Как сделать чуман из бересты
Ч. называют деревянное глубокое корыто, обыкновенно липовое, в которое "прибивают" икру при ее приготовлении. В промысловом деле наиболее распространены Ч. средних размеров, примерно 5-6 четвертей длины, 2 1 /2-3 четвертей ширины и такой же глубины. Но в случаях необходимости приготовить сразу большое количество икры, Ч. употребляют размеров вдвое больших и сразу засаливают по 10 и более пудов икры. Дно Ч. овальное, как у корыта; в нем для стока избытка рассола делается отверстие, затыкаемое пробкой. Для отделения рассола от икры и достижения ее рассыпчатости на дно кладется из продырявленного цинка решетка. Поверх Ч. кладется особая из толстой пряжи связанная решетка, называемая "грохотом" или "грохоткой", на которую кладется вынутая из рыбы икра с еще связанными между собою зернами, и посредством легкого передвижения по грохоту этих кусков икры достигают отделения друг от друга ее зерен, которые падают в Ч. Когда Ч. наполнен, в нем же производится посол икры, перемешиваемой особой узкой лопаточкой. Наконец, для сметания зерен икры при ее выборке, при Ч. имеется небольшая метелка из тонких прутьев таволги.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .
Смотреть что такое "Чуман" в других словарях:
ЧУМАН — ЧУМАН, чумашник, чумаш, чумашек вологод., муж., сиб., остяцк., берестяный кузов, лукошко, в котором держат мелочи; оно служит и черпаком, для воды. | Чуман, каз., симб. желобчатый луб, на котором катаются с горки, или возят снег со двора; | урал … Толковый словарь Даля
чуман — сущ., кол во синонимов: 2 • корыто (21) • кузов (32) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
чуманіти — дієслово недоконаного виду чманіти розм … Орфографічний словник української мови
чуман — берестяной кузов (С. Аксаков), чумаш – то же, вологодск., казанск., симб. (Даль), яренск. (Филин 145). Заимств. из чув. čuman берестяная посудина , откуда и коми tsuman – то же; см. Вихман, Тsсh. LW. 118; Вихм.–Уотила 306 и сл. См. чумаш … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
чуман — 1) берестяной короб больших и малых размеров, используемый в качестве посуды для некоторых хозяйственных потребностей; 2) берестяная кружка … Топонимический словарь Амурской области
чуман — и. 1. Берәр нәрсәне йөк белән ташу өчен, нечкә талдан, шомырт агачыннан һ. б. үреп ясалган озынча кәрҗин сыман зур әрҗә 2. Тарантасның утыру өчен чыбыктан үреп ясалган әрҗәсе … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
чуманіти — і/ю, і/єш, розм. Те саме, що чманіти … Український тлумачний словник
Кулунда (река) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кулунда. Кулунда Характеристика Длина 412 км Площадь бассейна 12 400 км² Водоток Исток … Википедия
Карасук (река в Новосибирской обл.) — Карасук, река в Новосибирской области РСФСР. Длина 531 км, площадь бассейна 11,3 тыс. км2. Берёт начало и течёт в широкой долине по южной части Западно Сибирской равнины; теряется среди бессточных озёр. В высокую воду у с. Карасук Казах через р.… … Большая советская энциклопедия
При плетении пестеря подбирайте берестяные ленты по цвету, направляя в одну сторону светлые, а в другую темные. Благодаря этому, снаружи пестерь будет покрыт шахматным узором. Если чередовать ленты, то пестерь будет в полоску.
4. Обклейте картонное дно с обеих сторон, а после того как клей высохнет, снимите с бересты, находящейся на наружной стороне, фаску под углом 45°. Смажьте боковую грань донышка клеем и аккуратно вставьте его в цилиндр, образованный боковой стенкой.
5. Одну из двух берестяных полос длиной 280 мм, шириной 30 мм, предназначенных для ручки, сложите вдоль пополам, чтобы стык оказался посередине (чтобы зафиксировать их в таком положении, в нескольких местах нанесите по капле клея). Вторую полосу украсьте зубчиками, вырезав их ножницами с зубчатым режущим краем. Склейте обе ручки таким образом, чтобы первая полоса оказалась сверху, а полоса с зубчиками – снизу. Прикрепите ручку к боковой стенке корзинки с помощью скоб.
6. С одной стороны лент длиной 440 мм, шириной 15 мм выполните зубчики, приклейте полосы на боковую сторону корзинки сверху и снизу, ориентируя зубчики навстречу друг другу. Это придаст изделию необходимую жесткость и замаскирует места прикрепления ручки.
7. Ленту длиной 390 мм, шириной 12 мм приклейте к боковой стенке корзинки с внутренней стороны, шилом проделайте отверстия и обшейте край кордовой нитью.
8. Лентой длиной 420 мм, шириной 9 мм дополнительно зафиксируйте дно изделия, приклеив его по низу.
9. Из кусочков бересты выполните две трехгранные бусины (см. выше) и приклейте их в точках соединения ручки корзинки с ее стенкой.
10. Законченное изделие представлено на рисунке 121.
Рис. 121. Корзинка
Подстаканник с ручкой
Сколотень диаметром 70 мм, берестяной пласт длиной 250 мм шириной 50 мм, 22 берестяные ленты толщиной 1–2 мм, шириной 12 мм, длиной 250 мм, три берестяные ленты толщиной 1–2 мм, шириной 12 мм, длиной 50 мм, берестяная лента толщиной 1–2 мм, шириной 0,5 мм, произвольной длины, берестяная лента толщиной 2–3 мм, шириной 25 мм, длиной 300 мм, деревянные гвоздики, квадратные берестяные пластины со стороной 75 мм, клей "Момент", нож-резак, молоток, зажимы, ножницы с зубчатым режущим краем, шило.
Имеет отличительные особенности узор, выполняемый мастерами из Сибири (Якутии, Томска). На него оказало влияние искусство обработки кожи и меха, практикуемой здесь. Узор на бересте похож на аппликацию, но выполнен способом выскабливания фона.
1. При отсутствии сколотня его может заменить цилиндр, сшитый из берестяного пласта.
2. Из берестяных лент прямым способом плетения выполните основание 22 × 3, уплотните и зафиксируйте зажимами.
3. Из берестяного пласта вырежьте две полоски по 25 мм шириной, с одной стороны отделайте край уголками. Выкроите замковое соединение.
4. Разметьте сколотень, по центру положите плетеную полосу. Чтобы она не сдвинулась, воспользуйтесь небольшим количеством клея.
5. По обе стороны от плетенки положите соединенные в замок пояски, причем зубчатые края их должны быть обращены друг к другу.
6. Изготовьте донышко так же, как для короба (см. выше), наденьте его на сколотень.
7. Сшейте сколотень с поясками с помощью берестяной ленты, проколов отверстия шилом. Стежки кладите вплотную, чередуя короткие и длинные, чтобы получилась своеобразная лесенка.
8. Ленту длиной 150 мм перегните поперек пополам, отделайте края зубчиками и склейте. Придайте ей форму ручки и приклейте к изделию. Дополнительно закрепите соединение гвоздиками.
Подставка под горячее
Два квадратных берестяных пласта толщиной 2 мм, размером 220 × 220 мм, двадцать шесть берестяных полос толщиной 1 мм, шириной 10 мм, произвольной длины, клей "Момент", ножницы, зажимы, ножницы с зубчатым режущим краем, циркуль.
1. Изготовьте основание 13 × 13, причем при плетении чередуйте ленты разного цвета, чтобы образовался шахматный узор.
2. В центре одного квадрата вычертите циркулем окружность радиусом 50 мм и вырежьте ее. Края окружности и пластов отделайте зубчиками.
3. На стол положите квадратное полотно лицевой стороной вниз, смажьте клеем, в центр поместите плетенку, повернув ее на 90°, последнюю накройте квадратом с отверстием посередине. Для полного высыхания клея держите изделие под прессом. При желании можно выполнить комплект, прибавив к большой подставке шесть размером поменьше.
Сколотень диаметром 80 мм, высотой 100 мм, берестяной пласт шириной 80 мм, длиной 252 мм, шириной 90 мм, длиной 180 мм, цветная фольга: клей "Момент": ножницы с зубчатым режущим краем, нож-резак, нож-косяк, стамески, подрезная доска.
1. Подготовленный сколотень обклейте цветной фольгой.
2. На берестяном пласте длиной 252 мм выполните узор в технике прорезной резьбы (рис. 122).
Рис. 122. Фрагмент узора для прорезной резьбы
3. Рубашку, украшенную резьбой, аккуратно наклейте на фольгу.
4. Из пласта длиной 180 мм и фольги вырезать два квадрата со сторонами 90 мм и еще один квадрат со сторонами 85 мм. Украсьте края квадратов зубчиками и склейте их в такой последовательности: берестяной квадрат положите лицевой стороной вниз, на него фольгу и второй квадрат.
5. Приклейте карандашницу (рис. 123) к донышку.
Рис. 123. Карандашница
Бересту можно использовать, например, для изготовления оригинальной открытки в виде свитка. Напишете послание гелевой ручкой, сверните полоску рулоном и перевяжите шнурком, сплетенным из тонких берестяных полос.
Поделки из берестяного пласта
Из пластовой бересты изготавливали различные предметы, например коробки (чуманы, рубуши), черпаки (берестянки), полотухи. Коробки были достаточно просты. Для них брали один пласт, сгибали и фиксировали прутиком, иногда прикрепляли ручку. Поэтому их нередко делали непосредственно в лесу, когда в них возникала необходимость.
В отличие от коробок полотуха – изделие более сложное (напоминала современный поднос), которое выполняли из нескольких берестяных пластов. Материал прошивали расщепленным сосновым корнем или полоской бересты. Полотухи предназначались для временного хранения или сбора продуктов.
Нередко у лесных родников можно было увидеть берестянку (о черпачке мы уже говорили) – ковшик в виде свернутого в воронку пласта бересты. Края изделия скрепляли расщепленным прутиком, который одновременно служил и ручкой, чтобы было удобно зачерпывать воду.
Для цельнопластовых изделий надо подбирать бересту, которая не расслаивается, отличается эластичностью и покрыта небольшим количеством чечевичек.
Пластовая береста, тонкая берестяная лента, ножницы, шило, пинцет или тащунчик, карандаш.
Для домашней или зимней обуви из бересты можно выполнить стельки. Они мягки, гигиеничны и удобны в использовании.
1. Чтобы не ошибиться в изготовлении стелек, сделайте выкройку, обведя карандашом ногу, поставленную на лист бумаги. Отступив от контура 2–3 мм, проведите вторую линию и вырежьте выкройку.
2. Сложите берестяной пласт вдвое (чечевички должны быть расположены продольно), наложите на него выкройку, обведите и вырежьте. Вторую стельку выполните зеркально.
3. Проколите шилом отверстия вдоль внешней границы стельки и сшейте заготовки берестяной лентой.
Берестяной пласт толщиной 3 мм, шириной 120 мм, длиной 290 мм, обрезки бересты разного цвета, поролон, клей "Момент", ножницы, пробойник, ножницы с зубчатым краем.
1. Длинную сторону берестяного пласта украсьте зубчиками, сверните пласт в виде кулька, склейте его и проделайте отверстие для подвешивания в верхнем уголке.
2. Сверните поролон в виде шарика, смажьте низ клеем и аккуратно, чтобы не испачкать бересту, вложите в игольницу.
3. Из полосок бересты изготовьте звезду Фребеля и прикрепите ее к игольнице.
Для сбора ягод в лесу можно быстро изготовить коробку из березового пласта. Их форма и способы крепления бывают различными в зависимости от того, что имеется под рукой. Это может быть берестяная лента, прутики и пр. На севере такие поделки называют чуманами (чуманками).
В зависимости от конкретной обработки бересты, мастер подбирает инструмент. При плетении это кочедык и зажимы, при работа с берестяными пластами добавляются пробойники. Каждый мастер имеет свои предпочтения.
Лоток (вариант 1)
Берестяной пласт толщиной 1–1,5 мм, шириной 120 мм, длиной 320 мм, ножницы или нож.
Ход работы 1. На пласте бересты наметьте какие-либо размеры, например те, что даны на выкройке (рис. 124), но они могут быть любыми в зависимости от имеющегося под рукой материала.
28.03.2011 22:48 |
Из всего многообразия изделий из берёсты мы рассмотрим те типы, которые имели и имеют практическое применение. Грубо их можно разделить на группы по способу изготовления – плетёные изделия, изделия из пластовой берёсты и комбинированные изделия.
Плетёные изделия выполнялись из полос берёсты косым или прямым плетением. Ширина полосы могла быть от минимальной 5 мм. до 6-7 см. максимум. Размеры самих изделий очень разнятся. Походная солонка могла быть размером меньше кулака, а сундук из берёсты не уступал по размерам своему собрату из досок. Основные типы это – корзина, пестерь, зобня, горлатка, сумка, короб. Форма и размер зависил от применения. С корзиной и пестерём ходили в лес для сбора ягод, грибов. Сумки были незаменимы у рыболовов, охотников и пастухов. В коробах, горлатках, зобнях хранили продукты. На кухне среди утвари можно было увидеть плетёные чашки, коробочки и солонки. Последние были очень разнообразны по форме оттого, что почти каждый мог плести и плёл по-своему.
Лариса Алексеевна – ученица самого Семена Оверина. На нынешний конкурс мастерица представила около 15 работ в разных техниках. Большинство из них – лапти, шкатулка, пестерь, корзины – сплетены из бересты и корня сосны и являются авторскими вещами, а два пояса, сплетенные на бердо, – реконструкции этнографических изделий Сысольского района.
– Лариса, как началось Ваше увлечение народными ремеслами?
– Может, в старину и было плести лапти просто, потому что практически все умели это делать. А может, так говорили, сравнивая женский и мужской труд. Ведь прежде плетением из бересты занимались в основном мужчины. Потому что первая сложность в таком ремесле – заготовка материала. Береста заготавливается обычно в середине-конце июня, когда стоит жара и одолевают комары и оводы. Бересту берут с деревьев на лесозаготовках, подальше от населенного пункта – и надо туда добраться, а потом заготовленный материал донести или довезти домой. В общем, это тяжелый физический труд, одной женщине он обычно не по силам. Мне, например, с заготовкой сырья очень помогает муж, сколотени для туесов заготавливает мой ученик.
Во-вторых, заготовленное сырье нужно суметь правильно сохранить: требуются постоянная определенная температура и влажность, чтобы береста не пересохла и раскрошилась, а долго оставалась мягкой, пластичной и пригодной для работы.
И, в-третьих, нужны определенные навыки работы с этим материалом. Даже дети обычно начинают плести лет с 10-ти, не раньше. До этого возраста у них в руках не хватает сноровки и физической силы. А вообще здесь, как и в любом ремесле, очень много тонкостей. И мастерство растет постепенно – по мере узнавания и применения в деле этих нюансов. То есть нужно постоянно учиться и одновременно практиковаться.
– Помните свою первую берестяную работу?
– Самое-самое первое берестяное изделие, которое я сделала – чуман. Это традиционная четырехугольная корзинка для ягод, ее не плетут, а делают из цельного куска бересты. Мне было 12 или 13 лет, и мы с братом поехали к бабушке в деревню Сюзяиб в родном Корткеросском районе. Как-то бабушка показала нам чуман, в котором она хранила лук. Она с такой любовью гладила его теплые берестяные бока, так хвалила мастера, который его изготовил… Мы с братом слушали и до глубины души впитывали эту любовь и уважение бабушки.
А потом пошли купаться на речку: дело было в жаркий июльский день. По пути встретили только что сделанное заграждение для коров – место было огорожено березовыми жердями. И в одном месте от жерди стал отходить кусок коры – береста как будто сама просилась к нам в руки! Конечно, мы тут же забыли о речке: ободрали эту бересту и понеслись домой делать свой чуман! Конечно, сделали его неумело, сшили не черемуховым прутом, сосновым корнем или лозой ивы, как сшивалось издавна, а нитками, и всего через год тот чуман развалился. Но бабушка тогда нас с братом так похвалила! И, наверное, эта ее похвала и наша радость, гордость за свою работу дали положительный опыт работы с берестяными работами, оставили в сердце теплый след.
– У Вас сегодня много учеников. Это преимущественно дети или взрослые?
– Года два назад. А год назад, придя работать в центр ремесел, стала уже конкретно изучать его как технологию и делать изделия, которые помогают привносить традиции нашей земли в современный быт. Ведь каждое изделие народного ремесла было, в первую очередь, функциональным и использовалось в быту, а уж потом несло в себе художественный вкус и мастерство изготовителя.
– А правда, как эти изделия используются в быту? Для чего их люди покупают, если не на сувениры? С посудой, пестерями понятно. Но вот очелье – это ободок для волос, украшение или оберег? И куда сегодня можно надеть лапти, кроме как на фольклорный праздник, как часть народного костюма?
Плетеные из бересты корзины и короба хороши для сбора грибов и ягод – они там не мнутся и не преют. Мелкая берестяная посуда – для сыпучих, сушеных продуктов, к которым тоже нужен приток воздуха: соли, сахара, сухих грибов и ягод, орехов. Тот же бабушкин чуман для лука. А в туесах из цельных кусков коры, так называемых сколотней, можно хранить жидкости – такая посуда не протекает.
А лапти многие покупают и заказывают в качестве домашних тапочек! Это удобная, натуральная обувь с противогрибковым эффектом. И в баню в лаптях хорошо ходить, мы сами в них моемся! Так теплее ногам, особенно зимой, и ноги дополнительно получают ухаживающую, лечебную ванночку.
– Да, это моя работа, и она как раз несложная. И применения физической силы, в отличие от настоящих лаптей, не требует. Да и делать их недолго: могу сделать пару за 1,5-2 часа. Вообще-то такие сережки появились как результат творческого состязания с одной из моих учениц. Она заявила, что сможет сплести лапти длиной всего 3 см, и сплела. А меня это как-то задело: моя ученица меня обойдет? И я сплела лапти в 2,5 см. Тогда ученица попробовала еще меньше, а я – еще меньше. В конце концов рекордно маленькие лапоточки получились у меня длиной в 1,1 см.
– Вы еще занимаетесь плетением из корня сосны. Как пришли к нему?
Заготовка корня, как и бересты, тоже не наносит вреда живым деревьям. И, кстати, такая же тяжелая физически работа, да еще и более грязная, мне с ней тоже помогает муж. Приходится выбирать молодые сосны (не более 15-20 см в диаметре), потому что у старых корни слишком толстые, а нужны до 1,5 см толщиной, отгребать мох от поверхностных корней, потом копнуть землю мотыгой, достать корень и срезать секатором корешки. А потом снова аккуратно прикрыть корни землей и мхом. Это лучше всего делать осенью, когда закончен сбор грибов-ягод. Деревья готовятся к зимнему покою, и после снежного покрова они легче восстанавливают утраченные корни.
– В начале лета есть довольно короткий промежуток времени, когда кора с берез после легкого надреза очень легко сходит, как будто сама собой. В остальное время ее снять значительно сложнее. И береза настолько способна к регенерации, что даже рисунок, нанесенный выжиганием на снятую кору, со временем бледнеет и сходит, будто береста восстановилась от ожога! И живое дерево полностью восстанавливает аккуратно снятую с него кору через 3 года. Недаром же у него такие лечебные свойства и способность снимать головную боль. Но мы все равно выбираем деревья на лесозаготовках, приготовленные к вырубке. Другие – это совсем редко, когда видишь идеально ровную и красивую кору и просто не можешь пройти мимо!
– А как Вы занялись еще и вышивкой?
– Да, я много участвовала в выставках, но делала это даже не ради наград! Каждая такая выставка давала, прежде всего, бесценный опыт, знания, которые помогали переходить на более высокую ступеньку мастерства. На выставках где-то что-то подсмотришь у коллег и начнешь применять у себя, они тоже видят твои работы, оценивают, что-то подсказывают. Тот же народный мастер Валерий Лаврентьевич Торопов как-то увидел мой короб, нашел в нем недоработку, недочет, подсказал, как сделать правильно. И следующий мой короб был лучше. А если бы я не участвовала в таких мероприятиях, то и не узнала бы многих вещей. А о званиях не думала: мне казалось, да и сейчас кажется, что я пока не готова, мне еще учиться и учиться. Поэтому награда для меня стала полной неожиданностью! И честно говоря, еще до конца не верю в свой новый статус. Поставлена определенная планка, и ее нужно держать, по ней люди будут равняться. И не просто держать, а расти дальше!
– И в какую сторону Вы намерены расти теперь, какой новый вид декоративно-прикладного искусства осваивать?
– Осенью я ездила на мастер-класс по мезенской росписи. И теперь мне хочется попробовать привнести ее элементы в берестяные изделия. Черно-красный рисунок на берестяном фоне – это ведь так красиво!
Презентация на тему: " Одним из самых используемых материалов коми народа была береста – сюмод. Лёгкая, красивая, эластичная, водонепроницаемя, она была незаменима в крестьянском." — Транскрипт:
2 Одним из самых используемых материалов коми народа была береста – сюмод. Лёгкая, красивая, эластичная, водонепроницаемя, она была незаменима в крестьянском быту. Из неё делали разнообразную утварь: посуду, рыболовные снасти, музыкальные инструменты, обувь и разные поделки.
3 7/2/2013 Начальным и важным моментом работы была заготовка бересты, так как от добротности материала зависит качество и долговечность изделий. Например, в туесках цельный внутренний слой без малейших трещин и разрывов позволял добиться термостойкого эффекта. Бересту для зимних работ хранили в холодном помещении, непосредственно перед работой запаривали в воде.
4 Наиболее примитивным сосудом из бересты является чуман. В прошлом коми хранили в чуманах различные вещи, а также применяли для сбора ягод и грибов. Изготавливался он из цельного куска бересты путём сложения.
5 Из других берестяных сосудов наиболее широко применяется туес-туис, который мог быть размером с ладошку и до метра высотой. Украшение берестяных туесов довольно простое: насечки в виде орнамента. Использовался для хранения сыпучих и жидких продуктов. 7/2/2013
6 Из заготовленных полосок бересты плелись лапти, корзины, пестери, посуда и другие изделия. 7/2/2013
7 Наиболее распространёнными из плетёных вещей являются заплечная сумка-пестерь и наплечная сумка-пещорка.
8 В домашнем быту в прошлом был весьма распространен плетёный сосуд - куд, имеющий форму таза, который закрывался плетёной крышкой. Куды бывают разных размеров. Использовался для хранения продуктов и мелких предметов. 7/2/2013
9 Весьма интересными являются берестяные плетёные солонки, которым придавалась различная форма: водоплавающей птицы или какого-нибудь животного. В свадебном обряде использовался в качестве подарка от отца для дочери-невесты как символ достатка.
12 Береста – это удивительный природный материал, из которого коми народ с древних времён изготавливает как предметы повседневного обихода, так и множество красивых вещей, которые украшают жизнь и доставляют радость. Спасибо за внимание.
Читайте также: