Как подключить звуковую карту к reaper
В этом видеоуроке:
1. ASIO и драйвер ASIO4ALL
2. Подключение звуковой карты к Reaper
3. Задержка звука (латенция)
4. VST плагины
5. Частота дискретизации и настройки проекта
6. Подключение микрофона к компьютеру, предусиление
7. Создание дорожки и настройка дорожки для записи
8. Нормализация громкости объекта
9. Сохранение проекта
Текст урока
Первые настройки
Если у вас пока обычная встроенная звуковая карта (встроенная в материнку, к примеру), вам понадобится драйвер ASIO4ALL для того, чтобы работать со звуком в режиме реального времени. Эти дрова позволят вам работать с минимальными задержками звука. Про технологию ASIO можете почитать в Википедии .
Итак, драйвер ASIO4ALL установлен, в панели пуска появился соответствующий значок, где можно будет настраивать задержку звука (правда лучше оставить латенцию по-умолчанию).
Итак, бросаем все и идем в магазин и выкладываем 150 баксов за Reaper и готовим еще пару лямов на VST плагины. Устанавливаем, запускаем. Прежде чем начать что-то делать, сперва надо подключить к программе нашу звуковую карту.
Заходим в меню Options – Preferences. Здесь находятся все базовые настройки программы. Это окно можно также вызвать комбинацией клавиш Ctrl P. Выбираем слева Device т.е. оборудование и аудио систему выбираем ASIO, которая после установки драйвера должна там появиться.
Соответственно, большая задержка, больший размер буфера, даст возможность программе просчитать большое количество эффектов. Это нам пригодится, когда мы будем сводить наше творение и у нас будет большое количество эффектов и обработок.
VST плагины
Итак с настройками звуковой карты мы разобрались. И теперь нам надо указать директорию VST плагинов.
Для тех, кто еще не знает что это. VST (Virtual Studio Technology) – это подключаемые модули виртуальных эффектов и инструментов, которые работают в режиме реального времени. Это и всевозможные эмуляторы гитарных комбиков, и ревербераторы, и эквалайзеры… это виртуальные инструменты: синтезаторы, барабаны и т.д. короче говоря – это основные наши с вами инструменты, с которыми мы будем постоянно работать и над которыми мы проведем остаток нашей жизни.
Их существует великое множество и, о некоторых из них я вкратце постараюсь, конечно, рассказать. Так вот, каждый VST-модуль (плагин), представляет собой, как правило, библиотеку dll, которая при установке размещается к нам на винт в соответствующую директорию VST. Программа же (в нашем случае Reaper) при запуске – сканирует эту директорию, сама находит и определяет эти библиотеки и подключает их к себе автоматически. И, собсно говоря, вы их можете сразу же использовать, выбирая из соответствующего списка. Вот эту папку и надо нам сейчас указать программе. Если у вас пока нет директории VST – можете не указывать пока эту директорию или создать пустую.
Ну, а если она у вас есть, то вы можете ее автоматически определить, нажав на кнопку Auto-Detect и в любой момент времени просканировать ее на наличие новых плагинов, нажав кнопку Rescan.
Direct-x плагины
Помимо VST, существуют также Direct-x плагины (которые разрабатывали Microsoft совместно с CakeWalk), и которыми я пока не пользуюсь на данном этапе, хотя считается, что они быстрые (правда в них невозможно использовать автоматизацию). Вот, а поэтому я стараюсь отключать их в разделе ReWire/DX (в разделе Direct-X убираю галочки Enable DX plug-ins и Scan DX plug-ins on startup, ставлю на Disable DX-plugins scanning), чтобы они у меня не сканировались при запуске программы.
О подключении микрофона к компьютеру
В линии, как правило, предусиления нет. Линия – это обычная стереопара: левый и правый канал без предусиления, которые можно использовать как совместно, так и раздельно.
Преобразование сигнала
Еще вижу необходимым вам рассказать, что происходит с сигналом после микрофона. Звук, который мы записываем микрофоном, является акустическим. В микрофоне он лихо преобразуется в колебания электрического тока, т.е. в аналоговый. А вот далее, наш сигнал, проходя через вход звуковой карты, попадает в АЦП – аналогово-цифровой преобразователь, устройство, преобразующее входной аналоговый сигнал в дискретный код (цифровой сигнал), т.е. преобразует его, что называется, в цифру.
Все, завязываем с терминами и давайте перейдем к созданию и подготовке нашей первой дорожки для записи.
Создаем первую дорожку для записи.
Настройка микрофона
Начать запись можно, либо нажав на круглую кнопку Record, либо, что еще проще – нажать Ctrl R (от слова Record). Я очень настоятельно рекомендую запоминать эти сочетания клавиш, так как это очень ускорит и упростит вам жизнь. Писать придется часто, дублей может быть очень много и постоянно хвататься за мышку и целиться в кнопку, держа при этом гитару или микрофон, у вас попросту не будет времени. Итак, привыкаем жать Ctrl R. После нажатия автоматически начнется запись.
Вот у нас получилась наша запись и так как я и говорил, входной сигнал с моего микрофона очень тихий, т.к. у меня нету предусиления и микшера, поэтому мне надо сейчас выровнять или нормализовать громкость. Для этого нажимаем F2 и попадаем в свойства нашего объекта (записанного звука). Здесь есть кнопка Normalize, которую смело жмем и видим, что наша запись стала громкой. Давайте послушаем что получилось.
Неплохо. А теперь давайте сохраним наш проект.
Сохранение проекта
Итак, на этом наш первый, очень вводный и подробный, курс окончен. Как я и говорил, эти видеоуроки будут рассчитаны на начинающих, но впредь я, скорее всего, не буду так подробно разжевывать теорию и будет шпарить уже практика. 🙂 А пока, спасибо за внимание и до встречи в следующем уроке по Reaper.
Здесь обсуждаем любые вопросы совместимости "железа" с Reaper.
Sergey, к сожалению, не могу помочь, не имею подобных девайсов.
Sergey, может в настройках аудио девайса и драйвера в рипере нужно включить enable inputs?
Здравствуйте, пятый рипер упорно не видит Arturia Keylab, все галочки в настройках девайса стоят. Studio One и Energyxt видят без проблем.
Нашёл англоязычный тред, посвященный проблеме совместимости артурии, там сошлись на том, что проблема не в рипере, а как раз в производителе девайса, но в это слабо верится.
Что еще можно попробовать, а?
Dmitry, У меня есть Arturia Analog Experience The Laboratory 61 - Рипер видит хорошо и с софтом Артурии хорошо стыкуется. А вообще Артурия славится тем, что неохотно решает какие то свои недоработки и что саппорт у нее никакой.
Кто нибудь подключал ipad с Liine Lemur на борту? В пятом рипере в настройках Control Surfaces нет ничего связаного с OSC или с ipad..
Andrew, подключал iphone c touchosc, всё работает хорошо.
Не помню как в 4 было, в пятом так
подскажите как записывать на разные дорожки одновременно.
микшер alleh heth zed 10 в рипере показывает только left right
Владимир, в настройках аудио драйвера надо выбрать несколько выходов, и тогда и в мастере и в трэках можно будет выбирать их.
Можно ли заставить работать две звуковухи (м.аудио пре мобайл 2 и нейтовкую комплит 6) в рипере. чтоби записать 4 конденсаторних майков
Как в ПУТ поменять поворотный регулятор громкости на фейдер?
Люди добрые,почему при записи гитары, через аудиокарту в reaper,в записывающиеся дорожке амплитуда звука очень маленькая и тонкая?редактировать не удобно . Кто знает,в чём загвоздка?
Когда играешь в группе, надо где-то репетировать. Попробуем дома собрать свой микшер с эффектами из того, что есть под рукой. А под рукой у меня есть 2-х ядерный компьютер с встроенной и 2-мя дополнительными аудиокартами, ESI Juli@ и C-Media CM8738. Итого 6 каналов на запись.
Если достаточно 2-х каналов, то можно дальше не читать, потому как 2 канала можно смикшировать через Reaper под Windows с asio4all (или родными драйверами), будет играть без проблем. Вся сложность начинается, когда хочется из 3-х карточек сделать одну виртуальную и многоканальную. Через asio4all запись одновременно 6-ти каналов на приемлемом уровне качества (даже для репетиций) не получилась (из-за разного clock source на карточках, а также из-за редких подтормаживаний), поэтому и пришлось идти таким нелёгким путём.
Запускать мы всё будем под Linux-ом с realtime-ядром. Realtime-патч желателен, но не необходим, без него тоже будет работать, разве что с большей задержкой и не так стабильно. Дистрибутив будет Debian, а не RemixOS, потому что, во-первых, хочется понимать что происходит, можно ли что-нибудь покрутить и ничего не сломается, во-вторых нужно будет немного патчить wineasio, и в-третьих, в remixos ужасный рабочий стол. Как ставить Debian я рассказывать не буду, на эту тему уже много написано. Итак, мы имеем свежеустановленный Debian 6.0.3 с рабочим столом. Выглядеть это будет почти что так, разве что иконок на рабочем столе не будет:
Первым делом обновляем (если Debian устанавливался не с netinstall). В рутовой консоли (Приложения->Стандартные->Root Terminal)
Теперь ставим уже скомпиленное realtime ядро pengutronix, опять же в рутовой консоли:
Перезагружаемся на него, смотрим что скажет uname:
Далее необязательно удаляем update-notifier (или как-нибудь выключаем):
Теперь ставим необходимые пакеты. Во-первых, это демон JACK. Именно к нему будут соединяться аудио приложения. А он, в свою очередь, через ALSA соединяется к звуковой карточке.
Audacity, для проверок
Пакеты чтобы собрать wineasio
И Wine, чтобы запускать Reaper. Wine можно поставить из репозиториев, а можно и самому собрать с rt-патчем. Патч нужен для того, чтобы wine мог давать realtime приоритеты нужным потокам. Т.е. с обычным wine все потоки reaper-a будут в sched_other, не зависимо от того, как хочет запускаемое приложение (или все в sched_fifo, если весь wine запустить через schedtool), а с патчем рипер сам скажет какие потоки критичные (это которые звук обрабатывают), а какие потоки нет (это графический интерфейс и всё остальное). В кратце, у потока с точки зрения планировщика может быть определен класс и приоритет. Класс — это sched_fifo, sched_rr, sched_other (он же sched_normal), sched_batch и еще какие-то. Интересных с точки зрения звука тут два, это обычный (sched_other) и реального времени (sched_fifo). Поток, который выполняется с классом sched_fifo, не может быть прерван потоком с классом sched_other. Т.е. все sched_other не смогут выполнится, пока кому-то из sched_fifo есть что делать. Хорошо что большую часть времени sched_fifo-потоки чего-нибудь ждут, сигнала от оборудования, к примеру. В нашем случае звуковые потоки (sched_fifo) будут ждать пока входящий аудио буфер заполнится, как поступит сигнал что буфер готов его быстро-быстро обработают, положат результат в исходящий буфер и снова будут ждать. А в эти перерывы будет рисоваться графический интерфейс итд.
Итак, вариант 1-й, ставим wine обычный (не желательно):
И вариант 2-й, собираем wine 1.2.3 с патчем (скажу сразу что это не есть правильный debian-way, по-правильному нужно собирать пакет и его устанавливать, но это просто чуть сложней):
и пишем там (естественно, вместо vasiliy надо поставить свой логин в системе)
Чтобы лимиты применились, нужно перелогинится или перезагрузится. Проверяем что с лимитами всё ок:
Смотрим что max locked memory unlimited и идём дальше. Сейчас будем настраивать и проверять ALSA и JACK. Логично начать с ALSA, запускаем Audacity, идём в настройки:
Выбираем ALSA, пускаем Audacity на запись, смотрим что работает, слушаем что получилось (здесь я просто дотрагивался пальцем до джека):
Если что-то не работает, к примеру играет, но не пишет (можно в Audacity импортировать любую mp3-шку для проверки), или пишет с большими шумами, то нужно смотреть настройки ALSA, Система->Параметры->Звук. На моей Juli@ всё заработало сразу, а вот с встроенной и c-media карточками прошлось повозится:
C-Media Electronics Inc CM8738 (rev 10)
Встроенная Intel Corporation 82801JI (ICH10 Family) HD Audio Controller
Интересно, что даже встроенная карточка на линейных вход даёт достаточно неплохой сигнал. Единственное что он должен быть достаточно мощным, иначе шумит. Уровень громкости на «Захват», вкладка «Запись» HDA Intel специально стоит на 25%, так у меня шумело меньше всего. Электрогитару, к примеру, так писать не очень, а вот если эту же гитару пропустить через какой-нибудь предусилитель (в моём случае это ART Tube MP), то получается очень даже ничего, даже можно программый дисторшн включать.
Теперь настроим JACK. Запускаем qjackctl через Приложения->Аудио и видео->JACK Control (или в терминале qjackctl), жмем «Параметры»:
Выбираем основной интерфейс, у меня это juli@, она на hw:2 (список карточек и какие они получили номера можно посмотреть в /proc/asound/cards Номер звуковой карточки не всегда сохраняется после перезагрузки, даже если все карточки pci). Включаем режим реального времени, выставляем размер буфера, дискретизацию, запускаем jackd, и через Audacity проверяем что работает (в настройках Audacity не забываем переключится на JACK). Так же желательно проверить запись (и вывод звука) на других карточках через JACK.
А сейчас начинается интересная часть. Будем подключать остальные аудиоинтерфейсы к основному. Всё так же запускаем qjackctl, стартуем и пишем в отдельном терминале:
hw:0 — это встроенная карточка, hda-intel — это просто тэг, можно и без него, 512 — размер буфера, 2 — их количество. Размер буфера и количество подбираются минимально нормально работающие (под нормально работающими понимается что alsa_in не выводит постоянно надпись «delay=<что-нибудь>»), в моём случае это получилось 512 (а потом и 128) сэмплов и два буфера, неплохо. Для остальных (остальной) звуковой тоже самое.
Проверить что всё работает можно через jackeq (Приложения->Аудио и видео->JackEq или, как я, в терминале jackeq). Выбираем порты входа, порты выхода, поднимаем громкость каналов, громкость master-а, смотрим и слушаем. На этом шаге можно поэкспериментировать с размерами буферов JACK и alsa_in (jackeq придётся перезапускать).
В этом патче мы убирам флаг JackPortIsPhysical, чтобы wineasio сразу соединялся со всеми портами JACK, в том числе и виртуальными, которые мы создали через alsa_in.
Компилируем, устанавливаем:
Тестовый запуск Reaper-а, проверяем что wineasio появился:
wineasio настраивается через реестр:
Из интересных настроек тут только Number of inputs/ouputs, можно поставить какое-нибудь более похожее на реальность количество. Fixed buffersize желательно оставить в «1», чтобы размер буфера определял JACK.
Снова запускаем Reaper, в зависимости от того пропатченный wine или нет команда запуска будет разная:
Настраиваем его для лучшей работы под wine:
Убираем галочку с «Preferences->Buffering->Use native events for syncronizing», и в «Preferences->Appearances->UI updates» выбираем «Lazy always».
Ну а теперь осталось только добавить в Reaper-е нужное количество дорожек, включить их на запись и мониторинг, добавить эффектов и играть:
Удачных Вам репетиций!
- Под этой версией wine 1.0.1 у меня запустился только 3-тий Guitar Rig, 4-й и 5-й не устанавливаются. Хотя порепетировать и 3-ей хватит. С GuitarRig-ом надо как-то поосторожней, если быстро пресеты переключать, то он вылетает вместе с рипером. Хотелось бы найти какую-нибудь более стабильно работающую под wine-ом альтернативу.
Под версией wine 1.2.3 Guitar Rig 5 поставится, работает нормально, не вылетает. - С wineasio 0.9.0 задержки на основной карточке с буфером 256 получились около 20-ми мс, на дополнительных около 30-ти (поправил, спасибо egorinsk).
А вот на git версии wineasio и меньшие размеры работают, сейчас вот на основной карточке размер буфера 32, что даёт задержку в 1,4 мс, и на alsa_in буфер 128, т.е. на дополнительных карточках получилось 6 мс. - В четыре карточки тоже работает, подключал EMU-0202 USB.
- Не нашел VST подавителя обратной связи, давить свистящие частоты приходится вручную через эквалайзер.
- Не знаю как по-человечески поставить nvidia драйвер на realtime ядро.
- В Reaper-е есть особенность, что приоритеты на потоки он вешает не во время запуска, а как только начинается воспроизведение/запись. Т.е. если делать проект с микшером, после его открытия придётся жать play/stop. Посмотреть, что из потоков есть, какой у них класс и приоритет можно через
В общем не ленитесь поставить realtime ядро, wine с realtime патчем и wineasio версию с git. Результаты должны получится очень неплохие.
Чем раньше начинающий гитарист начнет себя записывать, тем быстрее будут расти его навыки. Тем более, сегодня не нужно многого, чтобы записать гитару качественно.
Запись гитары в студии
Традиционный способ
Электрогитару подключают напрямую в гитарный стек или комбик, оба состоят из усилителя и гитарного динамика. Звукорежиссер ставит микрофон вплотную к динамику и записывает партию.
Такой способ имеет ряд недостатков:
Реампинг
«Так почему бы сперва не записать сырой сигнал гитары, а затем уже скормить его усилителю, разделив саму запись и работу с тембром?» — подумали звукорежиссеры и предложили другой путь: реампинг. Первые попытки разделить процесс на запись и обработку предприняли гитарист Лес Пол (чья гитара стала иконой Gibson) и звукоинженер Фил Спектор (работал с The Beatles и построил Wall of Sound для The Grateful Dead).
С появлением цифровой записи все упростилось до максимума: появились эмуляции усилителей, кабинетов и эффектов, по звуку почти идентичные реальным приборам. Сегодня вместо гитарного стека все чаще используются плагины в DAW.
Запись гитары дома
Инструмент подключается к аудиокарте и записывается в DAW типа Cubase, Reaper, Logic, подойдет и Garageband, который идет в комплекте с любым Mac.
На канал с гитарой вешаются плагины обработки: эмуляция усилителя, кабинета и, если нужно, различных гитарных педалей. Либо это может быть виртуальный процессор вроде Bias Fx, Amplitube, Guitar Rig или подобный — такие сочетают в себе дюжину моделей усилителей, кабинетов и педалей эффектов, имеют пресеты настроек, тюнер, а некоторые умеют записывать без DAW. Таким образом, запись становится делом пары секунд, а формировать свой уникальный звук можно хоть неделями.
Запись без аудиокарты
Самый примитивный способ — записать гитару в линейный вход встроенной в материнскую плату аудиокарты. Для этого понадобится:
-
(желательно гибкий, чтобы не расшатать коннектор)
- DAW. Например, условно бесплатный Reaper, который после истечения пробного периода лишь заставляет ждать несколько секунд после загрузки. Еще он известен тем, что работает стабильно даже на самых скромных компьютерах. — универсальный аудиодрайвер, позволяющий записывать аудио в линию без ощутимых задержек. Есть возможность настраивать качество битрейта и регулировать размер буфера — чем он меньше, тем быстрее музыкант услышит в наушниках то, что он только что сыграл руками.
- VST-плагины: гитарный процессор (Bias Fx, Amplitube) или набор из эмулятора усилителя и кабинета.
Сегодня компании и энтузиасты предлагают гигабайты бесплатных плагинов для гитаристов:
-
— эмулятор усилителя и загрузчик импульсов; — эмулятор Peavey 5150; — различные усилители и педали; — множество усилителей и загрузчик импульсов; кабинета Marshall 1960 от Redwirez;
- Несколько бесплатных дилеев и ревербераторов на сайте ValhallaDSP; и полезных вещей от NI Kontakt;
- Бесплатные версии гитарных процессоров с урезанным набором усилителей, например, AmpliTube 5 CS.
Как эмулируют усилители и педали? Эмуляцией их компонентов и радиосхемы. К примеру, в некоторых плагинах есть возможность покрутить сопротивление резисторов и емкость конденсаторов, чтобы получить более индивидуальный тембр.
Как эмулируют кабинеты? С помощью импульсов, загружаемых в ревербератор. Импульс похож на цифровой слепок реверберации помещения. Например, в пещере проигрывают тестовый сигнал и захватывают отклик с разных точек. Из полученных данных получается импульс, который загружается в ревербератор, и гитарное соло начинает звучать в пещере. Если же заглушить помещение минватой, а микрофон поставить вплотную к динамику, то получается цифровой слепок последнего. Так можно сделать импульс гитарного кабинета и, загрузив его в плагин, получить звучание определенной модели динамика, микрофона и его позиции.
Какие системные требования? Любой компьютер или ноутбук старше условного 2012 года без проблем справится с записью аудиодорожки в DAW. Плагины обработки тоже не требуют многого. Например, виртуальный процессор Bias FX 2 хочет:
- 4 Гб ОЗУ (рекомендуется 8 Гб)
- Двухъядерный процессор с минимальной частотой 1.5 ГГц (рекомендуется 2.0 ГГц)
- 500 Мб на диске
Пошаговая инструкция:
- Загрузить DAW (например, Reaper) и зайти в настройки девайса для записи, сменив драйвер на ASIO4ALL.
Минусы
В зависимости от качества преампов и АЦП встроенной аудиокарты, запись получается в диапазоне «от приемлемой до неплохой». Однако со временем гитаристы замечают, что:
- Гитара звучит тускло, невыразительно, с завалом баса и высоких частот;
- Съедается атака по струнам, риффы звучат ватно;
- Задержки при игре мешают исполнять быстрые партии;
- Гитара с мощными датчиками звучит сразу с овердрайвом из-за клиппинга;
- В сигнале присутствуют хрипы, скрипы, гудение, писк, различные наводки, а порой сквозь лирические переборы пробивается радио «Маяк».
Все из-за слабых преампов встроенных аудиокарт и не лучшего аналого-цифрового преобразователя. Превращать нули и единицы в аудио такие карты сегодня умеют вполне достойно, а вот с обратным процессом возникают проблемы. Здесь в помощь внешний аудиоинтерфейс.
Запись с внешней аудиокартой
Чтобы записать гитару, аудиокарта должна иметь:
- Инструментальный Hi-Z вход с сопротивлением не менее 1 Мом. Это нужно, чтобы мощные гитарные датчики не перегружали преамп.
- Кнопку Pad, уменьшающую уровень входного сигнала на 20 Дб. Необходимая вещь для любителей бить по струнам со всей силы.
- Драйвера с поддержкой ASIO 2.0, чтобы можно было выставить минимальный уровень буфера и играть без задержек.
Что касается качества битрейта и разрядности, то почти все современные аудиоинтерфейсы способны записывать в качестве как минимум до 96 кГц\24 бит. Для большинства задач этого даже слишком: CD выпускаются в 44.1 кГц, а запись в студиях чаще всего на 44.8 кГц.
Если у аудиокарты нет Hi-Z входа, тогда можно использовать Di-Box, который позволит подключить ее шнуром XLR в микрофонный вход. Если же у аудиокарты вообще нет преампа (например, старая внутренняя карта с линейными входами), тогда придется использовать внешний. Впрочем, сегодня даже в преампы любят встраивать аудиочип, чтобы его можно было использовать как аудиоинтерфейс.
Behringer MIC500USB — преамп с ЦАП/АЦП
Чем отличаются внешние аудиокарты
Поскольку качество ЦАП\АЦП у настольных аудиокарт для домашних студий примерно одинаковое, то производители стараются выделиться преампами. Сейчас в моде цифро-аналоговые преампы, которые позволяют эмулировать звучание различных легендарных приборов, как, например, в картах SSL и Focusrite 3rd gen.
Аудиокарты с несколькими инструментальными входами открывают возможность для одновременной записи, к примеру, гитары и баса под записанные заранее барабаны с целью добиться более живого исполнения.
Как приятный бонус многие внешние аудиокарты комплектуются различными DAW и полезными плагинами. Профессиональные модели имеют DSP-процессор, на котором выполняется обработка собственным комплектом эффектов, что еще и позволяет разгрузить ЦП компьютера.
Есть и карточки, предназначенные специально для гитаристов, к примеру, LINE 6 POD STUDIO GX. Он комплектуется гитарным процессором POD Farm с дюжиной усилителей для гитары и баса, эмуляцией легендарных педалей эффектов, кучей пресетов и т.д.
Аудиокарты в процессорах, микшерах и усилителях
Гитарист сам может не знать, что у него уже есть аудиокарта. Аудиочипы сегодня не стесняются встраивать в любые девайсы.
- Многие современные гитарные процессоры, например, Line 6 серии Pod HD, Helix и GO, Kemper Profiler, Axe FX, Boss GT-1000 и другие, можно использовать как аудиоинтерфейс. Они подключаются по USB и позволяют записывать аудио в высоком разрешении, на них можно заниматься сведением, так что необходимость в отдельной аудиокарте отпадает.
- Некоторые микшеры поддерживают ASIO, позволяют подключить их к ПК и использовать в качестве аудиоинтерфейса, например, Peavey PV 6 BT.
- Симуляторы кабинета — отдельная категория гитарных приборов, многие из которых имеют ЦАП\АЦП на борту, к примеру, Two Notes Torpedo C.A.B., AMT Pangea и другие.
- Наконец, аудиоинтерфейс можно найти даже в современных комбиках (Boss Katana) и ламповых усилителях (Peavey 6505 MH).
Размер буфера и задержка при игре
Главное, что внешний аудиоинтерфейс позволит играть на гитаре с минимальной задержкой. Дело в том, что компьютер при конвертации сигнала в нули и единицы обрабатывает семплы пачками. Так процесс получается более стабильным, и пара пропавших семплов не станет катастрофой. Поэтому размер буфера измеряется в семплах, и чем он больше, тем меньше шанс поймать хрипы и артефакты из-за того, что ПК не справляется. Но и тем больше задержка при игре, поскольку системе приходится ждать накопления буфера.
Большинство современных компьютеров позволяют выбрать наименьший размер буфера. Легко посчитать, какой будет задержка при игре: достаточно умножить размер буфера на 2 (поскольку обработка происходит два раза: на входе и выходе) и разделить на частоту дискретизации. Например, при записи в 44 100 Гц и размере буфера в 64 семпла, получается задержка в (64*2)\44100 = 0.029 секунд, то есть в 3 мс. За это время звук по воздуху успевает преодолеть лишь один метр, поэтому такая задержка совсем не ощущается.
Реампинг сигнала через комбик или усилитель
Если дома стоит хороший комбик или гитарный стек, с их помощью можно сделать реамп записанного сигнала. Многие гитаристы убеждены, что цифровые приборы не могут эмулировать всех нюансов звучания ламповой техники. Большинству просто интересно записать звук собственного оборудования. Для этого понадобится микрофон, стойка к нему, шнур XLR и прибор под названием «реампер». Он позволяет согласовать сопротивления выхода звуковой карты и входа усилителя, без него звук будет тихим и тусклым (иногда ту же функцию может выполнять Di-Box).
Вопрос акустической подготовки помещения можно решить изоляционным боксом. По-сути, это ящик, обитый внутри минеральной ватой, в него помещается комбик или каб. Можно как заказать фирменный (Box of Doom), так и сделать самостоятельно. Можно также попробовать засунуть комбик в шкаф с одеждой или поставить на мягкий диван.
Для записи гитары чаще всего используются инструментальные динамические микрофоны, самый известный — Shure SM57. Иногда используют несколько разных микрофонов (один динамический, один конденсаторный или ленточный) с разных позиций для создания более полного тембра.
Установка микрофона относительно гитарного динамика является самым непростым моментом при таком способе записи. Чем микрофон ближе к центру динамика, тем звук более яркий и прорезающий, чем ближе к краю — тем глуше и басовитее он становится. Часто микрофон ставят вплотную к защитной сетке кабинета строго перпендикулярно, но можно отдалить его на расстояние до 10–20 сантиметров — саунд получается более полный, но с меньшей атакой.
Чтобы слышать только сигнал от микрофона, его установку нужно делать в закрытых наушниках с хорошей звукоизоляцией.
Если дома стоит полноценный усилитель типа Peavey 5150, то напрямую к звуковой карте его подключить не получится — сгорит без нагрузки. Понадобится эквивалентный динамику нагрузочный балласт (load box), к примеру, AMT Power Eater или более навороченный Two Notes Torpedo Captor X с ЦАП\АЦП, с кабсимом и набором импульсов. В этом случае не нужны микрофон и минеральная вата, а выбор из сотен импульсов делает подход более гибким.
Как превратить гитару в MIDI-клавиатуру
Существует возможность использовать гитару как миди-клавиатуру. Это пригодится тем, кто занимается аранжировками, но владеет черно-белыми клавишами хуже, чем железными струнами. Открывается возможность играть на гитаре любыми звуками — от скрипок и валторн до синтезаторов и перкуссии.
Гитарные процессоры типа Roland GR-55S и Boss SY-300 работают без специальных midi-датчиков и конвертируют аудио на лету без ощутимой задержки. То же самое можно сделать программно в Reaper.
Как записать гитару на смартфон или планшет
Когда вдруг посетила муза, придуманная музыкальная фраза может улететь, не попрощавшись, пока грузится компьютер с DAW. В таких случаях планшеты и смартфоны могут выполнять роль диктофона для черновых набросков. Конечно, многие ограничиваются встроенным диктофоном, но расслышать что-то потом будет нелегко.
Чтобы записать гитару на мобильный девайс в приличном качестве, существуют компактные аудиокарты типа iRig, Line 6 SONIC PORT, SHURE MOTIV MVI-LTG. Некоторые комплектуются плагином гитарного процессора и открывают моментальный доступ к студийному звуку. Существуют и напольные миди-контроллеры для смены пресетов во время игры, они позволяют использовать планшет на сцене и репетициях как полноценный гитарный процессор.
Есть и бюджетные решения со встроенным набором эффектов — овердрайв, какой-нибудь хорус и дилей с реверберацией. В таких настройки звука сильно ограничены, качество эффектов не то, чтобы супер, и для сцены они не предназначены, а вот для занятий дома и записи демок — вполне.
Как записать акустическую гитару
Есть два способа записать акустику. Первый — микрофонами. Это сложный, но самый правильный путь, позволяющий запечатлеть уникальный тембр гитары и особенности игры музыканта. Понадобится один конденсаторный микрофон и стойка, на которой его размещают напротив отверстия в деке. Чаще всего применяют конденсаторники с малой диафрагмой и характерным подъемом на высоких частотах.
Иногда у первого лада устанавливается дополнительный микрофон, позволяющий добиться большей читаемости и ясности. Установка двух микрофонов в позицию X-Y или ORTF дает стереопанораму. С этой же целью можно использовать рекордер типа Tascam DR-05 — в нем уже есть пара микрофонов и ЦАП\АЦП, так что его можно использовать и в качестве аудиокарты.
Бывают и аудиокарты, заточенные под запись акустики, например, IK MULTIMEDIA iRig Acoustic Stage. Есть и мобильные аудиокарты с микрофоном, к примеру, Apogee One, который может работать также с Айпадом и Айфоном.
При таком подходе на звук влияет помещение. В идеале оно должно быть либо полностью заглушенным, либо, наоборот, обладать приятной уху реверберацией без стоячих волн. Чаще всего используются деревянные комнаты. Если такой комнаты нет, то для второго способа она не нужна, поскольку в нем используется пьезозвукосниматель (например, Fishman Sonicore).
Пьезозвукосниматель может работать даже с нейлоновыми струнами. Именно им снабжаются электроакустические гитары, но бывают и съемные звукосниматели для классических гитар. Они позволяют подключить инструмент напрямую к звуковой карте, но звучание будет не таким выразительным, как при записи микрофонами.
Заключение
Любой элемент цепочки записи влияет на результат. Плохой инструмент, убитые струны, фонящий кабель, кредитка вместо медиатора — все это сильно испортит качество гитарного звука. Но все же самым важным элементом является сам музыкант — его мастерство может затмить собой любые огрехи записи. Доказательством тому будут десятки великих альбомов, созданных на коленке.
Читайте также: