Как записать барабаны в guitar pro
Допустим, у нас имеются ноты (на бумаге) какого-либо произведения для гитары (в нашем примере это будут первые восемь тактов украинской народной песни «Ехал казак за Дунай») и мы хотим с помощью программы Guitar Pro:
- 1. прослушать произведение;
- 2. получить табулатуру с целью её использования для разучивания произведения.
(Напоминаем, что на нашем сайте можно скачать программу Guitar Pro и скачать табулатуры произведений для сольного исполнения на гитаре.)
На рисунке 1 показаны ноты произведения. Будем вводить их в Guitar Pro.
Запускаем программу Guitar Pro. Отобразится следующий экран:
Введём информацию о композиции (Файл - Информация о композиции или «F5»):
Рисунок 3. Переход к окну ввода информации о композиции
Мы ввели «Название» и «Доп. название», можно ввести также и другую информацию.
Рисунок 5. Введенная информация о композиции отобразилась в верхней части страницы
Размер такта в нашем произведении - 2/4 (по умолчанию в программе - 4/4). Изменим размер такта, нажав на кнопку на панели инструментов:
Сохраним файл (не забываем также сохранить файл в конце и периодически сохранять его в процессе работы):
Начинаем вводить ноты мелодии (штили этих нот направлены вверх).
Перед тем, как вводить ноты, убеждаемся, что переключатель, показанный на следующем рисунке, установлен в положение «Редактировать голос 1»:
Рисунок 8. Переключение между редактируемыми голосами
Первые ноты мелодии имеют восьмую длительность, выбираем её (в дальнейшем, в процессе ввода нот, перед вводом ноты нужно выбирать требуемую длительность):
Установим мышью курсор в виде жёлтого квадрата (см. рисунок 9) на нотный стан (если он не там) и начинаем вводить ноты.
Ввод нот производится следующим образом:
- — выбирается нужная длительность ноты (мышью на панели инструментов (см. рисунок 9) или клавишами «+» и «-» на цифровой клавиатуре компьютера);
- — курсор в виде жёлтого квадрата устанавливается на то место нотного стана, где должна располагаться нота (курсор можно установить мышью или с помощью клавиш-стрелок на клавиатуре);
- — устанавливается нота (путём нажатия на клавишу "Enter" на клавиатуре).
После ввода ноты Вы должны услышать её звучание (т.к. после ввода (удаления) ноты программа Guitar Pro проигрывает ноты редактируемого голоса той доли, где находится курсор).
Полезные клавиши и сочетания клавиш, которые могут Вам пригодиться в процессе ввода нот:
- — переключение (перемещение курсора) между нотным станом и табулатурой - клавиша Tab на клавиатуре;
- — перемещение курсора по нотному стану или табулатуре - стрелки влево, вправо, вверх, вниз на клавиатуре;
- — ввод ноты - клавиша Enter на клавиатуре;
- — изменение длительности нот - клавиши «+» и «-» на цифровой клавиатуре
- — удаление ноты - клавиша Del на клавиатуре
Как видим, в процессе ввода нот табулатура появляется автоматически (см. рисунок 10). Иногда случается, что Guitar Pro неправильно автоматически распределяет звуки по струнам (показывает, что звук нужно извлекать не на той струне, которая указана в нотах). Для того, чтобы изменить струну, на которой должен быть извлечён звук, нужно проделать следующее:
- — Поместить курсор на ноту на нотном стане или на цифру (обозначающую лад) на табулатуре.
- — Удерживая клавишу Alt на клавиатуре, нажимать клавиши "вверх" или "вниз", при этом цифра на табулатуре будет изменяться и перемещаться на линию, соответствующую другой струне.
Перед первой нотой третьего такта стоит знак диез (он показывает, что нота должна быть сыграна на полтона выше). Для того, чтобы поставить диез перед нотой, нужно установить курсор на ноту и нажать Shift + «+» (или на кнопку «Вверх на один полутон» на панели инструментов, см. рисунок 11).
Действие знака «диез» в третьем такте должно распространяться на все ноты «соль» такта. При вводе следующей ноты программа думает, что вы собираетесь вводить просто ноту соль, без диеза, и перед следующей нотой автоматически появится знак «бекар», отменяющий действие диеза. Поэтому операцию повышения на полтона нужно проделать со всеми нотами мелодии третьего такта.
Заканчиваем вводить ноты мелодии. Не забываем повысить на полтона первые и последние ноты четвертого и седьмого тактов и изменить длительность нот в последнем такте. Вот что получилось:
Попробуем проиграть мелодию, поставив курсор в начало мелодии и нажав на зеленый треугольник на панели инструментов.
Что желательно изменить и как это сделать:
- — Направим все штили нот мелодии вверх (чтобы было как в нотах).
Для этого нужно выделить мышью на нотном стане (или на табулатуре) участок, где штили нот направлены вниз, и нажать на кнопку «Инвертировать направление» на панели инструментов Guitar Pro:
(В нашем примере изменение направления штилей нот можно было не делать, так как после ввода басовых нот штили нот мелодии, которые были направлены вниз, автоматически изменят направление.)
- — Изменим темп (при прослушивании мы заметили, что произведение проигрывается слишком быстро). Нажмём кнопку «Темп» на панели инструментов Guitar Pro, в открывшемся окне вместо «120» введём «80» (см. рисунок 15):
- — Изменим инструмент: вместо «Acoustic Guitar (steel)» (который был установлен по умолчанию) установим «Acoustic Guitar (nylon)».
Для этого нажмем на название инструмента в строке дорожки:
в открывшемся окне выберем «Acoustic Guitar (nylon)» и нажмём «Ок»:
Вот что получилось у нас в итоге:
Некоторые операции, которые здесь нам не потребовались, но могут потребоваться вам в будущем:
- — Разорвать-добавить ребра нот. Выделить мышью на нотном стане (или на табулатуре) требуемые ноты и нажать на кнопку «Добавить рёбра нот» или «Разорвать рёбра нот» на панели инструментов:
- — Изменить струну, на которой должен быть извлечён звук:
- — Поместить курсор на ноту на нотном стане или на цифру (обозначающую лад) на табулатуре.
- — Удерживая клавишу Alt на клавиатуре, нажимать клавиши «вверх» или «вниз», при этом цифра на табулатуре будет изменяться и перемещаться на линию, соответствующую другой струне.
С другими полезными советами можно ознакомиться в статье «Часто задаваемые вопросы по программе Guitar Pro» на нашем сайте.
Начинаем вводить басовые ноты. Для этого сначала нажмем кнопку «Редактировать голос 2 [бас]» (см. рисунок 8). Далее басовые ноты вводятся аналогично нотам мелодии. Так будут выглядеть первые четыре такта:
Укажем аппликатуру. Аппликатура - это обозначение расстановки пальцев.
Для ввода аппликатуры нот мелодии нужно предварительно нажать кнопку «Редактировать голос 1 [Ведущий]», для ввода аппликатуры нот 2-го голоса (баса) - нажать кнопку «Редактировать голос 2 [бас]» (см. рисунок 8). Если вы ставите курсор на ноту, а пункты меню и кнопки установки аппликатуры неактивны, проверьте, какой голос выбран для редактирования в настоящий момент.
Для указания аппликатуры нужно:
- — Поставить курсор на нужную ноту.
- — В меню «Нота» выбрать пункт «Аппликатура левой руки» («Аппликатура правой руки») или нажать на одну из кнопок в виде руки в нижней части (см. рисунок 20). Кнопки будут активны, если курсор стоит на ноте.
- — Выбрать палец, которым будет извлекаться звук (для правой руки) или которым будет прижиматься струна (для левой руки).
Обозначение аппликатуры в Guitar Pro несколько отличается от стандартного нотного обозначения (см. таблицу):
Аппликатура в Guitar Pro располагается под табулатурой, аппликатура нот мелодии - над аппликатурой нот баса. Обозначения пальцев левой руки обведены кружком (в стандартном нотном письме кружком обводятся номера струн).
Вот что у нас получилось (здесь мы ввели аппликатуру для нот мелодии и только для последней доли восьмого такта также ввели и аппликатуру для басовой ноты):
Берем программку Guitar Pro, про которую, отмечу, мы уже писали, и начинаем настукивать там барабаны. Для этого нужно в меню "Дорожка" выбрать опцию "Добавить" и в открывшемся мини-окошке выбрать "Ударные". После этого вылезет такое милое окошко, где будет показано, какая циферка какому барабанчику соответствует.
Ну, допустим, получили мы готовую дорожку "Ударные". Что с ней дальше-то делать?
А делать нужно вот что: берем, и в меню "Файл" нажимаем на опцию "Экспорт", а там выбираем MIDI. То есть мы нашу дорожку из Guitar PRO ЭКСПОРТируем в MIDI. Но наш MIDI-файл звучит совсем не так, как нам хочется. Какой-то у него "игрушечный", ненастоящий звук.
Оживление
Для того, чтобы "оживить" звук, нам нужна программа Fruity Loops. Там в меню "File" File выбираем "Open" и ИМПОРТируем нашу MIDI-дорожку. После этого необходимо включить плагин FPC. Делается это просто: к кнопке с названием нашей дорожки подносим "руку", кликаем правой кнопкой мыши по дорожке и из контекстного меню выбираем Insert Channel → FPC.
Перед нами появится окно плагина, в котором мы увидим 16 pad-ов, каждый из которых отвечает за какую то часть ударной установки.
Теперь нам надо скопировать миди дорожку в окно плагина. Кликаем правой кнопкой мыши по кнопке с названием дорожки, из контекстного меню выбираем Edit → Copy, затем кликаем по кнопке FPC выбираем Edit → Paste. Теперь вместо квадратов должен появться MIDI-контур. Но некоторые элементы драм-машины в FPC могут не звучать. Все потому, что ноты не попадают на свои пэды. Для решения этой проблемки включаем piano roll и выбираем в панели инструментов "Select". Затем выделяем нужную ноту, она засветиться розовым цветом. Из панели инструментов выбираем Draw (карандаш) и перетаскиваем выделенную полосу ноты на нужную дорожку. Аналогичные действия проделываете с другими барабанами и тарелками.
Еще одно оживление
После того, как все стало на свои места, нужно поменять звуки пэдов на реалистичные. Их, кстати, можно взять тут. Для этого в главном окне FPC для примера кликаем по 16му пэду Crash, затем жмем вставку Layer Properties. Там мы увидим три варианта звучания данного крэша. Удаляем их с помощью кнопки delete в том же окне, жмем на иконку папки и выбираем из приложения Crash1. Так же туда можно загрузить любой свой звук. Аналогичные действия по замене звуков проделываем с остальными пэдами. Теперь у нас более сносное звучания ударной установки нежели которое было до этого.
Но теперь нам нужно сделать «правильную панораму» звучания, то есть - смикшировать дорожку. Как выглядит барабанная установка со стороны барабанщика? Snare - рабочий барабан стоит посередине, впрочем, как и Kiсk Drum - бас-бочка. Тарелки - Crash смещаются на 45 градусов в какую-нибудь сторону, причем crash и lite crash разводят в разные стороны. Hi-hat - тарелочки смещаюся влево примерно на 35 градусов.
Эффекты
Экспортируем получившуюся вкуснятину в WAVE-формате, я думаю, вы уже разобрались, как это cделать. И загружаем этот файл в наш любимый Adobe Audition. :)
Компрессия
В колонке слева тыкаем на "Амплитуда", затем на "Динамическая обработка". И там компрессируете себе по вкусу, плавая в океане пресетов. :)
Графический эквалайзер
Там же кликаем на "Фильтры" и выбираем "Графический эквалайзер".
Теперь немного о самой эквализации. Это достаточно сложный процесс, нужно хорошо рубить в распределении частот и вообще в частотах. Но если разберетесь - будете творить крутые вещи!
Эквализация большого барабана:
Звукорежиссеры часто пытаются получить один из трех типов барабанного звука:
- Мертвый глухой стук, характерный для барабанов с одним заглушенным пластиком и тяжелым предметом на корпусе или внутри него.
- Резонансный звон, получаемый от барабана с двумя пластиками с небольшим отверстием в переднем.
- Унылый "бум" от барабана с двумя пластиками без отверстий в них, характерный для рэпа, хип-хопа и техно.
Первые два типа имеют обычно избыток "мутной нижней середины" в районе 300 Hz – вплоть до 10 дБ - и подъем на несколько дБ верхне-средней части АЧХ (5000 – 6000 Hz). Третий тип тоже имеет небольшой избыток "мути" на 300 герцах и значительный подъем АЧХ в нижней части диапазона (от 40 до 100 герц). Можно слегка придавить и "верха", уменьшив тем самым нежелательную атаку звука.
Звук малого барабана обычно имеет подъем в районе около 5000 – 6000 Hz , и, иногда, небольшой подъем в области 60 – 100 герц позволяющий тонкому барабану звучать "жирнее". Иногда следует "прибрать" усиление на 300 герцах и уменьшить шлепок на частотах от 800 до 1000 герц для придания звуку барабана округлости.
Прежде всего, необходимо убрать все, находящееся в нижней и средней части диапазона, что бы избавиться от мусора, создаваемого бочкой. Если в вашем распоряжении есть фильтр ВЧ, вы можете использовать его, установив значение частоты среза в районе 300 – 700 герц, причем, это не отменяет использование эквалайзера для подавления мусора от ударной установки в целом.
Пример
В начале был вот такой простой MIDI-файл, а потом я его переделал в такой MP3. Там что-то несовпадает - это мне лениво стало выверять все. :) И эквализировать лениво было тоже. :)
Guitar Pro — отличный нотный редактор для гитаристов: в нём удобно записывать и читать ноты и табы, а также есть возможность проигрывать записанные партии во встроенном мультимедиа плеере. Но не только этим хорош Guitar Pro. Его функция экспортирования файлов позволяет создавать гитарные минусы из нотных записей в форматах gp3/4/5/6. Причём очень быстро и без особых усилий.
Конечно, для концертных выступлений гитарный минус, «изготовленный» в Guitar Pro, навряд ли подойдёт. Поскольку звучание его встроенного проигрывателя, пусть даже и с установленным банком реалистичных семплов RSE, значительно уступает минусовкам, созданным с использованием живых инструментов и больших библиотек в таких хостах как Cubase. А вот для занятий и проигрывания разученной темы такой гитарный минус вполне сгодится.
Но не спешите разочаровываться в возможностях Guitar Pro! То есть в его звучании. Существует довольно эффективный способ, позволяющий на основе инструментальных партий записанных в проектах .gp и .gpx (форматы файлов GP) создавать весьма приличные гитарные минусовки. Но об этом мы поговорим чуть позже — во второй части статьи.
Итак, для начала, создадим минус непосредственно для занятий.
Как быстро создать гитарный минус для занятий в Guitar Pro?
1. Найдите в Интернете нотную запись в формате Guitar Pro, интересующей вас композиции: PinkFloyd, Metallica, B.B. King — без разницы. Если вам повезёт, и вы отыщете несколько проектов темы, выбирайте тот вариант для создания гитарной минусовки, в котором наиболее правильно и точно записаны партии относительно оригинала.
2. Загрузите скачанный файл в Guitar Pro и внимательно прослушайте его. Просмотрите каждую дорожку по отдельности и определите какой инструмент на ней записан — клавиши, бас-гитара, гитара, барабаны, перкуссия и т.д.
4. Ещё раз прослушайте нотную запись и убедитесь в том, что вы «заглушили» ту дорожку, которую нужно.
Совет! Если чувствуете, что некоторые вспомогательные дорожки (какие-то штрихи, призвуки , эффекты, клавишный фон) откровенно мешают общей инструментальной аранжировке и портят её звучание (к сожалению, иногда так бывает), отключайте их тоже.
5. Отрегулируйте уровни громкости дорожек, чтобы они из-за чрезмерной громкости «не выпирали» из общей «пачки» (аранжировки).
7. Дайте имя гитарной минусовке и укажите место (дисковый раздел, папку), где она будет храниться.
8. Дождитесь окончания процедуры экспортирования.
Вот и всё, что вам нужно сделать, чтобы создать минус! Заметьте: бесплатно и без научных изысканий. Гитарный минус в формате WAV будет благополучно сохранён в указанной вами директории.
При желании его можно конвертировать в MP3, не прибегая к использованию специального ПО: c этой задачей отлично справляется проигрыватель AIMP.
У вас должен получиться примерно такой вариант:
Как создать качественную гитарную минусовку на основе табулатур Guitar Pro?
Ну, а теперь, как и ранее было обещано, способ создания минусов под которые можно играть не только дома, но и на концертных площадках. Для его осуществления вам понадобится Guitar Pro, звукозаписывающая программа, умеющая работать с миди-файлами (Cubase, Nuendo, Pro Tools и др), а также подборка качественных Vst-инструментов и семплерных библиотек.
3. Дождитесь окончания преобразования миди-файла в отдельные дорожки.
4. Теперь, когда инструментальные партии разложены «по полочкам», на дорожки можно «вешать» соответствующие VST-инструменты. Например: на партию барабанов — SuperiorDrummer; на бас-гитару — Scarbee Rickenbacker Bass ( библиотека Kontakt) и т.д.
5. Послушайте микс и сделайте необходимые корректировки: установите темп, такой как в оригинальной аудиозаписи; понизьте или повысьте на октаву отдельные партии, если это необходимо.
6. Теперь можно заняться мастерингом и сведением дорожек. Но даже, если у вас таковые навыки отсутствуют не отчаивайтесь, даже без дополнительных обработок трек будет звучать намного интересней, чем экспортированный wav-файл в Guitar Pro.
Гитарный минус, созданный в Cubase (без мастеринга и сведения):
Используйте этих два нехитрых способа создания минусовок в Guitar Pro и ваши занятия на гитаре станут намного интересней и эффективней.
Творческих успехов, отличного настроения и, конечно же, отличных гитарных минусов!
Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:
Проблема с партиями ударных, не сыгранными вживую, ровно одна — они звучат искусственно и безэмоционально. С другой стороны, логика людей, которые пытаются сделать живые партии, не пользуясь услугами музыканта, понятна — запись настоящих барабанов обходится дорого, потребуется найти играющего барабанщика, подходящую студию, звукоинженера на трекинг, подобрать микрофоны, выкроить целый день под запись, а потом грамотно свести материал. Поэтому многие предпочитают простой путь и записывают барабаны с помощью VST-плагинов или вшитых в DAW инструментов.
Справедливости ради, даже таким методом можно добиться хороших результатов и сделать партию ударных выразительной. Мы осветим 12 самых важных моментов, которые помогут сделать звучание барабанов приближенным к живой игре.
Содержание:
1. Мыслите как барабанщик
Это простая, но очень важная вещь. Нужно стремиться создавать такие партии, какие бы написал настоящий барабанщик. Если вы напишете партию, которую невозможно сыграть вживую, будет очевидно, что барабаны пластмассовые. Попробуйте внимательно послушать барабанные партии своих любимых песен и обратить внимание на игру. Ищите закономерности, вычленяйте стиль, обратите внимание на внутритактовую пульсацию.
Во время написания партий поможет «поиграть» по воздуху. Выглядит со стороны такое несколько странно, но в написании партии помогает — так можно хотя бы частично понять, возможно ли написанную партию сыграть в принципе.
2. Пользуйтесь инструментом с поддержкой MIDI
Если у вас нет возможности записать настоящие барабаны, вы можете использовать электронную установку: например, записать партию на электронных барабанах через плагин а-ля EZdrummer.
Если вы прописываете барабаны по MIDI, то неизбежно столкнетесь с тем, что партия будет звучать мертво и неестественно, поскольку тайминг и динамика не будут иметь ничего общего с живым исполнением. Эта проблема решается сама собой, если записывать партию на электронной установке. В Piano Roll вы тоже можете добиться подобных результатов, но потратить на это придется намного больше времени.
3. Отрегулируйте Velocity
У каждой MIDI-ноты есть определенное значение velocity. В данном случае параметр velocity описывает громкость запущенного семпла.
Если у ноты малая velocity, она прозвучит тихо. Большие цифры velocity приведут к тому, что нота будет громче. Соответственно, увеличением velocity можно акцентировать определенные ноты в груве: например, в прямой рок-песне акценты будут на второй и четвертой доле каждого такта, а трек, стилизованный под латину, будет, скорее всего, обладать пульсацией клаве.
4. Использование функции Quantize
Функция квантизации нужна для того, чтобы выровнять по ритмической сетке ту или иную ноту. Квантизация полезна для того, чтобы собрать трек воедино, но с другой стороны, слишком обильное использование квантизации приведет к искусственности в звучании. Живой человек не играет со стопроцентной аккуратностью, поэтому и запрограммированные партии должны немного отходить от сетки.
Степень квантизации влияет на то, до какой степени ноты будут выровнены по сетке. Например, в Logic степень квантизации по умолчанию выставлена на 100 и все ноты будут выставлены точно по сетке. Соответственно, если выставить степень квантования на 75, то этого будет достаточно, чтобы отредактировать партию, и при этом не довести ее до состояния партии драм-машины.
5. Использование функции Humanize
Функция Humanize – противоположность квантизации и быстрый способ «очеловечить» партию. Алгоритм меняет velocity и тайминг MIDI-партии. Вот как работает функция на примере Logic: нажмите правой кнопкой мыши на MIDI-регион и откройте вкладку MIDI Transform. Нажатием на +-Rand и выставление параметра позволяет отредактировать тайминг, не меняя громкость.
6. Использование лупов
Если у вас мало времени, а барабаны — не ваш конек, вы можете использовать готовые лупы. В большей части барабанных VST есть готовые MIDI-паттерны, проработанные для имитации живых фраз. Кроме того, MIDI-лупы можно отредактировать.
Такой метод подойдет, если вам нужно быстро сделать демо-запись, определиться со стилем аккомпанемента, и в принципе ускорить работу над материалом.
7. Выбор семплов
Когда вы стараетесь сделать звучание реалистичным, тембры, которые используются на записи, имеют огромное значение. Киты и семплы из библиотеки вашего VST-инструмента нужно подобрать в соответствии со стилем и задумкой.
Например, если вы пишете гаражный рок или лоу-фай инди, вам придется подобрать кит, звучащий сыро и неряшливо. Напротив, если вы пишете поп-музыку, потребуется студийный кит, снятый максимально дотошно и качественно.
На это потребуется время, поэтому для его экономии стоит сохранять киты и подбирать собственные пресеты из используемых семплов.
8. Сведение MIDI-барабанов
Сводить партию MIDI-барабанов нужно так же, как и партию живых ударных. Если вы будете пользоваться теми же методами сведения, что и с живыми барабанами, то сможете приблизить звучание партии к настоящему инструменту.
Сводить виртуальный кит нужно поканально, выведя каждый канал на собственную дорожку в DAW. Лучше не пользоваться микшером, встроенным в VST-инструмент.
9. Референс-песня
Обязательно пользуйтесь референс-треком во время сведения. Применительно к барабанам это тот трек, в котором они ближе всего звучат к вашей задумке.
Прослушайте свои любимые песни и обратите внимание на барабаны. Выберите в качестве референса ту песню, которая звучит наиболее похоже на то, что вы хотите услышать у себя.
Попробуйте воссоздать звучание барабанов из референса и обратите внимание на нюансы: как отстроен баланс между голосами установки, какой тон у малого и бочки, сколько на малом реверба, насколько аккуратно звучат тарелки и т.п.
Не забывайте, что для сведения композиции в целом также понадобится свой референс-трек.
10. Реверб
Не стоит забывать о том, что часто в барабанных плагинах внутренний реверб включается автоматически.
Отключать встроенный реверб нужно потому, что реверберацию стоит использовать ту же, что и на всех остальных элементах микса. Так вы добиваетесь единой картинки, исключаете проблемы на сведении и добиваетесь того, что барабаны не выбиваются из общего пре-микса.
11. Сатурация
Программируемые барабаны обычно звучат слишком выхолощено. Здесь нам поможет сатурация, с помощью которой можно добавить в микс естественные артефакты.
Далее настройте регулятор gain по своему вкусу.
После этого послушайте трек и подумайте, как можно улучшить картинку. Если в миксе требуется больше верхов, настройте соответствующим образом регулятор tone. Если звук получается слишком тонким, попробуйте добавить нижнюю середину.
После этого скрутите фейдер aux-канала вниз и медленно добавляйте его сигнал в микс, пока не получите нужный вам звук.
12. Параллельная компрессия
В профессиональном сведении повсеместно используется метод параллельной компрессии. Этот прием стоит использовать и для того, чтобы заставить VST-барабаны звучать естественнее. Отправьте шину с суммой голосов ударных на aux-дорожку. На нее же нужен и компрессор.
Параметр Gain reduction попробуйте выставить на 10 Дб. После этого фейдер на дорожке aux нужно убрать вниз и медленно поднимать до достижения нужного результата. Параллельная компрессия поможет сделать сигнал более насыщенным и пробивным.
Читайте также: