Как сапковский придумал ведьмака
Анджей Сапковский родился 21 июня 1948 года в польском городе Лодзь, где живёт до сих пор. О ранней жизни писателя известно очень мало: некоторыми подробностями он лишь иногда делился в интервью. Так стало известно, что его отец хорошо знал иностранные языки и приучал к ним сына с детства. Благодаря этому Сапковский умел бегло читать на немецком и на русском уже в 14-15 лет.
О карьере писателя Сапковский не мечтал. Долгое время он вообще не планировал связывать свою жизнь с книгами. Вместо этого он благодаря отличному знанию иностранных языков поступил на факультет внешней торговли в местном Лодзинском университете.
Конечно, сфера его интересов не ограничивалась одной торговлей. С детства он читал много книг. Впоследствии он даже называл журналистам целый список авторов, с произведениями которых он знакомился в разные периоды жизни, часто не используя переводы.
Например, будучи ребёнком он читал Гюго, Верна, По, Твена и Киплинга, в подростковом возрасте — Хемингуэя, Толстого, Лема, Ремарка и Стругацих, а в юности — Толкина, Лавкрафта, Булгакова, Азимова, Эко, Пратчетта и Кинга. Разумеется, этими именами дело не ограничивалось.
В шестидесятые он также увлекался комиксами, с которыми познакомился благодаря французскому еженедельнику Vaillant. Кроме того, писатель читал английские Eagle, Valiant и бельгийский комикс про Тинтина. Однако увлечение это продлилось недолго: по словам автора, когда дело доходило до траты денег, то он предпочитал покупать книги. Мангу, кстати, Сапковский тоже читал, а познакомился с этим видом искусства в конце 70-х и начале 80-х во время путешествий в Японию.
Началось всё в 1986 году. Годом ранее издание объявило конкурс небольших рассказов, объёмом не больше 30 страниц, о котором будущему писателю рассказал его сын. Они поспорили, что Сапковский-старший сочинит небольшую историю и выиграет главный приз. Как давний фанат фэнтези, он решил написать работу в этом жанре. Однако за этим решением скрывалась не только любовь к подобной литературе.
Сапковский рассчитывал, что многие участники напишут научно-фантастические рассказы, а он представит историю, отличную от остальных — и без труда займёт первое место. Будучи профессиональным продавцом, он прекрасно понимал, что в те годы фэнтези было популярно среди польских читателей. Также он знал, какая именно история может понравиться публике. Хотя критики в стране не разделяли этой любви: они считали жанр глупым и детским.
Однако будущий писатель ошибся: фэнтези-рассказы написало больше половины участников. Но Сапковскому всё-таки удалось выделиться из толпы. По его словам, многие авторы мало что знали о жанре и смогли придумать лишь заурядные истории о добре и зле. Сам же он решил пойти другим путём и адаптировать польскую сказку о бедном сапожнике, который убивает дракона, привнеся в неё элементы реализма и мрачности.
Это всё ложь. Нищие сапожники делают хорошую обувь, а не убивают монстров. Солдаты и рыцари? В большинстве своём они идиоты. Священники же хотят только получать деньги и спать с несовершеннолетними. Кто будет убивать монстров в таком случае? Профессионалы. Вы не обращаетесь с таким делом к ученику сапожника: вам нужен профессионал. И тогда я придумал одного такого.
Анджей Сапковский
писатель
Наверняка после этого он бы и закончил писательскую карьеру, если бы короткая история не привлекла внимание читателей: в своих письмах они начали просить автора написать больше о приключениях Геральта. Позднее Сапковский резко высказывался о ситуации с конкурсом.
Примерно в то же время Сапковский лишился работы в торговле. Это случилось внезапно: он пришёл однажды утром на рабочее место и узнал, что фирма обанкротилась. Перед писателем встал выбор: искать новую профессию или же окончательно связать жизнь с литературой.
Так как карьеру с нуля начинать не хотелось, то Сапковский решил попробовать стать писателем, пусть ситуация на польском книжном рынке в те годы казалась не очень радужной. Чтобы жить на прибыль с продаж, обычному польскому автору, чьи произведения издавались стандартными тиражами (7-10 тысяч копий), требовалось писать по три книги в год, что, конечно же, было практически невозможно. Но Сапковский решил рискнуть.
Анджей Сапковский не стал ограничивать себя рамками отдельных рассказов, пусть и связанных общей сюжетной линией. Он задумал нечто масштабное, нечто дерзкое, что было невозможно представить в условиях польского книжного рынка — писатель решил создать собственную большую сагу.
В эту задумку не верил никто: в стране хорошо продавались произведения ведущих зарубежных авторов, но выпускать книгу в жанре фэнтези от местного автора издательству было рискованно.
К счастью, к числу этих компаний не относилась SuperNowa. Издательство было готово продолжить сотрудничество с писателем после успешного выпуска двух предыдущих произведений. Сапковский сразу решил, что будет публиковать новые книги раз в год: ему не хотелось заставлять фанатов долго ждать. Во многом на это повлиял его собственный опыт.
Серия сделала Сапковского сверхпопулярным автором на родине. Он был одним из пары-тройки польских писателей, чьи книги публиковались тиражами примерно в 20 тысяч копий (о точных цифрах сам автор никогда не распространялся). Поэтому, в отличие от многих коллег, работавших по совмещению, Сапковский мог прожить на литературные гонорары.
Также у цикла появился и переводчик — Евгений Вайсброт. Сапковский всегда хорошо отзывался о работе коллеги и лично курировал качество переводов на русский, так как хорошо знал язык. Хотя на первых порах некоторые проблемы всё же возникали.
На родине же иногда случались забавные ситуации с редактированием книг. Сапковский в одном из интервью вспоминал случай, когда девушка-редактор по незнанию допустила заметную ошибку в тексте.
Но если в восточной Европе у писателя всё было хорошо, то рассчитывать на публикации в США в конце девяностых не приходилось. Тогда Сапковский был уверен, что перенасыщенному американскому рынку совсем нет дела до европейских писателей. Поэтому, после окончания саги в Ведьмаке писателю было нельзя останавливаться.
В ней рассказывается о событиях 1425-1430 годах, когда проходили так называемые Гуситские войны. Главный герой книг Рейневан постоянно попадает в локальные переделки на фоне проходящих военных событий.
Возможно, всё бы так и продолжалось, но в начале XXI века с Сапковским встретились представители небольшой польской студии-дистрибьютора компьютерных игр — CD Projekt RED. Тогда он этого не осознавал, но спустя годы стало ясно, что та встреча оказалась судьбоносной для всего цикла о Геральте.
Подробный обзор вселенной Ведьмака — волшебного мира А.Сапковского
Всем доброго времени суток, дорогие пользователь DTF и его гости. Сегодня я хотел бы подробно рассказать вам о вселенной Ведьмака (The Witcher), её истории, о пути Анджея Сапковского, о секретах игр СD Projeck RED и о многом другом. Присаживайтесь поудобнее, приятного чтения!
Блестящая идея, процесс написания, всемирная известность.Анджей Сапковский (Andrzej Sapkowski) польский писатель-фантаст и публицист родился 21 июня 1948 года в городе Лодзь, который является одним из крупнейших городов Польши. Он расположен в центре страны, в 120 километрах к юго-западу от Варшавы.
Писатель окончил факультет внешней торговли в Лодзинском университете. После чего более двадцати лет проработал по образованию. Подрабатывая в местном в журнале переводчиком. Творческая биография литератора началась с конкурса в 1986 году. Именно для этого литературного соревнования он создал дебютный рассказ «Ведьмак». Где после занял третье место.
Центральным героем придуманного цикла является ведьмак Геральт. Он мастер меча и мэтр волшебства, ведущий непрерывную борьбу с кровожадными монстрами, которые угрожают покою сказочной страны.
После оглушительного успеха первого романа о Геральте из Ривии в 1990 году выходит вторая книга ''Последнее желание’’, включающая в себя семь новелл о Ведьмаке. Позже, в 1993 году эта книга была переиздана. Она приобрела новую корку и титульный лист. А также была переведена на несколько новых языков.
Интересный факт: ‘’Последнее желание’’ упоминается в игре «Ведьмак». Там эта книга обозначена, как научный труд в обложке с тиснением, посвященный гениям стихий. Геральт может найти эту книгу в третьей главе — в Купеческом квартале у книготорговца с рыночной площади.
В 1992 году Сапковский издал новую книгу о ведьмаке — ‘’Меч Предназначения’, куда вошли ещё 6 рассказов. Главным из которых является “Предел возможного”, повествующий о встрече Геральта с человеком по имени Борх Три Галки и двумя его телохранительницами из далёкой Зеррикании. Они отправляются на охоту за зеленым драконом. Но там находят более грозного и неожиданного соперника. Этот персонаж встречается и в других произведениях. К примеру, в концовке игры «Кровная вражда» выясняется, что именно Борх выступает в роли рассказчика и повествует перевозящим его для передачи королеве Зериканнии наемникам о приключениях королевы Мэвы во время Второй Северной Войны.
Также этот необычный герой появлялся в фильме и ТВ-сериале о Ведьмаке 2001 и 2003 годах соответственно. Данные экранизации приняли очень холодно, из-за плохой постановки и изменения каноничного сюжета. Даже сам Сапковский на одной из конференций просил не задавать вопросов про эти, как он выразился ”недоделки”. Когда же его всё-таки спросили, он быстро и уклончиво ушёл от этой темы.
Пример несостыковок в сюжетах: в книге Весемир — бодрый, хоть и пожилой ведьмак, а в сериале — жрец, старейшина, умерший от старости. В роли «учителя» для молодого Геральта выступает другой ведьмак, который приехал к Корину и Висенне за мальчиком по Праву Неожиданности. На самом же деле чародейка сама отдала сына ведьмакам. Другие несоответствия вы можете заметить при просмотре двух этих картин (они обе переведены на русский язык и доступны на интернет платформах).
В 1994 году создатель сел за работу над пятитомником «Ведьмак и Ведьмачка». Следуя одна за другой, на полках книжных магазинов появляются новые книги. «Кровь эльфов» была издана в 1994 году. Четвёртая книга о похождениях беловолосого Ведьмака Геральта заметно отличается от остальных. Читателю, привыкшему к стилю повествования предыдущих книг, может быть несколько затруднительно чтение этого произведения: книга теперь цельная, а не разбита на несколько почти независимых историй.
Сам Анджей не создавал полноценного языка, лишь его основу, а также ряд фраз и слов. Для сериала от Netflix известный американский лингвист ДэвидПитерсон разработал искусственный язык на основе информации из книг.
Второго октября 2018 года официальные представители Сапковского потребовали от студии CD Projeckt RED, создавшей серию игр про Ведьмака, выплаты 6% авторских вознаграждений. Изначально писатель отказался от процента с прибыли и в 2002 году продал студии права на свои произведения за 35 тыс. злотых (примерно 9500 долларов США), потому что не верил в успех этого проекта и отрицательно относился к играм.
В 2019 году стороны уладили претензии в досудебном порядке (сумма компенсации автору не разглашается. Возможно, деньги писателю понадобились на повторное лечение сына.
Младший Сапковский умер в 2019 году в возрасте 47 лет. Причина смерти не сообщается. Старший Сапковский просто сказал, что его «сын ушёл».
В следующие несколько лет выходят последние произведения ”Башня Ласточки” в 1997 году и ”Владычица Озера” в 1999. Они завершили сагу о Ведьмаке Геральте, поставив точку.
С 1993 по 1995 годы по произведениям Сапковского были выпущены 6 одноименных комиксов «Геральт”. В 2011 году был выпущен комикс «Благо народа». А в 2014 «Дом витражей». На 2021 планируется новое творение ”Плач ведьмы», состоящее из четырёх выпусков.
В 2009 году группой «ESSE» поставлена «Дорога без возврата» — российская фэнтези-рок опера по мотивам саги. На основе рок-оперы создан одноимённый фэнтези мюзикл. Премьера которого состоялась 14 ноября 2009 года на сцене Областного Дома Народного Творчества г. Ростова на Дону.
На данный момент существует около десятка игр по Вселенной Ведьмака. Так в 2001 году издательство MAG выпустило настольную ролевую игру "Ведьмак — игра воображения". Она является одной из самых популярных ролевых игр в Польше. Авторы игры — Михал Маршалик и Мачей Новак-Крейер. Сюжетно игра в основном основана на романах Сапковского. В оформлении используются материалы из фильма "Ведьмак" и графических новелл. Базовая книга включает в себя основные правила, в том числе по боёвке и магии, а также краткое описание мира и монстрятник, позже переименованный в бестиарий. Она вышла в двух изданиях: в мягкой обожке с чёрно-белыми иллюстрациями и в твёрдом оформлении с цветными иллюстрациями.
Также к игре было выпущено два дополнения: «Час презрения — Войны с Нильфгаардом», описывающее империю Нильфгаард и содержащее приключение «Луна над Цинтрой», и кампания «Меч предназначения: Удар судьбы». Кроме того, было издано три номера 32-страничного журнала «Biały Wilk» (Белый волк).
В 2014 году CD Projekt RED и Fantasy Flight Games объявили о выходе в свет настольной игры «Ведьмак: Приключенческая игра». Она доступна как в физическом, так и в цифровом варианте. Путешествовать по миру можно в роли одного из четырёх героев: Геральта из Ривии, барда Лютика, Трисс Меригольд и Ярпена Зигрина. Игрокам предстояло выполнять квесты, зарабатывать золото, сражаться с различными монстрами и взаимодействовать с попадающимися на пути персонажами. На русский язык проект переведён не был — есть лишь английская и польская локализации.
25 октября 2016 года на прилавках магазинов появляется «Гвинт» — бесплатная карточная игра, позже перенесённая и в цифровой формат, была разработана и изданная компанией CD Projeckt RED. Интересный факт: Создателям этой популярной карточной игры, Дамиэн Мунье и Рафаль Джаки разрешили разрабатывать их проект если они создадут концепт менее чем за три дня (не откладывая другие свои обязанности). Само собой, они справились, и Гвинт увидел свет.
Матч в игре разбиты на 2—3 раунда. В каждом раунде игроки по очереди ходят ровно одной картой из своей руки до тех пор, пока один из них не спасует. Второй игрок имеет возможность сделать ещё один или несколько ходов, после чего также спасовать, что завершит раунд. Победителем раунда будет объявлен игрок, набравший большее количество очков, равных суммарной силе отрядов на поле, после чего все отряды с поля будут убраны, а игроки получат по три карты в дополнение к сохранённым с предыдущих раундов. Для победы в матче необходимо выиграть 2 раунда.
С 2017 года Гвинт является киберспортивной дисциплиной. В этом году CD Projekt RED формируют лигу Gwent Masters с призовым фондом уже более 2 850 000 долларов США. Шанс поучаствовать в официальных киберспортивных соревнованиях получают 200 лучших игроков по итогам рейтинговых сезонов ранга Pro, длящихся месяц.
Также на мероприятиях посвященных вселенной Ведьмака, вы тоже можете понаблюдать за соревнованиями по этой игре, уже в настольном формате. Я сам являюсь заядлым игроком. Вместе с друзьями мы участвовали в таких соревнованиях, но вышли только в 51 место/ из 127. Сама игра получила положительные отзывы критиков. Рецензенты хвалили игру за графику и оригинальность механики.
Сотрудничество с «CD Projekt RED» Анджей начал в 1997 году, когда разработчик компьютерных игр Адриан Хмеляж и его тогдашняя мини-студия Metropolis взялись за создание компьютерной игры по неоконченной на тот момент серии «Ведьмак»; Хмеляж был поклонником книг, находился в хороших отношениях с Сапковским и получил у него разрешение на разработку. Разработчик намеревался сделать «3D action-adventure» с моральными выборами, серьёзным взрослым сюжетом и проработанными характерами персонажей. Хотя Metropolis сделала раннюю версию игры, проект таких масштабов был не по силам для небольшой студии, а ранняя альфа-версия страдала от В конечном счете проект был заморожен и так и не выпущен.
В 2002 году CD Projeckt RED выкупает Хмеляжа и его отдел, начиная новые переговоры с автором. Сапковский соглашается продать права на «Ведьмака». Он по разным данным получил от 17 до 35 тысяч злотых.
Релиз Ведьмака состоялся 24 октября 2007 года и сопровождался рекламной кампанией, бюджет которой составил около 19 миллионов злотых. Игра была положительно встречена критиками, которые высоко оценили её сюжетную линию, графику, звуковое сопровождение и боевую систему, но раскритиковали технические ошибки.
История компьютерной игры продолжает основную сюжетную линию цикла романов Анджея Сапковского. Механика игры представляет собой классическую РПГ. Герою доступны новые умения и навыки с приобретением опыта, различные операция с торговлей, бартером, кузнечиством и алхимией. В ходе игры существует возможность сыграть в мини-игры, есть и связанные с ними дополнительные задания: («покер с костями», «кулачный бой», «пьём до дна».) Боевая система же строится на простом управление клавиатурой и мышкой. Также присутствует возможность переключать вид.
Еще до своего выхода игра получила несколько призов на различных игровых выставках.
В 2006 году на выставке E3 игра признана лучшей RPG E3. А в апреле 2007 года в Москве на Конференции разработчиков игр «Ведьмак» завоевал победу в номинации «Лучшая зарубежная игра».
Интересный факт: Когда CD Projekt RED стала искать партнеров по изданию «Ведьмака» в других странах, одна из компаний дала принципиальное согласие на сделку, но при условии внесения в игру ряда «корректив». Сделать главного персонажа женщиной, причем переквалифицировать ее из ведьмаков в эльфийские чародейки. Само собой, сменить имя. И добавить мультиплеер. К счастью для нас этого не случилось.
Разработка игры «Ведьмак 2: Убийцы королей» началась в 2007 году командой CD Projeckt RED, сразу же после того, как была доработана игра «Ведьмак».
Первые упоминания о неанонсированном проекте компании появлялись 9 ноября 2008 года, когда польский игровой портал gram.pl сумел узнать у Михала Кичиньского, одного из ведущих разработчиков, некоторую информацию о грядущем проекте.
Игра вышла 16 мая 2011 года. Действия «Ведьмак 2: Убийцы королей» начинаются вскоре после событий игры «Ведьмак» и также проходят в мирекниг Анджея Сапковского. Главный герой по-прежнему ведьмак ГЕральт из Ривии.
По сюжету главному герою предстояло много путешествовать. Локации стали больше, появились интересные задания. В этой части серии мы можем заметить задатки тех самых GО-событий, появляющихся при прослушивании разговоров прохожих, торговцев, бандитов и других nps.
Также разработчики обеспечили высокий уровень реиграбельности, и к середине игры возможные варианты развития сюжета могут очень отличаться один от другого.
В первом акте «Убийц Королей» Геральт должен выбрать сторону Вернона Роше или лидера скоя’таэлей Иорвета. От этого полностью изменится второй акт игры: поменяются не только дружественные NPC и лагерь-хаб, но еще и квесты, концовка части и всей игры. Причем в отличие от выбора концовки с Цири в третьей части здесь игрок отчетливо понимает, что именно он выбирает. Концовку определяет логическая цепочка принятых решений в каждой главе, а не несколько реплик под самый конец игры. (привёл пример для своеобразного контраста, никакого негативного подтекста нет)
Эти решения зачастую принимаются исходя не из того, как правильно, а как выгоднее. От этого сильнее ощущается, что мир «Ведьмака» мрачный и циничный, а Геральт – не рыцарь в сияющих доспехах, а ведьмак, который часто становится оружием в руках нечистых на руку людей.
В игре доработан и существенно изменён геймплей по сравнению с предыдущей частью. Одним из нововведений стала возможность преодолевать небольшие препятствия в виде заборов и некоторых строений. Боевая система игры переработана. Слова одного из руководителей проекта: «Комбо останется, однако будет внедрена система Quick Time Events».
Среднее прохождение игры займёт у вас более 40 часов. Чтобы пройти игру на 100% потребуется 57 часов.
Ещё до официального выхода, благодаря предзаказу, было продано около 111 000 копий игры. А за весь 2011 год было продано свыше 1 миллиона копий игры. На начало 2013 года, продажи игр серии превысили 5 миллионов цифровых экземпляров.
Ведьмачья серия полна пасхалок и, причем зачастую они оказываются весьма ироничными.
Пожалуй, больше всех досталось от поляков Assassin’s Creed. В начале второй части «Ведьмака», во время осады замка, Геральт мог рядом со стогом сена найти труп разбившегося бедолаги, одежка которого напоминала ассасинскую. При желании можно даже прикинуть, откуда этот собрат Альтаира пытался совершить прыжок веры. В награду за такую внеплановую «находку» Геральт получал умение «Ассасин» (+25% к урону при атаках со спины).
Ведьмак 3: Дикая Охота — третья игра серии Ведьмак, а также заключительная часть трилогии. Игра была анонсирована 5 февраля 2013 года. Выпуск игры был запланирован на 2014 год. Но состоялся перенос и игра вышла в мае 2015.
В центре сюжета вторжение империи Нильфгаард, поиски Цири и конфликт с Дикой охотой. Сюжет не делится на главы, как в предыдущих играх, что стало осуществимым благодаря новому движку.
Игровой процесс игры продолжает идеи второй части компьютерной саги, но с большими преимуществами. Динамическая смена погоды, улучшенная графика и квесты. Механика боя основывается на принципах предыдущих игр, но команда пересмотрела множество деталей. Переработана система знаков. Так, каждый из пяти знаков имеет основную форму, а при продвижении по выбранной ветке будет возможно открыть вторичную форму знака.
Мир игры примерно в 30 раз больше, чем в предыдущей игре серии (чтобы преодолеть материк вдоль на лошади, потребуется более 40 минут настоящего времени). Он полностью открытый с различными регионами, населёнными уникальными народами.
Прохождение основной сюжетной линии займёт порядка 50 часов игры. Побочные квесты примерно столько же. За это время герой сможет прокачаться до максимального 70 уровня.
Третья часть окончательно поставила Ведьмака в список лучших игр. Сделав вселенную Сапковского ещё более популярней.
Часто можно услышать, что она является идеалом всех проектов. Проработанный сюжет, интересные доп квесты, мини-игры и пасхалки на поп культуру. Авторы The Witcher 3 понимали, что игра не затеряется среди других гигантов в медийном мире и в мире искусства, и потому они прилагали все усилия, чтобы создать отсылки на многие известные вещи.
На некоторых стенах висят картины Леонардо да Винчи, есть достижение в скачках под названием «Форсаж”, а мастер-кузнец, для которого вы можете завершить квест, зовется Хаттори – это отсылка на человека, который делает клинки в фильме Квентина Тарантино “Убить Билла».
Также в третьей части можно отыскать труп Тириона Ланистера – Игра Престолов, который находится в камере очень похожей на ту, где карлик содержался во время своего заточения в Орлином гнезде (добавим, что актер Чарльз Дэнс, сыгравший его отца Тайвина, озвучил в игре императора Нильфгаарда).
Еще в третьей части можно найти заколдованные статуи, которые передвигаются за Геральтом, когда он на них не смотрит – это уже реверанс в сторону сериала «Доктор Кто».
Ну а на свадьбе в дополнении Каменные сердца, при прохождении мини-игры «загони всех свинок», вам не стоит использовать магические знаки. Тогда по окончанию, вы подарите Шани приз, плюшевую свинку.
В 2019 году выходит громко нашумевший сериал Ведьмак. Его прочили на замену «Игре Престолов», которая не слишком удачно завершилась. Громкие заявления о том, что сериал переплюнет детище Бениоффа и Вайсса, звучали ещё задолго до премьеры. Впрочем, многие отнеслись к ним скептично, особенно когда начали появляться первые промо, трейлеры и кадры со съёмок.
Сам сериал выглядит как вольная интерпретация сюжетов книг, которые автор прочитал в кратком пересказе на Википедии.
В интервью автор романов Анджей Сапковский о Ведьмаке признался в том, что разочарован показанным в сериале и считает фильм лишь посредственной адаптацией своих книг, имеющей с ними мало общего.
Но в том же Анджей отметил и еще один важный аспект, сказав, что создатели сериала имеют право на собственное видение придуманной им истории.
Зрители же разделились на два лагеря, отстаивающих свои позиции. Что не говори, но чеканная монета зашла почти всем, её до сих пор напевают фанаты вселенной, делают каверы и нарезки.
В целом сериал показал себя хорошо. Еще в ноябре 2019 года создатели сериала объявили о том, что второй сезон «Ведьмака» точно будет. Съемки должны были начаться 17 февраля того-же года, но как и в случае с первым сезоном, съемочной группе удалось приступить к работе раньше запланированного срока. Продолжение должно выйти совсем скоро, 17 декабря этого года.
Сегодня вселенная Ведьмака известна каждому. Мы знаем о ней благодаря культовой книжной серии Анджея Сапковского и, конечно, созданной по ее мотивам легендарной серии компьютерных игр от CD Projekt RED. Сериалы, комиксы, ролевая и компьютерные игры не только следовали канонам, но и расширяли известный сеттинг.
Это необычный фэнтезийный мир, наполненный магией и чудовищами. Здесь нет черного и белого — герои легко могут оказаться злодеями, а монстры — удивить своей человечностью.
Я благодарен, Сапковскому за все положительнее эмоции, которые я испытал, читая его книги, наслаждаясь его вселенной. Я благодарен REDам, зато что они воплотили наши мечты на экранах. Они все внесли, что-то магическое, прекрасное, как первый весенний цветок, в этот мир. Спасибо!
“Мы прошли с тобой огонь и воду. Ты знаешь меня лучше, чем кто-либо ещё. Если бы не ты, меня бы вообще здесь не было. Спасибо за всё… и знай, что мы все по тебе скучаем, дружище…"
Детство Сапковского
Анджей Сапковский (Andrzej Sapkowski) родился в 1948 году в городе Лодзь, находящемся в 120 километрах от Варшавы. Сразу после школы Сапковский поступил в Лодзинский университет, но не на журналиста или филолога, а на экономиста. С 1972 по 1994 год он работал как раз в сфере торговли: продавал меха и текстиль. Как позже отмечал Сапковский, эта работа помогла ему лучше изучить иностранные языки, которые, впрочем, он весьма неплохо знал и до этого. Пан с самого детства умел бегло читать и говорить на немецком и русском языках.
Любовь к литературе возникла у Сапковского еще в детстве. По его словам, он частенько писал стихи девушкам, но и о прозе, разумеется, не забывал. В 1972 году его новелла «Маленькая охота» появилась на страницах небольшого польского журнала. Кроме того, в то же время его рассказ «Стальноголовый» не только был опубликован, но еще и получил приз на одном из местных конкурсов. В перспективе, именно благодаря таким небольшим авторским соревнованиям, на свет и появился всеми любимый Белый волк.
Как Анджей Сапковский придумал мир «Ведьмака»
Анджей Сапковский родился 21 июня 1948 года в польском городе Лодзь, где живёт до сих пор. О ранней жизни писателя известно очень мало: некоторыми подробностями он лишь иногда делился в интервью. Так стало известно, что его отец хорошо знал иностранные языки и приучал к ним сына с детства. Благодаря этому Сапковский умел бегло читать на немецком и на русском уже в 14-15 лет.
О карьере писателя Сапковский не мечтал. Долгое время он вообще не планировал связывать свою жизнь с книгами. Вместо этого он благодаря отличному знанию иностранных языков поступил на факультет внешней торговли в местном Лодзинском университете.
Конечно, сфера его интересов не ограничивалась одной торговлей. С детства он читал много книг. Впоследствии он даже называл журналистам целый список авторов, с произведениями которых он знакомился в разные периоды жизни, часто не используя переводы.
Например, будучи ребёнком он читал Гюго, Верна, По, Твена и Киплинга, в подростковом возрасте — Хемингуэя, Толстого, Лема, Ремарка и Стругацих, а в юности — Толкина, Лавкрафта, Булгакова, Азимова, Эко, Пратчетта и Кинга. Разумеется, этими именами дело не ограничивалось.
В шестидесятые он также увлекался комиксами, с которыми познакомился благодаря французскому еженедельнику Vaillant. Кроме того, писатель читал английские Eagle, Valiant и бельгийский комикс про Тинтина. Однако увлечение это продлилось недолго: по словам автора, когда дело доходило до траты денег, то он предпочитал покупать книги. Мангу, кстати, Сапковский тоже читал, а познакомился с этим видом искусства в конце 70-х и начале 80-х во время путешествий в Японию.
Началось всё в 1986 году. Годом ранее издание объявило конкурс небольших рассказов, объёмом не больше 30 страниц, о котором будущему писателю рассказал его сын. Они поспорили, что Сапковский-старший сочинит небольшую историю и выиграет главный приз. Как давний фанат фэнтези, он решил написать работу в этом жанре. Однако за этим решением скрывалась не только любовь к подобной литературе.
Сапковский рассчитывал, что многие участники напишут научно-фантастические рассказы, а он представит историю, отличную от остальных — и без труда займёт первое место. Будучи профессиональным продавцом, он прекрасно понимал, что в те годы фэнтези было популярно среди польских читателей. Также он знал, какая именно история может понравиться публике. Хотя критики в стране не разделяли этой любви: они считали жанр глупым и детским.
Однако будущий писатель ошибся: фэнтези-рассказы написало больше половины участников. Но Сапковскому всё-таки удалось выделиться из толпы. По его словам, многие авторы мало что знали о жанре и смогли придумать лишь заурядные истории о добре и зле. Сам же он решил пойти другим путём и адаптировать польскую сказку о бедном сапожнике, который убивает дракона, привнеся в неё элементы реализма и мрачности.
Это всё ложь. Нищие сапожники делают хорошую обувь, а не убивают монстров. Солдаты и рыцари? В большинстве своём они идиоты. Священники же хотят только получать деньги и спать с несовершеннолетними. Кто будет убивать монстров в таком случае? Профессионалы. Вы не обращаетесь с таким делом к ученику сапожника: вам нужен профессионал. И тогда я придумал одного такого.
Анджей Сапковский
писатель
Наверняка после этого он бы и закончил писательскую карьеру, если бы короткая история не привлекла внимание читателей: в своих письмах они начали просить автора написать больше о приключениях Геральта. Позднее Сапковский резко высказывался о ситуации с конкурсом.
Примерно в то же время Сапковский лишился работы в торговле. Это случилось внезапно: он пришёл однажды утром на рабочее место и узнал, что фирма обанкротилась. Перед писателем встал выбор: искать новую профессию или же окончательно связать жизнь с литературой.
Так как карьеру с нуля начинать не хотелось, то Сапковский решил попробовать стать писателем, пусть ситуация на польском книжном рынке в те годы казалась не очень радужной. Чтобы жить на прибыль с продаж, обычному польскому автору, чьи произведения издавались стандартными тиражами (7-10 тысяч копий), требовалось писать по три книги в год, что, конечно же, было практически невозможно. Но Сапковский решил рискнуть.
Анджей Сапковский не стал ограничивать себя рамками отдельных рассказов, пусть и связанных общей сюжетной линией. Он задумал нечто масштабное, нечто дерзкое, что было невозможно представить в условиях польского книжного рынка — писатель решил создать собственную большую сагу.
В эту задумку не верил никто: в стране хорошо продавались произведения ведущих зарубежных авторов, но выпускать книгу в жанре фэнтези от местного автора издательству было рискованно.
К счастью, к числу этих компаний не относилась SuperNowa. Издательство было готово продолжить сотрудничество с писателем после успешного выпуска двух предыдущих произведений. Сапковский сразу решил, что будет публиковать новые книги раз в год: ему не хотелось заставлять фанатов долго ждать. Во многом на это повлиял его собственный опыт.
Серия сделала Сапковского сверхпопулярным автором на родине. Он был одним из пары-тройки польских писателей, чьи книги публиковались тиражами примерно в 20 тысяч копий (о точных цифрах сам автор никогда не распространялся). Поэтому, в отличие от многих коллег, работавших по совмещению, Сапковский мог прожить на литературные гонорары.
Также у цикла появился и переводчик — Евгений Вайсброт. Сапковский всегда хорошо отзывался о работе коллеги и лично курировал качество переводов на русский, так как хорошо знал язык. Хотя на первых порах некоторые проблемы всё же возникали.
На родине же иногда случались забавные ситуации с редактированием книг. Сапковский в одном из интервью вспоминал случай, когда девушка-редактор по незнанию допустила заметную ошибку в тексте.
Но если в восточной Европе у писателя всё было хорошо, то рассчитывать на публикации в США в конце девяностых не приходилось. Тогда Сапковский был уверен, что перенасыщенному американскому рынку совсем нет дела до европейских писателей. Поэтому, после окончания саги в Ведьмаке писателю было нельзя останавливаться.
В ней рассказывается о событиях 1425-1430 годах, когда проходили так называемые Гуситские войны. Главный герой книг Рейневан постоянно попадает в локальные переделки на фоне проходящих военных событий.
Возможно, всё бы так и продолжалось, но в начале XXI века с Сапковским встретились представители небольшой польской студии-дистрибьютора компьютерных игр — CD Projekt RED. Тогда он этого не осознавал, но спустя годы стало ясно, что та встреча оказалась судьбоносной для всего цикла о Геральте.
Жизнь после «Фантастики»
Успех рассказов о Геральте первое время не приносил денег Сапковскому. Более того, в этот период он лишился своей постоянной работы. Случилось это внезапно. В один недобрый день фирма обанкротилась, а писателю пришлось спешно решать, что делать дальше.
Он мог снова устроиться по специальности, освоить новую профессию или же продолжить востребованную историю «Ведьмака». Взвесив все риски, Сапковский пошел ва-банк и приступил к написанию полноценной саги. Ему уже были неинтересны маленькие истории, он хотел создать что-то действительно масштабное и новое.
Учитывая, что польские издательства предпочитали переводить и распространять произведения зарубежных авторов, а не работать с местными, шансы на успех такой амбициозной идеи стремились к нулю. К счастью, Сапковский был в теплых отношениях с упомянутой superNOWA. Успехи двух сборников обеспечили писателю возможность продолжить историю.
Как торговец текстилем Пан Сапковский стал автором «Ведьмака». История создания культовой книжной саги
Сегодня Ведьмак — известный на весь мир герой игр, сериалов и, что главное, книг. Геральта из Ривии знают миллионы людей. Большой прирост популярности персонаж получил именно благодаря играм CD Projekt, но как на свет появился первоисточник? Как обычный продавец Анджей Сапковский смог написать большую фэнтезийную сагу, полюбившуюся миллионам читателей? С какими трудностями встретился писатель при работе над рассказами и романами? Все это вы узнаете из нашего материала.
Конкурс, изменивший жизнь
Кроме торговли, Сапковский зарабатывал на хлеб переводами рассказов других авторов. Чаще всего его адаптации появлялись в польском журнале «Фантастика». В 1985 году издание объявило о конкурсе рассказов. Сапковский поспорил с сыном, что ему удастся выиграть главный приз. Учитывая страсть писателя к фэнтези, было решено создать историю именно в этом жанре. Однако на выбор темы повлияли не только личные предпочтения.
Сапковский рассчитывал, что все участники напишут истории в популярном в то время жанре научной фантастики, а он предоставит на конкурс рассказ, отличающийся от остальных. Казалось бы, вполне здравая логика: по словам самого писателя, фэнтези считалось детским чтивом, не претендующим на что-то серьезное. Но в итоге Сапковский ошибся: больше половины участников написали рассказы именно в фэнтезийном жанре. Впрочем, ему все-таки удалось выделиться.
Большинство конкурсантов решило написать стандартные истории о борьбе добра со злом, в которых ничем не примечательный человек становится избранным и без особых проблем уничтожает все окружающее его зло. Сапковский решил взять за основу польскую сказку о сапожнике, убивающем дракона, и перевернуть ее с ног на голову. Все ради мрачности и реализма. Вот, что говорил сам Сапковский о своем рассказе:
Это всё ложь. Нищие сапожники делают хорошую обувь, а не убивают монстров. Солдаты и рыцари? В большинстве своём они идиоты. Священники же хотят только получать деньги и спать с несовершеннолетними. Кто будет убивать монстров в таком случае? Профессионалы. Вы не обращаетесь с таким делом к ученику сапожника: вам нужен профессионал. И тогда я придумал одного такого.
Они думали: «Это — лучшая история. Но так как она написана в жанре фэнтези, то давайте дадим ей третье место». Судьи — это судьи, они по большей части предвзяты. Но публика… Влияние «Ведьмака» на польских фанатов было огромным, абсолютно невероятным. И все говорили: «Ещё, ещё, ещё». Я никогда не планировал этого, поверьте мне. Я никогда не собирался писать продолжение. Но после этого признания, этого огромного одобрения, что мне оставалось делать? Фанаты требуют; там, где есть спрос, должно быть предложение.
Сапковский еще несколько лет писал небольшие истории о «Ведьмаке», удовлетворяя тем самым интерес читателей. Рассказов накопилось настолько много, что на них обратило внимание польское издательство superNOWA. Именно благодаря этому издательству, в 1992 и 1993 году соответственно на полки книжных магазинов легли сборники «Последнее желание» и «Меч предназначения». Так и началась полноценная писательская карьера Анджея Сапковского.
Писатель Анджей Сапковский: все думают, что я ненавижу игры, геймеров и CD Projekt RED. Это не так
На фоне разговоров о CD Projekt RED и её достижений и провалов вместе с Cyberpunk 2077 журналисты взяли новое интервью у польского писателя Анджея Сапковского (Andrzej Sapkowski). Известный автор серии фэнтези-саги «Ведьмак» решил раз и навсегда закрыть вопрос о своём отношении к играм, геймерам и произведениям CDPR по его франшизе.
Сапковский отметил, что большинство думает, что он плохо относится к играм серии The Witcher, недолюбливает саму студию и её фанатов. Но в интервью польскому изданию Spider's Web, писатель рассказал, что вокруг его мнения сложилась неправильная репутация.
Анджей Сапковский заверил, что он никогда не произносил уничижительные фразы в сторону геймеров и CD Projekt RED. Хотя писатель также сообщил, что в игры он не играет, но не видит в них ничего плохого.
Вам кажется циничным, что я не играю в игры? Послушайте, я ещё и яичницу не ем. Не переношу. Если угодно, можете называть это эмоциональным цинизмом по отношению к курам или вообще вызовом всему птицеводству. Но я скажу так — о вкусах не спорят.
Писатель признался, что единственных геймеров, которых он не понимает, это тех — кто вообще не читает книги.
Существуют геймеры, для которых значение имеют только игры: они их проходят, но вообще не читают книги и презирают каждое написанное слово. К ним я не испытываю уважения, и иногда у меня может вырваться резкое словцо. За это я прошу прощения.
До 2018 года всё же Сапковский заявлял, что «настоящий ведьмак есть только в книгах», но сами игры он не комментировал.
Цикл набирает обороты
В 1994 году свет увидел первый роман саги «Кровь эльфов». После релиза Анджей Сапковский сразу же принялся за вторую главу истории. Автор был уверен, что с читателями нужно быть честным. Нельзя их разочаровывать и заставлять слишком долго ждать, а потому Сапковский поставил цель: романы должны выходить каждый год. Будучи заядлым любителем книг, он и сам не раз сталкивался с долгим ожиданием нового тома интересующей истории:
Я знаю, что это нехорошо, но я хочу быть честным с читателем. Хочу, чтобы он был уверен: осенью обязательно выйдет следующий том. Я сам, когда приехал в Канаду и не нашёл очередную книгу из «Хроник Амбера», очень возмущался. Кричал: «Что Желязны (Roger Zelazny) там делает, водку хлещет, что ли? Почему не написал ещё?».
С каждой выпущенной книгой популярность произведений Сапковского в мире только растет. Что уж говорить о родине писателя, где его фамилия стала прямо-таки именем нарицательным.
Читайте также: