Как снимали готэм
После пятилетнего противостояния история молодого комиссара Гордона, юного Брюса Уэйна и добрых двух десятков классических героев комикс-вселенной DC на малом экране подошла к концу. Это были непростые годы, шоу неоднократно переживало взлеты и падения, но в целом это было неплохо. А финальный эпизод так и вовсе откровенно удивил - авторы пошли на необычный прием, перенесли сюжет вперед сразу на добрый десяток лет. Это повлекло множество проблем, но и дало возможность добавить такие штрихи к финальной картине, которых раньше зрители не видели. Возможно, некоторые из "пасхалок" и намеков пропустили и вы - Киновед в штатском расшифрует все тайные послания.
Бэтмен: Начало
Фанаты Темного рыцаря не могли не заметить сходство финала арки Брюса Уэйна в сериале с фильмом Кристофера Нолана "Бэтмен: Начало". Как и в полнометражной ленте, в открывающей сцене последнего эпизода сериала Брюс Уэйн отправляется в неизвестное место, откуда совершает звонок Альфреду на фоне белоснежных горных вершин. Ровно это же мы видели у Нолана, только с Кристианом Бэйлом в кадре - и оба супергероя пообещали вернуться в Готэм, когда город будет в них нуждаться.
Город - Летучая мышь
На постерах сериала неоднократно обыгрывалась тема знака Бэтмена, но в самом шоу любых намеков на Летучую мышь авторы старательно избегали. В заключительной серии создатели позволили себе несколько больше, чем обычно, и оставили зрителям визуальный образ, однажды разглядев который, обратно из памяти уже будет не выкинуть. Теперь сам силуэт Готэма сложился в символ Бэтмена - в крылья летучей мыши. На стоп-кадре можно разглядеть, здания справа от центра выстроились таким образом, что сформировали крыло летучей мыши. Знаковая эмблема Бэтмена наконец проявилась - у города появилось интересное будущее.
На сотом эпизоде сериал закольцевался совместной сценой Джима и Освальда на пирсе - как и в первой серии шоу, герои явились для решающего диалога на берег. Только вот роли их поменялись на противоположные - на мушке теперь находится Гордон. Слова: "Все началось с нас с тобой, нами с тобой и закончится!" лишь усиливают эффект. Заодно это повод вспомнить зарождение конфликта, чтобы оценить, как герои изменились за 15 лет.
Классическая Женщина-кошка
Прошедшие за кадром сериала 10 лет изменили Селину Кайл внешне, но не повлияли на ее внутреннюю суть - она остается все той же ловкой воровкой, для которой не существует преград. В финальном эпизоде мы видим Женщину-кошку, проникающую в защищенное помещение и изящно преодолевающую лазерную сигнализацию. Это отсылка к классической сцене появления супергероини в сериале "Бэтмен" 1966 года - там героиня точно так же пробралась к витрине с ценной статуей кошки и выкрала ее. Роль Женщины-кошки тогда сыграла восхитительная Джулия Ньюмар, а сцена затем неоднократно воспроизводилась в кино и на ТВ в самых разных вариантах.
Джокер и Возвращение Темного рыцаря
По сюжету финального эпизода Джеремая Валеска не погиб 10 лет назад в чане с химикатами, а находился в коматозном вегетативном состоянии в Аркхеме, дожидаясь возвращения Брюса Уэйна. Это безусловный кивок авторов в сторону классической серии комиксов "Возвращение Темного рыцаря" Фрэнка Миллера, в которой Джокер исчез из поля зрения полиции, как только Бэтмен перестал бороться с преступностью. Затем с возвращением Брюса Уэйна к своим супергероическим обязанностям преступный принц Готема также активизировался. Противостояние Уэйна и Валески в сериала было одним из наиболее интересных, поэтому авторы шоу справедливо указывают на их тесную связь друг с другом.
Мистер Джей
Хорошо известно, что по контракту DC c Fox в "Готэме" нельзя было упоминать Джокера, но героя мы этого увидели, правда под именем Джерома и Джеремаи Валески. В финальном эпизоде Джим Гордон спросил, как же следует называть вернувшегося из Аркхема Валеску и тот перечислил сразу ряд имен, каждое из которых прозвучало неспроста. Джеком звали персонажа Николсона из фильма 1989 года "Бэтмен" Тима Бертона. Под псевдонимом Джозеф Джокер частенько скрывался на страницах комиксов. Джон пришел от Джона Доу, которым Джокера именуют в некоторых видеоиграх, а Мистер Джей - имя, которое своему возлюбленному дала Харли Куинн в анимационном сериале. В итоге авторы назвали большинство имен Джокера, но так и не использовали запретное имя.
Бэтмен: Год первый
Поскольку "Готэм" рассказывает о рождении Темного рыцаря, было бы странно, если бы авторы ни словом не обмолвились о знаменитой серии комиксов "Бэтмен: Год первый". И они постоянно давали намеки на связь телешоу с графическим романом, но самой явной отсылкой стала финальная сцена заключительной серии, в которой Гордон, стоя на крыше полицейского департамента в длинном коричневом пальто, говорит о том, что город теперь защищает "друг". Это почти прямая цитата из комикса.
Сериал "Готэм" закончился, и под ним можно провести жирную черту. Но в телевизоре живет еще много проектов - о них Киновед в штатском рассказывает в рубрике ТелеWeek . Не забывайте заглядывать туда раз в неделю, и в поле вашего зрения будут все телевизионные события. И не забывайте о моих обзорах эпизодов "Игры престолов" - там всегда много интересных фактов и деталей. Увидимся!
Только «Год первый»! Только хардкор!
В августе 2000-го Warner объявила о запуске в разработку художественного фильма по анимационной полнометражке «Бэтмен будущего». Сценарий должен был сочинять уже знакомый нам Пол Дини в компании с Аланом Бёрнеттом и писателем Нилом Стивенсоном. Летом 2001-го троица сдала первый вариант сценария, но Warner внезапно прониклась комиксом «Год первый», которым бредили Бёртон и Шумахер. «Бэтмен будущего» был заброшен на полку.
Остановимся на комиксе Фрэнка Миллера «Бэтмен: Год первый». Тем более что он, как и «Возвращение Темного рыцаря», считается одним из краеугольных камней для понимания философии Бэтмена. «Год первый» начинается с возвращения Джима Гордона (еще лейтенанта) в Готэм. Жена Джима беременна, но он этому не рад: воспитывать ребенка в этой клоаке Гордон не жаждет. Параллельно 25-летний миллионер Брюс Уэйн возвращается в Готэм, где 18 лет назад у него на глазах были убиты родители. Уэйн начинает постигать искусство двойной жизни: богач днем и борец с преступностью ночью. Лейтенант Гордон понимает, что полиция Готэма коррумпирована и подвергает свою жизнь опасности, отказываясь играть по правилам коллег. Джима жестоко избивают, но он все равно продолжает гнуть свою линию и оставаться неподкупным и беспощадным к бандитам. Брюс гуляет по злачному району и видит, как сутенер жестоко избивает молоденькую проститутку. Пускаясь на помощь девушке, Уэйн неожиданно навлекает на себя гнев коллег девушки, в том числе и ее соседки по комнате Селины Кайл.
Когда в особняк Уэйнов врывается летучая мышь, Брюс понимает, что для устрашения преступников ему нужен новый образ. Тем временем Гордон падает жертвой красавицы детектива Эссен, которая соблазняет Джима, после чего коллеги пытаются шантажировать неподкупного полицейского. Гордон признается жене в измене. На улицах Готэма появляется Бэтмен. Его пример вдохновляет Селину, и она оставляет бордель, чтобы стать Женщиной-кошкой. Когда Бэтмен спасает новорожденного сына Гордона от смерти, между Темным Рыцарем и полицейским начинается сотрудничество.
Летом 1999 года Warner обратилась к начинающему, но уже проявившему себя молодому режиссеру с предложением представить свое видение франшизы. Дебютная работа постановщика, мрачная драма «Пи», привлекла внимание продюсеров, расставшихся с мыслью о семейном фильме про Бэтмена. Режиссера звали Даррен Аронофски.
Дальше следовало столкновение Брюса с продажным копом в борделе, но полицейского убивали, а подставленный Уэйн чудом уходил от несправедливого наказания. Молодой человек понимал, что нужно действовать осторожнее и придумывал себе костюм с хоккейной маской наподобие прикида Джейсона Вурхиза в фильме «Пятница, 13-е». Со временем костюм трансформировался, черный «Линкольн» превращался в бэтмобиль, а Брюс Уэйн развязывал войну с уличной преступностью, постепенно добираясь до криминала в высших эшелонах власти.
Аронофски был уверен, что по сравнению с его подходом «Бэтмен» Тима Бёртона покажется детским мультиком. «Мне кажется, у Тима все здорово получилось, особенно второй фильм. Это вообще настоящий шедевр. Но его фильмы не имеют отношения к реальности, действие происходит целиком в мире Тима Бёртона. У него вылизанный, доведенный до совершенства Готэм. Еще в первом фильме была какая-то доля реальности, но при этом драки поставлены неестественно. Я же хотел снимать настоящие драки, показать то, что происходит, когда двое мужчин сталкиваются в рукопашном бою».
Режиссер прекрасно понимал, что его видение не получит зеленый свет. «Думаю, Warner всегда понимала, что это невозможно снять. Оно и ясно, ведь четырехлетки покупают все эти фигурки и машинки Бэтмена, а потом со слезами требуют, чтобы мамы отвели их в кино. Так что фильм должен подходить под рейтинг PG. Но в какой-то момент я тешил себя надеждой: раз DC Comics может выпускать комиксы, рассчитанные на разный возраст, то, может, и с фильмами так же получится? Потому и предложил снять хардкорную R-версию для взрослых».
Мировое сообщество хмыкнуло и стало ждать релиза «Женщины-кошки» с Холли Берри.
Трилогия Нолана требует отдельного разбора, поэтому мы обязательно вернемся к ней, но ближе к релизу ее последней части на домашнем видео.
Любимый Готэм может спать спокойно. Часть 2
Как Джонни Депп чуть не стал Бэтменом, какой фильм на самом деле хотел снять Джоэл Шумахер, как Брюс Уэйн был мультяшкой, почему «Бэтмен и Робин» считается худшим фильмом франшизы, кого видел Даррен Аронофски в главной роли в экранизации «Года первого» Фрэнка Миллера — мы смотрим, как Бэтмен дожил до трилогии Кристофера Нолана…
В первой части нашей истории мы оставили Бэтмена сиротой. Студия Warner перевела Тима Бёртона с позиции режиссера на должность продюсера третьего фильма «Бэтмен навсегда». Майкл Китон отказался брать 15 миллионов долларов за необходимость третий раз влезать в резиновый костюм, поэтому компании пришлось искать не только постановщика, но и исполнителя главной роли. Однако, прежде чем мы убедимся в благих намерениях нового режиссера, посмотрим на анимационного Бэтмена. Он этого достоин.
История игрушек
Желание студии ковать железо, не отходя от кассы, объяснялось просто: конгломерату Time Warner по-прежнему требовалась успешная франшиза, чтобы доминировать в индустрии. Учитывая успех фильма «Бэтмен навсегда» (продавцы игрушек и прочей сувенирной продукции были очень довольны работой Шумахера), четвертый фильм о Бэтмене был неизбежен. Он был запущен в производство моментально с замахом на релиз в 1997-м, то есть у Шумахера было только два года на все про все.
О работе с Шумахером Клуни вспоминает забавно: «С Джоэлом было весело. Он подходил ко мне со словами: «Так, Джордж, помни: твои родители мертвы, у тебя больше нет смысла жизни. Мотор!»» В актер признался, что его до сих пор преследуют кошмары: «Как будто я согласился сниматься в продолжении «Бэтмена и Робина»!»
Клуни выдали супермодель Эль Макферсон в качестве возлюбленной (правда, практически все сцены с ней оказались на полу монтажной), Уму Турман в роли Ядовитого Плюща (в приспешниках злодейки значился мутант-силач Бэйн), но главным аттракционом «Бэтмена и Робина» стал Арнольд Шварценеггер. Если бы он не согласился играть в картине, то его заменил бы Сильвестр Сталлоне или Патрик Стюарт, но Арни запросил огромный и по сегодняшним меркам гонорар в 25 миллионов долларов (плюс процент от продаж сувенирной продукции), а студия согласилась. Имя Шварценеггера значилось первым на постере, его лицо красовалось выше Бэтмена. Даже Джордж Клуни был вынужден констатировать, что звездой фильма был не он: «Преступники всегда звезды, потому что получаются гораздо интереснее».
На долю «Бэтмена и Робина» пришлась относительно новая часть рекламной кампании, размещенная в интернете. Официальный сайт фильма пестрил фотографиями, звуковыми файлами, играми, постерами. Мировая премьера транслировалась на сайте E! Online, но вместе с интернетом пришла новая беда, которую студия никак не ожидала.
Один из старейших киноресурсов Америки, сайт Ain’t It Cool News, которым и по сей день управляет тучный уроженец Техаса Гарри Ноулз, разнес «Бэтмена и Робина» в пух и прах. Вот что писал Ноулз в своей рецензии: «Первым делом позвольте заявить, что Джоэла Шумахера надо пристрелить и убить. Я заплачу кругленькую сумму тому человеку, который принесет мне голову этого антихриста. Он одним махом уничтожил великолепно начинавшуюся серию фильмов».
Негативная критика отразилась на сборах. «Бэтмен и Робин» собрал всего 107 миллионов в Америке и 130 миллионов в мировом прокате. Даже переиздание «Звездных войн» привлекло в кинотеатры больше американцев. Фильмом Америки номер один в 1997-м стала фантастическая комедия «Люди в черном». На фоне ее «Бэтмен и Робин» смотрелся детским утренником. Отметим, что «Титаник», официально вышедший в 1997-м, получил львиную долю своих сборов в 1998 году.
Громили «Бэтмена и Робина» не только критики-любители. По словам Питера Барта, главного редактора Variety (одного из авторитетнейших киноизданий мира), такие проекты не снимаются, чтобы стать фильмами. «Это лишь контент для провайдеров контента».
Таким образом, картина, рассчитанная на успех, потерпела крах. Warner осталась у разбитого корыта: несмотря на сборы и прибыли от продаж лицензий, продолжать снимать фильмы про Бэтмена было невозможно. Франшиза умерла, едва успев поднять голову.
Джоэл Шумахер должен был снимать третий фильм о Бэтмене. В сложившейся ситуации студия предпочла поставить на разработке картины крест. Более того, франшиза застыла на долгие восемь лет. Но за это время были попытки вернуть Бэтмена на большой экран. Разберем основные, пропустив все предложения Джоэла Шумахера экранизировать «Возвращение Темного рыцаря» Фрэнка Миллера. Режиссер хотел взять на роль стареющего Брюса Уэйна Клинта Иствуда или Майкла Китона, зазвать Дэвида Боуи (мы уже его встречали) на роль Джокера, но Warner так и не позволила режиссеру в третий раз прикоснуться к истории крылатого мстителя.
«У меня в подвале Бэтмен!»
Надо сказать, что анимационный Брюс Уэйн уже давно бороздил американские телеэкраны, но по настроению эти мультики мало чем отличались от телекитча с Адамом Уэстом, а Бэтмен из «Супердрузей» был практически белым и пушистым. Учитывая, как Тим Бёртон переработал франшизу для большого экрана, Warner запустила B:TAS, и Бэтмен снова стал похож на себя из комиксов Боба Кейна и Билла Фингера.
На «Приключениях мультяшек» Дини познакомился с аниматором и продюсером Брюсом В. Тиммом и продюсером Эриком Радомски. Все трое получили затем приглашение на разработку B:TAS, причем независимо друг от друга. Радомски пришла в голову идея: все бэкграунды для сериала про Бэтмена рисовались светлыми красками на темной бумаге вместо принятых стандартов (темные цвета на белой бумаге). Так B:TAS получил свой оригинальный и серьезный внешний вид.
Batman: The Animated Series пользовался оглушительным успехом. Сериал с удовольствием смотрели взрослые, фанаты комиксов обожали его, а одного из злодеев даже озвучил Марк Хэмилл, открывший для себя новую карьеру после «Звездных войн». Хэмилл подарил свой голос Джокеру, причем продолжал озвучивать его в других сериалах и в видеоиграх. Симпатичная, но шизанутая ассистентка Джокера Харли Куин из B:TAS получила такую популярность, что издательство DC вписало героиню в комиксы. Кроме того, именно в B:TAS Брюс Уэйн впервые изменял голос, находясь в костюме Бэтмена.
Почему его так часто снимают в кино
Режиссеров особенно привлекает зловещая атмосфера Кортланда. Именно здесь снимали убийство родителей Бэтмена в сериале «Готэм», бой в переулке из «Черепашек-ниндзя 2» и множество других сцен. «Это место лучше всего передает отталкивающую сторону Нью-Йорка», — считает художница-декоратор Реджина Грейвз. Так же думают и местные жители: одни описывают Кортланд как старый и опасный Нью-Йорк, другие называют его кусочком городской истории. По данным на 2019 год, съемки фильмов и сериалов проходят в Кортланде по три-четыре раза в неделю.
Чтобы переулок выглядел еще мрачнее, режиссеры наполняют его реквизитом — мусорными баками, тележками бездомных и сломанной мебелью. Кадр: «Готэм»Поскольку Кортланд часто показывают в кино, у режиссеров и зрителей сложилось впечатление, что Нью-Йорк — это город мрачных переулков, хотя это не так. В нем всего пять похожих локаций, но съемки в них либо запрещены, либо обходятся слишком дорого (а местные жители и вовсе не замечают их). Специалист по поиску локаций Ник Карр признается, что обычно советует режиссерам, мечтающим снять настоящий темный переулок, ехать в другие регионы, например в Бостон или Филадельфию, где такие места действительно есть, но из-за Кортланда они не всегда его понимают. «Если сказать режиссеру, что Нью-Йорк не город переулков, то на вас посмотрят так, словно у вас две головы и вы не разбираетесь в своей работе», — говорит Карр.
Что объединяет «Готэм» и «Смурфиков»? Их снимали в самом мрачном переулке Нью-Йорка! Рассказываем об этом месте
На первый взгляд Кортланд кажется обычным неухоженным закоулком. На деле же это место объединяет десятки фильмов и сериалов: именно здесь погибли родители Бэтмена в «Готэме», Леопольд пытался угнаться за псом в «Кейт и Лео», а смурфики искали заклинание, заставляющее луну голубеть. Пытаемся разобраться, почему его так любят кинематографисты.
Реальный Готэм: По местам съемок фильма "Джокер"
Да-да, Готэм из фильма " Джокер " - это реальный Нью-Йорк со всеми его контрастами.
Готэм - это город, в котором многие мечтают побывать. Настолько ли он пугающий без суперкрыс и мусорных забастовок?
Пройдемся по местам съемок главного фильма 2019 года!
Знаменитая лестница , на которой танцует Артур Флек, находится в Бронксе. Она теперь имеет неофициальное название "Лестница Джокера". Поклонники даже отметили ее в Google Maps, но их пост отредактировали.
Лечебница Аркхем для душевнобольных преступников на самом деле пристройка здания Brooklyn Army Terminal (армейская база снабжения). Правда для военных целей здание служило до 1975 года, потом было продано городу.
В настоящее время помещение используется в коммерческих целях, а также обслуживает остановку парома в Нью-Йорке .
Место, где Артур Флек работал клоуном, вертя на ладони рекламу и зазывая покупателей (до нападения подростков) снято в на улице Маркет-стрит в Ньюарке, возле старого театра Paramount.
Джокера снимали на нескольких станциях метро. Вообще, метро Нью-Йорка уже обросло анекдотами и страшными легендами, потому что оно почти не отличается от того, как выглядит в фильме: железо, скрежет, крысы, бездомные, а на некоторых станциях криминогенная обстановка.
Вымышленную Артуром Флеком счастливую прогулку с девушкой-соседкой Софи снимали в Чайнатауне - китайском квартале Манхэттена.
История самого темного переулка Нью-Йорка
Первые упоминания о Кортланде относятся к XIX веку. Часть переулка, от Уайт-стрит до Канал-стрит, была проложена в 1817 году местными землевладельцами Джоном Джеем, Питером Джеем Манро и Гэрдоном С. Мамфордом. Название переулка выбрали не случайно: Якоб ван Кортландт был успешным торговцем и одним из первых землевладельцев Нью-Йорка, еще он дважды избирался мэром города — в 1710 и 1719 годах.
Переулок Кортланд расположен в Нижнем Манхэттене, в южной части главного острова Нью-Йорка. Тесная улочка соединяет сразу три района: Сохо, Чайна-таун и Трайбеку. Сегодня это самый длинный среди всех переулков города. Он занимает около 160 метров и пересекает несколько больших улиц, включая старейшую Канал-стрит.
В самом начале Кортланд представлял собой мощеный проулок, окруженный новыми жилыми домами, которые возвели на месте бывшей свалки. Он был удобен тем, что сокращал путь по кварталу, и местные жители — в основном это были торговцы, слуги, моряки и иммигранты — могли его не обходить. Здесь же располагалась корсетная фабрика, построенная в 1852 году, и шоурум Джона Генри Бельтера, одного из ведущих дизайнеров мебели в XIX веке.
Важная веха в истории Кортланда — открытие ночного клуба Mudd Club, который занимал помещение на Уайт-стрит с 1978 по 1983 год. Местные жители вспоминают, что в те времена переулок считался опасным местом, поэтому отдыхали здесь только самые бесстрашные. В их числе были герои нью-йоркского андеграунда: Дэвид Боуи, Мадонна, Мик Джаггер, Лу Рид, Патти Смит, The Ramones, Аллен Гинзберг, Уильям Берроуз, Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол, Винсент Галло, Амос По и многие другие. После закрытия клуба переулок еще долгое время ассоциировался с рок-звездами.
Писатель Виктор Бокрис и певица Дебби Харри в Mudd ClubСегодня Кортланд выглядит неуютно и даже пугающе, особенно на фоне просторных улиц Нью-Йорка. Темные углы соседствуют с кирпичными стенами, покрытыми сажей, граффити-рисунками и выцветшими рекламными наклейками. На окнах по-прежнему установлены старые штормовые ставни, а вдоль неухоженных фасадов зданий — ржавые пожарные лестницы. Кроме роскошных апартаментов, в зданиях Кортланда есть подпольные точки для азартных игр, секция по настольному теннису, необычный музей, расположенный прямо в грузовом лифте (среди экспонатов — российские часы, продуктовые этикетки и предметы, найденные на дне Тихого океана), а также галантерейные склады, сохранившиеся с начала XX века.
Всё, что надо знать о сериале «Готэм»
Комиксы превращаются в кинолегенды, развиваются, обрастают персонажами, новыми сюжетными линиями. А теперь вот пришла пора снимать предисловие, и сериал "Готэм" расскажет нам, что было до того, как мальчик превратился в Бэтмена, до появления опасной и страстной Леди-кошки, до возникновения других героев Вселенной DC.
Ранее был опасный и мрачный мегаполис под название Готэм, в котором зло заставило простых смертных превратиться в суперменов. Обычные люди просто уже не успевали очищать его от скверны, да и сами злодеи постепенно настолько напитывались темными силами, что противостоять им уже могли лишь могучие супергерои.
Но вначале улицы патрулировали лишь простые копы, такие как Джеймс Гордон и его напарники. Молодому новобранцу еще предстоит познать тайны порочного Готэма, заглянуть в его самые темные кварталы. Мужчина знакомится с шикарными и порой опасными женщинами, и начинает расследование преступления, с которого возникнет история Бэтмена. Конечно, у многих зрителей уже текут слюнки, и они готовы посмотреть сериал "Готэм". И во многих моментах этот загадочный атмосферный детектив сильно радует зрителя. Маленький Брюс Уэйн еще беззащитный и ничего не решает, и Гордону пока не на кого опереться в войне, которая разгорается в прогнившем и зловещем городе. Но и Пингвин еще только на побегушках у местной мафии. Наблюдать зарождение злых гениев – это оказывается также занимательное зрелище.
Слишком много вопросов!
Как и Бёртон, Шумахер мечтал снять «Бэтмена» в стиле комикса Фрэнка Миллера «Год первый». Это переосмысление происхождения героя увидело свет в 1988 году и до сих пор считается одним из лучших комиксов о Темном Рыцаре. Повествование ведется по большей части от имени лейтенанта Джима Гордона, а Брюс Уэйн становится Бэтменом, терзаясь чувством вины, потеряв родителей в детстве. Но Warner отказала Шумахеру в осуществлении мечты: снимать приквел никто не хотел.
Первая версия сценария оказалась мрачноватой, так что Шумахер нанял Акиву Голдсмана, с которым работал над «Клиентом», чтобы тот несколько облегчил его. Параллельно шли поиски исполнителя главной роли.
Первым делом продюсер Бёртон кинулся к своему альтер эго Джонни Деппу и предложил мантию Бэтмена ему. Депп в то время отряхивался от славы кумира молодежи из сериала «Джамп-стрит, 21», снимаясь в таких картинах, как «Плакса», «Аризонская мечта» и «Что гложет Гилберта Грейпа?» Тем не менее предложение Бёртона его очень заинтересовало. «Тим пытался уговорить продюсеров и Джоэла Шумахера попробовать меня на роль Брюса Уэйна, но ничего не вышло». Разумеется, учитывая последствия фильма «Бэтмен возвращается», студия даже слышать не хотела про друга Бёртона. Среди возможных кандидатов рассматривались Дэниэл Дэй-Льюис, Рэйф Файнс и Уильям Болдуин.
Новую возлюбленную Брюса Уэйна, доктора Чейз Мередиан, должна была играть Рене Руссо, но на фоне моложавого Килмера актриса смотрелась старше, и продюсеры заменили ее на Николь Кидман. Харви Дента, которого у Бёртона играл Билли Ди Уильямс, надеясь на расширение роли в продолжении, в итоге воплотил Томми Ли Джонс. Режиссер был знаком с актером по «Клиенту» и видел в роли Двуликого только его. Загадочником стал восходящая звезда комедии Джим Керри, тогда как роль Робина сначала отдали Марлону Уайансу, но затем сменили его на Криса О’Доннелла. Подручного Бэтмена мог бы сыграть Леонардо ДиКаприо, но Шумахер выбрал О’Доннелла.
Съемки начались осенью 1994-го. Шумахер дал понять, что хочет полностью изменить Готэм, показанный Бёртоном. Из мрачных готических построек в его фильмах красуется неоновый город, ставший сплавом Нью-Йорка тридцатых и современного Токио.
Килмер капризничал не зря. Вспоминая съемки, актер недобрым словом поминает пресловутый костюм (кстати, отлично сидевший на нем): «Я влезал в костюм в течение часа при помощи нескольких человек. Моментально становился глухим: отверстия для ушей отсутствовали. Голова не поворачивалась, а в туалет ходить приходилось в компании костюмеров. Кроме того, я постоянно падал».
Первая монтажная сборка «Бэтмен навсегда» составляла 2 часа 40 минут. Картина была гораздо мрачнее итоговой версии. Для проката ленту Шумахера сократили на 38 минут и выпустили 16 июня 1995-го. Фильм собрал 52,78 миллиона долларов в первый же уик-энд, поставив рекорд для того времени. В общей сложности постбёртоновский «Бэтмен» заработал 336 миллионов долларов в мире, так что Warner осталась довольна.
Читайте также: