Как перестать играть в игры эрик берн
Отношения между людьми - благодатная и неиссякаемая тема, которая вдохновляет не только режиссеров и писателей, но и ученых. Среди последних особое место занимает Эрик Берн и его ставшая культовой в психологии книга «Игры, в которые играют люди». Доктор описывает популярные во взрослой жизни игровые схемы и дает советы, как вовремя распознать и прекратить игру.
1. "Все из-за тебя"
Миссис Уайт часто жалуется, что из-за мужа-тирана многого не добилась в жизни, ведь он ограничивает ее во всем, даже в занятиях танцами. Вспомните, наверняка среди ваших знакомых есть такая же миссис и не одна. Интересно, что, когда мистер Уайт позволил супруге учиться танцевать, оказалось, что она панически боится танцевальной площадки.
Игра "Все из-за тебя» - это лишь способ оправдать свой страх, лень или другие причины, не позволяющие этой женщине заниматься танцами или чем-то еще. Кроме того, чувство вины, которое она навязывала своему супругу, позволяло миссис Уайт получать подарки и другие поощрения от него.
- Что делать? Эта игра продолжается до тех пор, пока действует запрет. Как только партнер вместо «Не смей встречаться с подругами по пятницам» скажет «Валяй!», все станет на свои места. И, скорее всего, окажется, что подруги все заняты, да и самой не очень хочется идти.
2. "Тупик"
Представьте, что миссис Уайт предложила мужу пойти в кино, и он согласился. Начинают одеваться, и тут она вдруг заявляет, что не мешало бы сделать ремонт. От неожиданности мистер Уайт резко отвечает: "Денег нет, я и так много работаю, мне что, разорваться?"
Миссис Уайт обижается и предлагает мужу самому сходить в кино, раз у него плохое настроение. Что он и делает, только идет, может, не в кино, а с друзьями в бар, например. А миссис Уайт остается в тупике, куда загнала сама себя, но с козырем - возможностью упрекнуть мужа в том, что оставил ее в одиночестве.
- Что делать? Остановить эту игру могут оба. Проще это сделать миссис Уайт, ведь она знает, что резкость мужа - это нормальная реакция на неуместное заявление о ремонте. И он действительно много работает, а его поведение - попытка обратить на это внимание. Все, что нужно сделать, - подыграть ему, согласившись с тем, что он перерабатывает, и пойти на попятную, отложив разговор о ремонте до лучших времен.
- Мистер Уайт тоже может прекратить все это. Ведь он знает, что обиду жены не следует принимать всерьез. По-настоящему она хочет, чтобы муж приласкал ее и попросил не обижаться. Ему стоит подыграть ей, и тогда они, вполне счастливые, пойдут в кино.
3. "Дорогая"
В эту игру чаще играют на людях. Мистер Уайт рассказывает какую-нибудь историю или просто фразу, которая выставляет его супругу в неприглядном свете, но в конце добавляет: «Не правда ли, дорогая?» И чем обиднее рассказ, тем язвительнее звучит слово «дорогая».
В итоге цель достигнута: супруга опорочена, но последняя фраза не позволяет упрекнуть мужчину в плохом отношении к ней. Миссис Уайт начинает злиться, но объективных поводов для злости у нее нет, ведь со стороны ее муж просто душка, и это добавляет ей еще один минус.
- Что делать? Тут Эрик Берн предлагает 3 варианта. Первый, самый сложный - поговорить с партнером и разрешить ему рассказывать такого рода истории, но попросить не называть вас при этом ласкательными прозвищами. Второй - на вопрос «Не правда ли, дорогая?» мило и без эмоций ответить «Да, дорогой». Третий вариант (его лучше использовать редко) - вместо согласия рассказать аналогичную историю про партнера, завершив его фразой: «Не правда ли, дорогой?»
4. "Посмотри, что я из-за тебя наделал"
Мистер Уайт, закрывшись в ванной и максимально сосредоточившись, красит трубы. В это время появляется супруга с вопросом: "Ты меня любишь?" Могут быть и более бытовые варианты: "Есть будешь?", "Гулять идем?" Отвлекшись на жену, он роняет банку с краской прямо себе на ногу, и с фразы "Посмотри, что я из-за тебя наделал" начинает скандал.
- Что делать? На самом деле оплошность мистера Уайта вызвана его собственным раздражением, ведь он, как и многие из нас, не любит, когда его беспокоят в такие моменты. Может быть и так, что он раздражен из-за того, что порядком устал возиться с краской. В любом случае, чтобы прекратить эту игру, миссис Уайт лучше оставить мужа наедине с трубами.
5. "Видишь, как я стараюсь"
Мистер Уайт желает развода, но он не хочет быть его инициатором. Его жена видит, что в семье что-то не ладится, и предлагает мужу посещать психотерапевта. Он соглашается, но начинает вести себя еще хуже, доказывая таким образом, что терапия не работает. В конце концов миссис Уайт, устав, подает на развод. Мистер Уайт ликует, цель достигнута, но его не в чем упрекнуть, ведь он не хотел развода и даже пытался его предотвратить.
Другим популярным примером этой игры является ситуация, когда один из супругов не работает, потому что лень. Вслух он истинные причины безработицы не озвучивает, но умело создает видимость активного поиска работы. Это позволяет человеку на любые упреки или просто вопросы гневно отвечать: "Видишь, я стараюсь". После такого желание поднимать эту тему отпадает надолго и появляется чувство вины, ведь он действительно старается.
- Что делать? Суть игры в том, что ее инициатор переносит важность с самой проблемы на якобы ее решение. Поэтому не стоит предлагать терапевта (тут Берн советует самой миссис Уайт к нему сходить) или содействие с поиском вакансий. Вашей помощью легче всего манипулировать, так как после фразы "Это твое решение, и оно тоже не работает, хоть я и стараюсь" отпадают все вопросы.
Самым типичным для большинства семей Эрик Берн называет первый сценарий - "Все из-за тебя". Вы с этим согласны или другие схемы встречаются не реже этой игры?
Сценарный анализ
Сценарный анализ – новая концепция автора, рассмотрению которой и посвящена его книга «Люди, которые играют в игры». В основе концепции лежит мнение Эрика Берна о том, что судьба человека формируется уже в дошкольном возрасте.
Сценарием в своей работе известный психотерапевт называет жизненный план человека, сформированный на подсознательном уровне в раннем возрасте. Механизм его формирования прост: со временем у ребенка складывается определенный протокол убеждений и восприятия самого себя и окружающих людей, основанный на поведении его родителей. И уже следующим этапом становится появление собственной позиции и индивидуального сценария, согласно которому в дальнейшем выстраивается вся жизнь человека.
Транзактный анализ
Транзактный анализ – базовая концепция Эрика Берна, уже известная нам по его прошлой книге «Игры, в которые играют люди». Согласно этой концепции, у каждой личности есть три Эго-состояния или иными словами – три состояния «Я». Именно они определяют поведение человека и результаты его взаимодействия с другими людьми. В основе транзактного анализа лежит детальное изучение каждого состояния, а также описание методов для их возможной замены.
В своей книге «Люди, которые играют в игры» автор раскрывает значение каждого состояния следующим образом:
- Родитель. Данная позиция основана на образцах родительского поведения. В таком эго-состоянии человек рассуждает, реагирует и действует так, как в период его детства вели себя его родители.
- Взрослый. Находясь в позиции Взрослого, человек ведет себя очень рассудительно и объективно, рассчитывая собственные возможности с учетом имеющегося у него жизненного опыта. Подобное состояние позволяет человеку совершенно адекватно оценивать собственные поступки, отдавать себе отчет в своих действиях и полностью брать на себя ответственность за них.
- Ребенок. Поведение человека, находящегося в такой позиции, не следует считать незрелым или детским. Отличительные черты такой позиции: человек часто мыслит, чувствует и реагирует таким же образом, как он вел себя, будучи маленьким ребенком. В состоянии Ребенка человек может ощущать себя точно так же, как и в детстве – объектом обожания или воспитания.
По мнению Берна, для того чтобы адекватно воспринимать окружающий мир, чувствовать эмоциональный комфорт и не испытывать психического напряжения, каждый человек должен стремиться к достижению баланса между эго-состояниями и стремиться к усилению самой конструктивной позиции – Взрослого.
Психологические игры по Берну
В нашем мире очень часто ломают связь с собой на трёх уровнях: физическом, эмоциональном, намерений. Из-за этого люди плохо осознают свои истинные желания и ищут обходные пути их реализации. Кроме того, даже если желание осознанно, реализации его могут мешать внутренние сценарные запреты. И для их обхода возникают психологические игры — такие взаимодействия между людьми, при которых хотя бы одна из сторон скрывает истинные цели и намерения и пытается получить желаемое обходными путями, а не прямой просьбой. Такие взаимодействия впервые были описаны в книге Эрика Берна «Игры, в которые играют люди», поэтому их ещё иногда называют берновскими.
Психологические игры заставляют скрывать свои цели и намерения Психологические игры заставляют скрывать свои цели и намеренияС детства ребенок испытывает массу различных желаний и потребностей, которые могут не удовлетворяться по различным причинам.
— Мам, купи машинку!
— Нет!!
— Почемуууууу.
— Я сказала нет, значит, нет!
— Ну купиииииииии!
— Отстань от меня.
— Мам, я плакать буду…
— Достал своими слезами, все тебе принеси да подай!
— *рев, истерика*
— За что мне это наказание-то, как же мне плохо. Как ты утомил меня!
(Если диалог продолжать, автор данных строк просидит за монитором до утра, а потом до утра второго дня, а потом…)
Здесь мы видим, что у ребенка желание выражено открыто — получить машинку. Мать отказывает ему, но при этом не желает открыто называть причину отказа. Например, не хочет признавать перед собой то, что не может заработать достаточно денег, чтобы порадовать ребёнка игрушкой.
— Мам, купи машинку?
— Пока у нас нет денег на новые игрушки. Но если хочешь, давай будем откладывать сто рублей каждую неделю, чтобы через три месяца ее купить?
— Давай! А ты точно купишь, когда накопим?
— Конечно! Я же обещала!
— Хорошо, мамочка *улыбка*
Здесь мы не видим никаких двояких посланий. Мать не может сейчас удовлетворить запрос ребенка, а потому открыто говорит ему об этом и называет причины. К тому же, видя тягу ребенка к этой игрушке, она предлагает альтернативный вариант решения. В итоге затяжного конфликта с кучей негативных эмоций не возникает. (А потому написавший этот диалог избавлен от необходимости продолжать его на несколько страниц, а читатель — от чтения невыносимо скучной и унылой ссоры без начала и конца).
Почему ссора в первом случае вымотала бы не только участников оной, но и тех, кто ее бы читал?
В психологии существует понятие созависимости. Люди зависимы друг от друга, но не близки по-настоящему из-за внутренних запретов на открытое выражение чувств. В итоге желания оказываются невысказанными, требования — неудовлетворенными, растет внутреннее напряжение, которое в итоге выплескивается на других. Это напряжение идет по замкнутому кругу, не находя выхода, усиливаясь с годами и выматывая всех участников игры.
В большинстве этих игровых взаимодействий можно выделить три типичных роли, между которыми переключаются все участники игры: Агрессор, Жертва, Спасатель. Жертва занимает позицию «я беспомощен, решите мои проблемы» (Я-Ты+).
Краткое резюме
Мы рекомендуем книгу Эрика Берна «Люди, которые играют в игры» каждому, кто хочет научиться лучше понимать окружающих людей, осознать предпосылки собственного поведения, обрести душевную гармонию и разрешить самому себе жить по собственным правилам.
Как вернуться к подлинности? «Игры, в которые играют люди» Эрика Берна
I. Человеку нужен человек
Берн сводит социальные взаимодействия до математической точности.
Формула звучит так:
«Обмен поглаживаниями составляет транзакцию, являющуюся единицей социального общения».
Для мангуста цель – это шея удава. Он копит победные очки, убивая змей. Для человека целью служат «лайки» в реальной жизни. И мангусту, и человеку нужно заработать как можно больше очков. «Но зачем платить больше, если нет разницы?» Это непревзойденное основание служит поводом создавать человеку игры, в которых обе стороны дешево (то есть не напрягаясь) получают много (фейковых) поглаживаний. Количество игр условно ограничено – это общеизвестные шаблоны из детских сказок, примеров и пословиц. Поэтому можно рассчитывать, что, играя в игры, можно регулярно выигрывать – ведь «приличные люди» знают правила игры и заинтересованы их соблюдать. Так, находит друг друга любитель бить других розгами и любитель получать розгами – они играют в одну игру и оба выигрывают.
«Главное, что отличает Игры от других видов деятельности, – это не лживость эмоций, а то, что их проявление подчиняется правилам».
Конечно, дальше будет сложно читать, воображая, что человек хочет себе исключительно добра. Это не так. Человек хочет себе в том числе зла и хочет зла другим. Эти силы есть, и игнорировать их не просто глупо, а даже опасно. Берн показывает, каким образом действует этот механизм, чтобы была возможность взять его под контроль.
II. Состояния Я и общение
Состояния Я – это психологическая реальность. Базово их три: Родитель, Взрослый, Ребенок. Каждое состояние Я нужно для разных целей.
Функция взрослого – вы дали независимую оценку ситуации и сообщаете свое заключение или предлагаете решение проблемы независимо от предубеждений. «Зрелые люди» предоставляют контроль над своим состоянием преимущественно Взрослому. Моралисты, желающие поставить свои правила выше всех без обсуждения, находятся во власти Родителя. Ребенок же охватил тех, кто желает избегать решений как таковых.
Состояния напрямую влияют на общение.
Разговор (его форму и содержание) определяет то, из каких состояний Я он исходит.
1. Представьте двух человек во взрослом возрасте;
2. Каково их общение, когда состояние одного – Родитель, а второго – Ребенок? (Нравоучение)
3. Каково их общение, когда состояние одного и второго – Ребенок? (Развлечение)
4. Каково их общение, когда состояние одного и второго – Родитель? («Ах, куда катится этот мир»)
Далее эти состояния Берн учитывает в Играх. Чтобы играть в них, нужно иметь определенные состояния Я и придерживаться их. По мнению Берна, вы не можете просто так взять и выйти из одного состояния в другое – это ломает общение. Этим вы просто шокируете человека, он не будет знать, что вам ответить. Он, в конце концов, будет обижен – вы не дали ему заработать фальшивых поглаживай.
«Первое правило коммуникации таково: коммуникация будет осуществляться беспрепятственно, пока транзакции будут дополняющими».
III. Антиигры
Помимо экономии времени и сил, игры помогают избежать пугающих ситуаций. Страшно быть открытым, страшно сближаться, страшно поступать поперек привычного.
«Человеческая психика не выдерживает напряжения, связанного с некоторыми формами близости, поэтому, по большей части, жить в обществе – значит играть в игры».
Игры – это зона комфорта, выбранная в возрасте от 3 до 6 лет.
«Именно любимые игры как элемент сценария (то есть бессознательного плана жизни) определяют судьбу ребенка».
Чем меньше у нас ресурсов на преодоление трудностей, тем скорее мы будем стремиться к предсказуемому результату. То есть к играм.
«Чем более встревожен человек, тем упорнее он играет».
Игры приучают к простой и предсказуемой жизни. Подлинность требует смелости и веры в свои силы, она неразрывно связана с неопределенностью. Быть настоящим – это способность смотреть страху прямо в глаза и идти к нему навстречу. Более того, страх оправдан. Мир страшен и полон опасностей. Это заставит вас лгать самому себе?
[Пример антиигры]
Свободная от Ничтожества и игр беседа двух Взрослых:
Пациентка: Я начинаю новую жизнь – теперь я всегда буду приходить вовремя. /(Решение)
Терапевт: Я попытаюсь помочь. /(Поверил и поддержал)
Т. Четыре с плюсом.
П. Как вы угадали? /(Интерес)
Т. Вы боялись получать пятерки. /(Смелость выразить свое суждение вместо игры в деликатность)
П. Да, у меня была пятерка, но я пересмотрела свой ответ и зачеркнула три правильных ответа, добавив три неверных. /(Признание факта без чувства вины)
Т. Мне нравится наш разговор. Он свободен от Ничтожества.
П. Знаете, вчера вечером я думала, насколько далеко продвинулась. Мне кажется, что у меня Ничтожества осталось только на 17 процентов.
Т. Ну, сегодня утром его совсем нет, так что в следующий раз можете позволить себе 34 процента Ничтожества.
Далее инструкция от Эрика Берна по выходу из рабства.
1. Для достижения независимости прежде всего необходимо отбросить племенные или семейные традиции (в основе которых продолжение рода и половые отношения).
2. Освободиться от влияния родителей, социального и культурного окружения. То же самое относится к требованиям современного общества в целом.
3. Полностью или частично принести в жертву преимущества, которые дает непосредственное социальное окружение.
4. Затем должно добиться личного и социального контроля так, чтобы все классы поведения стали для него предметом свободного выбора.
5. В этот момент он может развить свои способности к независимости.
Закончу тоже цитатой Берна:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Почему все люди в абсолютно одинаковых обстоятельствах поступают совершенно по-разному? Что движет людьми и можно ли предугадать их возможную реакцию в той или иной ситуации? Как работает подсознание человека? Ответы на все эти вопросы вы найдете в книге Эрика Берна «Люди, которые играют в игры».
Автор не предлагает вам готовых советов, как научиться видеть других людей насквозь, вместо этого он методично шаг за шагом объясняет, как же на самом деле устроена человеческая психика и как она работает у совершенно разных людей. По мнению Эрика Берна, каждый человек играет одну из трех возможных ролей: родителя, взрослого или ребенка. В книге «Игры, в которые играют люди» он расскажет вам, каким образом поведение каждой конкретной личности связано с исполнением одной из таких ролей.
Выбор сюжета и механизм развития сценария
Выбор сюжета, как правило, происходит под влиянием информации, которую ребенок получает от своих родителей. Часто, сюжетом становится какая-либо история, рассказанная взрослыми, в одном из героев которой ребенок отчетливо узнает самого себя. В своей концепции Эрик Берн приводит типичные «скелеты» сценариев, которые обычно выбирают дети:
- Герой, на которого хочется быть похожим
- Злодей, которому можно найти подходящее оправдание
- Определенный тип человека – образец для подражания
- Переключение с одной модели поведения на другую под влиянием конкретного события
- Несколько персонажей, которые мотивируют и вызывают переключение , соответствующий стандартам этики, с четко прописанным руководством: когда нужно чувствовать радость, собственную правоту, вину, обиду или злобу.
По мнению автора, если окружающие ребенка обстоятельства будут соответствовать выбранному сюжету сценария, то жизненный путь человека определенно сложится именно таким образом.
Эрик Берн также выделяет три основных направления, согласно которым будет формироваться сценарий: победитель, непобедитель и неудачник.
Для того чтобы понять, как функционирует сценарий, и найти путь к его изменению, необходимо иметь четкое представление об элементах, являющихся общими для каждого из них. Согласно концепции Эрика Берна, можно выделить следующие элементы:
- Сценарный финал
- Сценарное предписание
- Сценарная провокация
- Моральные заповеди или догмы
- Родительские образцы
- Сценарный импульс
- Антисценарий
Интересен тот факт, что управляют всем сценарием первые три элемента: сценарный финал, предписания и провокации. Их формирование происходит, когда ребенок находится в возрасте до шести лет. Оставшиеся же элементы можно использовать для того, чтобы сложившийся сценарий победить.
Из книги Эрика Берна «Люди, которые играют в игры» вы сможете получить исчерпывающую информацию по каждому типичному сценарию, соответствующему любому из направлений: победителей, непобедителей и неудачников. Более того, после ознакомления с работой автора, вы без труда определите свой собственный сценарий и найдете способы освободиться от его власти над вашей жизнью.
Об Эрике Берне
Именно ему принадлежит идея о том, что сознание человека представляет собой сочетание трёх состояний «я» и о том, что все люди «играют в игры».
Краткое содержание книги «Люди, которые играют в игры»
Книга состоит из четырех самостоятельных частей, содержащих по несколько глав каждая, а также разделов примечания и послесловие.
Первая часть книги «Общие соображения» посвящена раскрытию принципов структурного и транзактного анализа, а также рассмотрению механизмов формирования сценариев.
Во второй части книги «Родительское программирование» Эрик Берн рассуждает о том, в какой взаимосвязи находится эго-состояние человека с его судьбой и жизненными планами, какое влияние на выбор позиции оказывают предки, семейная культура, развитие личности в детские годы и многие другие аспекты.
Третья часть книги «Сценарий в действии» посвящена подробному рассмотрению различных типов сценариев игр, в которые играют люди, а также изучению их непосредственного влияния на поведение и отношения человека в обществе.
Четвертая часть «Научный подход к сценарной теории» включает в себя возражения специалистов, рассматривающих сценарную теорию с точек зрения спиритуализма, философии, психологии, рационализма, эмпиризма и различных доктрин. Кроме того, в последних главах книги автор детально прописывает методологию и возможные варианты вопросников для применения концепции сценарного анализа на практике.
Учитывая объем изложенной в книге информации, подробно рассмотреть все её главы в рамках короткого изложения не представляется возможным. По этой причине, ниже мы выделили и предлагаем вашему вниманию ключевые идеи книги «Люди, которые играют в игры».
Читайте также: