Как выбрать звуковую карту для компьютера
Уже довольно давно наличие отдельной звуковой карты в компьютере стало необязательным — встроенные аудиочипы на материнских платах с лихвой могут удовлетворить потребности большинства потребителей. Но многие компании продолжают выпускать отдельные звуковые карты — их позиционируют как ультимативные решения для геймеров, любителей музыки и кино.
Стоит отметить, что в этой статье мы почти не рассматриваем звуковые карты для профессионального использования (для записи звука). Это совершенно отдельный разговор, а сегодня мы расскажем о звуковых картах для аудиофилов, требовательных геймеров и любителей качественного кино. Также заметим, что не будем рассматривать слишком дешевые карты — их покупка в подавляющем большинстве случаев просто не имеет смысла, так как они ничем не лучше чипов в современных «материнках». Впрочем, парочку не слишком дорогих вариантов мы все-таки вам предложим.
В следующем разделе мы поговорим о важных характеристиках звуковых карт, которые стоит учитывать при выборе, а затем расскажем о десяти достойных вашего внимания моделей, которые можно купить у продавцов в нашем каталоге.
Основные характеристики, на которые стоит обратить внимание
Тип
Все компьютерные звуковые карты можно разделить на три типа — Топ-10 звуковых карт
ASUS Xonar Essence STX
Довольно дорогая карта ASUS для требовательных геймеров, которым не нужен многоканальный функционал.
Особенности:
ASUS Xonar Essence ST
Еще одна дорогая модель ASUS. От Xonar Essence STX отличается наличием оптического выхода S/PDIF.
Особенности:
Creative SoundBlaster ZXR
Дорогая внутренняя модель Creative с возможностью вывода многоканального звука.
Особенности:
ASUS ROG Xonar Phoebus
Продвинутая внутренняя звуковая карта Asus с многоканальным звуком.
Особенности:
Creative Sound Blaster Zx
Отличная внутренняя карта Creative с многоканальным звуком и небольшим блоком для рабочего стола.
Особенности:
Creative Sound Blaster E5
Дорогая внешняя модель Creative для аудиофилов.
Особенности:
ASUS Xonar U7
Недорогая внешняя аудиокарта ASUS для любителей качественной музыки.
Особенности:
ASUS Xonar Essence STU
Стильная дорогая внешняя модель для любителей музыки и кино, а также записи звука.
Было время, когда вопрос необходимости звуковой карты вообще не стоял. Нужен в компьютере звук чуть лучше, чем похрюкивание динамика в корпусе, покупай звуковую карту. Не нужен - не покупай. Стоили, правда, карты довольно дорого, особенно пока их делали для доисторического порта ISA.
С переходом на PCI появилась возможность переложить часть вычислений на центральный процессор, а также использовать оперативную память для хранения музыкальных сэмплов (в стародавние времена такая потребность была не только у профессиональных музыкантов, но и у нормальных людей, потому что самым популярным форматом музыки на компьютерах 20 лет назад был MIDI). Так что вскоре звуковые карты начального уровня сильно подешевели, а потом встроенный звук появился в топовых материнских платах. Плохонький, конечно, но зато бесплатный. И это нанесло по производителям звуковых карт сильнейший удар.
Сегодня встроенный звук есть абсолютно во всех материнских платах. А в дорогих он даже позиционируется, как качественный. Вот прямо Hi-Fi. Но на самом деле, к сожалению, это далеко не так. В прошлом году я собирал новый компьютер, куда поставил одну из самых дорогих и объективно лучших материнских плат. И, конечно же, обещали высококлассный звук на дискретных чипах, да еще и с позолоченными разъемами. Так вкусно написали, что решил не устанавливать звуковую карту, обойтись встроенным. И обошелся. Примерно неделю. Потом разобрал корпус, поставил карту и больше ерундой не занимался.
Почему встроенный звук не очень хорош?
Во-первых, вопрос цены. Приличная звуковая карта стоит 5-6 тысяч рублей. И дело не в жадности производителей, просто компоненты недешевы, и требования к качеству сборки высокие. Серьезная материнская плата стоит 15-20 тысяч рублей. Готов ли производитель приплюсовать к ним еще тысячи три, как минимум? Не напугается ли пользователь, не успев оценить качество звука? Лучше не рисковать. И не рискуют.
Во-вторых, для действительно качественного звука, без посторонних шумов, наводок и искажений, компоненты должны находится на известном расстоянии друг от друга. Если посмотрите на звуковую карту, увидите - как непривычно много на ней свободного места. А на материнской плате его в обрез, все приходится ставить очень плотно. И, увы, сделать действительно хорошо попросту негде.
Двадцать лет назад потребительские звуковые карты стоили дороже иного компьютера, и на них были слоты для памяти (!) для хранения музыкальных сэмплов. На фото мечта всех компьютерщиков середины девяностых - Sound Blaster AWE 32. 32 - это не разрядность, а максимальное количество одновременно воспроизводимых потоков в MIDI Двадцать лет назад потребительские звуковые карты стоили дороже иного компьютера, и на них были слоты для памяти (!) для хранения музыкальных сэмплов. На фото мечта всех компьютерщиков середины девяностых - Sound Blaster AWE 32. 32 - это не разрядность, а максимальное количество одновременно воспроизводимых потоков в MIDIПоэтому интегрированный звук - всегда компромисс. Я видел платы с как бы встроенным звуком, который, на самом деле, парил сверху в виде отдельной площадки, соединенной с "мамой" только разъемом. И да, звучало неплохо. Но можно ли назвать такой звук интегрированным? Не уверен.
У читателя, не пробовавшего дискретные звуковые решения, может возникнуть вопрос - а что, собственно, значит "хороший звук в компьютере"?
1) Он банально громче . В звуковую карту даже бюджетного уровня встроен усилитель, способный "прокачать" даже большие динамики или высокоомные наушники. Многие удивляются, что динамики на максимуме перестают хрипеть и захлебываться. Это тоже "побочка" нормального усилителя.
2) Частоты дополняют друг друга, а не смешиваются, превращаясь в кашу . Нормальный цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) добротно "прорисовывает" басы, серединку и верхи, позволяя очень точно настраивать их при помощи софта под собственный вкус. При прослушивании музыки вы вдруг услышите каждый инструмент по отдельности. А фильмы порадуют эффектом присутствия. В целом впечатление, словно раньше колонки, будучи накрытыми толстым пледом, а потом его убрали.
3) Особенно отчетливо разница чувствуется в играх . Вы удивитесь, что шум ветра и капание воды не заглушает тихие шаги соперников за углом. Что в наушниках, не обязательно дорогих, появляется понимание - кто, откуда и на каком расстоянии движется. Это напрямую влияет на результативность. Подкрасться/подъехать втихаря к вам попросту не получится.
Какие звуковые карты бывают?
Когда этот тип комплектующих стал интересовать только ценителей хорошего звука, коих, к сожалению, очень немного, производителей осталось очень мало. Всего два - Asus и Creative. Последняя вообще мастодонт рынка, создавший его и задавший все стандарты. Asus же вошла на него относительно поздно, но зато и не покидает до сих пор.
Новые модели выходят крайне редко, а старые продаются подолгу, лет по 5-6. Дело в том, что в плане звука там уже ничего не улучшишь без радикального увеличения цены. А платить за аудиофильские извращения в компьютере мало кто готов. Я бы сказал - никто не готов. Планка качества и так задрана слишком высоко.
Первое отличие - интерфейс. Есть карты, которые предназначены только для стационарных компьютеров, и они устанавливаются в материнскую плату через интерфейс PCI-Express. Другие подключаются по USB, и их можно использовать как с большими компьютерами, так и с ноутбуками. У последних, кстати, звук отвратителен в 90% случаев, и апгрейд ему уж точно не помешает.
Второе отличие - цена. Если мы говорим о внутренних картах, то за 2-2.5 тысячи продаются модели, которые практически аналогичны встроенному звуку. Их обычно и покупают в случаях, когда на материнской плате умер разъем (явление, увы, распространенное). Неприятная особенность дешевых карт - низкая стойкость к наводкам. Если поставить их близко к видеокарте, фоновые звуки будут сильно раздражать.
Золотая середина для встроенных карт - 5-6 тысяч рублей . Здесь уже есть все, чтобы порадовать нормального человека: защита от наводок, качественные компоненты и гибкий софт.
Еще более дорогие звуковые карты аппаратно мало отличаются от уже упомянутых вариантов, но зато обретают дополнительный обвес - внешние модули для подключения устройств, платы-компаньоны с выходами для профессиональной записи звука и т.д. Тут уже зависит от реальных потребностей пользователя. Лично мне обвес ни разу не пригодился, хотя в магазине казалось - нужен.
Лично я перестаю слышать разницу на золотой середине. Просто потому, что более крутые решения требуют и хайфайных колонок с наушниками, а я, честно говоря, не вижу особого смысла играть в World of Tanks в наушниках за тысячу долларов. Наверное, для каждой задачи есть свои решения.
Современные материнские платы оснащены встроенными звуковыми картами, возможностей которых достаточно для большинства пользователей. Но если вы слушаете музыку без сжатия и хотите получить более качественный звук, стремитесь ощутить эффект присутствия в фильмах и играх, либо планируете заняться звукозаписью, стоит задуматься о приобретении отдельной аудиокарты.
Важно: Продвинутая карта раскроет свой потенциал только в связке с соответствующей аудиосистемой – 5.1, 7.1, либо высокоомными/студийными наушниками.
Основные типы
По функционалу рассматриваемые устройства делятся на два основных типа – профессиональные и мультимедиа.
Первый тип используется для записи с микрофонов или музыкальных инструментов, озвучки и редактирования аудиодорожек.
Такие девайсы обычно являются внешними и снабжены множеством регуляторов и разъемов. Высокие требования предъявляются и ко встроенным в них АЦП и ЦАП – они должны выводить действительно качественный звук. К минусам этого типа аудиокарт можно отнести высокую стоимость и общую «заточенность» под профессиональную деятельность – например, у них часто отсутствует поддержка игровых технологий объемного звука.
Мультимедиа звуковые карты предназначены для домашнего использования и отличаются большим разбросом цен и технических характеристик. У них часто нет специализированных разъемов, а регулировка выполняется программно при помощи идущего в комплекте софта. Большинство девайсов, относящихся к этому типу, поддерживают стандарты игрового звука.
Форм-фактор
Звуковые карты бывают как внешними, так и внутренними. Внутренние подключаются к одному из слотов расширения внутри системного блока – как правило, PCI или PCI-Express. Внешние выполнены в отдельном корпусе и подключаются к ПК или ноутбуку посредством кабеля, например, через USB-интерфейс.
Формат
По формату карты можно определить, сколько аудиоканалов она поддерживает. Большинство моделей ограничены воспроизведением стереозвука (формат 2.0). Для систем объемного звука 5.1 или 7.1 нужны устройства соответствующего формата.
Разрядность
Показатель разрядности влияет на качество воспроизведения звуковых файлов. Важно учитывать также качество источника – если трек был записан с разрядностью 16 бит, то при воспроизведении на 16-битном или 24-битном ЦАП разницы не будет. Но если вы покупаете аудиокарту не в качестве замены вышедшему из строя звуковому чипу материнской платы, а для игр или прослушивания lossless-музыки, выбирайте модели с разрядностью ЦАП 24 бит.
Максимальная частота ЦАП
Частота дискретизации ЦАП карты, воспроизводящей файлы mp3-формата, должна находиться на уровне 48 кГц или выше. В противном случае результат преобразования может отличаться от исходного сигнала, соответственно, звук будет искажаться. Среди любителей максимально качественного аудио распространено мнение, что частота дискретизации lossless-музыки должна быть еще выше – 96 кГц. Приобретать устройство, оснащенное ЦАП с такой же или более высокой частотой, имеет смысл только если вы будете прослушивать подобные треки. Если максимальная частота ЦАП больше, чем фактическая частота источника, качество звука он не улучшит.
Характеристики АЦП
Частота и разрядность аналого-цифрового преобразователя имеют значение, если вы планируете записывать высококачественный звук. Для домашних сценариев использования в большинстве случаев хватает 16-битного АЦП с частотой 44.1 кГц.
Важно: запись стереозвука требует поддержки двух каналов записи.
Отношение сигнал/шум
Этот параметр отображает соотношение чистого звука, выдаваемого устройством, и посторонних шумов. Желательно, чтобы показатель сигнал/шум был не ниже 75-90 децибел. Продвинутые мультимедийные аудиокарты могут обеспечить около 100 дБ, а профессиональные модели – до 110-120 дБ и выше.
Поддержка игрового объемного звука
Если вы выбираете звуковую карту в первую очередь для игр, обратите внимание на спецификации – лучше отдать предпочтение устройствам с поддержкой EAX и других популярных игровых стандартов, обеспечивающих объемное звучание. Для работы подобных технологий необходимо, чтобы их поддерживали как игра, так и аудиокарта.
Интерфейс ASIO обеспечивает ускоренную передачу данных между драйвером карты и софтом для записи или воспроизведения звука, не задействуя для этого стандартные средства операционной системы. Его использование позволяет избавиться от заеданий и подтормаживаний звука, хотя и не может гарантировать полного их отсутствия. ASIO устраняет только проблемы, вызванные самой Windows и не избавляет от всех остальных.
Цифровые вход/выход
Наличие таких разъемов позволяет получать или передавать звуковой сигнал в цифровом формате. При подключении к ним звуковой аппаратуры нагрузку берут на себя ее преобразователи, а характеристики преобразователей самой аудиокарты не имеют значения.
Усилитель для наушников
Усилитель требуется для высокоомных наушников, иначе они будут звучать слишком тихо. Можно как выбрать карточку со встроенным усилителем, так и докупить его отдельно.
Фантомное питание
Дополнительное питание требуется некоторым конденсаторным микрофонам, обеспечивающим высококачественную запись голоса.
Заключение
Звуковую карту следует выбирать, исходя из потребностей и пожеланий. Если вышел из строя аудиочип на системной плате, и нужно просто решить проблему отсутствия звука, подойдут недорогие карточки, например, Creative Sound Blaster Play 3. Геймерам и ценителям качественного игрового звука стоит рассмотреть бюджетные модели аудиокарт серии ASUS Xonar.
В более высокой ценовой категории выделяются ASUS Strix Raid Dlx, ASUS Xonar Essence STX II (есть и 7.1 версия), Creative Sound BlasterX AE-5. Они подходят как для прослушивания музыки в форматах без сжатия, так и для игр с объемным звуком.
Для максимально качественной записи голоса и звучания музыкальных инструментов можно порекомендовать внешние полупрофессиональные и профессиональные устройства, например, Steinberg UR242 или Roland UA-55 Quad-Capture.
С проблемой выбора звуковой карты сталкивался практически любой начинающий музыкант. Давно прошли те годы, когда звуковая карта была у всех одинаковая – Sound Blaster! На сегодняшний день ассортимент оборудования просто огромен, однако выбрать из этого многообразия нужный вариант звуковой карты – задача не из лёгких.
Немного истории.
Раньше отдельной звуковой карты в большинстве компьютеров не было, и многие даже не задумывались о выводе звука из ПК. Другие могли купить единственную представленную на рынке в те далекие годы модель – тот самый SB от фирмы Creative. И карта выглядела действительно как карта.
Sound Blaster от Creative – первая звуковая карта для вывода звука из компьютера
Прошли годы, и теперь звуковые карты похожи на коробочки различных размеров с кучей разных «крутилок-вертелок», которые для неискушенного пользователя выглядят практически одинаково.
Сегодня мы научимся разбираться в этом многообразии, подбирать оборудование применительно к вашим задачам, покупать то, что вам действительно нужно.
Виды звуковых карт
Давайте разделим звуковые карты на условные категории (так нам будет легче в них разобраться), разберем, для кого предназначена каждая группа и каким основным функционалом она обладает. Это поможет нам определить, какое оборудование нужно для выполнения именно тех задач, которые вы себе ставите.
1. Начнем, пожалуй, с самой простой категории звуковых карт. Это устройства, предназначенные для замены встроенной в материнскую плату ЗК в ноутбуках и персональных компьютерах. Обычно они имеют довольно небольшой корпус, часто неотключаемый провод USB. Основная задача этих устройств – вывести звук из компьютера. Опционально присутствует возможность подключения микрофона/гитары, наушников. Качество этих устройств далеко от профессионального, но и пресловутый АС97 они превосходят.
Такие устройства помогут, если в ноутбуке вдруг вышла из строя звуковая карта либо если вам необходимо выводить звук на внешнее устройство с качеством и задержками, превосходящими тот же RealTek.
Примерами таких звуковых карт могут быть карты серии UCA от Behringer, U24XL и UGM96 от ESI.
Внешняя звуковая карта для компьютера BEHRINGER UCA222
2. Следующая категория размером крупнее и функционалом шире. Эти Ззвуковые карты уже имеют на борту микрофонный предусилитель (часто с фантомным питанием), высокоомный вход для гитары, разъем для наушников. Могут обеспечить Direct Monitoring и т. д. Тем не менее это все еще портативные устройства, которые можно брать с собой, например, в парк, чтобы музицировать на открытом воздухе. Внешнего питания им не нужно, а функционала с лихвой хватает для большинства электронных музыкантов, начинающих рэперов и независимых композиторов. Так же эта группа устройств будет интересна блогерам Youtube, ведь большинству из них вряд ли нужно подключить больше одного микрофона. Качество преобразователей этих устройств на ступеньку выше, а наличие микрофонного предусилителя с фантомным питанием позволит добиться более прозрачного звучания вокала, более разборчивой записи речи.
В этой категории довольно популярны Focusrite Scarlett Solo, Behringer UM2/UMC22, Steinberg UR12.
На фото – звуковая карта Steinberg UR12 для подключения одного микрофона
3. Третья обширная категория состоит из двухканальных устройств, которые в стандартной комплектации имеют 2 входа и 2 выхода. В этой группе есть как бюджетные, так и значительно более дорогие звуковые карты. По факту от предыдущей группы они отличаются незначительно. Наличие двух полноценных входов (часто на комбинированных разъёмах) позволяет писать одновременно 2 микрофона, либо 2 гитары, либо синтезатор/пианино в стерео. Некоторые устройства этой группы имеют не 2, а 4 выхода, что позволяет подключить в небольшой студии 2 пары мониторов либо отдать звук на внешний эффект-процессор. Также интересны устройства, имеющие в качестве дополнительных цифровые разъемы S/P-DIF, которые можно использовать для подключения внешних устройств, исключая преобразование в аналог.
M-audio M-Track, Focusrite Scarlett 2i2/2i4, Behringer UMC202/UMC204, Steinberg UR22/UR242, ROLAND RUBIX22/RUBIX24 – популярные и любимые многими устройства, которые отлично подойдут для небольшой домашней студии либо музыкантам, которым необходимо писать 2 канала по входу одновременно.
На фото – небольшая домашняя студия звукозаписи
4. Мы подошли к самой функциональной, самой мощной категории ЗК. Это многоканальные интерфейсы, чаще всего выполненные в рековом или полурековом корпусе, с кучей различных кнопочек, лампочек, крутилочек и издалека похожие на пульт управления самолетом.
В этой категории есть как бюджетные устройства, например, M-audio M-Track Quad, Tascam US 4*4/US 16*08/US 20*20, Focusrite Scarlett 18i8, PRESONUS STUDIO 18|10, так и профессиональные звуковые интерфейсы фирм RME, Universal Audio, Avid, Prism sound, позволяющие писать около 12–30 каналов одновременно. Стоимость такого оборудования может достигать сотен тысяч рублей, поэтому эти устройства в основном выбирают профстудии. Устройства этого класса оборудованы высококачественными микрофонными предусилителями, обеспечивающими прозрачное и нейтральное звучание. Для таких устройств характерна низкая задержка при работе с аудио. Если вы профессионально занимаетесь музыкой, если вам необходимо писать живую ударную установку, хор, ансамбль – эти устройства именно для вас.
Профессиональная звуковая карта TASCAM US 16 x 08
Дополнительные функции.
После того как мы разобрались с группами устройств, давайте рассмотрим, какие у них могут быть дополнительные функции, наличие или отсутствие которых поможет вам определиться с выбором интерфейса:
- не все устройства оснащаются микрофонными предусилителями с фантомным питанием, поэтому если вы предполагаете использование конденсаторного микрофона, наличие такого предусилителя просто необходимо;
- не все устройства оборудуются инструментальным входом, если вы пишете только вокал, если вы видеоблогер или исполнитель рэп-музыки, вам это может быть неважно. Гитаристам же этот вход жизненно необходим;
- некоторые устройства могут обладать не одним, а двумя выходами для наушников, что будет очень полезным при записи вокала.
Для некоторых музыкантов могут быть очень полезны устройства со встроенным DSP-процессором. Этот процессор позволит применять некоторые эффекты без подключения внешнего процессора. Список возможных эффектов обычно ограничивается парой реверов, компрессором и эквалайзером, но и этого бывает достаточно.
Отдельно хотелось бы отметить устройства Universal Audio Apollo, имеющие на своем борту до четырех DSP-процессоров, с возможностью использования различных плагинов. В магазине UA можно приобрести качественные ревербераторы, эквалайзеры, компрессоры, эмуляторы ленты и другие эффект-процессоры. Работают они на этих картах практически без задержки, позволяя обогатить звучание вашего произведения.
Аудиоинтерфейс Apollo 8 Thunderbolt 2
В заключение.
Обобщая вышесказанное, при выборе интерфейса необходимо определиться со следующими параметрами:
- Количество входов/выходов. Нужно вам писать себя любимого или хор?
- Их конфигурация. Пишем конденсаторный микрофон, гитару или все вместе?
- Наличие раздельных регуляторов основного микса и наушников.
- Наличие нескольких выходов для наушников.
- Наличие цифровых входов/выходов, MIDI-интерфейса, S/PDIF, ADAT.
- Возможность работы без блока питания.
- Наличие DSP-процессора.
- Удобные драйверы, дополнительное программное обеспечение.
Ответив на эти вопросы, вы сможете с легкостью выбрать звуковую карту, которая максимально подходит под ваши требования, имеет весь необходимый функционал на текущий момент и, может быть, даже имеет некоторый запас на будущее.
Читайте также: