Кто написал картину поцелуй иуды
Для искушённого зрителя, привыкшего к яркому колориту и чёткой перспективе, картина Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды» на первый взгляд может показаться невыразительной и статичной. Тем не менее история данного произведения, как и его смысл, требуют более глубокого и детального рассмотрения.
Джотто ди Бондоне знаменит тем, что был первым художником, попытавшемся создать авторское, частное искусство, основанное на личных переживаниях автора. Он является крупнейшим предшественником Возрождения. Джотто ди Бондоне создал живописный язык, которым пользовались все художники вплоть до XIX века. Полотно «Поцелуй Иуды», наряду с фреской «Оплакивание Христа», стало ключевым в его творчестве, т.к. именно в нём острее, чем где-либо чувствуется мастерство художника и динамика всего действия.
Сюжет данной картины взят из Библии и широко известен многим. Иуда – персонаж, чьё имя стало нарицательным – один из наиболее приближённых к Христу учеников, предал его властям. На картине изображён момент «указывания» Иудой на своего Учителя – именно с помощью поцелуя враги Иисуса смогли его выделить среди других. Джотто ди Бондоне стремился передать момент абсолютного накала, отсчитывание тех долей секунд, после которых наступает катастрофа. Полотно передаёт то настроение, когда сторонний зритель понимает, что наступила точка невозврата – предательство совершено, величайшего из Мессий человечества ждут ужасающие пытки.
Примечательны эмоции и настроения героев картины. Джотто ди Бондоне активно использовал контраст между прекрасным и отвратительным – именно в этом контрасте изображены лица Христа и Иуды. И если в чертах Иуды можно прочесть подлость, страх и вместе с тем восхищение, то лицо Христа абсолютно спокойно. Учитель предателя точно знает о его поступке, он смиряется со своей судьбой и вместе с тем прощает несовершенство продавшего его человека.
Картина явно передаёт сумасшедшую динамику этого момента, хаос и суматоху. В толпе, окружающей главных героев, смешались как другие ученики Христа, так и поспевающие к нему стражи. Взметнувшиеся вверх факелы, мечи и ножи пытаются поразить «врага», тем не менее ни одна из сторон уже не способна во всеобщей давке отличить друзей от предателей.
В картинах ди Бондоне впервые появляются такие понятия, как перспектива и внутреннее пространство. Полотно «Поцелуй Иуды» выстроено, возможно, не совсем правильно с точки зрения перспективы, тем не менее оно передаёт объём. Композиция картины такова, что в первую очередь взгляд наблюдателя падает на ключевые фигуры – Иисуса и Иуды, – и лишь затем зритель обращает внимание на остальных людей. Порядок, в котором «выстроены» факелы и мечи позволяют взгляду ощутить пространство воздуха.
Колорит полотна очень многообразен и насыщен. Разноцветные одеяния героев придают картине реалистичности, законченности. Синее же небо, на котором делается акцент, точно скалой нависает над головами героев, готовясь обрушится на их плечи. Это «давление» воздуха не случайно – оно передаёт всю тяжесть и напряжение данного момента.
Произведение «Поцелуй Иуды» Джотто ди Бондоне остаётся памятником подлинного страдания, где абсолютно нравственный герой, сталкиваясь с предательством и лицемерием, не находит иного выхода, кроме как простить предателя. Именно поэтому данная картина будет столь знаменита ещё долгое время – она завораживает каждого, кто обращает на неё свой взгляд.
Плоские фигуры. Лики вместо лиц. Складки одежды как будто живут своей жизнью. Неествественный полукруг из голов людей. Персонажи как будто висят в воздухе. А фигуры святого Петра и раба в правом углу рисунка раза в три меньше остальных фигур.
Дело в том, что средневековый мастер пренебрегал реалистичностью изображения. Так как физический мир был гораздо менее важен духовного. Зритель должен был сосредоточиться только на библейском сюжете.
Гвидо да Сиена. Поцелуй Иуды. 1275-1280 гг. Хранится в Национальной пинакотеке г. Сиена, Италия
У Гвидо да Сиена фигуры уже хотя бы не висят в воздухе. Но иконописные каноны ещё явно преобладают. Лики вместо лиц. Золотой абстрактный фон.
Представьте, что подобные работы Джотто и видел. Но он смог каким-то чудом создать совершенно иное. Посмотрите на его фреску.
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Как ему это удалось? Очевидно, он должен был обладать незаурядным мышлением. Один случай из его жизни это подтверждает.
Новаторства Джотто. Композиция. Объём.
А теперь взглянем ещё раз на фреску Джотто. Чтобы в полной мере осознать все его новаторство.
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Джотто создаёт продуманную композицию. Композиционный центр совпадает с центром картины. Это головы Христа и Иуды. Джотто выделяет центр поднятой рукой священника и рукой с ножом святого Петра. Если мысленно провести линии от их рук, то они как раз сойдутся на головах главных героев.
До Джотто о композиции и не помышляли. Главных героев помещали посередине. Их выделяли большими размерами или парящими над всеми остальными. Второстепенные же герои изображались мельче или ниже.
Посмотрите, насколько фигуры у Джотто объемны. Мастер смело пользуются приёмом светотени. Конечно, его фигуры тяжеловесны и грузны. Ведь в то время живописцы не изучали анатомию человека. Зато драпировка одежды уже гораздо естественнее.
4. Поцелуй Иуды
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
В центре мы видим два лица. Благородное, красивое лицо Христа с правильными чертами. Высокий лоб. Развитая шея здорового мужчины. И обезьяноподобное, уродливое лицо Иуды. Выделяющиеся надбровные дуги. Скошенный подбородок. Маленькие, как будто бегающие глаза.
Нравственная красота соединена с физической. А уродство физическое с нравственным уродством. Именно так и будет заведено после Джотто в эпоху Ренессанса. Красота лиц у благородных людей и уродство предателей.
Характер Джотто
Вазари , биограф Эпохи Возрождения , пишет о вот такой истории из жизни мастера.
Однажды к Джотто пришёл посланник Папы Римского. Чтобы взять у художника пару рисунков. По ним оценили бы его мастерство. И решили бы, стоит ли его приглашать в Рим. Как вы понимаете, выполнять заказы Папского двора было очень престижно.
Выслушав посланника, Джотто взял кисть и нарисовал на листе бумаги идеально ровный круг. Какие-либо другие рисунки он передавать отказался. Посланник был уверен, что над ним подшутили. Но все-таки решил лист с кругом оставить в пачке рисунков других художников.
В Риме же мастерство художника оценили по достоинству. Джотто несколько лет выполнял заказы Папы и кардиналов.
Эта история раскрывает характер Джотто. Он был человеком дерзким, смелым, остроумным. Явно с оригинальным взглядом на жизнь. Это может обьяснить его склонность к новаторствам.
1. Благовещение святой Анне
Впервые люди Средневековья увидели стареющее лицо. Настоящее. До этого святые кому за 50 изображались схематично, без особых признаков старости. Джотто тем самым приближается к правдивости жизни. Отходя от иконнописной символичности.
Джотто первым преодолел плоскостность фигур. Он придаёт своим героям объём и вес. Чего вы не увидите у его предшественников.
Посмотрите на фигуру служанки, которая прядёт под лестницей. Это уже изображение живого человека. Мы видим ее объемность. Одно колено женщина отодвинула в сторону. А складки одежды вторят этому движению.
Это необычайно реалистично. Сравните ее хотя бы со святой Марией на иконе Гвидо да Сиена. Насколько ее складки символичны. Насколько фигура святой плоская. Хотя эти работы отделяет друг от друга всего пара десятилетий.
Слева: Джотто. Благовещение святой Анне. Фрагмент. Справа: Гвидо да Сиена (итальянский мастер). Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия
Ещё один интересный момент. Герои изображены в интерьере. Мы видим бытовые подробности их жизни. Полка, сундук, скамья. До Джотто в интерьере людей не изображали. А ведь это делает изображение ещё более реалистичным.
Другие персонажи и скрытые символы
Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.
Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.
То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
6. Оплакивание Христа
Драма. Скорбь, горе изображены невероятно правдоподобно. Это уже не условные жесты. А самые настоящие эмоции.
Джотто. Оплакивание Христа. Фрагмент. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Слева: Неизвестный мастер. Оплакивание Христа. Фреска в церкви св. Пантелеймона в Нерези (бывшая территория Византии), Македония. Вторая пол. 12 в. Справа: Джотто. Оплакивание Христа.
Святой Петр и раб с отрезанным ухом
А теперь посмотрите на фигуры святого Петра и раба. И вспомните, как их изображали предшественники Джотто.
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Их фигуры нормальных размеров. Они гармонично вписаны в композицию. Мы верим, что святой Петр пытается броситься на защиту Христа. Вытащил нож, чтобы поразить Иуду. Но отрезал ухо попавшего под руку человека. Он уже не просто прилеплен где-то сбоку. Он в толпе. Он зол.
Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения
Наверняка вы слышали, что отцом Возрождения считается Джотто (1266-1337 гг). Это так. И даже больше. С Джотто начинается современная европейская живопись. До него были иконы. После него совершенно новое искусство. Которое просуществовало вплоть до импрессионизма конца 19 века.
Возможно, вы раньше видели его фрески. Современному человеку сложно понять, что же в них необычного. Но когда видишь работы его предшественников и современников, поражаешься. Как ему удалось это создать? Просто с чистого листа! С нуля.
На рубеже 13 и 14 веков это было подобно чуду. В Капеллу Скровеньи, которую расписал Джотто, стали ходить толпы людей. Они не могли поверить своим глазам. Они видели что-то совершенно новое.
Попробуем посмотреть на работы Джотто глазами его современников. Чтобы ощутить всю его революционность.
Новаторство Джотто
Легче всего понять новаторство Джотто на примере его главного шедевра. Цикла фресок в Капелле Скровеньи в Падуе.
Это сюжеты из жизни Марии и Иисуса Христа. Размером 2,5 на 2 м. 39 изображений.
Взглянем буквально на несколько из них. Этого достаточно, чтобы понять всю гениальность Джотто.
Джотто опередил своё время. Он был человеком Возрождения. Но творил почти на 2 столетия раньше.
Можно предположить, что из-за своего новаторства Джотто был непонятым, нищим гением. Это не так. Люди толпами приходили смотреть на его фрески. Современники ценили и уважали его. И щедро платили ему.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Немой диалог Христа и Иуды
Лица его героев индивидуальны. А главное они выражают эмоции. Чего только стоит немой диалог Христа и Иуды.
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Это уже не просто застывшие лики. Это два очень разных лица. Два разных взгляда. Благородное лицо Христа. Некрасивое лицо Иуды. Сила духа и принятие своей судьбы одного. Слабохарактерность и вероломство другого.
Иуда должен был по договорённости с охраной указать на Христа своим поцелуем. Он не стал показывать на него издалека, чтобы его не спутали в темноте с другим.
Их взгляды встретились. Мы словно видим, как маленькие глаза Иуды бегают по лицу Христа. Он ищет что-то в лице учителя. Он ждёт какой-то реакции. Возможно, осуждения или отвращения. Но не находит этого. Христос не отвечает ему.
Он смотрит спокойно. В его взгляде нет того, что предатель ожидает. Он не опускается до его уровня. Он выше этого.
Вот это столкновение высокого и низменного Джотто удалось показать очень выразительно.
После Джотто
Ученики Джотто подхватили его новаторства. Казалось бы, вот оно, Возрождение. Но на тот момент революции в искусстве не случилось. Ещё целое столетие после Джотто в искусстве главенствовала готика.
Взгляните на готическую картину Фабриано.
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 г. Галерея Уффицци, Флоренция, Италия
Тонкий рисунок. Благородство лиц. Изысканные костюмы. Много персонажей. Картина очень занимательна. Но это сказка. Это развлекательная живопись. Коллаж из впечатлений. Это очень далеко от Джотто. И очень далеко от реализма Возрождения.
Только через целый век идеи Джотто продолжили своё развитие в творчестве Мазаччо. Та же правдивость и жизненность эмоций. Трёхмерное пространство. И даже уже знание анатомии человеческого тела.
Фрески Мазаччо в Капелле Бранкаччи, Флоренция. 1426-1427 гг. Слева: Изгнание из Рая. Справа: Крещение неофитов.
Поцелуй Иуды: абсолютный шедевр. Почему?
Сюжет предательства Иудой своего друга и наставника Христа прописан почти у всех евангелистов. Из библейских текстов он перешел и в изобразительное искусство, фрески «Поцелуя иуды» появились во многих местах, но одна из них заслуживает пристального внимания, потому что совершенно нетипична для своего времени.
Паоло Уччелло. Джотто ди Бондони. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало 16 века. Паоло Уччелло. Джотто ди Бондони. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало 16 века.Джотто работал на Папу Римского долгое время, сама суть такого сотрудничества обуславливалась выдающимися качествами художника , других ко двору просто не брали. Шедевр Джотто был написан в 1303-1305 гг. в Капелле Скровеньи в Падуе и для 14 века его объем, формы и композиция были просто невероятны.
«Поцелуй Иуды» стал главным символом предательства, такой неоднозначный знак. По сюжету, Иуда выбрал его, чтобы указать на Спасителя солдатам, которые прибыли его арестовать.
Взгляните, как Иуда при поцелуе укрывает Иисуса своим золотым плащом (намек на истинные мотивы – обогащение через предательство), который выписан невероятно реалистично, объемно, почти ощутимо. Но главное – это реакция персонажей, их эмоциональное вовлечение. Чтобы было более понятно, о чем речь, можно взглянуть на другую работу на этот же сюжет. К примеру, миниатюра “Поцелуй Иуды” из Псалтыря Мелисенды показывает всех героев совершенно канонически, соответствующими иконописному обезличенному и бездушному плоскому образу. Одно выражение на всех лицах, почти неразличимых между собой.
Фреска Джотто раскрывает ярость и столкновение, реальную борьбу, посреди которой, застывшим кадром, происходит ключевое событие библейской истории. Одно из, во всяком случае.
На самом деле, в работе «Поцелуй Иуды» нет самого поцелуя , так как действие происходит за мгновение до. Эмоции двух совершенно разных людей умело выписаны на лицах : принятие и осознание у Христа, вероломство у Иуды. Он рассматривает Спасителя, ищет в нем какой-то отклик, но Иисус не дает ему желанного контакта.
На заднем плане мы видим вскинутую к небесам трубу, это словно временная петля: она возвещает о Воскрешении Христа, которое еще не произошло.
2. Встреча у золотых ворот.
Будущие родители святой Марии, Иоаким и Анна встретились у золотых ворот. Муж без слов понял, что хочет ему поведать жена. В порыве нежных чувств двое уже немолодых людей целуются.
Джотто показал нежные интимные чувства людей очень выразительно. До Джотто такой искренности чувств вы не найдёте. Настолько объятия супругов нежны. Настолько трогателен их поцелуй.
Джотто. Встреча у золотых ворот. Фрагмент. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Здесь мы можем смело утверждать, что Джотто первым создал композицию. Ему эта сцена виделась именно так. Он вкладывал определённый смысл в то, чтобы второстепенные фигуры поместить в центре.
До Джотто понятия композиции просто не существовало. И средневековый мастер поместил бы супругов ровно по середине.
5. Бичевание Христа
Эта фреска еще кое-чем примечательна. Посмотрите, насколько разные мучители Христа. И по внешности, и по выражению лиц. Такая индивидуальность до Джотто вообще не встречалась у средневековых мастеров.
Джотто. Бичевание Христа. Фрагмент. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
3. Поклонение волхвов
Джотто отступает от принятого в то время золотого фона. Он пишет свои фрески с голубым небом. Это уже настоящее трёхмерное пространство. А не абстрактная золотая пустота.
Ещё герои Джотто полны внутреннего достоинства. Это чистосердечные люди. Живые люди. В отличие от ликов-масок Византии.
Всем известные библейские сюжеты мастер делает правдивыми, жизненными. Как будто это происходит в реальности. С реальными людьми.
Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Слева: Гвидо да Сиена (итальянский мастер). Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия. Справа: Джотто. Поклонение волхвов.
Кстати, изображённая в небе звезда необычна. Считается, что Джотто изобразил комету Галлею, которая была видна невооружённым взглядом в 1301 году.
Джотто и Чимабуэ
Давайте сравним фреску Джотто с работой его учителя Чимабуэ. Тот также делал робкие попытки отойти от иконописных канонов. Но в этом ученик явно превзошёл учителя.
Чимабуэ. Поцелуй Иуды. 1277-1280 гг. Фреска в церкви Сан-Франческо, г. Ассизи, Италия
У Чимабуэ мы уже видим синеву неба и элементы пейзажа вместо абстрактного золотого фона. Лица изображённых уже более-менее отличаются друг от друга.
Но все же Чимабуэ далеко до Джотто. В его фреске нет самых главных новаторств Джотто. Эмоций. И объема. А значит реалистичности.
Его фигуры плоские. Иуда словно приклеен к Иисусу. Да ещё и не дотягивается ногами до земли. Лицо Христа ничего не выражает. Фигуры Святого Петра с рабом в левом углу фрески очень малы по сравнению с другими персонажами.
До Джотто
Все это проявлялось и в живописи. Посмотрите на фреску 13 века.
Неизвестный итальянский мастер. Пожертвования Константина. 13 век. Фреска в монастыре Санти-Куаттро-Коронати в Риме
Плоские, символические лица. То есть лики. Фигуры статичны, одинаковы. Складки одежды неестественны. Конь со всадником подвешены в воздухе. Архитектура игрушечна. Ведь духовное для средневекового человека важнее телесного. А значит мастеру нет смысла добиваться реалистичности физического мира.
Читайте также: