Как сделать харакири
Япония издавна привлекает своими необычными традициями и вообще жизнью протекающей в ней. Многие любят её за те же традиции, современные технологии и т.д. Кого-то она привлекает чем-то конкретным, например, харакири.
Да, именно харакири вызывает у многих на лице улыбку или даже усмешку, как бы это ни звучало. Однако несмотря на это, нам всё же ясно одно, харакири очень серьёзная вещь и делали его действительно по каким-либо серьёзным причинам. Чаще всего когда была задета честь того или иного человека.
Само по себе харакири было распространено исключительно среди воинов и других вышестоящих чинов, оно редко касалось простого населения.
Несмотря, казалось, на простоту выполнения харакири, были специальные школы обучающие мастерству самоубийцы. Во время харакири важно было не просто вспороть себе живот, но сделать это красиво, т.е. показать всем, и непросто, а так чтобы были видны вываливающиеся внутренние органы. Казалось бы, очень жестко и мерзко, но так самоубийца показывал чистоту своих помыслов. Также было важно то, как выполнялось само харакири, важно было сделать правильно и быстро и для этого было разработано несколько техник.
Понимая всю боль во время и после харакири, самоубийца держал при себе нож, чтобы перерезать себе горло для того чтобы долго не мучиться. Женщинам кстати было разрешено, только, перерезать горло и всё, этакое упрощённое харакири.
Несмотря на жестокость данного ритуала оно прочно вошло в японскую жизнь. Тем более с течением времени явления харакири не ослабло, а только усилилось. Так с 10 века количество умерших от собственного меча увеличилось. И тому есть своя причина, а именно в то время в Японии был популярен культ смерти. И потому смерть воспринималась положительно.
Учитывая наличие культа смерти, в Японии была вера в загробную жизнь. Поэтому после смерти человека в его могилу старались положить всё необходимое для другой жизни. Особенно богатым набором в загробной жизни были наделены состоятельные люди. После их смерти к ним в могилу клали необходимые предметы и вместе с ними ложились его слуги, помощники и т.д. Для чего? Всё просто: чтобы помогать своему господину в том мире. Позднее эту процедуру немного упростили в первую очередь для тех, кому предстояло пойти в след за господином. Теперь им разрешалось убить себя перед захоронением.
Мириться с таким положением дел некоторые японские правители не собирались и пытались всячески запретить подобные ритуалы. С течением времени харакири всё же удалось запретить, но случаи повторения давних традиций всё же остались.
Стоит также отметить, что харакири могли совершать одновременно несколько сотен человек. Причиной тому могло послужить смерть любимого хозяина. Хотя бывали случаи, когда причина харакири была вовсе не смерть хозяина и не оскорблённая честь, а всего лишь банальное столкновение мечами.
В ВОВ войну многие солдаты и офицеры японской армии при поражении в 1945 году также были полны сил исполнить старинный ритуал их предков.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас .
Кадр из фильма "Харакири" 1962 года
Спросишь сегодня — многим кажется, что эта жестокая традиция ушла навсегда, осталась в XIX веке, что про неё можно забыть, но это далеко не так…
Вот, скажем, совсем недавно, в 2001 году, олимпийский золотой медалист, дзюдоист Инокума Исао, совершил сеппуку. Скорее всего из-за того, что его строительная компания была близка к разорению. Что заставило его покончить с собой таким мучительным способом? Как понять?
Вероятно, нам прежде всего стоит поговорить о том, что же это такое, и почему японцы выбирали его как один из способов самоубийства.
Во-первых, давайте разберём, что такое “сеппуку” и что такое “харакири”. Иероглифы, вроде, одни и те же, но если сеппуку пишется как “резать живот”, то харакири как “живот резать”. “Сеппуку” звучит благороднее, на китайский манер. Таким образом, под ним обычно понимают ритуальное самоубийство, совершаемое согласно кодексу Бусидо. “Харакири” же — слово, которым пользовались простолюдины, оно более бытовое. Разницу в их употреблении мы увидим чуть позже, на примере страшного самоубийства замечательного писателя Юкио Мисимы.
Как именно делали сеппуку?
В соответствии с кодексом, незадолго до самой церемонии происходило назначение лиц, ответственных за проведение процедуры вскрытия живота и для присутствия при этом.
Выбиралось и место для исполнения обряда, которое определялось в зависимости от официального, должностного и социального положения приговорённого. Приближённые сёгуна производили сеппуку во дворце, самураи низшего ранга — в саду дома князя, на попечение которого был отдан осуждённый. Иногда оно совершалось и в храме. Такой возможностью пользовались, например, чиновники в том случае, если приказ сделать сеппуку приходил во время их путешествия. Этим объясняется наличие у каждого путешествующего самурая особого платья для харакири.
Для обряда, совершавшегося в саду, сооружалась загородка из кольев с натянутыми на них полотнищами материи. Огороженная площадь должна была равняться примерно 12 м 2 , если сеппуку выполняло важное лицо.
Jordi Busquets | Flickr
В загородке имелось два входа: северный — “умбаммон” и южный — “сюги-ёмон” (“вечная дверь”). В некоторых случаях загородка делалась без дверей вообще, что было более удобно для свидетелей, которые наблюдали за происходящим внутри. Пол в отгороженном пространстве застилался циновками с белой каймой, на которые укладывали полоску белого шёлка или белый войлок. Здесь же иногда устраивали подобие ворот, изготовленных из бамбука, обёрнутого белым шёлком, которые походили на храмовые ворота; вешали флаги с изречениями из священных книг, ставили свечи, если обряд производился ночью, и т. д.
Накануне исполнения обряда, если осуждённому было разрешено делать сеппуку в собственном доме, самурай приглашал к себе близких друзей, пил с ними сакэ, ел пряности, шутил о непрочности земного счастья, подчёркивая тем самым, что он не боится умереть… Перед смертью писали хайку.
Наконец, наступало время для самого сеппуку.
Разрез делался слева направо, особо стойкие делали ещё один — от груди до пупка.
В большинстве случаев имелся ассистент — кайсяку, задача которого была отрубить голову. В этой роли обычно выступал родственник, друг или самурай, пользующийся доверием и уважением.
Дело в том, что участие ассистента тоже было чётко регламентировано. Сначала он смачивал лезвие катаны чистой водой, потом медленно проводил мечом у лица самоубийцы, давая тому понять, что готов выполнять свои обязанности, а затем занимал удобную для удара позицию сбоку и сзади.
Задача была очень сложная. Нужно было, с одной стороны, дать возможность самоубийце продемонстрировать мужество и хладнокровие, а с другой — мгновенно прекратить мучения, как только тот подаст сигнал. Кроме того, срубить голову надо было так, чтобы она не слетала с плеч и не катилась по полу, что считалось неприличным, а оставалась висеть на лоскутке кожи…
После сеппуку свидетели уходили в дом, где хозяин предлагал им чай и сладости.
В самурайских семьях как юношей, так и девушек учили, как правильно совершать самоубийство.
Правда, женщины делали не “сеппуку”, а “дзигай”, суть которого в том, чтобы перерезать горло одним резким движением. Это делалось либо специальным кинжалом (“кайкэн”), который был свадебным подарком мужа, либо коротким мечом, вручаемым каждой дочери самурая во время обряда совершеннолетия. Перед ритуалом женщина сама связывала себе ноги, притягивая лодыжки к бёдрам. Это делалось для того, чтобы конвульсии не помешали умереть в красивой и достойной позе.
Сеппуку могло быть совершено как демонстрация раскаяния в совершённом проступке или преступлении. С другой стороны, оно имело и иной смысл: обнажение своей души и свидетельство того, что в поступках человека не было тайного умысла. К нему прибегали и в знак протеста или несогласия с обвинениями.
Такое самоубийство обычно избавляло семью самурая и от позора, и от возможных преследований со стороны властей, что, разумеется, тоже было исключительно важно.
Истоки
Конечно же, не может не возникнуть вопрос — откуда в Японии такое отношение к смерти.
Вспомним, что представляет из себя эта страна. Сложная для возделывания почва, землетрясения, тайфуны, цунами, извержения вулканов.
Всего в 128 километрах от Токио, например, есть остров Миякедзима с действующим вулканом, который извергается каждые несколько лет. Последнее большое извержение произошло 14 июля 2000 года. Во время извержений и землетрясений остров окутывается облаками пепла, которые достигают 18 км в высоту. Но ещё более смертелен ядовитый серный газ, который просачивается там из земных недр.
В целях безопасности по всему острову расставлены датчики содержания в воздухе отравляющих веществ. Когда уровень повышается, не важно, днём или ночью, во время работы или в разгар праздника, жители острова сразу надевают противогазы, которые носят с собой круглосуточно.
Jordi Busquets | Flickr
Уже много лет я пытаюсь понять, спрашиваю, но не получаю ответа: почему в Токио никто не готовится к снегопаду. “Они у нас случаются не очень часто”, — говорят мне. Но ведь случаются, и почти каждый год!
В конце концов я понял, что ощущение природы для японцев — это прежде всего бренность и возрождение, которые проявляются в смене времён года и круговороте сущего. Весной расцветают цветы, осенью опадают листья, зимой дует пронизывающий ветер с моря. Но с наступлением нового года приходит весна. Пасмурные, дождливые дни чередуются с ясными, и это даёт силу жить дальше. Отсюда проистекает выносливое, спокойное и мягкое отношение к невзгодам, а когда приходит смерть, её принимают спокойно, как возвращение к земле, как акт воссоединения с природой.
В этом общем настрое смирения перед стихией и приспособления к природе есть что-то от буддизма с его понятием бренности сущего: на этом свете нет ничего вечного, всё, имеющее форму, непременно разрушится. Любой человек когда-нибудь умрёт.
Нет, самураи презирали не жизнь, а смерть. Они были живыми людьми и так же, как и мы, все радовались и ценили её бесценные мгновения. Однако на первом месте для них стояла честь, и именно она была для них дороже всех земных благ. Но жизнь скоротечна и преходяща. Рано или поздно наступит момент, когда мы покинем этот бренный мир. Что мы оставим после себя, какую память?
Легенды о самураях
Mateo Espinoza | Flickr
Например, до сих пор не забыт случай, когда наёмные убийцы по ошибке убили не того самурая. Семилетний же сын того, кто должен был пасть от руки убийц, якобы опознал тело, а в доказательство вспорол себе живот и такой ценой спас отцу жизнь: поверившие в обман наёмники удалились, считая своё дело сделанным.
В книге “Бусидо. Душа Японии” Инадзо Нитобэ пишет:
“Два брата, Сакон и Наики, которым было двадцать четыре и семнадцать лет соответственно, предприняли попытку убить Иэясу, чтобы отомстить за их несправедливо оклеветанного отца. Они проникли в его лагерь, но были схвачены. Старый генерал, восхищённый их храбростью, решил оказать им честь и позволил умереть благородной смертью, совершив сеппуку. Их брат Хатимаро, мальчик 8 лет, также был обязан разделить их судьбу, поскольку приговор был вынесен всем мужчинам в их семье, и троих братьев сопроводили в монастырь, где должна была состояться казнь. До наших дней сохранился дневник врача, присутствовавшего при этом и описавшего такую сцену:
“Когда подготовительная часть церемонии была завершена, и братья сели на мат для последней части экзекуции, Сакон повернулся к самому младшему брату и сказал: “Начинай первым — я хочу убедиться, что ты сделал всё правильно”. Но мальчик ответил, что поскольку он никогда не видел, как совершают сеппуку, то он прежде хотел бы посмотреть, как это сделают братья, чтобы не опозорить семью. Старшие братья улыбнулись сквозь слёзы — “Отлично сказано, братишка! Ты можешь гордиться тем, что ты достойный сын своего отца!” — и усадили маленького Хатимаро между собой. Сакон первым воткнул меч в живот и произнёс: “Смотри! Теперь понимаешь? Только не втыкайте лезвие слишком глубоко, не то можешь откинуться назад. Наклоняйся вперёд, а колени твёрдо прижимай к полу”. Затем Наики, в свою очередь, повторил действия старшего брата и объяснил мальчику: “Держи глаза открытыми, иначе будешь похож на умирающую женщину. Если кинжал застрянет внутри, наберись смелости и постарайся удвоить свои усилия, чтобы провести его вправо”. Мальчик внимательно смотрел то на одного, то на другого, а когда они испустили дух, он старательно и достойно повторил всё то, чему они его учили, чуть не перерезав себя пополам””.
В период Сенгоку жил самурай, Мунехару Симидзу, которому было приказано сделать себе сеппуку. Вечером, перед церемонией, один из его слуг, человек по имени Сирай, просил его зайти к нему. Хотя Симидзу было не до этого, он не мог отказать своему верному слуге. Когда он пришёл к нему в дом, его провели в комнату и усадили на татами напротив Сирая. Сначала тот говорил о бренности мира, о том, что не надо бояться смерти. Вдруг он закашлялся и покачнулся. Открыв кимоно, он показал своему хозяину разрез поперёк живота: “Когда я услышал, что Вы придёте, я сделал себе сеппуку. Я хотел показать Вам, что это совсем не так сложно”.
Симидзу не знал, как благодарить слугу. Он встал, достал меч, и, утирая слёзы, отрубил ему голову. Постояв несколько минут над безжизненным телом, укреплённый духом, он отправился навстречу своей смерти.
Jordi Busquets | Flickr
Или вот ещё. Ёситеру Мураками, чтобы спасти своего хозяина, принца Моринагу, забрался на крышу дома, в котором они прятались, и который окружили враги. Он поджёг крышу и крикнул: “Собаки! Я — принц Моринага! Смотрите! Я покажу вам, трусам, как умирает настоящий воин!”
Оглянувшись, он увидел, как его хозяин растворился в темноте, пока все взгляды были прикованы к крыше. Повернувшись назад, Ёситеру обнажил живот и глубоко разрезал его. Несмотря на боль, он стоял прямо, и лицо его оставалось спокойным. Подхватив вывалившиеся кишки, он перерезал их и бросил вниз, в лицо врагам. Затем вложил меч в рот и кинулся вниз…
Пожалуй, довольно историй! Хотя это всё рассказы, на которых выросло не одно поколение японцев. Давайте всё-таки вернёмся к изначальному вопросу — разнице между сеппуку и харакири.
Что-то пошло не так
25 ноября 1970 года Юкио Мисима, один из известнейших писателей двадцатого века, привёл четверых молодых кадетов своей личной армии “Общество щита” на встречу с генералом сил самообороны Японии.
Тот, не ожидавший ничего, кроме обычного приятного общения, был ошеломлён, когда его схватили, связали и заткнули рот, угрожая убить, если он немедленно не вызовет весь персонал базы. Мисима подготовил для них призыв к восстанию против американцев. После ряда потасовок с офицерами, пытавшимися ворваться в комнату, писатель вышел на широкий балкон и выступил перед примерно тысячью военных, собравшихся на плацу.
Мисима убеждал их в необходимости конституционной реформы, подчёркивая, что “мирная Конституция” даже не признаёт сам факт их существования. Он собирался выступать полчаса, однако столкнулся с возмущением — ему кричали: “Сумасшедший!”, “Идиот!”, “В Японии мир!”, “Спустись вниз!”, “Замолчи!”…
Он сдался через семь минут и ушёл назад в кабинет, где начал методично готовиться к ритуальному самоубийству. Глубоко вонзив короткий меч в живот, Мисима с мучениями провёл разрез, после чего его студент-ассистент Морита Масакацу попытался обезглавить его.
К несчастью, Морита плохо владел мечом и сильно волновался, поэтому раз за разом не мог попасть по шее, нанося удары по плечам. Тогда на помощь пришёл другой кадет, который отрубил наконец несчастному Юкио голову, откатившуюся в угол. Сам Морита, раскаиваясь в том, что не смог правильно выполнить свою обязанность, тоже разрезал себе живот и был обезглавлен.
Поскольку процедура не была исполнена должным образом, большинство японцев говорит о “харакири” Юкио Мисимы. Если бы всё получилось так, как он задумывал, то это было бы “сеппуку”.
Сами японцы не имеют сегодня единого мнения об этой традиции, но несомненно одно — в их ментальности она играла — и продолжает играть! — одну из важнейших ролей.
Сэппуку или харакири является формой японского ритуального самоубийства. Первоначально эта практика была предусмотрена бусидо - кодексом чести самураев. Сэппуку использовали либо добровольно самураи, которые хотели умереть с честью, а не попасть в руки своих врагов (и, вероятно, подвергнуться пыткам), либо также это была форма смертной казни для самураев, которые совершили тяжкие преступления или чем-то опозорили себя. Торжественная церемония являлась частью более сложного ритуала, который обычно проводился перед зрителями, и состояла из погружения короткого клинка (обычно танто) в брюшную полость и рассечения им живота поперек.
Стоит отметить, что основным смыслом этого акта было восстановить или защитить свою честь, поэтому воина, который совершал подобное самоубийство, никогда не обезглавливали полностью, а "только наполовину". Тем, кто не принадлежал к касте самураев, нельзя было делать харакири. Да и самурай почти всегда мог осуществить сэппуку только с разрешения своего господина.
Иногда даймё приказывал выполнить харакири в качестве гарантий мирного соглашения. Это ослабляло поверженный клан, и его сопротивление фактически прекращалось. Легендарный собиратель японских земель Тоётоми Хидэёси использовал самоубийство врага таким образом несколько раз, причем наиболее драматичным из них фактически закончилась крупная династия даймё. Когда правящий род Ходзё потерпел поражение в битве при Одавара в 1590 году, Хидэёси настоял на самоубийстве даймё Ходзё Удзимаса и изгнании его сына Ходзё Удзинао. Этим ритуальным самоубийством был положен конец самой могущественной семье даймё в восточной части Японии.
До тех пор, пока эта практика не стала более стандартизированной в XVII веке, ритуал сэппуку был менее формализованным. Например, в XII-XIII веках военачальник Минамото-но Ёримаса совершил харакири гораздо более болезненным способом. Тогда было принято сводить счеты с жизнь путем погружения тачи (длинного меча), вакидзаши (короткого меча) или танто (ножа) в кишечник и последующего вспарывания желудка в горизонтальном направлении. В отсутствие кайсяку (помощника) самурай сам вынимал лезвие из своего живота и закалывал себя им же в горло, или падал (из положения стоя) на лезвие, вкопанное напротив в землю напротив его сердца.
Во время периода Эдо (1600-1867) проведение харакири стало подробно разработанным ритуалом. Как правило, его проводили перед зрителями (если это было спланированное сэппуку), а не на поле боя. Самурай омывал тело, одевался в белые одежды и вкушал свои любимые блюда. Когда он заканчивал, то ему подавали нож и ткань. Воин клал меч лезвием к себе, садился на эту специальную ткань и готовился к смерти (обычно он в это время писал стихотворение о смерти).
Помощник кайсяку при этом становился рядом с самураем, который выпивал чашечку саке, распахивал свое кимоно, и брал в руки танто (нож) или вакидзаши (короткий меч), оборачивал его лезвием частью ткани, чтобы оно не порезало руки и погружал себе в живот, делая после этого разрез слева направо. После этого кайсяку обезглавливал самурая, причем он делал это так, чтобы голова частично осталась на плечах, а не отрубал ее полностью. Из-за подобного условия и точности, необходимой для нее, помощник должен был быть опытным фехтовальщиком.
Сэппуку в конце концов превратился из самоубийства на поле боя и обычной практики в военное время в сложный придворный ритуал. Помощник кайсяку не всегда был другом самурая. Если побежденный воин сражался достойно и хорошо, то противник, который хотел почтить его храбрость, добровольно становился помощником при самоубийстве этого воина.
В феодальные времена существовала специализированная форма сэппуку, известная как канши ("смерть от понимания"), в которой люди совершали самоубийство в знак протеста против решения своего лорда. При этом самурай делал один глубокий горизонтальный разрез живота, а затем быстро перевязывал рану. После этого данный человек представал перед своим господином с речью, в которой он объявлял протест против действий даймё. В конце речи самурай сдергивал повязку со своей смертельной раны. Это не следует путать с фунши (смерти от негодования), которое являлось самоубийством в знак протеста против действий государства.
Некоторые самураи выполняли значительно более болезненную форму сэппуку, известную как "дзюмондзи гири" ("крестообразный разрез"), при котором не присутствовал кайсяку, который мог положить быстрый конец страданиям самурая. Помимо горизонтального разреза живота, самурай также делал второй и более болезненный вертикальный разрез. Самурай, исполняющий "дзюмондзи гири", должен был стоически переносить свои страдания до тех пор, пока не истечет кровью.
Для всех, кого интересует история и культура Страны Восходящего солнца, 28 редких исторических снимков повседневной жизни японцев в конце 19 века
Итак, начнем с самого термина. Как все-таки правильно говорить – сэппуку или харакири. Считается, что верно и так и так, просто первый термин письменный, а второй устный – ну и написание его разными иероглифами. Но я все-же рискну не согласится с такой трактовкой. Все-таки харакири - это некое упрощение, узкая направленность системы ритуального самоубийства. Буквальное прочтение 腹切り. Ведь слово кэри – можно перевести как резать, а хара – это живот. Если вспомнить о видах ритуальных самоубийств, то взрезание живота отнюдь не единственный способ добровольно и красиво (по японским меркам) уйти из жизни (об этом мы поговорим чуть позже).
Точка Тандэн
Но мы немного отвлеклись. Как бы там не было, я редко применяю термин харакири по причине того, что считаю, что он все-таки описывает конечную стадию одного из вида ритуального самоубийства. А все самое интересное, сам ритуал этот термин не затрагивает. Ритуал как раз правильнее называть сэппуку 切腹. Хотя если Вы обратите внимание, то один иероглиф, обозначающий живот и жизнь 腹, в обоих терминах совпадает. Но все равно, ИМХО правильно говорить сэппуку.
разбойник Хакамадарэ Ясусукэ
Почему-то считается, что сэппуку или харакири – это привилегия исключительно самураев, но это вовсе не так. Начнем с того, что моду на подобные самоубийства ввел в 988 году Хакамадарэ Ясусукэ, который ну ни разу самураем не был, а был обычным разбойником. Его окружили враги, и он решил уйти из жизни достойно, вспоров живот. Умирал, кстати, долго и болезненно, но новый тренд придумал. А одним из последних ритуальное самоубийство совершил Юкио Мисима (настоящее имя Киматакэ Хираока) после неудачной попытки инициировать военный бунт в 1970 году. Мисима был конечно яркий писатель и ооооочень странный человек (ну очень странный, да и вряд-ли можно по другому называть человека гордящегося густотой и цветом волос на своей груди :-)), однако никаким самураем не был в принципе. Хотя бы потому, что сословие самураев было отменено после революции Мэйдзи в конце 19 столетия.
Так что говорить, что сие исключительно самурайская фича, я бы не стал – это неверно. Другой вопрос, что именно возвышенная смерть видных представителей самурайских родов, сделала харакири крайне популярной и возвышенной смертью, и оказала огромное влияние на формирования обряда (этого самого сэппуку), при котором сама смерть стала просто финальной точкой долгого и сложного процесса. И это не удивляет. Ведь подобное ритуальное самоубийство совершили такие интересные и яркие исторические личности, чьи имена известны даже людям очень мало знакомым с японской темой, как герой битвы при Удзи Минамото-но Ёримаса,
идеал самурая и великий скиталец Минамото-но Ёсицунэ,
Мон (упрощенно говоря, герб) рода Ходзё
Или еще хуже, если вспомнить остров Сейпан в 1944 году. Японцы потерпели поражение и допустили высадку американского десанта на этот остров Марианского архипелага и получили приказ совершить самоубийство, проявляя тем самым чувство любви и преданности тэнно (императору). Большинство выполнили приказ, в том числе, взрезав себе живот. Из около 30 000 солдат и офицеров, в плен удалось взять меньше тысячи. По предварительным данным, самоубийство совершило более 10 000 человек.
Вот такие они японцы.
Казалось бы, что в смерти может быть возвышенного и красивого, спросите вы. А давайте рассмотрим сам ритуал, и возможно будет какое-то иное понимание.
Продолжение следует…
Читайте также: