Как сделать эффект шивы
Вы часто спрашиваете, как и с чего начать поклонение Махадеву, и в этой небольшой заметке я расскажу вам об этом.
1. Самое первое и простое, что можно сделать, это найти изображение Шивы в Интернете и распечатать его. Именно так всё обычно и начинается. Просто находите картинку Махадева, которая вам нравится, распечатываете и ставите в рамочку со стеклом.
2. Найдите в своей комнате уютный уголок, где расположите образ Господа. В идеале – это невысокий столик, рядом с которым вам будет удобно сидеть на подушке для медитации, лежащей на полу. Это место должно быть ориентировано на восток.
3. Постелите на столик красивую ткань и поставьте изображение Шивы.
4. Отныне это будет место, где вы будете практиковать и поклоняться Господу. Поддерживайте его в чистоте.
5. Перед началом поклонения сделайте омовение тела – примите душ. Наденьте чистую одежду.
7. Каждый день можно делать такие подношения:
— цветы (или один цветок, живой или искусственный, можно лепестки живого цветка);
— горящая лампадка или свеча;
— благовония (палочка благовоний или любые другие – аромалампа, ладан);
— пища и питье (после поднесения и чтения мантр через некоторое время они становятся прасадом – освященной пищей – и их можно и даже очень полезно употреблять).
8. Понятное дело, что пуджа – обряд поклонения Шиве с подношениями – по всем правилам читается на санскрите. Но пока вы не знакомы с санскритским текстом пуджи, вы можете делать подношения, искренне и с любовью обращаясь к Господу на русском – Он понимает любой язык и смотрит в ваше сердце.
10. Предложив Господу подношения, Вы садитесь на свою подушку для медитации в позу лотоса и начинаете читать (а лучше сказать – петь) мантры. Каждая мантра произносится минимум по 108 раз, для подсчета используются чётки из рудракши. (Внимание! Приобретая чётки из рудракши на AliExpress, остерегайтесь подделок – иногда под видом реальной рудракши там продают пластиковые бусины в форме рудракши. Такие бусины не тонут в воде, плавая на ее поверхности.)
11. После завершения чтения мантр обратите внимание на возникшее спокойствие ума и помедитируйте. Поначалу вы можете совсем ничего не чувствовать, а ум может постоянно отвлекаться на разные повседневные мысли – это совершенно нормально, не корите себя за это, а заметив отвлечение, мягко возвращайте ум обратно к созерцанию образа Господа – изображения на алтаре или мысленного образа. Побудьте в этом состоянии. Со временем ваша способность концентрироваться возрастет, вы перестанете отвлекаться, сознание будет погружаться в тишину, а тело – в блаженство.
12. Идеальное время для поклонения – рассвет и закат. Но если не получается в это время, то можно выбрать один раз в сутки удобное для вас время.
Разумеется, приведенная схема является самой простой и начальной и в поклонении есть множество уровней, нюансов и подробностей.
Как узнать больше о Шиве и практике поклонения Ему?
Найдите такие книги:
В: Гуруджи, у меня есть один Шива-лингам. Посоветуйте – где его лучше установить, ему можно поклоняться каждый день?
Ш: Если вы его установите, вам придется за ним ухаживать – лучше не делайте этого. Это очень строгая дисциплина. Не делайте этого.
В: Но вы можете дать мне надлежащие инструкции.
Ш: Даже если вы сделаете его святым, вам придется жить рядом с ним все время. Если вы постоянно будете в разъездах, кто будет за ним ухаживать? Это не шутки, не игра. Это очень серьезно. Это может сломать человека. Если вы установите Шива-лингам, и у вас в пудже будет ошибка, эффект проявится сразу же – так что не делайте этого.
В: Иногда люди делают коллекции лингамов из разных мест.
Ш: В одном месте лучше держать только один лингам. Иначе их энергии столкнутся, и вам придется иметь дело с самыми разнообразными проблемами.
В: Я видела, как в Варанаси множество лингамов стоят близко друг к другу.
Ш: Вот потому-то в Варанаси одни проблемы, это безумный город. Так что это не рекомендуется. В Ориссе в Бхуванешваре стоят 99.999 лингамов, и это самый бедный штат в Индии, и там всегда либо голод, либо неурожай. И бизнес там не идет. Это самый неблагополучный штат в Индии – и все потому, что там стоят вместе 99.999 лингамов.
Если вы сможете ему поклоняться, как это действительно следует делать – устанавливайте. Только для поклонения, а не для того, чтобы показывать гостям. Поначалу я тоже всего этого не знал, но потом я нашел этот Шива-лингам, и мне поневоле пришлось выучить, что можно делать, а чего нельзя.
А в Раджастане вы видите обратный случай: в одной области может быть только один Шива-лингам. Там на много миль вокруг нет никакого другого храма, и это самая богатая область, которую я видел. Это королевская земля, кругом одни дворцы. В той области все миллиардеры. Один лингам может многое изменить. А больше, чем один – сами видите, как он может вас разорить.
Если пуджи слишком много – это нехорошо. Сначала научитесь ее делать правильно, а потом делайте. Но не думайте, что вы сможете делать ее, когда вам заблагорассудится, и это даст вам должный результат. Каждому божеству следует поклоняться определенным образом, и вам нужно соблюдать это правило.
Британцы когда-то правили Индией, и для своих музеев они понатаскали множество фигур разных богов, взятых из храмов – и просто поставили их в музеи. Вы знаете, что случилось с британцами – они потеряли свою империю. Когда-то они были империей, над которой никогда не заходит солнце – теперь оно заходит каждый день. Так что это очень опасные вещи.
Предлагаемая вниманию читателя книга содержит два произведения, объединенных общей темой — тантрической йогой, использующей процесс дыхания в оккультных, оздоровительных и духовных целях.
Но тантра и йога — не только неотъемлемая практическая часть религии Индии. Их практики выходят далеко за рамки сугубо религиозных и мистических методов, ибо несут в себе также немало рационального и научного.
Это позволяет даже далеким от какой бы то ни было религии людям успешно применять многое из этих знаний и практик в целях самопознания, оздоровления, гармонизации энергообмена с окружающей средой и т.п.
Рам Прасад не только перевел это важное писание натхов на английский язык, но также в своих обширных вводных эссе и комментариях к тексту постарался объяснить оккультные секреты тантрической йоги дыхания в терминах современной ему науки и теософии. Во многом книга Рам Прасада не утратила своей актуальности и сегодня, но в чем-то, безусловно, устарела.
Мы уверены, что для многих соотечественников, интересующихся теоретическими и практическими аспектами дыхательных практик тантрической йоги, эта книга окажется неожиданным и приятным подарком.
Интерес западного и отечественного читателя к тантре, йоге и восточной духовности в целом огромен. Вплоть до недавнего времени многие отечественные любители йоги возможно даже и не подозревали о существовании такой практики, как свародая.
Эта книга знакомит с основными идеями и подходами метода свародаи и служит прекрасным введением в восхитительный мир тантрических практик — того богатого наследия, что оставили после себя целые поколения тантрических йогинов и учителей, достигших вершин йогического совершенства.
Возможно, что кто-то из читателей этой книги проявит непосредственный интерес к более углубленному знакомству с тантрической традицией во всех многообразных ее проявлениях и, прежде всего, к практическому овладению навыками метода свародаи и других техник, связанных с дыханием.
Дыхание — наиболее характерное проявление жизни. Именно через живительную энергию праны Единая Жизнь пульсирует во всем существующем, показывая, что Жизнь неуничтожима, вечна и божественна, что смерти в действительности нет, что каждый из нас един с Целым всегда и потому может и должен реализовать свою не уничтожимую божественную сущность.
Пусть каждый, кто ознакомится с наукой дыхания и попробует применить ее методы на практике, сделает свою жизнь более чистой, радостной и духовной!
Эта удивительная Наука Жизни дарована, как учат тантрические учителя и йогины, самим Богом Шивой, Отцом всех существ, высшим Учителем тантры и йоги. Каждый да примет этот божественный дар с искренней благодарностью и любовью!
СЕКРЕТНАЯ СИЛА ТАНТРИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ .
Процесс дыхания включает, во-первых, вдох воздуха в легкие, а затем выведение этого воздуха из легких.
При поступлении воздуха диафрагма (мускулистая прослойка между грудной клеткой и брюшиной) движется вниз, утолщаясь до некоторой степени. Пространство между ребрами расширяется. Это создает небольшой вакуум в легких и воздух засасывается снаружи, чтобы заполнить легкие.
Выдох является пассивным процессом и не требует усилий. (Эластичная диафрагма возвращается в свое исходное положение и делает легкие плоскими, выталкивая вдохнутый воздух).
При нормальном спокойном дыхании на все это уходит от 4-х до 6-ти секунд. За этот короткий промежуток времени протекает газообмен между воздухом, богатым кислородом, в альвеолах и кровью, богатой двуокисью углерода, в капиллярах, покрывающих их.
Как правило, дыхание — автоматический процесс, происходящий со скоростью 10-15 дыханий в минуту, на что мы не обращаем существенного внимания.
Эта автоматическая природа дыхания очень важна для нашего существования, поскольку каждая клетка нашего тела нуждается в постоянном обеспечении кислородом. Клетки мозга особенно чувствительны, и при кислородном голодании в течение нескольких минут они умирают и никогда не восстанавливаются снова.
Дыхание не всегда является автоматическим и, в отличие от процессов пищеварения и сердечной деятельности, мы можем подавлять дыхательный центр в мозгу и задерживать наше дыхание.
Этот центр имеет нервные связи с более высокими центрами головного и спинного мозга, и по этой причине эмоциональные состояния нашего разума существенно влияют на наше дыхание.
Эмоциональные стрессы могут увеличить скорость дыхания, в то время как эмоциональный покой делает дыхание глубоким и медленным.
Тесная связь между дыханием и изменением эмоциональных состояний в мозге была известна намного раньше до зарождения современной науки. Прежние цивилизации, в частности индийская и китайская, разработали методы контроля дыхания и постепенного изменения эмоций и состояния сознания.
Очень быстрое и глубокое дыхание в течение длительного времени приводит к слишком быстрой потере окиси углерода. Это приводит к затвердеванию мышц, ступору и каталептической коме.
Многие религии используют длительное пение гимнов, пение, крики, танцы для создания состояний, похожих на транс. Методом, повышающем содержание СО2 в крови, является медленное дыхание.
Повышение содержания СО2 снижает содержание кислорода, которое приводит к аноксии, чувству головокружения и трансу, при котором неожиданно возникают мистические переживания.
Медитация и йогический метод пранаямы призваны регулировать соотношение СО2 / О2 в крови, чтобы вызвать мистические состояния.
Пранаяма и знание о поддержании жизненного дыхания .
Кроме изменения соотношения СО2 /О2 в крови, йоги-ческий метод контроля дыхания (пранаяма) влияет на упомянутый процесс другим образом. Хорошо известно, что нормальная скорость дыхания соотносится с физической активностью и эмоциональным состоянием индивидуума.
Физические упражнения и такие сильные эмоции, как гнев, страх, сексуальное возбуждение, увеличивают скорость дыхания. Уравновешенность ума и эмоциональный покой замедляют скорость дыхания, иногда даже ниже нормального уровня.
Основываясь на этом, йоги утверждают, что раз эмоциональные состояния могут влиять на скорость дыхания, то и наоборот, изменение скорости дыхания должно изменить личное эмоциональное состояние.
Кроме йогического метода пранаямы существует другой метод, называемый в традиции сиддхов системой удаи (подъема) свары(звука и дыхания).
Он не является методом контроля дыхания, но способом использования нормального дыхания для гармонизации жизненных сил с образцами дыхания.
Метод свара-удаи (свародаи) основан на одном важном недооцениваемом факте — мы, как правило, свободно дышим через одну ноздрю в определенное время. Наше дыхание изменяется примерно через полтора часо с одной ноздри на другую.
Существует качественное различие между дыханием через левую и правую ноздри. Дыхание через левую ноздрю — холодное, успокаивающее, пассивное и женственное по природе, в то время как дыхание, которое проходит через правую ноздрю, — теплое, энергичное, деятельное и мужественное.
Главная цель метода свародаи — научить человечество способу гармонизации дыхания через определенную ноздрю в зависимости от выполняемой задачи.
Личный знак зодиака определяет, какое дыхание предпочтительнее и благоприятнее на каждый день.
Некоторые йогические тексты утверждают, что если кто-то преуспел в том, чтобы контролировать переход дыхания с одной ноздри на другую и может осуществлять этот переход без применения какого-либо физического метода, то про него говорят, что он владеет судьбой.
Некоторые тексты йоги также утверждают, что изменение положения во сне является естественным путем поддержания баланса двух сил в человеческом организме.
Проведены некоторые современные исследования по альтернативному ноздревому дыханию . В институте йоги Кайвалья Дхам в Бомбее, доктор Пратап обнаружил, что существует определенный ритмический режим альтернативного ноздревого дыхания.
Традиционно метод свародаи впервые был преподан Богом Шивой, хранителем всех оккультных знаний, его супруге Парвати, олицетворению его мистической Силы (Шакти).
Легенда рассказывает, что Парвати уснула, слушая гипнотизирующий голос Шивы, объяснявшего секреты метода свародаи. Но рыбак, или некий йогин, который превратился в рыбу, слышал все сказанное.
Йогином был великий мистик-сиддха Матсьендранатха. Он запомнил каждое слово, произнесенное Шивой, и донес знание до человечества через длинную последовательность учителей, известную в индийской литературе и религии как натхи (Учителя, Мастера).
Натха (Учитель) — это лицо, которое понимает и гармонизирует две противоположности — не проявленное и проявленное.
Чтобы понять древнюю систему гармонии дыхания, следует сначала усвоить основные точки зрения, на которых основана эта система. Первая основная идея — это развитие вселенной.
Но следует четко понять, что эта оккультная теория развития не относится к физической Вселенной. Она отражает качественное пробуждение индивидуального сознания. Следовательно, она относится к психологической и психической вселенной.
Развитие соотношения микрокосма и макрокосма есть результат взаимодействия сознания (пуруши)у или мужского положительного элемента, с энергией (пракрити)^ или женским отрицательным элементом.
В начале три качества вселенной (гуны): существование и благость (саттва),активность (раджас) и инертность, или темнота, (тамас) содержатся в пракрити в полном равновесии.
Но во времени (кала) близость принципа сознания (пуруши) к пракрити нарушила совершенный изначальный баланс и начался процесс развития вселенной. Из превращений, произошедших внутри принципа пракритиу был рожден сгусток разума (буддхи, или махат).
Из манаса вышли следующие созданные им сути: пять органов чувств (джнянендрии) — уши, кожа, глаза, язык, нос; пять чувственных восприятий — звук, касание, форма, вкус, запах; пять органов действия (кармендрии) — рот, руки, ноги, внутренние органы и гениталии; пять основных действий — способность говорить, схватывать, ходить, выделение и спаривание; пять тонких элементов (танматр)у образующих основания пяти грубых элементов(махабхутов) — земли, воды, огня, воздуха и пространства.
Грубые элементы образуют физический мир, который мы видим вокруг нас. Но они никогда не существуют в своем чистом состоянии.
Земля, как таковая, только на 50% земля, а по 12% — от всех остальных элементов: воды, огня, воздуха и пространства. Все материальные и видимые формы, состоящие из пяти грубых элементов, имеют сходный состав.
Через определенный период времени микрокосм и макрокосм растворяются в обратном порядке до изначального состояния равновесия трех гун в пракрити. Говорят, что это конец одного космического цикла. Этот процесс повторяется снова и снова бесконечное число раз.
Вторая основная точка зрения — это жизненная энергия (вайю). Жизнь всех живущих тел зависит от воздуха, который вдыхается и выдыхается.
Без дыхания жизнь была бы невозможна. Также тонкое тело зависит от жизненной энергии, циркулирующей по телу, втекающей и вытекающей вместе с физическим дыханием. И, подобно физическому дыханию, жизненная энергия также нуждается в постоянной подпитке от космической энергии, которая пронизывает Космос.
Белоснежному, как камфора, Воплощению сострадания,
Мантра созерцания Шивы
Сущности мироздания, украшенному Царём змей,
Всегда обитающему в лотосе моего сердца —
Бхаве-Шиве вместе с Бхавани-Шакти я поклоняюсь
Шива-дхьяна-мантра
Перевод с санскрита: Шив Рагини
Ш ива. Всякий раз, когда мы произносим это имя, ум рисует его образ со всеми деталями и атрибутами, о которых мы узнали из легенд, гимнов или снятых фильмов.
Но знаем ли мы, что означает каждая деталь, какое символическое значение имеет каждый атрибут?
Постичь эту силу непросто, потому что Шива воплощает Высшую реальность. Реальность, которая находится за пределами дуальности и которую трудно описать словами и выразить в любых формах. Ничто в человеческом мире не может описать или дать ему характеристику. Шива имеет множество имён и форм, каждая из которых способна выразить один из аспектов этой многогранной и труднопостижимой для нашего ума силы. Мы же через понимание этих символов, форм и звуковых выражений, через практику и осознание разных его аспектов можем постепенно постараться увидеть полную картину той силы, имя которой Шива.
Являясь одним из триады высших богов, Шива имеет много символов, которые присущи только ему и по которым мы сразу его узнаём. Далее рассмотрим некоторые из них.
Месяц в волосах
Молодой месяц в волосах Шивы символизирует контроль над временем с точки зрения циклов природы. Растущая и убывающая луна использовалась людьми в древние времена для подсчёта дней и месяцев. Таким образом, Луна соотносится со временем, а Шива, носящий её на голове, является тем, кто не только находится в гармонии с циклами природы, но и свободен от влияния времени, выходя за его пределы. Поэтому Чандрашекхара (‘Тот, чья голова увенчана Луной’) является Властелином времени.
Тело Шивы покрыто пеплом — священным вибхути. Пепел представляет собой конечный итог всех вещей, высшую форму, за пределами которой нет дальнейших трансформаций. Таким образом, в то время как все вещи этого материального мира преходящи и изменчивы, пепел является неизменной завершённостью всех вещей.
Пепел, который использует Шива, не обычный. Это пепел, взятый с мест кремации. Именно смерть зачастую является лучшим напоминанием о том, что важно в жизни, выступая мерилом ценности наших желаний и намерений. Всё в конце концов превратится в пепел, и Шива, покрывая своё тело пеплом, напоминает о вечности души и временности материальных целей, предлагая правильно расставлять приоритеты.
Спутанные волосы
Его три спутанных локона на голове символизируют важный принцип йоги — единство физических, умственных и духовных аспектов жизни.
Самой священной рекой в Индии считается Ганга: о ней написано много историй в Пуранах (древнеиндийских текстах), сложены красивейшие гимны. И согласно легендам, Ганга берёт своё начало и течёт по спутанным волосам Шивы. Именно поэтому можно увидеть на изображениях либо прекрасный лик Ганги в волосах Шивы, либо поток воды, который исходит прямо из макушки его головы.
По легенде, Земля не выдержала бы снисхождения потока Ганги из высших миров, поэтому Шива позволил ей спуститься сначала себе на голову, а затем по его спутанным волосам она потекла к людям. Воды Ганги символизируют чистоту, ясность и прозрачность нашего сознания. Вода принимает любую форму, в которую помещена, что также поясняет, каким гибким и подвижным должно быть наше сознание.
Воды в древних писаниях также являются символом плодородия, достатка и процветания. И связь Шивы с Гангой говорит о том, что он не только несёт разрушение, но и является источником чистоты и процветания мира.
Третий глаз
В одной из самых древних мантр — МахаМритьюнджае мантре (Великой мантре, побеждающей смерть), записанной в Риг-веде (7.59.12), — к Шиве обращаются как к Трехокому (Триамбакам).
На многих изображениях можно увидеть, что Шива имеет три глаза: его правый глаз символизирует Солнце, левый глаз — Луну, а третий глаз — огонь. Если правый и левый глаза указывают на аспекты его активности в проявленном мире, то третий глаз, в центре лба, символизирует духовное знание и силу. Поэтому он называется глазом мудрости или знания. Как Триамбака (‘имеющий три глаза’), Шива использует свой внутренний глаз для отличения истины от иллюзии и разрушения желаний, которые погружают человека в сансару.
Третий глаз Шивы способен видеть то, что невозможно увидеть обычным зрением. Это способность видеть тонкое, видеть эту реальность в объёме и воспринимать её такой, какая она есть, без искажения.
С точки зрения йоги, когда активирована область межбровья, на физическом плане связанная с шишковидной железой, тогда практик способен видеть сквозь пространство и время, а также качественно изменяется и становится более эффективным его взаимодействие с этим миром.
Змея вокруг шеи
Часто Шива изображается с обвитой тремя витками змеёй (царём змей Васуки) вокруг его шеи. Трижды обвитая змея символизирует время в трёх формах — прошлое, настоящее и будущее, — а витки означают природу цикличности времени. Творение происходит в циклах и зависит от времени, но сам Шива превосходит время.
Полуприкрытые глаза
Глаза Шивы изображены не полностью открытыми. Полуприкрытые глаза символизируют продолжающуюся цикличность существования мироздания. Когда Шива полностью открывает глаза, начинается новый цикл творения, а когда он их закрывает, то Вселенная уничтожается до следующей фазы творения. Полуприкрытые глаза показывают, что Творение — это вечный циклический процесс, который не имеет ни конца, ни начала.
Три полосы на лбу (трипунда)
Также можно найти другой символический смысл, которым наделяют эти полосы, а именно, их ассоциируют с тремя омрачениями, которые необходимо преодолеть, — анавой (эгоизмом), кармой (действием в расчёте на результат) и майей (иллюзией). Справляясь с ними, человек способен трансформировать своё сознание и уверенно двигаться по пути саморазвития.
Трезубец (тришула)
Согласно легендам, свой трезубец Шива использует для борьбы с демонами и силами, которые представляют угрозу Творению.
Копьё Шивы имеет три зубца, и они олицетворяют три фундаментальные силы — волю (иччха-шакти), действие (крия-шакти) и знание (джняна-шакти). И именно при помощи этих трёх сил Шива уничтожает невежество, являющееся причиной всякого зла.
Барабан (дамару)
Барабан, имеющий форму песочных часов, — неотъемлемый атрибут Шивы. Это символ бесконечности. Две части барабана символизируют два совершенно разных состояния существования — проявленное и непроявленное, которые сменяют друг друга, обеспечивая непрерывность существования мироздания.
Дамару как музыкальный инструмент тесно связан со звуком. Он производит изначальный звук, который называют Шабда-брахман, или слог Ом. Танец Шивы непременно сопровождается звуком его барабана, который задаёт ритм и приводит к творению Вселенной. Согласно Шива-пуране, звуки дамару создают космический ритм и влияют на движение энергии во всём Творении.
Помимо этого, согласно Шива-сутре, именно Шива дал людям буквы санскритского алфавита, ударив в барабан 14 раз. Поэтому считается, что звуки дамару дали начало возможности общения посредством речи у людей.
Рудракша
Согласно одной из легенд, Господь Шива однажды отправился в глубокую медитацию ради благополучия всех существ, и после продолжительной медитации, когда он проснулся, слёзы покатились из его глаз и упали на землю. В результате образовалось семя рудракши, которое впоследствии стало деревом. Также считается, что семя рудракши содержит в себе элементы, использованные при сотворении мира.
Тигриная шкура
Тигр в древнеиндийских текстах символизирует Шакти — Богиню силы и могущества. Шива в тигриной шкуре олицетворяет не просто обладание этой силой, но и то, что он умеет искусно взаимодействовать с ней. Более того, тигр также является символом скрытой энергии, и в этом случае Шива выступает источником относительной, или потенциальной, энергии, которая течёт во всей Вселенной.
Тигр также олицетворяет один из ядов ума — похоть. Шива, изображённый сидящим на тигриной шкуре, символизирует то, что он одолел этот яд.
Кувшин для воды (камандалу)
Камандалу является ещё одним из непременных атрибутов Шивы. Это кувшин с водой из высушенной тыквы, в котором содержится нектар бессмертия — амрита. Точно так же, как сорванная тыква с удалёнными
семенами и очищенной кожурой превращается в сосуд с нектаром, так и человеку следует трансформировать свой внутренний мир, избавившись от неведения и эгоизма. И тогда он сможет стать вместилищем знаний, чистоты и совершенства — вот что поясняет нам этот символ.
Ездовое животное
Ездовое животное Шивы — бык Нанди. Согласно легендам, это его верный проводник, спутник и преданный последователь. Он символизирует, с одной стороны, силу, а с другой — невежество, которое может помочь устранить Шива, даровав мудрость своим преданным.
Три формы Шивы
- Ниргуна — ‘без атрибутов’. В этом состоянии он не имеет имени, формы или атрибутов.
- Сагуна — ‘с атрибутами’. В состоянии Сагуна Шива — это вся Вселенная. Его частица присутствует в камне, растении, животном, насекомом, человеке — во всём Творении. В этом состоянии все формы возникают из него, но ни одна форма не может его описать. Он остаётся беспричинной причиной всех причин.
- Ниргуна-сагуна: в этом состоянии посредством интеллекта, знаний, чувств, созданных из гун, мы стараемся объяснить Шиву в терминах гун и используя материальные формы, но наше объяснение не может описать его в полной мере, поскольку он находится за пределами мысли, интеллекта и чувств.
Итак, через образы, истории, записанные в древних текстах, гимны и собственную практику мы стараемся определить и осознать для себя ту силу, которая по сути не может быть определена по причине дуальности и ограниченности нашего инструментария. Однако стремление постичь её сильнее этого понимания, и именно это стремление, в совокупности с верой и усилием, ведёт нас по пути саморазвития и трансформации. Ом!
Читайте также: