Как снимали ассасин крид
14 августа в сети появилось очередное видео со съёмок блокбастера Assassin's Creed (в российском прокате — «Кредо убийцы»), основанного на одноимённой серии игр.
В одной из сцен фильма главный герой совершает знаменитый «прыжок веры» (одна из характерных механик Assassin's Creed) — прыгает вниз с огромной высоты, чтобы приземлиться на стог сена или любую другую мягкую поверхность.
Вместо того, чтобы воспользоваться спецэффектами для съёмки этого эпизода, режиссёр Джастин Курзель принял решение прибегнуть к услугам каскадёра. Тот после нескольких пробных попыток прыгнул с высоты 38 метров расставив руки в стороны — так, как это делают герои популярной игровой серии.
Как утверждают авторы фильма, это был один из самых высоких каскадёрских прыжков за последние 35 лет.
КиноПоиск рассматривает, как фильм по игре, которую Голливуд считал не поддающейся экранизации, все-таки нашел путь к зрителю.
«Мы не заработаем много денег на фильме „Кредо убийцы“, — заявил летом 2016-го региональный исполнительный директор компании Ubisoft Ален Корр. — Для нас это скорее маркетинговый инструмент, а также польза для имиджа бренда. Несмотря на то, что мы, возможно, что-то получим от фильма в финансовом плане, большие сборы не являются целью этого проекта. Его цель — познакомить как можно больше людей с нашей игрой».
Хотя впоследствии Ubisoft выступила с уточнением слов Корра, где было очень много восхвалений студиям и съемочной группе, важно помнить одно: современные видеоигры собирают гораздо больше, чем фильмы. Например, в 2014 году доход индустрии видеоигр составил 81,5 млрд долларов, в два раза превысив доход киноиндустрии. И даже если «Кредо убийцы» не станет хитом проката, то есть шанс, что мы увидим сиквел. В конце концов, Джастин Курзель и Майкл Фассбендер придумали историю на три фильма. Но обо всем по порядку.
Мотор!
Снимать «Кредо убийцы» решили олдскульно, а именно на Мальте, стараясь максимально использовать работу каскадеров и паркурщиков и избегая компьютерных эффектов. Как ни странно, при постановке боевых сцен Курзель ориентировался не на современные видеоигры, а на классические приключенческие фильмы, добавляя в них немного «Безумного Макса».
Знаменитый «прыжок веры» снимался без страховочных тросов: каскадер Дэмьен Уолтерс действительно прыгает с высоты 125 футов (примерно 38 метров). На сегодняшний день это рекорд для прыжков такого рода.
«Мне не хотелось, чтобы кино было похоже на фильмы о супергероях, — признается режиссер. — Мне хотелось, чтобы зрители смотрели и видели, что все эти трюки выполняют живые люди в настоящих локациях. Когда трюки выполняются на стоянках с привлечением хромакея, это сразу заметно. Так что мы хотели работать по старинке».
Съемки начались в конце августа 2015-го и закончились в январе 2016-го. В общей сложности съемочная группа провела 90 дней на Мальте и на студии Pinewood в Лондоне, в знаменитом павильоне 007. Это один из самых больших павильонов в мире, построенный в 1976 году для съемок подводной сцены в боевике «Шпион, который меня любил».
С именем Джеймса Бонда было связано не только название павильона, но и постановщик трюков. Бои ставил Бен Кук, совершивший прыжок с крана в фильме «Казино „Рояль“» и с тех пор дублирующий Дэниэла Крэйга. Он также работал над трюками фильмов «Тор 2: Темный мир», «007: Координаты „Скайфолл“», «Восхождение Юпитер» и «Тор: Рагнарёк». Кук собрал лучших паркурщиков мира, которые придали фильму аутентичности. Кроме того, пришлось поработать и Фассбендеру: ранее актер никогда не выполнял столько трюков на экране.
Важным элементом фильма стало освещение. В качестве вдохновения Джастин Курзель использовал картины Караваджо. «Фраза про службу свету в темноте заставила меня подумать, как освещать сцену так, чтобы герои в любой момент могли исчезнуть во мраке, — говорит режиссер. — Я почерпнул кое-что из вестернов Серджио Леоне и из „Лоуренса Аравийского“, который был снят при естественном освещении».
Костюмы ассасинов можно считать довольно реалистичными. «Мы хотели, чтобы ассасины олицетворяли свободную волю, как, например, цыгане и путешественники. Чтобы их костюмы впитали множество культур и были украшены различными безделушками, — говорит Курзель. — Нас интересовало влияние мавров и арабов, поэтому костюмы ассасинов представляют собой сплав культур. Мне хотелось, чтобы ткани выглядели поношенными».
Настоящей проблемой стало создание знаменитого капюшона ассасинов. Художница по костюмам Сэмми Шелдон создала много различных вариантов капюшона, чтобы ткань ниспадала правильными складками с головы актера во время движения на съемочной площадке. Для получения правильного и хорошо знакомого всем игрокам силуэта понадобилось создать около 30 версий.
Испания
«Хотя на Мальте имелась соответствующая архитектура и было место для строительства больших декораций, здесь не было открытых пространств, необходимых для съемок эпических битв, поэтому съемочная группа переехала на юг Испании», — рассказывает продюсер Патрик Краули.
В пустынном регионе возле испанского города Альмерия, где снимал свои вестерны Серджио Леоне, был снят «Прыжок веры» — уникальный трюк каскадера Дэмиена Уолтерса, представляющий собой свободное падение с высоты 38 метров (125 футов) на скорости 27 метров в секунду (61 миля в час). «В кадре прыжок с высоты 24 метра выглядит так же, как и прыжок с 38 метров, но Дэмиен очень хотел выполнить трюк с рекордной для себя высоты, — рассказывает режиссер.
Съемки также проходили в природном парке Кабо-де-Гата, самом засушливом месте в Европе. Одноименная горная цепь на его территории признана самым большим скальным образованием вулканического происхождения. В 1997 году парк стал биосферным заповедником, находящимся под защитой ЮНЕСКО. Его территория составляет 460 квадратных километров, и помимо скалистых пейзажей здесь встречаются песчаные пляжи и соляные болота. Здесь же, кстати, помимо фильма «Кредо убийцы» снималась картина «Индиана Джонс и последний крестовый поход».
Окаменелости со свалки – какие находки сделали палеонтологи на полигоне для отходов?
Технологии
Съемки фильма начались в конце августа 2015 года и продолжались до января 2016 года. «В эпоху повального увлечения компьютерными эффектами мы стремились отснять как можно больше кадров именно на съемочной площадке, – рассказывает Майкл Фассбендер. – В наиболее динамичных сценах фильма мы стремились к тому, чтобы создавалось реальное ощущение запаха пота и крови и физического напряжения». Снимали на Мальте и в Испании, а промежуточный процесс съемок разворачивался в павильонах лондонской студии Pinewood.
Самой сложной задачей для съемочной группы стало воссоздание обстановки средневековой Испании. «Визуальный ряд также определялся фразой «Мы действуем во тьме, чтобы служить свету» и идеей воплощения на экране персонажей, действующих скрытно и способных быстро исчезать во тьме,– рассказывает режиссер Джастин Курзель. – Здесь в какой-то степени чувствуется влияние стиля нуар: я был под впечатлением от просмотра старых вестернов Серджио Леоне, снятых с использованием большого широкоугольного объектива, и фильма ЛОУРЕНС АРАВИЙСКИЙ, который снимали камерой при естественном освещении и в соответствующее время суток. Мы использовали много дыма, пыли и воздуха, чтобы сделать окружающую обстановку более естественной, кроме того, мы также использовали особенности природной среды на съемочных площадках».
Мальта была выбрана из соображений исторической правдоподобности, а также ввиду наличия талантливых местных специалистов и хорошей инфраструктуры для обеспечения съемочного процесса. «Мы провели на Мальте четыре съемочные недели и построили там несколько крупных декораций, – рассказывает продюсер картины Патрик Краули. – Мы использовали существующие крепости (на Мальте больше крепостей, чем в любом из тех мест, где я бывал) и некоторые прилегающие территории, имевшие соответствующий реалистичный вид. Эта местность входит в список объектов исторического наследия ЮНЕСКО, поэтому съемки, проведенные здесь, были особенно ценными».
Хотя на Мальте имелась соответствующая архитектура и было место для строительства больших декораций, здесь не было открытых пространств, необходимых для съемок эпических битв на колесницах и строительства более объемных декораций. Именно поэтому съемочная группа переехала на юг Испании. «Мы проводили съемки неподалеку от города Альмейра, где снимались все знаменитые спагетти-вестерны», – вспоминает Краули.
Для съемок сцен из современной жизни художник-постановщик Энди Николсон полностью воссоздал декорации корпорации «Абстерго» в павильоне 007 лондонской студии Pinewood, самом крупном съемочном павильоне Европы. Здание корпорации задумывалось как современная конструкция, построенная вокруг руин старой часовни, – в этом помещении должно было находиться устройство «Анимус», – и команда Энди Николсона соединила эти декорации таким образом, как они должны были выглядеть в реальности, чтобы создать для режиссера максимально возможное число вариантов для шести недель съемок.
Но декорации самого «Анимуса» строились отдельно ввиду сложности снимаемых сцен. «Анимус» – устройство, используемое для погружения в память предков, – превратилось в фильме из кресла в особую конструкцию, поднимающую человека в воздух для создания более современного, интерактивного и напряженного ощущения.
По словам режиссера, было задумано противопоставить друг другу миры, в которых живут Каллум и Агилар. «Мир прошлого гораздо более архаичен, – рассказывает Джастин Курзель. – Он гораздо более горячий, душный, потный. У него грубая текстура. Этот мир богатый, в нем много золотого и красного цвета. В корпорации «Абстерго» основной упор делается на архитектуру. Здесь холоднее. Вокруг бетон. Несомненно, присутствует нотка классицизма. Повсюду чувствуется прямолинейность, влияние классической архитектуры, преобладают порядок и форма, но все здесь тщательно продумано, как если бы современный архитектор выполнил заказ по проектированию интерьеров «Абстерго». Здесь пространство сжато в большей степени, чем свободный мир ассасинов из прошлого. «Прошлое – это Испания XV века, и это действительно дух ассасинов. Он более свободен и органичен, для него характерно богатство цвета и дизайна».
Эта же эстетика распространялась и на костюмы, созданные художником по костюмам Сэмми Шелдон Диффер. Режиссер попросил ее сделать более реальными и исторически верными даже знакомые наряды ассасинов. Шелдон начала с Испании XV века, создавая силуэты, которые определяли бы облик ассасинов и плавно переносились бы в эпоху современной корпорации «Абстерго». Настоящей проблемой было создание знаменитого капюшона ассасинов, для этого потребовалось провести множество экспериментов. Художница создала много различных вариантов, чтобы ткань ниспадала правильными складками с головы актера во время движения на съемочной площадке. Для того чтобы создать правильный силуэт, понадобилось от 20 до 30 вариантов.
Команда Сэмми Шелдон создала более тысячи костюмов для основных актеров, актеров второго плана и массовки. Всего в продолжение четырех месяцев для Агилара было создано десять нарядов. «Пять костюмов надевал сам Майкл, а четыре наряда использовали двойники-каскадеры, – поясняет художница. – Десятый костюм служил образцом. Одежда быстро теряет вид, и это хорошо, потому что в этом случае она выглядит поношенной. Есть варианты для «героя», один для работы со страховочными тросами, один для паркура, один для трюков и один – для сцен боевых единоборств. У нас имеются разные варианты для каждой сцены».
ASSASSIN’S CREED славится увлекательными сценами боевых единоборств. В этой серии впервые начал активно использоваться паркур как основной игровой элемент, и ассасины взлетают над крышами зданий в Иерусалиме, Флоренции, Париже и Лондоне. Опасность при съемках таких сцен тоже была реальной: они проходили на крыше пятисотлетнего собора в столице Мальты Валетте, и тросы порой крепились к старым камням, при этом оставалось только надеяться, что камни и тросы выдержат нагрузку. «Это ощущение опасности и реализм буквально вдыхают жизнь в фильм, – говорит режиссер. – Стремление снимать в реалистичной манере помогает воссоздать истинный эффект погружения».
Режиссер также понимал и то, что одно из самых видных мест в фильме должно быть отведено Прыжку веры, фирменному движению из игры ASSASSIN’S CREED, когда ассасины прыгают с края здания и грациозно приводняются на спину или падают в стог с сеном. Джастин Курзель и его команда обратились к самым известным паркуристам, чтобы определиться с тем, как можно снимать боевые сцены и при этом обойтись без постоянного применения компьютерной графики. Для этого съемочная группа отправилась в один из самых восхитительных уголков земного шара. «Мне не хотелось проводить традиционные съемки на большой парковке с зеленым экраном. Эта искусственность всегда чувствуется, – признается режиссер. – Я собрал лучших в мире паркуристов, и команда каскадеров пытается в полном объеме использовать физические возможности человека, не применяя специальное оборудование, поэтому на экране вы видите трюки настоящих каскадеров».
Бесконечные расчеты, оценка безопасности и устранение рисков сопровождают постановку каждого трюка в каждом фильме, но свободное падение относится к самым опасным, поскольку в таких ситуациях всегда имеется элемент непредсказуемости. Конечно, в эпоху компьютерной графики редко по-настоящему снимают длительное свободное падение, и даже когда дело доходит до реального воспроизведения трюка, это не настоящее свободное падение, а скорее управляемое скольжение по тросу. И все же свободное падение является основой Прыжка веры, фирменного движения в игре ASSASSIN’S CREED. Съемочная группа понимала, что если выбросить этот трюк из фильма или показать его с использованием компьютерной графики, то сразу же исчезнет динамика действия. Поэтому вместо цифрового двойника создатели фильма пригласили для выполнения трюка Дэмиена Уолтерса, известного паркуриста, каскадера и гимнаста, который решился осуществить свободное падение с высоты 38 метров.
Прыжок снимали в пустынном регионе возле испанского города Альмерия. Дэмиен Уолтерс выполнил восемь прыжков, начав с высоты 21 метр и постепенно поднимаясь до 38 метров – рекордной для себя высоты. Свободное падение является опасным трюком даже для такого опытного каскадера. Размеры подушки приземления составляют только 10 на 10 метров, а с платформы высотой 38 метров она выглядит как лист бумаги формата A4. «Самый приятный момент во всем этом – это когда ты спускаешься с подушки после прыжка и говоришь себе, что все в порядке», – подытоживает Уолтерс.
Проклятие экранизаций
За словосочетанием «экранизация видеоигры» стоят годы неудач игроделов в Голливуде — от несерьезных «Супербратьев Марио» до якобы фотореалистичной анимации «Последняя фантазия» и от культовой игры «Doom» до не менее культовой «Лары Крофт». Большую часть экранизаций видеоигр объединяет одно — уничижительные рецензии критиков. Порой есть еще один фактор — плохие сборы. Чудом выжила «Обитель зла», но чуть не потопил продюсера Джерри Брукхаймера «Принц Персии». «Варкрафт» провалился в США, но успешно прошел в Китае. Видеоиграм патологически не везет.
Французы из Ubisoft решили, что основная проблема кроется в том, что Голливуд не понимает, как надо снимать фильмы по играм. И устроили небольшую революцию. Поначалу Ubisoft начала сопротивляться попыткам Sony сделать из Assassin’s Creed тот фильм, который хотела студия, а затем и вовсе потребовала креативного контроля.
Тут стоит пояснить, что единицы среди режиссеров Голливуда имеют право на так называемый финальный монтаж. Студии настолько опасаются провалов в прокате, что готовы перемонтировать, переснимать и переделывать крупнобюджетный фильм так, чтобы гарантированно вернуть вложенные деньги. Когда же Ubisoft заявила, что компания хочет креативного контроля над экранизацией Assassin’s Creed, студийные чиновники, скорее всего, впали в ступор от подобной наглости. Возможно, кто-то даже посмеялся, ведь по требованию французов Sony должна была получать их согласие во всем, начиная с бюджета, сценария, подбора актеров и заканчивая датой релиза. Более того, Ubisoft требовала включить в контракт пункт о заморозке фильма по ее требованию.
«Договор Sony и Ubisoft — пустая трата чернил, бумаги и времени. Учитывая уровень контроля, который приобретает Ubisoft и теряет Sony, это означает, что Assassin’s Creed никогда не будет экранизирована», — авторитетно заявил один из знатоков индустрии. Ему вторил аноним из студии: «Я прекрасно понимаю, что для Ubisoft это многомиллиардный бренд, и они хотят защитить его. Но Ubisoft не кинематографисты. И они фактически заранее уверены, что студии снимут по их игре плохой фильм, недооценивая опыт студий».
Но у французов были свежи раны, полученные от релиза фильма «Принц Персии: Пески времени». Картина Майка Ньюэлла с Джейком Джилленхолом была снята почти за 200 млн долларов, но в прокате собрала лишь 336 млн (это действительно «лишь» для такого проекта). Релиз картины сопровождался плевками критиков и зрителей. В Ubisoft были уверены: будь в их руках больше контроля, «Пески времени» получились бы иначе.
Напомним, как складывалась ситуация на рынке экранизаций к моменту покупки студией Sony прав на Assassin’s Creed. К 2011 году Голливуд уже несколько лет выпрашивал права на постановку фильмов по Call of Duty и Grand Theft Auto, но издатели Activision и Rockstar Games отказывали, считая, что неудачная киноверсия может лишь повредить их и без того выгодным играм. Неудача постигла и экранизацию Halo, когда Microsoft начала разработку фильма вне студийной системы, наняв Алекса Гарленда и заплатив ему миллион долларов за сценарий, не получив одобрения ни одного мейджора. Только Universal в итоге согласилась на условия Microsoft: 5 млн долларов за права, 10 % от итоговых сборов в кинопрокате. Но даже привлечение к проекту Питера Джексона не смогло запустить Halo — фильм так и остался на стадии разработки из-за финансовых проблем. Гор Вербински пытался спасти экранизацию «Биошока», но не вышло. В общем, ситуация вокруг экранизаций игр каких-то шесть лет назад складывалась плачевно.
Есть контроль!
В мае 2011-го Ubisoft нашла решение проблемы. Компания организовала собственную студию для работы над экранизациями своих игр. Ubisoft Motion Pictures возглавил Жан-Жюльен Бароннет, ранее работавший директором студии Люка Бессона EuropaCorp. К слову, это не первое ответвление французских игроделов. В 2007 году они открыли компанию Ubisoft Digital Arts, которая занималась спецэффектами игры «Аватар». Годом позже Ubisoft приобрела монреальскую компанию визуальных эффектов Hybride Technologies.
Один из учредителей Ubisoft, Ив Гиймо, говорил в интервью: «Лучший способ создать хорошую экранизацию видеоигры — взять в свои руки контроль над тем, что важно в создании фильма. Это сценарий, актерский состав и режиссер. И если вам удастся договориться со всеми этими людьми, заинтересовать студию и убедиться, что вы все говорите на одном языке, что они понимают, почему игра эта интересна и популярна, то можно создать то, что оправдает ожидания публики».
Марион Котийяр и Майкл Фассбендер в фильме «Кредо убийцы»Гиймо также считает, что создание фильма, который потрафит геймерам, для них очень выгодно: появятся дополнительные деньги для инвестиций в разработку видеоигр. Кроме того, контент, созданный для фильма, может быть впоследствии использован в игре, сделав ее более кинематографичной. И еще один важный момент: выход фильмов позволит поддерживать интерес к играм до релиза очередной части.
Таким образом, экранизация Assassin’s Creed оказалась фильмом, при разработке которого сначала появился исполнитель главной роли, а потом уже и сценарий. Майкл Фассбендер, имевший за плечами престижную награду Венецианского фестиваля («Кубок Вольпи» за роль в драме «Стыд»), роль в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино и известность в Европе, решился сыграть протагониста. Фассбендер также взял на себя продюсерские функции, а спустя три месяца после его согласия к проекту присоединилась кинокомпания New Regency и студия Fox.
Дело сдвинулось с мертвой точки, но экранизация все равно пробуксовывала. До 2014 года искали режиссера. Fox предлагала в качестве постановщика шведа Даниэля Эспиносу, снявшего «Код доступа „Кейптаун“», но выбор актера и Ubisoft в результате пал на австралийца Джастина Курзеля, с которым Фассбендер работал над драмой «Макбет».
Фассбендер и Курзель на премьере фильма в Лондоне / Фото: GettyИз Австралии с любовью к жестокости
Курзель дебютировал в кино криминальной драмой «Снежный город», показанной в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Снятый по реальным событиям, этот фильм привел в ужас многих критиков, но оставил в полном восторге других. Затем он экранизировал Шекспира и видеоигру. «Я очень быстро теряю интерес к одному и тому же жанру, — говорил Курзель в интервью КиноПоиску. — Действие „Снежного города“ развивалось в районе, где я вырос, поэтому оно мне было очень хорошо понятно и знакомо. Но адаптировать что-то — это очень интересно. Мы пытались найти в игре Assassin’s Creed историю, найти особенные черты игры и перенести их в фильм».
С Майклом Фассбендером Джастин Курзель познакомился после выхода «Снежного города». «Мы встретились за пивом и забросали друг друга вопросами. Я сразу понял, что хочу поработать с ним. Такого рода общение редко встречается в мире кино». Через год после знакомства Курзель предложил Фассбендеру «Макбета». Затем Фассбендер предложил Курзелю «Кредо убийцы».
Одной из задач Курзеля стала попытка поместить зрителя в своего рода виртуальную реальность, дать прочувствовать, как Каллум Линч превращается в ассасина. Для этого пришлось расширить современную составляющую фильма, уделив событиям в Андалусии три сегмента. К каждому из них Каллум подходит по-разному, но зритель всегда видит, как действует Анимус, а также то, как герой Фассбендера меняется, узнавая историю своего предка.
«Вообще я люблю комедии, — говорит Курзель, широко улыбаясь. — И на моих площадках всегда очень весело. Даже на съемках „Снежного города“ было много смешного. Но на данном этапе меня больше интересует насилие, точнее, как люди приходят к нему, почему их влечет тьма. Я всегда думал, чем вызвана предрасположенность человека к насилию: это заложено в генах или же проявляется в результате воспитания? Что если твои предки были разбойниками, то значит ли это, что это передается в крови?»
Кроме того, Курзель очень заинтересован в вопросах отцов и детей, что также нашло отражение в истории. Каллум ненавидит своего отца, но со временем понимает причину его действий и прощает его. София Райккин, которую играет Марион Котийяр, отчаянно ищет одобрения отца, работая над проектом своей жизни. «Мне кажется, что очень важно обратиться в свое прошлое и понять, откуда ты пришел. И то, что наша кровь — наше наследие, кажется мне очень правдоподобным. Таким образом, наследие не умирает».
Сюжет фильма строится на предположении, что человеческая ДНК — это своего рода история браузеров наших предков. Благодаря ей можно перемещаться по событиям в жизни своих праотцов в реальном времени. Герой Фассбендера — потомок ассасина, жившего в Испании XV столетия. Агилар де Нерха сражался с тамплиерами, оберегая свободу воли и право на инакомыслие. Тамплиеры искали контроля и порядка. Практически как Ubisoft со своей экранизацией.
Если в реальности ассасины и тамплиеры исчезли с лица земли, то мир игры и фильма погружает нас в своего рода альтернативную историю мира. Орден тамплиеров был расформирован задолго до событий, показанных в «Кредо убийцы», в 1312 году. Но в фильме Курзеля основатель испанской инквизиции Томас де Торквемада становится одной из ключевых фигур ордена тамплиеров. Так что искать историческую достоверность в фильме Курзеля не стоит.
Мальта
Съемки проходили в столице Мальты, на территории форта Ринелла и на острове Маноэль.
Валлетта
В Валлетте съемки проходили на крыше 500-летнего собора. «Тросы порой крепились к старым камням, и нам оставалось надеяться, что они выдержат нагрузку», — рассказывает режиссер Джастин Курзель, не уточняя название самого собора. В столице Мальты есть два храма, которые подходят под такое скромное описание. Первый из них — церковь Богоматери Победоносной. Он был заложен в 1566 году по инициативе великого магистра Мальтийского ордена в честь победы в Великой осаде (осада Оттоманской империей в 1565 году острова Мальты). Второй кандидат — собор Святого Иоанна, напоминающий военный форт. Он был построенный мальтийскими рыцарями между 1573 и 1578 годами. Здесь находится картина Караваджо «Усекновение главы Иоанна Крестителя» — его единственная подписанная работа.
Форт Ринелла
Форт Ринелла, британский форт береговой артиллерии, построен в период с 1878 по 1886 годы для самого большого в мире дульнозарядного орудия – 100-тонной пушки Армстронга. Она была разработана и произведена в Ньюкасле британским промышленником и изобретателем Викторианской эпохи лордом Уильямом Армстронгом. Пушка могла стрелять снарядами весом в одну тонну на расстояние до 8 морских миль, пробивая корабельную броню толщиной 65 см.
В течение нескольких лет форт находился на реставрации. Сегодня он вновь открыт для посещения.
Остров Маноэль
Главной достопримечательностью острова Маноэль является одноименный форт, построенный в XVIII веке Мальтийским орденом во времена правления великого магистра Антонио Маноэля де Вильена. С 1800 по 1964 годы форт принадлежал британским военным. Он был сильно разрушен во времена Второй мировой войны, как и госпиталь для больных чумой и холерой, построенный на острове еще в 1592 году. Форт позже был восстановлен и в 1998 году внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Прыжок веры: Как создавался фильм «Кредо убийцы»
КиноПоиск рассматривает, как фильм по игре, которую Голливуд считал не поддающейся экранизации, все-таки нашел путь к зрителю.
«Мы не заработаем много денег на фильме „Кредо убийцы“, — заявил летом 2016-го региональный исполнительный директор компании Ubisoft Ален Корр. — Для нас это скорее маркетинговый инструмент, а также польза для имиджа бренда. Несмотря на то, что мы, возможно, что-то получим от фильма в финансовом плане, большие сборы не являются целью этого проекта. Его цель — познакомить как можно больше людей с нашей игрой».
Хотя впоследствии Ubisoft выступила с уточнением слов Корра, где было очень много восхвалений студиям и съемочной группе, важно помнить одно: современные видеоигры собирают гораздо больше, чем фильмы. Например, в 2014 году доход индустрии видеоигр составил 81,5 млрд долларов, в два раза превысив доход киноиндустрии. И даже если «Кредо убийцы» не станет хитом проката, то есть шанс, что мы увидим сиквел. В конце концов, Джастин Курзель и Майкл Фассбендер придумали историю на три фильма. Но обо всем по порядку.
Из Австралии с любовью к жестокости
Курзель дебютировал в кино криминальной драмой «Снежный город», показанной в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Снятый по реальным событиям, этот фильм привел в ужас многих критиков, но оставил в полном восторге других. Затем он экранизировал Шекспира и видеоигру. «Я очень быстро теряю интерес к одному и тому же жанру, — говорил Курзель в интервью КиноПоиску. — Действие „Снежного города“ развивалось в районе, где я вырос, поэтому оно мне было очень хорошо понятно и знакомо. Но адаптировать что-то — это очень интересно. Мы пытались найти в игре Assassin’s Creed историю, найти особенные черты игры и перенести их в фильм».
С Майклом Фассбендером Джастин Курзель познакомился после выхода «Снежного города». «Мы встретились за пивом и забросали друг друга вопросами. Я сразу понял, что хочу поработать с ним. Такого рода общение редко встречается в мире кино». Через год после знакомства Курзель предложил Фассбендеру «Макбета». Затем Фассбендер предложил Курзелю «Кредо убийцы».
Одной из задач Курзеля стала попытка поместить зрителя в своего рода виртуальную реальность, дать прочувствовать, как Каллум Линч превращается в ассасина. Для этого пришлось расширить современную составляющую фильма, уделив событиям в Андалусии три сегмента. К каждому из них Каллум подходит по-разному, но зритель всегда видит, как действует Анимус, а также то, как герой Фассбендера меняется, узнавая историю своего предка.
«Вообще я люблю комедии, — говорит Курзель, широко улыбаясь. — И на моих площадках всегда очень весело. Даже на съемках „Снежного города“ было много смешного. Но на данном этапе меня больше интересует насилие, точнее, как люди приходят к нему, почему их влечет тьма. Я всегда думал, чем вызвана предрасположенность человека к насилию: это заложено в генах или же проявляется в результате воспитания? Что если твои предки были разбойниками, то значит ли это, что это передается в крови?»
Кроме того, Курзель очень заинтересован в вопросах отцов и детей, что также нашло отражение в истории. Каллум ненавидит своего отца, но со временем понимает причину его действий и прощает его. София Райккин, которую играет Марион Котийяр, отчаянно ищет одобрения отца, работая над проектом своей жизни. «Мне кажется, что очень важно обратиться в свое прошлое и понять, откуда ты пришел. И то, что наша кровь — наше наследие, кажется мне очень правдоподобным. Таким образом, наследие не умирает».
Сюжет фильма строится на предположении, что человеческая ДНК — это своего рода история браузеров наших предков. Благодаря ей можно перемещаться по событиям в жизни своих праотцов в реальном времени. Герой Фассбендера — потомок ассасина, жившего в Испании XV столетия. Агилар де Нерха сражался с тамплиерами, оберегая свободу воли и право на инакомыслие. Тамплиеры искали контроля и порядка. Практически как Ubisoft со своей экранизацией.
Если в реальности ассасины и тамплиеры исчезли с лица земли, то мир игры и фильма погружает нас в своего рода альтернативную историю мира. Орден тамплиеров был расформирован задолго до событий, показанных в «Кредо убийцы», в 1312 году. Но в фильме Курзеля основатель испанской инквизиции Томас де Торквемада становится одной из ключевых фигур ордена тамплиеров. Так что искать историческую достоверность в фильме Курзеля не стоит.
Мотор!
Снимать «Кредо убийцы» решили олдскульно, а именно на Мальте, стараясь максимально использовать работу каскадеров и паркурщиков и избегая компьютерных эффектов. Как ни странно, при постановке боевых сцен Курзель ориентировался не на современные видеоигры, а на классические приключенческие фильмы, добавляя в них немного «Безумного Макса».
Знаменитый «прыжок веры» снимался без страховочных тросов: каскадер Дэмьен Уолтерс действительно прыгает с высоты 125 футов (примерно 38 метров). На сегодняшний день это рекорд для прыжков такого рода.
«Мне не хотелось, чтобы кино было похоже на фильмы о супергероях, — признается режиссер. — Мне хотелось, чтобы зрители смотрели и видели, что все эти трюки выполняют живые люди в настоящих локациях. Когда трюки выполняются на стоянках с привлечением хромакея, это сразу заметно. Так что мы хотели работать по старинке».
Съемки начались в конце августа 2015-го и закончились в январе 2016-го. В общей сложности съемочная группа провела 90 дней на Мальте и на студии Pinewood в Лондоне, в знаменитом павильоне 007. Это один из самых больших павильонов в мире, построенный в 1976 году для съемок подводной сцены в боевике «Шпион, который меня любил».
С именем Джеймса Бонда было связано не только название павильона, но и постановщик трюков. Бои ставил Бен Кук, совершивший прыжок с крана в фильме «Казино „Рояль“» и с тех пор дублирующий Дэниэла Крэйга. Он также работал над трюками фильмов «Тор 2: Темный мир», «007: Координаты „Скайфолл“», «Восхождение Юпитер» и «Тор: Рагнарёк». Кук собрал лучших паркурщиков мира, которые придали фильму аутентичности. Кроме того, пришлось поработать и Фассбендеру: ранее актер никогда не выполнял столько трюков на экране.
Важным элементом фильма стало освещение. В качестве вдохновения Джастин Курзель использовал картины Караваджо. «Фраза про службу свету в темноте заставила меня подумать, как освещать сцену так, чтобы герои в любой момент могли исчезнуть во мраке, — говорит режиссер. — Я почерпнул кое-что из вестернов Серджио Леоне и из „Лоуренса Аравийского“, который был снят при естественном освещении».
Костюмы ассасинов можно считать довольно реалистичными. «Мы хотели, чтобы ассасины олицетворяли свободную волю, как, например, цыгане и путешественники. Чтобы их костюмы впитали множество культур и были украшены различными безделушками, — говорит Курзель. — Нас интересовало влияние мавров и арабов, поэтому костюмы ассасинов представляют собой сплав культур. Мне хотелось, чтобы ткани выглядели поношенными».
Настоящей проблемой стало создание знаменитого капюшона ассасинов. Художница по костюмам Сэмми Шелдон создала много различных вариантов капюшона, чтобы ткань ниспадала правильными складками с головы актера во время движения на съемочной площадке. Для получения правильного и хорошо знакомого всем игрокам силуэта понадобилось создать около 30 версий.
Проклятие экранизаций
За словосочетанием «экранизация видеоигры» стоят годы неудач игроделов в Голливуде — от несерьезных «Супербратьев Марио» до якобы фотореалистичной анимации «Последняя фантазия» и от культовой игры «Doom» до не менее культовой «Лары Крофт». Большую часть экранизаций видеоигр объединяет одно — уничижительные рецензии критиков. Порой есть еще один фактор — плохие сборы. Чудом выжила «Обитель зла», но чуть не потопил продюсера Джерри Брукхаймера «Принц Персии». «Варкрафт» провалился в США, но успешно прошел в Китае. Видеоиграм патологически не везет.
Французы из Ubisoft решили, что основная проблема кроется в том, что Голливуд не понимает, как надо снимать фильмы по играм. И устроили небольшую революцию. Поначалу Ubisoft начала сопротивляться попыткам Sony сделать из Assassin’s Creed тот фильм, который хотела студия, а затем и вовсе потребовала креативного контроля.
Тут стоит пояснить, что единицы среди режиссеров Голливуда имеют право на так называемый финальный монтаж. Студии настолько опасаются провалов в прокате, что готовы перемонтировать, переснимать и переделывать крупнобюджетный фильм так, чтобы гарантированно вернуть вложенные деньги. Когда же Ubisoft заявила, что компания хочет креативного контроля над экранизацией Assassin’s Creed, студийные чиновники, скорее всего, впали в ступор от подобной наглости. Возможно, кто-то даже посмеялся, ведь по требованию французов Sony должна была получать их согласие во всем, начиная с бюджета, сценария, подбора актеров и заканчивая датой релиза. Более того, Ubisoft требовала включить в контракт пункт о заморозке фильма по ее требованию.
«Договор Sony и Ubisoft — пустая трата чернил, бумаги и времени. Учитывая уровень контроля, который приобретает Ubisoft и теряет Sony, это означает, что Assassin’s Creed никогда не будет экранизирована», — авторитетно заявил один из знатоков индустрии. Ему вторил аноним из студии: «Я прекрасно понимаю, что для Ubisoft это многомиллиардный бренд, и они хотят защитить его. Но Ubisoft не кинематографисты. И они фактически заранее уверены, что студии снимут по их игре плохой фильм, недооценивая опыт студий».
Но у французов были свежи раны, полученные от релиза фильма «Принц Персии: Пески времени». Картина Майка Ньюэлла с Джейком Джилленхолом была снята почти за 200 млн долларов, но в прокате собрала лишь 336 млн (это действительно «лишь» для такого проекта). Релиз картины сопровождался плевками критиков и зрителей. В Ubisoft были уверены: будь в их руках больше контроля, «Пески времени» получились бы иначе.
Напомним, как складывалась ситуация на рынке экранизаций к моменту покупки студией Sony прав на Assassin’s Creed. К 2011 году Голливуд уже несколько лет выпрашивал права на постановку фильмов по Call of Duty и Grand Theft Auto, но издатели Activision и Rockstar Games отказывали, считая, что неудачная киноверсия может лишь повредить их и без того выгодным играм. Неудача постигла и экранизацию Halo, когда Microsoft начала разработку фильма вне студийной системы, наняв Алекса Гарленда и заплатив ему миллион долларов за сценарий, не получив одобрения ни одного мейджора. Только Universal в итоге согласилась на условия Microsoft: 5 млн долларов за права, 10 % от итоговых сборов в кинопрокате. Но даже привлечение к проекту Питера Джексона не смогло запустить Halo — фильм так и остался на стадии разработки из-за финансовых проблем. Гор Вербински пытался спасти экранизацию «Биошока», но не вышло. В общем, ситуация вокруг экранизаций игр каких-то шесть лет назад складывалась плачевно.
Кредо убийцы: где снимали один из главных фильмов года
Ассасины, они же низариты, появились на территории Ближнего Востока в XI веке. Это была религиозная община, сторонники которой поддерживали Абу Мансура Низара, старшего сына правителя Фатимидского халифата. Низар был назначен преемником, однако перед смертью отец изменил свое мнение в пользу младшего сына.
После этого события произошел раскол среди исмаилитов: последователи Низара считали, что именно он должен быть имамом, мусталиты же признавали власть младшего брата. В 1095 году Низар попал в плен и был казнен. К этому времени влияние низаритов распространилось на территорию Ирака, Персии и Сирии. Под предводительством Хасана ибн Саббаха низариты захватили ряд крепостей в горах Эльбурс, включая Аламут, а в 1092 году убили визиря Низама аль-Мулька, после чего стали ассоциироваться на Западе с безжалостными убийцами — ассасинами.
Есть контроль!
В мае 2011-го Ubisoft нашла решение проблемы. Компания организовала собственную студию для работы над экранизациями своих игр. Ubisoft Motion Pictures возглавил Жан-Жюльен Бароннет, ранее работавший директором студии Люка Бессона EuropaCorp. К слову, это не первое ответвление французских игроделов. В 2007 году они открыли компанию Ubisoft Digital Arts, которая занималась спецэффектами игры «Аватар». Годом позже Ubisoft приобрела монреальскую компанию визуальных эффектов Hybride Technologies.
Один из учредителей Ubisoft, Ив Гиймо, говорил в интервью: «Лучший способ создать хорошую экранизацию видеоигры — взять в свои руки контроль над тем, что важно в создании фильма. Это сценарий, актерский состав и режиссер. И если вам удастся договориться со всеми этими людьми, заинтересовать студию и убедиться, что вы все говорите на одном языке, что они понимают, почему игра эта интересна и популярна, то можно создать то, что оправдает ожидания публики».
Марион Котийяр и Майкл Фассбендер в фильме «Кредо убийцы»Гиймо также считает, что создание фильма, который потрафит геймерам, для них очень выгодно: появятся дополнительные деньги для инвестиций в разработку видеоигр. Кроме того, контент, созданный для фильма, может быть впоследствии использован в игре, сделав ее более кинематографичной. И еще один важный момент: выход фильмов позволит поддерживать интерес к играм до релиза очередной части.
Таким образом, экранизация Assassin’s Creed оказалась фильмом, при разработке которого сначала появился исполнитель главной роли, а потом уже и сценарий. Майкл Фассбендер, имевший за плечами престижную награду Венецианского фестиваля («Кубок Вольпи» за роль в драме «Стыд»), роль в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино и известность в Европе, решился сыграть протагониста. Фассбендер также взял на себя продюсерские функции, а спустя три месяца после его согласия к проекту присоединилась кинокомпания New Regency и студия Fox.
Дело сдвинулось с мертвой точки, но экранизация все равно пробуксовывала. До 2014 года искали режиссера. Fox предлагала в качестве постановщика шведа Даниэля Эспиносу, снявшего «Код доступа „Кейптаун“», но выбор актера и Ubisoft в результате пал на австралийца Джастина Курзеля, с которым Фассбендер работал над драмой «Макбет».
Фассбендер и Курзель на премьере фильма в Лондоне / Фото: GettyЧто дальше?
Ubisoft Motion Pictures сейчас работает над несколькими проектами: Том Харди прикреплен к экранизации игры Splinter Cell; Джессика Честейн и Джейк Джилленхол продюсируют и играют главные роли в адаптации The Division; стриминговый сервис Netflix снимает сериал по Watch Dogs. Видеоигры продолжат свой переход в мир кино и телевидения несмотря ни на что.
«Кредо убийцы» было прохладно встречено критиками и вышло в убийственное для себя время, на второй неделе проката «Изгоя-один» в Америке. 10 февраля «Кредо убийцы» выйдет в китайский прокат. На эту страну в 2016 году приходилось 24,4 млрд долларов дохода от продаж видеоигр. Азиатско-Тихоокеанский регион наиболее успешен для этого вида развлечений, поэтому самых хороших сборов стоит ждать оттуда. Так что на «Кредо» пока рано ставить крест.
Что дальше?
Ubisoft Motion Pictures сейчас работает над несколькими проектами: Том Харди прикреплен к экранизации игры Splinter Cell; Джессика Честейн и Джейк Джилленхол продюсируют и играют главные роли в адаптации The Division; стриминговый сервис Netflix снимает сериал по Watch Dogs. Видеоигры продолжат свой переход в мир кино и телевидения несмотря ни на что.
«Кредо убийцы» было прохладно встречено критиками и вышло в убийственное для себя время, на второй неделе проката «Изгоя-один» в Америке. 10 февраля «Кредо убийцы» выйдет в китайский прокат. На эту страну в 2016 году приходилось 24,4 млрд долларов дохода от продаж видеоигр. Азиатско-Тихоокеанский регион наиболее успешен для этого вида развлечений, поэтому самых хороших сборов стоит ждать оттуда. Так что на «Кредо» пока рано ставить крест.
Читайте также: