Какие из этих файлов являются неформатированными текстовыми файлами doc bat txt sys
Логическая запись при хранении на внешних носителях является той же информационной единицей, что и при хранении в ОЗУ. Отличие состоит в том, что при хранении на носителе запись является минимальным и неделимым элементом представления данных. Это означает, что после размещения записи на носителе отсутствует доступ к ее отдельным полям, а операции переноса на носитель и считывание с него производятся целиком со всей записью. Поскольку обработка записей при их хранении не происходит, не требуется и различия типов данных, т.е. запись может состоять из одного элементарного данного, группы данных или содержать структурированные данные. Единственной характеристикой отдельной записи является ее длина, а допустимыми операциями - перенос на носитель и считывание и него.
После размещения данных на носителе они превращаются в физическую запись.
Физическая запись – элемент поверхности носителя, на котором в соответствии с физическими принципами функционирования носителя размещаются данные, составляющие логическую запись.
Объединение физических записей образует файл.
Файл – поименованная совокупность данных, хранящихся на внешнем носителе.
Любые файлы содержат данные, закодированные с помощью двоичного алфавита. Однако способы кодирования и назначение файлов могут быть различными. По этой причине файлам приписывается еще одна характеристика – тип. Тип входит в идентификатор файла и указывается в виде расширения имени, например, Глава_7.doc, proba.pas или calc.exe. Принципиально различными по типам следует считать программные (исполняемые) файлы и файлы данных. Программные файлы содержат тексты программ в машинном коде; они могут быть загружены в ОЗУ и исполняться. Программные файлы имеют расширение com или exe; к этой же категории относятся так называемые командные файлы (расширение bat), содержащие в текстовом формате команды MS DOS, которые могут последовательно выполняться как программа. Файлы данных формируются в результате работы какой-либо программы; они не являются исполняемыми и служат только в качестве хранилищ данных. Многие программные системы при формировании файлов данных приписывают им вполне определенные расширения – по ним можно установить, какой программой файл создан; например, расширения txt, doc, rtf имеют файлы, подготовленные в текстовых редакторах, bmp, jpg, gif, cdr – графические файлы, pas, bas, c – файлы с текстами программ и т.д. Тип файла, как и его, собственно имя, являются частью описания файла и сохраняются системой, ведающей размещением файлов на носителе.
Самым верхним уровнем представления данных на внешних носителях являются структуры файлов – каталоги (в операционной системе Windows-95, 98 принят термин «папки»).
Каталог – это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (т. е. вложенных каталогов). Каталог самого верхнего уровня иерархии называется корневым. Он не вложен ни в какие другие каталоги.
Создает и поддерживает файловые структуры, определяет максимальный уровень вложенности каталогов, а также производит все операции с файлами и каталогами часть операционной системы компьютера – файловая система.
Путь к файлу – это последовательность, состоящая из имен каталогов (разделенных символом «\»), начиная от корневого и заканчивая тем, в котором непосредственно хранится файл.
Полное имя файла состоит из имени логического диска, пути к файлу и имени файла. В одном каталоге не может быть нескольких файлов и каталогов с одинаковыми именами. В разных каталогах это допустимо.
Логический диск – это физический (реальный) диск или часть физического диска, которому присвоено собственное имя.
Имена логических дисков задаются первыми буквами латинского алфавита с двоеточием: A:,B:,C: и т.д. Обычно с одним гибким магнитным диском связан один логический диск (A:, B:), а жесткий диск делится на несколько логических (C:, D: и т.д.).
Дерево: графическое изображение иерархической файловой структуры диска.
Структура дисков
Устройства внешней памяти: магнитные диски и ленты, оптические (лазерные) диски, магнитооптические диски.
Дисководы – устройства чтения/записи информации на диски. Различают гибкие магнитные диски – дискеты и жесткие магнитные диски. Жесткие магнитные диски встроены в дисковод и в отличие от дискет являются несъемными.
Структура магнитного диска: одна или несколько сторон (магнитных поверхностей), разделенных на концентрические дорожки, каждая из которых, в свою очередь, поделена на сектора, состоящие из «клеточек» - байтов. Все секторы на одном диске имеют фиксированный размер. Вся работа по считыванию и записи данных на дисках производится только полными секторами. Полный объем памяти диска определяется формулой:
ОБЪЕМ = СТОРОНЫ * ДОРОЖКИ * СЕКТОРА * БАЙТЫ,
Где СТОРОНЫ – количество сторон диска, ДОРОЖКИ – количество дорожек на стороне, СЕКТОРА – количество секторов на дорожке, БАЙТЫ – количество байт в секторе.
Информация на устройствах внешней памяти имеет файловую организацию.
Примеры решенных задач.
Пример №1.
Дано дерево файловой структуры диска. Заглавными буквами обозначены имена каталогов, строчными – имена файлов.
Перечислить имена каталогов 1-го, 2-го, 3-го уровней. Указать путь к файлу letter.txt от корневого каталога. Указать путь к файлу letter1.doc от корневого от корневого каталога, а к файлу letter2.doc – от каталога WORK. Указать полные имена файлов letter.txt и letter1.doc, если файловая структура хранится на диске C.
Каталоги 1-го уровня COMPUTER, WORK,UROK. Каталоги второго уровня – IBM, APPLE, DOCUMENT, PRINT. Каталоги 3-го уровня – DOC1, DOC2.
Путь к файлу letter.txt от корневого каталога: \WORK\PRINT. Путь к файлу letter1.doc от корневого каталога: \WORK\DOCUMENT\DOC2. Пут к файлу letter2.doc от каталога WORK\DOCUMENT\DOC2.
Полные имена файлов letter.txt и letter1.doc:
C:\WORK\PRINT\letter.txt и
C:\WORK\DOCUMENT\DOC2\letter1.doc
Задания для самостоятельной работы.
№1. Двухсторонняя дискета имеет объем 1200 Кбайт. Сколько дорожек на одной стороне дискеты, если каждая дорожка содержит 15 секторов по 4096 бит?
№2. Какой объем имеет двухсторонняя дискета, если каждая сторона ее разбита на 80 дорожек по 20 секторов на дорожке? Объем каждого сектора составляет 0.5 Кбайт.
№3. Какой объем имеет каждый сектор двухсторонней дискеты емкостью 1440 Кбайт, если каждая сторона дискеты разбита на 80 дорожек по 18 секторов на дорожке?
№4. Сколько файлов размером 100 Кбайт каждый можно разместить на дискете объемом 1) 1,2 Мбайт; 2) 1.44 Мбайт?
№5. В результате повреждения односторонней дискеты 10% секторов оказались дефектными, что составило 36864 байта. Какой объем имеет дискета?
№6. На скольких дискетах емкостью 1440 Кбайт можно разместить содержимое жесткого диска объемом 1 Гбайт?
№7. Дано дерево иерархической файловой структуры на магнитном диске. Заглавными буквами обозначены имена каталогов, строчными – имена файлов:
Перечислить каталоги 1-го, 2-го, 3-го уровней, если они есть. Указать пути от корневого каталога к каждому из файлов.
№8. Указаны пути от корневого каталога к некоторым файлам, хранящимся на магнитном диске. Заглавными буквами обозначены имена каталогов, строчными – имена файлов:
Все существующие файлы условно можно разделить на две основные группы: системные и пользовательские. Очевидно, что системные файлы являются составляющими элементами самой системы, содержат в себе библиотеки, алгоритмы, команды, обеспечивающие работоспособность операционной системы. Пользовательские файлы являются виртуальным достоянием пользователя и для их чтения или редактирования требуются соответствующие программы.
Операционная система определяет тип файла по его расширению. Расширением называется последняя часть имени файла, которая следует после точки. Точек в названии может быть несколько, поэтому расширением считается часть имени файла, следующая за последней точкой в его названии. Пример: filename.txt
От расширения файла зависит — какой программой будет производиться чтение или редактирование данного файла.
Здесь возникает некоторая сложность в понимании для новичка. Дело в том, что операционная система, по умолчанию, настроена так, что известные системе расширения файлов не отображаются. В этом случае, пользователь видит только название самого файла. Видимо, создатели ОС посчитали, что пользователю нет смысла вдаваться в технические подробности.
Увы, без знания технических подробностей, полноценное взаимодействие с компьютером невозможно. По той причине, что расширения файлов остаются скрытыми, многие пользователи даже не подозревают о том, что в одной папке (каталоге) не может существовать двух файлов с одинаковыми названиями. Каждое название файла индивидуально для каждой конкретной папки.
Заблуждение возникает по той причине, что один файл может называться filename.txt, а второй файл может называться filename.jpg. Для системы, оба этих названия являются разными из-за разных расширений в имени, а пользователь, если расширения не отображаются, видит два одинаковых имени файла в одной папке и думает, что такое вполне возможно.
Рассмотрим типы пользовательских файлов. Условно их можно разделить на четыре основные группы:
1. Текстовый документ
Основным типом пользовательских файлов является текстовый документ. Данное утверждение не требует объемных доказательств, достаточно напомнить о том, что ни один сайт в интернете не обходится без текста. Кроме того, никакая электронная отчетность, ведение бухгалтерии, логистики, заключение договоров — тоже не могут обойтись без набора текстовых символов. Текст в компьютерном мире является, пусть не самым красочным, но самым основным источником информации. Графические изображения, как правило, являются дополнением к основному текстовому файлу, если содержат графики, чертежи, иллюстрации или фотографии.
Текстовый документ может содержать в себе обычный или форматированный текст. Если текстовый документ содержит неформатированный текст, такая запись, по сути, является единой строкой, содержащей определенный набор символов. Приложения, работающие с текстовыми документами, для удобства чтения автоматически располагают текст в окне в несколько строк, осуществляя перенос по словам.
Неформатированный текст содержит только основной набор символов, без указания типа и размера шрифта. Программы, работающие с текстом, отображают неформатированный текст размером и шрифтом выбранным пользователем. Таким образом, неформатированный текст, на двух разных компьютерах, может выглядеть совершенно по-разному, сохранится только основной логический смысл данного текста.
В операционной системе Windows, для чтения и создания простых текстовых файлов без форматирования, существует гениальное приложение "Блокнот". Данное приложение позволяет создавать простые текстовые файлы без форматирования. Кроме того, приложение позволяет открывать и редактировать некоторые системные файлы, содержащие техническую текстовую информацию. Также возможно создание или редактирование страниц интернета в формате HTM или HTML .
Форматированный текст имеет заданный и описанный в самом файле тип и размер шрифта, разбивку на абзацы, страницы, отступы текста от краев страницы, что подразумевает дальнейший вывод текста на печать с помощью принтера. Также форматированный текст может иметь таблицы, гипертекстовые ссылки, позволяющие осуществлять переход прямо из текстового документа на указанный ресурс в сети Интернет.
Наиболее известная программа, которая используется для работы с форматированным текстом, разработана компанией Microsoft и называется Word.
Некоторые пользователи полагают, что программа Word является неотъемлемой частью операционной системы Windows .
На самом деле, данное приложение является отдельным продуктом компании и устанавливается дополнительно. Приложение разработано специально для работников офиса, которым постоянно приходится работать с отчетами, сметами, счетами, договорами и другими аналогичными документами.
Текст без иллюстраций, фотографий или иконок выглядит слишком сухо и скучно. Иногда рисунки просто необходимы для наглядности. Все изображения, используемые в цифровой среде, можно разделить на две основных группы: растровая и векторная графика. Разница между этими двумя группами значительна и заключается в принципах построения, сохранения и чтения изображения.
Растровые изображения появились раньше и пока остаются наиболее популярными. Связано это с тем, что создавать и редактировать растровые изображения гораздо проще. На сегодняшний день существует множество различных программ, доступных широкому кругу пользователей, которые созданы для работы с растровой графикой.
Общий принцип растрового изображения заключается в том, что оно состоит из точек — пикселей. Такой принцип продиктован устройством самих мониторов, где также используются трехцветные пиксели. Каждый пиксель монитора состоит из трех ячеек, которым заданы базовые цвета: красный, зеленый и синий.
От яркости свечения каждой цветной ячейки, входящей в состав одного пикселя, зависит его общий суммарный цвет. Одинаковое свечение красного и зеленого порождают желтый цвет, одинаковое свечение зеленого и синего — дают голубой, а все три цвета в сумме дают белый. Разное процентное соотношение трёх базовых цветов — создает всю богатую палитру не только виртуального, но и окружающего мира.
Качество растрового изображения зависит от количества пикселей. Чем больше пикселей, тем выше может быть качество изображения. Пиксели в графическом рисунке образуют горизонтальные строки и вертикальные столбцы. Любое растровое изображение имеет четкий размер по ширине и высоте, который также указывается в пикселях.
Основной недостаток растрового изображения заключается в том, что изменение исходного размера изображения приводит к ухудшению качества. Связано это с тем, что при уменьшении изображения соседние пиксели суммируются и сливаются в один. При увеличении изображения добавляются новые пиксели, которым присваивается промежуточное значение соседних.
Если исходное изображение не уменьшать, а сразу увеличивать, то и в этом случае, за счет появления промежуточных пикселей теряется исходная четкость изображения. Наименьшие потери качества происходят при увеличении изображения на коэффициент кратный четырем: в два, в четыре, в восемь или шестнадцать раз.
В этих случаях, каждый пиксель просто увеличивается в четыре раза, либо в восемь, шестнадцать раз, но не появляются пиксели с промежуточными значениями.
Помимо растровой графики, существует векторная графика . Принцип построения векторного изображения заключается в том, что в исходном файле сохраняется сама форма каждого элемента изображения, в процентном соотношении от общей площади изображения. Подобное сохранение информации обеспечивает четкость изображения при любом изменении размера.
Векторное изображение, созданное на дисплее обычного компьютера, не потеряет своё качество даже в том случае, если его растянуть до размеров многоэтажного дома. Объем файла векторной графики зависит от количества элементов, используемых в рисунке.
Возможность воспроизведения звука на компьютере не является такой важной и необходимой составляющей, как текст или графическое изображение, но делает цифровой мир более совершенным и многогранным. Если же рассматривать техническую составляющую, компьютер, лишенный возможности работы со звуком, стал бы бесполезной игрушкой для композиторов, музыкантов, аранжировщиков и других специалистов, чья творческая или трудовая деятельность связана непосредственно со звуковыми файлами.
Для того чтобы понять структуру звукового файла, обратимся к базовым понятиям возникновения звука в природе. Известно, что любой звук это волна, которая порождается источником звука с помощью колебаний. От частоты колебаний источника звука зависит частота звуковой волны. Частота колебаний выражается в Герцах. Один Герц (Гц или Hz) означает одно колебание в секунду. Человеческое ухо способно слышать звуковые колебания в диапазоне от 20 колебаний в секунду (20 Гц) до 20 000 колебаний (20 кГц).
Некоторые источники утверждают, что человеческое ухо слышит не от 20, а от 30 Герц. Так или иначе, но всё, что ниже слышимого диапазона — принято считать инфразвуком, а диапазон свыше 20 000 Герц — принято считать ультразвуком.
Звуковой файл, по своей сути, это цифровая запись колебаний источника звука. При воспроизведении звукового файла, считывается запись колебаний, а сигнал, сгенерированный в соответствии с записью, подаётся на усилитель мощности, а уже затем воспроизводится динамиками звукового устройства.
Запись звука можно представить в виде графика. Для простоты восприятия, на графике изображена частота равная одному колебанию в секунду, что соответствует 1 Герц. Естественно, человеческое ухо не может услышать такую частоту, но на данном примере проще объяснить общий принцип звучания частот.
Когда мы слышим музыку, мы можем различать звучание множества различных музыкальных инструментов. Все они звучат на разных частотах, но запись подобного звучания выглядит в виде всего одной звуковой дорожки. Возникает вполне справедливый вопрос: Каким образом одна звуковая дорожка может содержать запись нескольких музыкальных инструментов?
Чтобы ответить на данный вопрос, воспользуемся двумя графиками. На одном графике изображена частота 1 Герц, на втором графике изображена частота 10 Герц. Как будет выглядеть график, если две этих частоты суммировать в один график?
Примитивная математика здесь бессильна и 1 плюс 10 Герц не будет равняться 11 Герцам. Полученный график будет сочетать в себе обе частоты, которые, при воспроизведении будут слышаться по отдельности. То есть, не сольются в единый звук. Однако, следует заметить, что суммируется громкость частот.
Подобным образом происходит наложение и слияние многих частот. В конце-концов, человеческое ухо — также имеет всего одну мембрану (барабанную перепонку), которая воспринимает всё многообразие звуков реального мира.
Видеофайлы являются наиболее "тяжелыми" по своему объему и наиболее сложными для воспроизведения на компьютере. Впрочем, для любого компьютера нет ничего страшнее, чем качественная видеоигра с трехмерной графикой и массой реалистичных эффектов: дым, туман, падающие тени от объектов и многие другие эффекты, которые создают максимальную нагрузку для видеокарты, заставляя её просчитывать весь виртуальный мир трёхмерной сцены.
Игровой режим с 3D-графикой наиболее опасен для ноутбуков потому, что система охлаждения обслуживает одновременно главный процессор и видеочип. Однако, скорость вращения кулера зависит от температуры главного процессора. Видеоигра может давать незначительную нагрузку для главного процессора при максимальной нагрузке видеочипа. В этом случае, кулер работает на пониженных оборотах, видеочип нагревается сильнее, чем главный процессор, но не получает достойного охлаждения, из-за чего значительно сокращается срок службы видеочипа.
Если учитывать нагрузку, которую создаёт трехмерная игра, то воспроизведение видеофайлов можно считать пустяком, который создаёт нагрузку процессора в пределах от 25-30% до 67-75%. Конечно, процент загрузки зависит ещё от мощности самого процессора. Чем мощнее процессор, тем проще ему работать. Для видеокарты-же нагрузка остается минимальной, поскольку, вся работа заключается в просчете плоского, двухмерного изображения, имеющего лишь ширину и высоту кадра.
Как говорилось ранее, видеофайл представляет собой серию последовательных, графических рисунков, сопровождающихся аудиодорожкой. Объем видеофайла напрямую зависит от размера и количества кадров. Правда, помимо этих параметров, существуют и такие, как интерлейсинг, битрейт, сжатие.
Известно, что человеческий глаз воспринимает движение на экране в том случае, если скорость смены кадров не ниже 24 кадров в секунду. Однако, некоторые цифровые форматы имеют настройку от шести с половиной кадров в секунду и выше. Как такое возможно?
Всё дело в том, что в подобных случаях смена кадра происходит так же быстро и резко, но время показа одного кадра на экране значительно увеличено. Конечно, чем больше кадров в секунду мы видим, тем плавнее воспринимается движение на экране.
Есть ещё такое заблуждение, что 24 кадра в секунду это максимум для человеческого глаза, а повышать количество кадров не имеет смысла. На самом деле, видео, воспроизводимое со скоростью 30 кадров в секунду, воспринимается глазом более плавно и кажется более натуральным, а 60 кадров в секунду создаёт ещё более плавный и реалистичный эффект движения.
Заключение
По своей сути, любой файл содержит запись, состоящую из набора символов. Разница лишь в том, что значения символов, в разных типах файлов, имеют разное значение. Текстовые файлы появились одними из первых, ещё на заре развития компьютерной техники. Они могут иметь простое или сложное форматирование, подразумевающее отступы текста от краёв, разбивку текста на отдельные страницы, если подразумевается вывод документа на печать.
Вторым по значению можно смело назвать графический рисунок. К этой категории относится любое растровое изображение, будь то фотография, сделанная с помощью цифровой камеры или рисунок, созданный от руки. Для компьютера не имеет значения, каким образом был создан графический рисунок, для него это просто файл, в котором описано количество точек по вертикали и горизонтали, а также указан цвет каждой точки. Открывая изображение для просмотра, компьютер должен прочитать графический файл от начала до конца и затем, в соответствии с его содержимым, отобразить область рисунка указанными цветами. Пользователь видит картинку или фотографию.
Если графические файлы содержат информацию о количестве и цветах точек, из которых состоит рисунок, то аудиофайл содержит в себе запись частоты колебаний мембраны динамиков или наушников. Компьютер, считывая информацию аудиофайла, генерирует необходимые частоты и передает их на предварительный усилитель громкости, с которого сигнал поступает на усилитель мощности и далее начинает звучать в наушниках или динамиках.
Самым "тяжелым" и сложным для обработки и чтения является видеофайл, который состоит из двух частей: видеоряд и звуковая дорожка. По своей сути, видеофайл это объединение графического рисунка с аудиофайлом, с той разницей, что видеофайл подразумевает не один рисунок, а целую серию графических рисунков, которые сменяются со скоростью 12.5, 15, 25, 29.9 или 30 кадров в секунду. Скорость смены кадров также указана в самом видеофайле. Следует учитывать, что воспроизведение видеоряда должно ещё сопровождаться синхронным воспроизведением аудиодорожки. Из-за такой сложности, на слабых компьютерах нередко возникает рассинхронизация потоков, когда видеоряд отстает от аудиодорожки, либо наоборот: опережает её.
Еще одной очень полезной командой является DIR [диск:][путь][имя_файла] [ключи] , которая используется для вывода информации о содержимом дисков и каталогов. Параметр [диск:][путь] задает диск и каталог, содержимое которого нужно вывести на экран. Параметр [имя_файла] задает файл или группу файлов, которые нужно включить в список. Например, команда
выведет на экран все файлы с расширением bat в корневом каталоге диска C:. Если задать эту команду без параметров, то выводится метка диска и его серийный номер, имена (в коротком и длинном вариантах) файлов и подкаталогов, находящихся в текущем каталоге, а также дата и время их последней модификации. После этого выводится число файлов в каталоге, общий объем (в байтах), занимаемый файлами, и объем свободного пространства на диске. Например:
С помощью ключей команды DIR можно задать различные режимы расположения, фильтрации и сортировки. Например, при использовании ключа /W перечень файлов выводится в широком формате с максимально возможным числом имен файлов или каталогов на каждой строке. Например:
С помощью ключа /A[[:]атрибуты] можно вывести имена только тех каталогов и файлов, которые имеют заданные атрибуты ( R — "Только чтение", A — "Архивный", S — "Системный", H — "Скрытый", префикс "–" имеет значение НЕ). Если ключ /A используется более чем с одним значением атрибута, будут выведены имена только тех файлов, у которых все атрибуты совпадают с заданными. Например, для вывода имен всех файлов в корневом каталоге диска C:, которые одновременно являются скрытыми и системными, можно задать команду
а для вывода всех файлов, кроме скрытых — команду
Отметим здесь, что атрибуту каталога соответствует буква D, то есть для того, чтобы, например, вывести список всех каталогов диска C:, нужно задать команду
Ключ /O[[:]сортировка] задает порядок сортировки содержимого каталога при выводе его командой DIR . Если этот ключ опущен, DIR печатает имена файлов и каталогов в том порядке, в котором они содержатся в каталоге. Если ключ /O задан, а параметр сортировка не указан, то DIR выводит имена в алфавитном порядке. В параметре сортировка можно использовать следующие значения: N — по имени (алфавитная), S — по размеру (начиная с меньших), E — по расширению (алфавитная), D — по дате (начиная с более старых), A — по дате загрузки (начиная с более старых), G — начать список с каталогов. Префикс "–" означает обратный порядок. Если задается более одного значения порядка сортировки, файлы сортируются по первому критерию, затем по второму и т.д.
Ключ /S означает вывод списка файлов из заданного каталога и его подкаталогов.
Ключ /B перечисляет только названия каталогов и имена файлов (в длинном формате) по одному на строку, включая расширение. При этом выводится только основная информация, без итоговой. Например:
Команды MKDIR и RMDIR
Для создания нового каталога и удаления уже существующего пустого каталога используются команды MKDIR [диск:]путь и RMDIR [диск:]путь [ключи] соответственно (или их короткие аналоги MD и RD ). Например:
Команда MKDIR не может быть выполнена, если каталог или файл с заданным именем уже существует. Команда RMDIR не будет выполнена, если удаляемый каталог не пустой.
Команда DEL
Удалить один или несколько файлов можно с помощью команды
Для удаления сразу нескольких файлов используются групповые знаки ? и * . Ключ /S позволяет удалить указанные файлы из всех подкаталогов, ключ /F – принудительно удалить файлы, доступные только для чтения, ключ /A[[:]атрибуты] – отбирать файлы для удаления по атрибутам (аналогично ключу /A[[:]атрибуты] в команде DIR ).
Команда REN
Переименовать файлы и каталоги можно с помощью команды RENAME ( REN ). Синтаксис этой команды имеет следующий вид:
Здесь параметр каталог1|файл1 определяет название каталога/файла, которое нужно изменить, а каталог2|файл2 задает новое название каталога/файла. В любом параметре команды REN можно использовать групповые символы ? и *. При этом представленные шаблонами символы в параметре файл2 будут идентичны соответствующим символам в параметре файл1 . Например, чтобы изменить у всех файлов с расширением txt в текущей директории расширение на doc, нужно ввести такую команду:
Команда MOVE
Синтаксис команды для перемещения одного или более файлов имеет вид:
Синтаксис команды для переименования папки имеет вид:
Здесь параметр результирующий_файл задает новое размещение файла и может включать имя диска, двоеточие, имя каталога, либо их сочетание. Если перемещается только один файл, допускается указать его новое имя. Это позволяет сразу переместить и переименовать файл. Например,
Если указан ключ /-Y , то при создании каталогов и замене файлов будет выдаваться запрос на подтверждение. Ключ /Y отменяет выдачу такого запроса.
На первый взгляд может показаться, что данные возможности системы абсолютно бесполезны для рядового пользователя, однако это не совсем так. При помощи пакетных файлов можно существенно упростить рутинную работу с ПК, сделать её удобнее, воспользоваться некоторыми скрытыми возможностями.
Новатором и пионером в данной области я, само собой, не являюсь, просто постараюсь изложить здесь базовое представление об этом типе файлов, рассмотреть некоторые примеры и остановиться на парочке деталей и тонкостей, касающихся так называемых батников .
Для удобства написания и, естественно, восприятия разобью статью по разделам. Но сначала:
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Некоторые манипуляции с пакетными файлами могут нанести вред системе (порой даже непоправимый), поэтому предупреждаю сразу, ни автор статьи, ни администрация сайта не несут абсолютно никакой ответственности за последствия, которые может повлечь за собой выполнение действий, представленных в этой статье. Все материалы представлены здесь исключительно с образовательной целью, и для ознакомления. Надеюсь на ваше понимание и прямоту ваших рук.
Часть первая. Основные моменты при создании bat-файлов
- Выше уже упоминалось, что пакетный файлы - это обычные текстовые документы. Так и есть, но для того, чтобы они работали и выполняли свои функции, им нужно придать подобающий вид, т.е. поменять расширение. Вообще в Windows используется как расширение *.bat, так и *.cmd, по сути они отличаются весьма незначительно лишь некоторыми нюансами, поэтому, в целях избежания путаницы, будем говорить о bat-файлах. Т.е. чтобы создать исполняемый пакетный файл, мы открываем стандартный блокнот (либо другой, привычный вам текстовый редактор), вбиваем туда нужные нам команды и сохраняем файл с любым именем и расширением bat;
- По сути, перечень команд, описанных в пакетном файле (батнике) может быть воспроизведён вручную в командной строке (пуск - все программы - стандартные - командная строка), упаковываем их (команды) мы исключительно для удобства, простоты и моментальности (если позволите) воспроизведения;
- Если испытываете что-то серьёзное и не уверенны в своих действиях, лучше испытывайте детище к примеру на виртуальной машине (в крайнем случае - на компьютере соседа);
- Список возможных к использованию команд очень велик, посмотреть его можно, набрав в командной строке help, здесь же будут расшифровываться команды по мере их появления в создаваемых батниках;
- Все инструкции, приведённые в статье, тестировались на ОС Windows XP и Windows 7.
Часть вторая. Синтаксис при написании bat-файлов
- Каждая команда вводится с новой строчки;
- Все команды выполняются последовательно за исключением тех случаев, когда внутри самого батника присутствует переход к определённой его части;
- Комментарии в пакетный файл могут быть добавлены двумя способами:
- либо после двух двоеточий ::переход к части копирования - либо при помощи команды goto, т.е. вводится команда goto, потом место для перехода, а между ними сам комментарий
- Если команду необходимо ввести с атрибутом, то сначала вводим команду, затем пробел, слэш и, собственно, сам ключ copy /Y Чтобы посмотреть список возможных атрибутов к конкретной команде, нужно в командной строке ввести команду, затем пробел, слэш и знак вопроса dir /?
- Для скрытия окна терминала выполняемой команды можно в начале строки поставить знак собачки @, если же требуется скрыть отображение выполнения всех команд, то проще (чтобы не ставить собачку в каждой строчке) в начале батника указать @echo off здесь команда echo off скрывает окна, а собачка впереди неё запрещает отображение выполнения самой echo off
- Все директории внутри команд, для исключения возможных ошибок, будем вводить в кавычках;
- По умолчанию при работе с кириллическим текстом на выходе вы можете получить иероглифы, при работе с папками/файлами, имеющими русские имена, вообще может ничего не получиться, это происходит из-за используемых кодировок, поэтому для исключения подобных неприятностей в начале пакетного файла будем указывать кодировку, корректно работающую с кириллицей следующей командой chcp 1251
- Есть команды (например, удаление файлов, форматирование), которые могут потребовать подтверждения действий. Порой это бывает очень нежелательно, в таком случае, можно вписать ответ заранее в сам пакетный файл. Ответ записывается ДО! команды и отделяется от неё вертикальной чертой |Y|del
- В командной строке (а значит и в пакетных файлах) при указании директории иногда бывает удобнее пользоваться переменными, нежели прописывать весь путь cd %APPDATA%
Приступим.
Часть третья. Резервное копирование при помощи батников
Резервное копирование данных - полезное и оттого весьма распространенное явление. Существует большое количество программ, отличающихся друг от друга функционалом, условиями распространения, уровнем (глубиной вопроса) и т.д. Бесспорно, пользоваться хорошей и красивой программой удобно и приятно, но если ваши задачи не слишком сложны, то элементарное создание бэкапов можно организовать и без использования стороннего софта, исключительно средствами ОСи.
Автоматическое копирование каталогов в папку backup
Для копирования каких-либо данных используется команда copy (копирование файла/файлов) или xcopy (копирование каталогов). Т.е., допустим, нам необходимо делать бэкап содержимого папки, в которой находятся ваши данные к дипломной работе (материалы, приложения, черновик самой работы и т.д.).
В этом случае текст будет следующим
Где D:\diplom\ - папка расположения всех материалов к диплому, а E:\backup\diplom\ - конечная директория резервной копии.
Создаём батник, кидаем его в автозагрузку (пуск - все программы - автозагрузка), и при каждом включении компьютера будет создаваться резервная копия (рк).Чуть усложним. Сделаем, чтобы при включении ПК старые данные сохранялись в папочке diplom_old, а новые в папочке diplom. Тогда батник будет иметь вид
del удаляет ранее созданную вторую рк.
rmdir переименовывает первую рк во вторую.
xcopy создаёт новую рк.
Атрибут /s применяет команду ко всем подкаталогам, атрибут /q отключает запрос на подтверждение действий.Если в двух копиях смысла нет, можно сделать так, чтобы заменялись только те файлы, которые были изменены, те же, которые не изменились, либо вообще были удалены из исходной папки, затронуты не будут. Для этого пишем следующее
Создание бэкапа в архиве
Ну и последнее, что здесь стОит рассмотреть, наверное, на данном этапе - это бэкапы в архиве
Рассмотрим изменённую предыдущую ситуацию. Допустим, нам надо, чтобы при каждом включении ПК создавалась копия папки, запакованная в архив.
Нам необходимо в автозагрузку положить батник со следующим содержимым
Архив папки D:\diplom будет создаваться в E:\backup, именем будет дата и время создания архива, т.е., например 16-Aug-12–14-06-53
Часть четвертая. Автоматизация процесса создания и удаления файлов/каталогов с использованием bat-файлов
Как создать папку из батника
Начнём с самого простого. Создание папки. Папка создаётся командой MD
Чтобы создать папку с именем backup в корне диска D:\, нам необходимо собрать следующего вида пакетный файл
Если же, допустим, нужна каждый день новая папочка с датой на месте имени, то батник будет иметь вид
Здесь строчкой set datetemp=%date:
-10% мы создаём переменную datatemp на время работы батника и присваиваем ей 10 символов значения системной даты;
Как создать текстовый файл из батника
С созданием пустых текстовых файлов дело чуть сложнее. Такой команды просто нет, нужно что-то в этот файл писать. Чтобы выйти из ситуации воспользуемся значением nul (это даже не нулевое значение, а его отсутствие)
Также, как и в примере с папкой, можно сделать именем текущую дату
Автоматическая очистка папки из батника
Теперь, что касается удаления. Тоже достаточно часто используемая область работы для батников. Так, например, без помощи спец.программ можно при каждом запуске (опять же, поместив пакетный файл в автозагрузку) очищать temp на вашей машине. Содержимое будет следующим
Строчкой cd "C:\Windows\Temp\" мы переходим в папку temp
Строкой echo Y|del *.* удаляем содержимое этой папки (не саму папку!)
Часть пятая. Прочие возможности bat-файлов
Возможностей, на самом деле, огромное множество. Здесь для примера рассмотрим некоторые из них.
Одна из самых известных возможностей использования батников - это запись содержимого каталога в файл
После выполнения этого файла, в папке, откуда он запускался, будет создан файлик file.txt , содержащий перечень всех файлов и папок в этом каталоге с указанием размера и даты последнего изменения. Можно преобразовать этот файл до вида
/S заставит батник показать содержимое не только каталога, но и всех подкаталогов.
c:\ поможет отобразить содержимое не того каталога, откуда запускается бат-файл, а нужного нам.
X:\file.txt сохранит конечный файл со списком содержимого в указанное нами место;
Запуск файлов из командной строки
Очень часто полезным оказывается возможность запуска объектов из командной строки (в данном случае уже из бат-файлов). Причем как программ, так и других видов файлов (графических изображений, медиафайлов, текстовых документов и т.п.)
К примеру, если в автозагрузку добавить текстовый документ, то при включении ПК после загрузки системы вы его сразу увидите. Либо откроется плеер и будет проигрывать соответствующий трек. (Подробнее про способы добавления файлов в автозагрузку вы можете прочитать в статье: Автозагрузка. Добавление приложений в автозагрузку Windows)
Для того, чтобы это реализовать, нужно просто в теле бат-файла прописать точный путь до необходимого объекта. Например
Для системных же программ нужно указать лишь её обозначение.
При выполнении этого батника откроется калькулятор. В данном случае строчку chcp 1251 можно опустить (как и в некоторых ситуациях из примеров выше), однако если уж стандартизировать все наши пакетный файлы, то её можно и оставить, вреда не будет.
Часть шестая. Хитрости или шутки в сторону
Здесь рассмотрим ещё несколько интересных возможностей для применения батников. Из названия ясно, что некоторые из действий могут навредить системе (хотя это можно сделать и "голыми руками"), но если делать всё с умом, то может выйти достаточно интересно.
Шпионские штучки. Похищаем содержимое флешки
В самом начале статьи было указанно, что команды в батниках выполняются последовательно, если это не оговорено в самом теле исполнительного файла. Рассмотрим именно этот частный случай. Нуууу, допустим. Вы знаете, что к вам придёт знакомый (а может, знакомая) с просьбой произвести какие-то манипуляции с его/её флэш-карточкой, и вам очень хотелось бы слить все данные с этого накопителя на ваш ПК. Но делать это при госте не совсем удобно, да и просто можно получить "красную карточку". Что мы в таком случае делаем? Создаём батник следующего содержания
Создаём на этот бат-файл ярлычок, в свойствах ярлыка указываем, чтобы файл запускался в свёрнутом состоянии. Дважды кликаем по ярлыку. Что имеем.
:test обозначает начало действия батника
if exist g:\ goto go проверяет наличие в компьютере диска G:\, если он есть, то переходим к части :go (суть в том, что обычно вставленная флешка получает для обозначения первую свободную в системе букву латинского алфавита, проследить это на своём компе не так уж сложно. Вот именно эту буковку мы и указываем вместо G:\)
goto test если диск G:\ не был найден, возвращаемся к началу части :test
:go обозначает начало действия второй части батника
xcopy "G:\*.*" "C:\упс\*.*" копирует всё содержимое диска G:\ в папку упс на диске C:\
Т.е. после того, как мы запустили файл с ярлыка, он запускается в свёрнутом состоянии и циклически проверяет наличие флешки в ПК. Как только флешка там засветится, начнётся копирование всех данных с неё в указанную папку, причем привычного окна копирования файлов не выскочит, всё будет отображаться в свёрнутом окне терминала.Ну, всё что было описанно выше, полезно на своём компе, однако есть несколько плюшек, с помощью которых можно подшутить над другом/подругой.
Маленький вирус в автозагрузку
Первая строка добавляет файл в автозагрузку для всех пользователей на Windows XP (для конкретного пользователя в качестве пути указываем %USERPROFILE%\"Главное меню"\Программы\Автозагрузка\)
Вторая строка добавляет файл в автозагрузку для Windows 7.
Начало обеих строк в виде copy %0 означает копирование "самого себя".
Это сделали. Ещё нам хотелось бы, чтобы после запуска батника и при каждой загрузке ПК появлялась весёленькая надпись, к примеру, "ТЫ ЛАМЕР!"
Для этого добавляем следующее
Эта часть основанна на скриптах. Подробно расписывать не буду, кому интересно, найдёт материал в сети. Скажу лишь, что для некоторых ОС вид этого блока может слегка отличаться. Так, например, в семёрке (Win7) скрипт может выглядеть следующим образом
Однако, и первый вариант будет работать.
Также окошко с текстом можно добавить в обход скриптов, оно будет, так сказать, стилизованное, виндовое от текущего пользователя с указанием текущей даты и времени
Едем дальше, ближе к вкусностям.
Чтобы наш объект экспериментов растерялся ещё больше, в тело батника по желанию добавляем что-нибудь из следующего:
%SystemRoot%/system32/rundll32 user32, SwapMouseButton >nul - строка меняет кнопки мыши местами. Весьма забавная штуковина, однако если человечек не отличается уровновешенной психикой, от этого советую отказаться. Чтобы поменять кнопки мыши обратно, заходи в панели управления в пункт мышь и там инвертируем галочку в поле обменять назначение кнопок.
Команда rundll32 keyboard, disable отключит клавиатуру вплоть до следующей перезагрузки, а rundll32 mouse, disable то же самое проделает с мышью. Если батник в автозагрузке, то при рестарте это дело, разумеется, повторится.
rundll32 shell32, SHExitWindowsEx 1 - выключит ПК.
rundll32 shell32, SHExitWindowsEx 2 - перезагрузит ПК.
Ну и del "%SystemRoot%Cursors*.*" >nul удалит курсоры мыши ( пользоваться с осторожностью и в самых крайних случаях! )
Теперь остаётся только скомпоновать желаемые строки в единый код
Часть седьмая. Упаковка исполнительного файла
Программный способ упаковки батников
- конвертировать bat-файл в *.exe при помощи какой-нибудь утилитки (например, bat to exe)
- создать sfx-архив.
Упаковка батников в SFX-архив
Второй вариант в рамках данной статьи чуток подробнее и рассмотрим.
- Для начала нам надо установить на ПК подходящий архиватор (для этих целей я рекомендую WinRAR, т.к. создание sfx-архивов в нём реализовано наиболее удобно и просто).
- Создаём нужный нам пакетный файл (батник).
- Кликаем правой кнопочкой по батнику, выбираем из контекстного меню WinRAR => Добавить в архив (дальше по вкладкам)
- Общие. Имя любое. Формат - RAR. Метод сжатия обычный. В параметрах архивации ставим галочку напротив Создать SFX-архив.
- Дополнительно. Жмём на кнопочку Параметры SFX. Вкладочка "Общие", выполнить после распаковки - вписываем имя архивируемого батника с расширением. Во вкладке "Режимы" в разделе "Режим вывода информации" ставим галочку напротив "Скрыть всё". На вкладочке "Текст и графика" можно, например, добавить симпатичную иконку вашему архиву вместо стандартной. Если вы не художник, то иконку можно вытащить из любой программы/игры при помощи стороннего софта, например Restorator.
- На этом всё. Остальные опции на ваше усмотрение. Жмём кнопочку ОК. В исходной папке с батником появится ещё и наш новый sfx-архив.
- Чтобы добавить солидность файлу, позволить ему прибавить в весе, можно в архив "напихать" ещё что-нибудь, это может быть что угодно, т.к. цель - только увеличение размера.
- В архиве может быть сколько угодно батников, при создании архива мы указываем, что выполнять нужно первый (прописываем его имя с расширением), чтобы после этого выполнился следующий, в конце (либо в нужном нам месте) пишемТ.е. когда дело дойдёт до этой команды, система переключится на исполнение файла с названием sled.bat, а затем вернётся к исходному.
Если же надо, чтобы работа первого батника не прерывалась, то используем другую командуВместо заключения
Стоит отметить, что кроме вышеперечисленных функций при помощи батников можно также редактировать и системный реестр, об этом наша отдельная публикация: Редактирование реестра Windows из командной строки, bat-файлы. Остаётся только напомнить, что вообще команд огромное количество, а вариантов их сочетаний и вовсе - бесконечное множество. Любую команду можно сначала проверить в командной строке, а только потом добавлять в тело пакетного файла.
Читайте также: