Как подключить телефон к микшерному пульту
Это продолжение большой серии статей о прямых трансляциях. Мы делимся своим опытом и рассказываем базовые технические и организационные вещи тем, кто планирует сделать свою первую трансляцию или немного подкачать уровень, если уже что-то делали своими руками.
В первой статье мы рассказали о терминологии, протоколах, кодировании и CDN сетях. Во второй рассказали об отличиях видеокамер по классу, чтобы было проще выбрать свою первую камеру для онлайн-трансляции.
Перед вами – третья часть серии, в ней мы расскажем о звуке. Основы работы с аудио и микрофоны для прямой трансляции, основные моменты и ошибки начинающих.
upd. Все статьи опубликованы, вот полный список:
Два важных совета по поводу звука перед началом
Если вы действительно хороший ученик и внимательно следили за предыдущими уроками, то вы уже узнали две важные вещи об аудио.
Во-первых – аудио важнее, чем видео в прямом эфире, потому что люди часто слушают потоковое вещание в фоновом режиме. К примеру, они слушают лекции, отвечая на электронные письма.
Во-вторых – встроенные микрофоны практически во всех камерах непригодны для записи речи. Вы всегда должны использовать какой-то внешний микрофон.
Начнем с выбора микрофона для онлайн-трансляции или стрима. Здесь все зависит от того, что вы транслируете и, конечно же, каков ваш бюджет. Тема аудио чрезвычайно широка.
Я думаю, что это даже сложнее, чем выбрать правильную камеру или подходящую программную платформу для вещания. Для разбора я решил сосредоточиться на двух основных формата мероприятий, которые нужно транслировать.
Прежде всего, простая речь одного человека, разговаривающего с камерой или перед небольшой аудиторией, без использования какого-либо звукоусиления.
Лучший пример – проведение вебинара или трансляции с одним спикером просто перед камерой.
А во-вторых – конференц-зал на большое количество людей, когда без дополнительной акустической системы просто не обойтись.
Лучшие микрофоны для вебинаров и персональных онлайн-шоу
Так что, если вы думаете о запуске онлайн-трансляции, вот несколько идей о том, как записывать и транслировать звук хорошего качества для комфорта зрителей.
Настольные USB-микрофоны
Итак, USB-микрофоны – это простое, дешевое и действительно качественное решение. Все , что вам нужно, чтобы подключить его к USB-порту вашего компьютера , и это работает. Один из самых популярных USB-микрофонов являются микрофон Blue Snowball , который стоит около 6000 рублей и Blue Yeticaster , цены на которые начинаются от 20 000 рублей. По многим причинам второй вариант дает более чистый звук и при наличии бюджета мы настоятельно рекомендуем покупать именно этот микрофон.
Конечно, есть большое разнообразие по выбору микрофона для онлайн-трансляции, но примеры выше – проверенные временем и никогда не подведут.
Петличные микрофоны
Так же можно использовать обычный петличный микрофон, стоимость на базовые модели начинается от нескольких тысяч, в районе 7000 рублей уже можно купить очень хороший профессиональный. Подключать его придется через разъем jack 2,5 непосредственно в камеру. Это недорого, звук будет чистым и никакой рассинхронизации.
Петличный микрофон Sennheiser на проводе
Это моё любимое решение, которое я использую чаще всего. Маленький микрофон с зажимом и ветрозащитой, который можно прикрепить к воротнику или галстуку. Они обеспечивают отличное качество, потому что расстояние между ртом и микрофоном очень маленькое. Более того, вам не нужно ставить какие-либо большие микрофоны на стол или беспокоиться о расстоянии между вами и камерой. С небольшим навыком вы можете даже скрыть его под одеждой и он станет невидимым.
Такое решение широко используется в приложениях для телевидения или публичных выступлений, где докладчик хочет иметь свободные руки и свободу передвижения.
Выше я написал стоимость проводных микрофонов, но можно и сразу купить беспроводной приемник и передатчик, чтобы отказаться от большого количества проводов.
Радиосистема с петличным микрофоном Sennheiser EW-100
У меня есть опыт работы с беспроводными микрофонами и я гарантирую, что это самое удобное решение для записи звука в трансляцию. Беспроводной комплект состоит из небольшого микрофона, подключенного к передатчику поясного с помощью разъема мин-джек. После этого вы можете прикрепить к передатчику к ремню. Затем его сигнал передается по радиоканалу по радиоканалу на приемник и оттуда уже идет в камеру.
Расстояние передачи сигнала уже зависит непосредственно от модели. Профессиональные решения от Sennheiser обычно стабильно держат даже в районе 100 метров. Но в реальной жизни с такими задачами по расстоянию мы не сталкивались никогда, обычно расстояние спикера с радиопетличным микрофоном и камерой всего несколько метров.
Так же есть более дешевые модели от бренда Saramonic, стоимость модели Saramonic ewmic9 начинается от 15 000 рублей. Я смотрел несколько обзоров на youtube и в целом это неплохой бюджетный вариант.
Вы можете подключить ресивер к камере с помощью мини-джека 2.5мм или профессионального XLR-разъема, если у вас профессиональная камера.
Много лет мы использовали модель Sennheiser G3 и EW100, это крайне надежные модели и никогда не подведут в записи видео и трансляциях. Главное вовремя менять батарейки и все будет отлично.
Кстати, в этом году мы купили новую модель радиосистемы под названием Sennheiser AVX. Он более удобный в использовании, имеет меньший форм-фактор и отлично подходит в использовании с небольшими беззеркальными камерами типа Panasonic GH4 или Sony Alpha a7s.
Радиосистема Sennheiser AVX-ME2
Накамерный микрофон-пушка
Наиболее популярными микрофонами, которые нужно устанавливать на камеру являются Rode Video Mics GO и Rode Video Mics Pro. Основное отличие в том, что GO очень прост и не требует никаких батарей для работы. Он берет питание от микрофона на месте вашей камеры. Но PRO предлагает лучшее качество звука и больший контроль, но требует лучшей батареи, поэтому вы должны помнить о том, что некоторые из них должны быть полностью заряжены .
Слева Rode Go, справа более профессиональная модель Rode Pro
Модель Rode GO стоит в России от 5 3000 рублей, модель Rode Pro начиная от 20 000 рублей. Стоит ли переплачивать за Pro версию? Смотря кому. Мы такие не используем в профессиональных трансляциях, поэтому не буду здесь судить.
В целом это хороший вариант для записи диалогов, если перед камерой сидят несколько человек. Микрофон даст хороший объемный звук, но спикеры должны находиться прямо перед микрофоном, тк он записывает направленный звук и перед покупкой нужно убедиться, что на камере есть разъем jack 2.5 (мини-джек).
Всенаправленные микрофоны
Всенаправленный микрофон и схема снятия звука
Звук в трансляции во время конференции или концерта
Давайте представим, что вас пригласили провести прямую трансляцию небольшой конференции или концерта, где используются аудиосистемы и звук с микрофонов или музыкальных инструментов идет в аудиомикшер и уже потом в аудиомониторы. Как забрать такой звук в прямую трансляцию?
Ни один из типов микрофонов, о которых рассказано выше, не подойдет для такой задачи.
Вам нужно подключиться непосредственно к аудиомикшеру, который используется на площадке с помощью кабеля jack 3.5 (большой джек) или XLR кабеля и забрать сигнал напрямую. Какой именно нужен разъем – лучше спросить у технического специалиста на площадке, обычно есть выход с названием типа Phones для наушников и через него можно подключиться.
Если трансляция идет через беззеркальную камеру и там нет разъема jack 3.5, то можно использовать небольшой usb-аудиомикшер, который работает через обычный usb разъем на компьютере. Мы можем порекомендовать модель Behringer 302, стоит не больше 2500 рублей и отлично себя показал в работе.
Наиболее распространенная проблема– странный гул или треск, возникающий при подключении камеры к аудиомикшеру. Это вызывается чем-то, что называется контуром заземления (смотрите фото ниже, но все равно ничего не поймете.
Обычно на монтаж оборудования для трансляции требуется от 1 до 4 часов, в зависимости от количества камер и сложности комплектации. Плюс какое-то время на тестирование всего оборудования и прогона трансляции.
Если вы пришли в последнюю минуту и что-то идет не так – остается только молиться. Поэтому, пожалуйста, всегда приезжайте заранее и все проверяйте до начала эфира.
Подключаем ди-бокс по пути к нашему аудиомикшеру или камере.
Существуют активные и пассивные ди-боксы, и если вы заинтересованы в деталях – то мы сами не очень понимаем разницу, но гарантируем, что для простых видеотрансляций вам будет достаточно пассивного.
К сожалению, иногда гул настолько сильный, что даже ди-бокс не помогает. Поэтому лучшее, что вы можете сделать в этой ситуации – это попросить о помощи аудиотехника и возможно он сможет помочь.
Если вы наедине с ситуацией – можете попробовать подключить ваше оборудование (камеры, аудиомикшер) к той же электрической розетке, к которой подключен основной аудиомикшер на месте.
Так же можете поэкспериментировать с питанием вашей камеры и ноутбука от батарей вместо блока питания. Во многих случаях это помогает. Если нет, воспользуйтесь резервным накамерным микрофоном для захвата голоса говорящего независимо от места расположения аудиосистемы. В целом это совет так себе, но в следующий раз вы точно будете знать, что смотреть площадку и все тестировать лучше заранее.
У вас также могут возникнуть проблемы из-за типа камеры. Правда в том, что маленькие камеры типа DSLR, беззеркальные и другие подобные камеры не предназначены для записи высококачественного звука. Многие люди жалуются на шум, который происходит без причины.
Покупатели таких камер хотяли получить что-то маленькое, легкое и удобное, поэтому производителям пришлось пойти на компромисс и убрать пару деталей, среди которых оказались профессиональные звуковые предусилители.
Вот почему, если вы хотите добиться хорошего качества звука, используя маленькие камеры, вам следует иметь еще и внешние шумоглушители или предусилители, которые сделают звук лучше и чище.
Звуковые предуселители для беззеркальной или DSLR камеры
Следующая распространенная проблема – десинхронизация аудио и видео. Странно, что звук идет быстрее, чем видео. И эта проблема возникает , когда, например вы подключите ваш USB микрофон к компьютеру , а не к смесителю камеры или видео. И сокращение программного обеспечения , которое отвечает за захват аудио и видео сигнала, часто больше времени для кодирования видео, чем аудио, поэтому появляются некоторые странные задержки.
Наиболее надежное решение подключить микрофон к камере или видеомикшеру. Затем эти устройства позаботятся о синхронизации самостоятельно. Если вам необходимо подключить микрофон непосредственно к компьютеру, например, когда вы хотите транслировать в прямом эфире с помощью USB-микрофона, то самое простое, что вы можете сделать – настроить задержку (или ускорение) звука на уровне программного обеспечения.
Настройка звука в программе Wirecast
У меня нет опыта в задержке звука в другом программном обеспечении, но уверен, что во всех популярных программах типа OSB или VMix это можно реализовать.
Вы также можете уменьшить качество потокового видео и посмотреть помогает это или нет. Иногда изменение разрешения с Full HD на HD дает положительный эффект. Возможно у вас просто слабый компьютер, который не успевает обрабатывать потоки аудио и видео.
В профессиональных трансляциях мы иногда используем специальные аудиопроцессоры, которые помогают предотвратить искажение звука, но могут давать дополнительную задержку звука.
Аудиопроцессор Behringer Ultracurve pro deq2496
Пожалуй это все, что нужно знать о звуке во время прямой трансляции. Надеюсь, что мои советы помогут вашим прямым эфирам стать лучше, а зрители будут счастливее.
Увидимся на следующем уроке, в котором мы рассказываем все о картах захвата видео. Не пропустите 🙂
В общем вот какая была ситуация.
Участвовал в трансляции в интернет на одной конференции.
Я со своим оборудованием был всего лишь частью довольно массивной цепи аппаратуры, как звука так и видео.
История такая.
Ко мне с местного пульта приходили три канала. Оригинальный микс из микрофонов зала, переводчик на русс. и переводчик на англ.
Моя задача была "фасовать" английский с английским , русский с русским, и отдавать это уже по двум каналам на два разных компа, с которых уже шла трансляция либо на русскоязычную аудиотрию, либо на весь мир - англоязычный.
Мой стаф был такой.
Три канала приходили в зум Н6, который работал в режима мультитрекного аудиоинтерфейса.
Дальше управление и раздача прохолили через DAW reaper, попутно я все это писал, и уже из зума, с его линейного выхода сигнал шел по двум каналам в усилитель для наушников Behringer 800
Дальше уже с одного выхода на наушники по джекам сигнал шел в два компа, которые уже транлировали сигнал.
И вот когда я сам включился наушниками в предусилитель(раздатчик) - услишал довольно ощутимый фон. Точнее очень ощутимый в паузах, но вполне маскируемый полезным сигналом.
Все что я мог сделать - отключить ноутбук от сети зарядки - на фон это никак не сказалось.
Я перепугался, что фонит зум. но вклюая наушники в линейный выход - ничего такого подозрительного не услышал, но и надо сказать ,что сам уровень сигнала для наушников то слаобват. Да и в помещении было шумно
Единственное, что не догадался сделать - это вынуть кабели идущие в трансляционные компьютеры.
Вчера , в домашних условиях , собрав ту же самую цепочку - никакого фона не обнаружилось. Разумеется я собрал только свою часть (без трансляционных компьютеров).
В общем я так подозреваю, что фон шел именно от их оборудования (той стороны, которая делала дальнейшую коммутацию) , т.к в те трансляционные компьютеры шли сигналы еще и с видеокамер, через всевозможные переходники эйчдимиай -эс ди ай. Плюс на этих переходниках сидели еще копмьютеры, которые забирали сигнал на гигантский диодный монитор и т.д. В общем практически все оборудование в зале, включая местный пульт , мою часть оборудования, все радиомикрофоны, и вся видеочасть - так или иначе соеденены проводами.
Вопрос. Мог ли быть фон именно из за этого ? И как с этим можно бороться?
Читайте также: