Как снимали звездный десант 1997
Фантастический боевик режиссера Пола Верховена, вышедший на большие экраны в 1997 году, с треском провалился в прокате. Однако, это не помешало ему почти сразу же заиметь культовый статус.
Интересные факты:
1. Режиссёр Пол Верховен не дочитал книгу писателя Роберта Хайнлайна « Звездный десант » до конца, найдя её слишком глупой и скучной.
2. В сцене в душевой, никто из актеров не хотел полностью оголиться, даже несмотря на то, что из павильона удалили всю съемочную группу, кроме режиссера и оператора. Когда актеров все-таки удалось убедить раздеться, Верховену не понравилось, что все ведут себя слишком скованно. После вопроса режиссера, с чем это связано, ему поступило предложение самому побегать при такой толпе народа без трусов. На удивление, Верховен не растерялся и полностью оголился. Вслед за ним соответствующим образом поступил и оператор фильма Йост Вакано. После чего съемки продолжили и сцену сняли без каких-либо проблем.
3. Режиссер Пол Верховен считает «Звездный десант» своим лучшим фильмом. За плечами режиссера картины « Робот-полицейский », « Основной инстинкт », « Плоть + кровь », « Черная книга ».
4. Действие ленты разворачивается в 2197 году.
5. Чтобы картина не получила совсем уж жуткий прокатный рейтинг NC-17, из «Звездного десанта» пришлось удалить пару сцен с обезглавливанием.
6. Во время сцены с падением в яму актера Майкла Айронсайда, находящаяся рядом Дина Мейер упала и ударилась головой, получив сильное сотрясение мозга.
7. Каспер Ван Дин сломал несколько рёбер, когда спрыгивал с постамента имитировавшего крупного жука.
8. В сцене в душе, герой Энтони Рувивара, сообщает всем, что пошел в армию, чтобы оплатить учебу в университете, ибо в ином случае ему для этого пришлось бы расстаться с руками и ногами. В более поздней сцене напавший арахнид лишает его рук и ног.
9. Так как большая часть жуков в фильме сделана с помощью CGI, режиссер Пол Верховен на съемках часто изображал арахнидов, бегая в кадре, матерно ругаясь и рыча.
10. Когда Каспера Ван Дина спрашивают, по какой причине аргентинца в фильме играет светловолосый и голубоглазый актер, он ссылается на то, что его персонаж потомок немецких преступников, которые после 1945 часто бежали как раз в Аргентину.
11. В фильме использовано самое большое количество военной амуниции в истории Голливуда.
12. Часть декораций переехала в «Звездный десант» из фильма «Вспомнить всё», который тоже поставил Пол Верховен.
14. Очень многие должности в фильме занимают граждане, лишившиеся каких-нибудь частей тела. Пол Верховен сделал это намеренно, дабы показать к чему приводит воинственность и милитаризм.
15. Марк Уолберг отказался от роли, которая позже отошла Касперу Ван Дину.
16. В картине 256 трупов.
17. В романе против людей так же воюет гуманоидный вид пришельцев, который находится в союзе с арахнидами. Сами арахниды тоже обладают передовыми технологиями. В фильме решили отказаться от гуманоидной расы, из-за бюджетных ограничений и убрать высокотехнологичное оружие у жуков, ибо оно могло выглядеть слишком смешно.
18. В фильме использовано более 80 литров жидкости заменяющей кровь.
19. Пол Верховен сообщил, что компьютерной коровой они пытались обойти запреты общества по защите животных PETA. Однако, даже компьютерная корова вызывала у организации слишком сильное возмущение. Из-за этого пришлось использовать « цензурирование », которое обошлось дешевле, ибо вместо CGI, за надписью просто спрятали техника, который разбрызгивал на стены красную жидкость.
20. Военная амуниция из «Звездного десанта», позже была использована в фильмах « Планета обезьян »(2001), « Могучие рейнджеры »(1999) и сериале « Светлячок »(2002).
21. В сцене с вскрытием жуков, когда героиню Дениз Ричардс вырвало прямо на стол, использовалось обычное банановое пюре.
22. В сцене с детьми, которые топчут насекомых, использовались муляжи.
Производственный бюджет 105 миллионов долларов. Кассовые сборы 121 миллион.
Реакция критиков на фильм «Звездный десант» была преимущественно негативной.
Как снимали "Звёздный десант" (фото со съёмок)
Этот фильм является экранизацией одноименной экранизацией романа Роберта Хайнлайна. Но экранизация эта очень вольная.
Книга являлась чем-то вроде манифеста против запрета на разработку ядерного оружия. Этакая ода милитаризму.
Но говорят, что режиссёр читая книгу заскучал и не дочитал до конца. Как итог, фильм и книга имеют довольно мало общего.
Рабочим названием фильма было "Охота на жуков на девятой заставе". Съёмочная группа о том, что она участвует в экранизации произведения Хайнлайна, узнала уже в процессе производства.
Фантастика в 90-х хорошо котировалась и денег у киноделов было просто завались. А потому, для своего времени жуки выглядят очень эффектно.
Большинство арахнидов, которых мы видим, являются продуктом трёхмерной графики. Создатели часам отсматривали документалки про насекомых, копируя их поведение и воссоздавали увиденное в графике.
Реалистичность достигалась при помощи тщательной работы со светом. Жуков освещали как сверху, так и с боков, имитируя отражение дневного света.
"Звёздный десант". Компьютерные спецэффекты в фильме
В самом начале фильма есть эпизод, в котором астероид, направляющийся к Земле, уничтожает оборонительные орудия лунного кольца. Другие лунные эпизоды, такие как полёт Кармен Ибенез (Дэнис Ричардс, Denise Richards) на тренировочном флайере, её управление Роджером Янгом во время отчаливания из дока, а также оба эпизода со станцией Тайкондирога были созданы студией Industrial Light & Magic под управлением супервизора Скота Скуайриса (Scott Squires).
Для эпизода с астероидом ILM построила 90 см космический "булыжник" для его большего соответствия модели студии Boss Film. По словам Скуайриса: "нам необходимо было удостовериться, что оба астероида будут выглядеть и двигаться схожим образом". Оборонительные орудия лунного кольца были созданы в том же масштабе, что и сама станция. Лазерные же лучи были анимированы на компьютере и затем помещены в кадры. Скуайрис добавил: "Мы также провели съёмки пиро-версии астероида, которая была затем взорвана. После этого мы наложили оба видеоряда на этапе компоузинга".
Лунное кольцо было создано путём съёмки одной и той же его секции. Внутренности кольца были построены с рассчётом на отсоединение верхних частей, благодаря которым было возможно движение дистанционно управляемой камеры. "Флайер Кармен представлял собой трёхмерную модель. Изначально мы планировали построить миниатюру, но из-за необходимости в сложных движениях как внутри, так и снаружи кольца мы решили, что целесообразнее будет смоделировать её на компьютере".
В следующем эпизоде, над которым трудилась ILM, Кармен пилотирует Роджер Янг во время его вылета из дока. Скуайрис вспоминает: "Мы потратили много времени на аниматику сцены, тщательно устанавливая временные метки и переснимая каждый кадр, пока Пол (Андерсон) не остался доволен". ILM построила 2,7 м модель звёздного крейсера, а также док лунной станции (над частями которого также поработала студия Thunderstone). "Стыковочные кабеля дока представляли собой трёхмерные модели", - говорит Скуайрис, - "Пар и газ были созданны при помощи программ моделирования на основе частиц. Мы также добавили в кадры трёхмерных рабочих в космических скафандрах".
Один из отдельных космических эпизодов в "Звёздном десанте" демонстрирует столкновение Роджера Янга с астероидом арахнидов. Задача по съёмке визуальных эффектов для него легла на плечи студии Boss Film Studios под управлением супервизоров Дэвида Джонса (David Jones) и Джима Райджела (Jim Rygiel), в то время как их компоузингом занималась студия POP Film.
Первая же сцена претендует на звание самой сложной во всём эпизоде. Камера покрывает огромные расстояния, демонстрируя вначале весь Роджер Янг, а затем, плавно приближаясь к рубке управления, дежурящую в ней Кармен Ибенез. Когда студия начала свою работу, часть с живыми видеосъёмками была уже отснята, поэтому Boss не могла вносить никаких изменений в сцену. Том Дедрес (Tom Dadras), супервизор по визуальным эффектам Boss Film, делится своими воспоминаниями: "Имея на руках готовую часть отснятых видеоданных, нам приходилось, во время разработки сцены, отталкиваться именно от неё".
"Как только мы закончили с аниматикой сцены, последовал этап съёмок звёздного крейсера", вспоминает Дедрес. Несмотря на то, что Boss Film построила для своих нужд 5,4 м модель Роджера Янга, размеры рубки управления, высота которой составляла всего 1,4 см, не позволяла приблизить камеру близко к модели. Решением стало создание трёхмерной рубки, которая заменит оригинал в определённое время движения камеры. Цифровая модель рубки была смоделирована на основе сосканированной студией Viewpoint части 5,4 м модели крейсера, в то время как текстуры подготовила Sassoon Film Design.
Финальным компоузингом сцены занималась студия POP Film. Продюсер Андре Д'Амико (Andrea D'Amico) вспоминает: "Из-за своей сложности эта сцена стала нелёгким испытанием не только для самой Boss, но и для наших компоузеров. Необходимо было очень постараться, чтобы совместить части Boss и наши, между моделью корабля, трёхмерной рубкой управления и живыми видеосъёмками. Будем надеяться, зритель не заметит переход между ними, и примет сцену за реальность".
В то время как эпизод продолжается, Роджер Янг сталкивается с летящим навстречу ему астероидом, в результате чего теряет верхнюю надстройку. Дедрес рассказал, что Boss построила две модели. "Первая представляла собой полноценный астероид, обладавший возможностью вращения в любом направлении, которое было нам необходимо. Вторая 6,6 м модель являлась лишь частью астероида. Она использовалась в кадрах столкновения со звёздным крейсером".
Съёмка самой сцены была нелёгкой задачей. "Модель астероида, сталкивающаяся с Роджером Янгом, имеет другой масштаб по сравнению с кораблём", - объясняет Дедрес, - "поэтому съёмка обоих элементов была произведена отдельно. Нам пришлось заранее спланировать буквально каждое их движение, а также освещение и тени, благодаря чему модели, снятые отдельно и построенные в различных масштабах, выглядели бы так, как если бы находились рядом".
Не меньше труда в сцену положила и студия POP Film. Д'Амико вспоминает: "Нами была сгенерирована карта звёздного неба, которая должна была соответствовать небу Sony из эпизодов сражений. Мы также занимались кадрами, в которых фигурировали основные двигатели Роджера Янга. Добавление дополнительного потока энергии, вырывающегося из них, заставило изрядно попотеть наши компьютеры". Достижение одинакового внешнего вида работающих двигателей кораблей Sony и Boss было также большой необходимостью. "Наш отдел компьютерного моделирования тесно сотрудничал с Sony", - вспоминает Д'Амико. "Мы использовали их шейдеры для создания голубой пылающей энергии, вырывающейся из двигателей".
"Вы хотите знать больше?"
Несмотря на свой "юный" возраст, студия Banned From The Ranch (сокращённо BFTR) успела заработать хорошую репутацию, участвуя в создании таких фильмов как "Пик Данте" и "Спаун". Для "Звёздного десанта" студия занималась компьютерной графикой в эпизодах Федеральной Сети (FedNet). Ван Линг (Van Ling), основатель и супервизор BFTR, вспоминает: "Пол Верховен хотел, чтобы наша графика была помесью заголовков из пропагандистских фильмов Второй Мировой войны, трейлеров второсортных фильмов 1950-х гг., а также Интернет-интерфейса "наведи и кликни".
Специально для "Звёздного десанта" BFTR создала несколько логотипов, включавших стандартный, появляющийся в начале фильма, а также его производные для других сцен: траурный чёрно-белый для сцены поражения, в огне - для начала войны и т.д.
В большинстве случаев логотипы BFTR были наложены на компьютерную графику других студий. Создание студиями ILM, VCE, Compound Eye и Sony компьютерных спецэффектов велось одновременно. Линг отметил: "Мы разрабатывали дизайн наших логотипов и их местоположение на основе тестовых сцен других студий, точно не зная, каким будет финальный результат".
Питер Карен (Peter Kuran) из VCE комментирует: "Работать с Banned From The Ranch было довольно легко, поскольку обе студии использовали компьютеры Macintosh". BFTR создала всю свою анимацию при помощи программ After Effects, Photoshop и ElectricImage.
Увеличивая видимые границы
Рисованные фоны давно стали неотъемлемой частью фильма, увеличивая видимую перспективу и ландшафты, не существующие на самом деле. Для "Звёздного десанта" студия Compound Eye под управлением Марка Салливана (Mark Sullivan) создала 23 цифровых рисунка.
Один из эпизодов, над которым трудилась Compound Eye, демонстрировал разрушенное поселение мормонов (Mormon). Салливан вспоминает: "Всё началось с создания и фотосъёмок миниатюры. Используя фотографии в качестве примера, мы нарисовали фон". Фотографические элементы, такие как пыль, миниатюрные ветряные электростанции и люди были затем наложены на видеоизображение. "В Вайоминге мы забрались на вершину горы и провели съёмку гулявших внизу людей. Мы также подрисовали некоторые элементы фона, включая каменные образования для их более экзотического внешнего вида".
Демонстрация внеземной природы в "Звёздном десанте" была также нелёгкой задачей. "Фоны, которые мы подготовили для эпизода в каньоне Хоппер (Hopper Canyon)", - говорит Салливан, - "включали в себя самое сложное движение камеры, с которым нам когда-либо приходилось работать. Изначально камера показывает наш фон, затем плавно поворачивается влево и вниз, демонстрируя зрителю пехоту, исследующую каньон".
Для сцены, в которой сотни пехотинцев вбегают в свои транспорты перед боем, рисованный фон был совмещён с панорамным фотографированием. "Мы пошли к Sony Pictures Imageworks, прихватив с собой наши проекты рисунков. После просчёта высоты положения камеры, угла наклона, а также типа линз, мы сфотографировали модели десантных транспортов, чтобы в конечном итоге интегрировать их в наш фон".
Другие спецэффекты
Множество спецэффектов в "Звёздном десанте", категоризировать которые к какой-то определённой группе невозможно, были созданы Питером Кареном и его компанией VCE. Воспитанник школы визуальных эффектов оригинальной трилогии "Звёздных войн", Карен со своей компанией работал над более чем 200 фильмами. Для "Звёздного десанта" VCE выполняла цифровое закрашивание элементов сцены, а также компоузинг изображения.
У лейтенанта Джина Расжака (Майкл Айронсайд, Michael Irongside) в начале фильма лишь одна рука. Но настоящий актёр - не инвалид. Карен рассказывает: "Эпизоды в классе были вначале сняты с Айронсайдом, носящим "протезную" руку, а затем без него. Протез был создан Кевином Яджером (Kevin Yagher) и привязывался к предплечью актёра, в то время как его настоящая рука была вырезана из кадра, а её место занял чистый задний фон".
Таким же способом бы снят эпизод, во время которого Джонни Рико (Каспер Ван Дин, Casper Van Dien) находится в заполненном жидкостью контейнере, в то время как робот лечит рану на его ноге. Протез ноги Яджера был наложен цифровым методом на место здоровой ноги актёра на этапе компоузинга.
В дополнение к этим и другим, Карен отвечал за создание нескольких "невидимых" эффектов. Когда Джонни Рико публично наказывают за вину в убийстве солдата во время тренировки, в кадрах, в которых использование плети было бы слишком опасным, она была заменена на свой цифровой аналог. Карен также отметил: "Кровавые раны от плети на спине Рико были созданы при помощи макияжа, а затем убраны из кадра до того, как цифровая плеть пройдётся по спине".
Пропаганда фашизма
За основу сюжета "Звёздного десанта" был взят одноимённый роман известного писателя-фантаста Роберта Хайнлайна (Robert Heinlein). В процессе работ над фильмом сюжет неоднократно изменялся в пользу добавления большего количества экшн-сцен. Но, в целом, он довольно неплохо передаёт задумки Хайнлайна.
После множества войн, расцвета преступности и коррупции к власти в мире приходят военные ветераны, создав глобальное правительство - Землю Федерацию, в которой существует всего два класса людей: "штатские" и "солдаты". Разница между ними состоит в том, что (по фильму): "солдат, в отличие от штатского, несёт персональную ответственность за безопасность государства, членом которого он является; защищая его интересы и, если необходимо, отдавая за него свою жизнь".
Смысл этих слов в том, что штатский не обладает правами гражданства. Только пройдя "Федеральную Службу" можно стать гражданином своей страны. Чтобы стать гражданином, Джонни Рико, а также его девушка Кармен Ибенез и друг Карл Дженкинс (Нил Патрик Харрис, Neil Patrick Harris), записываются на "Федеральную Службу"… как раз "во время", чтобы сражаться с угрозой из космоса - расой интеллектуальных насекомых под простым и лаконичным названием "Жуки".
Тем не менее, решив внести в "Звёздный десант" дух Второй Мировой войны, Пол Верховен добавил, по мнению многих критиков, обширное количество элементов фашизма (свастика, стиль одежды), феминизма и пропаганды середины прошлого столетия, которых в оригинальном романе Хайнлайна не было. Этим, а также рейтингом "R" (самый "строгий" рейтинг оценки фильмов в США, запрещающий просмотр фильма лицам до 18 лет) за излишнюю жестокость, "Звёздный десант" заработал себе, по словам критика Роджера Эберта (Roger Ebert) статус "детского фильма, который не сможет посмотреть ни один ребёнок".
"Присоединяйся сейчас!"
Выход "Звёздного десанта" состоялся 7 ноября 1997 года. Изначально планировалось выпустить фильм в августе, но паблишер Sony Entertainment насытила лето фантастическими картинами, и хотела придержать "Звёздный десант". Картину не смогла посмотреть молодёжь, а ведь, как известно, она составляет львиную долю аудитории научно-фантастических фильмов. В результате в США "Звёздный десант" собрал всего 54,7 млн. долл (бюджет составил 100 млн. долл.), в мире - 66,3 млн. долл. Суммарная же прибыль, как не трудно сосчитать, составила 121 млн. долл.
Тем не менее, фильм обзавёлся большим количеством фанатов, которые возжелали продолжения. Sony Entertainment не хотела рисковать дважды и сделала "Звёздный десант 2: Герой Федерации" ("Starship Troopers 2: Hero of the Federation") "direct-to-video"-релизом, поручив его создание Филлу Тайппетту (который теперь выступал не только в качестве супервизора по спецэффектам, но и режиссёром и сценаристом). К сожалению, ничтожно-малый бюджет в почти 7 млн. долл. (а также 3 месяца, отведённые на создание фильма) не позволил метру раскрыть все свои таланты, и отличная для своей цены компьютерная графика второй части не спасла ужасный сюжет и игру актёров-новичков.
В одном из интервью Тайппетт упомянул о возможности появления "Звёздного десанта 3". Что же, посмотрим. Будем надеяться, что Sony Entertainment создаст настоящее продолжение первой части, не хуже самого оригинала.
Как снимали звездный десант 1997
И снова всем привет!
Отгремело День Рождения, волей судьбы совпавшее с Днем Рождения Валерия Георгиевича, и я снова возвращаюсь к написанию блога.
Сегодня предлагаю вспомнить фантастический фильм "Звездный десант" Пола Верхувена. Насколько шикарным оказался первый фильм, настолько бездарными оказались все следующие части.
Полазил по интернету, собрал все интересные факты об этом фильме в одной записи.
Насколько хорошо это получилось - решать вам.
Действие фильма разворачивается в далеком будущем, в новом тысячелетии. Чтобы стать гражданином Федерации и получать блага и привилегии, люди отныне должны доказать свою пользу для общества, и многие выпускники школ отправляются в армию, дабы своей блестящей службой на благо человечества заслужить гражданство.
Друзья с детства Джон «Джонни» Рико (Каспер Ван Дин), Кармен Ибаньес (Дениз Ричардс) и Карл Дженкинс (Нил Патрик Хэррис) вместе посещали среднюю школу в Буэнос-Айресе, а после ее окончания вместе решили записаться в армию Федерации.
Тогда как отличница Кармен и участвующий в федеральных исследованиях психики Карл направлены в престижные войска, менее прилежный Джонни отправляется в учебный лагерь для мобильной пехоты. Их пути расходятся: Кармен получает должность офицера и пилота флота, Карл становится разведчиком, а Джонни судьба подкидывает все новые и новые испытания. Но бывшие друзья еще не раз пересекутся на войне: огромные насекомые с планету Клендату захватывают все живое, и человечество вынуждено вступить в отчаянную борьбу за свое настоящее и будущее…
Слоганом фильма стала фраза «Отныне человечество – вымирающий вид!»
Роман Роберта Хайнлайна «Звездный десант» вышел в 1959 году в октябрьском и ноябрьском выпусках «Журнала фэнтэзи и научной фантастики».
Фильм значительно отличается от книги, как по сюжетной составляющей, так и по видению того или иного персонажа. Например, в книге повествование ведется от первого лица Хуана «Джонни» Рико, сына состоятельных филиппинцев, которого призвали на военную службу в мобильную пехоту – престижное военное подразделение, в котором используются самое современное вооружение и механизированная техника. В фильме пехота представлена обычными пехотинцами со стандартным вооружением без бронированной техники, артиллерии, оружия большой дальности и т.д.
В ряд ранних телевизионных версий фильма не вошла сцена, в которой военнослужащие обоих полов принимают душ в общей душевой, и сцена с высасыванием мозга (присутствуют в издании на видеокассетах и DVD), так же были вырезаны различные сцены где видно как арахниды отрывают солдатам конечности или разрывают пополам военного корреспондента.
Сцену в душе Пол Верховен и оператор Йост Вакано снимали в одиночку, удалив с площадки весь съемочный персонал.
Съемки фильма продолжались с 29 апреля по 23 октября 1996 года и проходили в Лос-Анджелесе и штате Южная Дакота. Съемки сцен, где действие разворачивается на планете насекомых, Клендату, проходили на незаселенных землях штата Вайоминг.
Фильм «Звездный десант» был номинирован на «Оскар» в категории «Лучшие визуальные эффекты», а также на премию телеканала MTV за лучшую экшен-сцену. В целом, лента была удостоена трех наград и одиннадцати номинаций на различные престижные кинопремии.
Фильм вызвал горячие споры и многочисленную критику поднятых им социальных и политических темы, в которых некоторые критики увидели пропаганду милитаризма и даже фашизма.
Бюджет картины «Звездный десант» составил 105 миллионов долларов, сборы в американском прокате едва превысили 54 миллиона. Общие сборы фильма по миру составили немногим более 120 миллионов.
На момент создания фильма в нем было задействовано самое большое количество военной амуниции.
Около 300 художников и компьютерных дизайнеров трудились над созданием спецэффектов, прежде всего, всевозможных видов жуков. В общей сложности, в ленте задействованы 500 различных визуальных эффектов.
Для создания космического флота сразу отказались от компьютерных моделей, на первом месте стояла детализация корабля, но корабли поддержки и транспорт в части эпизодов трехмерные. Было построено 13 кораблей Rodger Young (один 5,4 м, шесть 2,7 м, шесть 46 см), несколько транспортников и модель станции Ticonderoga.
Эскизы просто великолепны!
И их реализация в моделях:
Боевая станция "Ticonderoga":
' loading='lazy' decoding='async' alt='' >
Также интересны жучьи баталии. В большинстве случаев это трехмерные модели и лишь в эпизодах с трупами были куклы. Просчёт батальных кадров занимал до 32 часов! Жуки появлялись днём и ночью, под освещением луны…комбинировались лучи, идущие от солнца и отраженные от земли. Недаром над этим пиршеством визуальных технологий работали самые именитые студии.
Обладатель Academy Award Фил Тайппетт (Phil Tippett) уже знаком нам по работе над фильмами "Парк Юрского периода" и "Сердце дракона" ("Dragonheart" . Но его имя стало известным ещё в далёкие 80-е, когда он работал над картинами: "Звёздные войны: Эпизод V: Империя наносит ответный удар" ("Star Wars. Episode V: The Empire Strikes Back" , "Уиллоу" ("Willow" , "Робот полицейский 2" ("RoboCop 2" и др. Его компания, Tippett Studio, создала спецэффекты для 250 эпизодов "Звёздного десанта".
Обязанности Tippett Studio не ограничивались моделированием арахнидов и их анимацией. Студия была также вовлечена в создание различных эффектов на основе частиц, таких как огненный поток жука-танкера и энергетические выстрелы плазменного жука. Лерри Уисс вспоминает: "Во время моделирования внешнего вида "дыхания" жука-танкера, мы просмотрели множество документальных видеосъёмок настоящей лавы. Несмотря на то, что огненный поток не должен был быть лавой, он обладал некоторыми из её свойств."
Множество спецэффектов в "Звёздном десанте", категоризировать которые к какой-то определённой группе невозможно, были созданы Питером Кареном и его компанией VCE.
У лейтенанта Джина Ражчкка (Майкл Айронсайд, Michael Irongside) в начале фильма лишь одна рука. Но настоящий актёр - не инвалид. Карен рассказывает: "Эпизоды в классе были вначале сняты с Айронсайдом, носящим "протезную" руку, а затем без него. Протез был создан Кевином Яджером (Kevin Yagher) и привязывался к предплечью актёра, в то время как его настоящая рука была вырезана из кадра, а её место занял чистый задний фон".
В дополнение к этим и другим, Карен отвечал за создание нескольких "невидимых" эффектов. Когда Джонни Рико публично наказывают за вину в убийстве солдата во время тренировки, в кадрах, в которых использование плети было бы слишком опасным, она была заменена на свой цифровой аналог. Карен также отметил: "Кровавые раны от плети на спине Рико были созданы при помощи макияжа, а затем убраны из кадра до того, как цифровая плеть пройдётся по спине".
Тот самый агрессивный мужик из Буэнос-Айреса, заявляющий «Хороший жук – мертвый жук», - это продюсер фильма Джон Дэйвисон.
Сценарист Эд Ньюмайер появился в роли преступника, приговоренного к смерти.
Фото с ним, к сожалению, не нашел((
Стихи в песне Дэвида Боуи «I Have Not Been To Oxford Town» были слегка изменены – там упоминался XXI век, его поменяли на век XXIII. А кавер-версия этой песни исполнена Зои Полидурис, старшей дочерью композитора Бэйзила Полидуриса.
Улыбчивый рядовой Эйс Леви - не кто иной, как сын одного из главных киношных злодеев 90-х - Гэри Бьюзи, Джейк.
Герой Джейка Бьюзи исполняет на скрипке мексиканскую национальную песню «Ласточки». В Мексике это песня поется на прощание.
Во время съемок боя с жуком-танкером Каспер Ван Дин себе что-то сломал - то ли ребро, то ли руку (разные источники выдают различную информацию)).
Дину Майер в ходе съемок случайно ударили по голове, и она потеряла сознание.
Актер Клэнси Браун (сержант Зим) вам должен быть знаком по фильму "Побег из Шоушенка", где он так же сыграл человека в погонах, наделенного властью - надсмотрщика тюрьмы))
В фильме не обошлось и без погрешностей:
В сцене, где сержант Зим метает нож в кисть руки рядового Леви, при замедленном просмотре отчётливо видно, что вначале из руки струится кровь, а только после этого нож попадает в ладонь.
В середине фильма когда десант в первый раз высаживается на планету, в первом бою семеро человек минут 5 стреляют в упор по одному жуку и никак не могут его убить, при том что в финальной сцене трое таких же десантников с таким же оружием штабелями укладывают перед собой десятки жуков.
В качестве бонуса - видео с интересными фактами и киноляпами этого великолепного фильма:
Семь заметок о «Звездном десанте»
Все знают, как в Голливуде относятся к экранизациям. Зачастую, итоговый фильм вообще не имеет ничего общего с литературным первоисточником. Но, как правило, это нисколько не мешает создателям раздавать интервью, в котором они без какого-либо стеснения рассказывают о том, как любят оригинальную книгу и с каким «уважением» перенесли ее на большой экран.
В этом плане «Звездный десант» весьма редкий зверь — ведь Верховен никогда не скрывал, что он прочитал лишь первые несколько первых глав романа Хайнлайна, после чего выбросил книгу, сочтя ее отвратительной пропагандой ультраправых взглядов и фашизма. Поэтому, режиссер и сценарист Эдвард Ноймаейр (один из авторов «Робокопа») решили превратить фильм в сатиру, откровенно высмеивающую и полемизирующую с точкой зрения Хайнлайна.
Конечно, такой подход может показаться нечестным. В самом деле, какому фанату захочется, чтобы его любимое произведение становилось объектом насмешек? Но Верховен это Верховен — он никогда не боялся идти наперекор общественному мнению и принятым нормам. За это многие его любят. За это многие его ненавидят.
«Звездному десанту» помогли кадровые проблемы Sony
Сложно представить, чтобы в наше время какая-то из голливудских студий дала бы добро весьма провокационному фильму, бюджет которого к слову превосходил бюджет «Звездных войн». Даже 20 лет назад нужно было обладать огромной смелостью, чтобы профинансировать подобную картину. Но в случае со «Звездным десантом» все оказалось намного прозаичнее.
По словам Верховена, сценарий фильма совершенно не пытался скрыть острые моменты. Любой, кто внимательно прочел бы рукопись Ноймайера, сразу бы все понял. К счастью, читать было некому. Фильм был запущен в производство в то время, когда Sony охватили серьезные кадровые неурядицы. На протяжении пары лет руководство студии менялось чуть ли каждые несколько месяцев.
У пытавшегося удержаться на месте начальства были дела поважнее, чем вникать в то, что именно там снимает Верховен. Производство шло без каких-либо проблем, фильм не выбивался из графика и бюджета — остальное руководство не интересовало. Никто даже толком не просматривал черновые материалы со съемок. Кто знает, может нынешнему руководству Sony для разнообразия стоит снова перенять эту тактику?
В «Десанте» Верховен применил свою излюбленную формулу, сделав сразу два фильма для двух разных целевых групп. Те, кто любят незатейливые боевички с кучей экшна, приключений и нагромождением спецэффектов увидят именно это. А именно, героическую историю Джонни Рико, который проходит путь от зеленого бойца до закаленного ветерана, уничтожая жуков, спасая друзей и в финале рвясь в новый бой ради человечества.
С другой стороны, если копнуть хоть немножко вглубь, можно увидеть совсем другое кино. Про идеальное фашистское общество. Сам Верховен объяснил это так: «Если бы я попытался прямо рассказать миру что фашисткий, ультраправый путь развития это плохо, то в виду банальности мысли конечно же никто бы меня не послушал. Поэтому я создал идеальный фашистский мир: в нем все красиво, все блестит, у всех огромные пушки и навороченные корабли, но все это годится лишь для того, чтобы истреблять гребанных жуков». Верховен хотел снять картину, которая бы заманивала зрителей в свой мир, а затем заставляла бы задуматься по поводу того, что именно они только что увидели.
Визуальный стиль фильма идеально дополнил его внутреннее содержание. Открывающая сцена точно копирует эпизод из «Триумфа воли». Униформа военных копирует стиль формы СС. Агитролики, лексикон, архитектурные решения, принципы управления обществом, идеалы людей — буквально все в этом мире выдержано в духе фашистско-милитаристской утопии.
Так что если отбросить блестящую упаковку, героический боевик превращается в драматическую антиутопию. Судите сами. В самом начале Джонни Рико это просто молодой парень. Несмотря на то, что он живет в жестко милитаризированном обществе, пропитанном пропагандой, он не обращает на нее особого внимания, как и на рассказы своего учителя. Он мечтает лишь о том, чтобы быть со своей возлюбленной Кармен. Желая ее впечатлить, он необдуманно записывается в мобильную пехоту, не желая осознавать, что Кармен на самом деле не испытывает к нему таких же чувств. Ей не нужен Рико. Она хочет сделать карьеру и пользуется этой возможностью.
На заднем же плане уже маячит признак скорой войны, но Рико не обращает на него внимания. Люди постепенно вторгаются на территорию Арахнидов (см. репортажи об убитых поселенцах), что уже является удобным поводом для начала боевых действий. Затем на Землю падает астероид, и телевидение сразу же сообщает, что в этом виноваты жуки — хотя у нас нет ни одного доказательства, что у них есть хоть какая-то техническая возможность провести подобную операцию. В фильме у жуков вообще нет никаких технологий.
Далее герой попадает в мясорубку войны и постепенно превращается в солдафона с промытыми мозгами, словно сошедшего с агитплакатов. В итоге все заканчивается фальшивым хэппи-эндом. Школьные друзья снова вместе, но они уже совсем не те люди, кем были в начале картины. Рико потерял свою истинную любовь Диззи, Кармен потеряла Зандера. То будущее, что их ждет, никак нельзя назвать светлым. Да и осталось ли у них хоть что-то, ради чего действительно стоит жить? Ну а финальные агитролики показывают, что ничего не изменилось. Пропагандистская машина продолжает работать, отправляя новых Джонни Рико в мясорубку.
За спецэффекты «Звездного десанта» отвечал Фил Типпетт, до этого занимавшийся «Звездными войнами» и «Парком Юрского периода». Для фильма была использована комбинация из аниматронных и компьютерных эффектов. Например, для дальних планов космические корабли рисовались на компьютере. В то же время, были созданы и миниатюры. Например, в сцене, где корабль «Роджер Янг» раскалывается на две части, использовалось уже не CGI, а модель. Благодаря этой комбинации и спустя 20 лет «Звездный десант» по-прежнему смотрится очень впечатляюще.
Аналогичная тактика использовалась и для визуализации жуков. Для крупных планов использовалась аниматроника. Для сцен движения применялось CGI. Вот тестовая анимация атаки арахнидов, созданная во время пре-продакшена, чтобы продемонстрировать возможности компьютерной графики и убедить студию запустить фильм.
Пол Верховен как мог, пытался облегчить актерам их работу и визуализировать жуков. Разумеется, он делал это в своем традиционном провокативном стиле. Режиссер часто бегал по съемочной площадке, изображая атаки арахнидов. По воспоминаю Клэнси Брауна, однажды Верховен начал прыгать с мегафоном и кричать «Я ох…но большой жук! Я тебя убью!».
Впрочем, создатели использовали и более традиционные методы — например, устанавливали на съемочной площадке шесты и прочие визуальные ориентиры, чтобы дать актерам представление о размере жуков и куда нужно смотреть. В процессе пост-продакшена их заменяли на CGI.
Актеры потребовали чтобы Верховен обнажился для сцены в душе
Во время одной из известных сцен «Звездного десанта» мы следуем за героями в общий душ, где одновременно моются как женщины, так и мужчины. Эпизод должен был продемонстрировать полное отсутствие гендерных стереотипов в будущем. Сцена совершенно типична для Верховена, однако почти все актеры испытывали заметный дискомфорт. В итоге, они потребовали, чтобы Верховен и оператор фильма Йост Вакано тоже были голыми во время ее съемки. Оба согласились обнажиться без каких-либо колебаний.
Как хорошо известно всем, кто читал роман Хайнлайна, там мобильная пехота воевала в ультрасовременных боевых костюмах в которых имелось все от реактивного ранца до ядерных ракет.
В фильме же ровно противоположная ситуация: отправляющиеся на маленькую победоносную войну солдаты отвратительно экипированы. Красивые жилеты и шлемы, в которых так здорово маршировать на парадах, абсолютно не могут защитить от жуков, у бойцов нет никакой тяжелой техники, а про авиацию они в лучшем случае что-то слышали. Поэтому, им приходится воевать, используя не очень эффективное огнестрельное оружие. По сути, это еще один сатирический элемент, дополняющий стильный фашистский мир Верховена.
Главным оружием пехотинцев в фильме является винтовка Морита. Она была сделана из карабина Ruger Mini-14 / AC-556, частей от помпового дробовика Ithaca 37, приклада от MZ14 Bullpup и пламегасителя от пулемета M60.
Большая часть использовавшихся в фильме винтовок были муляжами. Для сцен стрельбы использовались два разных вида Морит. Одна модификацию могла стрелять в автоматическом режиме, а дробовик был декоративным элементом. Другая же, наоборот, могла стрелять лишь в режиме дробовика.
Многие восприняли фильм как пропаганду фашизма
Сложно в это поверить, но Верховенская сатира оказалась слишком тонка для значительной части зрителей образца 1997 года. После премьеры многие на полном серьезе стали обвинять кино в пропаганде фашизма. Критики, в общем-то, оказались не лучше, почти поголовно приняв все показанное на экране за чистую монету. В результате они просто разгромили «Звездный десант». Его называли «фильмом для подростков», «безостановочным фестивалем насилия, на фоне которого даже самый тупой летний блокбастер покажется интеллектуальным кино», ругали за спецэффекты ради спецэффектов, отвратительную актерскую игру и отсутствие сюжета.
Ну а знаменитый Роджер Эберт назвал кино «одномерной пустышкой, рассчитанной для 11-летних фанатов фантастики», обвинив его в том, что в отличие от «Звездных войн», в «Десанте» нет ярких красок, веселых комических вставок и гуманизма. Ну ничего, я искренне верю в то, что рано или поздно найду хоть один знаковый фантастический фильм, который понравился Эберту.
Все это стало одной из основных причин коммерческого провала картины. «Десант» собрал 54 миллиона долларов в американском прокате, еще 66 миллионов дал ему мир. И это при том, что бюджет картины составлял внушительные для того времени 105 миллионов. Вторая финансовая неудача подряд конечно же нанесла серьезный удар по голливудской карьере Верховена. Студии перестали доверять ему, ограничив творческую свободу. После вымученного «Невидимки» Верховен понял, что ему с Голливудом больше не по пути и вернулся на родину.
Что касается «Десанта», то с годами отношение к нему серьезно изменилось. Новое поколение сумело разглядеть в картине то, что в нее вкладывал Верховен. На волне возродившегося интереса была выпущено парочка дешевых продолжений из категории direct-to-video, и недавний анимационный фильм. Также несколько лет назад в Sony объявили о намерении сделать ребут картины Верховена. Но провалы ремейков «Вспомнить все» и «Робокопа» если и не отменили, то по крайней мере приостановили эти планы.
Сам Верховен весьма скептически относится к идее ребута. По его мнению, скорее всего на выходе получится именно то кино, которого он так старался избежать — пафосное, патриотическое, восхваляющее армию и войну. Сам голландец неоднократно говорил, что «Звездный десант» это единственный фильм, к которому он бы действительно хотел снять продолжение.
К сожалению, нам вряд ли суждено увидеть его. Верховену уже 79 лет, и не думаю, что ему еще доведется поработать в Голливуде. Что же касается современного поколения режиссеров, я честно говоря не вижу никого, кто мог бы перенять у голландца эстафету. А жаль. Я бы определенно заплатил, чтобы вернуться с Верховеном в мир «Звездного десанта» — и даже больше, чем один доллар.
Читайте также: