Лесли эффект своими руками
Лесли ("динамик Лесли", Leslie speaker, "Лесли-эффект", в зависимости от конструкции и словоупотребления, "вращающийся звук") — устройство для создания звукового эффекта, заключающегося в плавном вращении фазы колебаний исходного сигнала по закону, близкому к синусоидальному, с частотой несколько герц и сложении полученного сигнала с исходным. Первоначальный "динамик Лесли" - акустическая система с двунаправленным вращающимся рупором перед каждым динамиком. При вращении системы рупоров в горизонтальной плоскости фаза и амплитуда звуковой волны, приходящей к слушателю, периодически меняются в результате сложения волн, излучаемых каждым раструбом рупора. Звук обогащается модуляциями, характерными для классического органа - вибрирует, "переливается", звуковая сцена монофонического инструмента усложняется благодаря подвижной интерференционной картине. Эффект стал популярен и узнаваем в мире благодаря использованию такого устройства в составе органа Хаммонда, во многом определившего классическое звучание рок-музыки конца 60-х. Известны электронные аналоговые и цифровые имитаторы акустического Лесли-эффекта, в той или иной степени приближающиеся по звучанию к оригинальному механическому устройству.
Содержание
История
Громкоговоритель с вращающися рупором был создан американским инженером Дональдом Лесли (англ.) русск. в конце 30-х годов. Лесли работал в это время в фирме по продаже и ремонту органов Хаммонда - ранних электронно-механических клавишных инструментов, изначально призванных стать дешёвой и компактной альтернативой традиционному церковному органу, доступной любому небогатому приходу. Найдя звук электрооргана намного менее выразительным и объёмным, чем у духового, изобретатель занялся поиском способа обогатить звучание инструмента.
Звучание традиционного органа богато инфранизкочастотными модуляциями, возникающими в результате пульсации питающего орган воздушного потока, биений между колебаниями унисонных и октавных труб; также на звук оказывает влияние значительное пространственное разнесение труб органа. Стремясь внести амплитудную и фазовую модуляцю в звук электронного инструмента, Лесли пошёл наиболее доступным путём - создавая механические колебания излучающего громкоговорителя.
Такая конструкция не требовала изменений в фирменном инструменте, представляя собой отдельный акустический агрегат. Аналогичное устройство в полностью электронном исполнении (низкочастотный широкополосный регулируемый фазовращатель) в 30-40х годах получилось бы излишне сложным, тяжёлым и энергоёмким. Перебрав многие варианты конструкции излучателя, Лесли остановился на вращающемся двойном рупоре, к основанию которого подводились колебания от неподвижного динамика, а устья были направлены в противоположные стороны от оси вращения. Такая конструкция даёт выразительный звук, механически уравновешена и не требует устройств для подведения тока к подвижной головке.
В 1940г. Лесли предложил законченный образец фирме Лоуренса Хаммонда, но автор конструкции органа отверг это усовершенствование. В 1941г. Лесли начал собственное производство, поставляя аппараты под разными названиями, из которых наиболее известно Leslie Vibratone, ставшее единственным с 1947г. Выпускались версии для органов разных производителей, стыкуемые с ними как элемент корпуса, и сам Лесли не старался выделить "Хаммонд" среди других совместимых инструментов.
В 1965г. Лесли продал бизнес компании CBS, которой также принадлежал и гитарный бренд Fender. В 1980-м бренд Leslie был наконец перекуплен Хаммондом [1] . В результате последующих перепродаж имена Hammond и Leslie перешли к Suzuki, которая сейчас и производит новые аппараты.
Устройство громкоговорителя Лесли
Классический "динамик Лесли" состоит из ВЧ- и НЧ-динамических головок (на рисунке - синяя и жёлтая), работающих на соответствующие вращающиеся рупоры (рупор НЧ - красный), приводимые каждый своим мотором (фиолетовый и оранжевый), частота вращения которых может регулироваться исполнителем (регулятор - рядом с мотором рупора ВЧ). Может содержать встроенный оконечный усилитель, в оригинале - ламповый (на рисунке - зелёный). Регулятором можно изменять частоту вращения рупоров от сверхнизкой, соответствующей унисонным биениям духового органа, до нескольких оборотов в секунду, соответствующих "исполнительскому тремоло".
Электронные Лесли-эффекты
Эффект, сходный с чисто механической реализацией динамика Лесли, можно получить с помощью электронного фазового модулятора, управляемого синусоидальным сигналом с регулируемой частотой от долей до нескольких герц. Аналоговые реализации такой схемы содержат несколько последовательных фазовращающих каскадов, как правило, упрощённой схемотехники, из-за чего часто узкополосны, шумны и сложны, не обладая при этом всем богатством акустического Лесли-звучания. Цифровые Лесли-эффекты в составе различных устройств обработки сигнала, например, гитарных процессоров, могут достаточно точно эмулировать физику работы механического Лесли, но на качестве итогового звука решающим образом сказываются специфика звучания имеющейся звуковой аппаратуры и особенности помещения, а ещё более сильно - тщательность разработки алгоритма и электронной части самого процессора. В результате многие исполнители по-прежнему стремятся использовать механические громкоговорители Лесли, а слушатели чаще всего легко отличают звук электронного эмулятора от традиционного аппарата.
Самодельные Лесли-устройства
Громкоговоритель Лесли, созданный на уровне техники 30-х годов, не отличается сложностью конструкции и может быть сравнительно легко изготовлен с помощью домашнего столярного инструмента при минимальном знании электроники. Рупоры, особенно НЧ, чаще всего выполняют в виде клееных секционированных ящиков из плоских деталей. Известно множество образцов, созданных любителями - от настольных с динамиками в 1-2 ватта [2] до сооружений мощностью в сотни ватт и весом в десятки килограммов [3] .
Электронные Лесли-приставки, как и другие со сходной схемотехникой (флэнжер, фэйзер) стали популярны у самодельщиков с рубежа 70-80х годов, с распространением полевых транзисторов как основы фазовращающего каскада. В настоящее время известно несколько повторяемых схем Лесли-педалей, исключительно аналоговых; однако, эти устройства довольно сложны, звучание их не столь оригинально, как у механического Лесли, и у любителей они не очень популярны по сравнению с более простыми и яркими флэнжерами и фэйзерами. Цифровые же устройства такого класса требуют дорогостоящих DSP, сложных для любительского программирования, и пока самодельные цифровые эффекты (в том числе Лесли) - редкость.
Напишите отзыв о статье "Лесли (звуковой эффект)"
Примечания
Отрывок, характеризующий Лесли (звуковой эффект)
– Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем.
Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку.
Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить.
Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.
В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
– Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
– Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
– Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
– Отчего? – спросил Ростов.
– Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
– Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.
Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор.
– Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был.
– Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
– Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
Ростов описал наружность Денисова.
– Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?
– Списки у Макара Алексеича, – сказал фельдшер. – А пожалуйте в офицерские палаты, там сами увидите, – прибавил он, обращаясь к Ростову.
– Эх, лучше не ходить, батюшка, – сказал доктор: – а то как бы сами тут не остались. – Но Ростов откланялся доктору и попросил фельдшера проводить его.
– Не пенять же чур на меня, – прокричал доктор из под лестницы.
Ростов с фельдшером вошли в коридор. Больничный запах был так силен в этом темном коридоре, что Ростов схватился зa нос и должен был остановиться, чтобы собраться с силами и итти дальше. Направо отворилась дверь, и оттуда высунулся на костылях худой, желтый человек, босой и в одном белье.
Он, опершись о притолку, блестящими, завистливыми глазами поглядел на проходящих. Заглянув в дверь, Ростов увидал, что больные и раненые лежали там на полу, на соломе и шинелях.
– А можно войти посмотреть? – спросил Ростов.
– Что же смотреть? – сказал фельдшер. Но именно потому что фельдшер очевидно не желал впустить туда, Ростов вошел в солдатские палаты. Запах, к которому он уже успел придышаться в коридоре, здесь был еще сильнее. Запах этот здесь несколько изменился; он был резче, и чувствительно было, что отсюда то именно он и происходил.
В длинной комнате, ярко освещенной солнцем в большие окна, в два ряда, головами к стенам и оставляя проход по середине, лежали больные и раненые. Большая часть из них были в забытьи и не обратили вниманья на вошедших. Те, которые были в памяти, все приподнялись или подняли свои худые, желтые лица, и все с одним и тем же выражением надежды на помощь, упрека и зависти к чужому здоровью, не спуская глаз, смотрели на Ростова. Ростов вышел на середину комнаты, заглянул в соседние двери комнат с растворенными дверями, и с обеих сторон увидал то же самое. Он остановился, молча оглядываясь вокруг себя. Он никак не ожидал видеть это. Перед самым им лежал почти поперек середняго прохода, на голом полу, больной, вероятно казак, потому что волосы его были обстрижены в скобку. Казак этот лежал навзничь, раскинув огромные руки и ноги. Лицо его было багрово красно, глаза совершенно закачены, так что видны были одни белки, и на босых ногах его и на руках, еще красных, жилы напружились как веревки. Он стукнулся затылком о пол и что то хрипло проговорил и стал повторять это слово. Ростов прислушался к тому, что он говорил, и разобрал повторяемое им слово. Слово это было: испить – пить – испить! Ростов оглянулся, отыскивая того, кто бы мог уложить на место этого больного и дать ему воды.
ЛЕСЛИ
Угу. Только ещё с конца 70-х годов прошлого века это обычно делают электронным способом. В давние годы были выпущены совершенно шикарные устройства Dynacord CLS 22 и CLS 222.
Но их уже называли не "Лесли" а "фейзер" (как разновидность - фленжер).
Сам делал
И в аналоге (на БР-ках) и в цифре.
А нафига это надо? По-моему этот эффект в цифре есть во всех студийных процессорах уже лет сто примерно.
А нафига это надо? По-моему этот эффект в цифре есть во всех студийных процессорах уже лет сто примерно.
А нафига это надо? По-моему этот эффект в цифре есть во всех студийных процессорах уже лет сто примерно.
Одни весьма скептически смотрят на всякие цифровые мульки. Есть огромное количество эмуляций органа "Хамонд" и "Лесли " , а вот на концертах многих крутых рок груп как раз они и используются ( хотя нашим исполнителям проще возить маленькую "коробульку" чем стоящий инструмент) Тоже самое можно сказать про электро пиано ( которых огромное количество. весьма достойных по звуку, функционалу и т.д.), но вот престижность и популярность акустических роялей Steinway, и Yamaha так и не снижается! Точно так же как многие гитаристы никогда не поставят на рядом аналоговые педали и их цифровые эмуляции! Ламповые комбики MESA BOOGIE,Vox, Fender
и всевозможные цифровые эффект процессоры в которых недостатка так же не ощущается ! Это вечное противостояние "фанерщиков" поющих под "минус"( иногда и в "дабл"плюс!) и тех кто проповедует игру настоящих музыкантов и вокалистов которые умеют петь ( не шептать и разговаривать !) и пользоваться микрофоном !
Вот такое моё убеждение !
Leslie speaker – это усилитель и громкоговоритель в одном корпусе, названный так в честь своего изобретателя Дональда Лесли. В конце 30-ых годов он начал работу над устройством, которое лучше передавало бы звук органа, чем его тогдашняя установка. История гласит, что работая инженером радиослужбы в Лос-Анджелесе, он купил орган Хаммонда в тогдашнем месте работы – универмаге Barker Brothers. Надеясь, что это будет подходящая замена трубному органу, но поставив Хаммонд в своем доме, Дональд быстро убедился, что не достиг своей цели. Будучи инженером, он начал разработку корпуса громкоговорителя с подобающим органным звучанием.
Изучив различные прототипы, он обнаружил, что ему нужно сделать конструкцию с движущимся динамиком с целью имитации пространственно изменяющегося звука органной трубы, что является результатом различных положений каждой трубы. Такое решение проблемы было уникальным и инновационным. Поскольку вместо того, чтобы вращать сам динамик, он решил зафиксировать его в нужном положении, а затем установить вращающийся барабан внизу, который будет направлять звуковые волны в разные положения при вращении.
Такое конструкторское решение не сильно изменилось в дальнейших колонках Лесли. Кабинет содержал в себе усилитель, к которому подключалась электрогитара, а также двухскоростной мотор для использования установки скорости вращения барабана. Эти скорости менялись переключателем, либо педалью, на положения от медленной (хорал) к быстрой (тремоло). Есть аналоговые и цифровые имитаторы акустического Лесли-эффекта, в той или иной степени приближающиеся по звучанию к оригинальному механическому устройству.
В колонке “Boosey & Hawkes Sonorous 601” дизайн устройства удивительно похож на оригинальный Лесли. Сняв заднюю панель, мы видим полупроводниковый усилитель в левом нижнем углу и огромный вращающийся барабан из полистирола. За верхней панелью находится 12-дюймовый динамик Altec, а через небольшой вырез можно увидеть двухскоростной двигатель, питающийся от переменного тока 220 Вольт.
С включенным двигателем и переключателем скорости, установленным на хорал (медленно), барабан начинает вращаться, и мы слышим это классическое чувство Лесли, которое можно получить только с настоящим вращающимся барабаном.
Звук распространяется по комнате с очень приятными на слух отражениями, вызывая трехмерный эффект.
Переключаясь на тремоло (быстрый), эффект становится не только быстрее, но и интенсивнее: получается огромный и мощный звук. Неудивительно, что в поиске этого самого звука Дональд Лесли потратил целые годы.
Польза лицевого массажа:
- улучшается кровообращение;
- за счет усиленного поступления кислорода в клетки улучшается регенерация клеток;
- при регулярных действиях разглаживаются мелкие морщины;
- запускается синтез коллагена, который отвечает за молодость лица;
- улучшается цвет лица;
- кожа начинает сиять изнутри, приобретает бархатистый вид.
Перед тем, как начать выполнять массаж, нужно предварительно помыть руки и очистить кожу лица. Не стоит делать массаж грязными руками – можно занести инфекцию в поры, которые расширятся под действием притока крови.
Массировать кожу лица нужно по линиям движения лимфы:
- от точки между бровей вверх до линии роста волос;
- из этой же точки к вискам по надбровным дугам;
- также из этой точки по спинке носа до кончика и вниз по крыльям;
- от внутреннего угла глаза к внешнему, потом - от внешнего к внутреннему;
- от носовых пазух к вискам;
- от точки над верхней губой к середине каждого уха;
- от точки под нижней губой к мочкам ушей;
- от мочек ушей вниз по шее до ключиц;
- спереди от ключиц вдоль гортани вверх до подбородка.
5 этапов массажа лица:
- Поглаживание кожи по линиям. Эти движения обладают расслабляющим и успокаивающим эффектом, выполняются в качестве подготовки кожи к массажу.
- Разминание кожи круговыми движениями. Сила надавливания подбирается индивидуально в зависимости от чувствительности кожи. С помощью разминаний снимается напряжение мышц, усиливается приток крови к тканям.
- Легкое постукивание пальцами – переходный этап, кожа отдыхает от разминаний.
- Вибрирующие движения и пощипывания. Вибрация обеспечивает включение в работу самых глубоких слоев кожи, а с помощью пощипывания запускается активная регенерация клеток эпидермиса, приходит кровь, богатая кислородом. За счет этого начинает активно вырабатываться коллаген, поддерживающий молодость кожи.
- Последним этапом является легкое поглаживание. Оно успокаивает кожу, приводит в норму все процессы. Не рекомендуется заканчивать массаж пощипываниями или вибрацией.
Такой комплекс массажа лица займет 10-15 минут в день. При регулярном выполнении этих упражнений кожа приобретает здоровый вид, а морщины становятся менее заметными.
Читайте также: