл лет на . дцать. Как его достичь?
И снова все начинается с подбора комплектующих. Причем не только комплектующих системы управления, но и самих управляемых механизмов.
А дальше – качественная схемотехника, с умом выстроенная взаимосвязь комплектующих с учетом их допустимых диапазонов работы, нагрузок, теплообмена и т.д.
Надежность – это редкость отказов, но не полное их исключение. На случай отказа функционал ключевых элементов в качественной системе управления дополнительно застрахован резервированием. С этой целью наши системы имеют две сети для передачи данных – основную и резервную – и два пульта управления: либо они полностью дублируют функции друг друга, либо резервный пульт дает возможность ручного управления. Предусмотрено и непосредственное управление каждым отдельным механизмом с помощью сервисного пульта, минуя все сети и сетевые компоненты.
Ну и еще один немаловажный пункт: правильная эксплуатация и обслуживание оборудования. В свое время мы много усилий потратили на разработку логичного, интуитивно понятного интерфейса пульта управления. Обязательно обучаем персонал, есть сервисное обслуживание, диагностика, в том числе удаленная при подключении системы к сети интернет.
Переместить декорацию из точки в точку может и самая простая система управления. Медленно, шумно и декорация дергается? А мы свет погасим, музыку погромче или вообще все в антракте сделаем, а зрителей – в буфет. И спасибо, что не руками тянуть-двигать приходится…
Как все это делается? Тут мы снова начинаем круг, что уже проходили с безопасностью и надежностью: комплектующие и люди, которые знают, что с ними делать. Высокоточные датчики положения и скорости – чтобы собрать максимум информации о состоянии механизма. Частотный преобразователь с динамическим диапазоном от 1:1000 – чтобы менять скорость движения незаметно для глаза. И программист, умеющий писать такие алгоритмы, чтобы получить от всего этого максимальный толк.
А система с грамотным ПО даже с одним датчиком положения позволяет перемещать декорации плавно, качественно останавливать, синхронизировать приводы и группы приводов, давать задержку по времени, менять скорость – то есть с ней уже можно придумывать динамические эффекты.
Существующие сценические площадки можно разделить по функциональному назначению на несколько типов: театры, киноконцертные залы, конференц-залы, клубы, дворцы культуры, актовые залы, учебные аудитории, спортзалы. Каждая площадка отличается по предъявляемым требованиям и по составу оборудования.
Сценическая площадка – это далеко не всегда типовой набор оборудования, особенно это касается театров, где это прежде всего площадка для воплощения творческих идей. Все театры отличаются друг от друга, так как создаются и развиваются под влиянием творческих лидеров. Сцена является сердцем всего театра, поэтому заложенные на этапе проектирования возможности сцены определяют не только удобство эксплуатации, разнообразие постановочных решений и зрелищность спектаклей в целом, но и возможность её дальнейшего развития, наращивания технических возможностей и рентабельность постановок. Современная техника не стоит на месте, каждый год появляются новые возможности, поэтому на этапе проектирования необходимо предусмотреть возможность будущей модернизации сцены.
Компания Фотон обладает большим опытом в комплексном проектировании и реконструкции театров. Наш проектный отдел состоит исключительно из высококлассных дипломированных специалистов, имеющих опыт выполненных проектов не только в России, но и на всем пространстве СНГ. Свою работу проектный отдел начинает со знакомства с особенностями театра и пожеланиями творческого персонала. Проектирование театра – это целый комплекс вопросов, каждый из которых имеет принципиальное значение. В проработке этих вопросов важен профессиональный подход.
Для бесперебойной и качественной эксплуатации сцены нужен целый набор технических средств. Технический комплекс для обслуживания современных спектаклей постоянно обновляется, появляются новые, более технологичные механизмы и способы управления ими. К проектированию механизмов сцены предъявляются особые требования по безопасности и надежности, т. к. они могут стать причиной травматизма у людей и привести к повреждению конструктивных элементов сооружений, поэтому его надо доверять проверенным компаниям с большим опытом выполненных проектов. От четкой и слаженной работы всей механизации зависит не только удобство и безопасность работы актеров, но и гарантия абсолютно точной повторяемости, спектаклей, что очень важно. Разработанная нашей компанией компьютерная система управления механизмами сцены позволяет управлять не ограниченным количеством механизмов с единого пульта, причем с высокой точностью позиционирования, быстротой и должным уровнем безопасности.
Вообще театральная механизация разделяется на два основных вида: Верхняя механика сцены - вся многообразная техника, которая располагается над сценой и отвечает за смену задников, кулис, падуг, разных занавесов. И нижняя механика сцены, все то, что располагается ниже сцены и непосредственно в ее уровне - подъемно - опускные площадки сцены, оркестровой ямы, хора, люки провалы, системы загрузки декораций.
К верхней механике относятся:
- штанкетные, софитные и точечные подъёмы;
- механизмы раздвижных и подъёмных занавесов;
- специальные механизмы: пожарный занавес, дымовые люки и т. д.
К нижней механике относятся:
- подъёмно-опускные площадки;
- люки-провалы;
- сценические поворотные круги;
- механизмы трансформации профиля зала и сцены
При составлении технического задания на проектирование в первую очередь необходимо решить следующие вопросы:
Как это часто бывает не только в театральном, но и вообще - в мире, все начиналось с очень практической задачи: оптимизировать время и трудозатраты:) Собирать и разбирать прямо на планшете сцены объемную, габаритную декорацию - это долго и порой физически тяжело, но в репертуарном театре без этого не обойтись. Но если ту же декорацию собрать на специальной площадке, площадку поставить на колесики, а потом просто выкатить на сцену - процесс ускорится в разы. Так появилась фурка .
Фурка - это мобильная площадка, состоящая из металлического каркаса и деревянного настила, поставленных на ходовые ролики.
Мало того, что монтировать сцену стало проще - настолько же проще стал и демонтаж. Спектакль прошел - декорации, не разбирая, утянули в карманы сцены до следующего представления.
Карман сцены - пространство, прилегающее в коробке сцены сбоку. Обычно достаточно объемное, так как используется для хранения сменных габаритных декораций.
В процессе своей технической эволюции фурка получила электропривод, дабы перемещать уже не килограммы, а центнеры и тонны, и направляющие-рельсы, чтобы не сбиваться с пути. Это было особенно удобно, если декорацию выстраивали на двух-трех фурках и их надо было очень точно состыковать.
Но все-таки вершиной развития на сегодняшний является площадка автономная - радиоуправляемая, со встроенным мотором и датчиками, контролирующими скорость и направление движения. Та же грузоподъемность и точность, но при этом - свобода от тросов и направляющих.
Две автономные радиоуправляемые фурки "Система" сконструировала в 2010 году для Самарского театра оперы и балета во время комплексной реконструкции. Каждая фурка - площадью 70 м2. А целых 2 игровых плана оперной сцены.
Театральная сцена условно "нарезается" на несколько полос, параллельных порталу. Каждая такая полоса - называется игровым планом. Первый план - самый близкий к зрителю, последний - в глубине цены. Такое деление организует работу и актеров (каждый знает, на каком примерно плане он должен находиться в начале мизансцены), и технических специалистов. Так, софиты со световым оборудованием или дополнительные занавесы размещают над сценой обычно тоже по игровым планам, поэтому их и называют - поплановые или попланные.
P.S. А еще от термина "игровой план" произошли фразеологизмы - "выйти на первый план" и "уйти на второй план".
Но фурки для Самарской оперы были скорее техническим "эксклюзивом" - нестандартным оборудованием в рамках солидного бюджета большой реконструкции. Да и функционал у них был хотя и важный, но объективно ограниченный размерами: вывезти габаритную декорацию, а потом увезти обратно в карман. Не каждый театр может себе позволить такое оборудование. Да и не каждому оно будет полезно: карманы сцены есть далеко не во всех театрах.
Вот более компактные, а значит -более мобильные автономные фурки многие российские театры наверняка бы не отказались попробовать. Тут уже не только монтаж-демонтаж декораций можно делать, а целые сценические эффекты придумывать с "самодвижущимися" объектами.
Однако еще несколько лет назад все предложения по автономным радиоуправляемым фуркам в России были от иностранных производителей, и стоила одна такая площадка больше миллиона рублей.
Но что удивительно - при таких вводных фурку в российских театрах все равно не забывали! Это мы можем подтвердить как производители механики сцены - люди звонили, люди писали, только разговор обычно заканчивался на этапе сметы: нет, это слишком дорого.
Сделать не менее дорогую российскую фурку можно было хоть завтра, только обменом шила на мыло мы бы точно никого не порадовали. Нужно было работать над предложением, адекватным по цене возможностям российских театров.
Что у нас было: алгоритмы управления движением, отработанные еще со времен разработки поворотной лиры и системы управления механикой сцены, а это как-никак уже 15-летний опыт.
Чего нам не хватало: доступных по стоимости комплектующих хорошего качества - аккумуляторов, мотор-колес, драйверов бесколлекторных двигателей постоянного тока, датчиков различных типов - оптических, индуктивных, ультразвуковых, датчиков Холла.
Так что как только мировой рынок комплектующих позволил, мы с свою автономную радиоуправляемую фурку запустили в производство. Она получила официальное и несколько лирическое наименование - TANGO.
В октябре 2020 года "Система" впервые представила TANGO театральной и шоу-общественности - на онлайн-марафоне выставки Prolight+Sound NAMM.
А в декабре 2020 состоялась первая премьера с участием нашей фурки - "Алиса в Стране Чудес" Сызранского драматического театра. "Самотанцующий" Волшебный Гриб перемещается по сцене на фурке Tango.
Радует отзыв о фурке главного режиссера Сызранского театра Олега Шахова: "Полезное оборудование", пробуждает фантазию".
Если вас заинтересовала фурка TANGO, на сайте есть ее техническое описание , а наши менеджеры всегда готовы ответить на вопросы - о стоимости, сроках или любые другие.
Сцена является местом основного концертного действа. Она состоит из нескольких элементов, которые в совокупности ее и образуют.
Элементы сцены
Что представляют собой элементы и механика сцены
Арьерсцена представляет собой дополнительное хранилище для декораций, которое находится в задней части.
Верхняя часть, которая расположена над планшетом, называется колосниками. Снизу и сверху колосников устанавливают трос, световые приборы и все детали, которые необходимо скрыть от зрителей.
Планшет – это пол сцены. Он кладётся с расчётом на то, чтобы артисты чувствовали себя в безопасности, а также имели возможность осуществления разных творческих задач (для этого могут применять врезные поворотные круги и концентрические кольца).
Кольцо-круг – это один из наиважнейших элементов сцены. Его встраивают в планшет, и он может вращаться вровень с остальной частью планшета.
Авансцена используется для сценических приёмов, в которых используется закрытая кулиса. Она представляет собой небольшой выступ в сторону зрительного зала. Как правило, имеет элемент спуска.
Кулисы являются маскировочным элементом сцены. Они помогают прятать актёров, декорации, а также другие элементы, которые не требуется видеть зрителю.
Порталом называются небольшие вырезы, которые находятся в передней стене. Они отделяют сцену от зрителей, а также образуют "зеркало".
Декорации – это различные предметы (как правило, габаритные), которые используются для художественного оформления.
Одежда сцены – это совокупность её обрамляющих элементов. Сюда входят кулисы, задник и падуга.
Падугой является ткань (аналогичного кулисам цвета), которую вешают горизонтально в верху сценической коробки.
Штанкетом называют перекладину, которая проходит горизонтально, и служит для подвешивания различных декораций. Эти декорации можно поднимать и опускать.
Задник – это огромное полотно, на котором расположен определённый рисунок. Этот рисунок служит основным фоном действа.
Софиты – это светильники, которые освещают определённую часть сцены или зала.
Рампа – это элемент, расположенный вдоль авансцены. Он скрывает от зрителей софиты.
Просцениум – это пространство перед занавесом вплоть до авансцены. Его используют для небольших выступлений, которые в основном подводят к основному действу.
Занавесом является огромные массивы ткани, которые служат для того, чтобы визуально отделить сцену от зала, а также используются для обозначения перерывом и антрактов.
Важно понимать, что практически каждый элемент является факультативным. То есть, некоторые сцены могут не иметь одного или нескольких элементов, но этот факт не отбирает у них этот статус.
Читайте также: