Кто более слеп в этой повести
Янко наказывает слепому беречь то место, где лежат богатые товары, говорит, что теперь стало опасно, и он едет искать работу в другом месте, а девушку забирает с собой. Слепой же ему не нужен, и, оставшись один, мальчик долго плачет. Печорину становится грустно: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!» . Он возвращается домой и решает немедленно уехать. Принявшись за сборы, Печорин обнаруживает пропажу нескольких ценных вешей. Его осеняет догадка, что это их нес ночью слепой в узле под мышкой. Утром Печорин покидает Тамань.
«Что сталось со старухой и с бедным слепым - не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности. » - пишет он в своем журнале.
пройди по ссылочке, которая у тебя в почте.
Литература, 9 класс. М.Ю.Лермонтов. "Герой нашего времени". Тема урока: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий людских!» Глава «Тамань».
Тема урока: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий людских!» Глава «Тамань».
Тип урока: комбинированный.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1
Место урока в системе уроков по теме: 7 урок по творчеству М.Ю.Лермонтова.
Цель: увидеть внутренний мир героя, найти объяснение его поступкам, чувствам, которые им владеют.
отработка умения школьников анализа эпизода художественного текста;
выявление роли эпизода в составлении учащимися психологического портрета, данного в самораскрытии героя;
выявление средств выражения авторского замысла, поиск опорных моментов – «точек удивления»
Техническое обеспечение урока: презентации обучающихся (по желанию)
Оборудование и материал к уроку: текст , толковый словарь , фрагменты экранизации романа «Герой нашего времени» режиссёр С. Ростоцкий (1965г), раздаточный материал
1.Организационный момент. Мотивация.
- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов.
2. Актуализация знаний учащихся.
Что вы думаете о собственной жизни, какой её себе представляете?
Можно ли сказать, что вы живёте правильнее, чем другие?
Свободен ли человек в своих поступках, несёт ли он за них нравственную ответственность?
Повесть, к которой мы обращаемся на этом уроке, - дневник Печорина.
Раздаточный материал: «Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души».
Повесть «Тамань» открывает журнал Печорина. Если раньше мы видели его со стороны, то теперь от него узнаём, о чём он думал, мечтал, чувствовал, делал. Повесть «Тамань» – это рассказ об одном приключении, произошедшем с ним во время следования в действующую армию.
Проблемный вопрос:
Прав ли Печорин, показывая в своем журнале относительность моральных ценностей? Как проявлялась эта проблема в первых повестях и каковы ответы на «вечные вопросы» (что такое любовь рок, характер)?
Вернёмся к этому вопросу и попытаемся ответить на него в конце нашего урока.
Проверка домашнего задания ( Задание : кратко передать сюжет повести «Тамань», обмен впечатлениями )
3. Постановка целей и задач урока.
Какую цель вы для себя поставите, изучая главу «Тамань» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
4. Первичное усвоение новых знаний.
Работа в проблемных группах:
Проанализируйте эпизод и ответьте на вопросы: Как раскрывается характер Печорина в этом эпизоде? Как воспринимает мир и относится к другим героям повести?
1-ая группа: Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?
2-ая группа: Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого? Какова роль пейзажа в раскрытии характеров героев повести «Тамань»?
3-ая группа: Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене. Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере? Почему активность героя приносит людям несчастье?
Творческое задание для всех групп:
На основе пересказов близких по стилю к пейзажам повести составьте литературную композицию: «Небо, море и земля как единый мир»
5. Первичная проверка понимания.
Анализ работы в группах
- анализ эпизода
-литературная композиция: «Небо, море и земля как единый мир»
-ответы на вопросы:
Какие черты романтического героя проявляются в поступках Печорина?
Как удалось Печорину победить в неожиданных обстоятельствах, угрожавших его жизни?
Как в художественных деталях проявляется мотив изгнанничества, тоски?
С какими стихами (строчками) М.Ю. Лермонтова можно обнаружить связь?
Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?
-Печорин во власти предубеждений, но ведь он не предубежден в дурном, напротив, герой все переводит в возвышенную, поэтическую среду и наделяет все и всех нереальными качествами. Какими?
Романтический пейзаж (море, полный месяц, крутые волны) – иллюзорный мир;
Янко облекается в ореол удальства, благородного разбойника;
В слепом видится что-то мистическое;
Русалка окружена тайной ,загадкой
- Печорин, как человек эпохи романтизма, воспитанный на романтических романах с благородными стремлениями и высокими порывами, оказавшись вдали от шумной столицы, в Крыму не может иначе представлять жизнь. Но все в реальности оказалось не так. Реальная жизнь оказалась простой и грустной. Разгадка наступает, когда герой чуть не погибает.
русалка – «змеиная натура»:
таинственный слепой – жалкий слепец на самом деле ;
отважный Янко – жестокий, плохой человек
-Весь надуманный романтический флер рассыпался и обнажился жестокий мир, в котором нет места слабым. Беспомощный слепой никому не нужен, и он , и старуха обречены. Вот оно, по-настоящему «нечистое» место
Без образа – «слепой» дом
6. Первичное закрепление
Просмотр фрагментов фильма «Герой нашего времени» режиссёра С. Ростоцкого (1965г) (обмен впечатлениями)
-Роман «Герой нашего времени» - настоящий шедевр литературного творчества, т.к. образы, художественные находки и утверждения интерпретируются в других произведениях искусства, так происходит диалог культур. Талантливый режиссер С.Ростоцкий экранизировал роман.
Ответить на вопросы после просмотра фрагментов фильма:
Проанализируйте образы контрабандистов, совпало ли ваше представление после прочтения текста с образами, созданными режиссёром Ростоцким: Янко, слепой мальчик, ундина, старуха.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Проанализируйте слова В.Г. Белинского: “Вы видите человека с сильною волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностию без всякой цели”.
Проблемный вопрос:
Прав ли Печорин, показывая в своем журнале относительность моральных ценностей? Как проявлялась эта проблема в первых повестях и каковы ответы на «вечные вопросы» (что такое любовь рок, характер)?
Вывод: никакие положительные качества характера (сила воли, мужество, находчивость, смелость, решительность) не приносят человеку удовлетворения и радости, если у него нет какой-то цели в жизни.
Поведение Печорина говорит об интересе, который пробудили в нём незнакомые люди, он не безразличен к окружающему, даже взволнован его необычностью. Он мгновенно схватывает все детали обстановки хаты, улавливает интонации в голосе, восхищается пейзажем и т.д. В «Тамани» он воспринимает рок, судьбу как поединок между жизнью и смертью, любовь – как игру, увлечение, фантазию.
Совместное заполнение таблицы
Внутреннее состояние Печорина
Разум
Герой подгоняет живой образ явившейся перед ним девушки под готовый литературный шаблон (он видит в ней гётевскую Миньону). Уверенность в силе своего разума при столкновении с действительностью оказывается всего лишь силой предубеждения»
Печорин сознательно и расчётливо включается в предложенную ему жизненную игру, пытается разгадать тайну происходящего
Страсть
Вспыхнувшая страсть тоже оказывается «слепой», не даёт герою знания и ощущения, соответствующего жизненной реальности.
Искреннее чувство к девушке увлекает его, игра отступает на второй план
Разум
Печорин открывает трагическую суть своего разума и чувств, которые остаются в кругу его романтической субъективности(печоринское «я»)
В свои права вступает ирония и самоанализ - и всё рушится
Трагичность личности Печорина- разрыве между разумом и чувствами.
Символична в этой связи в финале «Тамань» фигура брошенного всеми, плачущего слепого мальчика Янко. В таком положении оказывается и Печорин, когда жизнь, поманив, оставляет его ни с чем
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Перечитать повесть «Княжна Мери»
Творческое задание (по выбору обучающихся):
Составить литературную композицию
«Мир глазами Печорина» (презентация),
Сравнить стихотворение «Нищий» с повестью «Тамань»
«Кто более слеп в этой повести?»
9. Итог урока. Рефлексия деятельности учащихся.
- Давайте вспомним цели и задачи, которые вы ставили для себя в начале урока.
Урок литературы в 9 классе по теме "И зачем было кинуть меня судьбе в мирный круг честных контрабандистов?"
Цель урока: открыть красоту и поэзию мира в повести "Тамань"; найти объяснение поступкам и чувствам Печорина: ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни и людям, жажда деятельности и ее бесцельность, критическое отношение к себе.
Продолжить развитие умений стилистического анализа текста.
1. Повторение пройденного
- Из каких повестей состоит роман «Герой нашего времени»?
- В чём своеобразие структуры романа?
- Почему автор нарушает хронологическую последовательность событий?
(Такое нарушение хронологической последовательности сделано автором в целях осуществления главной задачи романа: дать всестороннюю обрисовку Печорина. Для этой цели автор сначала вкладывает рассказ о Печорине в уста Максима Максимыча, человека простого и не совсем понимающего своего бывшего приятеля («Бэла»), затем автор от своего лица рассказывает о Печорине, сообщая свои наблюдения над ним («Максим Максимыч»). Последние три повести являются дневником Печорина, непосредственно раскрывающим перед читателем душевную жизнь героя романа.)
- Что мы узнаём о Печорине из повести «Бэла»?
Печорин странен. В дождик, в холод на охоте все иззябнут, устанут, а ему ничего. А в другой раз ветер подует, а он уверяет, что простудился, ставнем стукнет – вздрогнет, побледнеет. В то же время на кабана ходил один на один. То целыми часами мог слова не вымолвить, а то мог смешить так, что живот надорвёшь.
Печорин в повести «Бэла» напомнил мне Онегина. В молодости он бешено наслаждался всеми удовольствиями, скоро они ему опостылели. Потом пустился в большой свет, он также ему надоел. Стал влюбляться в светских красавиц, но сердце оставалось пусто. Стал читать, учиться – науки вскоре надоели. Печорин испытывал скуку. Когда его перевели на Кавказ, в первое время он был счастлив. Через месяц он привык к жужжанию пуль и к близости смерти. Увидев Бэлу, Печорин влюбился, но вновь ошибся. Любовь дикарки оказалась для него немногим лучше любви знатной барыни.)
(Печорин, соприкоснувшись с Бэлой, приносит ей несчастье. Сначала она мучается, страдает, а потом погибает. Сам Печорин искренне переживает смерть Бэлы. Он не может понять. Кто он, глупец или злодей, но твёрдо знает, что душа его испорчена светом, т. е. светским обществом.)
- Что добавила к пониманию Печорина повесть «Максим Максимыч»?
(Автор даёт психологический портрет героя. Через противоречия внешности он показывает сложность душевной организации героя. Небрежная и ленивая походка – верный признак некоторой скрытности характера. С первого взгляда – вроде бы, не более 23 лет, а после можно было дать 30. Светлый цвет волос и чёрные усы – признак породы. Глаза не смеялись, когда он смеялся. Такие противоречия свидетельствуют об усталости и холодности Печорина.)
(Герой изменился после отъезда из крепости. Возросли равнодушие Печорина к жизни, апатия, холодность, эгоизм. Раньше он был способен открыть Максиму Максимычу причины своей тоски, признаться, что страдает, здесь он не может рассказать даже о самых поверхностных событиях своей жизни. Раньше он записывал в дневник всё случившееся с ним, теперь он даже не интересуется судьбой бумаг.)
- Какая повесть произвела на вас более грустное впечатление: «Бэла» или «Максим Максимыч»?
(«Максим Максимыч». В «Бэле», несмотря на гибель героини, есть смягчающие трагичность и вселяющие в читателя оптимизм описания природы.)
(«Максим Максимыч». От Печорина требовалась лишь самая малость – задержаться на несколько часов, а торопиться герою некуда. Ему необходимо было разделить со стариком скромный ужин и хоть немного рассказать о себе, но даже этого Печорин не сделал.)
- Итак, какое впечатление составили вы себе о герое из предыдущих повестей?
(Печорин наделён силой характера, настойчивостью, благородством, даже простотой, но нельзя не видеть его эгоизма, его привычки считаться лишь с собственными желаниями, его неспособности к постоянному глубокому чувству. Он принёс несчастье Бэле, но и сам вызывает сочувствие, потому что несчастлив.)
2. Вступительное слово.
Мы пришли к выводу, что Печорин "странный" человек, необычный, загадочный. Белинский утверждает, что разгадку Печорина мы видим в его журнале. Внешние противоречия Печорина (его портрет) заставляют предположить внутренний разлад.
– Итак, ребята, если первые две повести по жанру – путевые записки (повествователь отмечал: “Я пишу не повесть, а путевые записки”), то следующие повести – это дневник Печорина. Так что же собой представляет дневник?
– Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что пишет “ этот журнал… для себя”, поэтому столь открыт в их описании.
– Перед нами первая повесть в дневнике героя – “Тамань”, из которой мы узнаём о приключениях Печорина в этом “скверном городишке”. Раньше рассказчиками были другие люди. Теперь мы узнаём Печорина как бы изнутри, через него самого. В этой повести перед нами ранний этап жизни героя. На все события и героев мы смотрим его глазами.
“ Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить”, – этими словами Лермонтов начал свою небольшую повесть.
Так описаны Лермонтовым место и дом, в котором поэт жил в Тамани. В Тамани поэт встретился с казачкою, принявшей его за тайного агента, желавшего раскрыть контрабандистов. Этот эпизод послужил поэту темою для повести “Тамань”.
Беседа по вопросам.
– Тамань – “скверный городишко”, где Печорин чуть не умер с голоду и где его хотели утопить. С какой целью здесь появляется Печорин? – Печорин – офицер – едет в действующий отряд по “казённой надобности”.
Подумай! В каком состоянии находится Печорин, приехав в Тамань?
Я приехал на перекладной тележке поздно ночью. Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что при въезде. Часовой, черноморский казак, услышав звон колокольчика, закричал спросонья диким голосом: «Кто идет?» Вышел урядник и десятник. Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казенной надобности, и стал требовать казенную квартиру. Десятник нас повел по городу. К которой избе ни подъедем – занята. Было холодно, я три ночи не спал, измучился и начинал сердиться. «Веди меня куда-нибудь, разбойник! хоть к черту, только к месту!» – закричал я. «Есть еще одна фатера, – отвечал десятник, почесывая затылок, – только вашему благородию не понравится; там нечисто!»
-Что будет делать обычный человек в минуты крайней физической усталости?
- Что в обстановке хаты, а также в поведении слепого мальчика показалось Печорину странным и загадочным?
-Что делает Печорин, попав в «нехорошее» место? Почему? ( наблюдает)
Дверь сама отворилась; из хаты повеяло сыростью. Я засветил серную спичку и поднес ее к носу мальчика: она озарила два белые глаза. Он был слепой, совершенно слепой от природы. Он стоял передо мною неподвижно, и я начал рассматривать черты его лица.
Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство.
Итак, я начал рассматривать лицо слепого; но что прикажете прочитать на лице, у которого нет глаз? Долго я глядел на него с небольшим сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление. В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется; напрасно я старался уверить себя, что бельмы подделать невозможно, да и с какой целью? Но что делать? я часто склонен к предубеждениям…
Я взошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю его мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер.
- Что в обстановке хаты, а также в поведении слепого мальчика показалось Печорину странным и загадочным?
Первая встреча со слепым мальчиком выявляет интерес Печорина к человеку. Ему важно понять тайну мальчика, и он начинает следить за ним.
-- Случай сталкивает Печорина с особыми людьми: контрабандистами.
Проанализируем образы контрабандистов. Какие черты характера контрабандистов привлекли Печорина?
Примерный ответ ученика. (Мужество, отвага, смелость).
- Каким вы представляете себе человека, плывущего в бурю через пролив?
Чтение сцены «Янко переплывает пролив»
Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно. Так прошло минут десять; и вот показалась между горами волн черная точка; она то увеличивалась, то уменьшалась. Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина, его к тому побудившая! Думая так, я с невольном биением сердца глядел на бедную лодку; но она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены; и вот, я думал, она ударится с размаха об берег и разлетится вдребезги; но она ловко повернулась боком и вскочила в маленькую бухту невредима. Из нее вышел человек среднего роста, в татарской бараньей шапке он махнул рукою, и все трое принялись вытаскивать что-то из лодки; груз был так велик, что я до сих пор не понимаю, как она не потонула. Взяв на плечи каждый по узлу, они пустились вдоль по берегу, и скоро я потерял их из вида. Надо было вернуться домой; но, признаюсь, все эти странности меня тревожили, и я насилу дождался утра.
(Янко не только смел и храбр, он и волен как птица. В конце повести он скажет, что ему везде дорога, где море шумит да ветер дует.)
- Проанализируем поведение девушки. Для этого прочитаем сцену в лодке.
«Взойдем в лодку», – сказала моя спутница; я колебался, я не охотник до сентиментальных прогулок по морю; но отступать было не время. Она прыгнула в лодку, я за ней, и не успел еще опомниться, как заметил, что мы плывем. «Что это значит?» – сказал я сердито. «Это значит, – отвечала она, сажая меня на скамью и обвив мой стан руками, – это значит, что я тебя люблю…» И щека ее прижалась к моей, и почувствовал на лице моем ее пламенное дыхание. Вдруг что-то шумно упало в воду: я хвать за пояс – пистолета нет. О, тут ужасное подозрение закралось мне в душу, кровь хлынула мне в голову. Оглядываюсь – мы от берега около пятидесяти сажен, а я не умею плавать! Хочу ее оттолкнуть от себя – она как кошка вцепилась в мою одежду, и вдруг сильный толчок едва не сбросил меня в море. Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости… «Чего ты хочешь?» – закричал я, крепко сжав ее маленькие руки; пальцы ее хрустели, но она не вскрикнула: ее змеиная натура выдержала эту пытку.
«Ты видел, – отвечала она, – ты донесешь!» – и сверхъестественным усилием повалила меня на борт; мы оба по пояс свесились из лодки, ее волосы касались воды: минута была решительная. Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны.
-Как ведёт себя девушка в лодке?
(Во время борьбы она уступает Печорину только в силе, но не в ловкости и смелости.)
- Обратим внимание на поведение слепого мальчика. Прочитаем сцену ночного хождения слепого мальчика.
Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить. Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне, и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо; он шел так близко от воды, что казалось, сейчас волна его схватит и унесет, но видно, это была не первая его прогулка, судя по уверенности, с которой он ступал с камня на камень и избегал рытвин. Наконец он остановился, будто прислушиваясь к чему-то, присел на землю и положил возле себя узел. Я наблюдал за его движениями, спрятавшись за выдавшеюся скалою берега. Спустя несколько минут с противоположной стороны показалась белая фигура; она подошла к слепому и села возле него. Ветер по временам приносил мне их разговор.
- Прокомментируйте эту сцену.
. (Слепой мальчик не менее отважен, чем его зрячие хозяева-сообщники.)
- Но главными героями повести являются не контрабандисты. А Печорин. Какие черты характера Печорина проявляются в повести «Тамань»?
(Решительность, смелость, интерес к людям, умение сострадать.)
- Докажите, что Печорин смел.
Он отправляется ночью следить за слепым
Он отправляется ночью на свидание с ундиной
Он не боится сесть с ней в лодку, несмотря на то, что не умеет плавать
- Докажите, что Печорин не безразличен.
Его волнует загадочный облик девушки
Он решает разгадать происходящее
Ему интересен слепой, который кажется не таким уж слепым.
- Как, по вашему мнению, герой относится к природе? Докажите примерами из текста.
(Рассказывая о себе, Печорин описывает природу: месяц, освещавший камышовую крышу, тёмно-синие волны, плескавшиеся с беспрерывным ропотом, луну, одевающуюся тучами, туман, сгущающийся над морем. Две звёздочки, сверкавшие на тёмно-синем своде, он сравнивает с двумя спасительными маяками. Он наблюдает за тяжёлыми волнами, которые мерно и ровно катятся одна за другой. Всё это говорит о том, что Печорин любит природу, наслаждается её красотой, она придаёт ему силы и уверенности.)
Выводы: Черты Печорина, проявившиеся в повести:
Интерес к людям
Активность, смелость, решительность, стремление к действию
Почему активность героя приносит несчастье людям? (его активность направлена на себя, она не имеет высокой цели, ему просто любопытно. Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру. Он досадует на себя за то, что, вторгаясь в жизнь других людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.)
Умение сострадать (сцена прощания Янко со слепым вызывает у Печорина грусть)
Влечение к опасности
Любовь к природе
Какие прекрасные свойства человека! Но Печорин не кажется счастливым. Ни одно действие Печорина не имеет большой цели. Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Всё, что совершает Печорин, он делает не ради какой-нибудь выгоды. Просто он не может не действовать, потому что такова его натура. В трудные минуты он умеет не терять присутствия духа. Он жалеет, что нарушил жизнь «честных контрабандистов», и восклицает: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие».
-Почему Печорин желает приблизиться к миру контрабандистов и почему это невозможно?
( Печорин – деятельная натура. Он стремится приблизиться к миру, полному опасностей, миру контрабандистов. Но Печорин со своим глубоким умом понимает невозможность обретения в среде контрабандистов полноты жизни, красоты и счастья, которых жаждет его мечущаяся душа. Мир контрабандистов сохраняет прообраз вольной, исполненной тревог человеческой жизни.)
- Чем отличается Печорин в повести «Тамань» от Печорина в повести «Бэла» и «Максим Максимыч»?
Примерные ответы учеников. (В повести «Тамань» Печорин не кажется скучающим и безразличным. Герой далёк здесь от апатии и скуки. Безразличный ко всему человек не замечает окружающего, а Печорин мгновенно схватывает все детали обстановки хаты, улавливает и запоминает интонации голоса, манеру речи Янко, девушки, слепого.)
(Эта повесть позволяет судить и о глубокой любви героя к природе. Печорин не только описывает её, но и любуется её.)
- В чём проявляется критическое отношение Печорина к себе?
(Рассказывая о себе, он ничего не скрывает. Он не умеет плавать, сам рассказывает, что уступает в ловкости девушке, не понимает действительных причин интереса, проявляемого к нему Ундиной.)
(Он оказался даже жертвой: у него украли шкатулку и шашку. Печорин относится к себе с иронией.)
- Вызывает ли в этой повести Печорин осуждение?
(Скорее, он вызывает сожаление о том, что силы его богатой натуры не находят настоящего применения.)
Разговор о Печорине на этом не закончился. Мы его продолжим, прочитав повесть «Княжна Мери».
Домашнее задание: чтение и анализ повести "Княжна Мэри", задание по группам, письменный ответ на вопросы.
Краткая характеристика слепого мальчика в НАЧАЛЕ и в КОНЦЕ повести "Тамань" из Героев нашего времени
В начале повести Печорин кратко описывает нам
содержание главы: "Тамань-самый скверный городишко
из всех приморских городов России.
Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня
хотели утопить".
От него же мы узнаём, что здесь живёт загадочная
девушка-ундина и слепой мальчик.
Видя в их поведении какую-то загадку, Печорин
пытается разгадать её.
Для этого ночью он устраивает слежку за героями.
В итоге он выясняет, что девушка и слепой мальчик
связаны с контрабандистами.
В описании контрабандистов романтизм связан с их вольным
образом жизни, их силой, ловкостью, отвагой.
Но реалистически показывается их скудный духовный мир.
Получается, что деньги определяют отношения этих людей.
Янко и ундина становятся жестокими, когда начинают делить
краденое добро.
Слепой получает от них только медную монету.
Но и слепой мальчик – не идеальный персонаж, а зараженный
пороками маленький себялюбец. Именно он обокрал Печорина.
А старухе Янко приказывает передать," что, дескать,
пора умирать, зажилась, надо знать и честь".
Уезжают Янко и девушка, оставляя мальчика и старуху без
средств к жизни.
Печорин признается:
" Что сталось со старухой и с бедным слепым-не знаю.
Да и какое дело мне до радостей и бедствий
человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с
подорожной по казенной надобности".
Обращайтесь в категорию Домашние задания.
И название правильно пишите: "Герой нашего времени" (а не "герои")
Лол, название именно "героИ нащего времени", такие вещи стыдно не знать, товариСЧ)))
Никита Беркут Искусственный Интеллект (113235) Действительно, стыдно не знать - из школьной-то программы. )) Можно хотя бы в Википедию заглянуть.
Читайте также: