Кем были ассасины хашишины
Материал для статьи взят из книги Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма: Традиции мусульманской общины / Пер. с англ. Л. Р. Додыхудоевой, Л. Н. Додхудоевой. — М.: АСТ, Ладомир, 2004. — 288 с. — (Историческая библиотека). — 4000 экз., а также книги Марко Поло «Книга о разнообразии мира»
Термин ассасин сегодня прочно ассоциируется с понятием «наемный убийца». Серия видеоигр с одноименным названием привлекла огромный интерес к восточным тайным оккультным сообществам, но вместе с тем породила и множество мифов. Кем же были неуловимые ассасины, наводившие ужас на крестоносцев и сельджуков?
Для начала надо знать, что они образовались благодаря разделению ислама на две ветви – шиитов и суннитов. Если совсем упростить их разделение, то самое главное это то, что шииты верят - возглавлять их может только прямой потомок Мохаммеда, тогда как сунниты считают эту должность выборной. Движение шиитов куда меньше и регулярно подвергалось гонению более многочисленных суннитов, поэтому они привыкли скрываться среди мусульман или жить в изоляции. Недостаточная связь между сообществами привела к появлению многочисленных культов, в том числе знаменитых ассасинов.
Впервые слово «ассасин» встречается в 12 веке в сельджукском источнике «Нусрат ал-фатра». Так называли течение шиитов-назаритов. Название восходило к термину «хашишайя» - низший класс или чернь. Сельджуки же первые стали понимать ассасинов как наемных убийц, регулярно устраивающих покушения на их правителей.
Ассасины смогли появится только благодаря примкнувшему к назаритам проповеднику Хасану ибн Ас-Саббаху. Именно он смог собрать вокруг себя сторонников и захватить ряд территорий, которые сегодня находятся в Иране и Сирии. Столицей стала крепость Аламут.
Это было феноменальное государство для своего времени. Не было богатых и бедных, не действовали законы шариата, любая роскошь была запрещена, а подчинение беспрекословно. В государстве не существовало налогов, но каждый житель должен был заниматься строительством фортификаций и коммуникаций. Одновременно с этим мирно или через похищение в Аламутское государство доставляли лучших специалистов своего времени, благодаря чему в техническом плане государство было, возможно, передовым для своего времени.
Наибольшая известность пришла к ним, когда они стали отправлять наемных убийц для устранения своих врагов. К такой тактике они пришли совершено случайно. Сельджукских визирь Низама аль-Мулька жестоко пытал, а потом казнил одного из проповедников хашишинов. После этого Хасан собрал добровольцев, готовых отомстить, пусть и ценой собственной жизни. Один из добровольцев прикинулся рабом и проник на территорию дворца, выследив и убив визиря отравленным ножом. В это же время дюжина других добровольцев подожгла дворец. С этого момента тактика террора стала основной у Аламутского государства.
У них не было регулярной армии, зато было огромное количество шпионов и своя спецслужба, позволяющая устрашать и устранять врагов задолго до их прихода. Это было настоящее государство диверсантов, которые вскоре смогли достигать самых дальних уголков мира. На воротах молодого государства висел список из сотен убитых противников благородных родов, который постоянно приходилось дополнять.
Отбор в профессиональные убийцы был очень строгим и даже жестоким. Сначала кандидат неделю сидел перед воротами и только тогда его возможно пускали, затем на холодном полу почти без еды ещё несколько дней и лишь потом он возможно удостаивался аудиенции. Только самые замотивированные становились в ряды хащишинов-убийц. В некоторых мусульманских источниках указывается, что Хасан использовал многочисленные фокусы, вроде говорящей головы на блюде и других иллюзий, умело манипулируя сознанием людей.
О том, кто такой ассасин знает почти каждый любител игри assassins creed этого сайта. Скрытный убийца, способный в о .
О том, кто такой ассасин знает почти каждый любител игри assassins creed этого сайта. Скрытный убийца, способный в одиночку решить проблемы, которые не могут решить целые армии, а правители великих стран годами пытаются решить посредством дипломатии. Таким мы видим ассасина в игре.
Но далеко не каждый знает, что скрытный орден Ассасинов действительно существовал в реальности. И, более того, процветал и пользовался огромным уважением.
От стран Востока до далекой Скандинавии лишь одно слово могло повергнуть в ужас даже самых могущественных правителей. И это слово — ассасин.
Такими фразами описывали членов ордена средневековые историки.
Стоило бы задаться вопросом: Почему?
Расцвет цивилизации Ближнего Востока и зарождение одной из мощнейших культур сегодняшнего дня, мусульманства, берет истоки от пророка Мохгамеда. Именно он, ведомый великой идеей, сумел объединить разрозненные племена в государство с регулярной армией и торгово-дипломатическими отношениями.
Увы, после его смерти в 632 году, последователи Пророка устроили ряд междоусобных войн, приведших к расколу и появлению ряда новых государств. Одной из отколовшихся ветвей стали исмаилиты — те, кто признавал законное правление Исмаила, сына арабского имама Джаффара. Впитав в себя все лучшее, что осталось от времен Пророка, исмаилиты за 400 лет сумели взять под свой контроль земли, на которых сейчас расположены Египет, Сирия, Палестина, Иран, Ирак, и Ливия.
Люди алчны от природы и каждый хочет быть царьком в своей вотчине. А потому государство исмаилитов вскоре распалось.
В результате распада и появились те, к чьему числу принадлежал известный всем нам Альтаир Ибн Ла-Ахад, главный герой первой части Assassins Creed. Новое формирование получило имя низариты, и, как и исмаилиты в свое время, сумело отвоевать и удержать наибольшую часть «родительского наследия».
Под управлением Исмаилитов оказалась Сирия, Иран, Ирак, и Ливия. Центром нового государства стал город-крепость Аламут, в котором мы и начинаем прохождение Assassins Creed. В силу геополитической ситуации, низаритам было сложно удерживать регулярную армию. Но своего успеха они достигли благодаря жестокости и массовым террористическим актам, удерживающим в страхе как окружающие государства, так и собственных жителей.
Почему же «ассасины»?
Казалось бы, причем здесь низариты, ведь речь идет об ассасинах.
Существует две версии происхождения слова.
Согласно первой, секрет силы воинов-террористов заключался в состоянии боевого транса — вера, сила, и дух воина значительно возрастали после употребления гашиша.
По распространенному мнению, корни слова «ассасин» произошли именно отсюда — хашшишин, или курящий гашиш.
Но, как это обычно бывает, самое распространенное мнение ошибочно и годится только для плебеев в силу своей простоты. Ну, в самом деле, вы же не поверите, что могущественная организация, покорившая территорию, на которой сегодня уживаются несколько крупных стран, будет называть себя «Планокурами».
Истинные корни слова следует искать в языках Ближнего Востока. «Хасас» — так звучит на арабском языке слово «основа», «истина». Таким образом, слово хассасин, или, более благозвучное для уха европейца, ассасин, изначально означает человека, ищущего истину.
Ничто не истина, все дозволено.
Таким слоганом на обложке встретила нас первая игра серии. И примерно таким лозунгом формировали сознание своих воинов низариты — все, что вы получаете извне — ложь. Когда вам говорят, что убивать плохо — это ложь. Ищите истину в процессе достижения цели.
Тогда это было в новинку, а сегодня многие организации понимают, что истинная сила воина не в больших мышцах, не в ловкости обращения с оружием, а в вере и отсутствии страха умереть. Низариты были едва ли не единственными, кто понимал значение психологии воинов, а потому их успех сегодняшних историков ничуть не удивляет.
Подготовка великих воинов
Фокус первый. Посторонним В.
В фильме «Книга Илая» вы могли видеть эпизод, где персонаж Гарри Олдмэна перечисляет главному герою преимущества нахождения в его армии: еда, вода, девочки, лучшее оружие.
Средневековье можно было бы отметить высоким уровнем бедности, а потому нахождение в армии могло стать источником средств к существованию. Уже только ради достатка в еде многие жители низаритских стран мечтали стать ассасинами.
Но в орден принимали далеко не каждого. Набор производился в определенные даты. В эти дни юноши, желающие примкнуть к ордену, могли прийти к воротам Аламута, дабы изъявить свое желание. Казалось бы — раз объявили о наборе, то и принимайте нас. Но не тут то было. Ворота Аламута оставались закрытыми в течение многих дней, пока рекруты «жарились» на солнце, изнывая от жажды и голода. Разумеется, многие разворачивались и уходили прочь, но оставались самые выносливые и настойчивые — самые достойные. Если вы думаете, что этих достойных сразу принимали в орден, то ошибаетесь. Ворота крепости оставались закрытыми. И только тогда, когда оставшиеся храбрецы теряли сознание от изнеможения, стражники выходили и забирали их внутрь.
Фокус второй. Демо-версия рая
Вспомните один из роликов первой части. Альтаир появляется в волшебном саду, вокруг ходят полуобнаженные девушки, играет музыка, но нет четкости графики. Сделав несколько шагов, Альтаир оказывался на средневековом восточном рынке. Эта заставка была сделана ребятами из Ubisoft не случайно.
Дабы усилить веру своих воинов, низариты показывали им демо-версию рая, в который попадал бы каждый, кто умер, исполнив волю главы Ордена.
В день посвящения будущего ассасина одурманивали наркотиками и переносили в секретный сад неподалеку от Аламута. Там его ждали живые красавицы, яства, и вино. Глубокорелигиозные жители средневековья не могли заподозрить подвоха. Они были полностью уверены, что перед ними мифические гурии, а сами они — в райском саду.
Когда ассасин засыпал, его уносили из сада. А просыпаясь, он мечтал лишь об одном — поскорее вновь попасть в рай. Разумеется, после использования «демо-версии», новоиспеченный ассасин ничуть не страшился смерти, и даже стремился к ней, памятуя о том, что дверь в рай открывается только умершим героям.
Фокус третий. Некромантия полубога
Иллюзия рая не была единственным козырем в рукавах ассасинов.
Так, дабы показать безграничную власть главы ордена, низариты пускали слух о том, что им удалось изловить предателя, которого и казнили на глазах у новичков.
Этого, казалось, было бы достаточно для того, чтобы поверить в мощь правителя ассасинов. Но низариты понимали, что служба человеку куда менее устойчива, чем служба полубогу.
Они приглашали новичков в покои правителя, где те видели на ковре окровавленную голову. Правитель низаритов объяснял новичкам, что Аллах соблаговолил поведать ему правду об этом предателе, что позволило ему поймать и отрубить изменнику голову. «Но и в смерти своей его душа принадлежит мне», — слышали новички: «Сейчас я оживлю его голову, чтобы узнать нужную информацию».
К удивлению послушников ордена, голова не только оживала, но и отвечала на вопросы правителя. Разумеется, казнь была фальсифицирована, «предателя» не обезглавливали, а сажали в яму, накрыв ковром и просунув сквозь дыру в ковре его голову, обильно орошенную кровью постороннего существа.
Фокус четвертый. И еще восемь фокусов
Вспомните, какой ранг был у Альтаира, когда вы начинали и заканчивали игру. Верно, девятый ранг. Цифра появилась в игре не случайно.
Внутри Ордена действительно существовало девять уровней посвящения, переход на каждый из которых сопровождался отдельным магическим ритуалом.
Увы, до сегодняшнего дня не дожило описание ни одного из таких ритуалов, но мы уверенны, что это были очередные низаритские фокусы.
С каждой степенью посвящения ассасин получал доступ к все большему количеству тайной информации, и лишь на девятой ступени он узнавал Истину: нет разницы между Раем и Адом. Ну что, вспомнили заветное «Ничто не истина»?
Мы так много говорим о главе Ордена, что стоило бы уделить некоторое внимание конкретной личности. В частности, хотелось бы упомянуть Хассана ибн Саббаха, при котором орден достиг пика своей мощи.
Этот человек пришел в Иран из Персии, где провел молодость над изучением книг. Поклонники истории наверняка знают, что Персия была культурным центром средневекового Востока, а потому вас не удивит, если мы назовем Саббаха одним из наиболее образованных азиатов своей эпохи.
Именно при нем Аламут стал сердцем сообщества низаритов. До этого крепость, как и весь Иран принадлежали народу сельджуков. Мудрый не по годам, и сопровождаемый хорошо организованной бандой, низарит Хассан ибн Саббах легко прибрал к рукам Аламут, подгадав момент когда из крепости был отозван гарнизон.
Расцвет ордена при Хассане ибн Саббахе
Именно при Саббахе ассасинская организация заняла территории, о которых мы говорили в начале статьи. При нем количество ассасинов резко выросло, так что его армия насчитывала свыше 70 тыс. воинов.
Изначально финансирование государство низаритов получало от налогов, взимаемых от проходящих караванов. Саббах быстро смекнул, что владение территориями, по которым проходят торговые пути, особо выгодно и начал расширение границ своего государства в этом направлении, отнимая нужные земли у нерасторопных соседей.
Предвидя недовольство соседей, Саббах прибег к излюбленной тактике низаритов — к терроризму и скрытым убийствам. Войск на службе Саббаха все еще было недостаточно для защиты свежезахваченной территории Ирана, а потому правитель ордена нанес ряд упреждающих точечных ударов, приказав своим ассасинам уничтожить глав соседних государств. Лишенные руководителя, армии соседей уже не составляли угрозу для Аламута, те же из правителей, кто выжил, боялись ибн Саббаха сильнее всего, поскольку понимали, что агентом ассасинов может оказаться любой человек из их окружения, а значит ожидать удара скрытым клинком можно в любую секунду.
Военные успехи низаритов были весьма значительны. Там, где требовалась крупномасштабная операция, Саббах справлялся парой ассасинов.
Меж тем, низариты не были исключительно военной организацией. Так, во времена ибн Саббаха, к примеру, строились дороги, школы, проводилась ирригация пустынных участков страны. По приказам своего правителя, ассасины не только совершали убийства, но крали ценные книги и рукописи (еще один отклик к Книге Илая) а также похищали или перекупали наиболее известных инженеров современности (Леонардо?).
Слава мудрого и опасного правителя, Хассана ибн Саббаха, быстро расползлась по всему миру, достигнув дворов европейских королей. Здесь его знали под именем Старца Горы.
Орден после смерти ибн Саббаха
Влияние Саббаха было так велико, что, когда он умер, страх и уважение европейских и восточных правителей не умерли вместе с ним, а переходили на новых Старцев Горы.
Существует информация, утверждающая что, когда Папа Римский приказал европейцам двинуться в Крестовый поход, правители Европы просили советов и помощи у главы ордена, а единственный из них, кто посмел поставить могущество нового Старца Горы под сомнение, лично извинялся перед главой ассасинов.
Помните эпизод игры, когда Аль-Муалим приказывает Альтаиру и еще нескольким ассасинам спрыгнуть с башни, дабы показать Роберту д'Сабли могущество ордена? Мы говорим именно об этом моменте. Когда посланник графа Генриха Шампаньского выдвинул Старцу требования своего хозяина (суть требований не известна), тот воскликнул: «Он смеет требовать?», после чего приказал двоим ассасинам спрыгнуть со стен Аламута. Фанатичные воины без раздумий выполнили приказ, на что довольный Старец сказал: «И таких воинов у меня 70 тысяч. Что может требовать твой граф?».
Понимая, что убийцы из этих 70 тысяч рассеяны по королевским дворам, улицам всех крупных городов, и, скорее всего, присутствуют в его окружении, Генрих Шампаньский лично прибыл на поклон к Старцу Горы, моля простить его дерзость.
Казалось бы, столь сильную организацию не остановит ничто. Но…
Прекратило существование ордена низаритов то же, что через полвека докатилось и до России, надолго отбросив её назад в гонке за первенство государств.
В 1256 году Аламут пал под натиском монгольской конницы. Монголы прошли по всему Ирану, уничтожая остатки ордена (да и все, что подворачивалось под руку (такие вот они, монголы)). Через 16 лет ослабленный орден потерял остатки своего правления в Сирии и Ираке, где в 1273 году города низаритов были захвачены мамелюками короля Бейбарса I.
Казалось, это и станет концом существования ордена. Но ведь мы не раз говорили о том, что армия ассасинов была рассеяна по всему миру. Тренированные похлеще Джеймса Бонда, верные ордену до конца, эти люди не могли исчезнуть бесследно…
Одним из мест, где наверняка остались ассасины, является Индия. В XIII веке границы Сирии были расположены довольно близко от Индии, а потому становится очень подозрительным тот факт, что именно в конце XIII века индийские секты убийц (таги) и душителей (фансигары) отметили резкий рост влияния на территории страны. Несложно предположить, что именно сюда бежали сирийский ассасины.
Что стало с теми, кто подчинялся главной крепости ордена? Давайте подумаем. Аламут находился в Иране. Откройте политическую карту мира и посмотрите, где по отношению к Ирану находятся Афганистан и Ирак.
Почему мы назвали эти страны-соседки? А вы не догадались? В Афганистане, по мнению властей США, скрывается Осама бин Ладен, а правителем Ирака, и это всем известно, является Саббах… ой, простите… Саддам Хуссейн.
Оба эти человека считаются организаторами многих террористических актов. Шахиды, так же, как и ассасины, верят в то, что попадут после героической смерти в рай, где их будут ждать гурии. Так же, как и ассасины, шахиды совершают свои действия, находясь в трансе, который наступает в результате наркотического опьянения. Так же, как и ассасины, убивая тысячи людей, шахиды уверены в том, что именно в их действиях сокрыта истина.
А ведь еще остается немало открытых вопросов. Например, кто убил Кеннеди?
Ассасины, низариты, хашишины…
Ассасинов можно по праву назвать создателями спецслужб, даже в современном понимании этого слова. Именно они впервые применили такой метод, как «вербовка», весьма эффективно увеличивая количество работавших на них людей. Кто как «агенты влияния», а кто и как сборщики информации, не говоря уже о бойцах, в совершенстве владеющими приемами современного боя.
К середине 90-х гг. XI века Аламутская крепость стала лучшей в мире академией по подготовке тайных агентов узкого профиля. Агенты ибн Саббаха буквально наводнили не только восточную часть Ойкумены, но проникли и на Запад. Назвав Аламут академией, я нисколько не преувеличиваю. По всему миру рыскали агенты Саббаха, скупая редкие книги и манускрипты. Когда не удавалась пригласить в Аламут видных ученых и специалистов по-доброму , их просто похищали. Со временем в стенах крепости образовалась крупнейшая по тем временам библиотека, содержащая труды по медицине, строительству и даже алхимии.
Конкурс на вступление в эту академию был очень жестким – к примеру, из двухсот человек к завершающей стадии отбора дотягивали едва ли пятеро…
Но вернемся к истокам. Откуда же они появились, эти средневековые восточные рыцари плаща и кинжала ?
Подобно христианам, мусульманам так же не удалось избежать дробления основной религии на всевозможные течения и секты. Так случилось и с ассасинами. Они представляли собой самую крупную общину исмаилитов шиитского толка, основанную наследником имама Джафар ас-Садика, Исмаилом, в VIII веке. Титул имама, духовного и светского лидера мусульманского общества, передается по наследству. Но Джафар распорядился иначе – уж больно агрессивен был Исмаил, что постоянно вызывало конфликты с фатимидскими халифами-суннитами. В тот момент война не было нужна никому, ни суннитам, ни шиитам. Исмаил был лишен наследства, изгнан и, по всей видимости, убит.
Его сторонники объединились с шиитскими низаритами, считавшими имамом старшего сына халифа аль-Мустансира Абу Мансур Низара, откуда и их название. К слову – его постигла та же участь — отец тоже лишил его наследства в пользу его младшего брата аль-Мустали. Разумеется, Низар был не в восторге и предпринял некоторые шаги к сопротивлению. При помощи радикальных исмаилитов Низар вступил в борьбу с визирем аль-Афзалем, оказывавшим поддержку Мустали. Но неудачно. Был схвачен и казнен в 1095 году. Как раз перед самым приходом крестоносцев. Остатки его войск ушли в Персию и Ирак, где провозгласили имамом Хасана ибн Саббаха. Им удалось захватить несколько крепостей: Аламут и Ламасар. Это и стало основой их государства.
Однако территории эти уже были под властью сельджукских султанов, что совсем не способствовало спокойной жизни. Кроме того, визирь Низам аль-Мулк, перс на службе у турок, очень недолюбливал всех исмаилитов-низаритов, а ибн Саббаха в особенности. Спецоперация по устранению визиря и стала первой боевой акцией ассасинов – его зарезали прямо на утренней прогулке, на глазах у онемевшей от ужаса многочисленной стражи. История даже донесла имя убийцы [фидая] — Бу Тахир Аррани.
Можно сказать, что именно в этот момент до Саббаха дошла гениальная по своей простоте мысль, а именно: вовсе не стоит выстраивать эффективную стратегию защиты государства, содержать огромную армию, тратя на это значительные материальные ресурсы. Достаточно немногочисленного, но выдрессированного спецназа , беспощадного и мобильного. Акции устрашения и ликвидации ключевых фигур во вражеских государствах , от которых в те времена реально зависели вопросы войны и мира, были куда эффективней высоких стен и толп нерасторопных телохранителей.
Но вернемся к нашей академии и «вступительным экзаменам», о которых я уже упоминал. С легкой руки, верней, языка крестоносных оккупантов, стали утверждать, что на последнем этапе конкурса, когда соискателя приглашали в дом к ибн Саббаху на последнее собеседование , его одурманивали гашишем. От этого, якобы и пошло названия ассасин . Но все дело в том, что низариты не употребляли гашиш. А в своих ритуальных мистериях использовали опиумный мак.
К тому же, ни в одном литературном труде восточных авторов, в основном критического характера, нет ни одного упоминания об употреблении низаритами гашиша. А слово хашишийа , прочно к ним привязавшееся, в своем уничижительном значении означало чернь, низший класс, социальные парии .
У ибн Саббаха были куда более эффективные методы убеждения адептов, чем простое наркотическое опьянение, легко делающее сознание подверженным внешнему гипнотическому воздействию. Обещая адепту рай после выполнения его заданий, он предлагал соискателю самому пообщаться с теми, кто уже там. С этой целью он заводил претендента в заранее приготовленную комнату, где изумленный будущий федуин видел голову на блюде. При этом голова была живая. Ну, как у профессора Доуэля или у Берлиоза из Мастера и Маргариты. После того, как Саббах произносил над ней магические заклинания, голова охотно отвечала на вопросы о потустороннем , весьма красочно расписывала жизнь в райских кущах и утверждала, что жизнь после смерти есть. И кто перед этим устоит? И никакого гашиша не надо. Адепты моментально обретали несокрушимую веру и становились самыми отважными бойцами. Было, ради чего. Этим трюком с отрезанной головой и поныне пользуются фокусники. Правда, голову эту потом все же отрубали по-настоящему и на утро вывешивали над воротами Аламута. Как напоминание…
Очень быстро организация хашишинов приобрела славу – их стали бояться. Не раз окрестные властители пытались силой решить эту проблему, но все всегда заканчивалось одинаково — инициаторов войны убивали, останавливая тем самым военное вторжение. Поразительно, но существование государства хашишинов держалось буквально на кончике кинжала. За короткий период им удалось устранить шесть визирей, трех халифов, с десяток городских правителей. Два раза они пытались убить самого Салах ад-Дина и только чудо спасало этого грозного завоевателя. Но он все же не посмел атаковать их. От их кинжалов пал и видный персидский ученый Аб дуль-Махасин – ему вздумалось резко критиковать Саббаха.
К появившимся крестоносцам хашишины вначале отнеслись настороженно. Но потом Саббах увидел в них союзников. Старый принцип: враг твоего врага – твой друг, успешно сработал. В 1149 году хашишины в союзе с Раймундом Антиохийским попытались нанести поражение Нур ад-Дину, но потерпели неудачу. Тамплиеры, столь непримиримые к врагам Христа, водили дружбу со Старцем Горы , так тогда стали называть предводителя хашишинов.
Впрочем, отношения с франками не всегда отличались теплотой. А иногда и вовсе имели противоположный характер. Среди жертв хашишинов значились Раймунд II, Конрад Монферратский и герцог Баварский. Известен случай, кода один из западных нобелей, участник одного из крестовых походов, чем-то насолили старцу , по наивности полагая, что скорый отъезд обратно в Европу защитит его от справедливого возмездия. Поразительная глупость и полное незнание истинных масштабов возможностей хашишинов.
Во след уехавшему были отправлены два федая. Ради такой цели они даже приняли католичество. У шиитов это называется такийя » — в буквальном смысле «благоразумие, осмотрительность, осторожность», или, другими словами, благоразумное скрывание своей веры . В течение двух [!] лет они исправно и методично исполняли все церковные посты и таки заслужили звание ревностных католиков . Убедив, таким образом, всех в своей истинной добродетели им удалось проникнуть в окружение этого вельможи. А дальше уже было делом техники… Какая удивительная стойкость и непоколебимость в достижении поставленной задачи! Да и какое вживание в образ ! Впору памятник ставить… Вот так работал спецназ хашишинов!
Кем были ассасины хашишины
Ранний шиизм и его ответвления
После смерти пророка Мухаммада, когда поднялся вопрос о том, кто станет главой мусульманской общины, а значит, по тем временам весьма большого и могущественного государства, исламская умма претерпела раскол на два враждующих лагеря: суннитов, приверженцев ортодоксального направления ислама, и шиитов.
Часть мусульман выступала за то, что власть должна принадлежать только прямым потомкам пророка Мухаммада, то есть прямым потомкам Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата пророка, женатого на Фатиме, самой любимой дочери Мухаммада. По их мнению, близкое родство с пророком Мухаммадом делало потомков Али единственно достойными правителями исламского государства. Отсюда пошло название шиитов — «ши’ат Али» («партия Али»).
Шииты, находившееся в меньшинстве, нередко подвергались гонениям со стороны суннитского правящего большинства, поэтому они были часто вынуждены находиться в подполье. Разрозненные шиитские общины были изолированы друг от друга, контакты между ними были сопряжены с величайшими сложностями, а нередко — и угрозой для жизни. Часто члены отдельных общин, находясь рядом, не подозревали о соседстве единоверцев-шиитов, так как принятая у них практика позволяла шиитам скрывать свои истинные взгляды. Вероятно, многовековой изолированностью и вынужденной замкнутостью можно объяснить большое количество самых разнообразных, порой чрезвычайно нелепых и безрассудных ответвлений в шиизме.
Шииты по своим убеждениям были имамитами, считавшими, что рано или поздно мир возглавит прямой потомок четвёртого халифа Али. Имамиты верили, что когда-нибудь воскреснет один из ранее живших законных имамов, чтобы восстановить попранную суннитами справедливость. Главное направление в шиизме основывалось на вере в то, что в качестве воскресшего имама выступит двенадцатый имам, Мухаммад Ибн Аль-Хасан (Абуль-Касым, бен Аль-Хосан), появившийся в Багдаде в IX веке и бесследно исчезнувший в 12-летнем возрасте. Большая часть шиитов свято верила в то, что именно Абуль-Касым являлся «скрытым имамом», которому в будущем предстоит вернуться в человеческий мир в виде мессии-махди («скрытый имам»—спаситель). Последователи двенадцатого имама впоследствии стали называться «двунадесятниками». Таких же взглядов придерживаются современные шииты.
Примерно по этому же принципу формировались и остальные ответвления в шиизме. «Пятиричники» — верили в культ пятого имама Зейда ибн Али, внука шиитского имама-мученика Хуссейна. В 740 году Зейд ибн Али поднял шиитское восстание против Омеядского халифа и погиб в бою, сражаясь в первых рядах повстанческой армии. Позднее пятиричники разделились на три мелких ответвления, признававших право имамата за теми или иными потомками Зейда ибн Али.
Параллельно с зейдидами (пятиричниками), в конце VIII века зародилось движение исмаилитов, впоследствии получившее широкий отклик в исламском мире.
В X веке исмаилитами был основан Фатимидский халифат. К этому времени исмаилитское влияние распространилось на Северную Африку, Палестину, Сирию, Ливан, Йемен, Сицилию, а также на священные для мусульман города Мекку и Медину. Однако в остальном исламском мире, включая ортодоксальных шиитов, исмаилитов считали опаснейшими еретиками и при любом удобном случае жестоко преследовали.
Хасан ибн Саббах
Хасан ибн Саббах, примкнувший к исмаилитам в молодости, а позднее побывавший в Каире, столице Фатимидского халифата, приобрёл необходимые знания и опыт проповедника (да’и). В 1080-е он постепенно сплотил вокруг себя большое число почитателей, учеников и последователей. В 1090 году им удалось без боя овладеть крепостью Аламут неподалёку от Казвина, в горных районах Западной Персии. В последующие годы сторонники Саббаха захватили или получили ряд крепостей в долине Рудбар и Кумисе, городов в Кухистане, а также несколько замков на западе — в горных районах Ливана и Сирии. Со временем было создано исмаилитское государство, история которого была прервана в 1256 году монгольским завоеванием
Ибн Саббах установил в Аламуте для всех без исключения суровый образ жизни. Первым делом он демонстративно, в период мусульманского поста Рамадан, отменил на территории своего государства все законы шариата. За малейшее отступление грозила смертная казнь. Он наложил строжайший запрет на любое проявление роскоши. Ограничения касались всего: пиров, потешной охоты, внутреннего убранства домов, дорогих нарядов и т. п. Суть сводилась к тому, что в богатстве терялся всякий смысл. Зачем оно нужно, если его нельзя использовать? На первых этапах существования Аламутского государства Ибн Саббаху удалось создать нечто, похожее на средневековую утопию, которой не знал исламский мир и о которой даже не задумывались европейские мыслители того времени. Таким образом, он фактически свел на нет разницу между низшими и высшими слоями общества. По мнению некоторых историков, государство исмаилитов-низаритов сильно напоминало коммуну, с той разницей, что власть в ней принадлежала не общему совету вольных тружеников, а все-таки авторитарному духовному лидеру-вождю.
Сам Ибн Саббах подавал своим приближенным личный пример, до конца своих дней ведя чрезвычайно аскетичный образ жизни. В своих решениях он был последователен и, если того требовало, бессердечно жесток. Он приказал казнить одного из своих сыновей лишь по подозрению в нарушении им установленных законов.
Объявив о создании государства, Ибн Саббах отменил все сельджукидские налоги, а вместо них приказал жителям Аламута строить дороги, рыть каналы и возводить неприступные крепости. По всему миру его агенты-проповедники скупали редкие книги и манускрипты, содержавшие различные знания. Ибн Саббах приглашал или похищал в свою крепость лучших специалистов различных областей науки, начиная от инженеров-строителей, заканчивая медиками и алхимиками. Хашшашины смогли создать систему фортификаций, которая не имела себе равных, а концепция обороны вообще на несколько веков опередила свою эпоху. Сидя в своей неприступной горной крепости, Ибн Саббах отправлял убийц-смертников по всему государству Сельджукидов. Но к тактике террористов-самоубийц Ибн Саббах пришёл не сразу. Существует легенда, согласно которой он принял такое решение благодаря случаю.
Не успел Ибн Саббах спуститься в свой дом, как из толпы выделился молодой человек по имени Бу Тахир Аррани и, опустившись на колени перед Ибн Саббахом, изъявил желание привести в исполнение вынесенный смертный приговор, даже если при этом придется заплатить его собственной жизнью.
Небольшой отряд фанатиков-хашшашинов, получив благословение от своего духовного лидера, разбился на мелкие группы и двинулся в сторону столицы государства Сельджукидов. Ранним утром 10 октября 1092 года Бу Тахир Аррани каким-то способом умудрился проникнуть на территорию дворца визиря. Спрятавшись в зимнем саду, он терпеливо ожидал свою жертву, прижав к груди огромный нож, лезвие которого было предварительно смазано ядом. Ближе к полудню на аллее появился человек, одетый в очень богатые одеяния. Аррани никогда не видел визиря, но, судя по тому, что человека, идущего по аллее, окружало большое количество телохранителей и рабов, убийца решил, что это мог быть только визирь. За высокими, неприступными стенами дворца телохранители чувствовали себя слишком уверенно и охрана визиря воспринималась ими как не более чем ежедневная ритуальная повинность. Улучив удобный момент, Аррани подскочил к визирю и нанес ему, по меньшей мере, три удара отравленным ножом. Стража подоспела слишком поздно. Прежде чем убийца был схвачен, визирь уже извивался в предсмертных судорогах. Стража практически растерзала Аррани, но смерть Низама аль-Мулька стала символическим сигналом к штурму дворца. Хашшашины окружили и подожгли дворец визиря.
Смерть главного визиря государства Сельджукидов повлекла за собой настолько сильный резонанс во всем исламском мире, что это невольно подтолкнуло Ибн Саббаха к очень простому, но, тем не менее, гениальному выводу: можно выстроить весьма эффективную оборонительную доктрину государства и, в частности, движения исмаилитов-низаритов, не затрачивая значительные материальные средства на содержание большой регулярной армии. Необходимо было создать свою «спецслужбу», в задачи которой входило бы устрашение и показательное устранение тех, от кого зависело принятие важных политических решений; спецслужбу, которой ни высокие стены дворцов и замков, ни огромная армия, ни преданные телохранители не могли бы ничего противопоставить, чтобы защитить потенциальную жертву.
Прежде всего, следовало наладить механизм сбора достоверной информации. К этому времени у Ибн Саббаха во всех уголках исламского мира уже действовало бесчисленное количество проповедников, которые регулярно сообщали ему обо всех происходящих событиях. Однако новые реалии требовали создания разведывательной организации качественно иного уровня, агенты которой имели бы доступ к высшим эшелонам власти. Хашшашины одни из первых ввели понятие «вербовка». Имам — вождь исмаилитов — обожествлялся, преданность единоверцев Ибн Саббаху делала его непогрешимым; его слово было больше чем закон, его воля воспринималась как проявление божественного разума. Исмаилит, входящий в разведывательную структуру, почитал выпавшую на него долю как проявление высочайшей милости Аллаха. Ему внушалось, что он появился на свет лишь для выполнения своей «великой миссии», перед которой меркнут все мирские соблазны и страхи.
Благодаря фанатичной преданности своих агентов, Ибн Саббах был информирован обо всех планах врагов исмаилитов, правителей Шираза, Бухары, Балха, Исфахана, Каира и Самарканда. Однако организация террора была немыслима без создания продуманной технологии подготовки профессиональных убийц, безразличие к собственной жизни и пренебрежительное отношение к смерти которых делало их практически неуязвимыми.
В своей штаб-квартире в горной крепости Аламут, Ибн Саббах создал настоящую школу по подготовке разведчиков и диверсантов-террористов. К середине 90-х гг. XI века Аламутская крепость стала лучшей в мире академией по подготовке тайных агентов узкого профиля. Действовала она крайне просто, тем не менее, достигаемые ею результаты были весьма впечатляющи. Ибн Саббах сделал процесс вступления в орден очень сложным. Примерно из двухсот кандидатов к завершительной стадии отбора допускали максимум пять-десять человек. Перед тем, как кандидат попадал во внутреннюю часть замка, ему сообщалось о том, что после приобщения к тайному знанию обратного пути из ордена у него быть не может.
Одна из легенд гласит о том, что Ибн Саббах, будучи человеком разносторонним, имевшим доступ к разного рода знаниям, не отвергал чужого опыта, почитая его как желанное приобретение. Так, при отборе будущих террористов, он воспользовался методикой древних китайских школ боевых искусств, в которых отсеивание кандидатов начиналось задолго до первых испытаний. Молодых юношей, желавших вступить в орден, держали перед закрытыми воротами от нескольких суток до нескольких недель. Только самых настойчивых приглашали во внутренний двор. Там их заставляли несколько дней впроголодь сидеть на холодном каменном полу, довольствуясь скудными остатками пищи и ждать, порой под ледяным проливным дождем или снегопадом, когда их пригласят войти внутрь дома. Время от времени на внутреннем дворе перед домом Ибн Саббаха появлялись его адепты из числа прошедших первую степень посвящения. Они всячески оскорбляли, даже избивали молодых людей, желая проверить, насколько сильно и непоколебимо их желание вступить в ряды хашшашинов. В любой момент молодому человеку позволялось подняться и уйти восвояси. Лишь прошедшие первый круг испытаний допускались в дом Великого Владыки. Их кормили, отмывали, переодевали в добротную, теплую одежду… Для них начинали приоткрывать «врата иной жизни».
То же предание гласит о том, что хашшашины, силой отбив труп своего товарища, Бу Тахира Аррани, похоронили его по мусульманскому обряду. По приказу Ибн Саббаха на воротах крепости Аламут была приколочена бронзовая табличка, на которой было выгравировано имя Бу Тахира Аррани, а напротив него, имя его жертвы — главного визиря Низама аль-Мулька. С годами эту бронзовую табличку пришлось увеличить в несколько раз, так как список стал составлять уже сотни имен визирей, князей, мулл, султанов, шахов, маркизов, герцогов и королей.
Хашшашины отбирали в свои боевые группы физически сильных молодых людей. Предпочтение отдавалось сиротам, поскольку от хашшашина требовалось навсегда порвать с семьей. После вступления в секту его жизнь всецело принадлежала «Старцу Горы», как называли Великого Владыку. Правда, в секте хашшашинов они не находили решения проблем социальной несправедливости, зато «Старец Горы» гарантировал им вечное блаженство в райских садах взамен отданной реальной жизни.
Ибн Саббах придумал довольно простую, но чрезвычайно эффективную методику подготовки так называемых «фидаинов». «Старец Горы» объявил свой дом «храмом первой ступени на пути в Рай». Существует ошибочное мнение, что кандидата приглашали в дом Ибн Саббаха и одурманивали гашишем, отчего и пошло название ассасин. Как уже говорилось выше, на самом деле, в ритуальных действах низаритов практиковался опиумный мак. А приверженцев Саббаха прозвали «гашишшинами», то есть «травоедами», намекая на характерную для низаритов бедность. Итак, погруженного в глубокий наркотический сон, вызванный опиатами, будущего фидаина переносили в искусственно созданный «райский сад», где его уже ожидали смазливые девы, реки вина и обильное угощение. Окружая растерянного юношу похотливыми ласками, девушки выдавали себя за райских девственниц-гурий, нашептывая будущему хашшашину-смертнику, что он сможет сюда вернуться как только погибнет в бою с неверными. Спустя несколько часов ему опять давали наркотик и, после того как он вновь засыпал, переносили обратно. Проснувшись, адепт искренне верил в то, что побывал в настоящем раю. С первого мига пробуждения реальный мир терял для него какую-либо ценность. Все его мечты, надежды, помыслы были подчинены единственному желанию вновь оказаться в «райском саду», среди столь далеких и недоступных сейчас прекрасных дев и угощений.
Стоит заметить, что речь идет об XI веке, нравы которого были настолько суровы, что за прелюбодеяние могли просто-напросто забить камнями. А для многих малоимущих людей, ввиду невозможности заплатить калым за невесту, женщины были просто недосягаемой роскошью.
«Старец Горы» объявил себя чуть ли не пророком. Для хашшашинов он был ставленником Аллаха на земле, глашатаем его священной воли. Ибн Саббах внушал своим адептам, что они могут попасть в райские сады, минуя чистилище, лишь при одном условии: приняв смерть по его непосредственному приказу. Он не переставал повторять изречение в духе пророка Мухаммеда: «Рай покоится в тени сабель». Таким образом, хашшашины не только не боялись смерти, но страстно её желали, ассоциируя её с долгожданным раем.
Читайте также: