Как журналы станут планшетами
Корреспондент Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Светлана Марчукова завершает краткий обзор истории создания, развития и нынешнего состояния «глянцевой» индустрии. В первой части материала она рассказала о том, как из напечатанных на шершавой желтоватой бумаге альбомов с картинками зародилась целая империя глянцевой журналистики, которая перевернула мир. А как и когда глянец «пришёл» в Россию? Как он откликается на изменение отношения общества к человеческому телу? И есть ли у глянца будущее в век инстаграма? Об этом – во второй части материала.
В России своя история появления и развития глянца. В основном она связана с адаптацией популярных зарубежных изданий в конце XX века. В СССР к глянцевым изданиям условно можно отнести журналы «Работница», «Крестьянка» и «Сделай сам». Они писали не о моде, а о труде, домашней работе, хозяйстве.
В СССР первый глянец появился в марте 1987 года. Это была адаптация немецкого журнала о моде и шитье Burda Moden. В издании, которое глянцем можно назвать весьма условно, печатались выкройки, благодаря которым каждая советская модница могла сшить трендовую одежду.
Бум зарубежных глянцевых адаптаций пришёлся на 1990-е годы. В мае 1994 года вышел первый номер Cosmopolitan, затем появились Harper’s Bazaar (1996), Vogue (1998) и другие издания. Немного позднее свою нишу на российском рынке заняли и мужские глянцевые журналы: Playboy (1995), Men’s Health (1998), GQ (2001) и Esquire (2005).
Cosmopolitan Russia (1994)
Vogue Russia (1999)
В 1993 году вышел первый отечественный женский глянец «Домовой», который рассказывал о красивой жизни. В нём печатались материалы о косметике и красоте, поддержании семейного быта и воспитании детей. Позднее появилась череда изданий о моде и взаимоотношениях: «Лиза» (1996), «ОНА(SHE)» (1996), Fashion Collection (2003) и многие другие. Однако ни одно из них смогло составить достойную конкуренцию российским версиям западных изданий.
Новый поворот
В 2010-х годах набирает популярность общественное движение бодипозитива, которое напоминает людям о том, что они прекрасны в своей уникальности и не нужно сравнивать себя с моделями. Глянцевые журналы со скрипом откликаются на изменения в обществе и создают новый тренд на естественную красоту. На обложках глянца наконец появляются модели plus-size и девушки с нестандартной внешностью. Например, в феврале 2017 года французская версия Vogue впервые ставит на обложку трансгендерную девушку Валентину Сампайо.
Сегодня глянец, отражая запросы общества, уходит от шаблонов идеальной девушки и делает упор на разнообразие и естественность.
Российский глянец ещё молод, он всё ещё мечтает о красивой сказке, делает лишь первые робкие попытки ставить на обложку нестандартных моделей и обычных людей. Мы всё ещё слишком любим маски и фильтры в инстаграме, чтобы по достоинству ценить натуральную красоту, стремимся к неестественной идеальности, пытаясь казаться лучше, чем есть на самом деле. Глянец – это всего лишь огромное зеркало, которое показывает людям их желания, мечты и стремления.
А потом пришёл интернет
Интернет мог бы стать коварным противником и потенциальным врагом глянца. Зачем покупать журналы, если можно открыть Яндекс или Google и найти любую информацию, начиная от выкроек платьев и заканчивая фотографиями с модных показов? Или зайти на YouTube или в инстаграм и узнать всё о жизни звёзд?
Однако глянец мудро решил подружиться с интернетом и начал активно использовать его возможности. Сегодня у глянцевых изданий есть собственные сайты, где можно не только купить цифровую копию журнала, но и прочитать различные материалы, которые не вошли в печатный выпуск.
Первое время сайты глянцевых журналов просто дублировали материалы из печатных версий. Сейчас же они делают упор на уникальный контент, который помогает расширить аудиторию издания и привлечь рекламодателей. Благодаря техническим возможностям сайта журналисты создают интерактивные материалы, используя аудио- и видеофрагменты, анимацию, гиперссылки и различные игровые тесты. Качественный контент и интересная визуализация привлекают внимание массовой аудитории. Сегодня сайт Cosmopolitan ежемесячно посещает почти 24 миллиона человек, Elle – 5 миллионов, а Maxim – 8 миллионов.
Глянцевые журналы, зная, как сильно общество зависит от смартфонов и социальных сетей, целенаправленно применяют это в своих интересах. Каждое уважающее себя издание обязательно ведет странички в инстаграме, фейсбуке, твиттере и «ВКонтакте». Некоторые начинают осваивать и TikTok. Например, американский Cosmopolitan уже имеет более 400 тысяч подписчиков. В России TikTok использует журнал Elle Girl, у которого более 60 тысяч подписчиков. В социальных сетях журналисты не только рекламируют новые выпуски журнала, но и активно общаются с читателями, проводят различные опросы и конкурсы.
Интернет кардинально меняет подходы глянцевых изданий к привлечению аудитории и заставляет их быстро подстраиваться под меняющийся мир. Президент Союза предприятий печатной индустрии Руслан Новиков говорит о том, что сегодня «практически все издатели живут в парадигме конвергентного бизнеса, конвергентных редакций и доходы от диджитал интенсивно растут и уже превалируют». Это значит, что даже если люди перестанут покупать печатные версии, глянец спокойно будет жить и процветать «в цифре».
Печатный глянец: есть ли будущее?
По данным Союза предприятий печатной индустрии, продажи глянцевых журналов в среднем падают на 7–9 % в год. В 2020 году тиражи многих изданий пока держатся на уровне 110–165 тысяч экземпляров в месяц (Men’s Health, Playboy, Vogue, Elle, Marie Claire). Рекордсменом – как в интернете, так и на рынке печатных СМИ – остаётся журнал Cosmopolitan: суммарные тиражи основной версии и двух дополнений Cosmopolitan Shopping и Cosmopolitan Beauty составляют более 840 тысяч экземпляров.
Любопытный факт: в 2005 году мартовский номер Cosmopolitan вошёл в «Книгу рекордов России» с самым большим тиражом в истории глянцевой прессы – 1 миллион экземпляров.
Издатели не хотят отказываться от печатной версии журнала, поэтому пытаются всячески привлечь к ней внимание аудитории с помощью визуализации и эксклюзивного контента. В ход идет всё: яркие контрастные обложки, QR-коды, открывающие доступ к дополнительным материалам, и, конечно же, привлечение звёзд – кумиров молодёжи. На обложке сентябрьского GQ красуется популярный тиктокер Даня Милохин (8,4 миллиона подписчиков в TikTok). Частыми «лицами» глянцевых обложек становятся видеоблогер Анастасия Ивлеева, певица Билли Айлиш и корейская группа BTS. Однако поддерживать интерес к печатному глянцу с каждым годом становится всё труднее.
Общество
Каждому российскому учителю выдадут планшет
Глава Минцифры пообещал к 2023 году оснастить каждого учителя планшетом.
«В 2023 году каждый учитель получит планшет, который будет его доступом в мир современных цифровых возможностей», — цитирует 27 августа заявление Максута Шадаева ТАСС.
В цифровом устройстве будет электронный журнал и план проведения урока. Планшет станет «основным средством производства» для педагогов.
Шадаев подчеркнул, что учитель должен быть «центром цифровизации».
Накануне президент России Владимир Путин предложил сделать конкурс «Учитель года» более зрелищным.
По теме (7)
13 сентября 2021, 10:18
02 сентября 2021, 17:22
25 августа 2021, 22:25
25 августа 2021, 17:37
25 августа 2021, 14:42
16 августа 2021, 17:55
16 августа 2021, 13:25
ПОДЕЛИТЬСЯ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии (12)
Нам уж лет десять, как выдали планшеты. Зачем, до сих пор загадка. Программного обеспечения по профессии так и не появилось. Поддержка операционной системы закончилась, обновлений больше не будет. У каждого теперь в кармане телефон с большими возможностями, валяются эти лопаты дома на полочке без дела. Это прорыв! Там, поди, одной памяти на 3 000 000 байт. И экран мегапиксельный!Наши партнёры
Lentainform
Материалы рубрики
Информация
Рубрики
Проекты
Мы в соцсетях
© 2000-2021 Фонтанка.Ру
Свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС 77-66333 от 14.07.2016
В западных школах реализуется множество проектов, которые привносят интерактивность в процесс получения знаний: от перехода на персональные компьютеры до внедрения облачных технологий.
Однако новые технологии внедряются и в наших образовательных учреждениях. Школы постепенно переходят на электронные учебники, а ученики начинают использовать планшеты и «читалки» не только для развлечений. Сегодня мы расскажем, как цифровые учебники влияют на здоровье и успеваемость и где в России уже используют ридеры для обучения.
Преимущества электронной литературы
По данным исследования Национального центра биотехнологической информации США, тяжелый портфель приводит к сжатию межпозвоночных дисков, что вызывает боли в спине и искривление позвоночника. Поэтому врачи отмечают, что вес снаряженного рюкзака не должен превышать 10% веса школьника.
В России надзорные организации также формируют подобные рекомендации. Например, к 1 сентября 2017 года Роспотребнадзор опубликовал стандарты к «заполненности» ранца школьника. Там написано, что вес комплекта учебников для учеников первых и вторых классов не должен превышать 1,5 кг.
Однако эти требования в современных реалиях реализовать не всегда удается. На сайте «КП» отмечают, что перевес рюкзаков у школьников достигает двух килограмм. Потому что дети носят у себя за спиной тяжелые бумажные учебники, сменную обувь, спортивную форму, альбомы для рисования и др.
Планшеты и электронные читалки способны помочь в решении проблемы. Масса электронного устройства составляет 500–700 грамм, при этом оно заменяет собой стопку учебников. Портфель школьника становится легче — не страдает осанка и здоровье.
Переход на «цифру» положительно влияет не только на осанку, но и на успеваемость школьников. Как отмечает руководитель департамента информационных технологий Москвы Мария Коссе, дети, работающие с электронными книгами, имеют более высокую успеваемость. Поэтому, например, в сентябре школьники части школ Среднего Урала получили планшеты с двумя экранами: один обычный, другой — на электронных чернилах.
Еще с ридерами и планшетами удобнее работать слабовидящим ученикам. Маргарита Русецкая, ректор Института Пушкина, говорит, что информация в большинстве учебников представлена недостаточно удобно: мелкий шрифт, который густо наполняет страницу. Электронные же устройства могут изменять размер шрифта на комфортный для глаз.
Чем заменить книги
Бумажные учебники — это вчерашний день, и переход на «цифровую» литературу в стенах школ положительно сказывается на здоровье и успеваемости учащихся. В качестве замены книгам можно выделить читалки и планшеты, у которых есть свои преимущества и недостатки.
Среди достоинств планшетов можно отметить то, что часто их покупают детям для «внеучебной» деятельности. Поэтому родителям остается только поставить необходимое программное обеспечение для чтения цифровых учебников, и ребенок может начинать заниматься.
При этом планшеты имеют цветные экраны, что открывает больше мультимедийных возможностей. Ученики могут прямо на уроке просматривать обучающие видео и строить схемы или графики. Планшеты также дают доступ к интерактивным приложениям, способным изменить подход к обучению. Например, есть сервисы, которые учат решать уравнения или помогают выучить иностранный язык. Дополнительно отметим возможность простого доступа в интернет, что упрощает работу над школьными проектами и поиск информации.
Читалки по сравнению с планшетами имеют более узкий функционал, однако в этом есть и плюс — ребенок начинает воспринимать гаджет как «серьезный» инструмент для обучения. При этом экран ридеров, поскольку выполнен по технологии электронных чернил, не утомляет глаза (об этом мы подробнее поговорим далее).
Еще одно достоинство читалок — пониженное энергопотребление. Экраны E Ink расходуют заряд батареи медленнее LCD-дисплеев, потому что он потребляется только в момент перерисовки изображения. Время работы отдельных устройств зависит от размеров экрана, емкости батареи и условий использования, однако в среднем электронная бумага позволяет не заряжать устройство на протяжении недели.
Например, компания Amazon заявляет, что ридер Kindle Paperwhite держит заряд 8 недель. А читалка ONYX BOOX Chronos с батареей 3000 мАч «проживет» гораздо дольше любого планшета.
И хотя планшеты по-прежнему остаются популярным инструментом при переходе на электронные учебники, за последнее время школы все чаще стали обращать свое внимание на ридеры. Ожидается, что к 2019 году стоимость рынка e-paper в образовательном секторе достигнет 1,5 млрд долларов при среднегодовом росте в 17%.
На фото: ONYX BOOX Chronos
Также отметим, что с 2015 года в России работает поправка к закону «Об образовании», согласно которой все школьные учебники должны иметь цифровую версию, повторяющую бумажный аналог (включая иллюстрации). И цифровой копией является точная копия печатного издания, представленная в формате PDF.
Поэтому вне зависимости от того, что выбирает родитель или школа — планшет или ридер — устройство было достаточно большим (с экраном 9,7 дюйма). С такой рабочей поверхностью удобнее читать PDF-документы. Это важно, потому PDF-файлы не подстраивают содержимое под размеры экрана и рассматривать формулы, картинки и графики на небольших гаджетах становится неудобно.
Например, у ONYX BOOX есть несколько вариантов ридеров с диагональю 9,7 дюйма. Одной из последних моделей является Chronos. С неё удобно читать учебную и техническую литературу в форматах PDF и DjVu благодаря большому и комфортному для глаз дисплею с подсветкой и технологией SNOW Field. Оптимальную работу с документами обеспечивает двухъядерный процессор в сочетании с 512 МБ оперативной памяти.
Также есть линейка читалок MAX, которые еще больше — они имеют экран в 13,3 дюйма. Например, ридер ONYX BOOX MAX Carta представляет собой полноценное виртуальное пространство формата А4.
На фото: ONYX BOOX MAX Carta
Влияние ридеров и планшетов на зрение
Школьные классы спроектированы с прицелом на использование бумажных книг — большие окна вдоль стены, через которые поступает много света. И при попадании прямых солнечных лучей на экран планшета, контент становится трудно различим.
Яркости встроенной подсветки не хватает, чтобы «побороть» солнце. Экран ридера же по своим свойствам напоминает бумагу, поэтому свет здесь играет на руку — шрифт, наоборот, приобретает контрастность.
Джо Крофт (Joe Croft), соучредитель Research Design and Development, отмечает, что матовая поверхность E Ink экранов и отсутствие отражений (как в случае со стеклом планшетов) меньше утомляет глаза.
В комнате при достойном освещении экран планшета становится хорошо виден. Однако его яркость значительно отличается от яркости фона, а подсветка планшета мерцает. Человек может этого не замечать, но глаза устают быстрее.
Это подтверждает исследование, проведенное учеными из Университета Париж 8. Во время десятидневного эксперимента они измеряли частоту моргания испытуемых и записывали их личные ощущения. В результате было установлено, что при работе с дисплеями E Ink, «усталость» зрения наступает медленнее.
«За годы эволюции человек привыкал смотреть на объекты, освещенные солнцем. Смотреть непосредственно на солнце, а также на огонь, молнию и всяческие светодиоды глаз не привык и поэтому быстро устаёт», — говорит Евгений Суворов, руководитель отдела развития компании «МакЦентр».
Другая проблема связана с тем, что устройства, излучающие свет, не дают организму расслабиться. Врачи из США и Германии провели исследование и установили, что работа с LCD-экранами перед сном приводит к сбоям циркадных ритмов и недосыпу. Это сказывается на здоровье и производительности учеников.
Кто использует читалки
Электронные ридеры в качестве электронных учебников действительно обладают определённым спектром преимуществ, но возникает вопрос, где они реально применяются?
Одним из примеров может служить кенийская школа Kibera Girls Soccer Academy (KGSA). Руководство учреждения решило обратиться к электронным читалкам потому, что студентам трудно носить с собой тяжелые книги. Им приходится преодолевать по нескольку километров пешком, чтобы дойти до школы. А легкие электронные ридеры портативны и открывают доступ к тысячам книг, включая литературу африканских издателей.
Ридеры также используют в Sharon Elementary School в Роббинсвилле, США, чтобы сделать уроки более интерактивными и привлекательными для школьников. В частности, гаджеты позволяют подготавливать персонализированные обучающие программы для детей, которые испытывают затруднения в изучении материала.
В качестве примера внедрения читалок в российских образовательных учреждениях можно привести военно-морское училище им. П.С. Нахимова. Руководство приобрело ридеры ONYX BOOX C67ML Darwin для удобства и комфорта курсантов и преподавателей. А компания «МакЦентр» разработала специальную прошивку для устройств. В Черноморском училище сделали выбор в пользу электронной бумаги не только с целью совершенствования учебного процесса, но и для сохранения здоровья студентов.
«Мы тщательно подошли к этому проекту, изучили отечественный рынок устройств для чтения электронных книг, — комментирует Дмитрий Феклистов, начальник IT-лаборатории ЧВВМУ. — В результате мы решили остановиться на модели ONYX BOOX C67ML Darwin, которая, на наш взгляд, наилучшим образом соответствует требованиям к индивидуальному мобильному инструменту курсанта (компактность, общая надежность, эргономичность и быстродействие устройства, контрастный сенсорный экран E Ink с подсветкой, чехол, заказная прошивка на базе Android, емкий аккумулятор и приемлемая цена)».
Еще одним образовательным учреждением, которое закупило электронные учебники на базе E Ink, стала Троицкая Православная школа. В качестве поставщика оборудования также выступила компания «МакЦентр». Проект был начат ещё с модели BOOX 60, и руководство докупает современные ридеры ежегодно.
В январе 2015 года платформа LightSail Education провела опрос среди 475 преподавателей по всему миру. 94% опрошенных отметили, что ожидают роста популярности электронных книг в школах. А 52% учителей сказали, что хотели бы «перевести» студентов на цифровую литературу. При этом, согласно отчету Kids and Family Reading Report 2015, число детей, которые читали хотя бы одну книгу в электронном варианте, также увеличилось.
Отчасти это связано с тем, что ученые и инженеры стараются приблизить ощущения от использования электронных читалок к впечатлениям от чтения бумажной книги, параллельно расширяя функционал устройств. Например, компания E Ink разрабатывает портативный ридер со сгибаемым десятидюймовым дисплеем Carta Mobius.
Также E Ink планируют начать выпуск электронных блокнотов совместно с компанией Sony. Возможно, в будущем E Ink экраны «выйдут за пределы» чтения и станут использоваться в школах как универсальные системы для составления заметок и рисования.
Осенью этого года выйдет новостное приложение Apple News. Все журналы, которые сейчас находятся в Newsstand, формально станут приложениями и будут размещаться, скорее всего, в новой категории. Apple вновь меняет правила. К чему это приведет в уже сложившейся экосистеме издания цифровых журналов?
Напомним, как работает Apple News. Это приложение для чтения новостей из выбранных источников. Выбор реализован так же, как и в Apple Music. Есть вкладки «Для вас», «Избранное», «Просмотр», «Поиск» и «Сохраненные». Подбирать контент для чтения пользователи смогут самостоятельно или прислушиваясь к мнениям новостных редакторов Apple, которые станут первичным фильтром при отборе хороших статей.
Кстати, в вышедшей недавно публичной бете iOS9 уже есть приложение Apple News. В русской версии оно пока не работает, но способ обойти ограничение есть. Для этого нужно зайти в раздел «Основные», затем — в «Язык и регион», в меню «Форматы регионов» выбрать «Соединенные Штаты Америки» и перезагрузить iPhone/iPad. После включения на домашнем экране появится значок Apple News.
Для бизнеса наибольший интерес представляет монетизация сервиса. Apple уже заявила, что издатели будут получать от 70% до 100% от рекламных доходов. Но это только вершина айсберга. Apple News способно изменить правила игры, сложившиеся на рынке издания цифровых журналов. Сейчас рынком правит Adobe. Нет, это не оговорка. Несмотря на то, что дистрибуцией контента занимается Apple, создание цифровых журналов осуществляется по правилам Adobe, придуманным еще 5 лет назад. Они не просто устарели, в 2015 году они уже неприемлемы.
О том, как устроен рынок издания цифровых журналов, мы пригласили рассказать Дениса Бекларова, эксперта и издателя трех глянцевых журналов для iPad: JORNL Men, JORNL Women и JORNL Бизнес Fun.
Денис Бекларов. Фото: Михаил Смирин.
Как вы пришли к идее издавать глянцевые журналы на iPad?
К этой идее я пришел, когда первый раз в жизни взял в руки iPad и сразу подумал, что это будущее глянца. Но реализацией занялся намного позже.
Какой у вас процент платящих пользователей?
Статистика довольно размыта, так как мы часто меняли движки и ввели платную подписку только с этого года. Могу сказать, что конверсия сейчас составляет около 6–8%.
Так вы зарабатываете на журнале, или для вас это хобби?
С JORNL мы наконец вышли на окупаемость, но одновременно запустили JORNL Woman и скоро представим еще и JORNL Бизнес Fun, поэтому сейчас все деньги инвестируем обратно в проект.
Зачем вы распыляетесь? Надо, наоборот, все силы вкладывать в уже существующий журнал.
Мы хотим занять рынок, на который сейчас заходит много новых игроков. Также таким образом мы получаем большую аудиторию, которую потом легче монетизировать, предоставляя продукт для большего количества ее сегментов.
В итоге вы строите рекламную платформу на базе нескольких журналов?
Нет, я бы так не сказал. Мы хотим получить в клиенты любого человека. Мы видим, что JORNL скачивают женщины, и мы хотим предложить им новый журнал специально для женской аудитории. А также журнал для предпринимателей и всех, кто интересуется бизнесом. Таким образом мы закрываем большую часть рынка.
В целом на мобильных журналах можно заработать деньги на хорошую жизнь?
Думаю, можно. В нашем случае это пока не так, потому что мы постоянно стараемся сделать журнал лучше, а это требует денег. В то же время я уверен, что деньги придут. Сейчас у нас более 100 000 загрузок.
Что представляет из себя рынок мобильных журналов?
Сегодня это крошечная ниша, в которой крутятся небольшие деньги. Никто не знает, куда все придет. Либо все загнется, либо наоборот. Все действуют на свой страх и риск. Во-первых, большим издательствам этот рынок сейчас не интересен, потому что там не те деньги, которыми они привыкли оперировать. И в тоже время не находиться там они не могут, потому что это одна из популярных платформ. Во-вторых, сложившаяся система выпуска цифровых журналов заточена под большие деньги. Например, издательская система компании Adobe устроена таким образом, что маленькому игроку даже нет смысла идти в этот бизнес, так как это дорого. Таким образом, большим игрокам рынок не интересен с точки зрения доходов, а маленькие игроки, новички, на него не могут зайти. Хотя ситуация меняется после того, как компания Adobe открыла свой формат Adobe Folio, позволяя использовать его сторонним разработчикам. Компания Napoleonit, например, предложила бюджетный аналог для издателей. Если услуги Adobe стоят несколько тысяч долларов в год, то отечественный аналог доступен за гораздо меньшую стоимость. Мы же пошли своим путем и разработали собственное решение.
Вы сказали, что работаете на своей платформе. Расскажите о ней подробнее.
Мы взяли проект с открытым исходным кодом Baker Framework и сильно его доработали. Привели его в симпатичный вид, добавили много фич. И теперь имеем возможность делать журнал таким, каким мы его видим. Многие сидят на абонентской плате в одной из издательских платформ и вынуждены работать только с тем, что предоставляет разработчик. Они не могут сами внести в свои приложения что-то новое. Мы, например, недавно внедрили функцию «Пригласи друзей» для тех пользователей, которые не хотят платить за журнал. И если приглашенный человек скачал приложение, то пригласивший получает бесплатный номер. Такого нет ни в одной издательской платформе.
Какая издательская платформа является основной на рынке?
Основной является платформа Adobe Publishing Suite и, наверное, MagPlus. Они стоят около 500 долларов в месяц и являются дополнением к Adobe inDesign, программе для верстальщиков и дизайнеров, а также предоставляют мобильное приложение и серверную инфраструктуру для распространения журналов. В итоге издателю нужно только сверстать журнал в привычном ему виде и загрузить его на сервер для распространения. Всю остальную работу делает платформа.
Осенью заработает сервис Apple News. Это создаст вам проблемы?
Многие утверждают, что Newsstand больше не будет. Я в этом сильно сомневаюсь. В этом же нет смысла. Куда денутся журналы? Если они примут вид приложений, значит, они переместятся каждый в свою категорию и будут там конкурировать с приложениями? Я думаю, появится новая категория в App Store, где будут собраны все журналы.
Сколько сегодня стоит войти на рынок цифровых журналов для iPad?
Если делать стартап, то не меньше 2000–10 000 евро для старта. Чем больше вы можете сделать сами, тем дешевле выйдет первый номер.
Читайте также: