Как шрек навсегда изменил мультфильмы
В 2022 году выйдет пятое продолжение истории о людоеде с человеческим лицом. А 20 лет назад "Шрек" навсегда изменил мир мультфильмов.
18 мая 2001 года на экраны вышел "Шрек" — первый мультфильм, получивший "Оскар" в номинации "Лучшая анимационная картина" и перевернувший представление об анимации. После него полнометражные мультфильмы работают на три возрастных аудитории: детей, подростков и взрослых. Для детей — яркие персонажи и драки, для подростков — динамичный сюжет, для взрослых — множество ироничных отсылок к другим произведениям, пародирование современных реалий и черный юмор на грани фола. Такой большой охват зрителей привел к коммерческому прорыву "Шрека": при бюджете $60 млн кассовые сборы составили $484 млн.
Будь всегда в курсе событий вместе с телеграм-каналом Быстрый Фокус.
Кто есть кто
В картине масса иронических перевертышей.
Робин Гуд здесь не благородный разбойник, а хам, беззастенчиво пристающий к Фионе в окружении своих головорезов. Однако принцесса в стиле Джеки Чана размазывает бандитов по деревьям. Причем в моменте с замедленной съемкой пародируется схватка в "Матрице".
Милота, Левел 100. Фирменная фишка друга Шрека, Кота в сапогах, чтобы понравиться, — проникновенный взгляд больших глаз. Только все расслабились — сразу в бой [ + – ]Грозный огнедышащий дракон, стороживший Фиону, оказывается девочкой-драконом. Чтобы спасти себя, Осел кричал в драконью пасть: "Какая улыбка! Белые сверкающие зубы. Пользуешься отбеливающей пастой каждое утро? Дракон-девочка? Конечно, я прав!" Дракониха начинает кокетничать и влюбляется в серого кавалера. В итоге они составят хоть и нелепую, но чудесную пару.
Лорда Фаркуада, выступавшего против волшебства и не верящего в любовь (на принцессе Фионе он женился из-за расчета стать королем), сожрет существо, символизирующее грозную магическую силу, — влюбленная дракониха. При этом подданные лорда встретили смерть правителя ликованием. Формула успеха "Шрека" проста: изгой — диктатура — победитель тирана.
Важно И жизнь, и слезы, и нескучное кино. Фавориты "Оскара" 2021
Юмор для взрослых
Болото Шрека заселяют сотни сказочных беженцев, и он вынужден идти к лорду разбираться. А в это время Волшебное зеркало представляет Фаркуаду невест в духе американских телешоу: "Вот Белоснежка. Живет с семью гномами, но отнюдь не дешевка".
В первой части "Шрека" представлена одна из самых шокирующих шуток в анимации. Когда принцесса Фиона поет, ей подпевает птичка. Они голосят дуэтом, но когда принцесса берет запредельно высокую ноту, птичка, раздувшись, лопается. Следующий кадр — Фиона жарит глазунью из трех яиц птички, которые были у нее в гнезде. На самом деле этот эпизод отсылает к "Белоснежке и семи гномам" (1937) Диснея, где в точности была воспроизведена эта сцена с пением Белоснежки и птички, но без летального исхода последней. Словом, Катценберг наносит романтизму тотальные удары!
ПРИНЦЕССА-КАРАТИСТКА. Фиона — не беспомощная барышня. Если надо, она может "размазать" бандитов по деревьям в духе Джеки Чана [ + – ]Что "уравнивает" такие жесткие эпизоды и балансирует фильм? Позитивные поступки главных героев. Грубый Шрек все-таки извиняется перед Ослом, когда хочет узнать правду о чувствах Фионы, и признает, что он стал ему другом. В фильме проводится стержневая идея: неважно, какой ты снаружи, главное, что в душе. У монстра, оказывается, доброе сердце, а постоянно пекущийся о безупречности лорд — садист и тиран. Из социального изгоя Шрек становится победителем, как раз благодаря своему мастерству борца, когда на рыцарском турнире в Дюлоке мастерски раскидывает противников, превращая поединок в чемпионат по рестлингу. Это случилось в точности, как у его прототипа Мориса Тийе.
Изумрудного цвета Фиона после поцелуя любви превращается… нет, остается такой же зеленой — под стать своему жениху Шреку. Главное преображение внутреннее — они счастливы в любви друг к другу.
Почему "Шрек" отличается от мультфильмов своего времени
Еще в компании Disney председатель совета директоров Джеффри Катценберг уволился из Disney и создал свою компанию, которую назвали DreamWorks
Началось соперничество между компаниями и было принято решение выпустить мультфильм комедию.
Первые эскизы
20 фактов о мультфильме «Шрек», который дерзнул разрушить общепринятые каноны анимации
Мультфильм «Шрек» начинался как проект, разрушающий традиции Disney: новый формат и опасение, что он не сработает, нестандартный юмор и необычное музыкальное сопровождение. Когда мы смотрели этот мультик, едва ли в голову приходило покопаться в истории его создания.
Как все начиналось и что получилось
Создатель DreamWorks Джеффри Катценберг изначально работал в компании Disney, но, не получив повышения, ушел оттуда и основал свою студию.
«Шрек» получил первый в мире «Оскар» в номинации «Лучший анимационный фильм». Эта номинация появилась в перечне премии в 2002 году, награждались ею фильмы, созданные в 2001 году.
Это первый мультфильм, не принадлежащий студии Disney, который вошел в список Национального реестра фильмов Америки.
Как создавался мультфильм
Мультик не был оригинальной задумкой авторов. Существует одноименная книга Уильяма Стейга, права на которую были выкуплены в 1991 году Стивеном Спилбергом. Работу над мультфильмом он так и не начал, а сценарий спустя 4 года принес в недавно созданную компанию DreamWorks. Режиссер хотел сделать обычную историю в духе Disney. Но Катценберг настоял на том, чтобы не соревноваться со студией-гигантом, а сделать что-то радикально другое.
Прототипом болота Шрека послужила плантация магнолий в Чарлстоне, Южная Каролина.
Сюжет мультика не повторяет книгу один в один. Например, в оригинальном произведении Фиона не была прекрасной принцессой ни днем, ни ночью. Она так же, как и Шрек, была огром. А сам главный герой вдобавок к пугающей внешности еще и умел дышать огнем.
Исполнить роль Шрека предлагали Николасу Кейджу, но он отказался: ассоциироваться с таким персонажем ему не хотелось.
Производство «Шрека» длилось 6 лет: работа началась в 1995-м, а на большой экран мультфильм вышел в 2001 году.
Аниматоров, потерпевших неудачу в других проектах, отправляли работать над «Шреком» в качестве своеобразного наказания. Дело в том, что создатели мультика использовали методику захвата движения: камера фиксировала движения актеров, а после их совмещали с компьютерной моделью. Этот крайне трудоемкий процесс раньше использовался при создании фильмов, но никак не мультиков.
В картине детально проработаны все фактуры: волосы, шерсть животных, трава, мох, листья — все это передано с потрясающей достоверностью. Шерсть осла поддается дуновению ветра, но реагирует совсем не так, как, например, длинные волосы Фионы. А у Шрека появляется второй подбородок, когда он начинает говорить.
Разрушение канонов
С первого же кадра создатели фильма максимально четко показывают свое отношение к стандартной диснеевской истории о принцессах: Шрек просто использует вырванную из книги страницу в качестве туалетной бумаги. И это задает настроение всей картине.
Специально для фильма музыку не создавали (что было нетипично для диснеевских историй), а подбирали из уже существующих наработок. Хитовые, заводные песни сделали «Шрека» в меньшей степени сказкой и в большей частью поп-культуры. При этом музыка подобрана так, что она идеально сочетается с настроением героев.
Катценберг считал, что мультфильм должен понравиться всем, а не только детям: для самых маленьких — яркая картинка и интересные персонажи, для подростков — сюжет, а для тех, кто постарше, — шутки, нетипичные для мультиков.
Юмор во многом построен на разрушении ожиданий, созданных в нашем сознании традиционными фильмами о принцессах. Шрек подходит к спящей Фионе — мы ожидаем поцелуй, но он просто трясет ее с резким «Вставай!». Разбойники в лесу — разобраться должен прекрасный принц, но всех раскидывает Фиона. И так постоянно.
Сказочная тирания
Спилберг хотел сделать романтическую мультсказку, но Катценберг в своей тактике пошел вразрез с традиционной анимацией. Трое опытных сценаристов (Тед Эллиот, Терри Россио, Джо Стиллман) дерзко внедряют в детскую сказку взрослые проблемы и юмор, а Шрек в волшебном мире проявляет ироническое здравомыслие в духе главного героя романа Марка Твена "Янки при дворе короля Артура", который попадает из XIX века в Средневековье. В начале фильма Шрек читает в туалете сказку о принцессе, а затем, хмыкая и с репликой "Бредятина", вырывает эту страницу, чтобы использовать ее в гигиенических целях.
В фильме проводится идея: неважно, какой ты снаружи, главное, что в душе. У монстра оказывается доброе сердце, а пекущийся о безупречности лорд — садист и тиран
Сказочная реальность мультфильма насыщена мрачными историческими и политическими аллюзиями. Лорд Фаркуад поступает как диктатор: в королевстве Дюлок он устраивает охоту на ведьм — арестовывает всех носителей колдовства. Его идеал — симметричные улицы, дома, стерильная чистота и "нормальная" жизнь без иррациональной магической составляющей. Солдаты здесь ловят "волшебную нечисть", причем за сдачу сказочных существ предлагается награда. Это римская проскрипция, которую придумал император Сула (80 год до н. э.), — список лиц, за которых при поимке положена денежная награда. Их вина только в том, что они не нравятся власти.
Так, в кадре мы видим очередь, где папа Карло сдает за несколько монет своего сына Пиноккио. "Заберите куклу, одержимую дьяволом", — после говорит солдат. "Я не кукла, я — ребенок!" — кричит несчастный Пиноккио.
Лицу Фаркуада мстительный Катценберг придал черты Айснера: только лорд — карлик, а Айснер — баскетбольного роста. Таблички "Смех", "Аплодисменты" для подданных Фаркуада, чтобы знать, как реагировать, — это тоже отсылка к древнему Риму, где императоры Сула и Нерон выступали на сцене и публика послушно реагировала на эстрадные экзерсисы своих правителей.
МУЛЬТРАЗБОРКИ. Катценберг придал лицу Фаркуада черты недруга Айснера, только лорд — карлик, а Айснер — баскетбольного роста [ + – ]Сценаристы "Шрека" по-постмодернистски собрали десятки персонажей из разных сказок: трех поросят, Крысолова, Белоснежку и семь гномов. Говорящему Ослу удается сбежать, и он попадает на болото к Шреку. Тот при нем разгоняет крестьян, прибывших убить монстра кольями.
"А ты клевый, Шрек, — восхищается Осел. — Тебе плевать на общественное мнение".
Мультфильм был создан таким, что он актуален и популярен даже спустя 20 лет
Спустя 20 лет зрители любят Шрека
Примером служат мемы, которые люди создают
Заключение
"Шрек" открыл новый путь и жанр. Мультфильм комедию с шутками всех возрастов.
В таком же формате был выпущен "Мадагаскар" и множество других мультфильмов.
"Шрек" показал комедию, которая высмеивает устоявшиеся ценности.
В нем нет обычных злодеев, принцесс, которые не могу постоять за себя, и принца готового на все ради любви. Фиона занимается боевыми искусствами, дракониха не злая, а обделена любовью, а Шрек просто спасает свое болото
Шрек-мультфильм изменивший киноиндустрию
Неугомонный Катценберг
Этот мегауспех произошел при участии скандального, но талантливого продюсера Джеффри Катценберга. Благодаря его усилиям студия Disney, где он несколько лет трудился директором по производству, совершила прорыв, выпустив мультфильм "Король Лев" (1994). В нем, напомним, шекспировского "Гамлета" облекли в форму басенной истории для детей: младший брат подло убил старшего — короля Льва — и занял его место, подставив его сына Симбу. Однако финал, в отличие от шекспировского, счастливый — вероломный дядя повержен, а Симба возвращает себе трон. Невероятный успех "Короля Льва" (бюджет — $45 млн, сборы — $763 млн) придал Джеффри уверенности, и он потребовал для себя от гендиректора Disney Майкла Айснера должность президента киностудии. Но тот ему отказал, и в этом было что-то личное, ведь Айснер — консервативный идеалист, а Катценберг — революционный экспериментатор. Конфликт привел к увольнению последнего, но это было эмоциональным промахом Майкла: за разрыв контракта Катценберг через суд отсудил у Disney астрономическую сумму — $280 млн. Парадокс в том, что когда-то именно Айснер устроил его в Disney.
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ. Глава студии DreamWorks animation Джеффри Катценберг с главным героем своего "прорывного" мультфильма "Шрек" [ + – ]Но финансовое удовлетворение — половина дела. Катценберг хотел победить бывшего работодателя на креативном поле — рынке анимации. Для этого нужно было нечто сверхординарное. Джеффри собрал блистательную кампанию: он вместе с продюсером и режиссером Стивеном Спилбергом и музыкальным продюсером Дэвидом Гиффеном основывает студию DreamWorks Animation. У Спилберга чутье на новые успешные направления, неспроста он влез в анимационное дело. Причем не с пустыми руками: за $500 тыс. выкупил права у писателя Уильяма Стейга на детскую книжку "Шрек!", получившую до этого пару американских литературных премий.
Продолжения "Шрека"
"Шрек – 2" (2004), где герой пробует силы уже в качестве короля, собрал еще больше в прокате — $919 млн. В районе $800 млн собрали третья (2007) и четвертая (2010) части. И вот после 12-летнего перерыва, в 2022 году, студия DreamWorks Animation готовит к выходу "Шрека — 5".
Добавим, что мультфильмы нулевых годов от этой студии — "Мадагаскар", "Кунг-фу панда" и "Как приручить дракона", где тоже хватает иронических перевертышей, интересных детям и взрослым, — навсегда изменили характер анимации, которая теперь "для всех".
Отец "Шрека"
Известность Стейгу принесла его работа карикатуристом в американской прессе. В 60 лет он начал писать детские книги и иллюстрировать их. Сказку "Шрек!" сочинил в 1990 году в возрасте 83 (!) лет. Это небольшой рассказ на 32 страницы. В переводе с идиша слово "шрек" означает "ужас". Стейг был выходцем из польско-еврейской эмигрантской среды, детство его прошло в Бруклине, где был сплошной "шрек".
В книжке — эффектный перевертыш: зеленый монстр огр, родственник злобных троллей, не был злодеем, напротив, он — добродушное существо, несмотря на устрашающую внешность великана с кривыми зубами и торчавшими трубочкой ушками. Тем не менее, сказка не церемонилась с читателями: родители огра выгнали его из дома пинком под зад, ведьма в лесу нагадала удачную женитьбу, и после ряда приключений вместе с ослом он нашел невесту — принцессу, но такую же уродливую, как сам. Оба не чаяли души друг в друге.
"Я обошел весь белый свет, но безобразней грымзы нет!" — восхищается Шрек.
"Еще не видела природа такого мерзкого урода!" — восторженно отвечает ему принцесса.
Спилберг разглядел потенциал этой сказки, тем более что у нарисованного Шрека был реальный и непростой прототип.
Весь "Шрек" отличается от стандартных моделей принцес, принцев и злодеев.
Все шутки адаптировались к современному миру, но так же и добавились новые. Высмеивание Диснея и его персонажей. Высмеивание очередей в тематических парках Дисней
Например соперничество Фионы и птицы в пении, где птица лопается от напряжения высмеивает пение Спящей красавицы Диснея
Или то, что Шрек не является прекрасным принцем. Он огр, который любит лишь свое болото. Даже первое его появление говорит об этом: Шрек выходит из туалета и прилипшей бумажкой к ноге и почесывает зад
Начались большие работы над созданием мультфильма. Даже музыка не создавалась для мультфильма. Было создано собрание треков, которое отражают настроение персонажей
Прообраз монстра
Стейг любил рестлерские бои, а в 1940-е годы звездой этих состязаний в США был Морис Тийе — француз русского происхождения. Несмотря на прозвище Французский Ангел, у него была своеобразная внешность вроде питекантропа. За прозвищем скрывалась трагедия. Родился он в России, в семье французов, после Октябрьской революции переехал с матерью на ее родину. В 17 лет заметил, что у него стали расширяться суставы и начала опухать голова. Диагноз — акромегалия, или гигантизм. Гипофиз из-за доброкачественной опухоли выделял излишки гормона роста. При росте 174 см Тийе весил 125 кг: был очень широк, а голова стала примерно в два раза больше, чем у обычного человека. И если в детстве его за милое личико звали Ангел, то к 19 годам к отталкивающей внешности добавился грубый голос.
ПРОТОТИП ГЕРОЯ. Американо-французский рестлер Морис Тийе, страдающий от акромегалии, стал прообразом Шрека для писателя Уильяма Стейга [ + – ]Морис Тийе в парижском колледже подвергался травле, но недюжинная физическая сила и добродушие его выручали. При этом он был интеллектуалом: знал 14 языков, сочинял стихи, стал толковым корабельным инженером, хотя имел юридическое образование. Его заметил французский кинематограф. Самая крупная роль — горбуна Квазимодо из "Собора Парижской Богоматери".
Однажды на улице его увидел литовский рестлер Каролис Пожело и предложил заняться этим видом спорта. После переезда в США Тийе в мае 1940-го стал там чемпионом в тяжелом весе. Рык и "медвежьи объятия" стали его фишкой. Как звезда рестлинга он дал множество интервью, где рассказывал , что его болезнь спровоцирована травмой от удара копытом мула (помесь осла и кобылы), когда он был подростком.
Важно Лучшие враги возвращаются. Три причины посмотреть новый мультфильм "Том и Джерри"
Стейг воплотил, как мог, свои впечатления от Мориса, но и сценаристы факты жизни французского рестлера использовали на полную катушку.
Читайте также: