Как сделать эффект дальности звука
Прежде чем увлечься сведением сделайте следующее на вашем виртуальном или реальном пульте:
1 Поставьте все фейдеры в средние позиции (не на 0 dB, а именно в средние!)
2 Если есть инструменты, которые плохо слышны – прибавьте их громкость, а громкие сделайте тише. Хотя этого в вашей цифровой студии быть не должно (см. уровни в миксинге ниже). основная задача на том этапе сделать так, что бы все треки играли приблизительно с одинаковой громкостью.
3 Панорама может быть на этом этапе беспорядочной, только Бас, Бочку, рабочий и вокал – их оставить строго в центре!
4 Отключите всю эквализацию и посылы на эффекты
5 Просмотрите содержимое каждого трека, уберите длительные места где инструмент молчит (короткие тоже) – хороший способ избавится от шумов или других артефактов, способных довести до белого каления в поисках их источника, когда вы будете слушать все треки вместе. Иногда этакая операция чревата случайным удалением тихих и (или) коротких аудиофрагментов, – будьте внимательны.
Найдите инструментальные пары (тройки) — кто с кем играет, и кто кого дополняет и от кого зависит – и начните такой просмотр с ударных. Поиграйте с их панорамой и громкостью, ничего, если общую громкость трека придется добавлять. Слушайте два, три, четыре трека, отключив остальные.
Смотрите инструменты, потенциально способные к частотному столкновению и отметьте их в памяти, а лучше на бумаге.
Пометьте участки динамического уменьшения и роста, если таковые соответствуют драматургии задуманного.
*Признаки любительского микса:
8 Теперь снова пересмотрите микс с новой точки зрения. Он может вас либо воодушевить с мыслью, как здорово все ложится и работы с этой песней на каких-то полчаса. Но, микс может вас расстроить предвидением сложности в решении технических, или даже сугубо музыкальных проблем. Это нормальная рабочая ситуация.
До панорамирования инструментов проверьте микс на моносовместимость. Проверьте ее снова, после добавления любых эффектов.
Думайте о миксе в трех измерениях: высота, глубина и ширина. Это означает, что в песне должен быть представлен весь частотный диапазон, показана глубина звуков и инструменты расставлены в пространстве. В свою очередь, частотный диапазон зависит от знания частотного диапазона каждого инструмента и правильного выявления НУЖНЫХ ему частотных групп и скрытия ненужных. Глубина звуков достигается, прежде всего, реверберацией и задержками, во вторую очередь применением хоруса и фленджера. Чистота и ясность звука – вот цели, к которым мы стремимся. Панорамирование — незаменимый прием в их достижении.
Самые главные элементы микса.
Баланс – громкостные соотношения между участниками микса.
Частотный диапазон – грамотное представление нужных человеческому слуху частот.
Панорама – расположение инструментов в стереополе.
Глубина, объем – присутствие чувства пространства микса.
Динамика – общая огибающая громкости микса.
Оригинальность — совокупность и комбинация всех перечисленных элементов, плюс музыкальное своеобразие и присутствие впечатляющих эффектов.
Вот — все, что требуется хорошему миксу.
Уровни в миксе.
Кроме этого помните, изменение амплитуды сигнала на:
- 3dB — увеличение мощности сигнала (НЕ громкости!) в два раза;
- 6dB — возрастание напряжения в два раза;
- 10dB — увеличение мощности сигнала в 10 раз, а громкости звука — в 2 раза;
- 20dB-возрастание напряжения в 10, мощности — в 100 раз, громкости – вчетверo;
- Если о каком-то устройстве известно, что его коэффициент передачи равен 0dB, то это значит, что выходной сигнал в точности равен входному. И ничего более!
Кто может находиться в каждом уровне.
Как вы понимаете, уровни – понятие относительное. Однако, 6 ступеней в громкости микса – количество необходимое и достаточное в его построении.
Непосредственно микширование.
В принципе, все просто, берем каждую дорожку и сопоставляем ее с другими инструментами.
Но важен порядок в этом деле:
* По другим рекомендациям ведущих аудиоинженеров, голос идет после барабанов и баса, согласно мнению других, он стоит предпоследним, перед бэк-вокалом, но я оставил его третьим, и не думаю, что это ошибка. Такое разночтение связано со стилем музыки, которую вам предстоит микшировать. Роковые, блюзовые композиции предпочтительней сводить в приведенном порядке. В танцевальных песнях к обработке вокала можно приступить после перкуссии.
- Основные поддерживающие инструменты (клавишные или ритм-гитара)
- Лидирующие инструменты (соло, украшения, заставки)
- Вспомогательные звуки или инструменты (духовые тутти, эффекты и т.д)
- Перкуссия
- Бэк-вокалы
Начинаем балансировать микс.
Пад – подушка микса, не вижу смысла представлять.
Ритм – может быть мелодическим или ударным. В отличие от основного ритмического рисунка, этот ритм, как правило, идет в разрез с ним, пульсирует, чаще триольно или синкопировано. Исполнителями этой роли могут быть перкуссия, ритм-гитара, арпеджированные линии синтезатора. Все они вносят динамику в микс, разнообразят и оживляют песню.
Солист – это может быть певец (певица), либо солирующий инструмент.
Заполнения, пригрыши, сбивки – заполняют пространство между солирующим исполнением, противопоставляясь этой линии.
Подробнее о каждом звене микса.
Барабаны
Бас
Пады
Пад, по сути – аккордовая последовательность, сыгранная в средне- и низкочастотном диапазоне. Роль пада может выполнять и ритм-гитара, особенно записанная методом двойного трекинга. Пад – основная музыкальная тональность песни, основа для других инструментов, которые должны ладить с ним. Для аллегорического сравнения, представьте, что вы ходите босиком по пушистому персидскому ковру, а потом кто-то убирает этот ковер… приблизительно так должна звучать песня, лишенная пада.
Пад должен быть прозрачным, не грубым и, местами, не слышаться, а чувствоваться в миксе на фоне других инструментов. Пад является структурной поддержкой песни и он не должен быть назойливым и однообразным.
Для падов, записанных по методу двойного трекинга, тоже нужно немного сблизить каналы, и таким способом дать ему немного больше естественного хоруса.
Если пад записан в моно, пропустите его через стереохорус.
Если в паде у вас участвуют два разноплановых (или одноплановых) тембра (инструмента), попробуйте вместо того, чтобы раскидывать их по каналам, сместить их в центр и пропустить через хороший стереохорус.
Таким образом, пад должен быть широким, но не настолько, чтобы оставить дырку посередине панорамы. Хорус – отличный инструмент в обработке пада, но заметьте, хорус не должен самостоятельно метаться по панораме, тем более беспорядочно. Попробуйте выставить в хорусе небольшую задержку и низкую скорость модуляции и поиграйте с этими параметрами. Кстати, некоторые инструменты, как, например фортепиано не подлежат хорусированию, но если хотите получить расстроенное пианино из американского салуна – дайте ему хорус.
Прибирая в паде уровень 700-800 Hz, практически полностью убирая низа (до ~250 Hz) и используя гладкие кривые в параметрическом эквалайзере, вы можете получить необходимый прозрачный звук. С высокими частотами пада стоит обращаться осторожно, чтобы не затопить ими микс.
Теперь вы получили барабаны, бас, (голос) и пад – все это должно звучать слаженно.
Когда вы проверили пад, то вы оказываетесь в контрольной точке микширования. Именно здесь нужно сделать перерыв и попить чая. Это важное место в процессе сведения. Этот вариант миксинга нужно сохранить, потому, что когда вы пойдете далее, и будете добавлять все остальное, могут возникнуть ошибки, тогда вы будете знать, куда можно вернуться и провести ревизию ваших действий после этого.
Для рабочих станций, базирующихся на PC, стоит сделать отдельный предварительный микс, сбросив туда подготовленные треки – этим вы сэкономите мощность машины и сосредоточите внимание на добавлении других инструментов.
Добавление основных партий.
Роль эквализации при микшировании.
Что может эквализация:
Стандартные приемы в частотной настройке треков.
Последовательность действий при коррекции частот на треке.
Применение эквалайзеров для шумоподавления.
Шумы присутствуют везде, особенно на микрофонном тракте. С целью подавить ненужные низа – применяем Hi-pass фильтр, обрезая все до 60-100 Hz, исключение только при записи бас-гитары с комбика. Убираем шумы высокочастотный компонент – результат влияния на радиопомех на гитары и клавишные инструменты с помощью фильтрации верхов. Вот такой способ: при звучании инструмента (клавиш), выбираем на параграфическом эквалайзере Low-pass фильтр и тянем его от 20 kHz вниз, пока не услышим, как он затронет звук. После этого, тянем назад к верхам, останавливаемся, имея небольшой, безопасный запас от точки воздействия на звук. Это самый простой и эффективный способ.
Тот же маневр можно использовать при работе с потенциальными источниками, каковыми являются и бас-бочка, и низкокачественные датчики электрогитары, бас-гитары, да и электропиано. Как ни странно, но, поверьте — у них нет ничего полезного выше 8 kHz, там только шум. Так, что это все можно смело убирать.
Если это не помогает, используйте шумоподавители Долби или.внутренний, из Adobe Audition.
Эквалайзер как демпфер гармоник.
Обогащение звука.
- Повышаете или вырезаете субгармоники, это делает звук более теплым или холодным
- Повышаете или вырезаете верхние гармоники – звук становится громче или тише, не затрагивая основную динамику звука.
- Повышаете или вырезаете высшие гармоники — звук становится более или менее ярким.
Манипуляции с гармониками редко приводят к чрезмерному выпячиванию инструмента в низах или верхах. Это происходит благодаря тому, что все эти гармоники лежат гораздо выше или ниже основного тона, даже учитывая полный диапазон, в котором играет инструмент. Конечно, если изменение частот лежит на границе основного тона, то эффект более заметен, но вне этой границы можно крутить эквалайзер на полную катушку и добиваться нужного тембра или согласования с другими инструментами. Заметьте, что в большинстве случаев, что чем уже Q, тем меньше вероятность внести явно слышимые изменения в тембре и это особенно полезно для согласования участников микса.
Другое название трудно придумать для этих характеристик микса. Хотя, по большому счету, все они родом из предыдущей темы, там мы касались отдельно взятого звука какого-либо инструмента. Однако микс состоит из многих компонентов. И каждый компонент вносит свою лепту в формирование ненужных нам и нашему слуху артефактов.
Как управлять низами.
- установите точку полосы параграфического эквалайзера на 8 10 dB, используя узкий, полуоктавный Q .
- пройдитесь через частоты в басовом диапазоне, пока вы не найдете частоту, где звук имеет желательное количество плотности.
- корректируйте количество увеличения этой частоты на свой вкус, проверьте какое усиление будет делать звук грязным.
- добавьте умеренное количество частоты равной половине найденной, а если эта частота слишком низка (ниже 40 Hz), то удвоенной частоты. (Образец: ваша частота была 120Hz, добавьте пару децибел на 60 Hz, если ваша частота была 50 Hz, добавьте немного на 100 Hz)
Цокание в миксе – это медь, высокочастотные ударные (перкуссия), но это также вокал и его ревербератор. Верхние частоты в миксе – лакмусовая бумага качественного микса. Стальные струны гитар – также вносят свою лепту в строительство верхних этажей микса. Эти верхние этажи требуют пристального внимания, т.к. там расположены частоты, которые могут быть назойливыми для наших ушей и слух быстро устает. Это особенно важно, когда вы работаете над миксом, а не слушаете его как отдыхающий человек – вы можете устать еще быстрее. Поэтому, следите за этим не только на слух, но и при помощи спектроанализатора.
Размещение по глубине микса.
Тема входит в процесс тонкой частотной корректировки.
Создание эффекта пространства в миксе.
В основе этой идеи создания пространства в миксе лежит следующий пример. Если у вас имеется инструмент, который неясно слышен в миксе по каким-то причинам, а выделение его громкостью не дают хорошего звука, то вы ищите группу инструментов, которые своим частотным диапазоном затеняют его. В этой группе вы находите частотную дырку, которую и подрезаете. В результате, громкость у всех практически не изменилась, а наш искомый инструмент становится явнее. Эквалайзер можно применить на подгруппе, а можно это сделать у каждого инструмента в отдельности (если есть парк запасных). Заметьте, применяется вычитательная эквализация. Этот трюк можно с успехом внедрять для создания места для вокала, что сегодня многие и делают.
Автоматическое выравнивание микса.
Какая польза от этой информации?
Быть с эффектами для создания музыки “на ты” — очень полезный навык для искателя на пути sound design и аудио-продакшна. Почему? А чем уникальны аудиоредакторы? Огромные возможности по обработке звука и его редактированию. Это сильная сторона этого инструмента. Казалось бы — углубляешься в этом и твой уровень растет. Довольно просто и убедительно. Но большинство искателей не уделяют этому должного внимания, останавливаясь на советах звукорежессеров, которые по большей части касаются сведения. Эти советы конечно хороши, но они не заходят за рамки профессии звукорежессера, который как правило работает с уже состоявшимся исполнителем.
Если вы сами автор своей музыки, то серьезное и глубокое понимание использования техник — это 100% обязательный навык.
Знания данного материала нужно для того, чтобы при воплощении своих идей, изобретении звука, чувствовать себя в среде аудиоредактора как рыба в воде!
Надеюсь, материал будет полезен. Но не воспринимайте его слишком буквально и не забывайте про свой личный опыт.
Saturator / Distortion / Overdrive
Эффекты группы сатурации стали для меня одними из первых. 10 лет назад я не на шутку увлекся миром электрогитары, а там это важнейшее звено в обработке.
Я открыл этот эффект заново, когда начал понимать, что сколько бы я не старался сводить свои электронные композиции, звук получается жиденьким, отдаленным, тусклым и отсутствует плотность всего микса. Даже дорогой студийный мастеринг не спасал положения. Тогда то я и наткнулся на широкое применение сатурации в сведении и на стадии формирования тембров.
В аналоговой звукозаписи, когда сигнал проходит через ряд приборов, предуселители микшера и попадает на ленту — сатурация получается естественным образом. Но в цифровой звукозаписи необходимо специально добавлять её для получения более насыщенного звучания.
Что делает эффект
Сатурация насыщает сигнал новыми гармониками, но не беспорядочно, а на основе этого же сигнала. В небольших количествах дает утолщение звучания, при крайних настройках дает сильный перегруз и искажения.
Области применения
Подгруппы: склеивает звук, дает общее увеличение объема Бас: очень круто накачивает бас-линию
Бочка: формирование тембра, накачка, компрессия
Лид: уплотнение, увеличение сустейна и певучести Перкуссионные звука: острота, читаемость, плотность.
Эффекты
FabFilter Saturn: крутейший многополосный сатуратор с разными режимами, дополнительными настройками и широкими возможностями внутренней модуляции.
Filter / Auto-filter / EQ
Фильтры окружают нас везде в музыке. Многие этого в упор не замечают. А зря. Синтезаторы, семплеры, эквалайзеры — везде фильтр является важным звеном.
Многослойное и плотное современное звучание такое из-за легкости применения множества фильтров. Каждый звук таким образом может быть помещен в свое уникальное частотное пространство. А с помощью автофильтров с модуляцией или автоматизации параметров можно вытачивать любое звучание.
Что делает эффект
Ослабляет или усиливает выбранные частотные диапазоны. В прямом смысле вытачивает и формирует звук.
Области применения
Бочка: я сильно обрезаю бочку в 1-2 местах, не люблю, когда в голову забивают гвозди, поэтому стараюсь найти наиболее мягкое звучание, которое при этом даст нужную пульсацию.
Бас: тонкое формирование нижней составляющей тембра баса. Когда в основе тембра сложный звук типа пилы, то обычно делается минимальное значение cutoff и с помощью огибающей фильтра, на каждой новой ноте фильтр быстро закрывается до значения cutoff —так получается большая часть электронных басов. Но далеко немногие выставляют точно значения cutoff и resonance, а зря. Тут можно подобрать именну такое значение, которое даст басу “рык” на нужной полосе частот. Это особенно актуально для пульсирующих бас-линий, как в psy-trance / techno.
Синтез: формирование нужного звука из насыщенного изначально тембра.
Чистка: обрезаю ненужные частоты практически у каждого канала в миксе + на подгруппах
Ударные: добавляю остроты на частотах от 7кГц и выше.
Балансы: стараюсь подогнать один звук под другой, напримр бочку и бас, чтобы они работали слаженно, создавая единое полотно Лееринг: При создании комплексной партии из нескольких тембров не обойтись без фильтрации.
Модуляция: Часто использую автофильтр в режиме band-pass с автоматизацией LFO, что почти всегда дает партию, которая отлично вписывается в микс, занимает мало места, но при этом очень хорошо ведет слушателя. Либо с помощью продвинутых фильтров типа FabFilter - Volcano делаю очень навороченные модуляции и получаю совсем новый тембр из любого материала + возможность по изменению партии. То есть из лупа длиной 1 такт можно сделать полноценную партию на весь трек с изменениями. И никто не узнает изначальный звук.
Mid/Side, Stereo EQ: Тонкая настройка EQ, проработка ширины Движение: С помощью автоматизации полосы эквалайзера добавляю динамики.
Эффекты
Ableton EQ: стандартный плагин Ableton для эквализации звука весьма неплох и подходит для большинства задач.
Ableton AutoFilter: простой автофильтр, применяю когда не нужно сложных настроек и нужна одна полоса.
FabFilter Volcano : многополосный фильтр с разными режимами, дополнительными настройками и широкими возможностями внутренней модуляции.
Auto pan
Автопанорамирование я использую по прямому назначению, когда надо автоматически двигать панораму и как гейт-эффект, для управдения громкостью (часто использовал в альбоме Sensorial Experience)
Что делает эффект
Двигает панораму, перебрасывая звук из канала в канал по выбранным настройкам с определенной частотой Rate.
Области применения
Легкие значения: часто я добавляю легкие значения Auto-pan — дает еле заметное движение звука. От этого микс оживает. В зависимости от получаемого эффекта, добавляю до или посте временных эффектов типа дилея или реверба.
Экстремальные значения: При быстрой Rate, например 1/16 или 1/32 — сильно меняет тембр. Часто похоже на насекомых :-) Гейт-эффект: Если сдвинуть фазу в крайнее положение, то эффект превращается в контроль громкости. Так очень легко сделать пульсацию громкости. В Sensorial Experience я в основном использовал значения 1/16. Часто перед таким эффектом устанавливал реверб или дилей для вытягивания хвоста звука.
Эффекты
Ableton AutoPan : для большинства случаев хватает Soundtoys PanMan: более сложный авто-пан. Использую редко.
Chorus / Flanger / Phaser
Кручения-завихрения — то, что надо!
Что делает эффект
Работает с фазой правого/левого каналов.
Области применения
Chorus эффект: легкий хорус делает звучание шире и дает небольшую модуляцию. Применяю на любых звуках кроме бочки/баса для отслоения в отдельное пространство, для придания яркости. Часто хорошо выделяет лид в миксе без добавления громкости.
Flanger/Phaser легкие значения: Что тут сказать. люблю легкие завихрения от фленжера или фейзера. Добавляю на одну-две партии в треке частенько. Хорошо работет после реверберации, создается эффект космического обволакивания.
Flanger экстремальные настройки: Стоит поробовать, чтобы понять. Тут разные эффекты ведут себя сильно по-разному. Но в целом это очень сильно меняет звук и отлично подходит для поиска новых тембров или различных брейков, переходов, обработки ресемплига.
Эффекты
Ableton Chorus/Flanger: простейшие.
Waves MetaFlanger: более сложный. Классно звучит.
Waves Enigma: старенький вейвовский эффект, но мне очень нравится как он звучит и настраивается.
Compressor
?Стоит ли говорить что-то о компрессии? Этой штукой можно убить напрочь партию или весь трек, чем многие новички заняты, а можно создать прозрачное и одновременно плотное звучание. Это инструмент и мы все учимся с ним работать. Вообще, так же как эквализация — это базовый эффект для создания музыки, который 100% нужно понимать и уметь использовать. Я долго откладывал это, а когда все же изучил, то эффект дал отличные результаты.
Что делает эффект
Изменяет динамику громкости сигнала. Может делать тише громкие места в зависимости от временных и других настроек + расширенные возможности.
Области применения
Легкое сжатие: применяется очень часто. Почти все дорожки, кроме очень ровных изначально, в разных местах немного выдаются по громкости без необходимости.
Работа с динамикой: При хорошем сжатии, с помощью тонкой подстройки Attack/Release можно реально раскачать партию под трек. И это исключительная особенность компрессоров. Другими способами именно такой раскачки получить не удастся. Иногда тут отлично вписываются реплики старых приборов, которые прекрасно делают Waves, Softube, NI и другие.
Срез пиков: Если надо конкретно срезать лишние пики, то я предпочитаю Ableton 9 - Compressor. Визуальная часть в нем очень облегчает дело.
Сайд-чейн: Я использую как радикальный сайд-чейн для раскачки одной партии, так и еле-слышимый сайд-чейн на подгруппах для освобождения места под бочку и создание общего пульса.
Эффекты
Ableton Compressor: для точного среза, сайд-чейна.
Ableton Glue-Compressor: для склеивания подгрупп, работы с динамикой.
Waves Classic Compressors: для теплого-лампового.
Erosion / Redux / Beat-crusher
Что делает эффект
Erosion добавляет тонко звучащую sine / noise - составляющую Redux понижает битность сигнала
Области применения
Erosion: прекрасно выделает партию из общего микса, например лид. Так же часто использую на отдельных партиях или подгруппах в течении короткого времени, создавая эффект временного сбоя электротока, не знаю как описать иначе. Недавно вышел на то, как круто он работает на басу-бочке с очень малым значением.
Redux: Преображение перкуссионных лупов, создание брейков.
Эффекты
Ableton Erosion, Redux
Если нужен отдельный плагин — ищите по запросам Beat Reduction, Beat Crusher.
Delay
Один из моих любимых эффектов. Без дилеев никуда. Смотрите сколько всего я с ним делаю.
Что делает эффект
Создает ритмические повторы сигнала с гибкими настройками.
Области применения
Стерео-расширение: Слышали про эффект Хааса? С помощью стерео-дилея можно задержать на разные значения левый и правый канал. Это меняет восприятие сигнала, выделяет сигнал в отдельный слой. Иногда предпочитаю такой вариант позицинирования по панораме вместо обычной регулировки панорамы.
Дабл-трек: Очень короткая отфильтрованная задержка дает классный дабл-эффект как на голосе/гитаре из 80х. Отлично выделяет лиды или перкуссионные партии. Echoboy тут подходит очень круто.
Ритмичные повторы: Генерация повторов по сетке трека. Превращает простую партию в перелив красок :-)
Эффект зажeвывания ленты: Некоторые дилей дают такую возможность. Например Ableton PingPong или Waves H-Delay.
Зерно: Очень быстрые повторы с модуляцией могут дать эффект зернистости. Crystallizer отлично справляется.
Партия из партии: Во всех моих альбомах, начиная с самого первого часть бэк-граунд партий сделаны так: я пропускаю через дилей одну из лидирующих партий, записываю хвост задержки, и создаю луп из нужного места.
Реверсы: Попробуйте партию, пропущенную через дилей развернуть после применения эффекта.
Эффекты
Ableton PingPong: Простой пинг понг с фильтром. Использую часто для второстепенных партий или перед реверберацией для длинных, размазанных звуков.
SoundToys EchoBoy: Один из самых крутых дилеев. Очень много супер-настроек. Действительно sound toy. Остальные плагины этих ребят тоже очень хороши.
SoundToys Crystallizer: Альтернативный дилее-подобный эффект Waves H-Delay: Хороший дилей. Звучит по-своему. Есть возможность выбора более 100% feedback для самовозбуждения.
Limiter
Всем нам рано или поздно нужен лимитер. Кстати, прибор хоть и простой, но я точно знаю, что куча ребят его совсем неверно используют и жмут свои треки в колбаску, которую слушать просто невозможно больше нескольких секунд.
Что делает эффект
По сути жесткая компрессия. Лимитер строго ограничивает громкость, срезает пики.
Области применения
Каналы/Группы: часто в конце цепочки эффектов я ставлю лимитер. Они порой срезают пики лучше чем компрессоры и настраиваются быстрее. Так же это позволяет поднять сигнал до максимального уровня без искажений, так как работу лимитера сразу видно визуально. Так же видны на индикации пики, которые можно вообще убрать вручную.
С плющивание: Иногда дает интересный эффект крайне сильное сжатие материала.
Мастер: Доводка громкости до максимума с приемлемым сжатием.
Эффекты
Ableton Limiter: простой и хороший лимитер.
FabFilter Pro-L: более навороченный лимитер. Классно звучит.
Reverb
Вы только представьте: можно одним кликом поместить звук в любое пространство. Почему же тогда не использоваться этим по полной? Реверберация звука - очень крутая тема для саунд-дизайнерских изысков.
Что делает эффект реверберации
Эмулирует звучание в разной среде.
Области применения
Посыл/Возврат: через send/return я подключаю от 3 до 6 алгоритмов ревера. От коротких комнат до длинных хвостов. Некоторые настраиваю со смещением по панораме.
Быстрая смена пространства: Добавляю на разные каналы и помещаю в разные пространства. Трек становится более многослойным и живым.
Хвост: Ресемплю хвост для создания отельной партии, загоняю в луп. Очень маленькие пространства: для смягчения партии или для смещения в отдельное пространство. Иногда смягчаю бас. То есть хвоста почти нет, но звук уже не сухой.
Мастеринг: очень аккуратно и очень мало ревера может сделать звучание лучше.
Спец.эффект: полное погружение в реверб отдельных коротких кусков подгрупп или всего трека.
Размазня: Если несколько раз пропустить звук через ревер, то можно получить отличную атмосферу для трека. Для этого можно даже взять свой предыдущий трек или чужой :-)
Эффекты
Ableton Reverb: для большинства случаев.
Max4Live Reverb: ревербератор с импульсами. можно загнать любой сигнал и получить неожиданный эффект.
Stereo-штуки разные
Без психоакустики неинтересно. Мне очень нравятся штуки от Waves, которые позволяют получать порой очень странное звучание.
Что делает эффект
Всячески работает со стерео.
Области применения
Разделение mid/side: с помощью обычного Ableton Utility я могу разделить сигнал на мид/сайд составляющие и делать с ними по отдельности что угодно. Классно подходит для сложных комплексных звуков.
Усиление полярности: Различным фонам и второстепенным партиям я часто усиливаю Side-составляющую. Так освобождается.
центр и усиливаются края. Стерео звучит шире за счет усиления контраста.
Сужение: С тем же Utility можно сузить слишком широкий сигнал. Иногда требуется для лучшего позиционирования.
Спец.эффекты: всё остальное, что я делаю с этими эффектами — это эксперимент, результаты которого часто совсем разные. Просто пробуйте разные настройки и сочетания сами!
Эффекты
Ableton Utility: разделение mid/side их усиление/ослабление.
Waves Doppler, Doubler, S1 Shuffle, PS22 Spread: для экспериментов со стерео.
Не впадайте в иллюзию по поводу эффектов. Для этого смотрите в корень каждого эффекта: что он делает со звуком. Зная это на практике, можно собирать любые собственные сочетания и изобретать свой звук.
Цифровая обработка звука и аудио-монтаж — это ваши инструменты.
Изучайте их и рисуйте свою музыку легко!
Более PROдвинутым поможем значительно ускориться при помощи подписки на все материалы нашего сайта. Если хочешь сэкономить годы на обучении, тебе сюда:
Узнать больше о PRO-разделе
Разбираемся как расстояние до микрофона влияет на звук, и как использование эффекта может помочь при сведении.
Эффект близости приводит к проблемам с передачей низких частот — сигнал становится излишне басовитым. Устранение эффекта внешними обработками зачастую требует многочисленных правок, которые портят исходный сигнал, отдаляя звукорежиссёра от желаемого качественного результата.
Диаграммы направленности микрофонов
Диаграмма направленности микрофона показывает чувствительность микрофона к поступающему сигналу с разных сторон. Она помогает правильно расположить микрофон относительно источника звука.
Слева направо: узкая восьмёрка (shotgun), кардиоида, всенаправленная диаграмма
Помимо отображения особенностей захвата сигнала диаграмма направленности микрофона также сообщает, как сильно эффект близости изменит низкие частоты в поступающем сигнале. Чем сильнее сфокусирована диаграмма на одном направлении, тем активнее усилятся низкие частоты при приближении микрофона к источнику сигнала. При расфокусировке сигнала усиление низких частот ослабнет или и вовсе пропадёт.
Как использовать эффект близости для формирования нужного звука
Несмотря на кажущееся негативное влияние эффект близости можно использовать для формирование необходимого звучания. Удивительно, но звук большинства базовых сигналов, использующихся в музыке, стал итогом проявления эффекта близости.
К примеру, мощный басовитый вокал в духе Джонни Кэша и глубокое звучание бочки образуются именно за счёт этого эффекта. Близкое расположение источника сигнала к микрофону естественным образом усиливает низкие частоты и формирует характерный звук, хорошо знакомый каждому из нас.
Конечно, получить мощное звучание низких частот можно с помощью эквалайзера. Однако эффект близости позволяет добиться сочного и мясного низа без дополнительного оборудования.
Чтобы усилить проявление низа в сигнале, достаточно расположить источник звука ближе к микрофону. Уменьшение расстояния приведёт к бусту частот в районе 200-300 Гц и ниже.
Особенно полезным эффект может стать для слабых голосов, у которых ощущается явная нехватка низа. Вокалистов с подобным голосом лучше ставить ближе к микрофону, несмотря на рекомендованное расстояние от источника звука до устройства записи.
Как минимизировать эффект близости
Уменьшить влияние эффекта можно двумя способами,
- Увеличением расстояния от микрофона до источника звука;
- Использованием микрофона с всенаправленной диаграммой, которая исключает эффект ввиду особенностей своей работы.
И всё же всенаправленные микрофоны не панацея. Несмотря на отсутствие негативного эффекта такие устройства захватывают слишком много звуков вокруг, из-за чего записываемый сигнал размывается.
Устранить расфокусировку звука можно всё тем же приближением микрофона к источнику сигнала. Однако стоит помнить, что всенаправленный микрофон всё равно не даст такой чёткости сигнала, которую обеспечивают микрофоны с кардиоидой и восьмёркой.
Насколько размытость допустима — вопрос открытый, получить ответ на него можно только опытным путём.
Имитация эффекта
Типичная ситуация: по мере обработки приходит понимание, что исходный звук слишком плоский и слабый или, наоборот, массивный и мощный. Сигнал не только плохо звучит, но и не укладывается в микс.
Решение проблемы кажется очевидным: нужно переписать исходник с учётом правильного выбора расстояния между источником сигнала и устройством записи. Беда лишь в том, что в 90% случаев переписать сигнал невозможно…
Возможным выходом из неприятной ситуации может стать бесплатный плагин TDR Proximity. Разработка эмулирует усиление низких частот от эффекта близости. Зачастую небольшой сдвиг сигнала ближе или дальше способен вернуть звуку нужный характер и сделать его более управляемым.
Помимо всего прочего, TDR Proximity — полезный инструмент для начинающих звукорежиссёров. Плагин наглядно показывает, как проявляется эффект близости.
Заключение
Понимание эффекта близости — важный момент на пути к качественной записи сигнала микрофоном. Запись без учёта особенностей разных диаграмм и проявления эффекта близости неминуемо приведёт к плачевным результатам.
СВЕДЕНИЕ МИНУСОВ
Сегодня речь будет пойдет про такой элемент сведения как эффект пространства. Немаловажный элемент который дает вашему минусу эффект пространства или по другому эффект помещения.
Эффект пространства необходим для того чтобы ваша музыка начинала играть в пространственном поле т.е. этот эффект создает отражения звуков от стен в помещениях и тем самым ваш минус становится более оживленный и объемный. Этот эффект создается с помощью ревербераторов, задержек, или модулированных задержек типа хоруса и флэнжера.
Эти vst плагины (ревербераторы или хорусы) применяются почти во всех треках для того чтобы:
- Создать эффект окружающего пространства.
- Чтобы его оживить.
- Сделать звук больше, шире и объемнее.
- Чтобы создать впечатление, что дорожка находится позади.
По сути, добавив пространство, вы тем самым оживляете и сам минус, который становиться чистым, плотным и приятнее на слух. Но в этом деле не стоит увлекаться, лучше не переусердствовать так как излишнее добавление этого эффекта сделает ваш трек размытым и грязным на слух.
В моем случае в Fl Studio я использую стандартный vst ревербератор Fruity Reeverb 2.
А так же LexRoom если необходимо более детально настроить звучание.
Недавно начал использовать vst ревербератор — BREVERB 2, с кучей пресетов, которые в большинстве случаев отлично подходят к инструментам. Советую…
А также vst плагин Fruity Chorus который я использую редко, но он тоже помогает добиваться необходимого звучания при необходимости.
Теперь давайте рассмотрим некоторые советы, которые могут вам помочь при наложении этого эффекта:
Если вам не хватило информации на эту тему, то рекомендую к прочтению эту статью.
Ну а какие vst ревербераторы вы используете? Давайте их обсудим.
Привет, меня зовут Сергей. Музыка для меня как хобби. Занимаюсь созданием Hip-Hop минусов в Fl Studio уже продолжительное время.
Если вам понравился этот материал, то поделись с ним с другими. Так вы поможете в развитии этого сайта и у меня будет стимул в дальнейшем развивать этот проект.
Читайте также: