Как снимали алеша попович
Компания СТВ совместно со студией «Мельница» приготовили российским детям и их родителям праздничный подарок – очередной, шестой фильм о богатырях – «Три богатыря. Ход конем», который можно посмотреть с 1 января.
Предлагаю вспомнить, с чего все начиналось. Речь пойдет о первых трех мультфильмах.
Названия мультиков – «Алёша Попович и Тугарин Змей» (2004), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006) и «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (2007) повторяют названия соответствующих былин. В чем же сходство и различие нового и старого видения трех богатырей? Ведь сюжетная канва в целом повторяется.
Возьмем Алешу Поповича. В современной версии он изображен недоумком. Об этом говорится прямо: «Алёша грамоте учился, но только ничего из этого не вышло». Это подтверждается на деле: когда приходят от Тугарина за данью, его хитроумный план совсем не удается, а даже наоборот. За ним везде таскается вынянчивший его дед и соседская девушка со своей бабкой. Все это напоминает детский сад на выезде. И это совсем не способствует восприятию Алеши как героя-богатыря.
Отдельного внимания заслуживают животные в мультфильме – это ослик Моисей и лошадь Гай Юлий Цезарь. Помимо того, что Моисей выполняет роль транспортного средства для Аленушки и ее бабки, в конце фильма он предстает в образе летописца. Видимо, это было сделано для достижения большего комического эффекта. А по факту вышло глумление: осел-летописец с именем ветхозаветного пророка пишет следующие очень важные слова:
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнется!
У меня, как у зрителя, возникает вопрос, как столь недалекий парубок может удержать в своих руках Русь-матушку целехонькой.
Конь Юлий – это просто пародия на богатырского коня, главного помощника богатыря в ратном деле. Трусливый, капризный, ленивый, сребролюбивый говорящий конь – полная противоположность своим сказочным прототипам Сивке-Бурке и Коньку-Горбунку.
Добрыня Никитич показан смелым, умным, решительным. Но он герой-одиночка. «Я работаю один и никакой напарник мне даром не нужен», – говорит Никита. Из его уст это звучит странно, ведь в русском воинстве всегда ценились товарищество, взаимовыручка. И это явно искажает его былинный образ.
Во втором мультфильме Князь из проходного персонажа превращается в отрицательного героя. Сюжет строится вокруг похищения и вызволения племянницы князя Забавы, как и в древнерусском источнике. По новой версии Князь вступает в сговор со своим кредитором Колываном, который хочет жениться на Забаве. Ее похищает для Колывана Змей Горыныч. И уродливому, ненавидимому всеми ростовщику Князь отдает в жены племянницу не просто так, а за прощение большого долга. Авторам, вероятно, хотелось лихо закрутить интригу или показать продажность государя. Мол, откуда на Руси коррупция во власти? Понятное дело, откуда! Из седой древности! Здесь, как в поговорке: «Ради красного словца не пожалеют и отца».
В фильме про Добрыню звучит цитата из картине «Брат — 2». «В чем сила, брат? – Во сне сила, брат! И у того ее больше, кто спит дольше». Причем в первоисточнике на вопрос «В чем сила, брат?» главный герой дает ответ: «Я вот думаю, что сила в Правде». Согласитесь, в мультфильме эта формула носит антигероический и антимобилизационный характер.
Мультфильм об Илье Муромце – самый политизированный. Его авторам очень нравится не без иронии рассуждать о проблемах современности устами средневековых героев. «Демократия ваша до смуты доведет!» – говорит Князь. Отношение авторов к персонажу, олицетворяющему государственную власть, выражается, например, таким образом: пролетающая мимо птичка гадит на него. Вообще Князь в мультфильме мелкий, трусливый, подлый, коррумпированный. А вот Илья Муромец, чей прототип был реальным историческим лицом, являющимся святым Русской Православной церкви, да и в былинах он очень набожен, в фильме представлен крайне суеверным.
В оригинальных былинах также имели место разногласия богатырей с Князем, но честь и достоинство его при этом не задевались, поскольку образ властителя имел сакральное, священное для народа значение. В современном варианте былин образ государя десакрализируется. Также происходит и дегероизация богатырей. Их образ снижен, приобретает бытовой оттенок. Главной целью богатыря Ильи Муромца, например, становится не защита Родины от разбойника, а спасение любимого коня. И вместо той невероятной мощи, силы и самопожертвования, которые мы видим в цикле фильмов о богатырях, созданных в советское время, мы наблюдаем трансформацию образов богатырей в супергероев по типу Бэтмена и Супермена. Этакая оболочка героя без внутреннего содержания…
Образы древних былин для существенной части россиян дополняет картина Васнецова «Три богатыря». Художнику удалось очень точно схватить и передать образ русского защитника и дух русского народа в целом. В том же ключе были сняты мультипликационные фильмы в советское время. Богатырь являл собой архетип героя, идеальный образ, который живет в нас и протягивается, как нить Ариадны, из глубины веков в необозримое будущее. На былинах и сказаниях воспитывались поколения людей, выигравших множество войн и присоединивших огромное количество земель в Сибири, Средней Азии и на Дальнем Севере.
И еще один нюанс. Философ Анри Бергсон в своей работе «Смех» (1900 г.) высказал одну очень интересную мысль. Смех делает человека бесчувственным, отделяет то, над чем смеются, от смеющегося. Повторю еще раз. Мы не можем сочувствовать, сопереживать, соединяться с тем, над чем мы смеемся. Не в этом ли таится разгадка того, почему в традиционном обществе существовали такие ситуации, в которых смех был абсолютно неуместен. Иными словами, смех – это оружие. А оружие может быть использовано в любом направлении.
Посмотрев три первых мультфильма о трех богатырях, можно сказать, что образы богатырей даны в искаженном виде. В условиях нынешней внешнеполитической обстановки вряд ли эти образы выполняют свою первоначальную функцию – вдохновлять молодые поколения на подвиг мужества и самопожертвования во имя Родины. Персонаж, олицетворяющий государственную власть, наделен наихудшими чертами, так что защищать Россию-матушку во главе с таким царем-батюшкой, вряд ли кому-то захочется. Чтобы что-то защищать с риском для жизни, нужно это что-то очень любить. Посмотрим внимательно, что нам приготовили авторы новой серии. «Три богатыря. Ход конем» вышел на экраны 1 января.
Временные парадоксы
Цикл мультфильмов, само собой, носит художественную окраску. Сказочные существа и богатыри, конечно, не дают пищи для размышления и опираться нужно на околоисторические факты, данные авторами.
"Добрыня Никитич и Змей-Горыныч" :
Здесь мы видим такого персонажа, как Хан-Бекет.
"Алёша Попович и Тугарин-Змей" :
А здесь у нас Тугарин, ещё один хан.
То есть, это период татаро-монгольского нашествия.
А если это нашествие монголов, значит, Киевское княжество уже не является главным (в 1240 монголы уничтожили столицу) и никакого Владимира быть не может (он жил в X веке, монголы пришли в XIII).
"Три богатыря Ход конём" :
Во время поздравления один из бояр называет князя "собирателем земель русских". Обычно, такое прозвище употребляют в отношении Василия III или Ивана III, при которых Русь уже была освобождена от монголов.
"Илья Муромец и Соловей Разбойник"/"Три богатыря и Наследница престола" :
Плотное сотрудничество с Византией и, одновременно с этим, острые конфликтные ситуации и даже сражения. Столь плотные взаимоотношения свойственны IX-X веку.
Получается, что мультфильмы дают нам признаки Киевской Руси, Феодальной раздробленности с монголо-татарами и Постфеодальной Руси, которая постепенно из княжества перерастала в царство.
Создатели мультиков про богатырей: «Это была авантюра. Мы делали мультфильмы по ночам»
Дорвались: «Комсомолку» пустили в анимационную студию «Мельница». Эта та, чьих богатырей, коней и драконов знает в лицо каждый россиянин. Нам показали, как и из чего делаются мультфильмы. Если кратко, то это настоящее волшебство. В первой части мы расскажем о самих «мельниках» и их авторских и 2D-мультфильмах.
«ОТЛИЧНО! ПОПРОБУЕМ!»
По легенде, название «Мельница» выбрали случайно: просто тогда, в конце девяностых, студия располагалась на Мельничном переулке.
– Изначально это была настоящая авантюра, – рассказывает основатель и гендиректор студии Александр Боярский. – Мы на «Леннаучфильме» с моим товарищем Валентином Васенковым занимались звуком к фильмам. У нас были друзья, которые работали в цехе мультипликации – Костя Бронзит и Ринат Газизов. Мы были молодыми, они были молодыми. Поэтому ночью мы делали мультфильмы.
В рабочее время Бронзит и Газизов рисовали учебные фильмы для школьников и студентов. А вечерами на смену двигателям в разрезе приходило нечто более интересное.
– Свое гениальное авторское кино они приносили нам, а мы его озвучивали, – вспоминает Боярский. – А когда фильм Бронзита «Die Hard» получил гран-при Международного фестиваля анимационных фильмов в Анси, мы взялись за одну из серий «Мишек-спасателей» и начали собирать коллектив.
Первой работой «Мельницы» стал четырехсерийный фильм «Приключения в Изумрудном городе». Первой полнометражкой – «Карлик Нос».
– Однажды по электронной почте пришло письмо от студента из Днепропетровска, в котором был кусочек сценария мультфильма про Алешу Поповича, – рассказывает Боярский. – Мы с Сергеем Сельяновым его прочли – и сказали: «Отлично! Попробуем!».
Вместе с тем самым студентом, а ныне – режиссером и сценаристом Максимом Свешниковым, написали первый «богатырский» сценарий. Так на свет появился «Алеша Попович и Тугарин Змей». Вскоре подоспели Добрыня Никитич и Илья Муромец.
Первое время мультики не окупались. Так что «мельникам» оставалось только трудиться дальше и верить в будущее. И, видимо, помогло, ведь сегодня работы «Мельницы» – полнометражки, сериалы и авторские фильмы – знают и любят по всей стране и за ее пределами.
СПЛОШНОЙ АТТРАКЦИОН
– Первое – любовь к профессии: мы работаем очень весело и дорожим каждой минутой. Здесь нет равнодушных людей! – делится Боярский. – Второе – люди: они должны быть определенного склада и мастерства, с внутренней цензурой, ведь мы работаем для детей. А третье – немножко удачи. Вот и весь секрет успеха.
Заморские мультики фильмам «Мельницы» в нише «национальное патриотическое» точно не конкуренты. А вот в других направлениях и на других пространствах российской мультипликации есть за что потягаться.
– Пока наши ресурсы и возможности конкурировать с иностранными мультипликаторами на их территории не позволяют: тяжело тягаться, ведь у них колоссальный отрыв, – отмечает Боярский. – Россияне стали заниматься мультипликацией не так давно. Но, думаю, дотянемся.
3D-технологии петербургские аниматоры уже осваивают, на горизонте – 4D, 5D, вплоть до VR, или виртуальной реальности.
– Есть опасность, что кино может превратиться в один сплошной аттракцион, – рассуждает продюсер. – Но само по себе оно никуда не денется. Останется и драматургия. Просто аудитория у так называемых серьезных фильмов будет меньше. А для большинства – кино-интертеймент: вот попкорн, вот кола, вот что-то грохочет на экране. Как к этому относится? Не знаю.
«ВСЕМ НЕ УГОДИШЬ»
Украшение «Мельницы» – авторская анимация. Призы худрука студии Константина Бронзита занимают два шкафа в фойе, а после номинации на «Оскар» его «Уборной истории – любовной истории» и «Мы не можем жить без космоса» об авторском мультфильме узнали даже работяги и домохозяйки.
– Авторская анимация у нас в стране – это блажь, – объясняет Бронзит. – И – удивительно – эту блажь, так или иначе, спонсирует государство. Хотя каждый художник решает свою личную проблему: кто-то хочет поразить мир, кто-то – высказаться, кто-то – самоизлечиться.
Российскую авторскую анимацию смотрят на фестивалях, она регулярно берет награды: тут мы на передовых позициях давно. Но значительных наград у отечественных аниматоров, занимающихся авторским фильмом, немного.
– Если взять авторскую мультипликацию Франции, Канады, Британии, то по количеству «Оскаров» и номинаций на него мы отстали, боюсь, навсегда, – отмечает Бронзит. – Но неужели кого-то это действительно волнует? Большинству наплевать. И это нормально: обычный человек авторскую мультипликацию не смотрит, она ему не нужна. Она нужна авторам и… все, список закончился.
При этом фестивалей, посвященных авторской анимации, в мире все больше. А значит, интерес все же есть.
– Выиграет наш фильм – все скажут «ура». Кто-то посмотрит. Кто-то, может быть, даже почувствует что-то, – рассуждает Бронзит. – В итоге аудитория разделится ровно пополам: одни будут хвалить, другие – поливать грязью, причем не важно, Тютькин это или Бергман. И так будет всегда. Всем не угодишь.
БОГАТЫРСКИЙ ЭТАЖ
На третьем этаже студии – его между собой зовут «богатырским» - создается классическая рисованная анимация: это «Карлик Нос», «Сказка про Федота Стрельца», три «Ивана Царевича и Серых Волка», «Крепость» и, конечно же, семь мультфильмов о богатырской троице. К Новому году выпустят «Три богатыря и принцесса Египта», но уже кипит работа и над девятым мультиком богатырской серии. Его рабочее название – «Три богатыря. Наследница».
– На производство одного фильма уходит минимум год и три месяца, – рассказывает пресс-секретарь «Мельницы» Марина Безпалько. – Но «Крепость», например, создавали пять лет.
Все начинается со сценария. Далее в звукоцехе записывают все диалоги в черновом варианте. На всех главных героев делают речевую таблицу: над героем будущего мультика работает много художников, а рот у него должен открываться всегда одинаково.
Затем режиссер готовит раскадровку и аниматик. Аниматик – это уже не статичные картинки, но еще и не мультфильм. Его задача – схематично донести замысел режиссера.
– Помимо героев, кочующих из фильма в фильм, всегда есть новые персонажи. И их создание - единственная возможность для свободного творчества наших художников, – отмечает Безпалько. – Но как только образ утвержден – все: восемь веснушек – значит, восемь.
На главных персонажей создают обкатку: прорисовывают со всех возможных сторон и с разном масштабе.
С РЕЖИССЕРСКОГО – НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
Следом за работу берутся специалисты по лейауту, задача которых – отрисовать мизансцены. С помощью цветных карандашей и аниматика на лейаутах словно репетируют эпизоды.
– Главное в нашей работе - компоновка кадра: откуда смотрит камера, где источник света, - объясняет художник отдела лейаутов Елена Терлецкая. – Еще мы показываем движение: самые выразительные фазы, откуда пришел персонаж, куда и как он бежит. Отображаем ключевые эмоции. Подравниваем композицию, чтобы она стала выразительнее. Четко прорисовываем персонажа, даже направление его взгляда. Указываем, как он взаимодействует с окружающими предметами. И все это – в очертании кадрофона.
Без лейаутов дальнейшая работа обречена. По сути, художник не только задают тон кадру, но и переводят аниматик с режиссерского на человеческий.
– Бывает, смотрю, догадываюсь, иду к режиссеру, заглядываю в сценарий: аниматики делают очень быстро, и иногда даже невозможно понять, что на них изображено, – признается Елена.
Специалистам по лейаутам нужно не только строго отобразить динамику, которую задумали авторы фильма, но и отследить склейки. Чтобы потом не получилось, что персонажи при другом ракурсе вдруг поменялись местами или оказались в иных позах.
Сложной сценой в работе художников лейаутов считается группа персонажей на одном фоне, в единой реальности, и камера, «гуляющая» между ними. Чтобы не ошибиться, рисуют общую картинку и из нее выхватывают крупные планы.
– Число лейаутов только для одного среднестатистического мультфильма исчисляются тысячами, – подытоживает Елена.
МАГИЯ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
Лейауты отправляются к аниматорам. Они работают двумя способами: кому-то нравится калька, кто-то рисует сразу в планшет.
– Аниматор – это человек, который перевоплощается в своего персонажа, – отмечает Безпалько. – Чтобы анимировать, то есть оживить, своего героя, иногда ребятам приходится проделывать движения самим и снимать это на видео. А потом, отсмотрев материал, они понимают, как это движение изобразить.
Ведущие аниматоры распределяют работу по способностям: у кого-то лучше бег получается, у кого-то – эмоции, у кого-то – танец. Секундное движение персонажа – это 12 или 24 рисунков. Если в кадре три героя, то умножаем на три. Поэтому в лучшем случае аниматор может отрисовать за день одну секунду фильма.
Кальки сканируют и заносят изображение в компьютер.
– А в планшете можно сразу все просмотреть, – объясняет аниматор отдела 2D-график Иван Бабаев. – Не надо беспокоиться, что все сделал, отснял, а потом вылезет какая-то ошибка, и придется переделывать. Но по сути, калька и планшет – просто разные инструменты для одной задачи.
НА КАЖДОГО – ПО БАНКЕ
После аниматоров в дело вступают прорисовщики. Это лучшие рисовальщики: они изображают героев настолько четко по обкатке, что выходит практические черно-белый мультик.
Раньше этапа прорисовки не было: с калек рисунки переносили на целлулоиды, а потом их раскрашивали вручную и снимали на мультстанке.
– Сох целлулоид два дня, производство шло очень медленно, – отмечает Марина. – На десять минут мультипликации давался год работы. А сейчас, благодаря компьютеризации, мы за год способны сделать полнометражный фильм.
Нынче цвет – дело художников-заливщиков. Но, хотя кисти заменили компьютеры, проще работа не стала: фазы (то есть каждый из 24 рисунков в секунде) раскрашивают отдельно.
Создатель мультиков про богатырей: Мне глубоко плевать, куда идет анимация в России
14 лет назад на большой экран вышла первая часть саги о трех богатырях «Алеша Попович и Тугарин Змей» питерской студии «Мельница». Мультфильм пользовался огромным успехом у зрителей и собрал десятки миллионов долларов в прокате. Что тут говорить — по мотивам этого мультика вышла одноименная компьютерная игра, а многие фразы, особенно реплики коня Юлия, стали крылатыми. В честь богатырей Банк России выпустил памятные монеты.
В этом году выходит очередная часть анимационной франшизы — «Три богатыря и наследница престола». В качестве режиссера девятого фильма вновь выступает Константин Бронзит, создатель первой части. В интервью Daily Storm он раскрыл некоторые секреты нового мультика и рассказал о том, как планирует вернуть интерес российских зрителей к богатырям.
— Константин, 14 лет Вы не возвращались к истории про богатырей в качестве режиссера. Почему согласились сейчас?
—Меня часто спрашивают, зачем я взялся за богатырей спустя такое долгое время. Все это время я занимался авторским кино, ездил по фестивалям, успел заработать две номинации на «Оскар». А здесь я почувствовал, что нужно тряхнуть стариной, и для меня это профессиональный вызов. Публика последние годы имеет много претензий к этой франшизе. Все они сводятся к одному ключевому тезису: вот раньше фильмы были ничего, а потом куда-то все скатилось. Я соскучился по смешному — хороший повод повеселить себя и других. Я вернулся в этот проект как режиссер, сделал девятый по счету фильм. В нем будет простая внятная история и много здорового юмора.
— Не боитесь, что не удастся перебить волну скепсиса из-за предыдущих провалов?
— Да, это проблема, я поставлен в такие рамки, мне нужно преодолеть инертность мышления. Шлейф за последними фильмами нехороший. Публика каждый год все больше критикует, и эта критика понятна, с ней странно спорить. Но сейчас мне хочется всем сказать: ребята, все в порядке, сейчас будет здорово, весело, смешно. Первые отзывы всегда важны, мне их интересно услышать. Это не какое-то маленькое авторское кино, удел которых — фестивали, и большая публика их редко видит, а где-то в Интернете однажды появляется, спустя несколько лет. Этот проект делается специально для публики. Естественно, мне не терпится получить любой фитбэк, потому что этот фильм отличается от всех предыдущих. Хочется понять, увидят ли люди эту разницу. Если будет критика конструктивная, то — насколько она попадет в мои собственные ощущения, потому что я уже сегодня знаю набор недостатков в этом фильме.
— Какие, например?
— За последние 10 дней фильм пришлось целиком пересмотреть несколько раз. Меня все мучил вопрос: что же не так? Не мог сформулировать. И тут наконец я понял. Классическая драматургическая конструкция в любом фильме выглядит так: мы начинаем набирать критическую массу, брать зрителя все больше за горло (условно), и в конце происходит взрыв, катарсис. Тогда все правильно работает, зритель испытывает кайф. Здесь, к сожалению, этого не происходит, хоть я и старался. Но есть сценарий, я его заложник. История так написана, иначе не сделать. Нужно было или выкидывать и писать новый сценарий, или оставлять так. В любом случае это развлекательный фильм, фастфуд. Поэтому развлечение я вам обещаю, а конструкции оставим профессионалам.
— Чем или кем планируете удивлять?
—Там есть новый персонаж, зовут его Леонид, он раньше не фигурировал. Сынуля царя Василевса, которого когда-то Олег Табаков озвучивал. Здесь у него одна из важных ролей. Такой он «сынуля», дебил полнейший, я его сам озвучиваю. Дебилов легко озвучивать.
У Леонида антагонистический тандем с конем Юлием, они часто спорят. Очень смешная линия в фильме.
— Если фильм повторит успех 2004 года, Вы продолжите участвовать в проекте?
— Нет, я гепард, я на больших дистанциях выдыхаюсь. Для меня невозможно клепать качественное кино как машина, в безумном темпе. Я вообще редко делаю кино, даже авторские короткометражки — примерно раз в пять лет. И не секрет, что на студии создаются уже следующие за этими богатыри, но они делаются без меня.
— Так, может, закончить эту историю и начать новую, не про трех богатырей?
— При всех претензиях, не все так плохо. Кассовые сборы каждой серии говорят о том, что фильм по-прежнему популярен и успешен. Он приносит в среднем 700-800 миллионов рублей ежегодно. Такому успеху любой кинопроект может позавидовать. Один из фильмов про богатырей даже обогнал в российском прокате пиксаровское «Храброе сердце». И хорошо бы поставить себя на место продюсеров, которые вдруг решили что-то поменять. Такие попытки были. Было два отличных проекта не мейнстримовских, то, что называется искусством. Это фильм «Крепость» и «Про Федота-стрельца». Утверждаю, «Крепость» в истории «Мельницы» — самый лучший и качественный фильм с точки зрения искусства мультипликации. Знаете его судьбу? Он провалился в прокате. Вот чем оборачивается работа в искусстве. Легко кричать об искусстве и менять тему, а что делать продюсерам? У вас успешный проект «богатыри», он вас кормит, дает работу 300 людям на этой студии, приносит постоянную прибыль. На эту прибыль сделали два фильма как искусство, они провалились, вы как продюсер что сделаете? Закроете «богатырей»? Закроете свой собственный успех? Пока люди ходят, мы будем продолжать «богатырей». За счет искусства мы не проживем, господа. Кино — очень дорогое производство, и это прежде всего производство, а потом — искусство. Вот такая неприятность.
Кадр из мультфильма «Три богатыря и наследница престола» Кадр из мультфильма «Три богатыря и наследница престола»— То есть удовольствия от процесса производства таких фильмов Вы не получаете?
— Вы задеваете для меня довольно сложную личную тему взаимоотношений с профессией. Она давно уже не та, как можно со стороны представить и какой она была для меня лет 20 назад. Я могу сейчас напугать зрителей и читателей своим ответом, но я мало получаю удовольствия от работы. Ребят, это рутина. Со стороны все рассуждают: «О, эти люди мультики делают, они вечно в сказке». Да ни черта подобного! Момент творчества занимает 15%, оставшиеся 85% — это рутина производства. Для меня творчество — это те моменты одиночества, когда ты лег ночью, тишина, или сидишь у себя в уголке в кабинете и начинаешь что-то придумывать. Вот только тут — мгновения творчества. После творчество заканчивается. Назавтра здесь, на студии, начинается воплощение. А это рутина. Надо объяснить по звеньям, кому что делать, проследить, как это делается. это совсем не творческий процесс. И это каждый день. Восемь рабочих часов. Как это может нравиться? Как может нравиться рутина?
— Что тогда можете сказать в целом о развитии анимации в России, исходя из того, что создается в коммерческих целях для большой публики?
— Мне глубоко плевать, куда идет анимация. Еще я буду этим париться! Не знаю.
— Мультики смотрите вообще?
— А в детстве?
— Господи, как давно это было! Ровно то, что преподносило советское телевидение, продукция «Союзмультфильма». В основном я ее не любил, на каком-то инстинктивном уровне мне казалось это фальшивым и слащавым. Даже в детстве я не был поклонником «Ну, погоди!». Что случилось революционного? На наше советское телевидение по каким-то культурным открытым занавесам попал американский сериал «Майти-Маус», не путать с «Микки-Маусом». И вот тут взрыв мозга произошел, увидел другую мультипликацию, другую динамику, другой юмор. Это был треш, экстравагантно, дерзко, примитивно по-своему. Я кинулся подражать, рисовать, отсюда я начался как мультипликатор. Потом я увидел «Дисней» — благо он к нам пришел, я увидел настоящую серьезную профессиональную работу, кишками ее почувствовал.
— Гордитесь созданием какого-то конкретного героя в мире своей анимации?
— Не думаю, что у режиссеров есть в их творческой истории понятие «любимый персонаж». Не может быть такого. Ты вкладываешься в любого персонажа одинаково, это твои дети, ты их любишь одинаково. Как можно нормальному родителю любить одного ребенка больше, другого — меньше? Родительская любовь безусловна. Если я недолюбил какого-то из персонажей, зритель это почувствует. Почему он-то его будет любить? А если он его не будет любить, даже отрицательного, то тогда он будет холоден как зритель, он получит дозу равнодушия. Поэтому я неравнодушен к ним, и тогда зритель это почувствует.
— Хотите поменять профессию?
— Я очень часто думаю об этом. Наверное, я еще не готов. Это не делается с бухты-барахты. Много профессий есть. В конце концов, я преподаю. Это другая профессия. Но я и так этим занимаюсь, вопрос в расстановке акцентов. Не всю же жизнь производить фильмы. Смысл яблони — не в яблоках, которые она порождает.
Временные рамки
В мультфильме "Добрыня Никитич и Змей Горыныч" бабушка, увидевшая Змея крестится и говорит: "Господи, чего только на Руси не увидишь". Выходит, население уже приняло христианство. Возможно, именно это подтолкнуло экспертов в Интернете на мысль о Владимире.
Самым поздним собирателем русских земель можно назвать Василия III. Вот и смотрим: от Владимира Святославича до Василия III. Пятьсот с лишним лет, нехило!
Общие данные
Это Князь Киевский, все основные действия происходят в Киеве, следовательно, в этот период город является столицей государства.
Князь поддерживает связь с Византией (Василевс из "Ильи Муромца. " и ". Наследницы престола").
Фандом Вики заявляет, что это Владимир Красно Солнышко, т. е. собирательный образ русских князей или Владимир Святославич Креститель.
Какой именно князь показан в мультфильме "Три богатыря"
В интернет-сообществе не раз задавали этот необычный вопрос, но мы попробуем разобраться во всём более детально, итак.
Этапы создания 2D-мультика на примере богатырей
Олег ЗОЛОТО
– На каждого персонажа и на каждый предмет есть своя банка с краской, – объясняет ведущий аниматор Мария Алуферова. – Какого цвета кожа, волосы, радужка, зубы, какого цвета контур каждого объекта – все это заранее утверждается.
В компетенции прорисовщиков и тени с бликами, которые делают картинку объемнее и живее. Отдельное направление – прорисовка спецэффектов вроде облачков пыли, у которых тоже есть свои блики и тени.
– Капли, брызги. Есть аниматор, который будет отдельно ими заниматься. И не один, – рассказывает Мария. – В «Крепости» есть момент, когда Саша разворачивает бумагу, и на нее падают капли. Чтобы понять, как это сделать, мы брали листочки и шли на улицу. Благо, Петербург: дождей хватает.
МОЛЧАЛИВЫЙ АКТЕР
Фон, как говорит начальник отдела фонов, художник-постановщик «Трех богатырей и принцессы Египта» и «Трех богатырей и Морского царя» Андрей Якобчук, – это молчаливый актер, который создает атмосферу и помогает сцене раскрыться.
– Сначала я создаю концепты локации в разных состояниях, от драматичного до спокойного, – рассказывает Андрей Якобчук. – Подбираю палитру. Если это сложная локация, продумываю ее детали.
Когда концепт одобрен, к работе приступает художник-график. Он отрисовывает все линии, учитывая аниматик, перспективу, соотношение размеров персонажа и фона. То есть создает для персонажа мир, с которым можно взаимодействовать и в котором можно жить.
– Все зависит от сложности: если это вид на город, у графика может уйти день, а то и два, – отмечает Якобчук. – А если что-то простое, он может отрисовывать четыре-пять фонов за день.
Следом настает черед художников по фонам, которые добавляют цвет. Тут все немного сложнее: уникальный фон делается долго. Но какие-то элементы – бревенчатые стены, деревянные окна – можно найти в созданной «мельниками» библиотеке. Они подойдут для объектов на заднем плане.
– В одном фильме – более тысячи фонов, – добавляет Якобчук. – Есть локации, которые не меняются и переходят из проекта в проект. Но все равно их приходится трансформировать под нужное настроение. А есть и глобальные уникальные фоны: подводный дворец, подземный город, Египет. Чтобы создать их, мы сначала изучаем материал и погружаемся в нужную стилистику.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
ФОТОГАЛЕРЕЯ:
В гостях у анимационной студии "Мельница", где создали Алешу Поповича, Добрыню Никитича и Илью Муромца
Мультипликаторы Петербурга: «Мы только и занимаемся тем, что обманываем зрителя»
Побывав на анимационной студии «Мельница», мы поняли: по сравнению с трудом мультипликаторов набрать газету из литер – сущая ерунда. Причем новые технологии порой даже усложняют жизнь создателям мультиков. В предыдущей части «Комсомолка» рассказала, как делают классические 2D-фильмы. Теперь на очереди 3D и озвучка (читать далее. )
Возрастная категория сайта 18 +
Дополнительные детали
Помните племянницу князя, Забаву Путятишну? Так вот, Путята - это тысяцкий Владимира Святославича! Первый раз она появилась на экране в мультфильме про Добрыню Никитича. Как ни странно, именно вместе с воеводой Добрыней Путята участвовал в крещении новгородцев.
Внешность князя, к сожалению, ничего нам не даёт. В этом плане авторы отошли от истории на 2,5 км.
Окружение довольно неоднозначное: бояре в большинстве своём - обезличенная масса, не считая Антипа. Он, в свою очередь, постоянно замещал князя и является, пожалуй, его самым доверенным лицом (коня Юлия считать не будем). Оставлять вместо себя наместников любили многие, но наш князь, имея многочисленную дружину, ни разу не ходил в поход на кого-либо. В свободное от приключений время он кушает или сидит за столом и скучает. С Владимиром Великим схожестей в поведении нет.
Об экспонате
Вышедший в 1956 году фильм «Илья Муромец» запечатлен в истории отечественного кино, как первый цветной широкоэкранный стереофонический полнометражный игровой фильм. В основу сюжета положен русский былинный эпос (XII–XIII веков), повествующий о сказочных подвигах Ильи Муромца и его друзей Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Собрав все лучшее из многочисленных вариаций былин, режиссер Александр Птушко развернул масштабное, насыщенное событиями приключенческое полотно с обилием декораций, исторических костюмов, чудес и батальных сцен.
Съемки фильма-сказки «Илья Муромец» проходили в 1955 году в Крыму. Декорации Древнего Киева с городскими постройками и крепостной стеной были возведены под Ялтой, на Чайной горке, а на берегах недавно построенного нового симферопольского водохранилища снимали днепровские эпизоды. Есть и другая версия, что часть съемок проходила на берегах Камского водохранилища близ деревень Лунежки и Константиновка, где была выстроена «малая родина» Ильи Муромца — деревня Карачарово.
Читайте также: