Как победить ктулху в реальной жизни
Глубины вод скрывают жуткого монстра, древнее божество которое готово уничтожить землю и все человечество.
Страх перед Ктулху невозможно описать, жуткое и непостижимое чувство одолевает каждого кто хоть во снах, но сталкивался с ним.
Происхождение
Ктулху был создан писателем фантастом Говардом Филлипсом Лавкрафтом . Этот персонаж писателю приснился, после чего Лавкрафт написал рассказ «Зов Ктулху» в 1928 году. Ктулху один из самых известных персонажей, созданных Лавкрафтом . Который основал целую мифологию Ктулху. Пополнять ее продолжили последователи писателя.
Лавкрафт пытался создать нечто, что невозможно было понять человеческому существу. Образ могущественного божества, которое совершенно не вписывается в обыденный мир людей, четко сформировал в работе автора его личное отношение к миру и неизведанному космическому пространству.
Кто были потомками бога
О потомстве стоит рассказать отдельно. Считается, что все, кто проживал в городе Р’Льех были родственниками Зверя Миров. Теория имеет много сторонников и тех, кто с ней не согласен. К последним относится Лин Картер, написавший тематические новеллы. В его произведениях упоминаются лишь четверо Древних:
- Гхатанотхоа. Первое упоминание о существе присутствовало в рассказе Говарда «Вне времен». Его способность сравнима с той, что обладала Медуза Горгона: взор Древнего обращал все в камень.
- Йтхогтха. Человекоподобное существо, имеющее элементы жабы. Обладал одним глазом, голова, как и у Ктулху, была покрыта щупальцами.
- Тсог-Оммога. Еще один из потомков Великого. Его телосложение сравнимо с Динозавром, но отличие состоит в наличии четырех рук.
- Неожиданным потомком выступила дочь Ктулла. О ней практически ничего не известно, за исключением того, что на нее возложена важная миссия. Ктулла обязана вернуть к жизни своего прародителя, если его постигнет печальная участь, выносив его реинкарнацию.
В тихоокеанских водах расположился город, в котором поселился Великий и его потомство. Название града различалось, но основным считается Р’Льех.
Чем можно убить космических монстров Лавкрафта?
Типичная черта антропоморфных монстров — это некая телесная ущербность: зомби и призраки часто являются без глаза, руки или ноги, с нарушенным кожным покровом. Монструозная телесность находится на какой-либо из стадий разложения или распада. Кадавры, ведьмы, оккультисты обладают антропоморфным образом, их тела анатомо-физиологически схожи с человеческим строением. Их можно убить, как и всякого человека.
Герберт Уэст, студент медицинского факультета, в попытке воскресить умерших порождает агрессивных безмозглых тварей, движимых жаждой убивать и истреблять все живое. Впрыскивая инъекцию в вены свежему трупу, он надеется реанимировать и тело, и сознание покойника. Но каждый раз заводит механизм тела, управляемый неведомыми злобными силами.
На взбудораженный город обрушилась казнь, которая, как говорили одни, оказалась страшнее чумы и, как шептали другие, была ее воплощением. Нечто, чему нет имени, проникло в восемь домов, сея красную смерть — на счету у безгласного монстра было семнадцать в клочья растерзанных тел. Несколько человек смутно видели его в темноте: он был белокожим и походил на уродливую обезьяну или, вернее, на человекообразный призрак. Когда им овладевал голод, он не знал пощады. Четырнадцать человек он растерзал на месте, а еще трое скончались в больнице.
(«Герберт Уэст — реаниматор»)
Кадаврическую плоть можно заново умертвить, всадив в нее пули из револьвера. Нужно только поймать сбежавшего мертвеца и не дать ему убить себя первым.
Оккультистов вроде Джозефа Карвена, предка повествователя из рассказа «Случай Чарльза Декстера Варда», убить не так просто. Лишенная тела, его темная сущность ждет часа, когда сможет воскреснуть. И только правильно проведенный магический ритуал способен заставить его забыться вечным сном. Оккультисты, пройдя контринициацию, превращаются в инфракорпоральные креатуры, мало напоминающие человека. В рассказе «Тварь на пороге» происходит корпоральная чехарда: дух умершего оккультиста Эфраима пытался вселиться в тело собственной дочери Асенат и кто-то из них хотел завладеть разумом ее мужа Эдварда, помещая его сознание в гниющее закопанное тело жены. В форме трехмесячного смердящего трупа Эдвард приходит к другу и просит убить собственное тело, которым окончательно овладела Асенат.
Душа ее — или Эфраима — не покидает земной мир и продолжает витать тут и после смерти, пока не истлеет прежнее тело. Вот она и преследовала меня, заставляя обмениваться с ней телом, — она выкрадывала мое тело, а меня загоняла в свой труп, похороненный в погребе.
(«Тварь на пороге»)
Не найдя нового тела, сознание Асенат пусть и не умрет окончательно, но будет обезврежено.
По разумению атеиста Лавкрафта, люди, чтобы не тронуться рассудком, тешили себя иллюзией о всеблагом Боге, ограждающем от космических инфернальных тайфунов, готовых стереть человечество с лица Земли. Но есть противоположный тип людей, готовых увидеть страшную истину непосредственно. Для Лавкрафта фигура ученого всегда немного безумна и не держится за здравый смысл.
Ученый Кроуфорд Тиллингаст из рассказа «Из глубин мироздания» создал устройство, с помощью которого человек расширяет свое восприятие и способен увидеть иные измерения и их ужасных обитателей, не улавливаемых пятью чувствами. Активизируя шишковидную железу, человек и космические обитатели становятся видимыми друг для друга. Главное условие для выживания — не смотреть на них и не шевелиться.
Если бы ты хоть чуточку шелохнулся, они бы уже давным-давно слопали тебя. Не беспокойся, они не сделают тебе больно. Они и слугам не сделали ничего плохого, просто один вид их заставил бедняг орать что есть мочи. Мои любимцы не очень-то красивы, но ведь они из миров, где эстетические стандарты слегка отличаются от наших. Переваривание, уверяю тебя, проходит почти мгновенно.
(«Из глубин мироздания»)
Рассказчик, конечно, не способен противостоять им напрямую и тем более уничтожить тех, кто, по мнению Тиллингаста, олицетворяет собой «вселенскую истину». Но ему удалось спастись, сделав единственно верный ход — выстрелив в сатанинское устройство, разорвав связь со смертельно опасным планом бытия.
Спецоперации, полицейские облавы, расследования отважных сыщиков оказываются сомнительным средством против событий, о которых повествуется в рассказе ««Кошмар в Ред-Хуке». Ред-Хук, населенный иммигрантами, этот «грязный людской муравейник», стал рассадником человеческих злодеяний: здесь из домов слышатся нечленораздельные вопли, на улицах похищают детей, находят изуродованные трупы, вступают в контакты с богомерзкими тварями. Из этого места, из «морально и физически разлагающейся клоаки», самые странные и дикие религиозные культы взывают к темным космическим сущностям, приближая конец света.
Главный персонаж данного рассказа стал свидетелем жуткого ритуала, связанного с культом Лилит, в котором участвовал главарь контрабандистов в расчеловеченном обличье. Позволим себе привести длинное, но весьма красочное и богатое на макабрические образы описание этого действия:
Окутывавший подземелье полумрак немного рассеялся, и в исходившем от стен призрачном свечении взору Мелоуна предстал неясный силуэт бегущего по тоннелю существа, которое по всем законам Божьего мира не могло ни бегать, ни дышать, ни даже собственно существовать. То был полуразложившийся труп старика, оживленный дьявольскими чарами только что завершившегося ритуала. За ним гналась обнаженная фосфоресцирующая тварь, сошедшая с резного пьедестала, а у нее за спиной неслись, пыхтя от усердия, смуглые люди с лодки и вся остальная омерзительная компания. Напрягая каждый полуистлевший мускул, мертвец начал понемногу отрываться от своих преследователей, он явно держал курс на позолоченный резкой пьедестал, очевидно являвшийся призом в этой жуткой гонке. Еще мгновение — и он достиг своей цели, при виде чего отвратительная толпа у него за спиной взвыла и наддала скорости. Но было уже поздно. Ибо, собрав последние силы, труп того, кто был некогда Робертом Сейдамом, одним прыжком одолел последние несколько метров, отделявшие его от пьедестала, и со всего размаха налетел на предмет своего вожделения. Сила удара была столь чудовищна, что не выдержали и с треском лопнули мускулы богомерзкого создания и его растерзанное тело бесформенной массой стекло к подножию пьедестала, который, в свою очередь, покачнулся, наклонился и, немного побалансировав на краю набережной, соскользнул со своего ониксового основания в мутные воды озера, скрывавшие под собой немыслимые бездны Тартара.
(«Кошмар в Ред-Хуке»)
Местная полиция закопала подземелье, в котором культисты справляли страшные ритуалы с убийствами детей, осушила подземные каналы, депортировала подозрительных иммигрантов, которые походили на дьяволопоклонников. Зловещая эпидемия похищений людей прекратилась, но Мелоун, увидев больше положенного, понимал всю тщетность усилий полиции.
Переживший века ужас неистребим, как тысячеголовая гидра, а сопровождающие его культы берут свои истоки в святотатственных безднах, что будут поглубже демокритова колодца… Как и прежде, сегодня в Ред-Хук прибывает больше людей, чем возвращается обратно, и среди местных жителей уже поползли слухи о новых подземных каналах, прорытых контрабандистами и ведущих к тайным центрам торговли спиртным и другими, гораздо более предосудительными вещами.
(«Кошмар в Ред-Хуке»)
Биология монстров из враждебного человеку космоса не имеет строгих телесных очертаний и тяготеет к бесформенности, отсюда и апофатические описания космического бестиария Лавкрафта. У большинства из них нет ни нервов, ни крови, ни кожного или какого-либо иного покрова. Более менее оформленные монстры, как правило, студенисты и желеобразны, что подчеркивает идею об их природе: да, они материальны, но существуют по иным физическим законам, как, например, Ктулху, жрец изначального существа Йог-Сотота и «слепого бога-идиота» Азатота.
В самом известном произведении Лавкрафта «Зов Ктулху» люди смогли временно остановить разбуженную сущность. Моряки высадились на безымянный остров — поднявшийся из воды город Р'льех, обитель Ктулху. Постройки неправильных геометрических форм не походили на творение человека. В одном из склизких зеленых монолитов они обнаружили дверь с изображением осьминогоподобного монстра. Открыв ее, моряки выпустили на свет омерзительное чудовище, оставляющее за собой следы тошнотворной желеобразной слизи.
Существо описать было невозможно — ибо нет языка, подходящего для передачи таких пучин кричащего вневременного безумия, такого жуткого противоречия всем законам материи, энергии и космического порядка. Шагающая или, точнее, ковыляющая горная вершина… Зеленое, липкое порождение звезд пробудилось, чтобы заявить свои права. Звезды вновь заняли благоприятное положение, и то, чего древнему культу не удалось добиться всеми своими ритуалами, было по чистой случайности осуществлено кучкой совершенно безобидных моряков. После миллиардов лет заточения великий Ктулху был вновь свободен и жаждал насладиться этой свободой.
(«Зов Ктулху»)
Всего двум морякам удалось выжить после встречи с пробужденным Ктулху. Добравшись до яхты, они развернули ее на преследовавшую их тварь и разорвали ее пополам. Однако части вновь стали сползаться друг к другу, восстанавливая первоначальный корпус существа. Вряд ли это спасение можно назвать удачным. Обнулить опыт встречи с агентами хаоса невозможно. Вскоре моряки сходят с ума. Нельзя положиться и на рассудок рассказчика, ведь невозможно стать носителем запретного знания без последствий. Смерть — лучший исход для всякого, столкнувшегося с иными богами. Выжившие сходят с ума или вынуждены довести контринициацию до конца, порвав с родом человеческим.
В статье использованы цитаты из произведений Говарда Филлипса Лавкрафта в переводе Н. Кротовской, О. Алякринского, Л. Биндеман, И. Богданова, П. Лебедева.
Поддержите DARKER!
Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только!
Как Ктулху стал пленником Р’льеха?
Интересный факт!
До того, как Зверь Миров решил поселиться на Земле, планету населяли Старшие Существа. Они не испугались могущества Великого, устроив с ним войну на уничтожение. Большинство городов Старших были разрушены. Конфликт обернулся тем, что стороны пришли к мировому соглашению.
Определенный промежуток времени на планете царил мир, баталии между двумя сторонами иссякли. В один день город ушел под воду. Ктулху стал пленником Р’льеха.
Никто не может установить причину произошедшего. Согласно одной теории, Старшие Существа не смогли стерпеть обиды, нанесенной им. Они выбрали наиболее изощренный способ мести.
Периодически город всплывал на поверхность, но лишь на краткий промежуток времени.
Реальные доказательства бога Ктулху на Земле
Абдула Алхазред, являющийся известным путешественником, выпустил книгу под названием «Китаб аль-Азиф». Произошло это в 730 году. Как могут быть взаимосвязано это произведение и миф о существе?
Путешественник натолкнулся на секты, которые поклонялись Старшим Богам, рассчитывая на то, что их покровители смогут вернуть контроль над планетой.
Какова же роль Ктулху в этой истории? Он выступал в роли первосвященника. Согласно проповедуемой вере, монстр обитает на дне Тихого Океана. Как только он сбросит оковы сна, в этот мир придут Старейшие.
Эта история могла остаться обыкновенной легендой, но благодаря Принстонскому университету смогла подтвердиться.
В 1860 году ученые посетили холодные места планеты, а именно Исландию и Гренландию, в поисках останков поселений викингов. Когда они путешествовали по гренландскому побережью, наткнулись на племя эскимосов, чье существование граничило с полным исчезновением.
Они чтили Торнасуку – дьявола. Этот культ внушал ужас в людские сердца, к ним опасались приближаться.
Один из профессоров смог пролить свет на ситуацию. У племени была статуэтка, которая возвышалась на постаменте. Когда зима подходила к концу, с первыми лучами солнца они танцевали вокруг нее, преподносили жертвы. Ученый акцентировал внимание на том, что песня, исполняемая сторонниками культа, исполнялась на неизведанной речи. После того, как перевод текстов был осуществлен, оказалось, что в песне воспевается Ктулху.
Спустя 48 лет появились новые зацепки о легендарном существе. Луизианские леса населяла секта, которая могла приносить в жертвы людей. Этот факт не нашел подтверждения или опровержения. Как и в предыдущей ситуации, сектанты избрали объектом поклонения аналогичную статуэтку.
Один из профессоров, бывший непосредственным участником экспедиции, смог установить, что сектанты распространены по всему миру. Наслышавшийся о странных людях и статуэтке Говард Лавкрафт взял эту историю за основу.
Характеристика и особенности
Древнейший владыка всего живет в Тихом океане, в затонувшем когда-то городе. Пока Ктулху находится в спячке, но обязательно явит себя миру, когда звезды позволят. Ктулху будет сеять ужас и разрушать построенное.
У монстра есть дочь по имени Ктхулла . Ее усердно охраняют слуги Ктулху . Именно она сможет возродить отца если тот погибнет.
Культ
Поклоняются этому божеству во всех точках земного шара, в частности в штате Луизиана и в Гренландии. Своему владыки люди приносят человеческие жертвы. Последователи культа свято верят, в то, что древний обитатель вод является великим божеством. Их не заботить вероятная гибель мира из-за этого монстра. Для него самого, человечество со всей своей историей только ничего не значащий миг.
Откуда пришел Ктулху?
Среди всех чудовищ, богов и демонов, созданных фантазией Говарда Филлипса Лавкрафта, Ктулху занимает особое место. Именно рассказ «Зов Ктулху» принято считать первым кирпичиком уникальной авторской мифологии, вдохновившей как самого Лавкрафта, так и многочисленных последователей. Сейчас «Мифы Ктулху» можно признать настоящим явлением, ставшим основой для множества литературных произведений, фильмов, компьютерных игр, философских эссе и оккультных концепций. Мало кто из писателей может похвастаться тем, что создал столь «живучую» мифологию.
Хотя пантеон Великих Древних в настоящее время неимоверно разросся, центральной его фигурой без сомнения остается Ктулху. Внеземное, неизмеримо могущественное и столь же «злое» чудовище, спящее в затонувшем городе, но даже из пучины поддерживающее связь со своими поклонниками и насылающее безумие на все человечество. Большинство Великих Древних с тех пор представлялись примерно схожими: нечто «огромное, бесформенное, слизистое», иногда с крыльями, в большинстве случаев — с щупальцами, столь же могущественное, сколь и чуждое человечеству, находящееся вне моральных норм, которые обычно люди приписывают богам и демонам.
Могло ли подобное божество, равно как и весь лавкрафтовский пантеон, быть созданным исключительно фантазией одного человека, пусть даже и такого, как Говард наш Филлипс? При всем уважении к Мэтру, в этом есть сомнения.
Истоки вдохновения Лавкрафта обычно ищут в литературных образах. Так, автор одной из наиболее подробных биографий Лавкрафта, Сунанд Джоши, в качестве оных называет рассказ Ги де Мопассана «Орля» и роман Абрахама Меррита «Лунная заводь», а также теософские труды. Другие вспоминают стихотворение Теннисона «Кракен», повествующее об огромном чудовище, дремлющем в морской пучине, чтобы проснуться перед концом света. Влияние этих, как и ряда других, образов на творчество Лавкрафта вполне вероятно — однако недостаточно, чтобы создать столь богатую и целостную мифологию. Вспомним Толкиена — британский профессор, человек энциклопедических познаний, при создании своего мира опирался на мощнейший пласт германской и кельтской мифологии, дополненной к тому же христианским мировоззрением автора. Мог ли Лавкрафт, также человек широчайшей эрудиции, опираться на какие-то мифологические образы? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Начнем с региона, в котором сам Лавкрафт располагает местопребывание Р’льеха и спящего в нем Ктулху — с Океании. Напомним, что баркас, на котором моряк Йохансен натыкается на поднявшийся из пучины древний город, вышел из Окленда в Новой Зеландии, а корабль «культистов» «Бдительная», как упоминается в рассказе, «курсировал между островами Тихого океана». Есть ли в мифах здешних народов что-то, похожее на Великого Ктулху? Возможно, что и есть!
Среди всех народов Океании самыми развитыми мифологическими представлениями обладали полинезийцы с их достаточно сложным пантеоном богов. Среди них был Каналоа (Тангароа, Таароа, Тагалоа) — один из четырех главных богов полинезийской мифологии наряду с Тане (Кане), Ронго (Лоно) и Ку (Ту). Под разными именами эти боги были известны всей Полинезии, однако их значимость в общей картине мироздания могла варьироваться от острова к острову. Тангароа, например, представлялся то как верховный бог, творец Вселенной, то как «темный двойник» благого небесного божества, местный «дьявол». Именно таким он изображен в гавайской мифологии, где известен под именем Каналоа, противника небесного бога Кане. Впрочем, оба эти бога не только соперники, но и соработники в деле творения — сюжет хорошо известный многим народам Евразии, где мир создается совместно «добрым» и «злым» богами. Кане создает каноэ, но Каналоа заставляет его плавать; Кане создает человека, а Каналоа — всех ядовитых и попросту неприятных тварей. В частности, он считается прародителем кальмаров, почитавшихся существами демоническими, да и сам представляется в виде некоего головоногого. Одно из имен Каналоа — «Каа-хe'e-хaунa-Вeлa» или «Зловонный Кальмар».
Здесь мы уже вплотную подходим к образу Ктулху — огромного чудовища с головой спрута. И то, что Кальмар-Каналоа именуется «зловонным», тоже, что называется, «в тему». Разве сам Лавкрафт уже в другом своем произведении «Ужас Данвича» не пишет о Великих Древних (к которым относится и Ктулху) «лишь по зловонию Их узнаешь ты их»? Впрочем, и в «Зове Ктулху» вскрытие могилы чудовищного бога ознаменовалось «невыносимым смрадом», а позже, когда моряк Йохансен нанес чудовищу удар бушпритом, разлилось «зловоние тысячи разверстых могил».
В глубинах Тихого океана Лавкрафт расположил могилу и еще одного чудовищного божества, описанного им в соавторском рассказе с Хейзел Хилд «Вне времени». В древнем склепе, затонувшем в морских глубинах, скрывается чудовище под именем Гхатанотхоа, столь ужасное, что одним своим видом способно обращать в камень. Разумеется, щупальца и прочие лавкрафтовские прелести в описании данного монстра присутствуют. Само имя Гхатантохоа созвучно с именем Каналоа или Тангароа — не потому ли, что при создании обоих литературных образов Лавкрафт руководствовался одним и тем же мифологическим первоисточником?
Интересная деталь: Лавкрафт мимоходом упоминает, что культ Гхатанотхоа влился в полинезийскую мистическую доктрину «Ареои». Это реально существующий культ плодородия, практиковавшийся на островах Французской Полинезии, включавший ритуальные убийства и ритуальные же оргии. Один из вариантов происхождения этого культа связывает его как раз с Тагароа или с его сыном Оро, богом войны. Поэтому можно сделать вывод, что некоторое представление о полинезийских культах у Лавкрафта имелось и данное представление могло вдохновить его на создание образа Ктулху.
Автор фэнтези и один из продолжателей Лавкрафта Лин Картер назвал Гхатанотхоа «сыном Ктулху». А у Тангароа есть сыновья и помимо Оро. Один из них — Тинирау, хозяин рыб и морских зверей. Его атрибуты — двутелость, соединение в облике сразу двух природ — человечьей и рыбьей. Его вестниками служат акулы, и каждая рыба может считаться его супругой. Тинирау молятся, чтобы он послал хороший улов. Здесь уже прослеживается связь с иными персонажами Лавкрафта — Глубоководными, что имеют полурыбью, получеловечью внешность и способны смешиваться с людьми. Они же могут дарить тем, кто им поклоняется, множество рыб. В повести «Тени над Иннсмутом» упоминается остров Понапе в Океании, откуда и привел Глубоководных в Новую Англию капитан Оубед Марш. Между прочим, неподалеку, на островах Меланезии, тоже существовали легенды о неких полулюдях-полурыбах.
Неизвестно, был ли Лавкрафт знаком именно с гавайской мифологией, но при его широчайших познаниях и множестве прочитанных книг, не было бы ничего удивительного в том, что сведения о Каналоа все же донеслись до писателя, а остальное додумала его богатая фантазия.
В полинезийских легендах хватало и иных огромных спрутообразных существ, а культ Тангароа имеет ряд интересных для рассматриваемой темы аспектов. Даже гимн Тиирау-Тангалоа в исполнении жрецов с острова Таити звучит необычайно зловеще, заставляя представлять культистов из Иннсмута:
От Поглотителя, от Повелителя Океана
Поднимается туча сюда.
Для солнца, встающего из океана,
Для солнца, от Поглотителя, поднимающегося сюда.
Еще один возможный источник вдохновения Лавкрафта — культ вуду, а также связанные с ним обряды и божества. Чуть ли не самый жуткий момент в «Зове Ктулху» — это ритуал в честь Ктулху в луизианских болотах. Это поклонение Лавкрафт прямо именует «вуду культом», явно намекая этим на множество пугающих слухов, что ходили в то время о негритянских богах и их почитателях. В реальном вудуизме довольно сложно найти божество даже отдаленно напоминающее Ктулху, но в данном случае этого и не требуется — вуду вдохновило писателя на создание не божества, но его культистов. Лавкрафт, типичный сын старой Америки, убежденный в расовой неполноценности чернокожих, всегда был склонен демонизировать их — что перенес и в иные из рассказов. Как пишет Мишель Уэльбек в книге «Лавкрафт: против человечества, против прогресса»:
«Что до истязателей, прислужников безыменных культов, то это почти всегда метисы, мулаты, полукровки “самого низкого пошиба”…
Христу, как новому Адаму, пришедшему возродить человечество любовью, Лавкрафт противополагает “негра”, пришедшего возродить человечество скотством и пороком. Ибо день Великого Ктулху близок. Эру его пришествия будет легко распознать: “В этот час люди станут подобными Ветхим: свободными, дикими, по ту сторону добра и зла, отбросив всякий моральный закон, истребляя друг друга с громкими криками в течение веселых разгулов. Освобожденные Ветхие научат их новым способам кричать, убивать, пировать; и вся земля зардеет последней бойней разнузданного экстаза. Тем временем подобающими обрядами культ должен поддерживать живую память о тех прежде бывших нравах и прорекать их возврат”. Этот текст есть не что иное, как исключительно сильный парафраз апостола Павла.
Мы подступаемся здесь к самому нутру расизма у Лавкрафта, который сам себя предназначил в жертвы и который выбрал своих палачей. Он не питает никаких сомнений на сей предмет: “тонко чувствующие человеческие существа” будут побеждены “сальными шимпанзе” (так Лавкрафт называет чернокожих, когда оправдывает запрет на совмещение пляжей для черных и белых); их будут перемалывать, истязать и пожирать; их тела будут рвать на части в гнусных обрядах, под неотвязные звуки исступленных барабанов».
Омерзительный до гротеска ритуал, где человеческие жертвы приносятся под шелест крыльев неведомых дьяволов из глубин черного леса, под пристальным взором неведомой твари с щупальцами — квинтэссенция отношения Лавкрафта к чернокожим вообще и вудуизму в частности. Впрочем, о последнем и без того ходили жуткие слухи, особенно распространенные на американском Юге. Процитированный ниже газетный отрывок, описывающий якобы вудуистский обряд, была бы вполне достоин пера Лавкрафта, если бы не его явный сексуальный подтекст:
«По мере того, как ритм там-тамов и банджо ускоряется, обычно благопристойное поведение негров сменяется разнузданной вакханалией. Их поступь и все извивы тел исполнены первобытной мощи, неведомой тем, кто вращается лишь в приличном обществе. Женщины сдирают с себя одежду и возвращаются к неистовому празднеству уже нагими, вопя вместе с остальными… Нагая белая девушка, что выполняет обязанности жрицы вуду, доведена до исступления заклинаниями и танцами, последовавшими за жертвоприношением черной и белой курицы. Змея, обученная своей роли, движется в такт музыке, обвивая члены девицы, а верующие стоят вокруг или пляшут, наблюдая за извивами змеи. Наконец, когда бедная девушка упала, корчась в эпилептическом припадке, наблюдатель в ужасе бежал прочь».
Эта статья из «Нью-Йорк Таймс» (1894 год) рассказывает о церемонии, проводившейся в городе Мобил, штат Алабама. Подобных историй хватало на Юге, в особенности в Луизиане, в Новом Орлеане, с его «королевами вуду» и причудливым франко-негритянским фольклором. Хотя Лавкрафт посетил южные штаты уже после написания «Зова Ктулху», тем не менее, историю Юга он знал и раньше, восхищался «рыцарями» Ку-клукс-клана и всецело одобрял заведенные в южных штатах расовые порядки. Вполне возможно, что вудуистские мотивы в «Зове Ктулху» обязаны своим появлением статье вроде процитированной выше.
Вероятно, впечатления от поездки на Юг вдохновляли Лавкрафта и при написании рассказа «Локон Медузы» (в соавторстве с Зелией Бишоп). Кстати, написан он был в Ричмонде, бывшей столице Конфедерации Южных Штатов. В этом рассказе африканские корни культа Ктулху проступают более отчетливо, так же как и лучше прослеживаются привязки к конкретным вудуистским верованиям. Антураж заброшенного поместья старого Юга, таинственная и зловещая красавица Марселина Бертран с волосами, подобными змеям (отголосок мистерий Дамбаллы, вудуистского бога-змея?), старая зулусская колдунья Софонизба, чуть ли не молящаяся на таинственную хозяйку, которая, как отмечает Лавкрафт в самом последнем предложении, «была, хоть и в обманчиво незначительной степени… негритянкой». Волосы Марселины после ее смерти таинственным образом превращаются в огромную змею, сохраняющую мистическую связь со своей гниющей в могиле хозяйкой — отсылки одновременно и к культу Дамбаллы, и к «живым мертвецам», на легенды о которых так богат вудуизм. Ну а финальный крик старой колдуньи еще больше утверждает нас в мысли, что истоки культа Ктулху находятся на Черном Континенте:
«Иэ! Иэ! Шуб‑Ниггурат! Йа Р'Лайх! Н'гаги н'булу бвана н'лоло! Йа, йо, бедная Мисси Танит, бедная Мисси Изида! Марсе Клулу, появись из воды и забери свое дитя — она умерла! Она умерла! У волос больше нет никакой хозяйки, Марсе Клулу. Старая Софи, она знает! Старая Софи, она получила черный камень из Большого Зимбабве в старой Африке! Старая Софи, она танцевала в лунном свете вокруг камня-крокодила до того, как Н'бангус поймал ее и продал на корабль, перевозящий людей! Нет больше Танит! Нет больше Изиды! Нет больше женщины‑ведьмы, которая бы хранила огонь горящим в большом каменном месте! Йа, йо! Н'гаги н'булу бвана н'лоло! Иэ! Шуб‑Ниггурат! Она умерла! Старая Софи знает!»
Все эти примеры, казалось бы, подтверждают мнение авторов вроде Джоши или Уэльбека, акцентирующих особое внимание на «расизме» и «снобизме» Лавкрафта, его подчеркнутой боязни «низших рас» и «полукровок», ставших прототипами лавкрафтовских чудовищ. Однако есть и еще один мифологический пласт, также, возможно, оказавший влияние на создание «Мифов Ктулху». Пласт особенно близкий Лавкрафту, потому что он теснейшим образом связан с его «малой родиной» — Новой Англией и некоторыми близлежащими штатами. Это регион, в истории которого было самое дремучее мракобесие, вплоть до сожжения ведьм; где прижились и укрепились предрассудки, привезенные колонистами из старушки Европы. Лучше всего настроения, из которых вырастал ведьмовской фольклор британских колоний, описал сам Лавкрафт:
«Фанатичные приверженцы верований, сделавших их изгоями среди себе подобных, чьи предки в поисках свободы селились на безлюдье. Здесь они процветали вне тех ограничений, что сковывали их сограждан, но сами при этом оказывались в постыдном рабстве у мрачных порождений собственной фантазии. В отрыве от цивилизации и просвещения все душевные силы этих пуритан устремлялись в совершенно неизведанные русла, а болезненная склонность к самоограничению и жестокая борьба за выживание среди окружавшей их дикой природы развили в них самые мрачные и загадочные черты характера, ведущие свое происхождение из доисторических глубин холодной северной родины их предков. Практичные по натуре и строгие по воззрениям, они не умели красиво грешить, а когда грешили — ибо человеку свойственно ошибаться — то более всего на свете заботились о том, чтобы тайное не сделалось явным, и потому постепенно теряли всякое чувство меры в том, что им приходилось скрывать».
«Картинка в старой книге»
«Огромные пространства мрачных девственных лесов, вечно сумеречных, в которых могла водиться любая нечисть; орды меднокожих индейцев, чей странный мрачный вид и жестокие обычаи прямо указывали на их дьявольское происхождение; свобода, данная под влиянием пуританской теократии, в отношении строгого и мстительного Бога кальвинистов и адского соперника этого Бога, о котором очень много говорилось каждое воскресенье; мрачная сфокусированность на своем внутреннем мире из-за лесного образа жизни людей, лишенных нормальных развлечений и увеселений, измученных требованиями постоянного религиозного самопознания, обреченных на неестественные эмоциональные репрессии, да еще вынужденных вести постоянную жестокую борьбу за выживание — все это неизбежно порождало обстановку, в которой не только по уголкам шептались о черных делах ведьм и рассказы о колдовстве и невероятных ужасах передавались из уст в уста много позже жутких дней салемского кошмара».
«Сверхъестественный ужас в литературе»
«Если я скажу, что в моем воображении, тоже отличающимся экстравагантностью, возникли одновременно образы осьминога, дракона и карикатуры на человека, то, думается, я смогу передать дух изображенного существа. Мясистая голова, снабженная щупальцами, венчала нелепое чешуйчатое тело с недоразвитыми крыльями; причем именно общий контур этой фигуры делал ее столь пугающе ужасной».
Снэлгейстер налетает молча с неба и уносит свои жертвы. Самые ранние истории утверждают, что этот монстр высасывает кровь. Семиконечные звезды, которые, по общему мнению, держали Снэллгейстера в страхе, местные знахари рисовали на амбарах. Подобные же символы часто встречаются в произведениях и Лавкрафта, и его последователей.
Нельзя утверждать, что какое-то из упомянутых выше божеств или чудовищ стало конкретным прототипом Ктулху, но очевидно, что все эти мрачные легенды, слухи и суеверия оказали немалое влияние на творчество Лавкрафта. Американская культура и американский фольклор гораздо более многообразны, чем принято считать в России, а смешение различных традиций способно порождать причудливые, порой пугающие образы. Лавкрафт, с его широчайшей эрудицией и глубокой любовью к родной Новой Англии, плоть от плоти которой он был, гениально уловил все эти «глубины сатанинские» американской культуры, воплотив их в образе «пришедших со звезд» чудовищ, оказавшись одновременно их творцом и невольным пророком. Из топких луизианских болот, из густых лесов и пещер Аппалачей и бездонных глубин Океании вышел Великий Ктулху, чтобы с тех пор начать победоносное шествие по всему миру.
Поддержите DARKER!
Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только!
Кто такой бог Ктулху (5 фото + видео)
Авторы литературы, творящие фантастические и фэнтезийные миры, нередко воплощают образы неизведанных существ.
Читатель, погружаясь во вселенную романа, начинают верить в то, что они реальны. Прекрасным примером послужит Говард Лавкрафт, сотворивший одного из загадочнейших персонажей – Ктулху.
Является ли существо плодом воображения автора? Или на просторах нашей планеты можно встретить его?
Внешний вид, способности, место обитания
Лавкрафт описывал Ктулху как божество, которое спит на тихоокеанском дне. Автор позиционирует существо в качестве Зверя Миров. Впервые Ктулху появился на страницах одноименного произведения «Зов Ктулху», опубликованной в 1928 году.
Внешний вид этого персонажа внушает страх
Зверя Миров можно описать как смесь человекоподобного осьминога, имеющего драконьи черты. На голове множество щупалец, тело гуманоидное, за спиной произрастают могучие крылья.
Зверь Миров имел колоссальные габариты. Он не только доставал ногами до дна, но и возвышался над водой.
Неординарные способности монстра
Он обладал психоделическим воздействием на людей. Пребывая во сне, Ктулху мог лишь влиять на человеческие сны, обрекая жертву на страдания, безудержный ужас. Отдельные персонажи не смогли противостоять влиянию чудовища, лишились рассудка.
Место обитания Ктулху
Руины города Р’льех, находящегося глубоко под водой. Если звезды выстроятся в определенном порядке, обитель чудовища выйдет на поверхность, а Зверь Миров пробудится ото сна.
Психология мифов Ктулху. Почему Лавкрафтомания покорила мир.
Только представьте, начало двадцатого века, в окна старинного особняка градом бьют капли дождя и вот только что где-то промелькнула молния. Раздался гром. А где-то в недрах особняка старый оккультист пишет что-то на неведомом языке. Безумным взглядом разглядывая древние письмена почти истлевшего фолианта. Типичная составляющая сюжета лавкрафтовского произведения, не правда ли? Но согласитесь, есть в этих нескольких строках, что завораживает уже с первой секунды. Не от того ли, что эти строки пропитаны чем-то мистическим и загадочным? Не от того ли, что разум сам представляет атмосферную картину особняка и безумного старика, предвкушая, то чего жаждет почти каждый человек? Неизведанного.
Будучи не особо популярными при жизни, произведения Говарда Филлипса Лавкрафта, оценили по достоинству лишь в конце двадцатого века. Переживая невообразимый пик популярности сегодня, писатель стал кумиром для множества современных мастеров ужаса. Дополняя и расширяя мир мифов Ктулху, такие мэтры литературного дела как Стивен Кинг, Роберт Блох и Нилл Гейман, привнесли много нового в эту прекрасную, ой, прошу прощения, ужасную вселенную. По мифам Ктулху также создан не один десяток настольных и компьютерных игр, сериалов и фильмов. Так что со всей ответственностью можно сказать, что дело Говарда Лавкрафта живо и будет жить покуда в человеке не пропадёт интерес ко всему мрачному и необъяснимому.
Абудл Альхазред, создатель "Некрономикона", самого ключевого артефакта мира Ктулху, собственной персоной. Абудл Альхазред, создатель "Некрономикона", самого ключевого артефакта мира Ктулху, собственной персоной.Мы уже поняли, что Лавкрафт привлекал внимание к своим произведениям мистикой, загадочностью и своим непревзойдённым литературным талантом. Но всё таки этого недостаточно, что бы из произведений жанра ужасов выделили отдельный поджанр известный как "Лавкрафтовские ужасы". Давайте всё же разберёмся почему "Дедушка Ктулху" заслужил подобные почести.
Правдиво пережитые события автором.
Как я уже сказал, все существа, истории и сюжеты писатель почерпнул из своего сновидческого опыта, что, читая его рассказы, вызывает поистине неподдельный первобытный ужас.
Фантасмагория
Все повести Лавкрафта наполнены гротескностью, хаосом, сумбуром, непостижимо кошмарными богами и сущностями из других миров, которых разум человека просто не способен осмыслить. Создав громадный пантеон древних богов, различного вида тварей и ужасающих сооружений. Лавкрафт наделил их всех одной важной и исключительной особенностью - неописуемостью. Тем самым разрушив все рамки, дав воображению читателя полноправную свободу мысли.
Песчинка в космосе
Роли существования человека в творчестве Говарда Лавкрафта отводится минимальная значимость. Человек в этом мире - второстепенный продукт некоего события произошедшего давным давно. От того люди и созданы случайно. Разве что лишь для служения непостижимым богам пришедшим из далёкого космоса. От того эта сошка под названием "человек" и не вправе выстоять перед ликом Великих и не сойти сума. Однако, не смотря на такую незавидную роль, человечество не признаёт свою ничтожность и всеми силами бросает вызов Неописуемому. До поры до времени.
Лавкрафт разделил свои произведения на три цикла: "Мифы Ктулху", "Цикл снов", "Смертельные истории". Объединив их в одном мире, но в разных концепциях, предоставив читателю возможность лицезреть развитие старых знакомых персонажей, но уже в другой повести другого цикла. Разделив свои творения подобным образом на сказания о неописуемых богах, сказочных путешествиях в мире снов и просто классические истории ужасов, и затем объединив их в одной вселенной, тем самым Лавкрафт существенно раздвинул горизонты своего выдуманного мира для дальнейшего развития и предоставив читателю возможность выбирать.
И на конец, просто хороший детектив с элементами первородного зла
Влияние Ктулху на людей
Казалось бы, как может повлиять мифический персонаж на людскую реальность? На самом деле, Зверь Миров почитался в различных точках планеты (история с сектантами выше). Существо считали первосвященником, способным пробудить богов ото сна.
Интересно!
Секты постепенно затерялись или начали лучше скрываться, но истории про бога-кальмара продолжают передаваться из уст в уста на Гавайях.
Соответствующие ритуалы проводятся в непосредственной близости от океана. Сторонники культа приносят жертвы, исполняют песнопение, обнаруженное во время экспедиции в Гренландии.
Ктулху возымел мировую известность. Появились даже пародийные секты, когда изображения существа начали появляться на просторах интернета. К примеру, жители России восприняли истории с юмором. «Последователи культа» считали, что «Ктулху проснётся, захватив всех».
Это не единственное проявление чудовища в людской жизни. Его использовали в качестве основного персонажа для фильмов, игр, музыкальных произведений.
Существо, созданное Лавкрафтом, продолжает покорять людские сердца, внушать в них ужас, быть загадкой для большинства. Существует ли Ктулху на самом деле? Остается только догадываться. Если чудовище однажды пробудится, выйдет на морскую поверхность, о его появлении узнает моментально миллионы людей.
Появление Ктулху и города Р’льех
Как появилось на свет это чудовище? Каким именно образом оно попало на нашу планету? Ответы на эти вопросы сокрыты в мифах, описывающих появление Ктулху.
Зверь родом из мира Вурп, расположенном в туманности под номером 23. Чудовище обернулось зеленой двойной звездой, после совершило соитие с существом Идх-йаа. Этот союз дал жизнь Великим Древним.
Ктулху, объединившись с «родней» начал путешествовать. Побывал на Югготе, но конечным пунктом стала наша планета.
Город Р’льех, его местоположение
Загадочная обитель Ктулху была не только подробно описана автором, но и приведены координаты её местоположения. Подобная деталь не цепляла взор читателей, но однажды, по заданной точке, обнаружили необыкновенные руины, поднявшиеся с морского дна в результате землетрясения.
Координаты совпадали не полностью, но расхождение было минимальным. К сожалению, у исследователей не было времени изучить объект, он слишком быстро ушел обратно на дно. Существование города Р’льеха признавалось людьми, пусть правительство не афишировало этой информации.
История с координатами не завершилась на этом. В 1997 году в районе, отмеченном Лавкрафтом, зафиксировали странные звуки. Он повторился несколько раз, после чего затих на длительное время. И вновь автор ошибся на пару километров. Люди уверовали в существование города Р’льех еще крепче.
Читайте также: