Как завести аналоговый сигнал на компьютер
С видеокассетами всё понятно: придётся работать с тем, что есть. Устройством воспроизведения может выступать любая техника, способная проиграть кассету нужного формата. Чаще всего это VHS‑видеоплеер, реже — видеокамера.
Немного сложнее с устройством захвата. По сути, подойдёт любая железка, которая добавляет видеовход компьютеру: разъём на видеокарте (есть только в очень старых моделях), специализированная плата захвата или ТВ‑тюнер с интерфейсами PCI, а также USB‑адаптер для видеозахвата. Проще и доступнее всего последний вариант. Такой адаптер можно купить на AliExpress или в местных магазинах.
Наконец, понадобятся кабели, чтобы соединить все эти устройства с ПК. Ну и сам компьютер с парой программ для захвата и обработки видео.
2. Определите тип кассеты
Несмотря на использование магнитных лент в качестве носителя, не все видеокассеты одинаковы. Их различия кроются не только в размерах и формате, но и в типе записи. Все кассеты можно разделить на две категории, которые кардинально различаются между собой: цифровые и аналоговые.
Первые гораздо прогрессивнее, и процесс переноса контента с них больше напоминает копирование файлов. Со вторыми придётся повозиться, чтобы преобразовать аналоговый сигнал в цифровой видеопоток. К цифровым относятся кассеты Digital8 и miniDV. К аналоговым — кассеты VHS, VHS‑C, Video8, Hi8.
- VHS — самый распространённый формат, для многих отождествляется с самим понятием «видеокассета». Камеры подобного формата существовали, но были редким явлением. Поэтому на таких носителях обычно продавались фильмы и хранилось домашнее видео, переписанное с камер.
- VHS‑C — те же VHS‑кассеты, но уменьшенного размера, которые использовались в переносных камерах. За счёт совпадения ширины ленты их можно было воспроизводить в обычных VHS‑плеерах через специальный адаптер.
- Video8 — аналоговые видеокассеты с 8‑миллиметровой лентой для бытовых камер. Отличались большей компактностью и превосходили VHS по качеству видео и звука.
- Hi8 — улучшенная версия предыдущего формата, позволявшая добиться повышения чёткости для более качественной записи.
- Digital8 — полностью цифровой формат с записью на обычные кассеты Hi8. Требовал увеличения скорости ленты, из‑за чего на видеокассету помещалось меньше контента.
- miniDV — более современный цифровой формат, применявшийся в бытовых и профессиональных камерах. Обеспечивал максимально возможное среди видеокассет качество.
3. Найдите оригиналы записей
Довольно очевидный совет, но многие не понимают его важности. В отличие от цифровых носителей, качество на аналоговых значительно ухудшается с каждой копией. Поэтому в ваших интересах использовать оригинал или первую копию записи.
В идеале — кассету с камеры. Если такой нет, то желательно отыскать наилучшую копию. Например, если у вас есть дубликат видеозаписи семейного праздника, которую для вас сделал родственник, то для оцифровки лучше попросить кассету у него. Ваш экземпляр, скорее всего, записан с его копии и будет уступать по качеству.
При наличии кассет с камер и перезаписанных с них VHS тоже лучше заморочиться и найти камеру, чтобы делать оцифровку прямо с неё. К цифровым кассетам Digital8 и miniDV вышесказанное не относится. Кроме того, зачастую они и являются оригиналами.
4. Подготовьте устройство воспроизведения
Типичный видеоплеер начала 2000‑х. Фото: Артём Козориз / ЛайфхакерБольшинство из тех, кто сталкивается с оцифровкой, ошибочно полагают, что в наше время качество записи легко улучшить на компьютере с помощью фильтров и различных настроек. К сожалению, это не так. Убрать шумы и помехи действительно можно, но для приемлемого результата нужно выполнять всё это вручную и для отдельных фрагментов видео. Кнопки «Сделать красиво» нет и быть не может.
Больше всего на качество видео влияет устройство воспроизведения, а не плата захвата или ПО, как можно подумать. Ведь какой сигнал будет подан в компьютер, таким он и сохранится. Именно поэтому важно использовать хороший видеоплеер с четырьмя или шестью головками, а для компактных кассет — видеокамеру. Причем желательно ту, на которой производилась запись.
Если устройство неисправно или есть сомнения в его качестве, лучше не рисковать и поискать замену у знакомых или на сайтах объявлений. Благо старая техника сейчас мало кому интересна и стоит копейки.
5. Очистите видеоголовки
Видеоголовки, которые считывают сигнал с магнитной ленты кассеты, со временем загрязняются, что приводит к появлению шумов и ухудшению качества воспроизведения, а соответственно, и записи. Перед началом оцифровки, а также после обработки 10–15 кассет следует обязательно очищать их головки.
Процедура эта несложная и по силам любому более‑менее технически подкованному человеку. Подробный процесс можно найти на YouTube, мы же приведём краткий алгоритм действий.
Чёрная щель на блестящем барабане и есть одна из тех самых головок. Фото: Артём Козориз / Лайфхакер
Отключив видеоплеер от сети, снимите верхнюю крышку. Обычно она крепится на двух‑трёх винтах сзади. Если внутри очень много пыли — уберите её с помощью пылесоса, но действуйте аккуратно, чтобы не повредить детали и механизмы.
Затем сложите чистый лист офисной бумаги в несколько раз, смочите его в изопропиловом спирте. Протрите им барабан с видеоголовками (не прикасайтесь к ним руками), а также звуковую и стирающую головки, резиновый ролик и пластиковые втулки.
Это же касается и видеокамер. Внутри у них точно такой же механизм, только в миниатюре. Чтобы добраться к видеоголовке, откройте отсек кассеты и извлеките её, а затем отключите питание или снимите аккумулятор.
Видеокамера. Фото: Артём Козориз / Лайфхакер
Использовать бумагу для очистки не получится из‑за стеснённого пространства, поэтому придётся применить ватные палочки. При сильном нажиме они оставляют ворс, так что действуйте осторожнее.
6. Определитесь с типом подключения
VHS, VHS‑C, Video8, Hi8
Слева разъёмы RCA, справа — S‑Video. Фото: Артём Козориз / ЛайфхакерСкорее всего, особого выбора не будет и вам придётся иметь дело с композитным выходом на плеере или камере. Он называется RCA, но в обиходе больше известен как «тюльпан», или «колокольчик». В некоторых моделях встречается разъём SCART, который нужно будет подключать к устройству захвата через переходник SCART → RCA.
В дорогих видеоплеерах иногда также есть выход S‑Video, который отличается более высоким качеством изображения за счёт раздельной передачи сигналов яркости и цветности. По возможности стоит предпочесть его для наилучшего результата.
Digital8, miniDV
Разъём с подписью DV справа внизу — это FireWire. Фото: Артём Козориз / ЛайфхакерВ цифровых камерах с кассетами данных форматов также присутствуют композитные видеовыходы (RCA) для подключения к ТВ и видеотехнике. Однако для получения максимально возможного качества оцифровки лучше использовать не их, а USB или FireWire (также известен как IEEE 1394 и i.LINK). Последние сразу передают цифровой видеопоток без преобразования, которое влечёт появление шумов и искажения.
7. Подключите оборудование
VHS, VHS‑C, Video8, Hi8
Если видеоплеер с монозвуком, подключаем только белый штекер (левый канал). USB‑адаптер вставлен не напрямую в ноутбук, а через хаб. Фото: Артём Козориз / ЛайфхакерНичего сложного, нужно просто составить цепочку: устройство воспроизведения → устройство захвата → компьютер. Для этого подключите к выходам (OUT) видеоплеера или камеры кабели S‑Video либо RCA и соедините их со входами (IN) на адаптере, плате захвата или ТВ‑тюнере.
Если используете карту захвата USB — вставьте её в порт компьютера. Также не забудьте подключить видеоплеер к сети, а камеру — к адаптеру питания.
Digital8, miniDV
С цифровыми источниками всё ещё проще. Достаточно соединить камеру с компьютером посредством кабеля USB или FireWire (IEEE 1394, i.LINK). Проблемы могут возникнуть разве что с последним: этот интерфейс уже устарел и недоступен на современных ПК — в таком случае для подключения придётся воспользоваться каким‑нибудь переходником.
8. Установите драйверы и ПО
Первым делом нужно установить драйверы для устройства захвата, которые обычно поставляются в комплекте. Если их нет или они находятся на DVD‑диске, который невозможно прочитать из‑за отсутствия привода, скачайте драйверы с сайта производителя. Иногда нужные элементы уже входят в состав ОС и их установка не требуется — адаптер начинает работать сразу после подключения.
EasyCap автоматически распознаётся Windows 10 и не требует настройки. Фото: Артём Козориз / Лайфхакер
Кроме того, необходимы программы для захвата видео. Зачастую они тоже входят в комплект. Вообще, такого рода ПО очень много и оно различается в зависимости от типа источника видео. По сути, можно использовать любое приложение с поддержкой захвата видеопотока, включая стандартные программы Windows, видеоредакторы вроде Adobe Premier, Vegas Pro, а также утилиты для записи экрана и стримов.
Вот самые популярные решения для разных платформ:
- «Камера» в Windows 10, QuickTime в macOS — встроенные приложения с минимумом настроек и простым взаимодействием. — специализированная программа для сохранения аналоговых записей со множеством настроек. — удобная утилита для цифровых DV‑камер, которая сохраняет видео не монолитным куском, а отдельными сценами так, как они были сняты.
9. Подготовьтесь к захвату
Записанное видео будет иметь довольно внушительный объём. В зависимости от настроек 1 час занимает до 14 ГБ. Лучше заранее освободить место на диске, чтобы процесс захвата не прервался из‑за его недостатка.
Установите кассету в видеоплеер или камеру. Если оцифровываете VHS‑C — используйте адаптер для установки маленькой кассеты внутрь большой. Перемотайте плёнку на начало с помощью пульта или кнопок на устройстве.
10. Выполните захват видео
Несколько общих рекомендаций. В некоторых приложениях есть опция разделения видео на фрагменты — используйте её, чтобы получить файлы приемлемого размера. При оцифровке большого объёма материалов желательно делать паузы каждые пару часов, чтобы плата видеозахвата остывала. Особенно это касается недорогих китайских адаптеров, которые сильно греются.
«Камера» Windows 10
Откройте приложение через поиск, кликните по значку шестерёнки в левом верхнем углу и установите максимальное разрешение видео. Запустите воспроизведение на видеоплеере или камере и нажмите кнопку записи в окне программы. По окончании ещё раз нажмите кнопку для остановки записи.
Видео появятся в приложении «Фото», а сами медиафайлы можно будет найти в системной папке «Изображения».
QuickTime Player
Если дальнейшая обработка видео не предполагается, то в настройках качества выбирайте «Высокое». Если же планируете редактировать запись — выбирайте «Максимальное» для сохранения без сжатия.
iuVCR
Остальные настройки лучше оставить по умолчанию. Далее запустите воспроизведение на видеоплеере или камере и щёлкните кнопку Start record в окне программы. Ещё раз нажмите её по окончании записи.
ScenalyzerLive
Включите камеру и выберите её в выпадающем меню Settings. Укажите место сохранения, кликнув Explore вверху окна. С помощью кнопок управления запустите воспроизведение и нажмите кнопку Capture в нижней части окна.
Записанные видео можно оставить как есть, сохранив на диске или загрузив в облако. Если не устраивает размер файлов, их можно сжать при помощи одного из конвертеров. Если нужно отредактировать ролики или смонтировать из них фильм — воспользуйтесь бесплатными видеоредакторами.
Какой бы из вариантов вы ни выбрали для себя, обязательно сделайте резервные копии оцифрованных видео, чтобы не потерять их. Время не щадит ни видеокассеты, ни технику для работы с ними. Кто знает, получится ли в случае чего выполнить оцифровку ещё раз. Лучше не рисковать.
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.
Последние посетители 0 пользователей онлайн
Объявления
С нулевыми знаниями - ящик с динамиками, а опытный сделает АС, если динамики подходят к друг другу и к ящику. Там столько работы и расчётов, что и знающему будет сложно и не каждый за это возьмётся.
Дело не в этом, если замечаний и критики не просили - скорее всего не поймут, не оценят, не учтут, примут в штыки. Если не нравится готовое, другие точно так же скажут что не надо тут транслировать свои хотелки.
Я говорю о совокупном состоянии души и тела. Так сказать состоянии оболочки и содержимого. И не важно, магнитофон это или его владелец. Бутылка коньяку под критерий "возраст" тоже подходит. С годами оболочка неизменна а содержимое становиться всё лучше и лучше. А вот у любителя сего содержимого ни своя оболочка ни содержимое лучше не становятся.
Конечно исправимо. Но не всё же сразу. К переходу форума на новую версию всё будет в полном порядке. Наберитесь терпения. ЗЫ: А для тех, кто с особым упорством будет продолжать воспринимать тысячи, как тонны, а года, как граммы. руководством рекомендовано поискать другие форумы с более развёрнутыми и доходчивыми обозначениями.
Сигнал с компьютера
Всем доброго времени. Буду благодарен всем ответившим на вопросы новичка. В планах система: НТРС + ЦАП + усилитель + акустика. Решил начать с НТРС.
1. При выборе материнской платы так ли необходимы, кроме USB, дополнительные цифровые выходы (оптика, S/PDIF)? Насколько я понял, сигнал предпочтительнее снимать с USB.
2. Если все-таки лучше с USB, то можно вывести с «материнского» порта или необходимо использовать какие-то дополнительные устройства вывода (USB transport, …)?
3. Где-то читал, что в зависимости от используемой связки ЦАП-…-динамики, для лучшего звука больше может подойти не USB-порт, а оптика. Или это касается только дорогущих систем?
4. При создании НТРС, на какие ещё моменты стоит обратить внимание (кроме «безвентиляторности», отсутствия отдельной видеокарты, хорошего питания)?
Такой системкой и пользуюсь. Звук с USB т.к. мой DAC поддерживает Asio4all или Wasapi для Foobar-a через USB; USB с мамки. Видео с HDMI или DisplayPort.
Ещё при сборке обращаю внимание на энергоёмкость (у нас электричество дорогое ), опять же это прямо связано с тепловыделением/бесшумностью. Современные процессоры с встроенным HD4600 видеоядром без проблем тянет FullHD контент. Про HTPC ниже темка есть (на вторую страницу сдулась).
HTCP подразумевает многоканал, а usb цапы почти все стерео, так что если нужно больше 2-х колонок, то лучше рассмотреть связку звуковой карты + вывод звука на цап по цифре.
Всем доброго времени. Буду благодарен всем ответившим на вопросы новичка. В планах система: НТРС + ЦАП + усилитель + акустика. Решил начать с НТРС.
1. При выборе материнской платы так ли необходимы, кроме USB, дополнительные цифровые выходы (оптика, S/PDIF)? Насколько я понял, сигнал предпочтительнее снимать с USB.
2. Если все-таки лучше с USB, то можно вывести с «материнского» порта или необходимо использовать какие-то дополнительные устройства вывода (USB transport, …)?
3. Где-то читал, что в зависимости от используемой связки ЦАП-…-динамики, для лучшего звука больше может подойти не USB-порт, а оптика. Или это касается только дорогущих систем?
4. При создании НТРС, на какие ещё моменты стоит обратить внимание (кроме «безвентиляторности», отсутствия отдельной видеокарты, хорошего питания)?
Не очень понятна задача. HTPC = Home Theatre Personal Computer
А почему тогда в системе нет ТВ/проектора? Будет ли вывод многоканального звука? Какие предпочтения по ОС? Определитесь сначала с этим, а затем можно будет отвечать на заданные Вами вопросы.
АЦП, ЦАП: зачем нужен преобразователь аудиосигнала?
ЦАП – цифро-аналоговый преобразователь – нужен для преобразования аудиосигнала из цифрого формата в аналоговый; обычно, для передачи в усилитель или немедленного озвучивания.
Все современные форматы записи аудио используют цифровое представление. И треки на CD или blu-ray дисках, и mp3-файлы, и музыка с iTunes – все они хранятся в цифровом формате. И для того, чтобы воспроизвести эту запись, её надо преобразовать в аналоговый сигнал – эту функцию и выполняет цифро-аналоговый преобразователь. Встроенный ЦАП присутствует в любом устройстве, воспроизводящем музыку. Но часто бывает, что качество проигрывания одних и тех же аудиофайлов (или треков с одного и того же диска) на разных плеерах заметно отличается. Если при этом используются одинаковые усилители и наушники, значит, проблема в ЦАП плеера.
Аудиосигнал, прошедший через низкокачественный ЦАП
ЦАПы бывают разные: дешевые преобразователи с низким энергопотреблением (часто используемые производителями в мобильных устройствах) имеют низкое быстродействие и малую разрядность, что сильно сказывается на качестве звука.
Если у мобильного устройства есть цифровой выход (S/PDIF или USB), можно подключить к нему внешний ЦАП - это гарантирует высокое качество преобразования цифрового звука в аналоговый.
Еще один приятный бонус можно получить, приобретя ЦАП с поддержкой Bluetooth. Это позволит слушать отличную музыку на подключенных к преобразователю динамиках, не будучи «привязанным» к нему проводами. Для мобильного компьютера (планшета или ноутбука) это может оказаться очень удобным. Кроме того, с таким преобразователем вы сможете проигрывать музыку с других устройств, поддерживающих Bluetooth и легко переключаться между ними.
АЦП – аналого-цифровой преобразователь – нужен, наоборот, для преобразования аналогового аудиосигнала в цифровой формат. АЦП будет незаменим при оцифровке (переводе в цифровой формат) старых аналоговых записей: на грампластинках, аудио и видеокассетах. Также АЦП потребуется при записи в цифровом виде «живого» звука с микрофона. Плееры с функцией записи и компьютерные звуковые карты имеют встроенный АЦП, но если вам важно качество оцифровки, лучше доверить эту задачу специализированному устройству.
Несмотря на совершенно противоположные задачи, АЦП и ЦАП обладают некоторыми общими характеристиками, оказывающими большое влияние на качество преобразования.
Характеристики преобразователей аудиосигнала.
Количество отсчетов в секунду - частота дискретизации
Для АЦП частота дискретизации определяет, с какой частотой преобразователь будет измерять амплитуду аналогового сигнала и передавать её в цифровом виде. Для ЦАП – наоборот, с какой частотой цифровые данные будут конвертироваться в аналоговый сигнал.
Чем выше частота дискретизации, тем результат преобразования ближе к исходному сигналу. Казалось бы, чем выше этот показатель, тем лучше. Но, согласно теореме Котельникова, для передачи сигнала любой частоты достаточно частоты дискретизации, вдвое большей частоты самого сигнала. С учетом того, что самая высокая частота, различимая на слух – 20 кГц (у большинства людей верхняя граница слышимого звука вообще проходит в районе 15-18 кГц), частоты дискретизации в 40 кГц должно быть достаточно для качественной оцифровки любого звука. Частота дискретизации audio CD: 44.1 кГц, и максимальная частота дискретизации mp-3 файлов: 48 кГц, выбраны как раз исходя из этого критерия. Соответственно, ЦАП, проигрывающий аудиотреки и mp3-файлы, должен иметь частоту дискретизации не менее 48 кГц, иначе звук будет искажаться.
Зеленым цветом показан исходный аудиосигнал, состоящий из нескольких гармоник, близких к 20 кГц. Малиновым цветом обозначен цифровой сигнал, дискретизированный с частотой 44.1 кГц. Синим цветом обозначен аналоговый сигнал, восстановленный из цифрового. Хорошо заметны потери в начале и конце отрезка.
Теоретически, такой частоты дискретизации должно быть достаточно, но практически иногда возникает надобность в большей частоте: реальный аудиосигнал не полностью отвечает требованиям теоремы Котельникова и при определенных условиях сигнал может искажаться. Поэтому у ценителей чистого звука популярны записи с частотой дискретизации 96 кГц.
Частота дискретизации ЦАП выше, чем у исходного файла, на качество звука не влияет, поэтому приобретать ЦАП с частотой дискретизации выше 48 кГц имеет смысл, только если вы собираетесь прослушивать с его помощью blu-ray и DVD-аудио или loseless музыку с частотой дискретизации, большей 48 кГц.
Если вы твердо нацелились на приобретение преобразователя с частотой дискретизации выше 48 кГц, то экономить на покупке не стоит. ЦАП, как и любое другое аудиоустройство, добавляет в сигнал собственный шум. У недорогих моделей шумность может быть довольно высокой, а с учетом высокой частоты дискретизации, на выходе такого преобразователя может появиться опасный для динамиков ультразвуковой шум. Да и в слышимом диапазоне шумность может оказаться настолько высокой, что это затмит весь выигрыш от повышения частоты дискретизации.
Чем выше разрядность, тем выше точность измерения или восстановления амплитуды сигнала
Разрядность – вторая характеристика, непосредственно влияющая на качество преобразования.
Разрядность ЦАП должна соответствовать разрядности аудиофайла. Если разрядность ЦАП будет ниже, он, скорее всего, просто не сможет преобразовать этот файл.
Треки audio CD имеют разрядность 16 бит. Это подразумевает 65536 градаций амплитуды – в большинстве случаев этого достаточно. Но теоретически, в идеальных условиях, человеческое ухо способно обеспечить большее разрешение. И если о разнице между записями с дискретизацией 96 кГц и 48 кГц можно спорить, то отличить 16-битный звук от 24-битного при отсутствии фонового шума могут многие люди с хорошим слухом. Поэтому, если ЦАП предполагается использовать для прослушивания DVD и Blu-ray аудио, следует выбирать модель с разрядностью 24.
Чем выше разрядность АЦП, тем с большей точностью измеряется амплитуда звукового сигнала.
При выборе АЦП следует исходить из того, какие задачи с его помощью предполагается решать: для оцифровывания «шумных» аудиозаписей со старых магнитофонных лент высокая разрядность АЦП не нужна. Если же вы планируете получить качественную цифровую запись со студийного микрофона, имеет смысл воспользоваться 24-битным АЦП.
Количество каналов определяет, какой звук сможет преобразовывать устройство. Двухканальный преобразователь сможет обрабатывать стерео и моно звук. Но для преобразования сигнала формата Dolby Digital или Dolby TrueHD понадобится, соответственно, шести- или восьмиканальный преобразователь.
Соотношение сигнал/шум определяет уровень шума, добавляемого в сигнал преобразователем. Чем выше этот показатель, тем более чистым остается сигнал, проходящий через преобразователь. Для прослушивания музыки нежелательно, чтобы этот показатель был ниже 75 дБ. Hi-Fi аппаратура обеспечивает минимум 90 дБ, а высококачественные Hi-End устройства способны обеспечить отношение сигнал/шум в 110-120 дБ и выше.
ЦАП должен иметь цифровой вход – это может быть S/PDIF, USB или Bluetooth. Выходу ЦАП аналоговый - «джек» (jack) или «тюльпаны» (RCA). У АЦП все наоборот – аналоговый вход и цифровой выход. Хорошо, если преобразователь имеет несколько различных входов и выходов – это расширяет возможности по подключению к нему различных устройств. Если же вход на преобразователе один, убедитесь, что аналогичный выход есть на устройстве, к которому предполагается его подключать.
Преобразователи аудиосигнала скорее относятся к студийному и домашнему оборудованию, поэтому питание большинства преобразователей производится от сети 220В. Но существуют и преобразователи, которые питаются от аккумуляторов и могут быть использованы автономно. Это может оказаться удобным при использовании преобразователя с мобильным устройством – ноутбуком, планшетом, смартфоном или плеером.
Некоторые преобразователи получают питание через разъем micro-USB, при этом получать (или передавать) аудиосигнал через этот разъем они не могут. Если вам важно, чтобы ЦАП мог читать аудиофайлы на USB-носителях, перед покупкой убедитесь, что USB на устройстве используется не только для питания.
Варианты выбора.
Если вам нужно устройство, с помощью которого можно будет оцифровать старые магнитофонные записи или записать на компьютер звук с микрофона, вам нужен аналогово-цифровой преобразователь. Цены на них начинаются от 1100 рублей.
Если вы желаете получить устройство для качественного проигрывания аудифайлов со смартфона с возможностью беспроводного соединения, выбирайте среди ЦАП с поддержкой Bluetooth. Такое устройство обойдется вам в 1400-1800 рублей.
Если же вы желаете услышать все богатство звука, записанного в loseless-формате с высокой частотой дискретизации и битностью 24, вам понадобится соответствующий ЦАП. Стоить он будет от 1700 рублей.
Читайте также: