Кто мне на небе и с тобою ничего не хочу на земле библия
Акила перевел яснее: Кто у меня на небе? С Тобою и на земле не пожелал я никого. Речь вопросительная и имеет такой смысл: есть у меня надежда на небе. И ожидал, и ожидаю, что будешь благоволить ко мне на небе и на земле; потому что на небе не имею иного какого-либо Бога и попечителя, кроме Тебя, на земле никого не сравню с Тобою; но и на небе и на земле Тебя признаю Богом, и с любовию предаюсь Твоему владычеству.
Псалтирь 72 псалом
Псалом принадлежит Асафу, современнику Давида. В обстоятельствах жизни этого царя, особенно в истории Авессалома, его быстрого возвышения и падения писатель мог находить материал как для основной мысли содержания псалма, так и для некоторых частных его положений (Пс.72_3, 4, 6, 19).
Господь благ к чистым сердцем. Я сомневался было в этой истине при виде благоденствия нечестивых, вследствие которого они делаются высокомерными, дерзкими (1-9). Вслед за ними идет и народ, который доходит до отрицания Промысла Бога на земле (10-13). Я тоже испытывал колебание — для чего я забочусь о своей чистоте? Но меня от проповеди этих колебаний удержало сознание ответственности пред людьми (14-15). Когда же я стал вдумываться и вошел во святилище, то узнал, как быстро падение таких нечестивцев (16-20). Мои колебания были выражением моего невежества, теперь же я знаю, что только в Боге и приближении к Нему истинная жизнь и награда, а удаляющиеся от Него — погибнут (21-28).
Пс.72:1. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
Представляет введение ко всему содержанию псалма, заключая в себе и тот вывод, к которому автор пришел через свои сомнения и колебания.
Пс.72:6. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
Гордость нечестивых и высокомерное отношение к другим людям являются результатом их внешнего преуспевания.
Пс.72:7. выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
«Бродят помыслы в сердце» — они свободно отдаются своим влечениям, не заботясь о проверке их чистоты и согласованности с указаниями воли Божией.
Пс.72:9. поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
«Поднимают к небесам уста свои» — высокомерно смотрят на Заповеди Бога, считая себя вправе оценивать и критиковать их, т. е. волю Бога проверяют своим суждением, возводя тем себя на место верховного законодателя.
Пс.72:10. Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
Пс.72:11. и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
Безнаказанность нечестивых и их внешнее преобладание вызывает подражания среди народа. Последний тоже начинает «пить. полною чашею», отдаваться неудержимо своим дурным влечениям, причем доходить до сомнения: «как узнает Бог?» и «есть ли ведение у Вышнего?» т. е., находится ли человек под Божественным воздействием и есть ли справедливость на земле?
Пс.72:13. [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
Пс.72:14. и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
Пс.72:15. Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
«Очищать сердце», «омывать в невинности руки», «подвергать себя ранам. и обличениям» — значит зорко следить не только за своими поступками, но и за чистотою своих помыслов. Такая заботливость о духовной опрятности требует постоянного и сильного ограничения своих греховных порывов, что причиняет боль. Факты же благоденствия нечестивых, живущих по своим влечениям и не заботившихся о своей нравственной чистоте, поставили пред писателем вопрос — есть ли смысл в его самоограничениях? Сомнения мучили его, но он счел себя не вправе оглашать эти сомнения и вселять их в других; если у самого нет твердости в убеждениях, то прямая обязанность того не вселять колебаний в других. Поступок последнего рода делает его «виновным пред родом сынов Твоих», т. е. пред евреями, которых Господь любит и о которых заботится, как отец о детях. Прививать им сомнения свои значило бы отвращать детей от Отца, лишать их Его благотворного и любвеобильного попечения, лишать других блага, на которое сам не имеешь права.
Пс.72:16. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
Пс.72:17. доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
Колебания автора разрешились «во святилище». Вероятно здесь разумеется молитва, с которой он пред жертвенником обратился к Господу и когда получил от Него в откровении разрешение своих сомнений.
Пс.72:18. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
Пс.72:19. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
Пс.72:20. Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
Писатель в своих наблюдениях над действительностью был односторонен; он судил лишь на основании фактов благоденствия нечестивых, а не обращал внимания на то, как быстро и неожиданно они гибнут, как часто обманываются их мечты о счастье.
Пс.72:25. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
«Кто мне на небе?» Что мне может дать небо, если я не буду там с Богом? — «И с тобою ничего не хочу на земле» — кроме Тебя ничего иного не хочу на земле. Смысл всего выражения — кроме Бога писатель не желает иметь никаких других привязанностей, так как кроме Него ничто не может дать ему удовлетворения.
Пс.72:26. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
Пс.72:27. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
Пс.72:28. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].
Так как вне Бога живущие гибнут, то истинное благо — приближаться к Нему. Тогда человек получает «часть. вовек» (26), т. е. вечную, неотъемлемую награду, которая остается и после его смерти, или — вечную жизнь.
Евфимий Зигабен
Что бо ми есть на небеси? и от Тебе, что восхотех на земли
Некоторые говорят, что сии слова сказал людям Бог, говоря: что для Меня Бога бывает на небе со стороны Ангелов, кроме одного служения и послушания? и от тебя, человек, чего другого Я требовал на земле, как не того же самого? Или можно понимать и иначе, что они сказываются Богу со стороны человека: что для меня—человека вожделенно на небе, кроме Тебя, Господи? и у Тебя, Боже, чего другого просил я—человек на земле, как не Тебя же самого и твоей помощи? Последнюю мысль подал перевод Акилы. Кратко, и вообще сказать, слова псалмов Давидовых во многих местах не полны по причине сжатости еврейского языка, с которого переложены слова на греческий язык соответственно одному только значению каждого слова без всякого распространения.
Перевод Акилы у Феодорита таков: Кто мне на небе? и с Тобою я ничего не хотел на земле; вместо того, чтоб сказать: Надежда моя на небе: я ожидал, говорит, и ожидаю, что Ты будешь ко мне благ на небе и на земле. По словам Феодорита: Ибо я не имею другого Бога и попечителя, кроме Тебя на небе, и никого не ставлю наравне с Тобою на земле, но и на небе и на земле я знаю Тебя. Это сказано также преимущественно от лица уверовавших в Спасителя народов.
Златоуст изъясняет это так: Поелику я желаю и жажду Тебя и душею и телом, и ожидаю Твоей помощи, ибо Ты моя доля и жребий и наслаждение благ; и я ничего не желаю ни горнего ни дольнего кроме Тебя одного. По словам Афанасия это изъясняется так: Поелику для меня ничего нет на небе кроме Тебя одного; то посему я не желаю получить ничего и на земле от Тебя, так как все земное тленно и временно. Одно только я желал получить и тем только желанием я изнурял себя, чтобы Ты только был моею частью. Слова Божест. Максима: У Ангелов нет желания к удовольствию, расслабляющего умственные силы, ни неистовой раздражительности, но один только разум, естественно ведущий разумных к первому уму; и сему только радуется Бог, и сего требует от своих рабов, что показывает в словах своих чрез великого Давида: Ибо что мне на небе, и от тебя чего я желал на земле? Есть на небе приношения Богу со стороны святых Ангелов, но кроме разумного служения нет ничего, какового требуя и от нас, Он научил в молитве говорить: Да будет воля Твоя. Слова Нисского: Будучи высок умом, и зрительным и проницательным оком души увидев как бы вблизи то, что посредством надежды предопределено для добрых вдали и пройдя душею все видимое, и вошедши в небесные недоступные обители, он обличает пристрастных к земному в безрассудности следующими словами: Ибо что на небе, и от Тебя чего я желал на земле? одною и тою же частицею (что, и чего) небесное удивительно превозносит и отличает, а земное, столько для очей людей бессмысленных вожделенное, с презрением и осмеянием уничижает и отвергает. Посему в сих словах он наперед осуждает нерассудительность свою в отношении к добру, называя самого себя скотоподобным за все то время, в которое он видел в этом (земном) добро. Но когда соединился с Богом, а Бог есть Слово и когда наставлен был Им на правый путь, а правым наставником делается для него слово посредством совета, и когда увидел в добродетели славу, чрез которую взирающие на небо возносятся; тогда произнес оные (вопросительные) речения, из которых одно выражает удивление небесному благу, а другое презрение к ничтожному и суетному погрешительному пристрастию к жизни: ибо что мне, говорит, на небе и все прочее, к чему пристрастны до ныне многие люди? ибо тогда как такие блага находятся во власти их на небе, желание того, чтобы от Бога даны были им мечтательные обманы—некоторая власть, или честь, или богатство или несчастная сия полуслава,—это составляет любимое занятие их, в каком стремлении природа наша выходит из самой себя, беснуется.
Лопухин А.П.
Что бо ми есть на небеси? и от тебе что восхотех на земли
Мои колебания были выражением моего невежества, теперь же я знаю, что только в Боге и приближении к Нему истинная жизнь и награда, а удаляющиеся от Него - погибнут
«Кто мне на небе?» Что мне может дать небо, если я не буду там с Богом? - «И с тобою ничего не хочу на земле» - кроме Тебя ничего иного не хочу на земле. Смысл всего выражения - кроме Бога писатель не желает иметь никаких других привязанностей, так как кроме Него ничто не может дать ему удовлетворения.
Свт. Афанасий Великий
Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли
Поелику на небе нет для меня ничего, кроме Тебя единого, то по необходимости не восхотел я принять ничего из сущего на земле, потому что все это — тленно и временно. Желал же единого только, и желанием этим томил себя на земле, а желание это состоит в том, чтобы Ты соделался моею, и притом единственною, частью.
Свт. Григорий Нисский
Что бо ми есть на небеси? и от тебе что восхотех на земли
См. Толкование на Пс. 72:24
Прп. Ефрем Сирин
Ст. 25-26 Что бо ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли? Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век
Посему как благий Отец, который имеет у себя возлюбленного сына ( 24-26 ), удержал еси руку десную мою, и советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси. Что бо ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя: Боже сердца моего. Чего же ища? - Горних занятий. Имже образом желает елень на источники водныя: сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу крепкому, живому; когда прииду и явлюся лицу Божию ( Пс.41:2-3 )? И часть моя Боже во век.
Псалтирь 72 псалом
на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
ибо им нет страданий до смерти их и крепки силы их;
Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
на работе человеческой нет их и с прочими людьми не подвергаются ударам.
выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полной чашей,
И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сём, умножают богатство.
и говорят: «Как узнает Бог? И есть ли ведение у Вышнего?»
так не напрасно ли я очищал сердце моё и омывал в невинности руки мои,
И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке этом, умножают богатство.
и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце мое, и омывал в невинности руки мои,
Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
и подвергал себя ранам всякий день и обличениям — всякое утро?
И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
Но если бы я сказал: буду рассуждать так, то я виновен был бы перед родом сынов Твоих.
доколе не вошёл я во святилище Божие и не уразумел конца их.
И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
Так! На скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
Как внезапно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
Когда кипело сердце моё и терзалась внутренность моя,
Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
Свт. Тихон Задонский
Что бо ми есть на небеси? и от тебе что восхотех на земли
Опять звенит в ушах моих песнь Давидова: «Что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле», Боже? И вопрошаю внутри себя, что она значит? Но дух мой ответ подает такой: душа благочестивая не только на земле, но и на небесах ничего не хочет, кроме Бога. Ей и небо без Бога ничто, как и земля.
Имеют на земле нечестивые и беззаконники свои удовольствия, имеют золото, серебро, каменья, алмазы, яхонты, коней, кареты, украшенные дома и платье из виссона, и прочее тому подобное имеют, и тем утешаются. Но душа боголюбивая все это, как сор и грязь, с презрением ниспровергает и попирает, и не только землю с ее сокровищем, но и небо оставляет, чтобы Бога единого, в Котором все свое сокровище и удовольствие полагает, обрести.
Ничто ее не веселит, ни небо, ни земля, ни земное, ни небесное не может утешить, если не видит Того, Кого любит. Как другу ничто не приятно: что ни видит, и с кем ни общается, и чем ни утешается – ничто то не приятно, если любимого своего друга не видит, так Бога любящей душе ничто не может подать утешения, если Любимого своего не видит: «Что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земли», Боже?
Псалом 72
Псалом принадлежит Асафу, современнику Давида. В обстоятельствах жизни этого царя, особенно в истории Авессалома, его быстрого возвышения и падения писатель мог находить материал как для основной мысли содержания псалма, так и для некоторых частных его положений ( Пс.72:3, 4, 6, 19 ).
Господь благ к чистым сердцем. Я сомневался было в этой истине при виде благоденствия нечестивых, вследствие которого они делаются высокомерными, дерзкими (1–9). Вслед за ними идет и народ, который доходит до отрицания Промысла Бога на земле (10–13). Я тоже испытывал колебание – для чего я забочусь о своей чистоте? Но меня от проповеди этих колебаний удержало сознание ответственности пред людьми (14–15). Когда же я стал вдумываться и вошел во святилище, то узнал, как быстро падение таких нечестивцев (16–20). Мои колебания были выражением моего невежества, теперь же я знаю, что только в Боге и приближении к Нему истинная жизнь и награда, а удаляющиеся от Него – погибнут (21–28).
Пс.72:1 . Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
Представляет введение ко всему содержанию псалма, заключая в себе и тот вывод, к которому автор пришел через свои сомнения и колебания.
Пс.72:6 . Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
Гордость нечестивых и высокомерное отношение к другим людям являются результатом их внешнего преуспевания.
Пс.72:7 . выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
«Бродят помыслы в сердце» – они свободно отдаются своим влечениям, не заботясь о проверке их чистоты и согласованности с указаниями воли Божией.
Пс.72:9 . поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
«Поднимают к небесам уста свои» – высокомерно смотрят на Заповеди Бога, считая себя вправе оценивать и критиковать их, т. е. волю Бога проверяют своим суждением, возводя тем себя на место верховного законодателя.
Пс.72:10 . Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
Пс.72:11 . и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
Безнаказанность нечестивых и их внешнее преобладание вызывает подражания среди народа. Последний тоже начинает "п ить. полною чашею» , отдаваться неудержимо своим дурным влечениям, причем доходить до сомнения: «как узнает Бог?» и «есть ли ведение у Вышнего?» т. е., находится ли человек под Божественным воздействием и есть ли справедливость на земле?
Пс.72:13 . [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
Пс.72:14 . и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
Пс.72:15 . Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», – то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
«Очища ть сердце» , «омыва ть в невинности руки» , »подверга ть себя ранам. и обличениям» – значит зорко следить не только за своими поступками, но и за чистотою своих помыслов. Такая заботливость о духовной опрятности требует постоянного и сильного ограничения своих греховных порывов, что причиняет боль. Факты же благоденствия нечестивых, живущих по своим влечениям и не заботившихся о своей нравственной чистоте, поставили пред писателем вопрос – есть ли смысл в его самоограничениях? Сомнения мучили его, но он счел себя не вправе оглашать эти сомнения и вселять их в других; если у самого нет твердости в убеждениях, то прямая обязанность того не вселять колебаний в других. Поступок последнего рода делает его "винов ным пред родом сынов Твоих» , т. е. пред евреями, которых Господь любит и о которых заботится, как отец о детях. Прививать им сомнения свои значило бы отвращать детей от Отца, лишать их Его благотворного и любвеобильного попечения, лишать других блага, на которое сам не имеешь права.
Пс.72:16 . И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
Пс.72:17 . доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
Колебания автора разрешились «во святилище» . Вероятно здесь разумеется молитва, с которой он пред жертвенником обратился к Господу и когда получил от Него в откровении разрешение своих сомнений.
Пс.72:18 . Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
Пс.72:19 . Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
Пс.72:20 . Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
Писатель в своих наблюдениях над действительностью был односторонен; он судил лишь на основании фактов благоденствия нечестивых, а не обращал внимания на то, как быстро и неожиданно они гибнут, как часто обманываются их мечты о счастье.
Пс.72:25 . Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
«Кто мне на небе?» Что мне может дать небо, если я не буду там с Богом? – «И с тобою ничего не хочу на земле» – кроме Тебя ничего иного не хочу на земле. Смысл всего выражения – кроме Бога писатель не желает иметь никаких других привязанностей, так как кроме Него ничто не может дать ему удовлетворения.
Пс.72:26 . Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
Пс.72:27 . Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
Пс.72:28 . А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].
Так как вне Бога живущие гибнут, то истинное благо – приближаться к Нему. Тогда человек получает «часть. вовек» (26), т. е. вечную, неотъемлемую награду, которая остается и после его смерти, или – вечную жизнь.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Что бо ми есть на небеси? и от тебе что восхотех на земли
Да, Ты, Господи, должен быть для меня всем; ни из-за чего я не должен расставаться с Тобою, Боже сердца моего, или, по апостолу, ничто не должно разлучать меня с Тобою: ни высота, ни глубина, ни небо, ни земля, ни Ангелы, ни Начала… ни другая какая тварь ( Рим. 8,38–39 ) . Ты – бесценное, неотъемлемое мое Сокровище.
Читайте также: