Когда появилось поле чудес на тв
Создание телеигры
Так сколько лет «Полю чудес», программе, знакомой нам с детства? Впервые это телешоу выпустили на экраны в 1990 году, а точнее — 26 октября. Именно в этот день, в пятницу, в 20.00, берёт своё начало одна из самых длительных и популярных телеигр. Молодой, талантливый и амбициозный Владислав Листьев совместно с Анатолием Лысенко, бывшим тогда главой молодёжной редакции Центрального телевидения, переработал и адаптировал сценарий американской игры «Колесо Фортуны», придуманной и воплощённой Мёрвом Гриффином. Одно из основных отличий состояло в том, что в «Колесе Фортуны» было несколько ведущих, а в «Поле чудес» - только один. Им стал сам Листьев. Задумав и реализовав «Поле чудес», первый выпуск он с энтузиазмом провёл сам. И энтузиазма этого хватило на год. Несмотря на то что популярность шоу была очень высока и интерес зрителей со временем только рос, Листьеву захотелось расширить свои горизонты. Поэтому он отправился воплощать новые проекты, передав бразды правления Леониду Якубовичу.
Суть игры довольна проста: существуют три тройки игроков, играющих по очереди, затем между собой играют победители из каждой тройки, а потом следует суперигра, от которой финалист вправе отказаться и забрать призы либо сыграть в неё и получить ещё и суперприз. Каждый из игроков крутит ставший уже знаменитым чёрно-белый барабан и, в зависимости от выпавшего значения, либо отгадывает букву, либо ход переходит дальше. Есть, конечно, масса исключений — это и сектор «Приз», и сектор «Ноль», и «Банкрот», и две шкатулки за три верно угаданные буквы. Но основная суть игры в том, чтобы угадать слово раньше своих соперников. В процессе игроки проявляют себя, как могут, — передают приветы родным, исполняют танцевальные или цирковые номера, поют, рассказывают стихотворения и, конечно же, дарят ведущему подарки. Подарки от игроков — это одна из главных традиций игры. Сувениры могут быть любыми, но желательно, чтобы в них был колорит той местности, откуда приехал гость, либо чтобы они были сделаны или приготовлены своими руками. Все подарки отправляются в музей капитал-шоу.
Первый ведущий — Влад Листьев
Создатель телеигры стал и её первым ведущим. Владислав Листьев родился в Москве, в 1956 году. Он был талантливым журналистом, ведущим, предпринимателем с деловой хваткой. Он был одним из тех, кто стоял у истоков создания телекомпании «ВИД», эмблема которой, появляясь на экране, частенько пугала малышей. Листьев оставался ведущим своего детища совсем недолго, с 1990 по 1991 год. В то время он уже был известен благодаря общественно-политической программе "Взгляд", а после «Поля чудес» пошёл покорять новые высоты. Им были созданы такие передачи, как «Тема» и «Час пик», он был успешен, популярен и любим зрителями. Его часто приглашали в «КВН» в состав жюри. Затем наступил пик его карьеры в телекомпании «ВИД» - он стал её президентом. И снова решил пойти дальше, в 1995 году его назначили на пост генерального директора канала ОРТ. И всего через месяц после назначения, 1 марта 1995 года, произошла трагедия — Владислав Листьев был убит.
Второй и бессменный ведущий — Леонид Якубович
Практически сколько лет «Полю чудес», столько и ведёт его неунывающий Леонид Аркадьевич Якубович. Он стал ведущим капитал-шоу после того, как его покинул Листьев. По словам самого ведущего, он очень волновался, придя на кастинг в «Поле чудес». Первый выпуск он провёл очень нервничая и был уверен, что его не возьмут. Однако взяли, и именно он привёл программу к успеху и всенародной любви. А некоторые фразы Якубовича и вовсе стали крылатыми, например, «А теперь рекламная пауза!» Леонид Аркадьевич счастливо женат, у него есть дочь Варвара. А любимое детище - программа «Поле чудес» - 25 лет уже радует зрителей. Да, в 2015 году у телеигры был юбилей — четверть века на экранах!
Самые интересные и необычные эфиры передачи
В архивах игры можно найти немало интересных и необычных моментов. Например, далеко не все съёмки были студийными. Вот сотый, юбилейный выпуск шоу проходил на арене цирка на Цветном бульваре. А один из рождественских выпусков — в Испании. Был ещё суперфинал на борту океанского лайнера. Да и участники не всегда были обычными. Делали игры с участием знаменитостей, с участием кукол на месте игроков, была программа с четырьмя ведущими и даже выпуск, стилизованный под Африку, — все зрители в зале были африканцами.
Музей капитал-шоу «Поле чудес»
Сколько лет «Полю чудес», столько же лет и музею. Музей изначально не был запланирован как часть шоу, однако люди везли и везли подарки ведущему. Тогда организовали выставку этих даров в холле телестудии, но за время существования телеигры их количество невероятно выросло. Ведь с какого года идёт «Поле чудес»? С 1990-го! За столько лет там скопилась целая гора презентов. В итоге в 2002 году было принято решение о создании постоянной экспозиции музея на ВВЦ. Там теперь и находится музей «Поля чудес».
Юбилейный выпуск «Поля чудес», посвящённый недавнему 30-летию «капитал-шоу», дежурно начался с архивных кадров — самой первой игры, записанной в крохотной студии с убогим продакшном, который хочется обнять. Исторический выпуск давно лежит в сети, однако о деталях и обстоятельствах съёмок известно немного.
Специально для VATNIKSTAN журналист Александр Морсин, детально изучивший историю самой народной телевикторины страны, отвечает на вопросы о премьере шоу в октябре 1990 года.
Как появилось шоу?
Идея телевикторины с угадыванием слов, пока вращается барабан, поделённый на сектора, принадлежала ведущему программы «Взгляд» Владиславу Листьеву, актёру Игорю Угольникову и его знакомому Алексею Мурмулёву. Проживший несколько лет за границей Мурмулёв предложил объединить популярные иностранные телеформаты и перенести их на русскую почву. Работа над новым развлекательным шоу для Центрального телевидения началась летом 1990 года, первый выпуск вышел 25 октября.
Влад Листьев — первый ведущий «Поля чудес»
Кто участвовал в съёмках?
«Поле чудес» было проектом телекомпании ВИД, созданной костяком «Взгляда», поэтому на первых съёмках появлялись все «взглядовцы»: Александр Любимов, Дмитрий Захаров, Александр Политковский и другие. Режиссёр «Поля чудес» Елена Харчевникова рассказала VATNIKSTAN, что на запись также приходили будущий генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст и его заместитель Александр Файфман (в выпуске в честь 30-летия шоу они подарили ведущему «огурчики засола девяностого года»). Режиссёром пилотного выпуска, который вёл Влад Листьев, был ведущий «МузОбоза» Иван Демидов.
Стоп. Разве игру не всегда вел Якубович?
Нет. Леонид Якубович стал ведущим программы спустя год после её выхода в эфир, но в подготовке первого выпуска он участвовал. По совету Алексея Мурмулёва Листьев пригласил на запись специального человека для «раскачки» зала. Мурмулёв вспоминает:
«На австралийском телевидении я впервые увидел людей, специально работающих с публикой. Перед командой „Мотор!“ её немного накручивают, бодрят и посвящают в курс дела: что будет происходить, как лучше реагировать, куда смотреть. Заранее снимались аплодисменты, крупные планы. Я говорю Владу, давай сделаем, как у них? Пусть в „Поле“ не будет замороженных лиц. Есть у тебя такой человек? Надо чтобы он всех растормошил, и мы начнём съёмку».
У Листьева был подходящий знакомый. Им оказался 45-летний конферансье и сценарист Леонид Якубович.
Как выглядела студия?
Совсем не так, как сейчас. Первые выпуски снимались в другом павильоне «Останкино», рассчитанном на два-три десятка человек. Первые декорации обыгрывали мотивы детской повести «Приключения Буратино», откуда выросло название программы («полем чудес» в повести назывался пустырь с мусором). В одном из интервью звукорежиссёр программы Татьяна Дюжикова рассказывала:
«Собрали старые стиральные машины, столетние телевизоры, весь хлам со склада. Покрасили примерно в один цвет и выставили сзади. В первом ряду можно разглядеть антикварные диваны и светильники. „Чёрным ящиком“ стал кофр для баяна, найденный на свалке».
Кем были первые спонсоры?
Спонсоров, готовых предоставить подарки, находил лично Листьев. В 1992 году он объяснял:
«Приходилось ездить к бизнесменам и уговаривать их дать призы под неизвестно что. Фактически они давали под меня, потому что в какой-то степени доверяли».
Известно, что спонсорами первых выпусков «Поля чудес» стали американские компании B&D и Coca-Cola и латвийские производители парфюмерии Dzintars. На самом деле программу также поддержали бюджетные организации — Всесоюзный центр по товарам и услугам министерства металлургии СССР и Московское центральное объединение оптовой торговли сувенирами.
Что дарили игрокам?
В основном бытовую технику (кофемолку, магнитофон, пылесос), посуду (тарелки, сковородки, самовар), одежду (джинсы, рубашки), косметику и сувениры. Призы получали только победители игры и участники, отказавшиеся от денег ради содержимого «Чёрного ящика». Одним из самых ценных подарков считался поднос с жостовской росписью. Пределом мечтаний в суперигре был автомобиль. Чтобы разыграть его уже в первом выпуске, Листьев сам ездил в Тольятти на АвтоВАЗ.
Кстати, игроки. Как они попали на шоу?
Первые участники «Поля чудес» узнали о съёмках новой программы из выпусков «Взгляда» в июле-августе 1990 года. Чтобы оказаться за барабаном, претендентам требовалось прислать в «Останкино» составленный ими оригинальный кроссворд, свой портрет и короткий рассказ о себе. Плагиат, как оговаривалось в анонсе, отбраковывался ещё на подступах: всех недобросовестных авторов ждало «разоблачение».
Заинтересовавшие редакцию авторы получили письма с приглашением на игру.
Кто участвовал в игре?
Студент из Ленинграда, врач из Томска, инженер из Еревана, экономист из Одессы, художник-мультипликатор из Свердловска, артист духового оркестра из Москвы и двое приятелей Алексея Мурмулёва. Один из них, звукорежиссёр Вячеслав Дюбайло рассказал VATNIKSTAN, что помогал авторам игры с разработкой правил. Другой участник, логопед Михаил Попов признался, что знал Листьева и даже выпивал с ним — правда, уже после записи пилота.
(На самом деле это были участники второй записанной игры, но программа дебютировала в эфире именно с ними).
Что лежало в первом «Чёрном ящике»?
Плюшевая детская игрушка от спонсора B&D. Длинношёрстная серая собачка досталась 41-летнему врачу из Томска Валерию Коврижину, который приехал на программу раньше остальных и, оставшись без обещанного гостиничного номера, остановился у родственников. Игрок принципиально отказывался от любых сумм, предлагаемых ведущим. Последней ставкой Листьева стали вынесенные в студию три тысячи рублей, что втрое превышало размер полугодовой зарплаты Коврижина. Потом он рассказывал:
«Я таких денег никогда в руках не держал. По-моему, я их тогда даже не видел».
Вторым «призёром» стал Вячеслав Дюбайло, ему достался плеер Sony Walkman.
Кто написал музыку для шоу?
Большую часть музыки для раннего «Поля чудес» написал мультиинструменталист со стажем Владимир Рацкевич — член группы «Рубиновая атака» и основатель проекта «Вектор» (первой в СССР студии «компьютерной музыки»). Рацкевич создал для программы полноценное звуковое оформление: короткие мелодии для заставки, пока вращается барабан, когда выпадают сектора вроде «Приз» или «Банкрот», если угадана буква и так далее.
Это был один из первых примеров авторского саунд-дизайна для советского телепроекта. Ряд треков, впрочем, выросли из композиций Рацкевича с его дебютного альбома «Задача в общем виде», о котором музыкант рассказывал в программе «Взгляд». Так, взятая с альбома песня «Филателия» почти без изменений попала в заставку первых выпусков «Поля чудес».
Интеллектуальное шоу «Поле чудес» – одна из первых программ телекомпании «ВИD», является российским аналогом американской программы «Колесо Фортуны» и проектом Владислава Листьева. Авторами программы были Владислав Листьев и Алексей Мурмулев, первым режиссером проекта – Иван Демидов.
Впервые программа вышла в четверг 25 октября 1990 года . По инициативе Александра Любимова первым ведущим телеигры стал сам Владислав Листьев, а с 22 ноября 1991 года – Леонид Якубович.
В 1990 году студия, в которой проходила игра, была выполнена в темно-синих тонах. А первый барабан был построен лично Владиславом Листьевым. В ноябре 1990 года для удобства телезрителей в нижней части экрана в прямоугольниках стало отображаться задание.
В эту игру играют и дети, и взрослые – самых разных профессий и социального положения – пожарные, доярки, учителя, ветераны войны, артисты – все, кто знает русские буквы и слова. В съемках принимают участие игроки со всей России и ближнего зарубежья.
Название «позаимствовано» из сказки о Буратино. «Поле Чудес» – местность в сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Лиса Алиса и Кот Базилио говорят Буратино про «поле чудес в стране дураков». В связи с этим название телепередачи порой может быть воспринято неоднозначно, как намёк на снижение интеллектуального уровня жителей страны.
25 октября к первому дню рождения игры в «Поле чудес» играли известные люди СССР: Александр Абдулов, Андрей Макаревич, Леонид Ярмольник, Зиновий Гердт, Константин Райкин, Александр Иванов, Алла Пугачёва, Эльдар Рязанов и Юрий Никулин. Александру Абдулову не удалось выиграть суперигру, но ведущий разрешил ему забрать пылесос.
Добрая и доступная программа с неизменным ведущим Леонидом Якубовичем для большинства телезрителей стала «домашним приятелем». И хотя передачу много раз пародировали, у неё не отнять познавательности и редкой тёплой душевности, которая объединяет разных людей.
Интересные факты -
В 1992 году , когда передачу вёл уже Якубович, в одном из выпусков, когда должна была начаться игра со зрителями, появился Влад Листьев с сообщением о хищении пленки. Это единственная передача, в которой были записаны только первый, второй и третий туры.
В одном из выпусков 1992 года участник выиграл суперигру, назвав из возможных букв букву О. В итоге открылось слово ОООО – первый псевдоним Гоголя.
Фраза в исполнении Леонида Якубовича, которая оканчивается восклицанием: «… в студию!» и, как правило, начинается словами «подарки», «приз», вошла в современную бытовую речь и используется, в частности, как стереотипный комментарий на форумах, блогах.
В начале 1990-х была задумана идея создания музея подарков капитал-шоу «Поле чудес», который открылся в 2001 году. В музее можно найти первый ящик «Поле чудес», костюмы, которые надевал Якубович, многочисленные портреты Якубовича и многое другое. Музей находится в павильоне «Центральный» Всероссийского выставочного центра. Большинство экспонатов можно трогать руками, разрешается вести фотосъемку, примерять костюмы. За годы существования телепроекта в музее «Поле чудес» накопилось несколько тысяч экспонатов.
8 мая 2015 года в спецвыпуске, посвященном 70-летию Победы в ВОВ, игрок набрал 0 очков, но Якубович дал ему 9000 очков. Участник забрал все призы в прейскуранте, согласился сыграть в суперигру и выиграл автомобиль, угадав все три слова.
Простой арифметический подсчёт говорит о том, что в программе за 25 лет (2015 год) участвовало около 12 000 человек.
Интересно, что запись одного выпуска «Поля чудес», который длится 52 минуты, как правило, длится более трех часов. За один съемочный день обычно снимают несколько программ «Поле чудес».
Календарь истории. В теме, посвящённой программе «Поле чудес», есть видео первого эфира 25 октября 1990 года .
Во второй половине 1980-х годов советское телевидение оказалось в весьма странном положении. Один главный канал, он же Первая программа Центрального телевидения, несколько региональных, а также несколько каналов, которые были «вторыми», вещали не целый день и содержание которых оставляло желать лучшего. Между тем страна менялась, партия провозгласила курс на гласность, ускорение и перестройку, и телевизионщики мимо этого пройти просто не могли.
Сотрудники «Взгляда» и оказались теми, кто начал активный перевод советского телевидения на новые рельсы. В те годы вовсю создавались частные телекомпании. Они создали «ВИD» — «„Взгляд“ и другие». «Взгляд» уже был, а «другие» программы появились достаточно быстро.
Что там, в Америке?
Продюсер Мерв Гриффин был автором нескольких телеигр, но славу и богатство ему принесли две: «Jeopardy!», которая выходит с 1964 года, и «Wheel of Fortune», запущенная в 1975-м. Первую в России адаптировали в 1994-м под названием «Своя игра». Ну а «Колесо фортуны» пришло в нашу страну сложным путем.
Как вспоминают сотрудники компании «ВИD», крестным отцом советско-российской версии «Wheel of Fortune» стал Анатолий Лысенко, который увидел её в конце 1980-х во время поездки за границу. Хотели было приобрести права, но компания King World Productions (сейчас она принадлежит корпорации ViacomCBS), держатель прав на международную дистрибуцию, отказалась от сделки. Российские телевизионщики не расстроились, а придумали собственную игру, похожую на американскую, но под действие лицензии не подпадающую. 25 октября 1990 года в эфир Первой программы Центрального телевидения СССР вышел первый выпуск капитал-шоу «Поле чудес».
Поле, полное чудес
Собственно, исходным образцом и для американского «Колеса фортуны», и для русского «Поля чудес» была простая школьная игра «Виселица». Суть игры проста: нужно отгадать слово, открывая букву за буквой. В телеверсии человечка не вешали, а его функции в какой-то мере заменял барабан: разные сектора либо приближали игрока к победе, либо отдаляли от неё, либо давали какую-то ценную награду.
Первым ведущим стал Владислав Листьев — один из «взглядовцев», который показал себя с новой, непривычной для зрителей стороны. Впрочем, аудитории такой Листьев понравился: «Поле чудес» очень быстро стало одной из самых популярных программ того времени и в какой-то степени социокультурным феноменом. Ну а для компании «ВИD» она была еще и палочкой-выручалочкой: в январе 1991 года «Взгляд» временно закрыли, а любимая народом телеигра позволила остаться и закрепиться на канале.
Первый год «Поля чудес» можно назвать пробным: тогда только искали нужную интонацию, обозначали границы дозволенного. Впрочем, это можно сказать про любую передачу того времени. Листьев, например, не собирался быть игровым ведущим на постоянной основе: уже с осени 1991 года он начал искать себе замену. Нашел Леонида Якубовича — шоумена, аукциониста и автора юмористических рассказов. Якубович, кстати, согласился не сразу, да и, по его собственным воспоминаниям, особо не верил в то, что «Поле чудес» — это надолго. Что удивительно: то же «Колесо фортуны» к тому времени спокойно шло уже 16 лет, а «Jeopardy!» — вообще четверть века.
Чудеса Якубовича
Несмотря на скепсис, Леонид Якубович очень серьезно подошел к своей новой работе. С его приходом игровая составляющая ушла на второй план. Игроки, конечно, по-прежнему крутили барабан, открывали буквы и угадывали слова. Но главными стали они сами: зрителям уже не очень важно, победит или нет очередной претендент на главный приз, гораздо важнее то, что он подарит ведущему и о чем они будут разговаривать.
Такой крутой разворот концепции без внимания, разумеется, не остался. Давно уже стали притчей во языцех различные соленья и варенья, которые дарят Якубовичу благодарные игроки, их приветы родным и близким — может, не самые творческие, но от души. Подарки ведущему дарят самые разнообразные: какие-то поделки, изделия народных промыслов, национальную одежду, собственноручно написанные картины и многое другое. Их, кстати, не выбрасывают: существует специальный музей «Поля чудес», где всё это добро трепетно хранится.
Вообще, капитал-шоу давно уже перешло в разряд передач-долгожителей, которых на отечественном телевидении не так уж и много. Причин такой их немногочисленности масса. Многие телепроекты были закрыты в начале 1990-х, когда российское ТВ окончательно смело ТВ советского времени. Другие прошли через подчас болезненные преобразования. Ушли из жизни многие ведущие советского времени, и их фактически авторские программы тоже ушли вслед за ними. В принципе, телевидение склонно меняться, но «Колесо фортуны» идет на американском ТВ (пусть и в синдикации) до сих пор и закрываться не планирует. Как и должно быть, видимо, с настоящей телеигрой.
Телеигра («Капитал-шоу»)
Татьяна Дюжикова, Всеволод Движков
СССР (1990—1991),
Россия (с 1991 г.)
Выпуски с Владом Листьевым (1990—1991); Выпуски от 1993 г; Совместный выпуск «Поле Чудес» и «Куклы» (1996)
60 минут (с учетом рекламы)
1990-1995
1-й канал Останкино
Колесо фортуны
По́ле чуде́с — одна из первых программ телекомпании «ВИD», русский аналог американской программы «Колесо Фортуны» (англ. Wheel of Fortune ).
Впервые вышла в четверг 25 октября 1990 года. Первым ведущим был Владислав Листьев, с 1 ноября 1991 года — Леонид Якубович. Ассистентами Леонида Якубовича являются несколько топ-моделей как женщин, так и мужчин, в том числе Римма Агафошина, которая открывает отгаданные буквы и вручает призы участникам. Передача выходит еженедельно в вечер пятницы в 20:00. С 1997 по 2002 год выходил в повторах в понедельник в 10 часов утра.
Изначально в 1990 году студия, в которой проходила игра, была отделана в темно-синих тонах; барабан был простой формы, с расположенными снаружи ручками, похожими на крючки, и со стрелками, указывающие сектора; рядом табло в котором открывают буквы, убрав чёрный квадрат в каждом; там находится компьютер, в котором указывает очки, сверх него имя-фамилия игрока. В 1991 году на стене располагалась надпись Поле Чудес, барабан в такой же форме и табло буквы были синими, а логотип был таким. В 1992-93 годах на студии рядом с барабаном (как и у Листьева) и автомобилем стояли телевизоры, показывающие крутящийся барабан и призы; позади автомобиля располагалась надпись Поле Чудес. С 1993 по 1995 год была другая декорация: барабан стал чуть меньше, имел стрелку, как у компаса и ряд вертикальных ручек, расположенных строго по периметру; максимальным количеством очков на барабане был 750; у барабана была другая музыка, используемый до 1995 года. Декорации студии были выполнены в голубом цвете, с разноцветными вкраплениями. В 1995 году, когда изменились заставки и логотип ОРТ (округлый на соответствующий до сентября или до декабря 1996 года), декорации изменились снова: лестницы, по которым участники спускались в студию, мигали, по бокам ступеней лестницы стояли телевизоры, показывающие крутящийся барабан, также другой стала музыка, при которой барабан вращался. По бокам табло с буквами были установлены два символических изображения собора Василия Блаженного; логотип в левом нижнем углу экрана был цветным. С 2001 года, в связи со сменой имиджа передачи, студия снова была полностью обновлена, дизайн студии был улучшен и осовременен, был установлен новый барабан, за ним установлен плазменный телевизор, показывающий барабан и сектора. С 2005 года барабан заменили на ещё более узорчатый. На барабане стала другая музыка, написанная композитором Сергеем Чекрыжовым. Больше дизайн студии не менялся. Выпуски телеигры с Л. Якубовичем с 1 ноября 1991 по 1995 годы выходили в повторах на канале «Ретро ТВ» в 2006—2007 годы, а выпуск с Листьевым — на канале «Ностальгия» 1 марта 2009 года.
Содержание
Ход игры
Игра проходит в три раунда, в каждом из которых участвуют 3 игрока.
Ведущий загадывает слово (редко словосочетание), указанное на табло, а по ходу игры даёт наводящие подсказки. Игроки по очереди крутят барабан. На барабане могут выпасть сектора с различным числом очков, которые игрок получит, если угадает букву, или специальные сектора:
- Приз — игрок может выбрать: продолжить игру или выбыть из неё, но получить приз, спрятанный в чёрном ящике. Ведущий торгуется с игроком за приз, в качестве которого может оказаться любая вещь: от ключей от автомобиля до тыквы. Также вместо чёрного ящика можно взять денежный приз. (Игрок сам выбирает сумму).
- Плюс — игрок может открыть любую букву по счёту (если эта буква встречается несколько раз, то открываются все).
- Шанс — игрок может позвонить по телефону (номер даёт случайный зритель в студии) для получения ответа или подсказки. Если на другом конце провода отвечают правильно, то ему высылают приз
- Банкрот — очки, набранные игроком сгорают, а ход переходит к следующему игроку. Если выпадает у одного игрока 2 раза подряд, то получает приз.
- 0 — набранные очки не сгорают, но ход передаётся другому игроку.
- х2 — набранные игроком очки удваиваются. (Если две буквы, то х3, три х4 и т. д.)
В 90-е г.г. был сектор «Капитал» (до денежной деноминации 1998 г. он назывался «Миллион»), когда игроку выносили два мешка: один с баранками, другой с деньгами, и он выбирал тот, где, как он считал, были деньги. (Иногда также существуют сектора от спонсоров, при выпадении которых вручаются призы)
Далее игрок называет букву русского алфавита, которая, как он считает, присутствует в загаданном слове. Если такая буква есть, то она открывается на табло, а игрок получает выпавшее количество очков (если таких букв несколько, они открываются все и очки начисляются за каждую), и может крутить барабан ещё раз. Буквы «Е» и «Ё», «И» и «Й», «Ъ» и «Ь» считаются за одну букву. При неверном ответе ход переходит к следующему игроку. Количество очков при этом нигде не отображается, а сумма, набранная победителем финала, озвучивается ведущим. (В начале 90-х количество очков иногда появлялось на экране в случае результативного хода)
При трёх подряд верно угаданных буквах ведущий показывает игроку две шкатулки, в одной из которых деньги, а в другой пусто, и предлагает игроку угадать, в какой из них деньги. Если он угадывает, то получает деньги, которые не могут сгореть.
Игрок выбывает из игры, если взял Приз, либо назвал неверное слово.
Если выбыло два игрока, то для третьего работает правило три результативных хода (результативным считается тот, после которого должен назвать букву или сектор плюс), после чего он должен назвать слово. Если после трех ходов он не называет слово, то в финале участвуют два игрока. Если ситуация трех ходов произошла в финале, то оставшийся игрок вне зависимости от исхода финала становится победителем.
Побеждает игрок, первым отгадавший всё слово. Игроки, победившие в своих раундах, выходят в финал. Победитель финала выбирает призы на заработанные очки, а ведущий предлагает ему поучаствовать в супер-игре, где он может либо потерять всё, либо выиграть супер-приз.
До 30 ноября 2001 года в телеигре существовала игра со зрителями, сидящими в студии.
Большую часть времени игры участники передают приветы родным и близким, дарят ведущему подарки, рассказывают анекдоты, читают стихи, играют на музыкальных инструментах.
Суперигра
Игрок вращает барабан для выбора одного из шести призов.
Ведущий загадывает слово и игрок должен за минуту угадать слово, предварительно назвав несколько букв алфавита (определяется ведущим, обычно половину длины слова, если есть, открываются). Если игрок угадал слово, то он получает суперприз, если нет, то теряет все призы, выигранные по очкам. Сохраняются только подарки, Миллион (Капитал) и две шкатулки. Иногда ведущий оставляет один приз. С 1 сентября 2006 года введены 2 дополнительных слова, пересекающие основное (своего рода кроссворд). Если игрок угадывает основное, то ведущий даёт определения. Если игрок назовёт и эти, то выиграет автомобиль.
Музей «Поля Чудес»
Музей Капитал-шоу «Поле чудес» был создан в 2001 году, но его идея была задумана ещё в начале 90-х. В музее можно найти: Первый ящик Поля чудес; костюмы, которые надевал Якубович; портреты Якубовича и Листьева (первого ведущего) и много другого. Музей находится в павильоне Всероссийского выставочного центра «Центральный».
Влияние на культуру
Фраза в исполнении Леонида Якубовича, которая оканчивалась восклицанием: «В студию!» и, как правило, начиналась словами «подарки», «призы», вошла в современную бытовую речь и используется, в частности, как стереотипный комментарий на форумах, блогах и т. д. Выстроена она по схеме: «N — в студию!», где N — объект, предоставление которого требуется от автора предыдущего сообщения. Например: «картинки в студию», «доказательства в студию», «ссылки в студию» и т. д. [1]
Заставки
В 1990-2000 годы заставка передачи выглядела так: яркие полосы быстро двигаются параллельно друг другу навстречу, таким образом образуя поле из шестнадцати ровных квадратов. Далее поле становится трёхмерным, как бы обретая обьём (в трёхмерном виде оно становится похожим на плитку шоколада). Под своеобразный чавкающий звук на поле опускаются трёхмерные цветные символы различных форм, каждый символ в итоге занимает один квадрат. Затем звучит основной музыкальный мотив заставки, под него поле из квадратов взлетает в воздух, поднимается и на его фоне розовыми буквами пишется «Поле Чудес». Далее поле вылетает за пределы экрана (музыка при этом продолжается), и вскоре возвращается, перевернувшись обратной стороной, представляющей собой обычный серый квадрат. Квадрат опускается позади слов «Поле Чудес», а затем под получившейся композицией по буквам появляется словосочетание «к а п и т а л ш о у». Музыкальное оформление в этой заставке немного изменилось в 1993 году. В 1991 году после рекламы и перед суперигрой прилетала синяя бумага со словом «Поле Чудес Капитал-Шоу». С 1992 по 1995 год перед рекламой показывали заставку с прыгающими золотыми буквами на чёрном фоне.
С осени 1995 по 2000 годы после рекламы на ОРТ, в заставке программы вращается игровой барабан, камера приближается к нему так, что не видно очков на секторах. С каждым новым сектором под одну звонкую ноту появляются буквы, образующие слова «Поле Чудес». При последнем изменении сектора появляется золотая рамка, которая, подобно квадрату из старой заставки, опускается на задний план. В заставке суперигры квадрат со словом «Поле Чудес» начинал быстро вращаться, после остановки в квадрате было уже «Супер Игра». Также в то время существовали и заставки для отдельных секторов.
В современной открывающей заставке, использующейся с 29 декабря 2000 года, видна студия игры и летящий вращающийся барабан. На экране из звёздочек образуется изображение Якубовича. Затем по буквам зажигается слово «Поле Чудес». Всё это происходит под укороченный вариант музыки из первой заставки, при этом она звучит два раза, сначала в джазовом стиле, затем, когда зажигаются буквы, - в стандартном. В урезанном виде существовали и для рекламной паузы. Перед суперигрой мы видим в верхней строчке слово «СУПЕР», написанное сиреневыми буквами, а в нижней - слово «игра», образованное зажжёнными лампочками. В марте 2009 года изображение Якубовича было убрано из заставки, а сама заставка идёт в более медленном темпе.
Компьютерная игра
В январе 1993 года по мотивам телепрограммы вышла
Читайте также: