Как выглядит змей горыныч в реальной жизни
Про Змея Горыныча мы знаем из русских народных сказок. Злодей, у которого три огнедышащие головы, длинные острые зубы и отменный аппетит. А если на минутку задуматься, почему в сказках так подробно и четко описано это существо? Будто наши предки своими глазами видели змея, или, хотя бы, похожего на него представителя животного мира. Мог ли у сказочной рептилии быть реальный прототип?
Как мы знаем, на гербе нашего государства есть изображение змея, которого побеждает Георгий Победоносец. Впервые оно появилось при государе Иване III. На печати великого князя Ивана, датированной годом 1479, был изображен великий воин, который пронзает копьем крылатого дракона. Позднее этот образ стали чеканить на монетах и он обрел популярность среди обычных людей.
Изображение победы Георгия Победоносца над змеем трактуется многими исследователями как символическое представление о борьбе добра со злом.
В городе Старая Ладога на фреске церкви Святого Георгия тоже есть изображение всадника с копьем, только на ней крылатого зверя не убивают. Его, словно собачку на поводке, ведут как домашнее животное, только что купленное на птичьем рынке.
И фреска эта появилась раньше, чем герб Московского княжества, а именно - в 12 веке. Мы видим, что женщина ведет за собой странное существо, напоминающее большого размера ящерицу. И выглядит эта картина вполне реалистично, как зарисовка из обычной жизни, нежели образ из древних легенд.
О чудных змееподобных, не типичных на русских просторах, упоминал в своих воспоминаниях Сигизмунд Герберштейн, посол Австрии. Он работал в Московии в XVI веке. Одно из его воспоминаний следующее:
Эта область изобилует рощами, лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими ногами, наподобие ящериц, с черным и жирным телом…
Неужели наши предки могли приручить мифических «змеев горынычей»?
Примечательна ещё одна запись, сделанная в 1816 году в дневнике некоего священника:
Плывя на лодке по реке Волга, мы видели огромного летящего змея, который нес во рту человека со всем одеянием. И слышно было от оного несчастного человека только: „Их! Их!“ И перелетел змей Волгу и упал с человеком в болота…
Затем священник сообщает, что в тот же день он снова увидел змея:
У Коломинского уезда села Уварова есть пустошь, которая называется Каширязива. Приехали мы туда ночевать числом более 20 человек. Два часа прошло или больше, внезапно осветилась местность, и лошади вдруг бросились в разные стороны. Я взглянул вверх и увидел огненного змея. Он извивался над нашим станом на высоте двух или трех колоколен. Длиною он был три аршина или более и стоял над нами четверть часа. И все это время мы молитву творили…
Интересное свидетельство нашлось в архиве города Арзамас:
Лета 1719 июня 4 дня была в уезде буря великая, и смерч и град, и многие скоты и всякая живность погибли. И упал с неба змий, Божьим гневом опаленный, и смердел отвратно. И помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 1718 о Куншткаморе и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных и прочих чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином…
Бумагу подписал Василий Штыков - земский комиссар. Увы, бочка не доехала до Кунсткамеры. А жаль, было бы интересно воочию увидеть Змея Горыныча, хоть и в спиртовом растворе!
Вот ещё одно интересное упоминание о крылатых звеевидных монтрах. Это рассказ уральских казаков о событии 1858 г.:
Страж мира мертвых
Как выглядит змей горыныч в реальной жизни
Драконы Китая
Сами драконы - наши вараны, в те времена охота на них была не особо развита вот и вырастали до впечатлительных размеров. Свидетелями были европейцы на Великом шелковом пути, а дальше кружка другая эля и красноречие путешественника.
Путешественники на острове Комодо тоже немало "кирпичей отложили".
А вот с огнедышанием гораздо проще, особенно в Англии - лыцари искали драконов в угольных пещерах, подсвечивая в темноте факелами. Немного природного метана - вот вам и сказка об огнедышащей твари.
У историков есть предположение, что Змей Горыныч историческая личность. Конечно это не огнедышащий дракон, а вполне обычный человек, хороший воин и толковый военачальник. Имя в некоторой упрощенный переделке получается Горын, а змей - это старорусское ругательство, а не определение биологического вида.
Трехголовость, полеты и огнедышание тоже имеют обоснование, причем всё объяснилось достаточно просто.
Изначально считалось, что в летописях разных стран описывались разные люди, но приведя к единому знаменателю время (в разных местах свои календари и точки отсчета) и внешнее описание (человек был крупных размеров, схоже с описанием воинов короля Карла), а лицо всегда скрывалось под глухим забралом шлема, имя всяк народ переделывал по своему, но схожесть прослеживалась. В общем решили, что это если не один человек, то, скорее всего, отец и сын, в крайнем случае прямая линия дед-внук.
В персидских записях встречается воин имя которого схоже с Горын, в Персию он пришёл из Византии и владел секретом греческого огня. Выступил в некоторых стычках на стороне персов как раз используя ручной вариант греческого огня, иногда верхом. Вторая вундервафля того времени для ближнего востока и азии - ростовой лук - бьёт почти на двести метров и стрелы длинные - возникает заблуждения, что копья-дротики метает на запредельную дальность.
Впоследствии по Великому шелковому пути отправился как охрана каравана в Китай.
В Китае, Корее, возможно в Японии, провел десяток-другой лет, отметился в разных сражениях. На месте не прижился - чужеземец всё-таки. Но в Китае стал использовать в бою пороховые ракеты (китайцы их для фейерверков придумали, но во времена Горына уже вовсю пулялись друг в друга), воздушных змеев (они вообще-то в форме драконов были) для управления войсками. Личная охрана вооружена Чо-ко-ну. Где-то в это время появилось обновленное описание доспехов в восточном стиле - шлем и наплечники в виде драконьих голов.
Из Китая по Шелковому пути опять вернулся в европейскую часть, только севернее Каспия через печенегов или половцев.
Где и попал в русские летописи и сказки.
Манера боя уже четко определилась - Горын на возвышении контролирует войска посредством воздушного змея в виде дракона (плюс психологическое воздействие), по войскам наносятся удары пороховыми ракетами (чем не дракон огнем дохнул), опытных бойцов и воевод вышибает ростовым луком с дистанции, проравшихся встречает град непривычных стрел (болтов от Чо-ко-ну), а потом греческий огонь. Выжившие мало что могли объяснить. А когда "дракон обращается в человека" все наблюдают странные и непривычные латы с тремя головами - тут у страха глаза велики, а пара залпов из ручника греческим огнем добавят ужаса.
Кончина Горына в летописях точно не упоминается, может сам помер, может добрался кто, может в Европу или Китай уехал. Без доспехов его вряд ли кто из противников мог опознать. А секретами греческого огня и пороха он, как умный человек, ни с кем не делился.
Легенда о Кетцалькоатле
Легенда, переданная в XVI веке индейцем испанскому миссионеру Бернардино де Саагуну
. Легенды и сказки
. тольтеки
Легенда гласит, что в Х в. на берегах реки Пануко (Центральная Мексика) появились белые бородатые люди в длиннополых одеждах. Доброжелательно настроенные пришельцы были хорошо встречены местным населением. Они дошли до Толлана (Тулы), где и обосновались во главе со своим вождём Кецалькоатлем. Это был высокий белый человек с широким лбом, большими глазами и длинными чёрными волосами. Он был умен, справедлив и вежлив. Кецалькоатль научил людей обрабатывать металлы и землю, он убеждал, что необходимо принять новую религию, проповедовал любовь к ближнему, призывал к раскаянию и благим делам.
"Они проявляли заботу о боге, и у них был только один бог, и считался единственным, ему они молились, и звали его Кецалькоатль. Служителем их бога, его жрецом, был человек, которого тоже звали Кецалькоатль. И они так почитали своего бога, что исполняли все, что им говорил жрец Кецалькоатль, беспрекословно. А он говорил и внушал им: "Это единственный бог, его имя - Кецалькоатль. Он не требует ничего, кроме змей и бабочек, которых вы должны ему преподносить и жертвовать. ". Кецалькоатль взывал к своему богу, к тому, что находился в глубине небес, к той, у которой одежды из звезд, к тому, кто заставляет сиять все вокруг, к владычице нашей плоти, владыке нашей плоти, к той, что одета в черное, к тому, что одет в красное, к той, что придает устойчивость земле, к тому, что покрывает ее хлопком. И обратил он свои слова туда, где находился Омейокан (двойственность), к девяти кругам, из которых состоит небо".
Откуда дракон?
Отголоски реальности
Существует вполне обоснованное мнение, что прообразом мифологических драконов в культуре всех народов являются когда-то проживавшие на земле динозавры. И если с самими реликтовыми животными человечество вряд ли сталкивалось, то их скелеты люди, вероятно, находили, и так возникали всевозможные мифы. Известный специалист по истории и культуре Древней Руси академик Борис Рыбаков считал, что жители Новгорода IV — V веков поклонялись некоему ящеру — повелителю водной стихии. По этому поводу в своих трудах он писал: « Особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. ( ) Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки „ящерят“. На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом в орнаментации гусель присутствует все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента » Также археологи при раскопках в новгородской и псковской областях находили многочисленные изображения ящеров, выполненные на конструкциях оконных наличников и на ручках ковшей. Все они представляют собой отнюдь не сказочный, а вполне реальной образ крупного зверя с вытянутой мордой и огромной пастью с чётко выделенными большими зубами. В одной из летописей XI века «Беседа Григория Богослова об испытании града» в разделе, посвященном рыболовству и связанными с ним языческим обрядам, рассказывается о ящере-крокодиле, который выходил из реки и пожирал оставленную ему местным населением жертву. Писатель-этнограф XIX века и собиратель народных песен Павел Якушин, во время своей поездки по новгородчине записал со слов одного старца историю появления Юрьевского скита: « Был Зверь-змияка, этот Зверь-змияка жил на этом самом месте вот где теперь этот самый скит святой стоит ( ). Кажинную ночь этот Зверь-змияка ходил спать в Ильмень-Озеро » Неизвестный летописец в XVI века, путешествовавший по России записал, что « В лете 7090 лютые крокодилы выходили из реки и за ними затворялся путь, они поели много людей. Люди в ужасе бежали по всей земле и молились богу. Они прятались и он сбегал » И это далеко не все весьма странные записи древних лет о существовании в реках Руси неких «ящеров-крокодилов». Поэтому возможно происхождение сказочного персонажа Змея Горыныча имеет вполне реальную основу.
Змей Горыныч: существовал ли он на самом деле
Этот персонаж — один из самых ярких и известных в славянском былинном эпосе. Обычно, Змей Горыныч — антигерой, коварный и страшный, с которым сражается богатырь. При этом у него не антропоморфный образ, а внешность реликтового динозавра. Также злодей обладает несколькими головами и изрыгает пламя. Откуда в русских сказках появился этот диковинный образ?
В мифах очень многих народов присутствуют драконы — змееподобные монстры, которые также могли иметь несколько голов, как например, древнегреческая Лернейская Гидра или древнеперсидский Ажи-Дахака, у которого среди трех ликов, один был человеческим. Они тоже изрыгали пламя, как шумерский бог-дракон Зу и практически все летали, а некоторые еще и плавали. Есть и в библейских текстах есть ряд упоминаний о драконоподобном морском чудище Левиафане. Все эти ящеры, включая славянского Змея Горыныча, символизирует собой испытание, через которое нужно пройти главному герою, чтобы совершить подвиг и получить сокровище. Соответственно, монстры — олицетворение зла. Некоторые исследователи славянских былин предполагают, что под собирательным образом Змея Горыныча таятся несметные полчища татаро-монгольских или других степных кочевников. Нашествия, которые пытались отразить местные богатыри, были бесконечными, как головы чудища: отрубаешь одну, взамен вырастают две. Кроме того, историки подтверждают, что все нападения кочевников сопровождались страшными пожарищами и порой они начинались задолго до прорыва вражеского войска в укрепленное поселение. Есть ряд подтверждений тому, что татаро-монгольские воины на Руси использовали порох или, по крайней мере, что-то вроде напалма с его добавлением, очевидно позаимствованным у китайцев. Как известно, этот народ изобрел порох еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова. А вот для древних славян клубы огня, прилетающие за городские стены, наверно были сродни дыханию Змея Горыныча, изрыгающего пламя. Страшная реальность в виде бесконечных нападений, сопровождавшихся огненными смерчами и сотнями смертей, в купе с мифологическим восприятием мира, возможно породили в человеческом сознании образ чудовища, уничтожающего поселения и уводящего в плен родных и близких.
Страж мира мёртвых
Существует вполне обоснованное мнение, что прообразом мифологических драконов в культуре всех народов являются когда-то проживавшие на земле динозавры. И если с самими реликтовыми животными человечество вряд ли сталкивалось, то их скелеты люди, вероятно, находили, и так возникали всевозможные мифы. Известный специалист по истории и культуре Древней Руси академик Борис Рыбаков считал, что жители Новгорода IV — V веков поклонялись некоему ящеру — повелителю водной стихии. По этому поводу в своих трудах он писал: « Особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. ( ) Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки „ящерят“. На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом в орнаментации гусель присутствует все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента » Также археологи при раскопках в новгородской и псковской областях находили многочисленные изображения ящеров, выполненные на конструкциях оконных наличников и на ручках ковшей. Все они представляют собой отнюдь не сказочный, а вполне реальной образ крупного зверя с вытянутой мордой и огромной пастью с чётко выделенными большими зубами. В одной из летописей XI века «Беседа Григория Богослова об испытании града» в разделе, посвященном рыболовству и связанными с ним языческим обрядам, рассказывается о ящере-крокодиле, который выходил из реки и пожирал оставленную ему местным населением жертву. Писатель-этнограф XIX века и собиратель народных песен Павел Якушин, во время своей поездки по новгородчине записал со слов одного старца историю появления Юрьевского скита: « Был Зверь-змияка, этот Зверь-змияка жил на этом самом месте вот где теперь этот самый скит святой стоит ( ). Кажинную ночь этот Зверь-змияка ходил спать в Ильмень-Озеро » Неизвестный летописец в XVI века, путешествовавший по России записал, что « В лете 7090 лютые крокодилы выходили из реки и за ними затворялся путь, они поели много людей. Люди в ужасе бежали по всей земле и молились богу. Они прятались и он сбегал » И это далеко не все весьма странные записи древних лет о существовании в реках Руси неких «ящеров-крокодилов». Поэтому возможно происхождение сказочного персонажа Змея Горыныча имеет вполне реальную основу.
Образ зла
В мифах очень многих народов присутствуют драконы — змееподобные монстры, которые также могли иметь несколько голов, как например, древнегреческая Лернейская Гидра или древнеперсидский Ажи-Дахака, у которого среди трех ликов, один был человеческим. Они тоже изрыгали пламя, как шумерский бог-дракон Зу и практически все летали, а некоторые еще и плавали. Есть и в библейских текстах есть ряд упоминаний о драконоподобном морском чудище Левиафане. Все эти ящеры, включая славянского Змея Горыныча, символизирует собой испытание, через которое нужно пройти главному герою, чтобы совершить подвиг и получить сокровище. Соответственно, монстры — олицетворение зла. Некоторые исследователи славянских былин предполагают, что под собирательным образом Змея Горыныча таятся несметные полчища татаро-монгольских или других степных кочевников. Нашествия, которые пытались отразить местные богатыри, были бесконечными, как головы чудища: отрубаешь одну, взамен вырастают две. Кроме того, историки подтверждают, что все нападения кочевников сопровождались страшными пожарищами и порой они начинались задолго до прорыва вражеского войска в укрепленное поселение. Есть ряд подтверждений тому, что татаро-монгольские воины на Руси использовали порох или, по крайней мере, что-то вроде напалма с его добавлением, очевидно позаимствованным у китайцев. Как известно, этот народ изобрел порох еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова. А вот для древних славян клубы огня, прилетающие за городские стены, наверно были сродни дыханию Змея Горыныча, изрыгающего пламя. Страшная реальность в виде бесконечных нападений, сопровождавшихся огненными смерчами и сотнями смертей, в купе с мифологическим восприятием мира, возможно породили в человеческом сознании образ чудовища, уничтожающего поселения и уводящего в плен родных и близких.
Змей Горыныч: действительно ли он существовал
Этот персонаж — один из самых ярких и известных в славянском былинном эпосе. Обычно, Змей Горыныч — антигерой, коварный и страшный, с которым сражается богатырь. При этом у него не антропоморфный образ, а внешность реликтового динозавра. Также злодей обладает несколькими головами и изрыгает пламя. Откуда в русских сказках появился этот диковинный образ?
Читайте также: