Куда ты идешь аида quo vadis aida 2020
Фильм, снятый к двадцатипятилетнему юбилею резни в Сребренице женщиной-режиссером Жбанич, начинается с четкого предупреждения о том, что хоть снят он по мотивам реальных событий, многие детали вымышлены. А следовало бы тут же писать и второе предупреждение: фильм полностью политизирован и представляет только одну, идеологически выверенную точку зрения на страшные события на Балканах.
В основу сюжета положена трагедия одной боснийки — Аиды, переводчицы при батальоне миротворцев ООН. Во время бегства мирных боснийцев из отбитой сербами Сребреницы муж и двое сыновей Аиды оказываются «людьми без прав», и все ее попытки спасти их в конечном счете сводятся к нулю.
Режиссер с первых же эпизодов не делает секрета из своей миссии, а именно: максимально очернить всех сербов и миротворцев ООН и выставить всех боснийцев невинными жертвами неофашистов. И это отчаянное усилие немедленно дает противоположный эффект. Потому что вот так делить сербско-боснийский конфликт на белое и черное могут разве что незамутненные граждане из США и прочих известных стран, которые и сотворили данный конфликт всеми имевшимися у них средствами во имя достижения своих деловых целей.
Нужно отметить, что произошедшее в Сребренице до сих пор служит мощнейшим рычагом политического давления на все страны Европы, и Россия недаром сопротивляется процессу шельмования сербов и Сербии. (Подробнее можно прочитать, например, в новостях об уголовном наказании отрицания геноцида боснийцев и о противоположном, сербском законе о неприменении в Республике Сербской решения Высокого представителя Валентина Инцко о введении уголовного наказания за отрицание геноцида боснийских мусульман в Сребренице и за глорификацию военных преступников) Вмешалась даже независимая международная комиссия во главе с Грейфом, которая действовала параллельно комиссии ООН и пришла к совершенно иным выводам.
Возвращаясь к фильму: перед нами история простого человека, умной, интеллигентной женщины, любящей и любимой, и это само по себе невероятно сильно воздействует на сознание зрителя. Представить себя на месте Аиды легко, хоть и ужасно. Представить, каким мог бы быть исход в иных обстоятельствах, также легко. Вообще при включении фантазии тут вероятно почти все — но именно фантазию-то, как и полномасштабное освещение фактов, все происходящее на экране гасит. Здесь нет даже минутной предыстории в виде титров, поясняющей, сколько было убито и замучено сербских детей, женщин и стариков, не говоря о мужчинах. И не показано отчаяние сербов, стоявших на пепелищах отчих домов, изгнанных с земли, которую они веками холили и считали своей. С яростной одержимостью с экрана льются только обвинения в адрес сербов и голландцев, тех, кто убивал, и тех, кто не защитил. От этого в итоге устаешь, и сильно. Как устаешь и от явных киноштампов, например, эпизода, когда «милосердные убийцы» кормят будущих жертв хлебом и шоколадом и всячески утешают. Это прямая отсылка к известным фильмам о Холокосте и гитлеровской Германии (между прочим, любопытно, что в группу создателей фильма входит и сама нынешняя Германия).
Но самое спорное тут, пожалуй, название фильма “Quo vadis, Aida?”, представляющее собой отсылку к христианскому преданию. Согласно ему, апостол Пётр, бежавший из Рима, встретил Христа и задал ему вопрос: «Куда ты идешь, Господи» (лат. Domine quo vadis?), на что получил ответ: «Иду в Рим на второе распятие» (лат. Romam vado iterum crucifigi). Устыдившийся Пётр вернулся в город и принял мученическую смерть.
Ставя на место Христа вымышленную героиню, режиссер по сути бросает последний увесистый камень в ряды сербов. Все, процесс расчеловечивания врага завершен. Можно ставить точку.
Не удивлена, что фильм был номинирован на «Оскар» в этом году и был замечен также на премии Британской академии и на Венецианском фестивале. Он четко вписывается в современные политтренды и служит тем же целям, которые на Западе оставались неизменными последние четверть века.
Остается надеяться, что фильм о военных преступлениях против сербов будет снят с таким же рвением и получит известность прежде, чем постулат о вечной вине всех сербов укрепится в сознании европейцев и американцев и побудит их к новым конфликтам на Балканах.
Историческая драма «Куда ты идёшь, Аида?» была показана в рамках Роттердамского кинофестиваля и кинофестиваля в Торонто. Режиссёр: Ясмила Жбанич. В ролях: Ясна Джуричич, Изудин Байрович, Борис Лер и другие.
Лето 1995-го, Босния и Герцеговина. Разгар печально известной Боснийской войны, во время которой произошёл самый массовый геноцид в Европе после окончания Второй мировой. Тогда вооружённая до зубов армия сербов взяла под контроль Сребреницкий анклав, объявленный ООН «зоной безопасности», и убила более 8 тысяч беззащитных, безоружных боснийских мусульман. Об этом рассказывает новый фильм Ясмилы Жбанич «Куда ты идёшь, Аида?» — мощное гуманитарное кино, снятое с трезвостью и размахом «Пианиста» Романа Полански.
Мировая премьера картины состоялась на Венецианском кинофестивале, где ленту Жбанич, обладательницы «Золотого Медведя» Берлинского кинофестиваля за свою предыдущую работу «Грабицу», наградили сразу несколькими призами. Затем картина продолжила успешное шествие по мировым фестивалям: Торонто, Гамбург, Вена и вот Роттердам, где «Куда ты идёшь, Аида?» получила приз зрительских симпатий, хотя кино откровенно не для всех. Возможно, следующим шагом для фильма станет номинация на премию «Оскар» от Боснии – по крайней мере, это точно будет заслуженно.
В своих предыдущих картинах Ясмила Жбанич рассматривала последствия геноцида своего народа на примере современной Боснии и Герцеговины. Теперь же она переносится непосредственно вглубь исторического кошмара. В центре сюжета – вымышленный персонаж, переводчица при нидерландском контингенте войск ООН Аида (какой-то совершенно героический перфоманс Ясны Джуричич, немыслимо, что Кубком Вольпи в Венеции наградили не её). Аида единственная из местных жителей, кто знает английский. Так называемая «зона безопасности» (на самом деле обычный ангар без туалетов и кроватей) переполнена до отказа, а её ворота подпирают ещё тысячи обеспокоенных за свою жизнь боснийцев. У Аиды по ту сторону ограждения муж и двое сыновей, и она отчаянно пытается сделать всё, чтобы спасти хотя бы их.
Кино Жбанич смотреть нелегко, как и нелегко на душе от осознания той трагедии, что произошла в Сребренице в июле 95-го. Режиссёр, которая, на секундочку, сама пережила те события, избегает выраженной манипуляции и показывает хронику произошедшего через линзы исторического факта, с которым уже ничего поделать нельзя. Какой смысл спрашивать, что в тот момент произошло с гуманистическими позывами, вроде как вложенными в каждого человека, если этого уже никак не изменить? «Куда ты идёшь, Аида?» превосходно исполняет роль бронзового памятника не только ужасающим событиям, коллективная вина за которые лежит на всём человечестве, но и несломленному духу главной героини, которая упрямо верила, что сможет изменить неизбежность.
Quo vadis, Aida? (2020, Босния и Герцеговина, Австрия, Румыния, Нидерланды, Германия, Польша, Франция, Норвегия, Турция) , IMDb: 7.9
Аида — переводчица при нидерландском контингенте войск ООН. В Сребренице живут ее муж и сыновья, им грозит гибель. Обе стороны конфликта игнорируют ультиматум ООН, и Аида понимает, что голубые каски не остановят кровопролитие. Используя инсайдерскую информацию, женщина с риском для жизни пытается спасти свою семью. Номинация на «Оскар-2021» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Страна Босния и Герцеговина, Австрия, Румыния, Нидерланды, Германия, Польша, Франция, Норвегия, Турция
Актеры
Более 3,5 тыс. человек посетили кинотеатр «Художественный» за три дня
Бу-Бу Ленд: оскаровская роль Эндрю Гарфилда в мюзикле «Тик-так… БУМ!» на Netflix
«Нули и единицы» и еще 4 шедевра Абеля Феррары, страшно обогнавших свое время
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише», чтобы получить возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость.
Шальной карточный триллер и параноидальный хоррор: два фильма с Венецианского фестиваля-2021, которые мы очень ждем!
Рецензия на «Основание»: вольная экранизация сай-фай-эпика Азимова, которой нужно дать время
Читайте также: