Как стать шаманом в реальной жизни
За тысячи лет существования в религии шаманизма были выработаны принципы отбора будущих шаманов. Они достаточно строги, но в то же время оставляют большую свободу выбора. Шаманы не были замкнутой кастой.
Прежде всего надо сказать, что шаманы не были чем-то экстраординарным, их было достаточно много. По подсчетам исследователей на 300-400 последователей шаманизма приходился один шаман. Это нормально. В сущности, они выполняли функции духовенства в других религиях. Так, например, по отчетам Иркутского губернского управления за 1867 год, на 78 786 шаманистов приходилось 227 шаманов. Свой священослужитель был практически у каждого рода.
Естественно, что в шаманизме были выработаны и критерии отбора будущих шаманов. Конечно, этой религии придерживались много разных народов и были отличия, но основные принципы были общими.
Шаманское происхождение
Это было непременное условие, но, как ни странно, оно включало в себя очень много возможностей. Различалось несколько видов шаманского происхождения, например, по отцовской и материнской линии. Да, в шаманизме не было, говоря по современному, сексизма - шаманами могли быть и мужчины и женщины. Кроме того шаманским считалось и происхождение кузнечное, то есть, если в роду был кузнец, то человек мог стать шаманом.
Были и такие странные для нас варианты происхождения, как "небесное" - на шаманство мог претендовать потомок человека убитого молнией или "спущенное с неба происхождение" - оно приобреталось человеком нашедшим метеориты. Существовала также возможность получить шаманское избранничество от особой категории богов - заянов, как их называли буряты.
Именно с происхождением было связано следующее условие.
Духи - защитники
Каждый шаман должен был иметь духов, которые защищали его и помогали во время камлания. Считалось, что духи переходят к человеку от умершего шамана и чаще всего к его прямому потомству, потому так важно происхождение. Но это не обязательное условие. Хакасы, например, считали, что духи могут выбрать любого человека и принудить его стать шаманом, а если человек не хочет, то сильно и надолго заболевает и духи все равно принуждают его стать шаманом.
Духи эти , как и положено, невидимы для людей, а самому шаману являются в виде зверей и по степени могущества делились на девять разрядов и , соответственно, шаманы тоже делились на девять разрядов. Самым могущественным считался дух-медведь.
Получается так, что будущих шаманов отбирали духи. А по какому принципу? Наверное, как и везде, очень важна была личная одаренность человека.
Личные качества
Шаманить дело непростое и требовало больших личных способностей. Прежде всего это хорошая память и не просто хорошая, а феноменальная. Ведь у большинства этих народов отсутствовала письменность, а шаману требовалось в полном объеме знать весь кодекс мифологии, обрядовые тексты и многое другое. А это огромный объем информации. Кроме того во время камлания шаманы много импровизировали, а значит это были творческие люди со способностями к импровизации и сильным воображением.
Конечно же требовалось и желание стать шаманом. Считалось, что такие люди становятся задумчивыми, стремятся уединиться, видят пророческие сны, пытаются предсказывать и очень интересуются шаманскими обрядами. Проявляются эти качества в ранние юношеские годы и редко позже.
Вот таковы были основные критерии отбора людей, которые могли стать шаманами.
Посвящение у маньчжуров и тунгусов
После экстатического отбора начинается этап обучения, во время которого старый наставник проводит посвящение начинающего. Именно так будущий шаман постигает религиозные и мифологические традиции рода, учится пользоваться мистическими техниками. Зачастую этап подготовки заканчивается рядом церемоний, которые и называют посвящением нового шамана. Но у маньчжуров и тунгусов как такового настоящего посвящения нет, потому что кандидаты посвящаются до того, как их признали опытные шаманы и сообщество. Так происходит на территории практически всей Средней Азии и Сибири. Даже там, где существует ряд публичных церемоний, как у бурятов, например, эти действия только утверждают подлинное посвящение, которое происходит тайно и является делом духов. Шаман-наставник лишь дополняет знания ученика необходимой практикой.
Но формальное признание всё же существует. Забайкальские тунгусы будущего шамана выбирают в детском возрасте и специально воспитывают для того, чтобы потом он стал шаманом. После подготовки наступает время первых испытаний. Они довольно просты: ученик должен истолковать сон и подтвердить свои способности гадать. Самым напряжённым моментом первого испытания становится описание в экстатическом состоянии с максимальной точностью тех животных, которых послали духи. Из шкур увиденных животных будущий шаман должен сшить себе наряд. После того, как животные убиты и изготовлен наряд, кандидат проходит новое испытание. В жертву умершему шаману приносится олень, а кандидат облачается в свой наряд и проводит большой шаманский сеанс.
У тунгусов Маньчжурии посвящение происходит по-другому. Они также выбирают ребёнка и обучают его, но будет ли он шаманом определяется по его экстатическим способностям. После периода подготовки происходит настоящая церемония посвящения. Перед домом устанавливаются два дерева с отрубленными толстыми ветвями - туро. Они соединяются перекладинами длиной около одного метра. Таких перекладин делается 5, 7 или 9. В южном направлении на расстоянии нескольких метров ставится третье туро, которое связывается с восточным туро верёвкой или тонким ремнём (сиджим), украшенным ленточками и птичьими перьями через каждые 30 сантиметров. Для изготовления сиджим можно использовать китайский шёлк красного цвета или покрасить в красный бахрому. Сиджим - дорога для духов. На верёвку надевается кольцо из дерева. Оно может передвигаться от одного к другому туро. Когда мастер отправляет кольцо, дух находится в его джульду - плоскости. Возле каждого туро размещают 30-сантиметровые человеческие фигурки (аннакан).
Ниже на фото — известный шаман, Федор Полигус
После такой подготовки начинается церемония. Кандидат садится между двумя туро и бьёт в бубен. Духов призывает старый шаман, который с помощью кольца отправляет их к ученику. Духи вызываются по очереди. Шаман каждый раз забирает обратно кольцо перед вызовом нового духа. Иначе духи могут войти в посвящаемого и там остаться. Когда духи завладели кандидатом, его начинают расспрашивать старики. Он должен подробно рассказать историю духа: кем он был при жизни, чем занимался, с каким шаманом он был, когда этот шаман умер. Это делается для того, чтобы убедить зрителей в том, что духи действительно посещают новичка. После такого представления шаман каждый вечер поднимается на самую высокую ступеньку и остаётся там на некоторое время. Его шаманский наряд вешается на туро. Церемония может продолжаться нечётное количество дней: 3, 5, 7 или 9. Если кандидат проходит испытания успешно, то устраивается жертвоприношение духам рода.
В этом ритуале интересно значение верёвки или ремня, символизирующего дорогу. Этот символ дороги соединяет Небо с Землёй или может служить для связи с духами. А восхождение на дерево обозначало первоначально вознесение на Небо шамана. Возможно, тунгусы заимствовали этот обряд посвящения у бурятов и, скорее всего, приспособили их к своим представлениям.
Публичная церемония посвящения у маньчжуров когда-то включала хождение по раскалённым углям. Если будущий шаман действительно имел власть над духами, то пройти по огню он мог спокойно. Сегодня это редкая церемония, так как считается, что возможности шаманов стали слабыми.
У маньчжуров было и ещё одно испытание, которое проводилось зимой. Во льду пробивали девять прорубей. Кандидат должен был нырнуть в одну и проплыть через все, выныривая в каждой проруби. Появление такого сурового испытания связывают с влиянием Китая, где существовало испытание для йогов, когда зимней ночью на голом теле посвящаемого в йоги сушили мокрые простыни. Также и у эскимосов холодостойкость была главным признаком шаманского призвания.
Посвящение в тайны волхвов
Посвящению в шаманы предшествует длительный и тяжелый период «шаманской болезни». Эта болезнь больше проявляется как безумие, шизофрения. Будущий шаман иногда ведет себя неадекватно, видит галлюцинации, сны, слышит голоса. Кроме психики, страдает его тело. Он болеет, теряет сознание, впадает в приступы эпилепсии. Это можно объяснить просто – духи настаивают на том, чтобы избранный стал шаманом.
Противостоять им практически невозможно. Чтобы избавиться от этих страданий есть единственный выход – принять предложение духов и пройти обряд посвящения.
Начало обряда – признание избранного перед старыми шаманами, что он слышит зов духов. После этого он уходит в лес, тайгу и проходит там испытание голодом. Длиться оно может и 5, и 7, и 9 дней. В этот момент будущий шаман особенно слаб. Во время снов и видений к нему приходят духи и в прямом смысле делают из него другого человека.
Он чувствует себя так, будто его разрывают на части и собирают заново. Шаман переживает на уровне эмоций настоящую смерть. После всего пережитого он «возрождается», но уже другим человеком. Дальше у шамана 2 варианта:
- самому постигать тонкости шаманского дела;
- учиться у старого шамана.
Чаще всего выбирают второй способ. На этом посвящение в шаманы не заканчивается. Это длительный процесс, который протекает месяцами, а иногда даже годами. Обучение практикам, способам общения с духами, обрядам еще впереди.
Формального посвящение шамана не происходит. Нет какого-то конкретного действия, церемонии, после которой можно сказать, что посвящение состоялось. Считается, что это бессмысленно, так как шаман посвящен духами еще задолго до того как сам понял это.
Заключение
Итак, мы узнали, что такое шаманизм, как становятся шаманом. Изучение шаманизма позволяет обрести опыт, который улучшит жизнь. Если вы наталкивались на мысль о том, что хотите стать шаманом, то теперь знаете, с чего начать и какой шаг следует сделать.
Смотрите также видео о том, как проявляются шаманские способности:
Посвящение у якутов, остяков и самоедов
У якутов посвящение в шаманы происходит так. После избрания духами, ученик идёт вместе со старым шаманом на равнину или возвышенность. Там шаман даёт ему шаманское облачение, бубен, палку. На месте посвящения выстраиваются девять юношей справа и девять девушек слева.
Одев шаманский наряд, шаман становится сзади посвящаемого и произносит слова, которые тот должен повторять за ним. Потом шаман показывает места обитания духов и говорит о болезнях, которые они лечат. Потом кандидат убивает в жертву духам животное.
По другому варианту посвящения у якутов наставник забирает с собой в долгое путешествие душу посвящаемого. Они взбираются на гору, откуда учитель указывает на разветвлённую дорогу, от которой отходят тропинки, поднимающиеся к горе. Там живут болезни. Затем они приходят в дом, одевают шаманские наряды и проводят совместный сеанс. Наставник рассказывает как распознавать болезни и лечить их. Когда шаман называет одну из частей тела, он плюёт в рот ученику, а тому нужно проглотить плевок, чтобы узнать "дороги несчастий". Потом шаман провожает ученика к небесным духам в высший мир. После этого ученик становится настоящим шаманом с посвящённым телом и может приступать к выполнению шаманских обязанностей.
Самоеды и остяки, проживающие в окрестностях Туруханска, проводят посвящение так. Кандидат становится лицом на запад, а его наставник просит духов, чтобы те дали ему проводника и помогли. Затем произносится молитва, которую повторяет и будущий шаман. Потом дух испытывает кандидата, задавая ему вопросы.
Публично проходит посвящение и у гольдов. В нём участвуют семья кандидата и гости. Посвящение проводится с песнями и плясками, приносятся жертвы. При этом нужно, чтобы было девять танцоров, а во время жертвоприношения убивают девять кабанов. Шаманы пьют кровь убитых кабанов, чем приводят себя в экстаз и проводят довольно продолжительный шаманский сеанс. Праздник посвящения продолжается несколько дней, превращаясь во всенародное гуляние.
Посвящение у бурятов
У бурятов самая сложная церемония посвящения. Но и в этом случае настоящее посвящение проходит до публичного. После первых экстатических переживаний кандидат проходит индивидуальную подготовку, учится у старых шаманов, особенно у того, который будет его "шаманом-отцом", то есть будет его посвящать. На протяжении этой подготовки кандидат вызывает духов, проводит обряды. Вообще же бурятский шаман должен пройти девять ступеней посвящения - шанар.
Каждая из ступеней имеет свой обряд, который соответствует обретению какого-либо навыка и предмета. Но это не значит, что эти навыки и предметы не могут использоваться до этапа посвящения. Просто полное раскрытие навыков может наступить только после 18 лет труда, который запечатлён в разных ступенях и олицетворяет девять ветвей Мирового дерева - тургэ.
Первая ступень — мапжилайтай боо , что обозначает "новоиспечённый шаман", или другое название ябаган боо, обозначающее "бродячий, пеший шаман". Шамана этого уровня ещё называли "хуурай боо" - "сухой шаман". Это шаман, который был помощником у более опытного шамана, мог вызывать незначительных духов и ублажать их, чтобы те не препятствовали чему-либо. Эта ступень длится три года. Она означает начало шаманского пути. При обряде шаман получает деревянный посох, обычно изготавливаемый из берёзы, пихтовую кору для очищения и кремень с огнивом, чтобы разводить обрядовый огонь.
Вторая ступень — ноптолхон боо (обмоченный шаман". Посвящаемый совершает омовение в девяти разных ключах, лучше на родине предков. Эта ступень также длится три года. Узнать посвящённого можно по посоху из сучковатой ветки. Такому шаману уже можно приносить в жертву для своего рода барана.
На третьей ступени посвящаемый становится жодоото боо (шаман пихты) или иначе хаялгын боо. Он может общаться с любыми духами предков, связываться с духами мест, откуда пришла к нему сила. Также шаман на этой ступени может совершать свадебные обряды. Продолжается эта ступень один год. Шаман получает трубку (га-ахан) с кисетом (аршуул), шаманский кнут (ташуур).
Четвёртая ступень — шэрээтэ боо (шаман с божницей). На этой ступени укрепляется сила, которая была приобретена на предыдущем этапе посвящения. У шамана укрепляется связь с духами. Он может общаться с ханами и заяанами, которые знают судьбу его народа. Ему вручаются колокольчики или тарелки, зэлэ (верёвка из скрученной шерсти животных, чтобы приводить и ловить духов), исэрээ - шкаф для хранения шаманских принадлежностей, его же используют в качестве божницы. Эта ступень посвящения длится три года.
Пятая ступень — хэсэтэ боо (шаман с бубном). Шаман на этой ступени обретает совершенство в умении соединяться с духами онгонов. Он получает колотушку и три бубна: из воловьей, оленьей и козьей шкур. Эта ступень длится один год.
Шаманские бубны бурят ( хэсэ, кэцэ – аларские буряты; кысен – забайкальские буряты) были сравнительно больших размеров (у окинских бурят до 70 см в диаметре), круглой формы, с широкой обечайкой подобно алтайским и тофаларским бубнам или с узкой (у забайкальских бурят), как у забайкальских эвенков. На обтяжку употребляли выделанную конскую шкуру. На обечайке имелось семь резонаторных бугорков. У окинских и аларских бурят рукоять представляла собой деревянную выточенную пластину; у забайкальских бурят, как и у забайкальских эвенков, рукоятью служило кольцо на ремнях.Колотушка называлась таимур (забайкальские буряты), тобор (балаганские буряты). Рисунков на бурятских бубнах не было.
Шестая ступень — хорибопю боо (шаман с посохом, у которого конские копыта). Эта ступень, как и четвёртая, предназначена для совершенствования умений распоряжаться полученными на предыдущей ступени навыками. Шаману больше не нужны музыкальные инструменты, чтобы вызвать состояние онгод ороод, когда один или несколько духов вселяются в шамана. Он получает металлический посох с набалдашником в форме лошадиной головы. Чтобы войти в онгоны, шаману достаточно держать один посох. Эта ступень длится три года.
Седьмая ступень — тэнгэриин оргопшо боо (шаман в небесном облачении). Ритуал посвящения сопровождается окроплением священной водой аршааном. Эту воду доводят до кипения, бросив в неё раскалённый камень из озера Байкал. Потом шамана окропляют водкой. Он совершает молитву Уха Лосон-хану - хозяину вод. Затем шаман получает шаманский венец и ещё три бубна. После этого ему можно свободно общаться со всеми духами неба и земли. Ступень длится три года.
Восьмая ступень — бухэли боо (полный шаман с облачением), или другое название дуурэн боо (имеющий всё). Шаман, достигший восьмой ступени, знает все традиции и владеет всеми шаманскими навыками. Он может управлять дождём, ветром и бурей, путешествовать по трём мирам. Он владеет искусством созерцания и сосредоточения. На этой ступени ему вручают деревянный посох с набалдашником в форме головы лошади, украшенный издающими звон круглыми клиньями и многоцветными полосками, украшенную знаками огня и солнца шапку. Эта ступень длится один год.
Девятая ступень — тэнгэриин пшибилгатай заарин боо (великий шаман с волеизъявления небес), или ещё его называли "тэнгэри дуудашан" (призывающий небожителей-богов). Это шаман, который полностью овладел всеми шаманскими и колдовскими тайнами и силами. Он способен управлять погодой, перемещаться, слившись с духом онгона, в любое место, общаться с любым физическими или духовным существом в любом месте вселенной. Достигший этой ступени шаман получает три больших бубна и шапку с изображениями луны и солнца.
И всё же несмотря на сложность обрядов посвящения, многие шаманы считают эти внешние ритуалы второстепенными по отношению к тому внутреннему посвящению, через которое проходит шаман, когда начинает осознавать своё призвание.
Посвящение в шаманы
Те молодые люди, на кого пал жребий стать шаманом, узнавали об этом неожиданно по проявившейся у них «шаманской болезни». Страдания избранника ,внешне воспринимались как нервно-психическое заболевание.
Но человек вместе с тем испытывал и невероятные физические муки. Болезнь могла длиться несколько лет, сопровождаясь страшными галлюцинациями. Избавиться от такой психической болезни (или длительного психического кризиса) можно было только принятием призвания шамана и началом шаманской деятельности.
Древний рассказ шамана о том, как он стал шаманом:
«Двадцати лет от роду я сильно захворал и стал видеть очами, слышать ушами то, чего не видели и не слышали другие. Девять лет я перемогался и никому не говорил о том, что со мной творится, так как я опасался, что люди не поверят и будут надо мной смеяться. Наконец, я разболелся до того сильно, что угрожала мне неминуемая смерть. Когда же я стал шаманить, мне стало легче. И теперь, если долго не шаманю, со мной бывает нехорошо, я хвораю!»
Иногда кризис начинается очень рано — в возрасте 10 и даже 7 лет. Подвергшийся ему плохо себя чувствует среди людей, испытывает влечение к самоубийству, видит странные сны, временами теряет сознание. Он все чаще впадает в экстаз, имеет видения, начинает ходить на все шаманские камлания и, наконец, решается объявить, что побывал в стране мертвых и ему велено стать шаманом.
После этого он уходит в тайгу, горы или степь и там в одиночестве совершает свои первые вызовы духов. Временами он еще теряет сознание, может покончить с собой или погибнуть, но, чем интенсивнее идет его шаманское «самообразование», тем быстрее проходят симптомы болезни.
Отшельническая жизнь шамана продолжается три года, Он после этого еще пару лет учится бить в бубен. Далее есть различия. В одних случаях шаман целиком сам познает свою науку, в других — учится у старого шамана. Иногда он может стать шаманом только после того, как умрет его учитель.
Потом приходит обряд посвящения в шаманы. За несколько дней до этого будущий шаман удаляется в лесной шалаш или Любое пустынное место и здесь предается самому суровому посту в течение 3, 5 и даже 9 дней.
Он не берет в рот абсолютно ничего. В этот период он не может быть один, так как нуждается в опеке. Он лежит с пеной на губах. Его суставы вспухают и превращаются в сплошные синяки, по телу расползаются трупные пятна. Он заживо переживает свою смерть: видит, как духи рассекают его тело на куски и варят их в котле, прежде чем сложить снова, как ему выкалывают глаза и вставляют новые, пробивают уши, чтобы он смог слышать голоса духов. Потом тело шамана духи собирают заново.
В конце этого периода душа неофита под руководством старого шамана путешествует в потусторонний мир, подземный и надземный, переживая нечто, подобное тому, что пережил Данте, путешествуя под руководством Вергилия.
«Смерть заживо» — упражнение, открывающее в шамане способность самостоятельно погружаться в транс и самостоятельно, без чьего-либо посредничества оставаться в контакте с окружающими людьми, управлять в этом состоянии собой и ими. Один раз перейдя границу между живым и мертвым, шаман в дальнейшем может совершать это произвольно и в любое время, хотя для этого требуется приложить значительное усилие.
Церемония посвящения нового шамана считается праздником для его сородичей. Она состоит большей частью из плясок и речей старых шаманов, специально приглашенных для этого, а также из множества необыкновенных действий. Так, у индейцев племени Вине-бага (Северная Америка) по условному знаку все старшие начинают делать движения, как будто они давятся, после чего, наконец, выплевывают маленькую раковинку. Они утверждают, что эта раковинка, которая называется врачебным камнем, постоянно находится у них в желудке и только при этом торжественном случае появляется на свет. В конце церемонии новый шаман получает знахарский мешок, т. е. сшитую шкуру, наполненную разными диковинами, а в рот ему кладут врачебный камень. После этого он уже считается настоящим шаманом.
В знахарском мешке находятся предметы, употребляемые при магических операциях. В их число входят различные коренья, которые применяются в качестве лечебного средства, особенно для заживления ран; затем различные части тела животных и некоторые минералы.
Например, у одного старого шамана из племени Вине-бага наиболее действенными медицинскими средствами были маленький камешек, который, как оказалось, состоял из куска самородной меди, и кусочек кости, принадлежавшей, как он утверждал, большому врачебному животному. Это животное показывается изредка только шаманам (и то во сне), а на земле оно не появляется (Д-р Леманн, Иллюстрированная история суеверий и волшебства — М., 1900, с. 18—19).
Как становятся шаманами
Тот, кто заинтересовался шаманскими способностями, начинает искать информацию о том, как их можно приобрести. Сегодня можно найти большое количество курсов, которые не только обучают, но и выдают сертификаты об их окончании. Но прохождение подобного обучения не говорит о положительном результате, человек не всегда становится шаманом. Приобрести шаманские способности можно несколькими способами, рассмотрим подробно каждый из них.
Как стать шаманом в реальной жизни
Стать шаманом просто так нельзя. Но и не все могут себе представить настоящее желание стать шаманом. Приобретая такие способности, над человеком нависает большая ответственность перед теми, кто нуждается в помощи. Иногда, шаманы даже не подчиняются себе. Их жизнь заключается в служении другим людям, через духов.
Считается, что шаманом может стать только тот, кто во сне увидит определенный знак. Будущие шаманы видят во сне грядущее событие, которое в жизни поможет раскрыть его способности. Такие сны нельзя предугадать, они являются внезапно и не зависят от возраста.
Принято считать, что сны посылаются духами, как знак того, что человек ими избран. Без одобрения свыше человек не сможет стать шаманом. Сны могут иметь разное содержание, но в каждом роду есть своя трактовка, они знают, какой именно сон является знаком.
Есть случаи, когда шаманами становились без знаков во сне. Человек мог услышать голоса, пение около себя. Чаще всего это происходит у эскимосов. Именно у них шаманские способности, и все, связанное с ними, находятся на высоком уровне развития. Голос, который слышит человек, означает зовущего за собой духа. За этим голосом будущий шаман уходит в отдаленные места (чаще лес) и встает на первую ступени будущей шаманской жизни.
Разумеется, шаманом может стать тот, у кого были подобные способности в роду. Дар может передаваться по наследству. Однако, известны случаи, когда способности раскрывались у тех, у кого в родословной шаманов не было. Но таких людей считают очень слабыми.
Как стать шаманом самому
Существует много способов, которые позволяют самостоятельно раскрыть в себе шаманизм:
- чтение специальной литературы;
- просмотр видео;
- общение и обучение у практикующего шамана.
Основа шаманизма заключается в личном, внутреннем путешествии. Оно должно происходить в одиночестве. Но это путешествие может стать намного интереснее, если оно будет сопровождаться советами от опытных шаманов и единомышленниками.
Обучаясь, у вас появится возможность столкнуться с верхним, нижним миром, многими духовными измерениями, которые находятся за пределами человеческого понимания. Также столкнетесь с разными существами и сущностями духовного мира.
Чтобы стать опытным шаманом, необходимо обучиться многим предметам и тематикам. Шаман, который изучил все области, большая редкость. Чаще всего человек стремится к двум направлениям, не более.
На начальном этапе вы освоите:
- медитацию;
- правильный ритм дыхания;
- толкование сновидений;
- шаманское лечение;
- церемонии;
- ритуалы;
- возвращение души.
Как становятся шаманами буряты
Чтобы стать шаманом буряты должны были иметь наследственность. В качестве доказательства, на их теле находился отличительный знак, который назывался божественной отметиной. По собственному решению стать шаманом нельзя. Посвящение в шаманы проходило в девять этапов.
Рассмотрим в чем заключались этапы посвящения в шаманы:
Обучение ведическим практикам, обрядам
Обучение шамана практике и обрядам происходит всю жизнь. Изначально, когда он еще не подозревает о своем предназначении, уже постепенно невольно познает его. Это проявляется:
- в единении с природой, местностью, в которой живет шаман;
- в появлении видений, снов, постепенному появлению навыка справляться с ними, трактовать их.
У некоторых народов избранного ребенка с рождения обучают шаманским практикам. Это не гарантирует того, что из него вырастет шаман. Все будет зависеть от предрасположенности и выбора духов.
Чаще всего обучения никакого нет. Человек сначала осознает, что выбор пал на него. Потом, уже, пройдя все мучения, обучается у более опытного шамана. Однако и он не учит начинающего всем тонкостям совершения обрядов. Обучение не проходит, как в школе за партой. Все постигается в общении с духами и практике.
Старые шаманы учат молодых бить в бубен, чтобы духи услышали этот зов. Бить так, чтобы привлечь нужных духов. Иногда обучение длится часами, днями без перерыва. Этот навык считается основополагающим для шамана. Без умения обращаться с бубном, духи не поймут призывов и просьб шамана.
Обучение непосредственно совершению обрядов тоже не производится. Истинный шаман постигает эту задачу сам.
Некоторая помощь все же есть. У шаманов, которые только начинают свой путь, распространена практика «невидимого каноэ». Шаман старый и молодой создают воображаемое каноэ, садятся в него и путешествуют. Такие путешествия длятся по нескольку дней подряд. Во время них шаманы находятся в промежуточном состоянии. Они иногда видят сны, а иногда возвращаются в реальность.
В то время, когда сны посещают шамана, в них происходит встреча с духами. Шаман ищет себе духа-защитника и находит его. В момент возвращения в реальность, шаман выходит из каноэ и на время оставляет на каком-то месте. При обратном переходе в состояние сна, шаман толкает каноэ с этого места и плывет дальше.
После проделанного путешествия шаманы делятся своими видениями, ощущениями. В этом обмене происходит обучение молодого шамана практике.
Практически в любом городе сейчас можно найти массу школ и курсов по обучению шаманским практикам. Они предлагают научиться всему, что умеют шаманы. Однозначно стать истинным шаманом благодаря таким школам невозможно. Шаман – избранник духов. Можно лишь на тысячную часть приблизиться к таинственному и загадочному миру шаманов.
Обязанности, задачи и роль ведуна
Шаман в мире людей выполняет множество функций и играет важную роль в жизни целых народностей.
Основными задачами шамана являются:
- лечение людей;
- поиск души, покинувшей тело и возвращение ее, если это возможно;
- сопровождение души в мир иной;
- защита души от демонов, злых духов.
Становится понятно, что к насущной жизни человека шаман имеет мало отношения. Его специфика – душа. Шаманы не присутствуют при бракосочетании, например. Однако их зовут, когда проходят тяжелые роды. Роль шамана в помощи людям.
Болезни – основной профиль шамана. Считается, что болезнь возникает не в теле, а в душе. Шаман призван поставить диагноз, найти пути избавления от болезни и вернуть человеку здоровое тело и дух.
Кроме лечения конкретных людей, шаман играет роль в нормальной жизнедеятельности всего рода:
- предвидит засухи, дожди и т.д.;
- при уменьшении количества животных, люди просят шамана помочь;
- помогает и участвует в процессе жертвоприношения.
Вопреки мнению обывателей, шаман не является лицом, совершающим жертвоприношения. Чаще всего, если он и принимает участие в этом, только для проведения души убитой жертвы по нужному пути. Он знает этот путь.
Таким образом, шаман – человек, которого выбрали духи на эту роль. Согласия или отказа его не требуется. Шаманы служат защитниками, помощниками своему народу. Они защищают от мора, засухи, голода, болезней. Сильный шаман – большая радость и помощь. Научиться быть шаманом «просто для себя» невозможно. Шаман – это человек, постоянно находящийся на грани между миром людей и миром духов.
Периодически каждый человек задумывается о том, чтобы приобрести магические способности. Изучение чего-то нового позволяет раскрыть в себе сверхъестественные способности и полностью раскрыть потенциал. Магия включает в себя множество направлений, поэтому для каждого найдется то, что ему понравится. Некоторые интересуются, как стать шаманом, ведь они способны выходить на контакт с духами, влиять на события и справляться с недугами.
Как становятся шаманами в разных народах мира?
Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или колдуном. Шаман – совсем другой уровень, другие взгляды, цели и другая философия.
Кто и как становится шаманом в реальной жизни?
Шаманом нельзя стать просто так, «по своему хотению». Да и мало кто проявляет особое желание быть настоящим шаманом. Слишком велика ответственность за людей, которым нужно помочь. Кроме того, шаман практически не подчиняется себе, своим желаниям. Вся его жизнь – служение другим через мир духов.
Шаманом может стать лишь тот, кто увидит знаковый сон. В этом сне обязательно должно произойти какое-то событие, которое знаменует шаману об открытии его дара. Сон этот приходит внезапно, а не в каком-то определенном возрасте. Это невозможно предугадать.
Считается, что сон – это знак духов, что они избрали человека. Никто не сможет стать шаманом без «одобрения» духов. Содержание сна может быть разным, однако, каждый род знает, что именно должно присниться в качестве знамения.
Иногда шаманом становятся не только после увиденного сна. Случаи, когда человек вдруг слышит голос, который поет и говорит с ним, не редкость у эскимосов. Именно там особо развит шаманизм и все, что с ним связано. Голос означает, что дух зовет будущего шамана. За ним человек часто уходит в лес и проходит там первую ступень пути настоящего шамана.
Шаманом чаще всего становится тот, в чьем роду уже были подобные случаи. Способность передается по наследству. Известны истории, когда шаманом становился человек, у которого в роду ранее такого дара не было ни у кого. Однако такого шамана считают достаточно слабым.
Таким образом, кто станет шаманом, а кто нет, решают только духи. Сопротивляться их решению не удастся. Избраннику остается только смириться с выбором высших сил и пойти навстречу новой миссии.
Кто они такие и где они живут?
Шаман выступает избранником, представителем духов на земле. Через него они доносят до людей информацию, помогают и предостерегают их. Шаман – человек, который призван помогать и лечить людей. Он не может отказать или не принять обратившегося за помощью к нему. Именно поэтому считается, что быть шаманом очень трудно.
Хоть шаман уважаем и почитаем в роду, он не обладает привилегиями. Часто он живет бедно, так как ему практически некогда заниматься своим домашним хозяйством. Он принимает нуждающихся в помощи и не успевает помогать себе и своей семье.
Шаман живет обычной жизнью, заводит семью, детей. До наступления момента избрания, шаман практически не подозревает о своей дальнейшей судьбе. Да и после того, как становится шаманом, живет как все. За исключением момента совершения обрядов.
Часто шаманов относят к числу душевнобольных. Это не так. Такое ошибочное мнение возникло из-за того, что обряды шаманов похожи на приступы безумия. На самом деле, этого требует вхождение в особое состояние, которое позволяет шаману общаться с духами.
Шаманы живут по всему миру. Множество народов с древности являются приверженцами веры в силу шаманов. Без них не обходятся поселения, племена, народы, которые издревле верили в способность шамана уберечь их от болезней, засухи или мучительной смерти. Наибольшее количество шаманов проживает в таких странах как:
- Австралия;
- Россия;
- Австрия;
- Страны Африки;
- Новая Зеландия;
- Страны Юго-восточной Азии.
Шаманы в каждой стране, области и народности отличаются по ряду критериев. Кто-то участвует в жертвоприношениях, кто-то нет. Отличаются некоторые функции, тонкости совершения обрядов и нюансы посвящения. Одно объединяет их точно, они – целители и защитники человеческой души.
Читайте также: