Как сложилась жизнь иуды после предательства христа
"Когда Иуда, который предал его, увидел, что тот осуждён, он почувствовал угрызения совести и вернул тридцать серебряных монет старшим священникам и старейшинам, сказав: «Я согрешил, предав праведного человека» . Они сказали: «А нам-то что? Смотри сам!» . Тогда он бросил серебряные монеты в храме и вышел оттуда. Он пошёл и повесился. "(Матфея 27:3-5)
Ничто не указывает на то, что угрызения совести, которые испытывал Иуда, были подлинным раскаянием. Вместо того чтобы искать прощения у Бога, он признался в своем грехе старшим священникам и старейшинам. Иуду, совершившего «грех, который ведет к смерти» , естественно, одолевало чувство вины и отчаяние (1 Иоан. 5:16). Его угрызения совести были вызваны подавленным состоянием.
Каин,
С правнуком своим - Искариотом,
Дряхленькие оба лезут в гору, -
Точно две змеи ползут тихонько.
"Господи! "- угрюмо стонет Каин,
Глядя в небо тусклыми глазами.
"Господи! "- взывает злой Иуда,
От земли очей не поднимая.
Над горою, в облаке румяном
Возлежит господь, - читает книгу:
Звездами написана та книга,
Млечный путь - один ее листочек.
На верху горы стоит архангел,
Снопик молний в белой ручке держит.
Говорит он путникам сурово:
"Прочь идите! Вас господь
не примет! "
"Михаиле! - жалуется Каин, -
Знаю я - велик мой грех пред миром!
Я родил убийцу светлой Жизни,
Я отец проклятой, подлой Смерти! "-
"Михаиле! - говорит Иуда, -
Знаю, что я Каина грешнее,
Потому что предал подлой Смерти
Светлое, как солнце, божье сердце! "
И взывают оба они, в голос:
"Михаиле! Пусть господь хоть слово
Скажет нам, хоть только пожалеет -
Ведь прощенья мы уже не молим! "
Тихо отвечает им архангел:
"Трижды говорил ему я это,
Дважды ничего он не сказал мне,
В третий раз, качнув главою, молвил:
"Знай, - доколе Смерть живое губит,
Каину с Иудой нет прощенья.
Пусть их тот простит, чья сила может
Побороть навеки силу Смерти".
Тут Братоубийца и Предатель
Горестно завыли, зарыдали
И, обнявшись, оба покатились
В смрадное болото под горою.
А в болоте бесятся, ликуя,
Упыри, кикиморы и черти
И плюют на Каина с Иудой
Синими, болотными огнями.
Отрывок из сказки "Девушка и смерть"
Деяния св. Апостолов 1:18но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;
В Матфея 27:5 говорится, что Иуда повесился, тогда как в Деяния 1:18 говорится, что он «низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» . Очевидно, в то время как Матфей затрагивает образ предпринятого самоубийства, в Деяниях описываются последствия. По-видимому, Иуда привязал веревку к ветви дерева, надел на шею петлю и попытался повеситься, прыгнув с обрыва. Кажется, или оборвалась веревка, или сломалась выступающая ветвь дерева, так что он полетел вниз и разбился внизу о камни.
"А может, это вообще был тихий очкарик, бухгалтер-экспедитор. Ни в какую политику не лез, дебет-кредит считал, припасы обеспечивал. Может, фейерверков к пасхальному чуду не успел купить - все ж закрыто по случаю праздника. Пришлось по пригородным складам бежать, хозяев уламывать, чтоб открыли (не задаром, конечно) . Вернулся аж к рассвету - и узнал: мало того что учителя повязали, так, оказывается, по его же, очкарика, наводке! Почему? А потому что подозрительно отсутствовал в судьбоносный момент. Очкарик и повесился от незаслуженного пятна на репутации. Даже прощения попросить не догадался - в чем каяться-то? А потом тот же Иоанн хлеб с медом и прочие детали художественно домыслил. -)"
Иуда Искариот в литературе
О Иуде Искариоте также написаны:
Предательство Иуды
Ученик Христа Петр горячо возражал, но Иисус предрек, что и Петр отречется от Него трижды.
В прекрасном Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы Иисус велел ученикам отдыхать, попросив лишь Петра, Иоанна и Иакова бодрствовать вместе с Ним. Душа Его тосковала о грядущих страданиях.
Цитаты
Во время оно, когда Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его (Мф. 26:6-16).
Стихира самогласная
Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу. Люто есть леность, велие покаяние: еже мне даруй Спасе, пострадавый о нас, и спаси нас.
Митрополит Антоний Сурожский — Великая Среда
Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь — любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь.
Иуда предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел…
Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, — но Христос, за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много…
Скажу снова: мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся сегодня вечером и завтра, в эти наступающие дни, со Страстями Господними. Но приблизимся ко Христу, как блудница: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир… Придем же к Нему, грешники, во спасение, и Он помилует и спасет нас.
Что еще мы знаем об Иуде?
Наверняка — почти ничего. Сведения, сохранившиеся об этом апостоле, к сожалению, очень разрозненны и часто противоречат друг другу.
Например, такой авторитетный литературный памятник древней Церкви, как « Апостольские постановления Датируются концом IV века. Так что если эти постановления и восходят к апостолам, то записаны явно не ими самими. », называет «брата Господня» Иуду третьим епископом Иерусалима: он возглавлял общину учеников Иисуса Христа после Иакова и Симеона. О епископстве Иуды говорится и в одном из «апостольских списков», созданном в V-VI веках: он возглавлял иерусалимскую Церковь семь лет, «благовествовал Евангелие Христово по всей Иудее и Самарии, написал Соборное Послание, имел двух сыновей — Иакова и Зокира, умер в Иерусалиме славно».
Но не менее авторитетный историк Церкви Евсевий Кесарийский (IV век) называл третьим Иерусалимским епископом не Иуду, а Иуста — возможно, того самого, который едва не был избран на место отпавшего Иуды Искариота (жребий пал в итоге на Матфия; Деян 1:23-26). Да и местом кончины апостола Иуды его византийское житие называет вовсе не Иерусалим, а Армению.
Это «официальное» житие принято и Русской Православной Церковью. Именно оно напечатано в июньской Минее Минеи — комплект богослужебных книг на каждый месяц года с текстами служб святым, праздники которых отмечаются в дни соответствующего месяца. после текста службы на день его памяти (19 июня, по новому стилю — 2 июля). Но составлено это житие было сравнительно поздно, в средние века, и достоверность его часто ставят под сомнение. Не исключено, что оно соединяет сведения о разных апостолах — в том числе о Симоне Зилоте (одном из двенадцати ближайших учеников) и Фаддее «от семидесяти».
Согласно этому житию, вскоре после Вознесения Иисуса Христа апостол Иуда отправился проповедовать Евангелие по Палестине. Он прошел всю Иудею Иудея — южная часть Палестины с центром в Иерусалиме. , Самарию Самария — земля севернее Иудеи, еще в VI веке до Р. Х. отколовшаяся от нее в религиозном отношении. , Идумею Идумея — территория к югу от Иудейского нагорья; на востоке граничила с Иудейской пустыней, на севере — с территорией независимых городов Газы, Аскалона и Ашдода. и Галилею Галилея — север Палестины, в этих краях Иисус Христос провел детство и юность. . Какое-то время проповедовал в городе Эдессе в Западной Сирии — том самом, где во времена земной жизни Христа правил царь Авгарь, по преданию, получивший нерукотворный образ Спасителя от апостола Фаддея (из числа «семидесяти»). Потом апостол Иуда был в других городах Сирии и Месопотамии, многих обратил там ко Христу, и дошел даже до Персии, где и написал свое Соборное Послание.
Скончался Иуда, согласно житию, в Армении около 80 года. Он пришел ко двору армянского царя Санатрука, который был в родстве с Авгарем, и обратил в христианство царевну Сандухт и некоторых других его приближенных, за что и был казнен — распят на кресте и пронзен стрелами. Византийское житие называет местом казни апостола город Арад, армянские источники — Шаваршан, некоторые сирийские — Берит. А Предание Западной Церкви утверждает, что апостол Иуда вообще окончил дни в Персии.
Интересно, что, по сведениям Евсевия Кесарийского, дело апостола Иуды продолжили его внуки. Они исповедали веру во Христа перед римским императором Домицианом (81-96) — и, возможно, тоже пострадали: ведь последние годы правления Домициана омрачились гонениями на христиан.
Мощи апостола Иуды вот уже много веков покоятся в соборе святого Петра в Риме.
Среди апостолов было два Иуды. Что стало со вторым?
Всем известен Иуда Искариот, один из двенадцати ближайших учеников Господа Иисуса Христа, ставший предателем и окончивший свою жизнь трагически. Но среди апостолов был и еще один Иуда. Что мы знаем о нем?
Иуда Искариот в живописи
«Иуда, получающий плату за предательство», Джотто ди Бондоне
Фра Беато Анжелико
Джотто ди Бондоне
Мог ли Иуда получить прощение — как Петр, который отрекся?
Имя Иуды стало нарицательным. Даже те, кто не читал Евангелие, знают: Иуда — это тот, кто за тридцать сребреников предал Иисуса Христа — и повесился. Но ведь был и еще один апостол, отрекшийся от Спасителя, — Петр. Он остался жив, более того, Господь простил его и сделал одним из первоверховных апостолов. В чем же принципиальная разница между этими двумя учениками? Не мог ли и Иуда получить прощение?
Мог — и, может быть, даже догадывался об этом. Ведь он должен был слышать, как Петр однажды спросил Христа: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? — и слышал, что ответил Учитель: Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Мф 18: 22). То есть — до бесконечности.
Три года Иуда был рядом с Иисусом, делил с Ним и с товарищами-апостолами радости и невзгоды, видел чудеса, которые совершал Спаситель, слушал Его наставления и притчи. Но после того, как совершил предательство, и мысли не допустил, что Господь простит его.
Могло ли все закончиться иначе?
Могло. И в этом убеждает история отречения и покаяния апостола Петра.
Когда Христа схватили, Петр поспешил следом. Он проник во двор дома первосвященника, куда привели Спасителя, и остался ждать у костра. Он не знал, как действовать, но хотел быть рядом с Учителем до последнего момента. Тут подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека (Мф 26:69–74). В это мгновение запел петух. И тут Петр вспомнил совсем недавно сказанные Иисусом слова: в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Мф 26:34). Вспомнил, вышел со двора первосвященника и горько заплакал.
Отречение Петра (фрагмент). Карл Блох
Из этого рассказа совершенно ясно, что отречение Петра было результатом внезапно подступившего малодушия. Он и сам поначалу не понял, что наделал, — не понял потому, что никогда не собирался отрекаться. Наоборот! Не кто иной, как Петр, самоотверженно восклицал за считанные часы до ареста Спасителя: …хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя (Мф 26:35). Петр всей душой любил Христа, не переставал любить Его ни на минуту. Вся вина его в ту страшную ночь заключалась не в отказе от Христа, а только в излишней самонадеянности — для того Господь и попустил Петру эту минутную слабость, чтобы впредь тот меньше надеялся на себя, объяснял святитель Иоанн Златоуст.
Как только Петр осознал свое падение, он сразу же начал плакать о нем. Но не отчаялся, нашел в себе силы вернуться к остальным ученикам Христовым. Казалось бы, какой смысл был возвращаться? Ведь Христа уже казнили! Но в том-то и дело, что, кроме любви ко Христу, у Петра не оставалось больше ничего. Когда-то он воскликнул с неподдельной искренностью: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (Ин 6:68).И вот теперь из той же самой любви ко Христу он вернулся к тем, вместе с которыми был Ему спутником в течение трех лет.
Верил ли Петр в Воскресение Христово, ждал ли его? Евангельский текст не дает твердых оснований для утвердительного ответа. Но, даже лишившись Христа, Петр жил Христом, в Котором для Петра воплотилась вся правда Божия, в Котором ему явился Сам Господь. Больше идти ему было некуда и не к кому.
Неудивительно, что, когда Христос после Воскресения явился апостолам, рыбачившим в лодке неподалеку от берега, Петр первый кинулся в воду, чтобы скорее встретиться с Ним. И получил прощение, даже не просив его. Иисус Сам трижды задал ему вопрос: Симон Ионин [первоначальное имя Петра. — Прим. ред.]! любишь ли ты Меня. — и Петр в итоге сказал главное: Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин 21:15). Трижды отрекся — и трижды исповедал свою любовь ко Христу, и был восстановлен в апостольском звании.
Что же из всего этого следует?
Грозные слова Иисуса Христа: лучше было бы этому человеку не родиться (Мф 26:23), к сожалению, исполнились на Иуде. Могли бы и не исполниться, как не исполнилось некогда пророчество Ионы о гибели города Ниневии. Жители Ниневии покаялись, то есть не просто осознали, что нарушали заповеди Божии, но и реально изменили свою жизнь, и Господь с радостью отменил суровое определение об их участи. А Иуда раскаялся, но покаяться не смог. Ему не хватило любви и веры. Любви ко Христу и веры Христу как Богу.
Совсем иное дело Петр, который любил Иисуса искренне, верил Ему без оглядки и всегда желал одного — быть с Ним до смерти. Смалодушничав, но искренне покаявшись перед Господом, Петр был полон решимости перемениться. Отныне он никогда не отрекался от Христа, даже зная, что его ждет мученическая крестная смерть. Петр стал проповедником и миссионером: учил слову Божию в Греции, Риме, Испании, Малой Азии, Египте, Карфагене, крестил тысячи людей, исцелял больных, оживлял мертвых. И крепкая петрова вера сделалась, как и обещал Иисус Христос, камнем, лежащим в основе Церкви: и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18).
Вспомним сперва непосредственно, в чем состояло предательство
На четвертый день после торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал апостолам: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф 26:2). Как раз в это время начальники иудейского народа — книжники и старейшины — собрались у первосвященника Каиафы чтобы придумать, как им погубить Иисуса. К ним и пришел Иуда, уже замысливший предать Учителя, и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников (Мф 26:15). Прошли считанные дни, и представилась удобная возможность исполнить задуманное — как и хотелось первосвященникам, в тишине, чтобы не произошло возмущения в народе (Мк 14:2). После Тайной Вечери Спаситель и апостолы отправились в Гефсиманский сад. Сюда-то и привел Иуда вооруженный отряд. Предатель обещал дать воинам условный знак: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его 26:48–50).
Еще более драматично этот момент описал другой евангелист, Лука. Целованием ли предаешь Сына Человеческого? — спрашивает Спаситель у приблизившегося к Нему Иуды (Лк 22:48). Христос прекрасно знает, что происходит, и Иуде не удается никого ввести в заблуждение.
Иуда Искариот
После захода солнца Иисус с учениками вошли в горницу. Спаситель препоясался полотенцем и стал омывать ноги своим ученикам. Это было удивительно, ведь обычно лишь слуги омывали ноги знатных и богатых людей.
Ученик Христа Петр воскликнул, что это он должен омыть ноги Христа, а не наоборот. Иисус же сказал, что дал пример, как людям должно поступать друг с другом.
Кем был Иуда Иаковлев, он же Леввей Фаддей?
Церковное Предание с давних пор считает, что он был одним из «братьев Господних по плоти». Так принято называть детей от первого брака праведного Иосифа, названого отца Иисуса Христа, обрученного с Девой Марией. Либо — согласно другой версии — его племянников, которых Иосиф усыновил. Имена этих «братьев» Иисуса мы знаем благодаря евангелистам Марку и Матфею: Иаков, Иосия, Иуда и Симон. А Евангелие от Иоанна сообщает нам, что поначалу братья не веровали в Него как в Сына Божия (Ин 7:5). Со временем, однако, Иуда уверовал и вошел в ближайший круг апостолов: одним из первых эту догадку высказал блаженный Иероним Стридонский (ⱡ около 420), много лет проживший в Палестине и скрупулезно изучивший еврейский текст Библии и местные предания. А другой «брат Господень» по плоти — Иаков после Вознесения Спасителя даже возглавил христианскую общину Иерусалима.
В XIX-XX веках предположение о том, что апостол Иуда Иаковлев был «братом Господним», пытались оспаривать. Некоторые западные исследователи обращали внимание, что в Евангелии «братья Господни» всюду упоминаются наряду с апостолами, но никогда — в их числе. Многие полагали, что замечание Иоанна Богослова о братьях, которые не веровали в Него, относилось ко всему времени земной жизни Господа. Еще писали, что прозвание «Иаковлев» в соответствии с традицией должно было указывать скорее на отца Иуды, чем на его брата. Впрочем, этот аргумент не самый сильный, учитывая, что в Соборном послании святого апостола Иуды он сам представляется именно как брат Иакова (Иуд 1:1).
Так или иначе, но Церковь приняла мнение блаженного Иеронима как вполне обоснованное, и с тех пор церковное Предание уверенно называет апостола Иуду «братом Господним».
Но ведь есть еще и Соборное послание апостола Иуды?
Да, это одна из книг Нового Завета, и ее автор, с точки зрения Церкви, — как раз Иуда — «брат Господень», тот самый апостол из числа двенадцати.
Правда, сам автор этого послания именует себя скромно: раб Иисуса Христа, брат Иакова Очевидно, имеется в виду Иаков — один из сыновей Иосифа Обручника и первый епископ Иерусалимской апостольской общины. — Прим. ред. (Иуд 1:1). Толкователи объясняют, что Иуда считал себя недостойным называться братом Господним, поскольку еще в юности, при дележе отцовской земли, отказался поделиться своим участком с Иисусом. История об этом сохранилась в византийском житии «брата Господня» Иакова, который, по преданию, единственный из сыновей Иосифа взял Спасителя в долю при разделе наследства.
Центральная тема Послания апостола Иуды — предостережение не слушать лжеучителей, которые проникли в христианскую общину уже через считанные десятилетия после Вознесения Иисуса Христа. Назидая себя на святейшей вере нашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, — призывает христиан автор послания (Иуд 1:20).
Послание Иуды заметно перекликается с другой новозаветной книгой, Вторым посланием апостола Петра — вплоть до отдельных слов и выражений. Разные библеисты по-разному объясняют это сходство: есть, например, точка зрения, что авторы обеих книг использовали какой-то общий источник, а некоторые считают, что одно из посланий частично пересказывает другое. В любом случае, тот факт, что автором Послания Иуды был апостол и «брат Господень» Иуда, серьезные исследователи под сомнение, как правило, не ставят.
Как Иуда шёл к решению предать?
Сразу же обратим внимание: его предательство было заранее спланировано и продумано. Это хорошо видно из евангельского повествования. Иуда заранее приходит к первосвященникам и предлагает им сделку. Однако Христос несколько раз дает предателю понять, что знает о его намерении; в последний раз — во время Тайной Вечери, когда Он прямо говорит: Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня (Мф 26:21). Более того, Христос предупреждает: горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться (Мф 26:24). Эти слова – «лучше бы не родиться» – были в Иудее расхожим выражением и означали жизненную катастрофу (похожие слова произносит в библейской Книге Иова ее главный герой, в одночасье лишившийся всего — и имущества, и детей, и уважения окружавших его людей, и здоровья). Но Иуду не смущает и это, он уже всё решил. И, когда Христос сказал ему: что делаешь, делай скорее (Ин 13:27), — последний шанс покаяться! — Иуда пошел и привел стражу…
Почему такое упорное стремление, откуда оно? Ведь он был среди ближайших учеников Христа, был свидетелем и удивительных проповедей Спасителя, и чудес (а возможно, и сам совершал их в то время, когда Иисус отправлял учеников на проповедь). Что произошло? Евангелист Иоанн приводит один очень прозаичный факт, способный, может быть, пролить свет на причину отпадения Иуды (которая до конца все равно останется загадкой). Этот факт состоит в том, что Иудабыл вор. В какой-то момент он стал запускать руку в средства апостольской общины. Начал присваивать монеты из ящика, в который люди клали деньги для Христа и Его учеников и носить который доверили ему (Ин 12:6). Иуда был сребролюбив. Обратите внимание, что, и явившись к Каиафе, он прежде всего задает вопрос: что (сколько) он получит за выдачу Учителя?
Используя эту страсть — любовь к деньгам, на Иуду уже давно нападал сатана, пишет блаженный Феофилакт Болгарский. Страсть отдаляла Иуду от Учителя и друзей, порождала в нем скрытность и недоверие. В итоге он остался глух к откровенным, прямым призывам покаяться. Он окончательно определился в своем предательстве. Самое страшное: это произошло прямо во время Тайной Вечери, когда Иуда причастился вместе со Христом и апостолами! В Евангелии так и сказано: после сего куска [хлеба, поданного Христом Иуде. – Прим. ред.] вошел в него сатана (Ин 13:27). С этих пор действия предателя были уже не только его собственными, но и действиями врага рода человеческого.
Что говорится о «втором» Иуде в самом Священном Писании?
Очень мало. В синоптических Евангелиях он просто упоминается в числе двенадцати ближайших учеников Господа. А в Евангелии от Иоанна мы видим «Иуду не Искариота» среди апостолов, беседующих со Христом уже после Тайной Вечери. Иуда спрашивает у Спасителя, что Тот имел в виду, сказав, что вскоре ученики увидят Его снова, а мир уже не увидит. И слышит в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит Его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:22,23).
Апостол Иуда упоминается и еще в одной новозаветной книге — Деяниях святых апостолов: там говорится об Иуде, «прозываемом Варсавою», которого апостолы направили проповедовать в Антиохию (Деян 15:22). Во второй половине XIX — начале ХХ века многие склонялись к мысли, что это тот же самый «второй» Иуда. Но с тех пор мнение большинства комментаторов переменилось: теперь считается, что Иуда Варсава входил в число апостолов «от семидесяти», призванных Христом позже.
Откуда мы знаем о «втором» Иуде?
Прежде всего — из Евангелия. Правда, Иудой этот апостол именуется только в двух евангельских рассказах — от Луки и от Иоанна. В первом он упоминается как Иуда Иаковлев (Лк 6:16), во втором — как «Иуда не Искариот» (в отличие от предателя; Ин 14:22). Евангелисты Марк и Матфей о «втором» Иуде ничего не сообщают, зато упоминают среди двенадцати апостолов Фаддея (Мк 3:18) или «Леввея, называемого Фаддеем» (Мф 10:3), — о котором, наоборот, ничего не говорят Лука и Иоанн. Поскольку в остальном списки апостолов в синоптических Синоптическими (от греч. συνὄψις — совместное описание) называют Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки, в повествованиях которых имеется особенно много общего, отличающего их от написанного позже Евангелия от Иоанна. Евангелиях совпадают, то уже в ранней Церкви родилось предположение, что эти три имени — Иуда Иаковлев, Леввей и Фаддей — носил один и тот же ученик. В этом был убежден, например, древний христианский учитель Ориген (ⱡ около 254); так же считал авторитетнейший богослов и толкователь Евангелия ранней Церкви святитель Афанасий Великий (ⱡ 373).
В Иудее двухтысячелетней давности человеку нередко случалось иметь несколько имен: вспомним хотя бы апостола Петра (в еврейском оригинале это греческое имя звучит как Кифа), которого первоначально звали Симон. А имена Фаддей и Леввей — еще и близкие по значению. Имя Фаддей происходит от арамейского תדי («тадай»), а Леввей — от еврейского lēb; и то, и другое значит «сердце». Не исключено, что это были прозвища апостола — «смелый, храбрый, мужественный».
Но ведь потом Иуда раскаялся?
Да, так утверждает апостол Матфей. Иуда пришел в храм со словами: согрешил я, предав кровь невинную (Мф 27:4), — и швырнул на пол тридцать сребреников. Почему, зачем? В Иуде проснулась совесть, говорит святитель Иоанн Златоуст. Ведь Иуда не был совсем уж аморальным человеком. Он хорошо понимал, что совершил грех, обрек на смерть святого, Праведника…. И, когда Христа осудили, сознание вины стало грызть Иуду. Именно так всегда и действует страсть: сначала ослепляет человека, а потом, когда пути назад уже нет, начинает терзать муками совести.
Беда Иуды состояла в том, что он остался один на один с самим собой, и еще — с суровым иудейским законом, который гласил: око за око, зуб за зуб, кто предаст смерти другого — повинен смерти. Даже попросить прощения у Христа — если бы, опять же у Иуды мелькнула такая мысль — было, казалось, уже невозможно (так, вероятно, мог думать бывший апостол).
Три года он ходил за Христом и, похоже, не услышал ни единого слова из Его наставлений о любви к грешнику, о покаянии, о Его собственных страданиях, смерти и грядущем воскресении из мертвых. Мимо ушей Иуды прошли утешительные слова: приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин 6:37).
В своем разочаровании Иуда обратился не к Богу, а к самому себе. Как пишет преподобный Иустин (Попович), «каяться перед собой не есть покаяние, ибо человек не может себя освободить от греха, себе простить грех, отпустить себе грех. Эту власть и силу имеет только Бог, Сын Божий».
Так еще при жизни он оказался в аду — с сознанием полного одиночества и невозможности что-то изменить. Как человек, который не надеется на Божию милость. Отягченный, удушаемый сознанием своей вины, словно в безвоздушном пространстве. Не символично ли, что и жизнь свою он окончил, задохнувшись в петле?
Читайте также: