Как снимали путешествие к центру земли
Как и первые восхождения в горы, знакомства человека с подземными мирами носили огромную научную ценность, ведь каждое погружение в недоступные ранее миры было неким исследованием, создающим почву для формирования целой науки. За два века спелеология окончательно сформировалась и стала целым комплексом наук, изучающих все процессы и явления, происходящие в подземных лабиринтах. И если для окончательного формирования картины поверхности земли решающую роль сыграли точные измерения на местности и наблюдения с воздуха, то открытие неизвестных ранее подземных миров продолжается по сей день, шаг за шагом. Учитывая недоступность подземных путешествий и фантастические виды, открывающиеся там внизу, не удивительно, что с течением времени это занятие приобрело спортивное ответвление.
Для простоты спелеологией стали называть любые осознанные погружения человека под землю, хотя это не совсем правильно. Спелеология — в первую очередь комплексная наука, представители которой занимаются всесторонним изучением естественных подземных пространств, надежно хранящих историю нашей планеты. Спелеотуризм — технически сложный вид спорта, в основе которого лежит прохождение подземных маршрутов, некоторые из которых также представляют научную ценность, но выступают, в первую очередь, как полигон для тренировок, пусть и столь необычный. В качестве классификаций маршрутов используются пять категорий с дополнениями. Например категория 1 — это простые маршруты, подвластные новичкам и на их прохождение уйдет не более 12 часов. 5 А и Б — маршруты подразумевающие один или несколько подземных лагерей, на прохождение которых потребуется более 14 дней! Всего на территории бывшего союза насчитывается порядка 500 пещер разных уровней сложности, расположенных во всех частях страны, от Архангельска до Хабаровска.
Спелеология невозможна без необходимой физической подготовки и навыков, а также серьезного технического оснащения. Именно поэтому эпохой великих спелеологических открытий считается вторая половина ХХ века, время когда человек продвинулся в изучении сразу всех недоступных ранее направлений: глубин океанов, высочайших вершин и даже верхних слоев оболочки планеты. Даже проводя аналогию с несложными восхождениями и погружениями на глубину, здесь под землей есть главное отличие — отсутствие света и, порой, слишком ограниченные пространства для обзора и каких либо маневров, все это ведет к еще более жесткой дисциплине, слаженной работе команды и, разумеется, ответственному подбору необходимого снаряжения.
История
Исследование пещер в России началось еще в начале ХVIII века, и одним из первых объектов отечественной спелеологии стала карстовая пещера Кунгурская, находящаяся на территории пермского края. Огромный вклад в изучение подземных миров сделал Михаил Ломоносов. Ученый доказал, что пещеры имеют физико-химическую природу, обосновал причины движения воздуха под землей и образование пещерного льда. По проекту Ломоносова организованы первые научные экспедиции, по итогом которых были собраны сведения об уральских (Дивья, Капова), кавказских (Провал), поволжских (Борнуковская), крымских (Большой Бузлук) и алтайских (Чарышская) пещерах.
В конце ХIХ века в Европе создается множество спелео-обществ и клубов, а основоположником спелеологии как отдельной науки считается французский ученый Эдуард Альфред Мартель, экспедиции которого пробудили к вопросу интерес как со стороны ученых, так и обычных граждан.
Как мы уже говорили, настоящий спелео-бум начался только в двадцатом веке, когда по всему миру было открыто несколько тысяч пещер, среди которых действующие рекордсмены глубины и протяженности коридоров. Именно с тех пор, подземные лабиринты стали рассматриваться не просто как загадочные природные объекты, а как шкатулки, хранящие тысячелетние тайны планеты, к которым человек смог подобраться только сейчас.
Звон карабинов
Базовый комплект снаряжения спелеолога имеет те же элементы, что и у альпинистов. Транспортная магистраль — статическая, то есть жесткая веревка диаметром 10-12мм, страховочная система или обвязка для каждого участника, устройства для спуска и последующего подъема по веревке, карабины, оттяжки, «усы» самостраховки и многое другое, что вы уже многократно видели в арсенале альпинистов. В зависимости от ширины лазов и уровня влажности, в качестве транспортировки снаряжения используют непромокаемые баулы или герметичные рюкзаки. Одежда так же выбирается исходя из предстоящих испытаний, чаще всего это специальные комбинезоны, устойчивые к истиранию и контактам с водой, и не менее выносливые ботинки с высоким берцем. Свет — главное условие существования под землей и возвращения на поверхность, именно поэтому у каждого члена экспедиции помимо налобного фонаря должно быть еще как минимум 2 источника света и запас батарей, вдвое превышающий предполагаемое время пребывания под землей. При однодневных забросках, организация лагеря происходит неподалеку от входа в пещеру, при многодневных экспедициях все необходимое для поддержания жизни, включая большой запас провизии, воды, кухню и бивак, спелеологи несут с собой.
Отправляясь в дальний путь.
11 сентября компания в широкий прокат выходит семейно-приключенческий фильм «Путешествие к центру Земли». Трое искателей приключений, погрузившись глубоко под Землю в странную новую реальность, отправляются в невероятное путешествие, где им открываются поразительные, местами смертельно-опасные перспективы.
Во время научной экспедиции в Исландию ученый-романтик Тревор Андерсон (Брендан Фрейзер), его племянник Шон (Джош Хатчерсон) и их местный проводник обворожительная Ханна (Анита Брием) оказываются запертыми в пещере, выбраться из которой можно только спускаясь все глубже и глубже к центру Земли. Путешествуя по ранее невиданным мирам, троица сталкивается с нереальными и невообразимыми существами – растениями, питающимися людьми, гигантскими летающими пираньями, мерцающими птицами и вселяющими ужас динозаврами из далекого прошлого. Вскоре путешественники понимают, что вулканическая активность вокруг них усиливается и им необходимо найти обратный путь на поверхность Земли, пока еще не стало слишком поздно.
Впечатляющая и реалистично правдоподобная окружающая среда наряду с революционными технологиями переносит зрителей фильма «Путешествие к центру Земли» в самое сердце грандиозного приключения героев и безумной подземной гонки.
«Нью Лайн Синема» и «Уолден Медиа» представляют фильм «Путешествие к центру Земли», в ролях Брендан Фрейзер («Столкновение», трилогия «Мумия»), Джош Хатчерсон («Мост в Терабитию») и Анита Брием (сериал «Тюдоры»). Фильм является режиссерским дебютом оскароносного и многоопытнейшего создателя спецэффектов Эрика Бревига («Вспомнить все», «Перл-Харбор»).
Захватывающая и полная острых ощущений поездка дает современную трактовку классического романа Жюля Верна. «Путешествие к центру Земли» – это первый игровой фильм, полностью снятый в формате цифрового 3D.
Отправляясь в путешествие…
«Взяв за основу известный роман Жюля Верна и превратив его в обновленный сюжет с новыми персонажами, использовав при этом во время съемок различные современные технологии, мы приобрели просто незабываемый опыт, – говорит Эрик Бревиг, чей фильм «Путешествие к центру Земли» стал его режиссерским дебютом. – Главным для меня в этом фильме было уловить и передать дух небывалых приключений, радости от новых открытий и веры в то, что порой даже невозможное возможно».
«По-моему, некоторые истории неподвластны времени, и рассказ о трех незадачливых исследователях, помогающих друг другу во время своего невероятного путешествия, является тому отличным примером, – отмечает продюсер фильма Шарлотта Хаггинс. – Сама идея того, что с тобой может случиться то, о чем другие только мечтают, является распространенной темой для людей совершенно разных эпох, пытавшихся пережить подобное, начиная с самого зарождения человеческой расы».
Продюсер Бо Флинн подчеркивает следующее: «Наша задача, как создателей, заключалась в том, чтобы «перенести» зрителей в совершенно другой мир. Нам хотелось, чтобы приключения на экране захлестнули зрителя так, чтобы он даже забыл про то, кто он и где находится. Также немаловажным для нас было сохранить некую сюжетную направленность фильма, сделав главных героев максимально реалистичными и близкими зрителю, при этом не придавая сюжету раздражающую серьезность».
Сценарий к фильму «Путешествие к центру Земли», написанный Майклом Уэйссом, Дженнифер Флакетт и Марком Левином, повествует об ученом-исследователе Треворе Андерсоне, его племяннике Шоне и их проводнице-исландке Ханне. Вместе они натыкаются на проход в скале вулканического происхождения, который приводит их в самый центр Земли. Оказываясь в глубокой горной пещере, находящейся на нескольких тысячах метров под Землей, им открывается удивительный мир с пышными джунглями и доисторическими животными, полностью соответствующими описанным в романе Жюля Верна существам. Пораженные потрясающими пейзажами и звуками этой безбрежной земли, они вскоре узнают, что это место таит в себе страшную опасность, и чтобы найти обратную дорогу домой, полагаться им следует лишь на самих себя.
Брендан Фрейзер играет Тревора Андерсона, американского профессора и ученого-геолога, специализирующегося на изучении тектоники – области геологии, исследующей строение земной коры в связи с ее движениями и деформациями, приводящими к землетрясениям и извержениям вулканов. Вместе со своим братом Максом Тревор оказался на пороге научного открытия в области геологии. Но затем Макс исчез во время полевой экспедиции в Исландию. «С тех самых пор Тревору мало чего удалось добиться, и теперь его лаборатория находится на грани закрытия по распоряжению университета», – говорит Фрейзер.
Тревора, у которого и так проблем невпроворот, ожидает еще один сюрприз – к нему вдруг приводят Шона, сына Макса, которому не по собственному желанию приходится провести неделю со своим дядей.
«Неожиданное появление Шона заставляет Тревора взять на себя роль его отца, хотя Тревору очень трудно находить с детьми общий язык, даже несмотря на то, что он преподает в колледже, – отмечает Фрейзер. – Ему удается нормально ладить со своими студентами только потому, что на его лекциях они в любом случае его не слушают».
Пытаясь понять, что же случилось с Максом, Тревор с Шоном разбирают его старую коробку с вещами, где находят роман Жюля Верна под названием «Путешествие к центру Земли». Пролистывая книгу, Тревор обращает внимание на пометки, сделанные Максом на полях книги, имеющие прямое отношение к экспедиции Макса десятилетней давности. Тревор, обрадованный тем, что он сможет, наконец, понять, что же произошло с его братом, отправляется вместе с Шоном в Исландию – землю огня и льда.
Когда же по прибытии в эту страну Тревор и Шон окончательно убеждаются в том, что безнадежно заблудились на ее просторах, они внезапно обнаруживают заброшенную хижину в горах, в которой обитает девушка по имени Ханна – местный проводник по горным тропам, роль которой исполняет Анита Брием. Будучи сама исландкой, Брием отмечает следующее: «Ханна живет сама по себе в отдаленной хижине, некогда служившей полевой лабораторией ее отцу – вернийцу, – т.е. человеку, убежденному, что романы Жюля Верна были не научной фантастикой, а констатацией реальных фактов. Как это ни прискорбно, но именно из-за своих убеждений ее отец и был изгнан из научного сообщества, а по истечении нескольких лет умер в одиночестве, став позором для своей семьи. На первый взгляд, Ханна кажется жесткой и независимой, но где-то в глубине души она по-прежнему очень зла на своего отца, который пожертвовал семьей ради науки».
«Брендан определенно был первым в списке тех, кого бы я хотел видеть в роли главного героя Тревора, – утверждает режиссер фильма Эрик Бревиг. – Между нами практически сразу возникло взаимопонимание. Мы делились похожими идеями, стараясь сделать этот фильм очень интересным и забавным для зрителей, а у Брендана, надо признаться, есть потрясающий талант передавать самые потаенные человеческие чувства, а также понимание того, как следует работать с визуальными эффектами».
Изображая подземный мир
Что касается концептуального искусства, то здесь художник-постановщик Дейвид Сандефер подчеркивает, что одной самых сложных задач было найти баланс между реальным и вымышленным. «В фильме должен был присутствовать какой-то элемент фантазийности, но при этом мне хотелось сделать так, чтобы этот фильм был похож на реальность, – отмечает Сандефер. – Текстура, изображения и цвет должны были выглядеть и восприниматься очень реально, естественно, колоритно. И, несмотря на то, что зритель, конечно, отдает себе отчет в том, что все события происходят в вымышленном мире, мне все равно хотелось, чтобы у него присутствовало ощущение реальности происходящего, – как будто мы действительно отправились в какую-то далекую страну, снимали некоторые эпизоды под землей и в джунглях».
«При создании этого фильма мы уделили особое внимание так называемому «цветовому сценарию», который представлял собой четко прописанный перечень цветов и оттенков, используемых на протяжении всего фильма, – отмечает Бревиг. – В самом начале фильма мы отдаем предпочтение преимущественно приглушенной цветовой гамме, но постепенно начинаем погружать зрителей в более насыщенную по цвету реальность; когда же дело доходит до кульминации фильма и развязки, на экране вновь появляются более яркие, живые краски, что олицетворяет тот факт, что жизнь Тревора приобретает яркие, радужные тона, а сам он заряжается оптимизмом».
Готовясь к прыжку в центр Земли
Что касается исполнителей трех главных ролей, то работа над приключенческим экшеном также требовала серьезной физической подготовки. Джош Хатчерсон, исполнитель роли юного Шона, утверждает следующее: «За несколько недель до начала съемок мы должны были пройти совершенно потрясающий курс по скалолазанию, чтобы подготовиться к сцене, где нам необходимо было совершить крутой вертикальный спуск внутри вулканической породы».
«В фильме нам постоянно приходилось куда-то взбираться и откуда-то падать, куда-то бежать и приспосабливаться к новым условиям, и, надо сказать, это было очень весело», – говорит Фрейзер.
Джош Хатчерсон получил от Фрейзера пару уроков мастерства: «Фильм настолько насыщен экшеном, что после ежедневного карабканья на стены, раскачивания на веревках и прыжков с камня на камень, оказалось, что уверенность в своей отличной физической подготовке может сыграть с тобой злую шутку. В первый съемочный день я говорил что-то вроде «Мне не нужна защита на колени и на локти», но уже через некоторое время осознал, насколько я ошибался».
Повествование в формате 3D
Если говорить о том, что ставит фильм «Путешествие к центру Земли» на новый кинематографический уровень среди других полнометражных картин, так это его уникальный процесс съемок. В самом начале подготовительного периода решение создателей картины «Путешествие к центру Земли» снять это кино в 3D формате основывалось на их желании даровать зрителям совершенно бесподобное зрелище, переведя классический сюжет на качественно новый уровень, при этом оставаясь верными оригиналу.
Супервайзер визуальных спецэффектов Кристофер Таунсенд добавляет, что «съемки фильма «Путешествие к центру Земли» в высоком цифровом разрешении предоставили съемочной группе больше свободы для создания поистине ярких кадров, позволив приблизиться к воспроизведению того, что видит человеческий глаз, а ведь именно эта «неестественность» считалась одним из недостатков 3D формата. «Цифровая съемка по сравнению с обычной съемкой на пленку даровала более высокое качество и глубину изображения, а также обеспечила попадание в фокус большего количества предметов, что, в первую очередь, было связано с расстоянием между камерой и предметом. При обычной киносъемке, если актер, например, лежит на камне, протягивая руку в сторону объектива, то фокусировка происходит либо на пальцах его рук, либо на его глазах. И невозможно сделать так, чтобы в фокус попало и то, и другое. С 3D видео высокой четкости в кадре может быть одновременно и то, и другое, а все из-за большей глубины и резкости изображения. В итоге достигается гиперреалистичный эффект».
«Нашей первостепенной задачей было полностью погрузить зрителей в атмосферу приключений так, чтобы они забыли обо всем, смотря это кино, и поверили, что действительно оказались в самом центре Земли вместе с Тревором, Ханной и Шоном». Режиссер подводит следующий итог: «Независимо от того, будете ли Вы смотреть фильм «Путешествие к центру Земли» в 3D формате или же в обычных кинотеатрах, это будет невероятно веселое приключение, ни на минуту не прекращающийся водоворот событий».
Путешествие к центру земли
По происхождению все пещеры делятся на 5 типов: тектонические, эрозионные, вулканические, ледовые и карстовые. Последние образуются в следствии растворения водой мягких пород, вроде известняка, мрамора, мела и гипса. Чаще всего, именно карстовые пещеры становятся главным объектом для спелеологов, так как, во-первых, они встречаются во всех частях света и преобладают над остальными типами, во-вторых, именно карстовые пещеры могут похвастаться глубиной и протяженностью в несколько тысяч метров. Самая глубокая в мире пещера, Крубера-Воронья, была обнаружена советскими спелеологами в недрах абхазского горного хребта Арабика в 1960 году. Каждая новая экспедиция, из проводившихся, открывала новые подробности и устанавливала очередной рекорд глубины, на данном этапе это отметка 2199м. Что касается длины, то из ныне известных лидирует Мамонтова пещера в США, залегающая на стометровой глубине. Общая протяженность ее лабиринтов составляет 627 километров. Что, кстати, примерно равно расстоянию от Москвы до Пензы.
Факты из «Путешествие к центру Земли» (2008)
Фильм снят по мотивам романа Жюля Верна «Путешествие к центру Земли» (Voyage au centre de la Terre, 1864).
Первоначально написать сценарий, а затем поставить картину, должен был Пол Чарт. Но после того как было принято решение снимать фильм в формате 3D, он отказался, мотивируя своё решение тем, что результат будет больше похож на аттракцион, чем на то, что он задумывал.
Когда Тревор открывает коробку с вещами, принадлежавшими своему брату, он вытаскивает странный предмет и говорит, что не знает, что это может быть такое. Это стереоскоп — устройство, изобретённое в 1840 году в Англии, которое показывает неподвижное изображение так, что оно кажется трёхмерным.
До встречи под землей
Интерес к изучению пещер не иссяк и в наше время. Но поскольку профессиональная съемка подземелий остается весьма трудоемким и дорогостоящим процессом, может сложится впечатление, что спелеология существует только на страницах National Geographic и передачах канала Discovery.
В России спелео-клубы и школы чаще всего существуют на базе туристических клубов, которые есть практически в каждом крупном городе. Например, в Москве проводниками в подземные миры могут стать Клуб спелеологов «Сокольники-РУДН» , спелеосекция «Чужая Земля», спелеоклубы «Барьер», «Перово», «Эдельвейс», «13 мм», «CAVEX» и другие. Кстати, пещерные люди вовсе не избегают друг друга на поверхности, а напротив, периодически устраивают сборы, проводят соревнования и всячески делятся опытом, и бородатыми байками из под земли.
Как видите, поверхность земли не единственное место, где можно насладиться первозданной красотой и испытать себя на прочность. Где, как не под землей, вы сможете увидеть нашу планету, что называется, в разрезе, а прислушавшись, даже услышать ее пульс?
Побывал в месте, где герои Жюля Верна начинали "Путешествие к центру Земли". Показываю, как оно выглядит
Мне кажется, что любой советский подросток в своё время зачитывался книгами Жюля Верна. А еще его творчество вдохновило очень многих людей. В том числе и Юрия Гагарина.
В общем, когда я узнал, что в Исландии есть место, которое описывается в романе " Путешествие к центру Земли " как врата в подземный мир , тот тут же загорелся увидеть его своими глазами.
И вот в феврале 2020 года всё сложилось и я попал на полуостров Снайфедльснес , что на западе Исландии.
Далее нам необходимо добраться до национального парка Снайфедльсйёкюдль . Именно на его территории расположен спящий щитовой вулкан с аналогичным названием, которое можно перевести с исландского как " Ледник снежной горы" .
Вот через кратер этого самого вулкана герои романа и проникли в недра Земли. В 1864 году, когда Жюль Верн писал свой роман, известная теория о полой Земле ещё была не опровергнута.
Вот полюбуйтесь на него:
Высота вулкана Снайфедльсйёкюдль - 1446 метров, глубина кратера - 200 метров Высота вулкана Снайфедльсйёкюдль - 1446 метров, глубина кратера - 200 метровПоследнее его извержение случилось около 1800 лет назад. Но при этом он не считается потухшим.
Интересно, что писатель был весьма активным путешественником и посетил множество стран, включая и скандинавские. Правда, в Исландию так и не попал. Но герои его романа проделывают путь от Рейкьявика до местечка Арнарстапи , после чего уже отправляются непосредственно к кратеру, до которого тут уже рукой подать.
Арнарстапи - это небольшая рыбацкая деревня, но в былые времена он был довольно крупным рыболовным портом. Сегодня же в Арнарстапи больше туристов, чем рыбаков. Ведь места тут и правда невероятные!
Найдите парочку туристов и несколько домиков на берегу для понимания масштаба Найдите парочку туристов и несколько домиков на берегу для понимания масштабаСреди главных достопримечательностей Арнастапи скальная арка интересной формы под названием Гатклеттур .
Не так далеко и знаменитые базальтовые скалы Лондрангар , которые стали украшением седьмого сезона сериала " Игра престолов ".
Вообще в окрестностях вулкана снимали множество кинокартин, среди которых есть и экранизация "Путешествия к центру Земли" 2008 года.
Но самая крутая локация, которая впечатлила меня в Арнарстапи , выглядит так:
Вот уж действительно в этом месте невозможно не задуматься о том, что же там внизу, поближе к центру Земли =) Заглянуть вниз очень хочется, но подходить близко к краю этой гигантской дыры опасно. Потому что периодически оттуда вылетают не менее гигантские волны и могут смыть тебя прямо в бездну.
Некоторые волны взлетают даже выше уровня земли, а потом мощно обрушиваются вниз! Некоторые волны взлетают даже выше уровня земли, а потом мощно обрушиваются вниз!Кстати, та колоритно-мрачная гора, что видна на двух фотографиях выше, это не Снайфедльсйёкюдль , как можно подумать. Вулкан-ледник виднеется сразу за ней.
Видите, его плоское тело немного проглядывает в облаках? Видите, его плоское тело немного проглядывает в облаках?Эта гора называется Стапафедль и её высота 526 метров. Местные верят, что в ней до сих пор живут эльфы.
Ну, а на сегодня всё. Надеюсь, вам понравились мои фотографии и суровая красота этих мест. Если да, не забудьте оценить их одобрительным лайком и подпиской на канал.
Ханна из фильма "Путешествие к центру Земли". Как сложилась карьера актрисы?
В 2008 году вышла хорошая приключенческая комедия от режиссера Эрика Бревига по одноименному роману Жюля Верна. Кинолента "Путешествие к центру Земли" при бюджете в 60 миллионов долларов собрала в мировом прокате более 240 миллионов.
Захватывающая атмосфера незапланированных приключений, которые переплетаются с легким налетом романтики и сильными семейными узами, отлично показана на экранах. При этом кадры, периодически переносят нас, в фантастические и сказочно-яркие локации, которые смотрятся с интересом и на одном дыхании.
Действие разворачивается вокруг профессора Тревора Андерсона, который в Исландии пытается разгадать тайну исчезновения своего родного брата. В этом ему помогает его родной племянник и симпатичная девушка по имени Ханна. Они попадают в настоящий подземный мир, где обитают неведанные существа из мифов и легенд.
Ханну отлично сыграла исландская актриса Анита Брием. В год выхода фильма ей исполнилось 26 лет.
Анита родилась в столице Исландии городе Рейкьявик, в семье музыкантов. Ее отец играл на барабанах в группе Mezzofort, а ее мать была, в ней же, бэк вокалисткой.
В 9 лет она начала играть в национальном театре Исландии. А в 2004 году окончила Королевскую Академию Драматического Искусства в Лондоне. Кроме киноискусства Анита занималась рукопашным боем увлекалась тренировками по владению холодным оружием.
Свободно владеет несколькими языками, а именно: исландским, датским, английским, немецким и греческим.
Ее первым появлением на экранах стала роль в сериале "Врачи" в 2004 году. За всю свою актерскую карьеру, наша героиня сыграла в более чем 2 десятках кино работ. Наиболее известные из них: "Монахиня", "Путешествие к центру Земли", "Тюдоры", "Лифт", "Селфи" и некоторые другие.
Актриса очень любит свою страну, где родилась. Впечатляющими и завораживающими видами Исландии, она часто делится в своих социальных сетях. Возможно именно неописуемые красоты спокойной и дикой природы, с детства, заложили в нее любовь к прекрасному и в целом к искусству театра и кино.
Пещерный дайвинг
Отсутствие света, холод и экологически чистая грязь, покрывающая ровным слоем всех и все, что попало под землю с поверхности — лишь часть списка приключений, на которые добровольно идут спелеологи. Контрольным выстрелом в сознание человека, страдающего клаустрофобией, скорей всего станет кейвдайвинг — самая сложная разновидность технического дайвинга, которая иногда выступает в качестве единственного способа исследования частично затопленной пещеры или целой сети подводных лабиринтов. О всех прелестях пещерного дайвинга и о его героях мы однажды рассказывали в статье «Утопая в тишине», ссылку на которую вы можете наблюдать справа.
Читайте также: