Кто такой дельфийский оракул
Тайна человеческой судьбы. Иногда судьба представляется нам милосердным Провидением, иногда – неумолимым Роком. С древности и до нашего времени люди обращаются к гадалкам, астрологам и прорицателям, чтобы попытаться заглянуть в невидимый для обыкновенных глаз мир - мир будущего.
Не являются ли мистификаторами легендарные и современные пророки? Может ли вообще человек узнать, что готовит ему судьба? В поисках ответа давайте обратимся к истокам пророчеств.
В Египте, Индии, Греции, Вавилонии, у кельтов и других древних народов способность прорицать была великим искусством и священной наукой, а прорицатели, особенно столь знаменитые, как дельфийские Пифии и легендарные Сивиллы, были жрецами и жрицами, посвятившими свою жизнь служению богам. Самым знаменитым и почитаемым прорицалищем древности был Дельфийский оракул [1] .
По легенде изначально он принадлежал Матери-Земле, Гее. Гея отдала оракул Фемиде, богине правосудия. Само имя Фемиды означает «Пророчество», а предсказания Пифии назывались по-гречески «фемистэс». В дар от Фемиды святилище получил Аполлон.
Согласно другой легенде, оракул был основан самим Аполлоном, покровителем искусства прорицания. Он замыслил основать свое первое святилище в Дельфах - небольшой долине у подножия Парнаса, окруженной скалистыми горами, - где и заложил фундамент храма, чтобы устами людей прорицать божественную волю. Но сначала богу пришлось сразиться с ужасным драконом Пифоном, обитавшим в Дельфах. В одном из произведений древнегреческого поэта-философа Пиндара говорится, что Аполлон сражался с чудовищем за магический треножник, с которого до него пророчествовал сам Пифон.
Существует легенда о древнем храме Аполлона - шатре, сплетенном из ветвей священного лавра. Этот храм сменил другой, сделанный из воска и пчелиных крыльев; его Аполлон отдал своему любимому народу - гипербореям. Третий храм был из меди, его создал божественный кузнец Гефест; в нем пели волшебные золотые девы. Это святилище было расплавлено огнем. Четвертый храм, известный уже по историческим источникам, был построен из камня легендарными архитекторами Трофонием и Агамидом. Когда он был основан - остается загадкой, над которой бьются поколения исследователей. Известно, что во времена Гомера, то есть в VIII-VII вв. до н. э., святилище было знаменито не только в Греции, но и в соседних государствах. Гомер в «Илиаде» упоминает, что к оракулу обращался царь Агамемнон, а это означает, что Дельфийский храм мог существовать уже во времена троянской войны, в XIII в. до н. э. Современные исследователи нашли на месте оракула древнее микенское святилище.
Эллины были глубоко религиозным народом. Религия являлась для них потребностью души, а не узаконенным правилом, и все, что касалось воли богов, было окружено величайшим почтением. Вера в оракулы, в божественные знамения не была бессмысленным подчинением навязанной свыше воле, но проистекала из понимания вселенной как великой, гармонично устроенной системы, в которой и люди, и боги имели свое место и выполняли предназначенную им Провидением роль. Не случайно в Греции говорилось, что даже великий Зевс подчиняется воле мойр - богинь судьбы, статуи которых стояли в Дельфийском храме рядом со статуями Зевса и Аполлона.
В самой таинственной части святилища, вход в которую для просителей был закрыт, находилась расселина, из которой поднимались удушливые пары. Согласно легенде, они исходили из того места, где был погребен побежденный Аполлоном Пифон; от имени чудовища и произошло название Пифий - жриц, пророчествовавших под воздействием этих испарений. Над расселиной был установлен треножник, с которого Пифия давала свои предсказания. В древние времена единственная Пифия совершала пророчества лишь раз в году, во времена расцвета Древней Греции пророчества давались постоянно, за исключением определенных неблагоприятных дней, а в начале нашей эры в храме жили три Пифии, которые прорицали два раза в месяц, - число желающих получить ответы на свои вопросы было весьма велико.
Пифию избирали из молодых девушек, и после обряда посвящения Аполлону мирская жизнь для нее прекращалась: жрица никогда не покидала храма и проводила все свое время в общении с богом. Служение Пифии считалось очень почетным, но было сопряжено с большими страданиями, так как после каждого «сеанса» пророчеств жрице приходилось довольно долго восстанавливать свое здоровье и душевное равновесие. Перед началом пророчества жрецы совершали жертвоприношение и определяли, угодно ли богу дать предзнаменование; если результат был отрицательным, жертвы приносились до тех пор, пока не являлось благоприятное знамение. Тогда Пифия омывалась в священном источнике и восходила на треножник.
О природе пророчества существует много различных мнений. Средневековые мистики утверждали, что вся информация о том, что было, есть и будет, уже существует на невидимых планах, то есть любая вещь, любое явление, прежде чем проявиться в мире форм, рождается и существует в мире идей, и если научиться «подниматься» сознанием до этих планов, то можно видеть будущее. Представьте себе такую картину: по дороге идет процессия. Человек, который стоит на обочине, видит лишь тех, кто проходит мимо него, но если он поднимется на колокольню, то сверху cможет увидеть все шествие одновременно, и для него «сейчас» будет то, что для стоящего на земле уже произошло или только произойдет. Настоящий прорицатель похож на поднявшегося на колокольню, в то время как мы все «стоим на обочине».
Мистики утверждают, что работа с “тонким планом”, на котором существуют все модели вещей и событий, связана с большой трудностью и опасностью. Для нее необходимо научиться отключать рациональное человеческое сознание и освобождать бессознательное. Этим объясняется необычное поведение Пифии: издаваемые ею бессвязные звуки и возбужденное состояние, сменяющееся трансом. Неоплатоник Ямвлих объяснял, что через пророчицу проговаривает дух святилища, существо, которое является посредником между богами и людьми. Когда пророчица общалась с духом, она впадала в транс, становилась величественной и произносила пророческие слова.
Дельфы, особенно в архаический период, играли роль религиозного центра Эллады – они ведали культом героев и богов, устанавливали календарь праздников. Изречения оракулов повлияли на колонизационную деятельность и законодательство Греции. Известен случай, когда знатный спартанец Ликург прибыл в Дельфы вопросить оракул об улучшении спартанских законов. Ответ Пифии был:
Ты притек, о Ликург, к дарами обильному храму,
Зевсу любезный и на всем Олимпе обитель имущим,
Смертный иль бог ты? Кому изрекать прорицанье должна я?
Богом, скорее, Ликург, прорицать тебя нужно бессмертным.
По некоторым сведениям, Пифия предрекла Ликургу все спартанское государственное устройство.
Начиная важное предприятие, всегда обращались к оракулу за советом. Часто просители получали не тот ответ, на который рассчитывали. Известна легенда, связанная с рождением одного из выдающихся мудрецов древнего мира. Торговец Мнесарх обратился к оракулу с вопросом об успехе своего путешествия и услышал, что у него родится сын, «который будет выделяться красотой и мудростью и принесет человеческому роду величайшую пользу на все времена». Родившегося ребенка нарекли Пифагором (“предсказанным Пифией”). Пифагор стал не только великим математиком; он основал первую философскую школу, давшую импульс всей греческой и последующей философии. Из пифагорейской школы вышло много знаменитых ученых, философов и государственных деятелей.
Доверие к оракулу было столь велико, что в случае неблагоприятного ответа человек и даже целый народ могли отказаться от задуманного. Так, во время завоевания Ионии царем Гарпагом жители Книда пытались прокопать перешеек, соединяющий полуостров с материком, чтобы не пустить захватчика. Однако люди, долбящие каменную породу, стали получать ранения от осколков камней. Вопросив оракул о причине происходящего, они получили указание не превращать Книд в остров. Книдяне прекратили работы и сдались Гарпагу без боя.
Легендарная двусмысленность дельфийских пророчеств породила множество споров. Большинство современных историков считают, что жрецы, которые истолковывали предсказания, использовали эту возможность для политического влияния Дельф на процессы колонизации, войну между правящими родами или борьбу аристократии и демократии в Греции. Однако по мнению древних философов, успех или неудача зависели от тех выводов, которые делал получивший пророчество человек.
Известен пример лидийского царя Креза, который обратился к оракулу с вопросом, выступать ли ему против персов. Ответ, который он получил, был таков: «Если царь перейдет реку Галис, то погубит великое царство». А на вопрос, долго ли будет существовать его держава, - «Коль над мидянами мул царем когда-либо станет, ты, нежноногий лидиец, к обильному галькою Герму тут-то бежать торопись, не стыдясь малодушным казаться». Крез, убежденный, что «великое царство» – это царство персов, а мул не может быть царем людей, пошел войной на персов и проиграл. Когда же он послал в Дельфы свои оковы в качестве «победных даров» с вопросом, принято ли у эллинского бога обманывать друзей, то оракул ему ответил: «Предопределенного Роком не может избежать даже бог. Если бы Крез хотел принять правильное решение, то должен был бы вопросить у оракула, какое царство разумеет бог - Кира или его, Креза? И смысл изречения о муле Крез также не понял: ведь мулом был Кир, так как он происходит от матери более знатной, чем отец».
Известен также пример Нерона, которому Пифия предрекла: “Бойся 63-го года”. На момент пророчества Нерону было 60 лет, и он решил, что повода для беспокойства нет. Однако вскоре сенат низложил Нерона и избрал императором 63-летнего наместника Гальбу, сам же Нерон покончил жизнь самоубийством.
Есть и противоположный пример - правильного истолкования пророчества. Во время войны против жителей Кирры, захвативших часть дельфийских земель, Солон, который осадил город, но никак не мог его взять, вопросил оракула и получил следующий ответ:
Тогда лишь вы ниспровергнете твердыню этого города,
Когда волны темноокой Амфитриты будут омывать собой
Святилище бога, разбиваясь о берег священный.
Солон придумал следующую хитрость. В окрестностях Кирры росло много чемерицы, корни которой вызывают душевную болезнь. Он запрудил реку Плист, на которой стояла Кирра, отравил ее воду чемерицей и вновь пустил в город. Жители, вынужденные пить эту воду заболели, что помешало им защищать городские стены.
В первые века нашей эры могущество Дельфийского оракула значительно уменьшилось. Плутарх, бывший одно время жрецом Дельфийского храма, считал, что это произошло из-за падения нравов людей, которые стали обращаться к оракулу с бытовыми вопросами - о приплоде скота, о плодородии, о здоровье - и перестали заботиться о благе государства и Бога. Сегодня от святилища остались лишь развалины, пророческий дух покинул Дельфы. Но нам, потомкам славной цивилизации, была оставлена последняя загадка храма - начертанная на стене максима “Познай самого себя”.
По словам Плутарха, Аполлон излечивает болезни и разрешает затруднения посредством прорицаний, которые дает людям, вопрошающим оракул; но он побуждает человека к поиску истины, давая ему трудности, разрешаемые посредством размышления. А Гераклит говорил: “Владыка, чье прорицалище в Дельфах, не вещает, не скрывает, но знаменует” (или намекает). Ибо никакой оракул и даже бог не может создавать за человека его судьбу, человек должен научиться сам выбирать и действовать на основе своего выбора. В этом высказывании заключена глубокая древняя мудрость – ведь если судьба и боги будут все делать за нас, то в чем смысл существования человека?
[1] Оракул означает одновременно прорицалище (храм) и прорицание (изречение богов).
Реальная история
В мифах и преданиях отображена реальная история Дельфийского оракула, гаданий и храма. Судя по всему, на этом месте действительно находилось святилище еще до прихода греческой культуры на эти земли. Считается, что храм был основан в IX-VIII веке до н.э., а его расцвет пришелся на VII-V века до н. э. Здание храма несколько раз перестраивалось, нынешние руины — это остатки здания IV века до н.э. Окончил свое существование храм в IV веке уже нашей эры, когда почитавший христианскую веру римский император Феодосий повелел закрыть его как оплот язычества.
История
Археологические исследования, которые проводились в XIX веке, выяснили, что Касталийское ущелье начало заселяться со II тысячелетия до н. э., в то время как важность Дельф стала знаковой еще в Микенские времена, когда действовал до аполлоновский культ. Храм появился приблизительно в Х—IX веках до н. э. Дельфийский оракул принято считать одним из самых древних, однако появившимся позже додонского дуба.
Храм был воздвигнут по воле Аполлона древними зодчими Трофонием и Агамедом в VII века до н. э., но в 548 г. произошел пожар и строение было уничтожено, но вскоре его заменило новое здание в дорийском стиле. Но и этот храм был разрушен вследствие землетрясения, которое произошло в 373 г. до н. э. На сегодняшний день на этом месте находятся развалины, оставшиеся от постройки 369—339 гг.
Перед отправлением в новые колониальные походы было принято обращаться к оракулу за предсказанием и благословением: Аполлон считался покровителем колониальных экспедиций.
В подданство зачастую принимались различные храмы Средиземноморья, налаживались контакты с этрусской династией Тарквинеев, что находилась в Риме. В результате падения этого рода дельфийские жрецы поспособствовали переносу оракулов Кумской сивиллы в Рим, оказывая эллинское влияние на римскую религию.
Расцвет Дельфийского оракула происходил в VII—V века до н. э., когда по любым политическим или личным вопросам надлежало отправляться к нему за советом. Заключается военно-политический союз со Спартой, которая впоследствии стала светской "армией" дельфийского храма. В Дельфы стремились разнообразные посольства из множества древних царств с щедрыми подношениями: царь Мидас даже даровал храму драгоценный золотой трон.
Значимость храма стала слабнуть с началом греко-персидских войн: Дельфы заняли сторону персов, рассчитывая в будущем стать религиозным и культурным центром Персидской империи.
Неоднократно храм подвергался разграблению, а также претерпел пожары ввиду набегов галлов в 279 году до н. э. Император Феодосий принял решение закрыть его.
Храм представлял собой культурный и религиозный центр этого района. Окрестности были богаты источниками, самым известным из которых был Кастальский, он был окружен лаврами во славу Аполлона. На фронтоне строения изображены слова Семи мудрецов: «ничего сверх меры», «познай самого себя» и таинственная буква «Е». Деревянная фигура этого символа вскоре сменилась на медный знак, а спустя еще несколько лет императрица Ливия привнесла в дар золотую букву. О смысле этой фигуры говорилось, что «Е» имеет значение цифры 5: таким образом мудрецы желали сообщить, что их пятеро: Фалес, Биант, Хилон, Солон и Питтак, а тираны Периандр Коринфский и Клеобул не заслужили звания мудрецов. Кроме того, буква символизирует тот факт, что к Аполлону надлежит обращаться с важными проблемами.
Посетителям дельфийского храма открыты статуи Мойр, а также жертвенник богу морей, статуи Аполлона и Зевса-Мойрагета и стальной трон великого Пиндара.
Пифийские игры
Город Дельфы вошел в историю также как место проведения так называемых Пифийских игр. Кроме Олимпийских, в Элладе было еще три подобных общегреческих состязаний, проводившихся каждые четыре года — Пифийские, Истмийские и Немейские игры. Пифийские были вторыми по важности после Олимпийских и проводились за год до последних. Считалось, что учредил эти игры сам Аполлон после победы над драконом Пифием. Об этом событии перед каждыми играми напоминало театрализованное представление, символически изображающее победу Аполлона над хтоническими силами в лице змея.
Как происходили предсказания
В далекой древности прорицания совершались лишь единожды в год – на празднование дня рождения Аполлона, которое приходилось на 7 Бисия – приблизительно середина февраля-март. Начиная с VI в. до н. э. предсказания стали производиться каждого седьмого числа, кроме зимних месяцев. Позднее предсказания стали произноситься каждый день, кроме особенно нечистых дат. Пифия отказалась предсказывать людям, очерненных преступлением.
Пифия избиралась вне зависимости от социального статуса, до приобретения этого сана она даже могла быть замужней: требовалось лишь выразить верность Аполлону, а также соблюдать целомудрие. Перед прорицанием Пифии необходимо умыться в Кастальском источнике, облачившись в золотой наряд и распустив волосы. Ей надлежало надеть лавровый венок и спуститься в адитон, испить из источника, прожевать лавр и сесть на треножник. Вдыхая яды из расщелины, Пифия впадала в наркотический экстаз и начинала озвучивать размытые пространные фразы, которые впоследствии записывали и расшифровывали жрецы – так и рождались дельфийские предсказания.
Современные оракулы
В современной интерпретации слово "оракул" часто используют для любой предсказательной системы, будь это онлайн-гадание или гадание на игральных картах. Дельфийский оракул в этом плане можно считать эдаким символом роли предсказаний в человеческой жизни.
Часто оракулом называют карточную колоду, в которой на каждой карте уже написано готовое предсказание. В чем-то можно уловить схожесть с Дельфийским оракулом: гадать на такой колоде можно без умения интерпретировать карты. Будто вы приходите в храм и боги сообщают вам свою волю устами жрицы-пифии.
Ритуал предсказания
Процесс предсказания в храме Аполлона был не просто гаданием: Дельфийский оракул требовал соблюдения ритуала как от самой жрицы, так и от просящего. Тот, кто намеревался просить совета у богов, должен был предварительно пройти очищение (быть чистым физически и духовно), принести некую жертву богам и определенную плату жрецам. Первоначально просить можно было только раз в год в день рождения Аполлона. По мере роста популярности храма паломников стали принимать каждый месяц.
Сама жрица перед ритуалом должна была пройти церемонию омовения в Кастальском источнике рядом с храмом и облачиться в золотые одежды, а на голову надеть венок из лавровых ветвей — растения, считавшегося символом Аполлона. Непосредственно перед предсказанием жрица жевала лавр и пила воду из родника. Затем она шествовала внутрь храма, где начиналось самое интересное.
Считалось, что возможность толковать будущее жрица получала благодаря чудодейственным парам, поднимающихся из-под земли. Храм располагался прямо над расселиной — на полу была трещина, откуда и поднимались загадочные испарения. Свидетельства современников Дельфийского оракула расходятся: одни указывают, что жрица, надышавшись паров, пребывала в полубезумном состоянии. Находясь в этом трансе, она бормотала неясные слова и предложения, интерпретацией которых занимались другие жрецы. Другие утверждают, что жрица сохраняла здравый рассудок и сама отвечала вопрошающему на его просьбу. Что интересно: никаких следов трещин в полу на современных развалинах Дельфийского храма не сохранилось.
Культ жрицы-пифии
Точно не известно, каким именно образом избиралось главное действующее лицо Дельфийского оракула — жрица-пифия. Первоначально это была целомудренная юная девушка, ведущая праведную жизнь. Вступив в права жрицы, она завещала свою жизнь Аполлону и не могла иметь мужа и семью. Правда, история упоминает о случае, когда пришедший просить совета у богов мужчина воспылал страстью к молодой и красивой жрице и похитил ее. После этого жриц избирали уже из взрослых женщин, возраста 50 лет и старше, но наряжали их в одежды, полагающиеся юным девам, чтобы отдать дань традиции. Пифию могли выбрать и из числа замужних женщин — тогда она оставляла семейную жизнь и полностью посвящала себя богу.
masterok
Многие наверняка слышали слово «оракул», но мало кто придавал ему значение, не особо вникая в саму суть. А ведь для древних греков – оракул был гораздо больше, чем просто человек, умевший предсказывать будущее. Передача божественного знания от бога к смертному, также известная как прорицание, играла важную роль в древнегреческой религии. Гадание принимало различные формы, от изучения жертвенных внутренностей до интерпретации полёта птиц. Но, пожалуй, самой важной формой гадания была практика консультации с богом через посредника, и этот посредник был известен как оракул. Консультации оракулов проводились в постоянных местах и святилищах, разбросанных по всей Древней Греции. Царь богов, Зевс, имел престижных оракулов как в Олимпии, так и в Додоне. Были также оракулы Аполлона и в Дидиме, в Малой Азии и на острове Делос.
Однако самым известным и долговечным из них был Дельфийский Оракул Аполлона.
Дельфийский оракул на протяжении тысячелетий очаровывал цивилизации и как институт, и как концепция. Существует множество древних источников, которые ссылаются на оракула, от поэта V века до н. э. Пиндара до географа II века н. э. Павсания. Дельфы также пленили более поздних художников и писателей. Лорд Байрон даже оставил несколько граффити на камнях гимназии, когда посетил это место в 1809 году. Все это литературное внимание подчёркивает важность Дельф, но почему именно они занимали такое особое положение в древнегреческом мире?
Любой посетитель Дельфы сегодня будет поражён его замечательным расположением. По мере того, как туман рассеивается и священные руины являют себя любопытным странникам, появляется осязаемое ощущение потусторонности. Нетрудно понять, почему древние греки называли его «пупом Земли».
Одна история рассказывает о том, как Зевс выпустил двух орлов, по одному с каждого конца Земли. В том месте, где пересеклись орлы, он бросил камень, чтобы определить центр Земли. Камень приземлился в Дельфах. Считается, что этот камень представлен таинственным маркером, найденным на месте раскопок, известным как омфалос (омфал), или пупочный камень. Однако некоторые древние источники утверждают, что этот камень на самом деле был маркером гробницы Диониса.
Расположенные на скалистом хребте под горой Парнас, Дельфы - это место, которое не поддаётся человеческому заселению. Ведь по легенде оно принадлежит богам. Источники сильно различаются по происхождению Дельф. Некоторые утверждают, что Гея, богиня-мать Земли, была первой жительницей, задолго до Аполлона. Эта древняя родословная давала определённый уровень престижа этому месту.
Несмотря на своё высокое мифологическое происхождение, вполне вероятно, что Дельфы изначально представляли собой небольшое поселение. Однако город располагался на важном торговом пути из Коринфа в Северную Грецию. В VIII веке до нашей эры возросший уровень торговли вокруг Греции сделал Дельфы более посещаемыми. К V веку до нашей эры Дельфийский оракул стал самым известным священным местом в Греции.
Одной из многих причин, почему Дельфы стали столь важными, была их независимость. Расположение Дельф в Греции означало, что они не были связаны ни с одним из крупных и могущественных городов-государств, таких как Афины, Спарта или Коринф. Это позволяло городу сохранять нейтралитет, что, по крайней мере теоретически, делало его убежище доступным для всех.
Ко всему прочему, важность Дельф и растущее богатство делали город мишенью для нападений время от времени. Но он был защищён и управлялся советом, известным как Амфиктиония. Этот совет состоял из представителей со всей Греции. Среди ключевых членов были представители Фессалии, Афин и Сикиона. Амфиктиония играла важную роль в росте святилища на протяжении веков.
Доступ к Оракулу был на самом деле очень ограничен. Он был доступен для консультаций только в один день каждого месяца. В течение трёх месяцев в году, зимой, не было никаких консультаций. Считалось, что это произошло потому, что Аполлон искал более тёплый климат в холодные месяцы. Поэтому консультации были возможны только в течение девяти дней в году.
Даже в эти девять дней происходил дальнейший процесс, чтобы определить, был ли Аполлон счастлив получить консультацию. На жертвенного козла брызгали холодной водой. Если козёл вздрогнет, значит, Аполлон дал своё согласие, и день может идти по плану.
В каждый день консультаций стояла очередь из желающих задать свой вопрос и получить на него ответ. И все эти люди должны были очиститься в родниковой воде возле святилища. Первыми шли дельфийцы, за ними шли люди, имевшие своего представителя в Амфиктионии, а затем и все остальные греки. Не-греки были допущены последними.
Каждый пришедший к Оракулу должен был заплатить деньги и предложить пеланос, своего рода жертвенный пирог, перед консультацией. Ещё одна жертва была сожжена как приношение всем богам, а также жителям Дельф. После пройденной церемонии, каждый из очереди мог встретиться со жрицей Аполлона, иначе известной как Пифия и Дельфийский оракул.
К сожалению, о Пифиях мало что известно, за исключением того, что все оракулы должны были быть дельфийскими женщинами из уважаемых семей. Однажды избранные, они будут служить всю жизнь. К IV веку до нашей эры Пифия постоянно жила в доме при святилище. В дни консультаций она купалась в Кастальском источнике возле святилища. Затем она отправлялась в храм, где сжигала подношение Аполлону из лавровых листьев и ячменной муки.
Очевидно, что наибольшей привлекательностью Дельф был тот факт, что они открывали доступ, хотя и косвенно, к богу Аполлону. Гомеровский гимн Аполлону, написанный примерно в VII веке до нашей эры, даёт объяснение связи Аполлона с Дельфами. В поисках места для своего оракула он в конце концов остановился на Дельфах из-за красоты их расположения. Но сначала он должен был победить чудовищного дракона, который жил неподалёку. Убив дракона своими стрелами, он оставил его тело гнить под палящим солнцем. Греческое слово «гнить» означает «пифеин», и считается, что именно отсюда произошло название Пифии. Город Дельфы был ранее известен как Пифон в бронзовом веке.
Источники сильно расходятся в том, что произошло дальше. По общему мнению, Пифия принимала консультантов, сидя на треножнике во внутренней части храма. Более поздние древние источники упоминают о пропасти в полу храма. Из этого отверстия, по-видимому, поднимался какой-то пар, который Пифия вдыхала. Затем она входила в своего рода транс и произносила божественные слова Аполлона.
Но есть и другие версии этой истории. Алкей, лирик VII века до нашей эры, рассказывает о том, как Зевс приказал Аполлону установить оракул в Дельфах. Иная версия у Эсхила, который в своей трагической пьесе «Эвменид» объясняет, что Аполлон получил Дельфы по наследству от Геи.
Истории могут быть разными, но конечная точка каждой версии - установление места пророчества в Дельфах. Аполлон хорошо известен как греческий бог пророчеств, обладающий способностью заглядывать в будущее. Однако, возможно, более точно будет описать консультации в Дельфах как передачу божественного совета.
Желающие получить ответ на свой вопрос посещали Дельфы с запросами как от частных лиц, так и от имени целых городов-государств. Самые распространённые просьбы о помощи от людей касались личных вопросов, например, брака и перспектив работы. Иногда им хотелось знать, стоит ли пускаться в долгое и опасное путешествие. Просьбы о лекарствах от болезней и недугов также были распространены.
Люди, которые посещали Дельфийский оракул от имени своего города, часто искали совета по поводу серьёзных споров между общинами. Города также хотели знать, благосклонно ли Дельфы отнесутся к развитию их колоний за границей. Подъём Дельф, особенно в VI веке до нашей эры, совпал с ростом демократии и ростом городских районов по всей Греции. Одной из самых важных сильных сторон Дельф была их способность помогать устанавливать закон и порядок. Таким образом, Дельфийский оракул стал одним из главных звеньев и советчиков в развитии греческого мира.
Некоторые учёные считают, что жрецы, которые работали вместе с Пифией, помогали в процессе интерпретации. Но это не может быть окончательно доказано. Также неясно, были ли ответы записаны и затем переданы получателям для их интерпретации. Ясно, что в своей двусмысленности Оракул подчёркивал тот факт, что божественные слова изначально были непонятны смертным. Они не могли быть восприняты непосредственно, божественная мудрость должна была быть сначала тщательно истолкована.
На протяжении всей истории Дельф было много тех, кто впал в заблуждение из-за двусмысленности Оракула. Геродот, пишущий Историю в V веке до нашей эры, рассказывает о некоторых захватывающих эпизодах неправильного толкования в Дельфах. Возможно, самый известный из них - Крез, невероятно богатый царь Лидии.
Крез попытался проверить Дельфийский Оракул, попросив его сказать, что он делал в определённый момент времени в Лидии. Оракул правильно ответил, что Крез разрезал черепаху и ягнёнка, а затем поместил их в бронзовый котёл. Ободрённый такой точностью, Крез спросил Оракула, будет ли он успешен в военной кампании против Персии. Оракул ответил, что Крез «уничтожит великую империю». Крез высокомерно предположил, что это означает, что он добьётся успеха. Он не смог понять, что эта великая империя на самом деле была его собственной, и вскоре он был порабощён персами.
Имея дело с высокомерными личностями таким образом, независимо от того, насколько они были важны, Оракул утверждал свою власть. Примеры таких, как Крез, служили предостережением другим. Дельфийский оракул не любил манипуляций и небрежных толкований.
К V веку до нашей эры Дельфы стали самым важным оракульским святилищем в Греции. Он привлекал посетителей со всего греческого мира и за его пределами, из таких мест, как Малая Азия и Египет. Около 590 года до нашей эры первые Пифийские игры также проводились в Дельфах в честь Аполлона. Эти спортивные состязания стали одним из великих панэллинских игр-фестивалей Греции и заняли место на арене наряду с Олимпийскими играми.
Одной из причин, по которой Дельфы смогли завоевать свою репутацию и стать столь важными, было растущее богатство. Это место было опустошено пожаром в VIII и VI веках до нашей эры. Но, благодаря очень щедрой поддержке и пожертвованиям, впоследствии были построены большие и лучшие священные здания. Они включали в себя огромный храм Аполлона, а также многочисленные здания городской казны.
Богатство Дельф происходило от пожертвований и посвящений, сделанных отдельными людьми и городами-государствами. Многие из этих подношений поступали от восточных царей. Большое количество этих иностранных посвященных отражало международное значение Оракула. Крез Лидийский, например, подарил цельную золотую статую льва и большие чаши из золота и серебра.
Среди самых известных посвящений были две статуи архаического стиля, подаренные городом Аргосом в конце VII века до нашей эры. Эти статуи считаются либо близнецами Кастором и Поллуксом, либо братьями Клеобисом и Битоном. Клеобис и Битон принадлежали к аргивянскому мифу, в котором они проявляли большую преданность как своей матери, так и богине Гере.
Ещё одно невероятное подношение было сделано Иероном I, тираном Сиракуз. В 470 году до нашей эры Иерон выиграл гонку колесниц на Пифийских играх. В благодарность Аполлону он посвятил бронзовую колесницу в натуральную величину с четырьмя лошадьми и возницей. На сегодняшний день обнаружен только возничий. Сегодня статуя занимает почётное место в музее в Дельфах.
Прекрасные статуи и драгоценные предметы в Дельфах отражают желание людей и городов постоянно находиться в святилище. Для древних греков Дельфы были не просто священным местом. Оракул занимал непревзойдённое положение в обществе, которое длилось более тысячи лет. Дельфийский оракул, обладавший способностью влиять на могущественных людей, а также на крупные города-государства, сыграл решающую роль в развитии западной цивилизации.
Расклад на Таро “Дельфийский оракул»
Слава прорицательниц из Дельф тянется и до сегодняшних дней. Часто обычный расклад из трех карт на Таро называют Дельфийским оракулом (как и на игральных картах). Скорее всего, такое название возникло из-за простоты и точности данного расклада. В нем фигурируют всего три вытянутые по очереди карты, символизирующие:
- ситуацию касательно вашего вопроса, которая сложилась в данный момент;
- что предпринять, чтобы выйти из данной ситуации;
- каким будет развитие событий в будущем.
Некоторые практики рекомендуют убрать из колоды Таро младшие арканы, чтобы гадание стало еще более точным. Если же вы используете гадание “Дельфийский оракул” на игральных картах, то, понятное дело, вам понадобится полная колода, так как количество интерпретаций обычной колоды не такое обширное, как в случае карт Таро.
Другие гадания: как еще предсказывали судьбу в Древней Греции
В древности различные магические практики занимали почетное место в ежедневном быту. Распространявшиеся по античному миру другие способы предсказаний будущего составляли немалую конкуренцию Дельфийскому оракулу: гадания по поведению птиц, на внутренностях животных, толкования снов, линий на руке, в конце концов, астрология.
У каждой разновидности предсказания будущего со временем появилось свое название, чаще всего позаимствованное из латинского языка (собственно, как и название “Дельфийский оракул”). Гадание на яйце, например, называлось оомантией или овомантией. Гадание по поведению птиц — ауспиция. А людей, которые предсказывали будущее по внутренностям жертвенных животных, стали называть гаруспиками.
Мифология
В начале времен владельцем оракула была Гея, реликвию охранял дракон по имени Пифон. Дельфийский оракул приняла в дар от Геи Фемида, которая впоследствии унаследовала ее сестра Феба, после чего он достался ее внуку Аполлону, который был научен искусству предсказания у Пана. Уничтожив Пифона, Аполлон завоевал оракул. Он собрал его прах и заложил в саркофаг, после чего отправился на поиски жрецов для воздвигнутого храма.
Устремив свой взгляд к морю, Аполлон заметил корабль, плывущий из Кносса. Тогда бог обернулся дельфином и кинулся в воды, дабы привести моряков к Крису: там люди возвели Аполлону Дельфийский жертвенник. Далее моряки поплыли к горе Парнас, где вскоре получили сан первых жрецов дельфийского храма.
Дельфийский оракул - это что такое. Факты о таинственном
Дельфийский оракул – это святилище Аполлона на горе Парнас. Сейчас это место приобрело статус архитектурного памятника, который не так давно включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В древние времена оракул пользовался огромной популярностью и во многом влиял на ход истории. Гадания и дельфийский оракул неразрывно связаны, ведь эта святая реликвия была дана самими небесами для предсказания будущего. Множество известных личностей и простых людей посещали храм, дабы услышать пророчество. Предсказания дельфийского оракула всегда были точны и истины – люди искали правду.
Оракулы в Древней Греции
В античные времена общепринятой была практика обращения к посланникам богов в поисках решения трудной ситуации. При некоторых храмах жили специально обученные жрецы, которых мы сейчас называем оракулами — от латинского слова ōrāre «говорить». Греческое же слово, обозначающее предсказателя будущего, звучит как «хризмос».
Чаще всего оракулами были мужчины, и только в Дельфах пророчествовала жрица. Обращение в храм было доступно только состоятельным людям, а простой люд довольствовался предсказаниями бродячих ворожеев. Предсказания оракула также стояли особняком от других видов гаданий — через жреца-посредника боги давали прямой ответ на заданный вопрос, а не посылали требующий разгадки знак, как в мантических гаданиях.
Известные пророчества
Фукидид, Геродот, Ксенофон и многие другие авторы описывали множество пророчеств Пифии, отличающиеся поразительной конкретикой и точностью содержания. К примеру, «не обжигай сосудов в печи» означал намек не сжигать людей в башне, а такое высказывание как «положил хлеб в хладную печь» толковалось как совокупление с мертвым телом задушенной жены. Предсказание, звучавшее как «найдешь своего коня», принесло вопрошающему смерть в месте под названием Иппос, которое переводится как «конь».
Известное дельфийское предсказание получил богатый лидийский царь Крез, который воевал с Персией в те времена. Пифия сказала ему, что, если он пересечет реку Галис, то погубит великое царство. Крез воспринял это вдохновенно, и, рассчитывая на победу, отправился в военный поход, но потерпел поражение. На его жалобу оракулу ему было отвечено, что пророчество не уточняло, чье именно царство будет повержено – таким образом, предсказание сбылось, но не так, как того ожидал вопрошающий.
Еще одно известное пророчество было произнесено Филиппу – царю Македонии, отцу Александра Великого. На вопрос, как одержать победу над другими государствами, ему было велено сражаться серебряными копьями – лишь тогда он сможет победить. Филипп раньше соседних держав принял решение чеканить монету, и таким образом ему удалось подчинить соседние города.
Оракул
В святилище приходило огромное число паломников. Но задавать вопросы оракулу было дозволено только в конкретные даты, и только после очереди очищающих ритуалов. Кроме того, необходимо был преподнести жертвоприношение и определенную плату.
Внутри храма существовало место – адитон - недоступное для посетителей. Там возвышалась золотая скульптура Аполлона, лавровое древо со священным источником и Омфал из белого мрамора с двумя златыми орлами. Под адитоном покоился саркофаг, где по преданиям хранился пепел змея Пифона, сраженного Аполлоном. В амфитеатре находился зал с крупной расщелиной прямо в скале, из которой вырывались ядовитые газы. Тут же возвышался золотой треножник.
Дельфийский оракул: история, особенности пророчества и интересные идеи
Дельфийский оракул — одно из наиболее известных мистических явлений древности. Под этим словосочетанием обычно понимают как место прорицания — храм Аполлона в греческом городе Дельфы, так и самого прорицателя, а точнее — прорицательницу, жрицу-пифию. Кроме того, иногда называют Дельфийским оракулом и гадание на картах Таро.
Храм Дельфийского оракула
Храм Аполлона в Дельфах стал прибежищем для наиболее мощных сил толкования будущего. Предсказания пифии из храма считались наиболее верными и точными, что приводило сюда все новых и новых посетителей.
Считается, что первоначально на священной горе Парнас, на месте храма, посвященного Аполлону, находилось святилище богини Геи. Олицетворение Земли и Природы, Гея принадлежала к тем древним и хаотичным богам, которым суждено было уступить свое место упорядоченному пантеону молодых олимпийских богов. С этим переходом от почитания хаотических сил к светлому культу Аполлона связана легенда о возникновении Дельфийского храма. Прежде чем основать собственный храм, Аполлон убил стражника святилища Геи — подземного дракона Пифона (отсюда и наименование жрицы-пифии).
Затем Аполлону понадобились жрецы для нового храма. Обернувшись дельфином, он бросился в море и догнал критский корабль, проходивший неподалеку. Аполлон рассказал морякам о новом святилище и они повернули в сторону горы Парнас. Эти мореходы стали первыми жрецами в Дельфийском храме, который был назван так в честь явления Аполлона в образе дельфина. А первой жрицей-пифией, по легенде, была Фемоноя — дочь Аполлона. Ей приписывают изобретение стихотворного размера гекзаметра — того самого, которым написаны «Илиада» и «Одиссея» Гомера.
Гадание на игральных картах
В настоящее время гадание по дельфийскому оракулу на картах практикуется довольно часто. На данный момент существует множество раскладов, названных именем оракула. Разложить дельфийский оракул на игральных картах на самом деле не представляется возможным, однако некоторые техники имитируют древнее знание. Гадание – это большое таинство, и далеко не каждому удается верно истолковать смысл пророчества. В гадании «Дельфийский оракул» на игральных картах на самом деле осталось одно лишь название от предсказаний, которые совершали Пифии – ведь и ритуал гадания в древние времена был довольно специфичным, далеким от нынешнего за карточным столом.
Карты таро
Дельфийский оракул – это огромная ответственность, как и карты таро. Последние – это особая колода, обладающая большой силой. Существует расклад таро «Дельфийский оракул», который получил название в честь одноименного храма Аполлона. Сами карты обладают высокой точностью и эффективностью, главное – верно сформулировать вопрос. Информация же, которую дает гадание «Дельфийский оракул» на игральных картах, не идет ни в какое сравнение с другими видами раскладов.
Являясь культурным, религиозным и историческим центром, храм Аполлона у подножия горы Парнас был также местом силы, куда стекались паломники и простые люди, желающие получить ответы на мучившие их вопросы. Дельфийский оракул – это кладезь тайного знания, которое было доступно древним грекам.
Сейчас же напоминанием об оракуле служит гадание на игральных картах. Время идет вперед, а людей все еще волнуют их судьбы, а значит, все еще живы времена магических и загадочных ритуалов.
Лжепророчества
Геродот рассказывал об обращении в храм с вопросом правомерности занимаемого трона царя из дома Эврипонтидов – сына Аристона Демарата. Его коллега Клеомен распространял слух о том, что Демарат был бастардом, преследуя цель низложить его правление. У спартанцев стали возникать разногласия на этот счет. Было решено обратиться к оракулу в Дельфах. На стороне Клеомена был Кобон – сын важного в Дельфах человека. Он смог уговорить Пифию Периаллу произнести предсказание, удобное Клеомену. Вскоре ложь всплыла на поверхность и Кобон был изгнан из Дельф, а Периалла потеряла свой сан. Клеомен после случившихся событий сошел с ума.
Другой случай лжепророчества произошел в процессе свержения тиранов в Афинах. Тогда Алкмеониды сыграли решающую роль в этом вопросе, подкупив дельфийских жрецов.
Не только оракул: Дельфы как центр мира
Дельфийский храм был известен не только как обитель предсказательницы будущего. По легенде, именно здесь находился центр тогдашнего мира, попросту именуемый Пуп Земли. Фактически Пупом Земли именовалось не просто место, а конкретный предмет — Омфал, большой камень, которые, по легенде, Зевс сбросил на Землю в том месте, где столкнулись два орла, летящих с разных концов света. По другой версии, Омфал был тем самым камнем, который проглотил вместо младенца-Зевса его отец, Кронос, поедавший своих детей из-за пророчества, что одному из них суждено отобрать у него власть над миром и остальными богами. Камень-омфал хранился внутри храма, а по бокам от него располагалось два золотых орла — две статуи, напоминающие о происхождении святыни.
В каком-то смысле Дельфы действительно стали центром античной Греции. Жрецы Дельфийского оракула были влиятельной силой — сюда приходили спрашивать совета даже государственные деятели перед важными политическими и экономическими решениями. В руках жрецов были сосредоточены многие ниточки управления обществом — ничто не мешало им интерпретировать волю богов согласно собственным желаниям. Древние историки приводят несколько известных примеров лжепророчеств, совершенных в корыстных целях жрецов. Правда, они же свидетельствуют и о том, что боги не терпят обмана, и для всех участников подобные сделки заканчивались несчастьями вплоть до смерти.
Понятие
Изначально дельфийским именовался оракул в храме Аполлона в Дельфах, который располагался у основания горы Парнас. По легенде, он был заложен самим Аполлоном там, где он одолел страшного монстра змея Пифона. Его возникновение относится к микенской эпохе, а разрушение – к IV в. Расцвет его пришелся на VII–V в. до н. э. Дельфийский оракул – это не кто иной, как главный прорицатель в эллинском мире. Он символизировал мудрость бога Аполлона.
Читайте также: