Как рисовать киберпанк
И вот я прошёл, наверное, все дополнительные квесты в игре, которые никак не были связаны с главным сюжетом. Серьёзно, несколько раз карту перешерстил, остались только машины. Для них вообще надо было какой-нибудь другой раздел сделать, чтобы глаза не мозолили, но об этом потом. И сегодня я не расскажу, что же произойдет, если выполнить заказы всех фиксеров - оставим завесу тайны, пока что.
Поговорим про то, ради чего нам стоит тратить своё время на поимку всех киберпсихопатов, находить все карты Таро и набивать некоторое количество лиц кулаками. Начнём.
И так, Реджина Джонс - один из наших первых фиксеров. Предлагает нам отыскать всех киберпсихов в городе. Она хочет их изучить, а потому для неё особенно важно, чтобы Ви старался их не убивать, а оставлять в живых, по возможности. Всего их 17 - число приличное, учитывая что они разбросаны по всему городу. Я пытался не убивать ни одного - и у МЕНЯ это получилось.
Про рутинность действия я рассказывать. Да а чего рассказывать? Какого-то повествования в этих квестах по минимуму - просто приходишь на локацию, усеянную трупами и делаешь свою работу. Потом подбираешь несколько записок, в которых написано "Петя стал киберпсихом, потому что. " - довольно пресно. Хотя было несколько действительно интересных заказов, в которых я проникся ситуацией и напрягся. Был там квестик с "Мальстрёмом", ух.
В общем, 17 киберпсихов готово. Что же будет дальше? Нам звонит Реджина и просит заехать к ней, таинственно произнося "Заскочи ко мне как-нибудь, посмотрим друг на друга". Честно, я бы сразу рванул, ведь запахло явно чем-то интересным, может мы получим крутую награду или квест продолжится! Но я в этот момент гнал(а) на дамбу к Джуди, чтобы там с ней уединиться и. словить три раза подряд один тупейший баг, немного подпортивший впечатления от этого замечательного свидания, впрочем. о чём я вообще?
Наутро врываюсь в кабинет к Реджине, интерес переполняет меня. Подхожу к ней, вижу новую строчку диалога. "Как дела с исследованием киберпсихоза?", спрашиваю. Ну она и отвечает: "Нормально Ви, спасибо что не убил(а) всех, я наверное статью напишу, когда мы закончим исследования, а тебе вот награда денежная". И не даёт ничего. А квест завершается. Занавес.
И нет разницы, оставишь ты всех их жить, или всех убъёшь - поменяется одна строчка диалога. А денег один черт не получишь. Ибо нечего, хватит с тебя и игрового экспириенса, сэмурай.
Переходим к картам Таро. Этот квест мы получаем после беседы с Мисти, когда рассказываем ей, что видим на стенах странные граффити. Карт всего 22, но собрать нужно 20 - оставшиеся 2 находятся в финале, как я понял. В общем, они все отмечаются на карте, поэтому искать не сложно. Надо сказать, что мне очень понравились изображения - действительно классно нарисованы. Хотел бы я себе такую колоду заиметь.
И вот когда мы их соберём все, то снова помчим к Мисти. Говорим, что снова видели странные рисунки, она отвечает: "Окей, ещё двух не достаёт" и рассказывает про путь Шута. Вообще да, каждая карта из этой колоды так или иначе характеризует путь, который пройдёт Ви и в плане лора это интересно. А в награду мы получаем Ловец Снов, который будет висеть над кроватью в квартире Ви. Есть ещё пара скрытых квестов, по которым мы получаем "интересные" безделушки для нашей квартиры, но об этом в другой статье.
И третье - кулачные бои. Сколько я матерился из-за того, как они здесь сделаны. Как меня бесило, что враги постоянно наводятся на тебя, могут бить по какой-то сумасшедшей траектории, меняя её прямо во время удара; наносят дамаг даже ударив кулаком за пол метра от тебя - жесть. Может быть и я не разобрался с механикой контратак, но госпаде, проще от них просто бегать. Наверное, если качаться в танка, то они вообще проблемой не станут, но я на каждом перезагружался по 5 раз. Играю я на максимальном уровне сложности, качаюсь в нетраннера и катаны. Баги не юзал. Но у меня ооочень сильно раскачаны криты - благодаря ним и вывез.
При всём выше перечисленном - квест очень интересный, благодаря хорошо прописанным противникам. Плюс можно поднять эдди. Короче, тебе надо пройти 5 вступительных боёв. Близнецы самые скучные, но заноза в заднице. С Цезаря можно поднять тачку и денег, если совесть позволит. С Озоба можно поднять ооочень большой куш и взорвать ему башку - у меня не вышло. Лосиха - это просто ******, вместе с её ареной и хилами. Больше всего понравилось набивать рожу Баку. С ним главное - не делать большую ставку вначале, ибо потом останешься с винтовкой, но без 12К. А вот если поставить по маленькой и после боя вывести этого петуха на эмоции, то можно забрать и снайперку, и 16К сверху. Грамотный подход.
После этих боёв идёт финальный, с Бритвой. Ну, тут без рук гориллы не обойтись. Либо баги юзануть, хотя и с ними сложно, как говорят. Короче, когда побеждаешь его, то. ничего не получаешь. Ну, респект и уважение. На этом и квесту конец.
И к чему же подводит наша сегодняшняя троица в итоге? Это были далеко не все дополнительные квесты, с которыми мне удалось встретится, есть ещё про что рассказать, если захотите. Однако многие необязательные квесты, не связанные с сюжетом, объединяет какая-то. незавершенность, отсутствие итога, как мне показалось. Вот ты нашёл всех киберпсихов - каков итог? Нашёл все карты Таро - ну и вот тебе Ловец Снов, держи. Победил главного чемпиона в тяжелом весе - ушёл с ринга как ни в чём не бывало, даже денег не дали. Только тренер потом СМС-ку пришлёт с поздравлением. Просто ждёшь, что тебе что-то дадут, или ты что-то изменишь - а тебе ничего не дают и такой: "ну ок-_-".
В то же время их интересно проходить благодаря отлично прописанным персонажам и лору. (Не относится к тем 17 киберпсихам). Ты получаешь радость от общения с героями, может в этом и суть? Например, посмотреть на финальный бой с Бритвой приходят все предыдущие бойцы, плюс твой тренер и ещё Виктор - рипер, который нас латает постоянно. Все тебе чего-то скажут перед боем и ты рад в принципе, круто. Правда, после боя ограничатся одной поздравительной строчкой.
В общем, чтобы полностью понять о чём я, нужно рассказать ещё. Но на сегодня хватит. Спасибо, что были со мной.
Картины маслом космос киберпанк фантастика и как их превратить в NFT
Недавно я размещал свой арт, обычные картины маслом на космическую и киберпанк тематику в соцсети Reddit, и ко мне обратился человек, представившийся соучредителем bitnifty.Он сказал, что это организация (скорее всего только начинающая), которая позволяет художникам по всему миру получать постоянный доход, облегчая продажу оригинального искусства как NFT. Оригинального, то есть обычного - картины маслом на холсте, из палок, бисером вышитые и тому подобное.
Я мог бы на это ответить спустя пару минут раздумья нечто вроде ээээ.. или мммм. но что-то мне подсказало забить в поиск Хабр nft и я был просвещен.
Действительно, почему бы и нет. Сегодня любой удачный арт, созданный не в диджитал формате, а на бумаге, холсте или как-то иначе, в конечном итоге превращается в пиксели, распространяется по сети и вполне может стать мемом. Даже у меня есть такие, но тут не покажу по этическим и другим соображениям. В итоге, где бы и чьей не была оригинальная картина, в сети есть ее электронная версия, которую каждый пользует как хочет если на нее не установлены авторские права.
И какая действительно разница какой это арт - диджитал или оригинальный, если перед вами просто img? Для nft разница есть. У оригинального арта существует физический носитель.
Следовательно, чтобы он смог стать полноценным nft, физический носитель должен быть уничтожен как это сделал Бэнкси со своим произведением при помощи встроенного в него устройства сразу после продажи на аукционе. То есть, теоретически, обычный художник может создать nft. Но лично я могу кромсать свои картины сколько угодно чтобы продать их как nft и в итоге остаться с кучей мусора если они не стали реальным мэмом.
То что происходит сейчас на nft рынке, насколько я понял, то же самое что и происходит на рынке обычных картин. Продать за "мильйоны" их можно только в том случае, если кому-то надо отмыть деньги и художник оказался в нужное время и в нужном месте. При этом уметь рисовать ему вовсе не обязательно. Здесь важен только пиар и полезные знакомства. Хайп на актуальные темы так же может повысить известность художника и привлечь к нему внимание тех кто использует его для своих схем. Реальное искусство, имеющее художественную ценность, всегда продается по относительно реальной цене, включающей в себя материалы, затраченное время и прочее. Правда существует еще один фактор, который может справедливо влиять на цену искусства - чем старше художник, тем дороже его картины и особенно дорожают они после его смерти. Здесь есть некоторая ироническая аналогия с nft - сам художник как незаменяемый токен. Поэтому картины Ван Гога и ценятся высоко - он их уже не нарисует. А при его жизни ими затыкали дыры в сарае.
В общем зная это, зариться на миллионные доходы от превращения моих картин в nft я не стал. Но подумал, реален ли какой-то небольшой, пусть микроскопический пассивный доход если превратить в nft в качестве эксперимента одну из своих картин?
Суть предложения bitnifty заключается в следующем (перевод):
"bitnifty устраняет барьеры между традиционным искусством и NFT - искусством будущего.
Мы хотим забрать фантастическое искусство у художников и превратить их в NFT.
Мы платим за их размещение в блокчейне, продвигаем их, размещаем на нашем веб-сайте (WIP) и в профилях в социальных сетях. Мы выплачиваем художникам львиную долю выручки наличными или криптовалютой, взимая лишь небольшую комиссию.
Половина собранных денег идет в ** пул комиссионных bitnifty **
Комиссионный фонд будет использоваться для заказа произведений искусства художниками, живущими в сложных условиях по всему миру, что позволит им получить доступ к совершенно новым потокам доходов с минимальными усилиями. Мы можем помочь многим людям, живущим в странах с тяжелыми экономическими условиями, которые не позволяют им покупать Ethereum, необходимый для создания NFT."
В принципе это звучит неплохо. Какая разница куда мне продать свой арт? Пусть его забирают, шматуют, жгут или я не знаю как там происходит превращение в цифровое искусство, но я одинаково получаю свои бабки и рисую дальше. И при этом блокчейном мне вовсе не хочется заниматься, цифровой ренессанс делается без меня. Главное чтобы арт кто-то купил и это уже задача bitnifty.
Как бы там ни было, я думаю в будущем это станет реальным источником дохода от оригинального арта по мере того как криптовалюта станет обыденностью и ее рынок как-то утрясется. Сейчас существует множество онлайн арт галерей, которые позволяют продавать художникам свои картины не только в оригинале но и в электронном виде, и даже лимитированной серией для принта по небольшой цене. У нас это не пользуется спросом, но в других странах вроде как становится популярным. Если криптовалюта захватит весь мир и потребность в nft возрастет, то в самую пору будет добавить туда кнопку купить живопись как nft. А пока лично я сомневаюсь что таким образом можно колотить бабло самому не окунувшись при этом с головой в технологии блокчейна и прочие сопутствующие мероприятия, но возможно быть в курсе дела стоит. Когда-нибудь может картины маслом станут редкостью и их фото будет цениться выше. Но это так, фантазии.
Вот кстати еще мой арт, который стал кандидатом в nft. Это я рисую для души, по работе я рисую цветы и птицы. Пользуясь случаем вставлю сюда галерею своих потенциальных nft
Покорители космоса Люди ракеты НЛО контакт Антигравитация Космический корабль планета Земля Рыба ракета Темный город Самая темная ночь Бар роботов
Что всё это значит
Почему жанр, активно развивавшийся в XX веке, зачах в XXI? Могу ошибаться, но мне видятся следующие причины.
А во-вторых, я вижу принципиальное изменение в следующем. Чтобы эффективно пользоваться компьютером в 80-х, требовалось быть гиком-«хакером». Появились новые устройства, обещающие какие-то принципиально новые возможности (мгновенно общаться с людьми по всей планете!), но подвластны эти возможности только части людей. Это создавало вокруг них романтический флёр, возникал образ «всесильного хакера». И поэтому, скажем, в мире «Матрицы» ключевое умение — способность читать код. Главный герой, ещё находясь внутри Матрицы, связал свою жизнь с кодом, а потом вышел на новый уровень, научившись видеть код самой Матрицы. Даже номер его квартиры, 101, можно считать числом в двоичной системе.
Теперь же всё иначе. Главные возможности (вроде того же мгновенного общения) попали в руки всем и уже не требуют каких-то особых умений: бери да пиши в мессенджере, делов-то. Айтишник может получать root-права на телефоне, чтобы «выжимать из него больше», но с точки зрения простого пользователя что от рута изменится, кроме того, что «Сбербанк Онлайн» откажется работать? «Хакерство» и умение читать код стали чем-то вроде умений автомеханика: ну, круто разбираться в том, что под капотом, но большинство людей может спокойно ездить на машине и без этого, а когда что-то сломается, есть автосервисы. Где в чистке карбюратора романтика и будущее?
Интересно, что фильм 2018 года «Первому игроку приготовиться» по формальным критериям вроде как киберпанк. Развитие технологий? Да. Люди живут в трущобах? Да. Герой со шлемом на лице шляется по виртуальным мирам? Да. Почему тогда слово «киберпанк» к этому обычно не применяют? Помимо оптимистичности Спилберга, мне кажется, дело вот в этой разнице: герой не хакер, а геймер. Не программист, а пользователь. В настоящем мире VR сейчас тоже развивается и шлемы всё лучше, но купить и использовать Oculus Quest 2 может кто угодно, тут нет никакого хакерства — в чём тогда киберпанк?
Водораздел около 2000 года, после которого новый важный киберпанк перестал появляться — это, по-моему, массовое распространение интернета. Всё главное, что можно получить от компьютера, стало доступно рядовому пользователю, ничего не понимающему в номерах пойнтов FIDO. И можно прямо заметить, как вместо гиков осмыслять особенности интернета тогда принялись «обычные люди»: например, Земфира в 2002-м выпустила песню «Webgirl», где интернет играет важную роль для пользовательницы. А сегодня и такая песня не нужна — интернет стал слишком привычным и само собой разумеющимся.
В общем, Хабр, время нашей романтики прошло, теперь IT — не обещание удивительного будущего для избранных, а просто индустрия сродни любой другой.
Но мы можем в последний раз как следует прикоснуться к этой романтике, запустив Cyberpunk 2077.
Киберпанк 2020: как развивался жанр с появления до наших дней
Обычно в этом блоге появляются посты про наши конференции, но ничто айтишное нам не чуждо — и в эту пятницу, когда весь мир обсуждает Cyberpunk 2077, захотелось отвлечься.
Выход этой игры вызвал новый всплеск интереса ко всему жанру киберпанка, поэтому захотелось отрефлексировать: что произошло с жанром за всё время его существования? Как он взаимосвязан с IT, и как на нём сказалось развитие IT? Почему громких киберпанк-произведений так давно не появлялось?
Я люблю киберпанк уже почти двадцать лет (с тех пор, как в школе попался в руки журнал «Навигатор игрового мира» с текстом про него), когда-то зачитывался Уильямом Гибсоном — поэтому теперь захотел собрать воедино всё, что знаю и думаю по теме.
Рисунки в стиле Киберпанк
Зделал несколько рисунки в стиле киберпанк. Совсем недавно узнал о это новом жанре, который по видимому больше относится к литературному поджанру научной фантастике.
Не являясь фанатом научной фантастики и различных космический одиссей, с удовольствием порисовал, придумывая несколько образов людей в этом костюмах этого стиля.
Удивительно, но нарисовать эти образы было легко. Наверное потому, что не было ограничения по полу, более того была задача изобразить их так, чтобы не было понятно какой пол у персонажа.
Может где-то и не очень проработана анатомия, да и детализация низкая, но результатом я почему-то доволен 🙂
Что такое «киберпанк»?
Для начала надо определиться с терминологией. Что мы вообще понимаем под словом «киберпанк»? И тут мы сталкиваемся со сложностью: строгого определения нет, люди десятилетиями спорят, что является им и что не является.
Есть распространённое определение, которому вторит и Википедия: это субжанр фантастики с сочетанием «high tech, low life». Технологии стали более развиты, но счастья всем даром это не принесло. Наоборот, социальный договор сломался, и получился мрачный мир, где выживает сильнейший.
Определение хорошее, но всё-таки неполное. Например, киберпанк — это ещё и узнаваемая визуальная эстетика: урбанистические картинки, где в полутьме сияют вывески с иероглифами, и всё выглядит одновременно футуристичным и трущобным.
Интересно, что эту эстетику порой вспоминают при виде обычных спальных районов в формате «ночь, улица, фонарь, аптека»: вроде тут и особых технологических прорывов не видно, и социальный договор как-то по-новому не ломался, а слово всё равно так и вертится на языке:
Вот, например, киберпанк района Западное Дегунино
Думаю, есть и ещё одна важнейшая составляющая, которую часто забывают упомянуть (например, в словах «high tech, low life» про неё ничего напрямую не сказано): киберпанк плотно связан с IT.
Вот смотрите. Слова «high tech» означают вообще любые развитые технологии. И тогда, скажем, «Футурама» с её космическими полётами или «Довод» с поворотами времени вспять — это тоже про хайтек. Но никто не увязывает космос с киберпанком. С ним ассоциируются другие понятия, так или иначе связанные с компьютерами: «хакеры», «киберпространство», «виртуальная реальность», «искусственный интеллект». Его герои не бороздят космические просторы, зато часто сидят за клавиатурой (или подключены к виртуальным мирам напрямую, так что клавиатура уже не нужна). Они не в старой аналоговой фантастике с инопланетянами и механическими роботами, а в цифровой, где можно за пару секунд загрузить себе в голову навык пилотирования вертолёта.
По-моему, весь киберпанк возник как попытка человечества осмыслить компьютерную революцию. В 80-х было очевидно, что происходит что-то большое, и по всему миру на мониторах возникает новый мир, способный составить конкуренцию «реальному» — но совершенно непонятно было, к чему это приведёт. Что произошло в итоге спустя десятилетия, когда мы уже знаем, к чему привело? Давайте посмотрим на то, как это развивалось.
В 1982-м вышло сразу два основополагающих фильма, которые ещё не были полностью киберпанком в его нынешнем понимании, но многое для него сделали: «Бегущий по лезвию» (Blade Runner) и «Трон» (Tron). Ни один не оказался суперуспешным в кинопрокате, но оба стали культовыми и впоследствии на многое повлияли.
Один из самых известных кадров «Бегущего по лезвию»
«Бегущий по лезвию» довольно далеко ушёл от исходного романа Филипа Дика — и соединил фантастику с эстетикой нуар-фильмов, где никому нельзя верить. Получилось мрачное будущее, где автомобили научились летать, но приземляются они на тёмных улицах среди азиатских забегаловок. Все люди поудачливее уже сбежали с Земли, а оставшиеся живут в опустевших небоскрёбах, на стенах которых светится гигантская реклама. В этом мире, где не найти человеческого тепла, рассчитывать на историю с хеппи-эндом особо не приходится. Этими образами активно вдохновляются до сих пор — в том числе в «Cyberpunk 2077», где есть прямые отсылки.
«Трон» не был настолько мрачным, здесь сразу можно понять, что всё закончится хорошо. Но он важен в другом отношении. Во-первых, здесь заходила речь о взломе компьютерной системы, причём во имя благих целей, и возникал образ «хорошего хакера». (Стоит вспомнить, что слово «хакер» тогда вообще было лишено нынешних негативных коннотаций «взломщика-злоумышленника» и означало нечто вроде «компьютерный умелец».)
Во-вторых, здесь героя затягивало внутрь компьютерного мира. Стирание грани между реальным и виртуальным мирами — это позже на разный лад будет в «Матрице» и «Газонокосильщике», «Нирване» и «Лабиринте отражений». И хотя по сегодняшним меркам здешний виртуальный мир выглядит нарисованным в Paint, в нём есть свои яркие образы: сцена со световыми мотоциклами так запоминается, что из неё позже выросла отдельная игра Armagetron Advanced.
Годом позже, в 1983-м, возникает само слово «киберпанк» благодаря писателю Брюсу Бетке, назвавшему так свой рассказ. Он целенаправленно захотел соединить в одном слове два корня, первый из которых был бы про технологии, а второй — про подростковое наплевательство на правила. Его мысль была в том, что на смену хулиганам-байкерам должно прийти поколение бунтарей, владеющих компьютером с детства — и их родители совершенно не будут знать, что с ними делать.
В середине 80-х вообще происходит расцвет «книжного» киберпанка. Писатель Уильям Гибсон после рассказов вроде «Джонни Мнемоника» берётся за дебютный роман «Нейромант», и он становится главной киберпанк-книгой всех времён.
Я прочитал её в начале нулевых, когда ей было около 18 лет, и уже тогда её собирались экранизировать. С тех пор прошло ещё 18, а фильм так и не снят, но вроде бы по-прежнему собираются. Может, хоть хайп вокруг Cyberpunk 2077 на это сподвигнет? В любом случае, если «Бегущий по лезвию» был ещё «про андроидов», а не «про компьютеры», то вот тут IT-специфика развернулась во всю ширь: этот роман популяризировал слово «киберпространство».
А ещё в 80-х происходит заход на территорию с другой стороны. В Японии появляются «Акира» и «Призрак в доспехах», сначала в формате манги, а позже обе получат аниме-экранизации — тут возникает свой киберпанк.
Если в 80-х происходило становление жанра, а интересовалась им нишевая аудитория, то в 90-х жанр уже зрелый и более мейнстримовый.
Взять, например, фильм «Джонни Мнемоник» о человеке, который перевозит данные в своей голове.
Оригинальный рассказ Гибсона в 80-е читали гики, а вот экранизация 1995 года получила ощутимый бюджет и звёздного Киану Ривза, так что вышла на более широкую аудиторию, хоть и не понравилась критике. (Любопытная маленькая деталь: у героя Киану Ривза объём для хранения данных составлял 80 гигабайт, и тогда казалось, что это безумно много. А теперь Cyberpunk 2077, где в числе прочего есть новый персонаж Киану, требует скачать больше 100 гигабайт.)
В том же 1995-м вышли «Хакеры» с первой заметной ролью Анджелины Джоли. Они не оправдали кассовых ожиданий, но показали, что само слово «хакер» пришло в массы. И что массы однозначно увязывали его со взломом, а не просто с компьютерными способностями.
Но пик популяризации киберпанка — это 1999 год и «Матрица». Фильм об искусственной реальности осмыслял, кажется, сразу всё сделанное до него — узнаваемые зелёные символы позаимствовал из «Призрака в доспехах», на главную роль взял того же Киану. А в итоге стал и суперпопулярным (так что сейчас готовится к выходу уже третий сиквел), и культовым, и высоко оцененным критикой.
Любопытно, что в том же 1999-м появился ещё и «13-й этаж», где герой тоже с удивлением обнаруживает себя внутри виртуального мира, годом ранее их предвосхитил «Тёмный город», а ещё на год раньше Сергей Лукьяненко опубликовал «Лабиринт отражений». Вопрос о «настоящести» мира и способности заметить подмену в то время явно владел умами.
И параллельно жанр развивался как раз в «ненастоящих мирах» — компьютерных играх. На рубеже веков вышли две игры, которые связывают с киберпанком в первую очередь: System Shock 2 и Deus Ex.
Если уже поговорили о фильмах, книгах, аниме и играх — а бывает ли киберпанк-музыка? Сложно сказать, что это такое: понятно, что тут напрашивается электроника, но её есть много всякой, не всю же в киберпанк определять. Поэтому в первую очередь вспоминаются случаи, когда музыкант сам прямо обозначает связь — например, Билли Айдол, который сначала был просто панком без всяких кибер-приставок, в 1993-м выпустил концептуальный альбом «Cyberpunk». Но у меня лично с киберпанком ассоциируется в первую очередь альбом The Future Sound of London «Dead Cities» (1996). По-моему, вот так и должен звучать мир, который напичкан инновациями, но при этом разваливается.
XXI век
В 90-х жанр активно развивался — а вот потом как отрезало. За последние 20 лет мы не видели, кажется, ни одного по-настоящему значимого киберпанк-произведения. (Update: в комментариях неоднократно отметили сериал «Видоизменённый углерод» — каюсь, вот его не смотрел.)
Были сиквелы («Бегущий по лезвию 2049», «Призрак в доспехах 2», две «Матрицы»), ни один из которых не сравнился с оригиналом. Были какие-то фильмы, которые можно причислить к киберпанку со скрипом: «Википедия» включает туда «Район 9» и «Робота по имени Чаппи» Нила Бломкампа, где показана южноафриканская low life, но инопланетяне и роботы появились в фантастике задолго до 80-х и персональных компьютеров.
В 2010-х тему хакерства развивала игра Watch Dogs, тему искусственного интеллекта — фильмы «Her» и «Ex Machina», а пугать людей технологиями стал сериал «Чёрное зеркало». Но в связи с ними всеми слово «киберпанк» особо не звучало.
Так что, кажется, главное заявление за эти годы пришло не из кино или книг, а из автопрома. Cybertruck Илона Маска — это киберпанк-автомобиль во всём, начиная с названия и заканчивая тем, какие время и место выбрали для его премьеры («ноябрь 2019-го, Лос-Анджелес» — это вступительный титр из «Бегущего по лезвию»).
В сообществе закреплена запись «Киберпанк умер. Не потому, что жанр плохой — наоборот, великий жанр, пророческий. Просто он перестал быть фантастикой. Мы уже живём в киберпанке. "High tech, low life" — это наша жизнь, все эти смартфоны и дополненная реальность вперемешку с жареным супом и отклеивающимися обоями».
А теперь вот у нас есть Cyberpunk 2077 — первое за долгое время большое высказывание. Но в обзорах замечают, что при всём масштабе оно вторичное: использует уже сложившийся киберпанк-канон, а не добавляет к нему что-то принципиально новое. Причём канон за эти годы успел устареть (появились те же смартфоны, толком не предсказанные в классическом киберпанке), а ему продолжают следовать. Получается уже не «будущее», а «будущее, каким его представляли в прошлом».
И аудитория воспринимает это соответственно. Если когда-то неоновые вывески ассоциировались с будущим, то теперь для людей это эстетика 80-х. Сейчас никто уже не считает, что хакеры завтра захватят весь мир — зато можно повспоминать времена, когда это казалось реальным. Отчасти на подобном основан музыкальный феномен vaporwave/synthwave, тоже переосмысляющий 80-е и использующий киберпанк-образы.
То есть, хотя в название Cyberpunk 2077 вынесен год из будущего, интерес людей к нему — это во многом ностальгия по прошлому.
Читайте также: