Кто слеп в этом мире айат
В предыдущем посте был упомянут доктор Мухаммад Айджазул Хатиб из Дамасского университета, который сделал наблюдение о 750 аятах Корана, в которых Аллах призывает людей пользоваться разумом. Перечислить все аяты Корана из числа тех семисот пятидесяти в рамках одной статьи не представляется возможным, поэтому ограничимся их обзором, который сам по себе приводит к интересным находкам.
Для любого количества людей истина всегда будет одна, однако каждый придет к ней своим уникальным путем. Это означает, что истину невозможно внушить другому, навязать ему под страхом наказания или посулив пряник.Начнем с того, что подобные аяты Корана призывают человека не только к изучению различных явлений природы, но и подвигáют делать выводы, которые могли бы благотворно сказаться на развитии науки, человеческой нравственности и духовности. Кроме этого, подобные аяты касаются и изучения археологии. А поскольку археология – это раздел истории, то самое время вспомнить саркастическую поговорку о том, что история же ничему не учит. Увы, даже если это замечание кажется верным, у истории придется учиться, придется брать у нее уроки, дабы не повторять ошибок, совершенных предками и не оказаться в их положении.
Но для начала остановимся на таком понятии, как деизм, поскольку аяты Священного Корана затрагивают и эту тему. В частности, на данный факт обратил внимание доктор Зия Шах. Доктор Зия Шах является практикующим врачом, работающим в США, параллельно он является главным редактором газеты «Муслим Таймс». Поэтому начнем с деизма.
Понятие деизм, происходит от латинского слова «Деус», т.е. «Бог». Согласно учению деизма, разума и наблюдения за миром природы достаточно, чтобы человек мог прийти к признанию существования единого Творца Вселенной. Согласно деистическим представлениям, Бог выступает в качестве трансцендентного (непостижимого) Абсолюта по отношению к миру, т.е. Бог создал мир, но он не вмешивается в его дальнейшую судьбу, поскольку достаточно того, что миром управляют сотворенные Богом разумные законы.
Священный Коран последовательно проводит идею о том, что мир, в котором живут люди, и вся вселенная указывают на существование Творца. Однако, в отличие от представлений приверженцев чистого деизма, Коран подчеркивает важность и незаменимость откровения, которое Бог открывает своим пророкам. В этом смысле истинный Бог оказывается не только Сущим, но и активно помогающим человечеству Живым Богом. Это отличает кораническое учение о Боге от представлений деистов, которые, хоть и верят в Бога, но не могут согласиться с тем, что ему есть дело до мира и уж тем более – до людей.
Следует понимать, что деизм является продуктом западной науки, которая в свое время вырвалась (под влиянием мусульманской философии и науки) из тисков церковного диктата и гнета инквизиции и потому питала к религии понятные чувства. В результате, часть европейских ученых вообще пришли к отрицанию религии, а вместе с ней и Бога, став яростными атеистами. Однако большая часть ученых Запада не отказались от идеи Бога, хотя и отвергли Библию. Таким образом, деизм возник в умах ученых, оказавшихся на «нейтральной полосе» между Богом и Писанием.
Неудивительно, что деизм приобрел известность среди интеллектуалов в эпоху Просвещения, и в наиболее развитых странах Запада, таких, как Великобритания, Франция, Германия и Соединенные Штаты Америки. В число тех, на кого повлияла деистическая идея, входили лидеры американской и французской революций. Последователи этого учения получали христианское воспитание протестантского толка, то позволяло им сохранять веру в единого Бога, но отталкивало их от институциализированной религии и таких ее понятий, как тройственность Бога, непогрешимость служителей церкви, и сверхъестественная интерпретация событий, таких как чудеса.
Доктор Зия Шах считает, что если бы в ту эпоху западные ученые знали бы Коран, то ход их мыслей мог бы привести к иным результатам. Если продолжить эту мысль, то можно предположить, что даже если они и не знали Коран, то ничто не мешает знать Коран тем ученым, которые являются нашими современниками.
Действительно, в течение последних ста или ста пятидесяти лет многие западные интеллектуалы приходили к пониманию Бога благодаря знакомству с Кораном. И не только деисты оказались под впечатлением от его содержания, но даже атеисты. И подчеркиваю особо: поскольку речь идет об образованных, думающих людях, то это означает, что истинность коранического послания открывается прежде всего для тех, кто рационален, кто опирается на свой ум и свои выводы. Поэтому те, кто слепо блюдет традицию, ведом стереотипами и верит в очевидную бессмыслицу, наряженную в одеяния святости, но не пользуются умом и рассудительностью, те вряд ли способны оценить истины, озвученные в Коране.
Приведем свидетельство одного такого думающего человека – Мухаммада Мармадьюка Пиктхолла, – одного из первых британцев, принявших ислам. Вот что пишет Пиктхолл о двух аятах из суры «Корова»: «Эти два аята являются дополняющими друг друга. Там, где есть осознание величия и владычества Аллаха, то и в религии нет принуждения. Люди выбирают свой путь – верность, или противодействие. И для тех, кто выступает против, достаточно в качестве наказания даже того, чтобы они все дальше и дальше уходили от света истины».
Мухаммад Мармадьюк Пиктхолл
Какие аяты подразумевает Пиктхолл? Речь идет о 255-м аяте суры Корова, называемом «Айат аль-Курси» («Тронный аят»), и следующем на ним аяте 256. В Тронном аяте описывается Всемогущий Бог, которому принадлежит все, что есть на земле или на небесах. Вспомним его:
«Бог – нет иного божества, кроме Него, – Живого, Самодостаточного. Ни дремота, ни сон не овладевают Им. Ему принадлежит то, что на Небесах, и то, что на Земле. Кто тот, кто способен заступиться перед Ним, если только не с Его разрешения? Он знает, что до них, и что после них; а они не охватывают ничего из Его знания, кроме того, что Ему угодно. Его знание простирается на небеса и землю; и забота о них не обременяет Его; и Он – Высокий, Великий».
Следующий аят озвучивает основополагающий принцип, к которому должны прислушаться все: и верующие, и неверующие: «В религии не должно быть принуждения. Воистину, добро стало отличным от зла; поэтому тот, кто верит в Аллаха и отказывается быть ведомым теми, кто преступает закон, то, воистину, он ухватился за крепкую опору, для которой нет сокрушения. Аллах – Слышащий, Знающий» (Корова, 2:256).
Издание перевод Корана Пиктхолла 1931 года
Перевод Корана Пиктхолла снабжен краткими введениями к сурам. Сам Пиктхолл считал эту работу вершиной своей деятельности. Поскольку Пиктхолл понимал невозможность идеального перевода арабского языка на английский, то он назвал свою работу не переводом, но использовал слово «смысл». Перевод Корана Пиктхолла был санкционирован исламским университетом Аль-Азхар, а литературное приложение газеты «Таймс» высоко оценило его усилия, назвав ученого «выдающимся переводчиком», а саму работу «большим литературным достижением».
В качестве религиозного деятеля Пиктхолл, который называл себя «мусульманином-суннитом ханафитской школы», участвовал в деятельности ряда исламских организаций. Например, он читал пятничные проповеди в мечети Шах-Джахана в Уокинге, а также мечети в Восточном Лондоне. Некоторые из его хутб (проповедей) имама Пиктхолла впоследствии были опубликованы. Имея журналистско-редакторский опыт, имам Пиктхолл в течение года руководил работой Исламского информационного бюро в Лондоне], которое выпускало еженедельную газету «Мусульманское обозрение».
Та Ха (Та Ха), 124-й аят из 135
( وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِى ) «а кто отвратится от Моего поминания» — т.е. Тот, кто ослушался Моих повелений и того, что Я ниспослал Своему посланнику, отвернулся, постарался позабыть, и взял себе другое руководство. ( فَإِنّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكاً ) «у того, поистине, будет тесная жизнь» — т.е. в этом мире не будет ему покоя, не будет его грудь свободна, а будет в ней теснота из-за заблуждения, даже если внешне он будет благоденствовать. Пусть он одевает, что пожелает ест, что хочет, и живёт, где захочет, его сердце не найдёт убеждённости и прямого пути. Он будет пребывать в постоянном беспокойстве,растерянности и сомнении, и сомнения не покинут его. это и есть «тесная жизнь». ( وَنَحْشُرُهُ يـَوْمَ ٱلْقِيـٰمَةِ أَعْمَىٰ ) «и в день воскресения соберём Мы его слепым».Муджахид,Абу Салих и Судди сказали: «Не будет у него довода». Икрима сказал: «Он не будет видеть ничего кроме Ада». Это то, о чём Аллах сказал: ( وَنَحْشُرُهُمْ يـَوْمَ ٱلْقِيَـٰمَةِ عَلَىٰ وُجُوهِهِمْ عُمْيًا وَبُكْمًا وَصُمّا مّأْوَاهُمْ جَهَنّمُ ) «в День воскресения Мы соберём их лежащими ничком, слепыми, немыми,глухими. Их пристанищем будет Геенна». (Сура 17, аят 97) .
Что значит аят "Кто слеп в этом мире, тот будет также слеп в Последней жизни"?
Что значит аят "Кто слеп в этом мире, тот будет также слеп в Последней жизни"?
В Благородном Коране в суре «аль-Исра» («Ночной перенос») в 72 аяте сказано: «А кто слеп в этом мире, тот будет также слеп в Последней жизни и окажется еще более заблудшим». Разъясните, пожалуйста, как это понимать?
Чтобы глубже постичь смысл сур и аятов Корана, необходимо изучать предмет «Гулюмуль Кур’ан» (дословно «Науки о Коране»). Согласно этому учению, все аяты подразделяются на две категории «мухкам», то есть смысл, которых ясен и понятен, и «муташабих», смысл которых скрыт, и чтобы понять их, требуются познания. Об этом, в частности, говорится в 7 аяте суры «аль-Имран». Потому не следует понимать аяты «муташабих» в прямом смысле, для их осмысления необходимо знать, как их понимали «ахлю суннат валь-джамагат», то есть имамы четырех мазхабов.
Однако в последнее время можно услышать настойчивые призывы определенных кругов, которые провозглашают воспринимать аяты так, как они написаны, не вдаваясь в глубинную суть. К примеру, сторонники такого подхода слова из аята «Суммастава галяль-гарш» толкуют как «Аллах Та’аля восседает на троне», а слова из аята «Манн фис-самаа» объсняют как «Аллах Та’аля на небесах». Очевидно, что эти слова и подобные объяснения являются куфуром, потому как Всевышний не создавал все живое и неживое, испытывая нужду во всем этом. Ведь ему не требуются ни трон и небеса. Свойства Аллаха Та’аля остаются неизменными. Из 99 имен Его одно – «ас-Самад» и оно означает «не нуждающийся ни в чем». Всевышний не нуждался ни в троне и небесах до их создания, не были нужны они Ему и после того, как Он их создал. Точно также поступают и тот, кто утверждает, мол, что способен вынести хукмы из Корана и не нуждается в выводах ученых четырех мазхабов. Эти утвеждения сродни неверию.
Что касается аята, приведенного в вопросе, то в нем речь идет не о способности лицезреть органами зрения, а о душевной слепоте. В связи с этим припоминается притча об ученом-безбожнике и благочестивом мусульманине-захиде.
Однажды этот философ-безбожник явился к богобоязненному захиду, который копался у себя в саду, и, желая застать его врасплох, задал три вопроса: «Милейший, вот вы утверждаете, что Аллах Та’аля есть, тогда почему его не видно? Как будет действовать Генна Огненная на шайтана, если он изначально сотворен из пламени? Почему дети Адамовы должны держать ответ за свои прегрешения, тогда как по воле Всевышнего свершаются все благие и не благие дела?»
Правоверный смиренно выслушал философа не проронив ни слова, нагнулся и, подобрав ком спекшейся на солнце глины, запустил им в гостя. Последний был крайне возмущен поступком своего оппонента и подал на него в суд. Настал день суда и кадий задал вопрос захиду: «Почему ты вместо ответа бросил камнем в этого уважаемого ученого? Кто дал тебе право называть его вопросы невежественными и ошибочными? И, наконец, почему ты считаешь себя правым и не признаешь своих ошибок?»
На что захид, не теряя чувства собственного достоинства, отвечал: «Я и не думал причинить этому человеку какой-то вред, своим действием я, как мне кажется, дал многозначительный ответ на все его три вопроса». Судья попросил объяснить поподробнее смысл поступка.
И благочестивый мусульманин стал толковать суть произошедшего: «Напомню, что первый вопрос философа звучал так:
«Если Аллах Та’аля есть, тогда почему его не видно?» Я бы попросил этого господина продемонстрировать всем присутствующим чувство испытанной им боли. Истинно то, что ощущение боли нельзя лицезреть, тогда как оно стало следствием удара кома земли. Многое в этом мире сопоставимо с этим делом.
Второй вопрос был о том, как подействует Генна Огненная на шайтана, если он был сотворен из пламени? Потерпевший, как вы его называете, ваша честь, из рода детей Адамовых, а доподлинно известно, что Адам был сотворен Всевышним из глины, а потому как может он почувствовать боль от удара куска глины?!
И наконец, третий вопрос этого господина гласил: «Почему дети Адамовы должны держать ответ за свои прегрешения, тогда как по воле Всевышнего свершаются все благие и не благие дела?» Если потерпевший признает, что мой бросок комом глины в него совершен по воле и с помощью Аллах Та’аля, тогда какой смысл подавать на меня в суд!»
Судья, услышав столь исчерпывающие и убедительные ответы захида, остановил разбирательство и отверг иск философа-безбожника.
Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и рекомендации»
30 аятов Корана, которые должны знать не только мусульмане
Жизнь общества невозможна без правил. С появлением Ислама, постепенным ниспосланием Корана и примером Пророка (мир ему) мусульмане в 7 веке получили возможность улучшая свои нравы и практику, улучшить в целом положение общества и заложить истоки для его расцвета.
Уроки морали и нравственности, ниспосланные в Коране, актуальны до сих пор и могут полезны не только верующим.
Итак, что завещает Коран верующим и человечеству в целом?
1. Не обманывать:
«Избегайте лживых речей» (Сура "аль-Хаджж", аят 30).
2. Не преследовать других:
«Не следите друг за другом» (Сура "аль-Худжурат", аят 12).
3. Не оскорблять и не насмехаться над другими:
«Пусть одни из вас не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. (. ) Не обижайте себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами» (Сура "аль-Худжурат", аят 11).
4. Не расточительствовать (в средствах, щедрости, помощи):
«Не расточай чрезмерно» (Сура "аль-исра", аят 26).
5. Кормить бедных:
«. кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты» (Сура "аль-Хадж", аят 36).
6. Не злословьте:
«Не злословьте за спиной друг друга» (Сура "аль-Худжурат", аят 12).
7. Не нарушайте клятвы:
«Оберегайте же свои клятвы» (Сура "аль- Маида", аят 89).
8. Соблюдайте договоры:
«Соблюдайте же договор с ними до истечения его срока» (Сура "ат-Тауба", аят 4).
9. Не распространять ложь, сплетни:
«Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это - великий грех» (Сура "ан-Нур", аят 15).
10. Думать о других хорошее:
«Почему же, когда вы услышали это, верующие мужчины и женщины не подумали о самих себе (друг о друге) хорошее и не сказали: «Это - очевидная клевета»? (Сура "ан-Нур", аят 12).
11. Почтительно относиться к родителям:
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» - не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (Сура "аль-Исра", аят 23).
12. Отвечать на зло наилучшим образом:
«Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (Сура "Фуссилят", аят 34).
13. Не оскорблять чужих «богов»:
«Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из враждебности и по невежеству» (Сура "аль-Анам", аят 108).
14. Не обманывать в торговле:
«Наполняйте меру и весы по справедливости» (Сура "аль-Анам", аят 152).
15. Избегать самовосхваления:
«Не восхваляйте самих себя» (Сура "аль-Наджм", аят 32).
16. Отвечать на предложение мира согласием:
«Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха» (Сура "аль-Анфаль", аят 61).
17. Отвечать на приветствие тем же или лучшим:
«Когда вас приветствует, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым» (Сура "ан-Ниса", аят 86).
18. Не упрекайте в своих подаяниях:
«Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями» (Сура "аль-Бакара", аят 264).
19. Примирять враждующих:
«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них притесняет другую, то сражайтесь против той, которая притесняет, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны» (Сура "аль-Худжурат", аят 9).
20. Не входить в чужой дом без разрешения:
«Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей» (Сура "ан-Нур", аят 27).
21. Отстаивайте справедливость, даже если это не выгодно:
«. отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости» (Сура "ан-Ниса", аят 135).
22. Не присваивать чужого:
«Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию» (Сура "ан-Ниса", аят 29)
23. Не принуждать женщин к браку, обижать их в браке:
«Вам не дозволено наследовать женщин против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть брачного дара, который вы им дали, если только они не совершили явной мерзости. Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» (Сура "ан-Ниса", аят 19)
24. Избегать надменности:
«Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо» (Сура "Лукман", аят 18)
25. Не призывать к тому, чего не делаешь сам:
«Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя» (Сура "аль-Бакара", аят 44)
26. Не принимать на веру все, что говорят неправедные люди:
«Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невиннх людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (Сура "аль-Худжурат", аят 6)
27. Игнорируй невежд:
«Будь снисходителен, вели творить добро и отвернись от невежд», «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят: «Мир!» (Сура "аль-Фуркан", аят 63)
28. Совершайте благо по отношению к другим:
«Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам» (Сура "ан-Ниса", аят 36)
29. Не быть мнительными:
«Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом» (Сура "аль-Худжурат", аят 12)
30. Прощать и быть милосердными:
«Если вы простите, то это будет ближе к богобоязненности. Не забывайте оказывать милость друг другу. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете» ( Сура "аль-Бакара", аят 237).
Читайте также: