Как снимают матч тв
Сколько весит камера? Почему операторы больше всего не любят дождь? Можно ли согреваться алкоголем во время трансляций на морозе? Как за кадром операторы называют спортсменов? Сколько времени они стоят за камерой, чтобы зритель увидел красивую картинку?
«Средний вес техники – 20 кг»
– Вы работаете на специальной камере – стэдикаме. Что это такое?
– Помимо обычных камер в трансляциях используют специальную технику. Стэдикам – система стабилизации, которая помогает камере не трястись и снимать от первого лица. Это «живая», подвижная камера на поле или на льду, рядом со спортсменами, которая крепится на операторе. Например, на нее я снимал конкурс буллитов в «Матче Звезд КХЛ». Помню зрелищный буллит Линуса Умарка – чувствовал огонь рядом. Или красивый буллит Никиты Гусева. Все это снимал я.
Работать на стэдикаме сложно физически, поэтому в России нас – человек 30. На спортивных матчах специфика сложнее, чем на телевизионных съемках, например, обычных «уличных» синхронов – работаешь в прямом эфире. Где очень важно – кого снимать, как снимать, что снимать.
Я снимаю не только хоккей и футбол – все крупные соревнования в России. Работал на Олимпиаде, Универсиаде, этапах различных Кубков мира. Создатель стэдикама, американский оператор Гаррет Браун пишет: «Не садитесь со стэдикамом на лошадь, не вставайте на коньки и не ходите по воде». Но в России уникальная история: мы снимаем кино и матчи со льда. Это позволяет разнообразить трансляцию эффектными картинками. Снимаю, кстати, и зрителей на трибунах. Жаль, пока не могу кататься вместе с хоккеистами во время игры.
– Сколько весит оборудование?
– Минимум 15 кг. Максимум – если брать кинокамеру – 37 кг. И это только консоль. Плюс 8 -10 кг устройство на руке – получается под 50 кг. Но такое бывает очень редко. Сейчас камеры становятся меньше и удобнее. Средний вес техники «Матч ТВ» – 20 кило.
– У вас должны быть супермускулы.
– Я не самый спортивный человек. Правильное использование жилета, к которому все крепится, позволяет снизить нагрузку на спину. Сильнее устают руки и ноги. Снимать камерой на плече еще сложнее: у тебя спина в неправильном положении, все напряжено, а ты еще отвечаешь за композицию и кадр. Важно хорошо высыпаться. Многие операторы ходят в спортзал: ОФП, подтягивания, бег.
– Бывает, что после съемки трясутся руки и ноги?
– Да. Все зависит от погодных условий, вида спорта и времени. Помню, работал на этапе Кубка мира по спортивной ходьбе. И у мужчин, и у женщин длинные дистанции – 20 и 30 км в один день. Работал с камерой на электроскутере. Его скорость меньше, чем у бегунов, но ходока можно обогнать. Все длилось 8 часов на жаре: у меня сгорели ноги и лицо. Хорошо, что была майка с длинным рукавом, хотя на награждении все равно еле ходил. Сложно работать и на Кубке Первого канала. Даже если ты на простой камере: кажется, ну стоишь и стоишь. А это два матча в день по 3 часа каждый.
Почему операторы любят теннис
– У операторов есть любимые и нелюбимые виды спорта?
– Есть, скорее, то, что не любишь смотреть и то, на чем не любишь работать. Скажем, мне нравятся лыжи: красивый спорт, горы вокруг, природа. Но не слишком люблю их снимать. Как правило, камера находится где-то на горе и нужно два часа, чтобы добраться до нее. Работаешь гонку – еще 2-3 часа. И тратишь время, чтобы спуститься обратно. У нас есть операторы, которые любят кататься на лыжах – они с радостью работают, потому что можно не только поснимать, но и покататься. Отработал – и домой по лыжне.
– А теннис или бильярд? Слышала, что они мучительны, потому что долго идут.
– Есть операторы, которые увлекаются бильярдом. С теннисом то же самое: много кто сам играет и интересуется. На St.Petersburg Open ты весь день на арене.
– По-моему, это повод не любить…
– Между играми есть паузы, можно отойти в туалет или перекусить. Кроме того, за долгие трансляции дают премиальные.
– Поэтому вы болеете за овертаймы?
– В хоккее – нет. А в некоторых видах спорта, как в теннисе, – да. Ребята по 8-10 часов проводят за камерой.
Коньячок на морозе не помешает
– Самые трешевые условия во время съемок?
– Футбол. Причем холод и жара – не так плохо, как осадки. Вспоминаю биатлонную гонку чемпионов в Лужниках с мировыми звездами. В Москве шел ледяной дождь, температура около нуля – такое не забудешь. Было и мокро, и холодно. Даже мне, подготовленному человеку в непромокаемой зимней обуви и двух куртках с ветровкой, было неприятно. Но я мог отойти и укрыться, а коллегам за стационарными камерами спрятаться было негде.
Тяжело пришлось и в жару 5-6 лет назад, когда Москву окутал смог. Играли «Спартак» и «Зенит» – на поле стояли бочки с водой для питья.
– Воду с собой носите в жаркое время?
– Проще одеться правильно: белая кофта с длинными рукавами, длинные штаны, кепка. И не переусердствовать. Все мы люди: продюсеры понимают и во время экстремальных условий делают поблажки.
Зимой важно держать в тепле руки, ноги, голову. Как иначе отработаешь на декабрьских матчах? Приезжаем заранее. Операторы стоят за камерами при минус 15 – по четыре часа. Есть еще инженеры, которые устанавливают камеры на точке, разматывают кабели и т. д. Мне немного сложнее – много двигаюсь с камерой и потею. Спасает хорошее термобелье.
– Можно на таком морозе согреваться алкоголем?
– Когда зимой очень холодно, не помешает немного коньяка с чаем или кофе – это же не для веселья. Но все-таки в большинстве случаев – обычный чай или кофе. Ребята носят с собой термосы или греются в пресс-центре в перерыве.
– Сколько часов составляет типичный день команды операторов на «Матч ТВ»?
– Шесть – восемь. Мы приходим на работу за 4-3 часа – к сведению камер. Это процесс настройки камер на одинаковый свет – то есть чтобы каждая камера показывала лед одного и того же цвета. Снимаются превью: разминка, раздевалка, приезд, предматчевые интервью. За 2-3 часа до события все операторы уже на позициях. Потом сама игра. И после иногда снимаются небольшие сюжеты для передач. Спустя 30 минут после завершения матча инженеры сворачивают кабель, упаковывают камеры в ПТС и все едут домой.
«Молодежка» и коньки
– Вы – один из немногих стэдикамщиков, который стоит на коньках. Специально для работы научились?
– С 6 до 19 лет играл в хоккей. Перспектив попасть в профессионалы не было, пришлось закончить. Сразу попал на телевидение.
Стэдикам на льду используют только в России. Первый раз мы попробовали это в 2011 году во время финала Кубка Гагарина в матче между «Салават Юлаевым» и «Атлантом». Продюсер Андрей Лазуткин и режиссер Станислав Хитрин давно мечтали снимать матчи со льда, потому что это сделало бы трансляции более зрелищными. И благодаря руководству КХЛ - руководителю департамента проведения соревнований Сергею Козлову и начальнику департамента безопасности Журавлеву Андрею, которые пошли навстречу.
– Знаю, что вы снимали сериал «Молодежка». Расскажите об этом.
– Интересный проект, часть жизни, 5 лет работы. Именно сериал помог мне полностью реализоваться как стэдикамщику. Кинопроцесс и прямая трансляция спортивного матча на ТВ – разные вещи. Кино – маленький завод, где каждый цех имеет свою задачу. Ты ограничен во времени: за 12 часов должен снять 7 минут того, что войдет в ленту. Есть возможность что-то переделать, поменять, сделать еще один дубль. На ТВ такого нет – работаешь на событии здесь и сейчас. Второй попытки снять красиво и правильно не существует. Ты должен показать зрителю такую картинку, чтобы он понял, что произошло, и ему понравилось.
В обоих случаях нужно хорошо чувствовать спорт. Если не знаешь, не понимаешь логику, работать сложно.
– За что могут наказать оператора?
– Какие форс-мажоры бывают?
– Камера имеет много тонкостей в настройках, аккумуляторы – нужно постоянно следить, заряжать. Бывало, инженер забывал крепление.
Поцелуи в объектив
– Самое легкое и самое сложное в работе?
– Стараюсь получать удовольствие от каждого матча – не могу сказать, что есть сложности. Самое легкое – отмена матча. Ты приезжаешь, снегопад… Есть поговорка: «Лучшая смена – это отмена». Но такое бывает редко.
– А как вообще стать оператором?
– Поступить в ВУЗ, например, во ВГИК, где учат на операторов-постановщиков. Есть ГИТР, который я и заканчивал. У меня другая история: сначала начал работать, потом получил корочки. Работа – лучший университет. Все зависит от желания: всегда можно найти тех, кто поможет. Но нужно понимать законы и основы композиции, устройство и настройки современных камер. Между практикой и первой съемкой конкретного события должен пройти примерно год: чем больше опыта, тем в большей степени ты становишься профессионалом.
– Что есть вершина карьеры оператора?
– В телевидении – режиссёр-постановщик. Шеф, который набирает команду, ставит задачи. В спортивной трансляции пика нет. Есть международные компании, которые снимают большие соревнования, но могу сказать, что не всегда там профессионалы: иногда кажется, что человек попал в данную организацию случайно.
– Как обстоят дела с выходными?
– По-разному. В основном, работаю 5-6 дней в неделю. График ненормированный, матчи по субботам и воскресеньям, так как работаю на стэдикаме, бывает, что вовсе не отдыхаю. Порой по 29 рабочих дней в месяц. Конечно, начинает не хватать общения вне работы, встреч с друзьями.
– Звезды спорта вблизи – какие они?
– Когда долго работаешь, тебя знают и узнают. Кто-то, как Андрей Воронин, бегает праздновать гол к стэдикаму и целует камеру. Ребята понимают, что искренние эмоции делают трансляцию еще круче. Когда снимаю, не обращаю внимание, кто в кадре – Владимир Владимирович или футболист. Ты - на работе.
– Операторы как-то называют спортсменов за кадром?
– Бывает. Например, хоккеиста Максима Сушинского мы называли «Шариковым» за сходство с персонажем фильма. Шире распространяться не стану. Вдруг обидятся?
Чемпионат мира по футболу 2018
14 июня стартует главное футбольное событие — Чемпионат мира по футболу 2018. В первый раз в своей истории страной-хозяйкой мундиаля стала Россия. Зрители «Матч ТВ» (входит в «Газпром-медиа») смогут посмотреть все матчи предстоящего турнира. Почти половина всех игр — 30 матчей — транслируются в прямом эфире, остальные — в повторе. На сайте matchtv.ru будет доступен бесплатный просмотр матчей в режиме реального времени.
В преддверии чемпионата корреспондент AdIndex побывал на спортивной трансляции футбольного матча Российской футбольной Премьер-Лиги, пообщался с командой «Матч ТВ» и узнал, как новые технологии делают игру зрелищной и помогают зрителям у телеэкранов почувствовать себя на месте события. Команда телеканала «Матч ТВ» занимается производством трансляций, в том числе и матчей Российской футбольной Премьер-лиги. Чтобы увидеть, что находится по другую сторону экрана, 5 мая 2018 года мы приехали на стадион «Локомотив» в Черкизово, где решался вопрос чемпионства в текущем сезоне российской футбольной премьер-лиги по результатам матча «Локомотив» — «Зенит».
В первую очередь мы побеседовали с главным режиссером спортивных трансляций «Матч ТВ» Артемом Шадровым, работающим в этой сфере более десяти лет. Он также отвечал за показ игр сборной России по футболу и занимался административным управлением телеканала «Наш футбол», который транслирует матчи Российской футбольной Премьер-лиги. Есть у него и не совсем спортивный опыт — например, он работал на недавней телевизионной трансляции Послания Президента Федеральному собранию Российской Федерации.
Футбол нового поколения: квадрокоптеры, «камеры-лягушки» и «пауки»
Беседа с Шадровым проходила в ПТС. С виду это обыкновенный трейлер, брендированный в фирменных цветах «Матч ТВ», но внутри — современная телевизионная аппаратная. Трансляция матча «Локомотив» — «Зенит» передавалась не только в эфир платного канала «Наш футбол», но и на сайты телеканала. Перед началом игры Артем Шадров рассказал, как из ПТС сигнал распространяется в digital-среду и на телеэкраны.
Внутри основного отсека ПТС во время матча находятся около 25–30 сотрудников. Инженеры следят за диафрагмами: у каждого из них на контроле по четыре камеры, которыми они дистанционно управляют, регулируя яркость картинки, и отслеживают ее техническое качество.
Рядом с инженерами располагаются операторы графики — они накладывают графику во время трансляции в режиме реального времени. Визуальные элементы выполнены на двух языках: англоязычные — для международных трансляций, и русскоязычные — для российского зрителя. Здесь же рисуется и выдается виртуальная графика, в том числе в формате 3D: она используется для разборов самых важных моментов в студии – в перерыве или по окончании матча.
На спортивной трансляции работает целая команда ТВ-специалистов: главный режиссер, редактор трансляции, операторы графики, операторы виртуальной графики, режиссер и операторы повторов. Они управляют специальными системами замедленных видеоповторов EVS. Тут же располагаются десятки экранов с непрерывно транслируемой картинкой со всех установленных камер.
Также важнейшей составляющей спортивной телетрансляции является качественный звук (интершум) с комментарием. Для его формирования в ПТС имеется отдельный звуковой отсек с огромным количеством сложного звукового оборудования, которым управляет звукорежиссер и его ассистенты, включая микрофонных операторов, находящихся поблизости от установленных на поле и трибунах стадиона микрофонов.
Кроме основного ПТС, есть вспомогательный автомобиль, на котором обычно привозится техника, но иногда в нем организовывается и дополнительная продакшен-аппаратная. Там работают сотрудники, обеспечивающие трансляцию в студии — оттуда эфир начнется в перерыве и после матча. В основной машине делается международная программа — эта картинка передается и за рубеж. По словам продюсера спортивных трансляций Петра Павлюка, все права за рубеж на российский чемпионат проданы компании IMG — наш футбол смотрят и в Европе, и в Азии.
В распоряжении «Матч ТВ» имеются различные технические новинки. Например, у телеканала есть квадрокоптер, а также специальная система камер Go Line, которая находится над воротами и помогает определить, пересек ли мяч линию ворот в спорном моменте. Это система, которую разработали в России, она служит альтернативой системе Hawk-Eye, которая работает на международных турнирах — матчах Лиги Чемпионов и Лиги Европы.
«Hawk-Eye — больше трекинговая и графическая система. У нас же систему можно использовать в режиме реального времени, а также делать на ней виртуальную картинку, то есть создавать такие эффекты, как разворот, рисовать футбольный мяч, определять, пересек ли он линию или нет», — объясняет Павлюк. Hawk-Eye обязателен и используется на всех матчах, однако Go Line работает параллельно. Выдают повторы Hawk-Eye только по согласованию с делегатом УЕФА, в связи с этим очень удобно использовать систему Go Line, которая не требует согласования.
Прогуливаясь по стадиону перед матчем, Петр Павлюк показывает основные камеры. Их на нашем матче будет 24, еще 2 работает в студии. Самые интересные — «камера-лягушка» на платформе, камеры с длинной оптикой, камеры с эффектом super slow motion, благодаря которым мы смотрим замедленные повторы.
Оператор на стедикаме
Выше, там, где трибуны, находятся три ведущих камеры, располагающиеся на специальной платформе. Одна работает крупным планом на судью, вторая — на игру, а третья камера передает крупные планы и следит в первую очередь за мячом.
Оператор с камерой
«Опасно, пенальти! Гол!»
Недалеко от них располагается место комментатора у бровки. Сегодня в этом качестве работал Александр Шмурнов. Он брал интервью у игроков и тренеров перед, во время и после матча. За игрой с комментаторской позиции следил Георгий Черданцев. Также у поля располагалась импровизированная студия, ведущими которой стали Дмитрий Шнякин и эксперт телеканала «Матч ТВ» Рашид Рахимов. После игры гостями студии стали главный тренер «Локомотива» Юрий Семин и вратарь Маринато Гильерме. В этом матче работа комментатора не закончилась с главным свистком: впереди зрителей также ждали празднование чемпионства непосредственно на поле, вручение чемпионского кубка и традиционное включение из чемпионской раздевалки.
«Три года назад мне пришлось вести репортаж топлесс. Матч Мордовия-Уфа. На дворе май, жара под 30 градусов, а в комментаторской все 50! Мало того, что в помещении натуральная парная, так еще на протяжении всей игры в комментаторскую кабину несут самые разнообразные предметы. Велосипед принесли, потом шины. Потом где-то на 15-й минуте матча прикрыли все это брезентом. Я уже обрадовался, что на этом все, но не тут-то было! Неожиданно меня кто-то трогает за плечо. А я же говорю в это время, на голове гарнитура — обернулся. На меня смотрит человек в спецовке —я беру вынужденную паузу и выключаю гарнитуру.
— Я сейчас конусы заносить буду, ладно? — говорит человек в спецовке.
— Что? — переспрашиваю я, а самому уже очень хочется заорать с использованием специфической лексики.
— Надо занести конусы.
После чего десять минут в комментаторскую заносили дорожные конусы, а я невозмутимо объяснял телезрителям, почему Браун Форбс ушел из «Нюрнберга».
«Встречаются иногда сложности с организацией трансляций в некоторых городах. У меня и Дениса Казанского одна командировка непростая сложилась в самом начале вещания «Матч ТВ». Нас направили в Баку, игра проходила на стадионе «Баил Арена». Он находится на горе, такси на самый верх не поднимается, часть пути надо идти пешком. Стадион сам небольшой, но VIP-зал очень представительный. Встречают в лучших традициях, угощают напитками местными. Настроение прекрасное было, пока нас не подвели к тому, что назвали комментаторскими местами. Это надо было видеть. Особенно после роскоши VIP-зала. Стол с лавкой, на столе телевизор и гарнитура. Мы были в шоке. Но ничего, надели гарнитуру и отработали как положено. Так что неожиданности случаются».
«Спорта уже не бывает не в прямом эфире»
Операторам на стадионе тоже будет нелегко — особенно тяжело человеку, в руках которого камера Steadicam — носимая система стабилизации съемочной камеры для плавной съемки в движении. Чтобы с ней управляться, надо, среди прочего, быть физически крепким человеком, а в плохую погоду — и вовсе выносливым.
Оператор на стедикаме
По окончании первого тайма игроки и болельщики отправляются отдыхать на перерыв. Но это не касается команды телеканала — идет порядка 7–8 минут так называемой «обвязки» студии. Эксперты обсуждают события первых 45 минут игры, зрителям показывают опасные моменты, повторы спорных эпизодов с использованием графики. Программа студии выходит в эфир также перед матчем: разогревая зрителей за 25 минут до начала игры и 15 минут по окончании, подводя итоги.
Перед матчем главный режиссер спортивных трансляций «Матч ТВ» Артем Шадров успел ответить на несколько наших вопросов.
— Что может повлиять на организацию трансляции? Например, мороз и снегопад, которые часто сопровождали весенние матчи чемпионата — это вносит коррективы в вашу работу?
— На самом деле, холод не сильно влияет на нашу трансляцию. Это больше проблема для футболистов, чем для тех, кто готовит трансляцию. Мы не можем использовать во время дождя и во время снега квадрокоптер, снимающий с высоты птичьего полета. Также мы не можем использовать так называемую камеру-паук, парящую над стадионом на специальных тросах, поскольку на эти подвесы налипает снег. Конечно, тяжело операторам — но здесь нужно просто одеваться теплее.
Сегодня в организации трансляции задействовано три продюсера, два режиссера, два звукорежиссера, а еще большое количество режиссеров повторов, операторов, инженеров. В общей сложности работают человек 50–60.
— Сколько часов составит для команды, организующей трансляцию игры, сегодняшний день?
— Все давно уже здесь — инженеры с самого утра, ПТС — с ночи. Вчера началась расстановка камер. За пять часов до игры уже все на месте, а после игры останемся еще часа на два.
— В чем особенность работы команды на трансляции?
— Главное — здесь нет кого-то, кто менее зависим от другого: мы, режиссеры, зависим от режиссеров повторов, от операторов, от инженеров. Инженеры зависимы от нас, от наших расстановок, от наших пожеланий. Режиссеры повторов зависят от операторов, которые ловят момент. Звукорежиссер зависит от тех решений, которые принимает либо один режиссер, либо другой. Графика зависит от того, что происходит на поле. То есть — здесь все взаимосвязано. Это такой единый клубок, который нельзя взять и по ниточке распустить.
Между собой мы общаемся при помощи связных панелей (система служебной связи). Они находятся в машине и связывают каждого из нас. Все постоянно на связи, и с каждым можно поговорить отдельно.
— Расскажите о возможностях, которыми располагает «Матч ТВ» с технической точки зрения. Например, можно ли увидеть футбол в формате 360 градусов?
— Именно сегодняшний матч мы транслируем только на телеэкраны, поэтому такого формата нет. А вообще мы практикуем такие трансляции, прежде всего, когда распространяем их по сети. Есть в таких трансляциях, кстати, и возможность следить за отдельным футболистом, и смотреть матч без комментатора, а только с интершумом, и другие опции.
— Трансляция спортивного мероприятия — это не только игра планами. Она немыслима без графики, которая возникает в режиме реального времени.
— Инженер графической станции совместно с режиссером выдает графику в эфир, они ее подготавливают. При этом графика связана по сети со статистикой. В общем, это большой массив информации, который приходит и ографляется в реальном времени. А там есть все: и скорость пробега, и расстояние, которое покрывают футболисты, и количество передач, которые они делают, время владения мячом — словом, большой набор информаци.
— Есть ли какие-то отличия между показом в прямом эфире и в записи?
— Спорта уже не бывает не в прямом эфире. Сегодня, когда информация распространяется в течение нескольких секунд, спорт не в прямом эфире никому не интересен. Если человек знает результат, зачем ему смотреть?
— Какую трансляцию вы назовете удачной, что должно произойти или, наоборот, не случиться, чтобы она была таковой?
— Сейчас мы находимся на таком уровне, когда у нас неудачных трансляций нет. Удачная трансляция зависит от многих факторов: от того, как, например, работает комментатор, какое количество голов забито, как ведут себя болельщики. Нельзя пропустить, как команда забила гол, с точки зрения показа — это катастрофа. Или не показать отмененный по какой-то причине гол. Все остальное можно пропустить, даже иногда нужно.
— Вы упомянули уровень трансляций. Если сравнивать с технической точки зрения: насколько показ из России соответствует европейским стандартам?
— По количеству камер и по качеству техники мы давно уже сравнялись с европейцами. По качеству трансляций мы, я думаю, тоже недалеко друг от друга. В чем-то они впереди, но такого огромного разрыва, который был раньше, уже нет. Важно, что остается разница между стадионами у нас и там. Это существенный фактор.
И еще: на стадионе для качественной трансляции должен быть зритель. Когда есть полный стадион, многие огрехи уходят на второй план, потому что возникает особая атмосфера, сопричастность болельщика с тем, что происходит на поле. И футболисты, вы знаете, совсем иначе играют, нежели при пустых трибунах.
— Вы являетесь режиссером не только футбольных матчей, но и работаете на других видах спорта. В чем специфика работы именно на футболе?
— Везде у нас нет права на ошибку. Возьмем баскетбол: там, с одной стороны, площадка меньше, но с другой — большее количество заброшенных очков, нужно показывать больше повторов. Однако этот вид спорта проходит в тепле, в зале, и с этой точки зрения показывать его проще.
Но вообще неважно, кто в кадре: артист, президент, футболист. Они должны быть: а — хорошо показаны, b — вовремя продемонстрированы с ними связанные вещи, и с — ты как режиссер должен в прямом эфире работать чисто, аккуратно и понимать, что ты делаешь и зачем это делаешь.
14 июня стартует главное футбольное событие — Чемпионат мира по футболу 2018. В первый раз в своей истории страной-хозяйкой мундиаля стала Россия. Зрители «Матч ТВ» (входит в «Газпром-медиа») смогут посмотреть все матчи предстоящего турнира. Почти половина всех игр — 30 матчей — транслируются в прямом эфире, остальные — в повторе. На сайте matchtv.ru будет доступен бесплатный просмотр матчей в режиме реального времени
В преддверии чемпионата корреспондент AdIndex побывал на спортивной трансляции футбольного матча Российской футбольной Премьер-Лиги, пообщался с командой «Матч ТВ» и узнал, как новые технологии делают игру зрелищной и помогают зрителям у телеэкранов почувствовать себя на месте события.
Команда телеканала «Матч ТВ» занимается производством трансляций, в том числе и матчей Российской футбольной Премьер-лиги. Чтобы увидеть, что находится по другую сторону экрана, 5 мая 2018 года мы приехали на стадион «Локомотив» в Черкизово, где решался вопрос чемпионства в текущем сезоне российской футбольной премьер-лиги по результатам матча «Локомотив» — «Зенит».
В первую очередь мы побеседовали с главным режиссером спортивных трансляций «Матч ТВ» Артемом Шадровым, работающим в этой сфере более десяти лет. Он также отвечал за показ игр сборной России по футболу и занимался административным управлением телеканала «Наш футбол», который транслирует матчи Российской футбольной Премьер-лиги. Есть у него и не совсем спортивный опыт — например, он работал на недавней телевизионной трансляции Послания Президента Федеральному собранию Российской Федерации.
Футбол нового поколения: квадрокоптеры, «камеры-лягушки» и «пауки»
Беседа с Шадровым проходила в ПТС. С виду это обыкновенный трейлер, брендированный в фирменных цветах «Матч ТВ», но внутри — современная телевизионная аппаратная. Трансляция матча «Локомотив» — «Зенит» передавалась не только в эфир платного канала «Наш футбол», но и на сайты телеканала. Перед началом игры Артем Шадров рассказал, как из ПТС сигнал распространяется в digital-среду и на телеэкраны.
Внутри основного отсека ПТС во время матча находятся около 25–30 сотрудников. Инженеры следят за диафрагмами: у каждого из них на контроле по четыре камеры, которыми они дистанционно управляют, регулируя яркость картинки, и отслеживают ее техническое качество.
Рядом с инженерами располагаются операторы графики — они накладывают графику во время трансляции в режиме реального времени. Визуальные элементы выполнены на двух языках: англоязычные — для международных трансляций, и русскоязычные — для российского зрителя. Здесь же рисуется и выдается виртуальная графика, в том числе в формате 3D: она используется для разборов самых важных моментов в студии – в перерыве или по окончании матча.
На спортивной трансляции работает целая команда ТВ-специалистов: главный режиссер, редактор трансляции, операторы графики, операторы виртуальной графики, режиссер и операторы повторов. Они управляют специальными системами замедленных видеоповторов EVS. Тут же располагаются десятки экранов с непрерывно транслируемой картинкой со всех установленных камер.
Также важнейшей составляющей спортивной телетрансляции является качественный звук (интершум) с комментарием. Для его формирования в ПТС имеется отдельный звуковой отсек с огромным количеством сложного звукового оборудования, которым управляет звукорежиссер и его ассистенты, включая микрофонных операторов, находящихся поблизости от установленных на поле и трибунах стадиона микрофонов.
Кроме основного ПТС, есть вспомогательный автомобиль, на котором обычно привозится техника, но иногда в нем организовывается и дополнительная продакшен-аппаратная. Там работают сотрудники, обеспечивающие трансляцию в студии — оттуда эфир начнется в перерыве и после матча. В основной машине делается международная программа — эта картинка передается и за рубеж. По словам продюсера спортивных трансляций Петра Павлюка, все права за рубеж на российский чемпионат проданы компании IMG — наш футбол смотрят и в Европе, и в Азии.
В распоряжении «Матч ТВ» имеются различные технические новинки. Например, у телеканала есть квадрокоптер, а также специальная система камер Go Line, которая находится над воротами и помогает определить, пересек ли мяч линию ворот в спорном моменте. Это система, которую разработали в России, она служит альтернативой системе Hawk-Eye, которая работает на международных турнирах — матчах Лиги Чемпионов и Лиги Европы.
«Hawk-Eye — больше трекинговая и графическая система. У нас же систему можно использовать в режиме реального времени, а также делать на ней виртуальную картинку, то есть создавать такие эффекты, как разворот, рисовать футбольный мяч, определять, пересек ли он линию или нет», — объясняет Павлюк. Hawk-Eye обязателен и используется на всех матчах, однако Go Line работает параллельно. Выдают повторы Hawk-Eye только по согласованию с делегатом УЕФА, в связи с этим очень удобно использовать систему Go Line, которая не требует согласования.
Прогуливаясь по стадиону перед матчем, Петр Павлюк показывает основные камеры. Их на нашем матче будет 24, еще 2 работает в студии. Самые интересные — «камера-лягушка» на платформе, камеры с длинной оптикой, камеры с эффектом super slow motion, благодаря которым мы смотрим замедленные повторы.
Выше, там, где трибуны, находятся три ведущих камеры, располагающиеся на специальной платформе. Одна работает крупным планом на судью, вторая — на игру, а третья камера передает крупные планы и следит в первую очередь за мячом.
«Опасно, пенальти! Гол!»
Недалеко от них располагается место комментатора у бровки. Сегодня в этом качестве работал Александр Шмурнов. Он брал интервью у игроков и тренеров перед, во время и после матча. За игрой с комментаторской позиции следил Георгий Черданцев. Также у поля располагалась импровизированная студия, ведущими которой стали Дмитрий Шнякин и эксперт телеканала «Матч ТВ» Рашид Рахимов. После игры гостями студии стали главный тренер «Локомотива» Юрий Семин и вратарь Маринато Гильерме. В этом матче работа комментатора не закончилась с главным свистком: впереди зрителей также ждали празднование чемпионства непосредственно на поле, вручение чемпионского кубка и традиционное включение из чемпионской раздевалки.
Дмитрий Шнякин
«Три года назад мне пришлось вести репортаж топлесс. Матч Мордовия-Уфа. На дворе май, жара под 30 градусов, а в комментаторской все 50! Мало того, что в помещении натуральная парная, так еще на протяжении всей игры в комментаторскую кабину несут самые разнообразные предметы. Велосипед принесли, потом шины. Потом где-то на 15-й минуте матча прикрыли все это брезентом. Я уже обрадовался, что на этом все, но не тут-то было! Неожиданно меня кто-то трогает за плечо. А я же говорю в это время, на голове гарнитура — обернулся. На меня смотрит человек в спецовке — я беру вынужденную паузу и выключаю гарнитуру.
— Я сейчас конусы заносить буду, ладно? — говорит человек в спецовке.
— Что? — переспрашиваю я, а самому уже очень хочется заорать с использованием специфической лексики.
— Надо занести конусы.
После чего десять минут в комментаторскую заносили дорожные конусы, а я невозмутимо объяснял телезрителям, почему Браун Форбс ушел из «Нюрнберга».
Роман Нагучев
«Встречаются иногда сложности с организацией трансляций в некоторых городах. У меня и Дениса Казанского одна командировка непростая сложилась в самом начале вещания «Матч ТВ». Нас направили в Баку, игра проходила на стадионе «Баил Арена». Он находится на горе, такси на самый верх не поднимается, часть пути надо идти пешком. Стадион сам небольшой, но VIP-зал очень представительный. Встречают в лучших традициях, угощают напитками местными. Настроение прекрасное было, пока нас не подвели к тому, что назвали комментаторскими местами. Это надо было видеть. Особенно после роскоши VIP-зала. Стол с лавкой, на столе телевизор и гарнитура. Мы были в шоке. Но ничего, надели гарнитуру и отработали как положено. Так что неожиданности случаются».
«Спорта уже не бывает не в прямом эфире»
Операторам на стадионе тоже будет нелегко — особенно тяжело человеку, в руках которого камера Steadicam — носимая система стабилизации съемочной камеры для плавной съемки в движении. Чтобы с ней управляться, надо, среди прочего, быть физически крепким человеком, а в плохую погоду — и вовсе выносливым.
По окончании первого тайма игроки и болельщики отправляются отдыхать на перерыв. Но это не касается команды телеканала — идет порядка 7–8 минут так называемой «обвязки» студии. Эксперты обсуждают события первых 45 минут игры, зрителям показывают опасные моменты, повторы спорных эпизодов с использованием графики. Программа студии выходит в эфир также перед матчем: разогревая зрителей за 25 минут до начала игры и 15 минут по окончании, подводя итоги.
Перед матчем главный режиссер спортивных трансляций «Матч ТВ» Артем Шадров успел ответить на несколько наших вопросов.
— Что может повлиять на организацию трансляции? Например, мороз и снегопад, которые часто сопровождали весенние матчи чемпионата — это вносит коррективы в вашу работу?
— На самом деле, холод не сильно влияет на нашу трансляцию. Это больше проблема для футболистов, чем для тех, кто готовит трансляцию. Мы не можем использовать во время дождя и во время снега квадрокоптер, снимающий с высоты птичьего полета. Также мы не можем использовать так называемую камеру-паук, парящую над стадионом на специальных тросах, поскольку на эти подвесы налипает снег. Конечно, тяжело операторам — но здесь нужно просто одеваться теплее.
Сегодня в организации трансляции задействовано три продюсера, два режиссера, два звукорежиссера, а еще большое количество режиссеров повторов, операторов, инженеров. В общей сложности работают человек 50–60.
— Сколько часов составит для команды, организующей трансляцию игры, сегодняшний день?
— Все давно уже здесь — инженеры с самого утра, ПТС — с ночи. Вчера началась расстановка камер. За пять часов до игры уже все на месте, а после игры останемся еще часа на два.
— В чем особенность работы команды на трансляции?
— Главное — здесь нет кого-то, кто менее зависим от другого: мы, режиссеры, зависим от режиссеров повторов, от операторов, от инженеров. Инженеры зависимы от нас, от наших расстановок, от наших пожеланий. Режиссеры повторов зависят от операторов, которые ловят момент. Звукорежиссер зависит от тех решений, которые принимает либо один режиссер, либо другой. Графика зависит от того, что происходит на поле. То есть — здесь все взаимосвязано. Это такой единый клубок, который нельзя взять и по ниточке распустить.
Между собой мы общаемся при помощи связных панелей (система служебной связи). Они находятся в машине и связывают каждого из нас. Все постоянно на связи, и с каждым можно поговорить отдельно.
— Расскажите о возможностях, которыми располагает «Матч ТВ» с технической точки зрения. Например, можно ли увидеть футбол в формате 360 градусов?
— Именно сегодняшний матч мы транслируем только на телеэкраны, поэтому такого формата нет. А вообще мы практикуем такие трансляции, прежде всего, когда распространяем их по сети. Есть в таких трансляциях, кстати, и возможность следить за отдельным футболистом, и смотреть матч без комментатора, а только с интершумом, и другие опции.
— Трансляция спортивного мероприятия — это не только игра планами. Она немыслима без графики, которая возникает в режиме реального времени.
— Инженер графической станции совместно с режиссером выдает графику в эфир, они ее подготавливают. При этом графика связана по сети со статистикой. В общем, это большой массив информации, который приходит и ографляется в реальном времени. А там есть все: и скорость пробега, и расстояние, которое покрывают футболисты, и количество передач, которые они делают, время владения мячом — словом, большой набор информаци.
— Есть ли какие-то отличия между показом в прямом эфире и в записи?
— Спорта уже не бывает не в прямом эфире. Сегодня, когда информация распространяется в течение нескольких секунд, спорт не в прямом эфире никому не интересен. Если человек знает результат, зачем ему смотреть?
— Какую трансляцию вы назовете удачной, что должно произойти или, наоборот, не случиться, чтобы она была таковой?
— Сейчас мы находимся на таком уровне, когда у нас неудачных трансляций нет. Удачная трансляция зависит от многих факторов: от того, как, например, работает комментатор, какое количество голов забито, как ведут себя болельщики. Нельзя пропустить, как команда забила гол, с точки зрения показа — это катастрофа. Или не показать отмененный по какой-то причине гол. Все остальное можно пропустить, даже иногда нужно.
— Вы упомянули уровень трансляций. Если сравнивать с технической точки зрения: насколько показ из России соответствует европейским стандартам?
— По количеству камер и по качеству техники мы давно уже сравнялись с европейцами. По качеству трансляций мы, я думаю, тоже недалеко друг от друга. В чем-то они впереди, но такого огромного разрыва, который был раньше, уже нет. Важно, что остается разница между стадионами у нас и там. Это существенный фактор.
И еще: на стадионе для качественной трансляции должен быть зритель. Когда есть полный стадион, многие огрехи уходят на второй план, потому что возникает особая атмосфера, сопричастность болельщика с тем, что происходит на поле. И футболисты, вы знаете, совсем иначе играют, нежели при пустых трибунах.
— Вы являетесь режиссером не только футбольных матчей, но и работаете на других видах спорта. В чем специфика работы именно на футболе?
— Везде у нас нет права на ошибку. Возьмем баскетбол: там, с одной стороны, площадка меньше, но с другой — большее количество заброшенных очков, нужно показывать больше повторов. Однако этот вид спорта проходит в тепле, в зале, и с этой точки зрения показывать его проще.
Но вообще неважно, кто в кадре: артист, президент, футболист. Они должны быть: а — хорошо показаны, b — вовремя продемонстрированы с ними связанные вещи, и с — ты как режиссер должен в прямом эфире работать чисто, аккуратно и понимать, что ты делаешь и зачем это делаешь.
Sports.ru
Тина Канделаки
Матч ТВ
Футбол
Версия автора turul.
На одной из личных встреч президент России Путин дал прямое указание господину Миллеру организовать общественное спортивное телевидение за бюджетный счет. Миллер радостно вскрикнул: «Ах, какая прекрасная идея! Владимир Владимирович, какая прекрасная идея. ». И сладко улыбнулся своему любимому президенту.
Позволить себе стряхнуть подобострастную улыбку господин Миллер смог только за закрытыми дверями своего огромного кабинета. Нахмурив лоб и почесав кучерявую голову, Миллер задумался: «Спортивный канал. и кому он в этой стране нужен. но Владимиру Владимировичу (панибратство с президентом Миллер не разрешает себе даже в мыслях), конечно же, виднее».
На следующий день, дав необходимые распоряжения, Миллер отложил в сторонку любые мысли о спортивном канале. Проблемы огромной компании навалились на плечи господина Миллера, сутуля его и прижимая к земле, но импульс для рождения «Матч ТВ» был им уже запущен.
Люди, которые на первом этапе начали разрабатывать концепцию развития нового канала, хорошо известны – Дмитрий Чернышенко и Александр Вронский. Первый был в то время гендиректором «Газпром-медиа», а второй стал в то же самое время гендиректором «НТВ-Плюс».
Отличные специалисты с большим опытом организаторской работы пытались создать на базе «НТВ-Плюс» и «Россия 2» нечто оригинальное и отчасти позитивное. Возможно, телевизионная смесь опыта работников этих каналов с энтузиазмом нового руководства заставила бы нас шепнуть «Вот это да!» Или громко крикнуть «Ух ты!». Но в июне 2015 телефонный звонок Владимир Владимировича Путина перечеркнул все наши не родившиеся междометия.
Владимир Владимирович в ультимативной форме порекомендовал на должность генерального продюсера «Газпром-медиа» Тину Канделаки. Бархатный занавес перед лицом Чернышенко и Вронского под музыку телеканала «Домашний» тихо опустился перед их вспотевшими лицами.
Ребята еще какое-то время пытались отстаивать свое видение развития нового спортивного телеканала, но карт-бланш от Путина и опытные женские руки из форта Боярд выпихнули их из числа руководителей «Матч Тв».
Нежная девушка Тина Канделаки притащила в своем кармане ядрёную женщину Наталью Всеволоводну Билан. Зубр телеканала Домашний широкой грудью растолкала всех ранее приглашенных специалистов, и на освободившейся зеленой полянке под теплым газпромовским солнышком распустился полевой армянский цветочек семейства паслёновых.
Еще до воцарения этой женской пары стоптанных кроссовок разного размера Дмитрий Чернышенко пригласил в свою команду известного американского продюсера спортивных каналов Чарльза Коплина.
Чарльз Коплин больше 20 лет работал на американском спортивном телевидении. С 2001 по 2010 год он отвечал за программирование в Национальной футбольной лиге (НФЛ, профессиональная лига американского футбола), в том числе в должности вице-президента, а в 2010–2013 годах был исполнительным вице-президентом Национальной хоккейной лиги (НХЛ, объединяет профессиональные хоккейные клубы США и Канады). Это одни из крупнейших спортивных организаций в мире. Так выручка НФЛ по итогам сезона 2014 года достигла $11,2 млрд, что больше, чем у любой другой спортивной лиги. Выручка НХЛ составляла $3,7 млрд.
Вы можете себе представить какого профессионала «Газпрому» удалось привлечь к организации будущего спортивного канала?! Этот человек смог бы сделать из Рен-ТВ Sky Sports. Огромный опыт, фундаментальные знания и практические навыки. И что в итоге?
«Думаю, Билан и Канделаки считали, что человек, не живущий в России, не может понять местную культуру, что нужно быть русским, чтобы быть эффективным. Билан вообще была единственной, кто не говорил по-английски, она настаивала на том, чтобы встречи проходили на русском. Когда меня принимали на работу, то говорили, что английский не будет проблемой. Так что мне было сложнее работать эффективно», – вспоминал Чарльз.
Как известно, история не имеет сослагательного наклонения, но если бы он остался, мы, вероятно, наслаждались качественной картинкой, интересными репортажами и умными ведущими. Увы и ах.
Закрыв глаза и мысленно зачерпнув пригоршню землицы в информационном поле вселенной, я чутко слышу голоса:
– Тиночка, а кто этот чертов америкос Коплин? И чем он так хорош?
– Прогугли, Наташ, «Супер боул», он как-то руководил церемонией.
– Super. Тин, а как боул пишется. а, нашла. ерунда всё это! Я «Форт Боярд» организовала в свое время! Вот это было круто! Надо от него избавляться, на русском не говорит, русский менталитет не понимает. У нас Россия матушка, ему нас не понять и аршином американским не измерить! Прав был Гоголь!
– Наташ, это сказал Тютчев, а не Гоголь!
– Ой, Тина, выключи самого умного, мы уже на другом канале.
Дела у спортивного канала «Матч ТВ» шли всё хуже и хуже, но вместо того чтобы улучшить качество вещания, повышать креативность канала, Канделаки и Билан решили бороться с глаголами, прилагательными и существительными: «Пожалуйста, уделяйте внимание предлогам после глаголов, формам прилагательных и существительных. Если есть сомнения, консультируйтесь со справкой gramota.ru. Если вам не нравится консультироваться с порталом, читайте книги».
При этом категорически запрещают «не употреблять такие выражения, как «валидольный матч», «ваш покорный слуга», «голевое пиршество», «доброго времени суток», «пальма первенства», «зенит славы», «львиная доля», «массированная атака», «матч за шесть очков», «игра от ножа», «попустительство защитников», «поставить голы/передачи на конвейер», «на встречных курсах», «стойка/каркас ворот»».
Я ясно вижу минуты рождения этого веселого бреда: две умницы российского телевидения с высунутыми острыми язычками, сморщив напудренные носики перечеркивают шариковыми ручками спортивные словосочетание, непонятные их милому женскому интеллекту.
– Гол в раздевалку, – недоумевала Наталья Билан.
– Тиночка, а это как? Надо же вроде бить по воротам, а не в раздевалку. Или там раздевалки за воротами?
– Вычеркивай к черту. И еще вычеркни «игра от ножа» – это точно намек на мои грузинские корни. У меня папа всю жизнь с ножом ходил, но откуда они об этом узнали?
Тина Канделаки и Наталья Билан – ласточки телеканала «Домашний», по блату залетевшие ловить жирных мошек на спортивных просторах российского телевидения. Они с удовольствием кромсают наманикюренными пальчиками накопленный опыт спортивной журналистики нашей страны. Рвут керамическими зубами яркие фразы отечественных мэтров. Им не нужны оригинальные, но мало контролируемые талантливые журналисты и комментаторы. Они их элементарно побаиваются. Им нужны ручные обезьянки с выученным до матча и желательно проверенным заранее текстом.
Весёлой парочке Канделаки-Билан яростно хочется воплотить гениальную антиутопию Джорджа Оуэлла в повседневную жизнь своего канала. Тина Канделаки изящным почерком школьной отличницы выписывала эти строки из книги Оруэлла «1984».
«Уничтожение слов — удивительная штука. Возьмем, например, слово «хорошо». Если оно есть, зачем нужно слово «плохо»? «Антихорошо» вполне сойдет, будет даже лучше. Опять-таки, если тебе потребуется более сильная форма слова «хорошо», какой смысл иметь целую цепочку неопределенных, бесполезных слов вроде «отлично», «превосходно» и т. д.? «Плюсхорошо» все это выразит или, если нужно сказать еще сильнее, «плюсплюсхорошо»».
Выписывала, чтобы выучить наизусть, чтобы её ручные черданцевы через пару лет орали визгивыми голосами «Голлл! ГОЛЛЛ ! И это, конечно, плюсплюсхорошо. Оставайтесь с нами!». Мир Тиночки Канделаки неудержимо катится к 1984 году писателя Оруэлла.
Сладко потягиваясь в своем дорогом кожаном кресле, госпожа Канделаки нежно шелестела:
– А знаешь, Наташа, вычеркивай всё из этого списка!
– Как всё, Тиночка? Я уже поняла, что значит «матч за шесть очков»! Может, это оставить?
– Вычеркивай всё, мы не должны понимать, мы должны командовать. Вычеркивай! Наташка, знала бы ты, как мне надоели эти футболы, гандоболы и водные виды спорта! Прожрём бюджет этого канала и после чемпионата мира я уйду в депутаты, отдохну, расслаблюсь.
– А я, Тиночка, вернусь на «Домашний» и больше никаких матчей за шесть очков.
Под уверенным руководством Тины Канделаки и Натальи Билан спортивный канал «Матч ТВ» каждый год теряет порядка 3 млрд рублей. Ясное дело, за такие финансовые показатели крупные ребята из Газпрома неоднократно вызывали Тину Канделаки к себе в большие кабинеты. Наверняка эти ребята с брезгливыми губами её ласково расспрашивали и задавали каверзные вопросы:
– А в чем же, собственно, проблема? В чём основная причина таких потерь?
Научившись быстро тараторить ёще в школьные годы, Тина умело импровизировала: «Во всем виноват Sports.ru, воруют видео, отрывки матчей ФНЛ. Наворовали уже отрывков на полтора миллиарда. нет, практически на два миллиарда рублей. Мы сделаем все возможное, чтобы это прекратить! Закроем этот пиратский сайт и вернем наши три миллиарда обратно! В дальнейшем будем действовать эффективно и начнем зарабатывать огромные деньги в валюте Соединённых Штатов Америки. Соединённые Штаты Америки были образованы в 1776 году при объединении тринадцати британских колоний, объявивших о своей независимости. Война за независимость продолжалась до 1783 года и окончилась победой колонистов. В 1787 году была принята Конституция США, а в 1791 — Билль о правах, который существенно ограничил полномочия правительства в отношении граждан!».
Ошалевшие от такого объема информации крупные ребята из «Газпрома» синхронно кивали лысеющими головами и снова разрешили госпоже Канделаки остаться на своем месте до следующего выпуска телепрограммы «Самого умного».
Выкинув из себя этот импульсивный бред, Тине пришлось (переговорив с юристами «Матч-ТВ») начать бескомпромиссный судебный процесс со Sports.ru. Бескомпромиссный судебный процесс превратился в весёлый фарс. Весёлый фарс превратился в затяжную партию настольного тениса.
Ольга Кокорина, руководитель пресс-службы «Матч ТВ», взяв в правую руку маленькую ракетку, сипло крикнула:
– Вы не законно использовали хайлайты ФНЛ! (пинг)
Дмитрий Навоша, руководитель Sports.ru, отреагировал крученным ударом:
– Мы имеем на это полное право. (понг)
– А мы подали претензию в Роскомнадзор, чтобы вас заблокировали в России. (пинг)
– А они нас отказались блокировать, и вы наши тексты воруете. (понг)
– А мы не воруем, эти тексты не несут никакого авторского вклада, у нас на это справка имеется, вот. (пинг)
Пинг, понг, пинг, понг, пинг, понг.
До чемпионата мира 2018 года, который пройдет в нашей стране, осталось менее 12 месяцев. Скрипучая телега спортивного канала «Матч ТВ», запряжённая уставшей обозной клячей, везёт унылого Черданцева и ухмыляющегося Губерниева озвучивать телевизионные трансляции чемпионата мира по футболу. Тянет бедная лошадка Наталья Всеволоводна Билан мэтров комментаторского искусства и думает:
«Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. »
Корреспондент Sovsport.ru посмотрел, как снимают промо-ролики для «Матч ТВ» и пообщался срежиссером и автором логотипа канала Сергеем Шановичем.
Возлекорта, что у зала «Дружба» в Лужниках, пара грузовиков, много-много проводов, ящиков,осветительных приборов. И разные камеры, способные сделать картинку любойсложности и красивости. Можно снимать кино. Но все это только для того, чтобыгерой ролика сказал несколько фраз, вроде «Все – на «Матч ТВ». Подход –серьезный. Внимание – к деталям.
Онруководит и съемками, и созданием имиджа канала. И логотип «Матч ТВ», созданныйим и представленный накануне, только часть большой работы.
Чтобы,например, Сергей Игнашевич или Александр Кержаков показали свое искусство,арендовать стадион не понадобилось.
- Съемкипроходили в специальном павильоне. И мы там постелили поле с искусственнойтравой, - говорит Шанович.
Дело втом, что Шанович со своей съемочной группой не может менять место дислокациинесколько раз в день. Поэтому спортсмены сами приезжают туда, где находитсягруппа. Юлии Ефимовой вот лед достался…
ТеннисисткеЕлене Весниной повезло. Подавать навылет на камеру ее попросили не на льду и не в бассейне, а на корте. Правда, квечеру похолодало. И между дублями Елену то и дело укутывали в плед.
В этот раз, чтобы согреться, Елена как следует подавала. Причем мячи летели в специальное свтоотражающееполотно. «Осветители заволновались. Попросили бить мяч в сторону, иначеинвентарь можно пробить», - посмеялась Веснина.
Надосразу сказать, во время съемок никто от мощной подачи Елены не пострадал.
-Думала, это будет обычная съемка, а тут почти кино. Хотя из меня актриса не очень.Правда, когда в школе училась, в спектаклях участвовала. Была и Снегурочкой, идаже елкой, - вспоминает Веснина. – Сейчас нервничала поначалу. Когдаговорила на камеру, казалось, ничего не получается. Но когда дело дошло дотенниса, попала в свою среду, стало легче.
СергейШанович не жалуется, что тяжело. Просто констатирует, что сейчас он и егокоманда за месяц делают работу, на которую нужно минимум полгода. С генеральнымпродюсером «Матч ТВ» Тиной Канделаки,как говорит Сергей, он не перестает общаться вообще. «Тем более Тина почти неспит. Беспокойный клиент. Хотя и клиентом-то ее не могу назвать. Мы же в однойкоманде работаем. Весь креатив обсуждаем вместе – Тина, Наташа Билан (креативный директор «Матч ТВ» – Прим. ред.), я. Также важно, что Дмитрий Чернышенко (председатель правления «Газпром-медиа» – Прим. ред.) одобрил кампанию, потомучто важно вывести спорт из зоны профессионального разговора в сторонучеловеческих эмоций. Только так у нас начнут появляться любимые герои в спортеи интерес к спорту будет постоянным.
Шановичделал ролики для заявки Сочи на Игры-2014, для Всемирных игр боевых искусств.Сам с детства занимался спортом. И боксом, и легкой атлетикой, и дзюдо. Продолжаетзаниматься и сейчас. Но больше все-таки – съемками и дизайном. Лого «Матч ТВ» вкрасно-белых цветах, представленный на днях, вызвал много споров.
- Вампоказали только пяточку, которую нужно потом дорисовать и представитьмногообразие цвета и красок, - смеется Шанович. - Это же типично: все разбираютсяв футболе и медицине. Вот теперь и в дизайне.
Хотя,казалось бы, дизайнер должен был ожидать негативных откликов. Их всегда много,когда появляется что-то новое.
- Нет,я, как любой художник, ожидаю только восхищенных взглядов, аплодисментов и признаний. А весьмусор, который пишут некрасивые, неинтересные, несексуальные люди, меня неинтересует, - категоричен Сергей.
А какиелого нравятся самому Шановичу, если говорить о российских спортивных клубах?Взять хотя бы РФПЛ и КХЛ.
- «Зенит»,ЦСКА, - перечисляет Сергей. - Мне очень нравился старый логотип «Спартака». Имеюв виду идею с ромбом и буквой «С». Новый лого (в букву «С» вписан футбольныймяч – Прим. ред.) уже неочень. Отмечу так же «Динамо» с их каллиграфической буквой «Д». Если говорить оновых, очень неплох логотип у «Рубина», у хоккейного «Адмирала». А вообще мне нравится,когда за знаком есть история. Когда логотип вызывает отклик внутри…
Шановичотправился на площадку, чтобы найти отклик у Елены Весниной. Потому что сказатьдва слова – «Все на «Матч»!» – так, как надо, непросто.
-Мотор! Жги! – скомандовал Сергей. И, кажется, заставил Веснину зажечь.
Читайте также: