Кто написал 12 стульев
Наверно не все знают, что советская экранизация романа И.Ильфа и Е.Петрова - "12 стульев" 1971 года, снятая режиссером Л.Гайдаем, была шестая. До этого было пять экранизаций : чешско-польская, немецкая, бразильская, кубинская и американская.
Странно, не правда ли? Роман, как мне кажется, мог быть понятен только советским людям. Ведь то, что происходило в СССР, минуло все остальные страны, по крайней мере в 30-е годы прошлого века. Мировой революции, о которой мечтал Л.Троцкий, не случилось, а проблемы советского общества вряд ли были понятны полякам, чехам и немцам.
Но парадокс в том, что чехи с поляками сняли фильм, не имеющий ничего общего с советской действительностью, как ее описывают в известных нам "12 стульях", хотя в титрах они приводят авторов романа: И.Ильфа и Е.Петрова. Немцы и бразильцы сняли ремейки с чешско-польского фильма. Возникает вопрос - а тот роман, который лег в основу фильма Л.Гайдая, был действительно написан И.Ильфом и Е.Петровым?
Официальная история написания романа.
Идея сюжета пришла в голову писателю и драматургу Валентину Катаеву. У него не было времени реализовать свою идею, поэтому он подкинул ее младшему брату Евгению. Валентин Катаев предложил написать небольшую сатирическую повесть об авантюристах, ищущих сокровища. Сам он собирался поехать в отпуск в Батум, а перед поездкой познакомил брата с Ильей Ильфом.
Приехав из отпуска, писатель обнаружил, что его брат вместе с Ильфом развили тему настолько успешно, что выходил целый роман с приключениями. Валентин Катаев отказался от авторства, но поставил условие, что эта книга будет посвящена ему. Поэтому авторами книги стали Евгений Катаев, взявший псевдоним Петров, и Илья Ильф.
Издан роман был уже через год после написания - в 1928 году.
Самая первая экранизация была чешско-польская, созданная в 1933 году . Сценарий фильма разительно отличался от сюжета, который мы знаем, как и имена героев. Действие происходило в Чехии, а героями были два забавных искателя сокровищ - цирюльник, получивший в наследство 12 стульев от умершей тетушки, и старьевщик мебели, которому он продал эти стулья.
Только на следующий день после продажи цирюльник узнал, что в стульях спрятаны 100 000 долларов, но было поздно, все стулья уже были проданы. В результате поиска стульев они пережили ряд приключений. Нужный стул нашелся только в детском приюте, который был выстроен на найденные деньги, а главное, в стуле было завещание тетушки, в котором она изъявила желание, чтобы все стулья оставались вместе. Детский приют собрал все разграбленные стулья и реставрировал их. Всех умилило это, и искателей стульев в том числе.
После этого начали снимать ремейки этого фильма.
В Германии - в 1938 году , причем в немецком варианте действие происходило в Германии, стульев было 13, а цирюльник изобрел средство от облысения, и не найдя богатства в стульях, разбогател на продаже этого средства. В немецком, и во всех последующих вариантах, тетушка не оставляла пожелания об объединении всех стульев.
В Бразилии - 1957 год, действие происходило в Бразилии. Бразильцы оставили 13 стульев, но умудрились из главного героя сделать женщину, а приют, нашедший сокровища в тринадцатом стуле, из обычного стал церковным.
Кубинцы в 1962 году сняли фильм о послереволюционной Кубе, где имена героев уже приближены к знакомым нам Остапу - Оскар и Ипполиту - Ипполито. Причем из комедии сюжет превратился в серьезный детектив.
В американском варианте действие происходит в СССР в 20-годах. Героев зовут Остап Бендер и Ипполит Воробьянинов. События изложены сокращенно, но близко к знакомому нам сюжету.
Такое ощущение, что что-то мешало советскому кинематографу обратить внимание на замечательный роман И.Ильфа и Е.Петрова.
Почему же Валентин Катаев отказался от реализации столь удачной идеи, почему сам не развил ее? Почему роман получил такую популярность не только в СССР, но и во всем мире? И почему он был впервые экранизирован не в России, а немцы из 12 стульев сделали 13?
Двенадцать апостолов и Христос - тринадцатый.
Предположу, что Валентин Катаев, даже если и являлся автором идеи, то не той, которую мы знаем, а той, по которой был снят чешско-польский фильм.
Стул - это символ трона. У Иисуса Христа было 12 апостолов, каждый из которых правил в своем регионе Земли. Сам Христос был 13 апостолом, видимо поэтому немцы и бразильцы сделали 13 стульев.
Похоже, что первый вариант романа призывал к мировой победе коммунизма(объединение всех стульев в приюте для детей), но потом эта тема стала неактуальна, и сценарий слегка подправили.
На мой взгляд, роман уникальный. Он, как программа действий по восстановлению мира после глобальных войн, вызвавших развал мировой империи. Сначала была надежда восстановить империю - собрать все стулья, потом немцы призывали к развитию частного бизнеса - парикмахер разбогател на продаже средства для роста волос. Бразильцы видели спасение в церкви, кубинцы сняли фильм о своей революции, и спасение видели в новом порядке, и лишь американцы первые назвали главного героя Остапом Бендером, намекая на бандеровцев. Ипполит Воробьянинов - это либеральная интеллигенция.
О возникновении "банды эры" -бандеровской организации и ее целях я скажу ниже, также я говорила о них здесь .
По сути, роман, который мы знаем, как "12 стульев", высмеивает бандитскую организацию, захватившую, практически весь мир. Но американская экранизация отличается от советской своей концовкой.
В американском варианте, когда Остап Бендер и Ипполит Воробьянинов поняли, что сокровищ им не видать, они начали зарабатывать на Ипполите Воробьянинове, который научился изображать припадки эпилепсии, какие были у Ф.Достоевского, за это люди платили деньги. По сути, американцы намекали на то, что бандеровцы остались вместе с интеллигенцией , которую В.И.Ленин выслал на философском пароходе в Америку. Интеллигенция, потерявшая всякую надежду получить оставленные в России богатства, стала косить под гениев, а бандеровцы занимались рекламой этих "гениев". Намек на пропаганду ложных ценностей.
Странные совпадения.
Но вернемся к авторам романа.
Может это совпадение, но очень странное: И.Ильф умер от туберкулеза, который внезапно открылся во время путешествия по Америке. Умер в Москве в 1937 году в 39 лет.
Е.Катаев погиб в авиакатастрофе во время работы военным корреспондентом в 1942 году в 39 лет.
Возраст их смерти одинаков, а сумма чисел 3 и 9 равна 12 - числу стульев. Похоже, что это послание идеологу сюжета, или кому-то еще. Может, чтобы мы обратили на это внимание и лучше изучили все подробности.
А старший брат Евгения Катаева - Валентин Катаев, которому так удачно пришла идея сюжета, пережил все испытания, выпавшие на нашу страну, и умер в 1986 году в возрасте 89 лет.
1986 год - начало Перестройки, которая ввергла страну в новый виток испытаний.
masterok
К моменту, когда были отпечатаны первые главы «Двенадцати стульев», Илье Ильфу было тридцать, а Евгению Петрову – двадцать пять лет. История появления сюжета о спрятанных в стуле сокровищах была поведана самими авторами и выглядит так.
Идея пришлась новоиспеченному творческому тандему по душе, и за три месяца осени 1927 года роман «Двенадцать стульев» был написан. Поначалу Ильф и Петров консультировались по тексту с «Дюма-Катаевым», но увидев, что дело идет хорошо, он полностью доверил содержание книги своим «литературным неграм», обозначив лишь, что хочет получить посвящение на первой странице будущего произведения, а с первого гонорара – золотой портсигар в подарок. Эти требования были выполнены.
Книгу писали сообща, споря над каждой фразой. Там, где спора не возникало, задерживались особо – считали, что такое автоматическое совпадение мнений означает, что фраза лежит слишком уж на поверхности. Тем не менее, результат работы был достигнут очень быстро, и еще быстрее решилось с публикацией: уже в январе 1928 года в журнале «Тридцать дней» появились первые главы «Двенадцати стульев», что было весьма нетипично для того времени, цензура обычно проверяла рукописи по несколько недель, а то и месяцев. Считается, что ускорило выход в свет текста личное поручительство Валентина Катаева, а также протекция Владимира Нарбута, поэта и литератора, который возглавлял редколлегию «Тридцати дней».
В том же 1928 году вышла отдельная книга, а Ильф и Петров, вдохновленные успехом, спустя некоторое время продолжили создание совместных произведений. «Золотой теленок», где «воскресший» Остап продолжил свои похождения, появлялся на свет с куда большим трудом, чем первая часть дилогии. Начало роману было положено в 1929 году, но завершен он был лишь в 1931, и, по признанию авторов, дался им тяжело.
Странности и белые пятна в истории создания дилогии
В 2013 же году на свет появилась книга Ирины Амлински, которая называла себя читателем-«копателем». Потратив 12 лет на тщательное изучение текстов Ильфа и Петрова, их биографии, а также произведений и вообще литературной действительности советской России двадцатых-тридцатых годов прошлого века, она пришла к твердому убеждению, что у «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» был другой автор, а творческий тандем лишь дал произведениям имя, под которым был возможен выход книг в свет. Амлински опиралась в своих рассуждениях в первую очередь на анализ фраз, составлявших текст дилогии, находя в их построении и лексическом составе явное сходство с работами другого писателя. Но каким образом могла совершиться эта авантюра?
Центральной в истории появления «Двенадцати стульев» была фигура Валентина Петровича Катаева. Этот талантливый и многообещающий писатель, герой соцтруда и обладатель множества государственных наград и премий, имел не только большое влияние в литературных и политических кругах, но и неоднозначное прошлое. Часть его молодых лет пришлась на службу в армии Деникина во время Гражданской войны, а в 1920 году, будучи в Одессе, которая в боях постоянно переходила из рук в руки, Катаев вместе с братом оказался заключен в тюрьму по обвинению в антисоветском заговоре.
Евгению на тот момент было 18 лет, но по совету старшего брата он назвал датой своего рождения 1903 год – в надежде на то, что к несовершеннолетнему будут применены более мягкие меры. Несмотря на то, что часть участников заговора расстреляли, братья Катаевы вышли на свободу. Евгений никак не упоминал об этом факте из своего прошлого, даже устроившись на работу в одесский уголовный розыск – при этом прошел «чистку» и хорошо зарекомендовал себя на службе. В 1923 году Катаев-младший переезжает в Москву, где уже живет его старший брат Валентин.
Ряд литературоведов и историков, а с ними и Ирина Амлински, полагают, что Валентин и Евгений Катаевы могли выполнять поручения для ЧК, потому и были защищены от неприятностей. В качестве же работы на благо существующего режима старшему Катаеву было предложено организовать написание сатирического романа, направленного против троцкизма и вообще поддерживавшего существующую идеологию. Возможно, тем и объяснялось требование о тексте посвящения: так Катаев обозначил свою причастность к роману.
Амлински отмечает, что среди всего литературного наследия Ильфа и Петрова – а оно составляет ни много ни мало пять томов – нет больше ни одного произведения, чей успех хоть немного напоминал бы признание, которое получила дилогия. «Одноэтажная Америка», самое, пожалуй, известная вещь помимо приключений Бендера, написана как будто другой рукой, словно между ее авторами и создателем «Двенадцати стульев» нет ничего общего.
Могло ли сложиться так, что ответственный за проект Валентин Катаев поручил написание сатирического романа некоему мастеру, а право именоваться авторами передал своему младшему брату и его коллеге по редакции? Тогда кто этот человек, написавший гениальное произведение и по доброй воле оставшийся в тени?
В те годы в Советском Союзе был лишь один гениальный писатель, он создавал произведения, получавшие признание, и именно он ко времени написания «Двенадцати стульев» находился под особым внимание чекистов. Частый гость редакции «Гудка», писавший для газеты фельетоны, Михаил Афанасьевич Булгаков.
Булгаков творил по ночам, его произведения создавались быстро, и версия о том, что «Двенадцать стульев» появились за пару месяцев без ведома жены, кажется вполне правдоподобной. Куда более правдоподобной, чем удивительная слаженность, с которой совсем еще молодые литераторы Ильф и Петров якобы создали вдвоем шедевр советской литературы. Интересно и то, что сразу после выхода романа в свет Михаил Булгаков получил трехкомнатную квартиру в Москве и свои рукописи, изъятые ГПУ годом раньше.
Наверное, прочитав «Мастера и Маргариту», каждый ловил себя на мысли о том, что эта книга удивительным образом похожа по слогу на романы о приключениях Остапа Бендера. Согласно биографии Булгакова, этот его роман был начат в 1928 году, а завершала его редактирование и оформление уже третья жена писателя Елена Сергеевна после смерти писателя.
Сравнивая тексты тандема Ильф-Петров и Булгакова, можно увидеть очевидные сходства и параллели: «Геркулес» и Массолит, Воронья слободка и нехорошая квартира, описания психиатрической больницы в обоих произведениях. В идее о детях лейтенанта Шмидта тоже прослеживается нечто булгаковское, как и в ритме фраз, разобранных и исследованных под разными углами и показывающих совпадение стилей написания всех трех произведений.
Булгаков, возможно, создавший сатирическое произведение, внешне направленное против противников режима, но на деле пародирующее всю советскую действительность, никак не раскрыл тайны своего авторства в отношении «Двенадцати стульев». Пролить свет на происходящее могли бы сами свидетельства участников событий – но Ильф умер в 1937 году, а Владимир Нарбут, принявший самое деятельное участие в выходе в свет романа, был объявлен врагом народа и расстрелян и упоминание его имени где бы то ни было могло навлечь беду. Сам Петров погиб в 1942 году в авиакатастрофе. В конечном итоге, в 1949 году дилогия была объявлена вредной и запрещена к публикации и распространению.
Не были найдены и рукописи романов о Бендере, которые могли бы заполнить белые пятна в вопросе возникновения этих произведений – сохранились только записные книжки Ильи Ильфа. На первый взгляд сенсационная, теория авторства Булгакова тем не менее имеет все права на существование и никак не опровергнута специалистами, во всяком случае, среди тех, кто допускает либо поддерживает эту версию создания дилогии, значатся вполне заслуживающие доверия литературоведы и филологи: Дмитрий Галковский, Юрий Басин, Игорь Сухих, Лазарь Фрейдгейм, Владимир Козаровецкий.
Версия Ирины Амлински подкупает тем, что она не похожа на погоню за быстрой и дешевой сенсацией – но в среде специалистов она стала дополнительным материалом для размышления. Тайна личности автора дилогии, вероятно, так и останется вопросом веры, разве что из недр засекреченных государственных архивов вдруг всплывут документы, подтверждающие ту или иную точку зрения.
Неожиданный кандидат на авторство "Двенадцати стульев" - Михаил Афанасьевич Булгаков.
Излюбленное занятие современных литературоведов - искать "настоящих" авторов всем известных произведений. Еще до конца не выяснили, кто же написал "Тихий Дон", как новая напасть: оказывается, Ильф и Петров не писали "Двенадцать стульев"! Надо же, какая оказия.
В Интернете все громче звучат споры о том, что "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" написал не кто иной, как. Михаил Булгаков.
На чем основана эта версия и почему вообще есть сомнения в авторстве Ильфа и Петрова? Давайте разбираться.
Каноническая история создания романа
Строго говоря, Илья Ильф и Евгений Петров никогда и не скрывали, что сюжет "Двенадцати стульев" они придумали не сами. Историю обаятельного мошенника Остапа Бендера, ищущего клад в старинных стульях, начинающим литераторам-фельетонистам предложил выдающийся советский писатель Валентин Катаев. И предложил не случайно. Евгений Петров - младший брат Катаева, а Илья Ильф - близкий друг. Согласитесь, такими отличными идеями с кем зря не делятся.
Ильфу и Петрову сюжет понравился (еще бы нет), и они приступили к работе. Всего за три месяца, к осени 1927 г. черновик "Двенадцати стульев " был готов. На первом этапе Катаев консультировал своих "подопечных", но затем, поняв, что они и без него великолепно справляются, подарил им полную творческую свободу. Единственным условием и "платой" за сюжет Катаев назвал посвящение себе любимому на первой странице романа. Кроме того, писатель хотел получить с первого гонорара своих "литературных негров" золотой портсигар. Евгений и Илья выполнили оба требования мэтра.
Роман очень быстро приняли в печать: в начале 1928 года публиковать книгу начал журнал "Тридцать дней". С публикацией помогли все тот же Катаев, а также поэт Владимир Нарбут.
Сразу после журнальной публикации последовало отдельное издание в виде книги. Ильф и Петров купались в лучах славы - роман мгновенно обрел всесоюзную популярность. Продолжение "Двенадцати стульев" было начато соавторами в 1929 году, но "Золотой теленок" писался не так быстро и с серьезными творческими разногласиями. В итоге книга была завершена лишь в 1931 году.
В чем претензии к Ильфу и Петрову?
Некоторые литературоведы и историки убеждены, что дилогию написали вовсе не Ильф и Петров, а имена соавторов были нанесены на обложки книг лишь для того, чтобы романы о Бендере вообще можно было издать.
Действительно, среди всего творческого наследия Ильфа и Петрова (а оно гигантское - пять толстенных томов) - нет ни одного текста, который соответствовал бы по качеству хотя бы "Теленку", не говоря уж о "Стульях". Даже "Одноэтажная Америка" как будто написана совершенно другими людьми, мастерство, чувство юмора и стиля которых вдруг уменьшилось на порядок.
По мнению конспирологов, дело обстояло следующим образом. Валентину Катаеву, сотрудничавшему с ЧК, было дано указание найти гениального автора для написания популярного антитроцкистского романа, а затем издать его под именами неизвестных прозаиков.
На тот момент в СССР был лишь один гениальный писатель, и звали его Михаил Афанасьевич Булгаков . С Катаевыми Булгаков был прекрасно знаком - он писал фельетоны для газеты "Гудок", в которой трудились братья.
Вот Булгакову и поручили написание "Двенадцати стульев"!
Почему жена ничего не знала о том, что Булгаков пишет "Двенадцать стульев"? Конспирологи отвечают: потому, что Михаил Афанасьевич, подобно Гоголю, писал по ночам.
Приводится и литературоведческий анализ"Двенадцати стульев" и романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Например.
« В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми » («12 стульев»).
« В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана… » («Мастер и Маргарита»).
Сторонники "булгаковской" версии считают, что эти фразы полностью совпадают по ритму, стилю и музыке. И таких совпадений очень много.
Ильф и Петров же, как журналисты, в своих других текстах использовали рубленные, короткие фразы.
Почему аргументы в пользу Булгакова притянуты за уши
1. Ильф и Петров не написали ничего значительного кроме "Двенадцати стульев" и "Золотого теленка".
Примеров, когда автор написал лишь одну великую книгу, на самом деле, пруд пруди. Грибоедов, Сэлинджер, Харпер Ли, Маргарет Митчелл, Чернышевский и т.д.
2. Писать в тандеме трудно, поэтому Ильф и Петров не могли за 3 месяца написать "Двенадцать стульев".
Писать вдвоем, напротив, гораздо легче, что блестяще доказали братья Вайнеры, братья Стругацкие, фантасты М. и С. Дяченко и Ладыженский и Громов (Генри Лайон Олди). Когда каждый пишет по главе - работа ускоряется в два раза, творческая синегрия растет. Братья Стругацкие сочиняли и книги "порознь", вот только кто о них сейчас знает?
3. Нет рукописи и черновиков романа.
Не самое редкое явление в литературе - потеря рукописи. Тем более, книга была издана очень быстро и рукопись перестала играть столь большую роль.
4. После публикации "12 стульев" Булгаков вдруг приобрел трехкомнатную квартиру.
1927-1928 гг. были чрезвычайно успешными для Булгакова в финансовом плане. Пьесы Михаила Афанасьевича активно ставили в крупнейших театрах и гонорары были гораздо выше, чем за книги. Известно, что на сберкнижке Булгакова в это время накопилось больше 28 тыс. рублей - суммы этой более чем достаточно для покупки квартиры.
5. Текстологический анализ "Мастера и Маргариты" и "Двенадцати стульев" совершенно четко показывает, что эти книги написаны разными людьми. Даже приведенный выше пример с входящим в Старгород Бендером и выходящим из колоннады Понтием Пилатом, никоим образом не подтверждает правоту сторонников "булгаковской" версии. Фраза из "Двенадцати стульев" звучит и строится совершенно по-журналистки, фраза из "Мастера и Маргариты" - строго литературная, эпическая.
В целом, приписывать Булгакову авторство "Двенадцати стульев" оскорбительно для Михаила Афанасьевича. Все-таки этот роман и рядом не стоял с "Мастером и Маргаритой". И по стилю, и по мелодике, и по образам, и по символизму. "Двенадцать стульев" - это очень хорошая, сильная, интересная книга, но - это не гениальный, заоблачный шедевр, наполненный философскими прозрениями и метафизическими откровениями. Как великий роман М. А. Булгакова.
И еще: Остап Бендер, который, очевидно, вызывает у авторов огромную симпатию - совершенно, абсолютно не булгаковский персонаж. Михаил Афанасьевич - это, прежде всего, честь и достоинство. Даже у Коровьева, даже у Кота Бегемота были честь и достоинство! А Бендер женится на несчастной вдове, бросает ее, обворовывает. И авторы аплодируют. Потому что это советские журналисты Ильф и Петров. А не московский студент Михаил Афанасьевич Булгаков.
masterok
Posts from This Journal by “Литература” Tag
Сколько дуэлей было у Пушкина?
Мнения исследователей насчет того, в каком количестве дуэлей пришлось принять участие А. С. Пушкину, немного расходятся – однозначного…
Как вдова Пушкина жила после гибели поэта
27 января 1837 года в районе Чёрной речки, в Санкт-Петербурге, великий поэт Александр Пушкин стрелялся с Жоржем Дантесом. Дуэль имела печальный…
Случайные сказки братьев Гримм
Я знал, что история популярных детских сказок не совсем простая и не всегда такая, как кажется. Но вот сегодня я узнал еще больше. Жил-был один…
Информация об этом журнале
- Цена размещения 200 жетонов
- Социальный капитал 35 316
- В друзьях у 2 500+
- Длительность 4 часа
- Минимальная ставка 200 жетонов
Чушь не порите.
Не повторяйте галиматью Галковского.
галковский подкупает хомяков своим безапелляционным тоном и обилием "фактов".
хотя его не раз ловили на передергивании и банальном невежестве. например, когда он в своей обычной категоричной манере объявил Аркадия Стругацкого боевым офицером. хотя тот служил интендантом (!) в глубоком тылу.
к слову, в том посте про Стругацкого галковский кукарекал про то, что мол надо гордиться дедываивале. хотя сам лет десять назад так же категорично обличал победобесие.
Катаев скорее всего всех организовал, это была сильная личность, прирожденный лидер. Лучшие главы, скорее всего, написаны Булгаковым, тем есть очень смешные места, больше просто некому.
Но есть и еще один источник шуток, по мнению Надежды Мандельштам, в романе использована "Одесская книга" юмора, дореволюционного издания малым тиражем. Кто-то из одесситов достал эту книгу, подобрал одесские шутки из нее, так что роль Ильфа все-таки тоже просматривается, возможно он тоже пару глав написал, опираясь на шутки из этой книги (в книге есть и скучноватые главы).
Ну и потом Ильф и Петров нужны как зицпредседатели :). Могло ведь начальству и не понравиться, кто-то должен ответить. Так что все по честному. Катаев свою долю получил, наверное, от Петрова (это его родной брат, настоящая фамилия "Петрова" - Катаев).
Петров работал на юге в ЧК и уголовном розыске и приехал в Москву устраиваться ту да же, но брат уговорил его лучше пойти в писатели. Петрову нужен был яркий старт, так что ему было полезно иметь свое имя на обложке книги.
А может и сам Катаев что-то написал. Работали то все вместе в одной редакции, постоянно тусовались. Катаев талантливый писатель, но серьезного жанра. А Булгаков - профессиональный юморист - фельетонщик. "12 стульев" - набор газетных фельетонов, по жанру, так что вывод напрашивается.
"Записные книжки" после издания книги "12 стульев" написаны, и там нет дополнительных деталей, только монотонный пересказ книги. Если бы был суд за авторство в США, то не признал бы это доказательством авторства. Чтобы послужить доказательством "Записные книжки" должны были бы быть изданы ПЕРЕД изданием "12 стульев".
Например, от "Тихого Дона" сохранилась куча черновиков Шолохова, разных вариантов. Видно что бОльшую часть романа он сам насторочил, и доказать можно.
В случае книги "12 стульев" все совершенно не так совершенно, никаких черновиков вообще нет, что крайне странно и невероятно если авторов двое (по видимому хитрый Булгаков сохранил черновики на стороне, чтобы иметь доказательство своего авторства, если бы с ним не поделились).
Читайте также: