Как выучиться на тестировщика компьютерных игр
Основы тестирования можно освоить без курсов за 120K. Наш QA-инженер Антон в прошлом работал на стройке и самостоятельно переучился на тестировщика игр за полгода. В статье он расскажет, как нашел бесплатный курс, сколько часов в день тратил на теорию и зачем в перерывах между занятиями рубил дрова.
«Ребята, работаю охранником, мне 40 лет. На кого пойти переучиться?» Этот пост на Пикабу сразу меня зацепил: я мечтал бросить работу на стройке, но не знал, чем зарабатывать дальше. В комментариях увидел ссылку на бесплатный курс по QA. Посмотрел вводный урок о профессии тестировщика и на следующий день уволился.
Видео, после которого я решил учиться на тестировщика. Скриншот с YouTube
Составьте план обучения
После увольнения устроил себе долгий-долгий отпуск. Шучу :) Сразу сел за курс и, вдохновленный, решил изучать его по 8 часов в день. Не считал, сколько месяцев буду осваивать основы тестирования, а потом искать работу. Не считал, сколько денег нужно на этот период.
У нас с женой было отложено около 90 тысяч, казалось, нам хватит надолго: машины нет, квартира своя. Ели гречку, макароны, сосиски, хлеб. Из развлечений оставили только прогулки по улице.
Отложенные деньги закончились через 4 месяца, а я еще не открывал сайты с вакансиями. Пришлось переехать к родителям жены: мы не могли даже оплатить коммуналку. Тогда я поставил себе дедлайн — через 2 месяца устроиться в IT-компанию.
Совет: сразу решите, когда закончите учебу и станете искать работу. Рассчитайте, сколько денег нужно на этот период. Не начинайте ничего без финансовой подушки.
Найдите базовый курс для тестировщиков
Я не хотел платить адские деньги за курсы: в интернете есть тысячи бесплатных материалов по основам тестирования. Но в них легко запутаться, особенно когда не знаешь базу. Поэтому я сосредоточился на бесплатном курсе Михаила Портнова «Тестирование программного обеспечения в США», который рекомендовали на Пикабу.
Курс — топ за свои деньги :) Во время уроков Михаил Портнов шарит экран компьютера и показывает, как ищет баги и пишет баг-репорты. Иногда он отвлекается от теории и рассказывает истории из жизни, чтобы мотивировать новичков. В курсе 23 видео по 2 часа, есть проверочные онлайн-тесты и практические задания. Минус — нет обратной связи.
Пример домашнего задания из курса Михаила Портнова. Скриншот с YouTube
Чтобы лучше запомнить уроки, я конспектировал их от руки. Не забивал на домашние задания, старался сделать на «отлично» — как если бы от качества зависело, отчислят меня с курса или нет. В конце дня перечитывал свои конспекты и вслух пересказывал их жене.
Конспект от руки, как в универе
Совет: заучивайте лекции, делайте домашки, и тогда любой курс будет работать.
Ограничивайте и сортируйте информацию
К базовому курсу я подключал другие источники. Если в уроке попадался незнакомый термин — какая-нибудь «верификация» или «валидация», — то ставил видео на паузу и шел гуглить. Изучал все статьи подряд. Думал, чем больше прочитаю, тем лучше разберусь, но по факту либо читал одну и ту же информацию в разной подаче, либо углублялся в экспертные дебри, в которых ничего не понимал. В итоге решил смотреть не более двух-трех сайтов по непонятной теме.
Когда серфишь, список закладок растет в геометрической прогрессии. У каждой статьи по десять ссылок на другие статьи, а у тех статей — еще десять. Под конец обучения я боялся открывать свои закладки: там царил неудержимый хаос. Я так и не решился его упорядочить и потерял много классных ресурсов.
Совет: не пытайтесь прочитать весь интернет. Изучайте темы:
- как составлять тест-кейсы,
- как составлять чек-листы,
- что такое классы эквивалентности и как их выделять,
- что такое метод граничных значений,
- как правильно оформить баг,
- какие бывают виды и уровни тестирования,
- что такое клиент-серверная архитектура и как она работает.Сохраняйте полезную информацию по этим темам в закладки. Сортируйте закладки по папкам.
Занимайтесь краудтестингом
Как только я прошел половину курса, захотел применить свои знания на практике.
Я зарегистрировался на краудтестинг-платформах test IO и Testbirds. Краудтестинг-платформы — это сайты, где компании набирают фрилансеров для теста мобильных или веб-приложений. Заказчик выкладывает проект, тестировщик оставляет заявку на участие. Если тестировщик подходит, ему приходит инвайт. За баги платят мало, от 1 до $5.
Чтобы получать много заказов, нужно много девайсов. У меня был только комп, мой мобильник и мобильник жены. Я поставил виртуальные машины с различными ОС и Android Studio на свою винду. Так набралось 20 девайсов, которые я и указал в профиле. С инвайтами проблем не было.
Проблемы были с оформлением багов. Мне возвращали баг-репорты, потому что неправильно называл баги, описывал их не по ТЗ, прикреплял мало скриншотов. Я переделывал, переделывал и еще раз переделывал. В итоге за несколько месяцев на краудтестинге научился правильно оформлять баг-репорты.
Совет: сосредоточьтесь на качестве баг-репортов, а не на их количестве.
Отдыхайте от учебы (хоть иногда)
Освоением новой профессии я занимался по 11 часов в день: 8 часов на теорию и 3 — на практику. Во время обеда быстро грел еду и сидел с тарелкой за компьютером. Когда голова совсем закипала, позволял себе максимум 5 минут, чтобы встать со стула и пройтись по комнате. Никаких соцсетей, просмотра новостей и видосиков на Ютубе.
Такой экстремальный режим измотал меня: хуже запоминал информацию, быстро уставал. Поэтому решил делать нормальные перемены в течение дня — по 15–20 минут каждые 2 часа. В это время гулял вокруг дома, рубил дрова, помогал с домашней работой. Если не находил проект на краудтестинге, то вечером со спокойной совестью отдыхал.
Совет: устраивайте перемены по 15 минут каждые несколько часов. Полноценно отдыхайте по вечерам.
Смотрите, читайте, слушайте
Сложно учиться 8 часов подряд, даже с небольшими передышками в течение дня. Чтобы голова не закипала, я постоянно переключался между просмотром видео, чтением бумажной книги, изучением сайта и т. д.
Как это выглядело? Когда начинал тупить над видеоуроком, переключался на чтение книги. Когда начинал перечитывать абзац по сто раз, включал подкаст про тестирование и ложился на диван. Когда переставал слышать информацию, открывал форум по тестированию. И так по кругу. Иногда в течение часа менял источники каждые 20 минут.
Совет: переключайтесь между источниками информации, как только начинаете тупить. Заранее составьте список книг, сайтов, подкастов или воспользуйтесь перечнем, который я спрятал под кат в конце статьи.
Ищите вакансии на позицию интерна
Чтобы стать тестировщиком с нуля, я потратил полгода. Первые четыре месяца просто учился, оставшиеся два — учился и искал работу. Искать было тяжело, получил 15 отказов и почти отчаялся, но тут мне попалась вакансия Plarium Krasnodar. Они набирали тестировщиков онлайн-игры без опыта работы на позицию интернов. Интерны — это специалисты начального уровня: компания обучает их, так как видит потенциал.
Мое сопроводительное письмо в одну из компаний. Только за образец брать не надо, ладно?
Теоретические знания и опыт в краудтестинге помогли мне выполнить тестовое задание, а на собеседовании ребята расспрашивали про мое самообразование. Через день позвонила HR и сказала, что меня берут в интернатуру. Первые 3 месяца я обучался под руководством крутого тестировщика, потом сдал финальный тест и стал самостоятельно заводить баги. В этом месте звучат фанфары, и занавес медленно опускается :)
Не совет: я не знаю, как закончить статью. Писать что-то из серии «Иди к своей цели» или «Ученье — свет» не хочется. Поэтому беру помощь Хабра. Опытные тестировщики, давайте вместе сделаем статью полезной. Что еще можно почитать/посмотреть новичкам? Какие курсы рекомендуете?
Книги
«Тестирование программного обеспечения. Базовый курс», С. Куликов. Написана простым языком, с юмором.
«Тестирование программного обеспечения», С. Канер, Д. Фолк, Е. К. Нгуен. Книга сложная. Осилят не все.
«Тестирование Дот Ком, или Пособие по жестокому обращению с багами в интернет-стартапах», Р. Савин. Для новичков, без сложных терминов.
«Быстрое тестирование», Р. Калбертсон, К. Браун, Г. Кобб. Книга о том, как тестировать быстро и качественно.
«Кровь, пот и пиксели. Обратная сторона индустрии видеоигр», Дж. Шрейер. Прочитайте, если хотите идти в геймдев.
«Как тестируют в Google», Дж. Уиттакер, Дж. Арбон, Дж. Кароло. Общая информация о работе QA в большой корпорации.
Сайты
Группы ВКонтакте
QA тестирование и котики. Вакансии, приколы, практические советы.
Ключ седого тестировщика. Создатели сообщества регулярно отвечают на вопросы новичков.
QA Club. Много видеоконтента о тестировании.
QA NINJAS. Работающий тестировщик делится своим опытом в статьях.
Телеграм-каналы
QA — Bad Company! Про компании, в которые стоит или не стоит идти тестировщику.
Мечтаете делать игры, но не знаете, с чего начать? Самый простой ответ — устроиться тестировщиком.
Попасть в игровую индустрию не так сложно: достаточно обладать теми знаниями и навыками, что востребованы в отрасли. Здесь всегда нужны программисты, художники, 3D-аниматоры, дизайнеры, продюсеры. Как правило, эти позиции требуют и специализированного образования.
Гораздо менее требовательны к корочкам позиции маркетологов и пиарщиков, комьюнити-менеджеров и тестеров. Именно о том, как стать тестировщиком, сегодня и пойдет речь. Статья подготовлена экспертом компании Bytex Артемом Лукьяновым на базе его многолетнего опыта работы в тестовой студии, а также лекций, которые он проводил в рамках образовательной программы «Менеджмент игровых интернет-проектов» в ВШБИ.
Итак, тестирование игр — вот с чего следует начинать обычному игроку, мечтающему трудиться в игровой индустрии, но пока не владеющему специализированными навыками. Однако это не означает, что работа тестировщика не требовательна к знаниям. Наоборот, от соискателей ждут многого, ведь тестировщик, по сути, непосредственно участвует в разработке игры.
Тестирование выгодно отличается от комьюнити-менеджмента и пиара тем, что дает возможность познакомиться с различными этапами разработки, понять коммуникационные процессы и даже влиять на решения разработчиков. В общем, тестирование — это не сочинение рекламных слоганов и презентаций. Это неотъемлемая часть самой настоящей разработки.
Под знаком качества
Сразу предупредим, работа в QA-отделе (от англ. quality assurance, обеспечение качества, — это и есть процесс тестирования) имеет мало общего с «работой мечты», о которой грезят новички. Той самой, где «играй в игры и получай за это деньги».
На самом деле это очень кропотливое, монотонное и местами утомительное занятие, требующее усидчивости и концентрации. Один и тот же уровень или карту необходимо проходить много-много раз: «прошерстить» вдоль и поперек, проверить границы, освещение, физические модели, текстуры.
И так — восемь часов в день, пять дней в неделю. Хорошо, когда проект крупный, а еще лучше — мультиплеерный. Тогда там постоянно что-то меняют, добавляют, балансируют, и каждый новый день приносит новые испытания. Другое дело, если проект одиночный и небольшой. Доходит до того, что тестировщики-«старожилы» помнят не только все баги, но и кто и когда их обнаружил и оформил.
Еще одно частое заблуждение новичков связано с переоценкой своего игрового опыта. Не важно, что за тридцать тысяч боев в «Танки» вы научились не «сливаться». Гораздо полезнее, если за все это время вы досконально изучили механику. Умение разбираться в том, как и что работает, ценно не меньше, чем игровой опыт.
Принцип «чем больше играете, тем лучше» тоже никто не отменял. Проекты у тестовой студии могут быть самые разнообразные: от казуальных «браузерок» до огромных ММО. Никогда не знаешь, знание каких жанров или игровых серий пригодится. Помогает тестировщику и широкий кругозор, и увлечение, например, моделлингом, автоспортом, оружием или средневековыми доспехами — зачастую тестируемый проект так или иначе связан с подобными хобби.
Когда-нибудь, наверное, в учебных заведениях появятся специализированные курсы, на которых будут готовить первоклассных тестировщиков. Но тем не менее в профессии тестировщика будут важны не столько дипломы и сертификаты, сколько умение быстро вникать в суть вопроса, разбираться в привычных вещах и вообще разносторонне мыслить.
Попробуйте ради интереса написать так называемый тест-кейс для шариковой ручки. Он должен учитывать многие стороны изучаемого предмета. Как выяснить, что ручка пишет нужным цветом? На разных материалах? Под разными углами? При разной силе нажатия?
Как видите, даже тестирование обычной шариковой ручки может содержать (и содержит, ведь их тоже тестируют) массу аспектов. А теперь представьте, сколько всего надо проверить в игре вроде Skyrim. Одна из задач тестировщика, кстати, — не только что-либо проверять и оформлять баги, но и составлять тест-кейсы. Перед собеседованием советуем ознакомиться с профессиональной терминологией — поможет.
Вообще, нужной информации в избытке хватает в интернете. Найти все, что касается будущей работы, нетрудно. Для успешного прохождения собеседования мы с ходу порекомендуем книгу Романа Савина «Тестирование DOT COM». Это емкое, простое и живое описание профессии. Книга весьма ценна хотя бы потому, что написана не кабинетным теоретиком, а профессионалом-практиком с огромным опытом работы.
Один известный народный артист сказал, что на интервью к звездам надо приходить подготовленными. Тестовые студии, конечно, не звезды, но тоже требуют определенных приготовлений со стороны соискателя. Будьте готовы к каверзным вопросам. Вам могут сказать: «Опишите, как вы протестировали бы этот пульт от телевизора»? Или от кондиционера. Пример с шариковой ручкой выше мы привели не просто так!
Конечно, неплохо бы владеть английским языком. Кроме того, понадобится умение грамотно и подробно составлять алгоритмы. Многие, например, напрочь теряются, когда их просят описать последовательность действий, необходимых для спуска с лестницы.
Предположим, что собеседование пройдено успешно, вас приняли, и теперь вы вовсю заняты тестированием. Что ждет вас дальше? Работа в тестовой студии подразумевает в первую очередь «вертикальный» карьерный рост: сначала QA Engineer, потом Senior QA Engineer, QA Lead, продюсер, заместитель главы тестовой студии. Все выше, и выше, и выше!
Но и «горизонтальный» рост не редкость. Скажем, компания начала заниматься автоматизированным тестированием приложений, а простой тестировщик как раз знает Python и умеет писать скрипты. Сотрудника тестовой студии никто и ничто не ограничивает — все зависит исключительно от него. Тестовая студия подобна трамплину: при должном усердии сотрудник может совершить хороший карьерный прыжок как внутри этой студии, так и за ее пределами.
На этом пока всё. В следующей статье из цикла «Геймдев для игроков» мы расскажем о том, как делают игры в виртуальной реальности. Послушать лекцию на эту тему вживую можно будет в ВШБИ на конференции VR-Today 17 мая. Подробные сведения и возможность купить билеты ищите на странице конференции.
Оставляйте свои отзывы и пожелания на тему того, о чем еще вы хотели бы узнать. Мы с удовольствием расскажем, что и как устроено в игровой индустрии, чтобы и вы могли к ней приобщиться.
В геймдеве работает множество профессионалов, но даже самые именитые разработчики совершают ошибки. Допустим, им удалось отловить проблему еще на стадии написания дизайна? Чудно. А теперь представьте, что критическая ошибка попала к игрокам и угрожает обрушить экономику на боевых серверах? Кошмар!
Избежать таких ситуаций и позаботиться о контроле качества на всех стадиях разработки игры — задача тестировщика или гейм-тестера.
В рамках наших образовательных программ по игровой индустрии “Менеджмент игровых проектов” и “Основы создания игр” мы продолжаем цикл статей про различные игровые профессии. В этом материале поговорим о тестировщиках.
Тестировщик игр — это специалист, который отвечает за тщательную проверку игры, выявление потенциально опасных механик и подготовку подробного описания проблем для разработчиков. Как правило гейм-тестеры работают в тандеме с геймдизайнерами, художниками и программистами, помогая отлавливать ошибки на всех этапах производства.
Бытует мнение, что тестировщики просто играют в свой продукт сутками напролет. Но на самом деле, они пытаются «сломать» игру и обнаружить проблемы, которые сложно заметить невооруженным взглядом.
Гейм-тестеры последовательно изучают различные элементы игры: уровни и локации, меню и интерфейсы, а также проверяют управление и комбинации клавиш. Тестировщик ставит себя на место игрока, пытаясь предугадать развитие всех возможных ситуаций, с которыми может столкнуться пользователь в виртуальном мире.
Бывают ошибки, выявить которые довольно просто (например, проблемы с графикой и анимациями). Но в работе гейм-тестера чаще встречаются ситуации, когда проблема не лежит на поверхности. Если действия персонажа не приводят к желаемому результату — это может быть сигналом о найденном баге.
Профессия гейм-тестера очень востребована, ведь благодаря ей качество современных игр постоянно растет!
ВШБИ НИУ ВШЭ предлагает всем желающим пройти обучение на тестировщика игр в Москве. Занятия проходят в непринужденной атмосфере с преподавателями-практиками из ведущих геймдев-студий страны.
Наши ученики получают навыки в сфере контроля качества (QA), тестирования игровых проектов и программного обеспечения, веб-программирования, графического и игрового дизайна. Все это обеспечит будущим специалистам быстрый вход в сферу разработки игр!
Обучение на тестировщика игр поможет всем, кто стремится реализовать свои способности в игровой индустрии и стать востребованным специалистом. Набор навыков гейм-тестера поможет вам вырасти, продвинуться по карьерной лестнице и занять высокооплачиваемую должность в компании. Гейм-тестеры часто становятся руководителями команд (скрам мастерами), растут в геймдизайнеров или в игровых программистов.
Что должен знать и уметь тестировщик компьютерных игр
Ключевая задача гейм-тестера — предоставлять разработчику игры подробное описание выявленных ошибок, что поможет специалистам быстро найти решение проблем. От тестировщика требуется:
- воссоздавать последовательность действий, приводящих к сбою в игре;
- внимание к мелким деталям и готовность многократно выполнять одни и те же действия для достижения результата;
- умение работать в команде, контактируя со сценаристами, разработчиками, художниками, дизайнерами и другими тестерами.
Для успешной работы тестировщик компьютерных игр должен иметь следующие навыки:
- богатый игровой опыт,
- знание принципов работы популярных игровых механик и профильной терминологии,
- понимание основных критериев оценки качества видеоигр,
- базовые знания английского языка,
- хорошие коммуникативные способности.
Перечисленные рабочие и личностные качества, а также достойное образование, помогут будущему специалисту без труда найти свое место в любой геймдев-студии!
Где учиться на тестировщика
К счастью, в Москве, в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ можно пройти обучение у уже состоявшихся специалистов в сфере геймдизайна, управления игровыми проектами и маркетинга. По итогам обучения на программе профессиональной переподготовки “Менеджмент игровых проектов” наши выпускники идут на работу в игровые компании или создают собственные игровые студии.
Все эти навыки позволят вам системно подходить к тестированию игр, и тем самым ускорить процессы и выявлять неочевидные баги.
Для кого этот курс?
- Для Junior-тестировщиков с опытом. Курс даст профессиональные навыки, с которыми вы сможете претендовать на Middle позиции в ведущих компаниях гейм-индустрии.
- Для тех, кто недавно пришел в IT-направление. Знания и практика тестирования игр позволят вам выделиться среди других начинающих претендентов на Junior+ позиции.
Если вы фанат игр и у вас есть компания мечты, в которой вы хотели бы начать работать, данный курс даст вам необходимый фундамент и преимущества, чтобы привлечь внимание работодателя.
Программа курса:
Модуль 1. Функциональность игр
Модуль 2. Игровые платформы
- Тема 6. Особенности игр на РС
- Тема 7. Особенности игр в социальных сетях и web
- Тема 8. Особенности игр на мобильных устройствах
- Тема 9. Особенности консольных игр (PS/Xbox)
- Тема 10. Особенности nintendo /switch
Модуль 3. Тестирование в игровых движках и эмуляторах
Модуль 4. Автоматизация и производительность игр
- Тема 16. Введение в автоматизацию тестирования
- Тема 17. Автоматизация и производительность в Unreal
- Тема 18. Автоматизация и производительность в Unity
- Тема 19. Тестирование производительности на РС
Модуль 5. Базовое управление тестированием
- Тема 20. Планирование и оценка своей работы
- Тема 21. Оптимизация тестирования на мобильных устройствах
- Тема 22. Базовые знания CI/CD в тестировании
- Тема 23. Работа с поддержкой
Модуль 6. Подготовка к собеседованию, сертификация
- Тема 24. Подготовка к собеседованию
- Тема 25. Консультация по домашним работам и проектной работе
- Тема 26. Подведение итогов курса.
Выпускной проект
После курса предполагается итоговое выпускное тестирование! И оно будет очень сложным.
По окончании курса выдаётся сертификат.
2 место. Курс «Тестировщик игр» — Synergy
- Диплом Государственного образца
- Длительность программы 6 месяцев
- Практика на реальных проектах с известными студиями
- Помощь в трудоустройстве студентам.
На обучении ты сможешь не только научиться искать ошибки, но и взаимодействовать с разработчиками и геймдизайнерами, познакомишься с видами тестирования и прокачаешь свой игровой опыт.
Программа курса на 1-й месяц:
- Цель тестирования
- Отличия тестирования ПО и Игр
- Принципы тестирования
- Уровни тестирования
- Типы тестирования
- Техники тест дизайна
- Тестовая документация.
Обучение длится 6 месяцев.
По окончании обучения вы получите диплом государственного образца. Это официальный документ, который подтверждает, что вы получили все необходимые знания и навыки по профессии. Работодатели в первую очередь отдают предпочтение тем специалистам, которые имеют подтверждения своего обучения.
Читайте также: