Как называется быстрая игра на скрипке
Не злитесь на своих родителей, которые силком заставляют ходить в музыкальную школу пиликать на надоевшей скрипке. В результате пятилетнего исследования учёные выяснили, что существуют существенные различия в развитии мозга у детей, которые ходили в музыкальную школу и тех, которые предпочитали в это время смотреть мультики или играть в футбол. Это исследование вышло раньше другого, о котором мы уже писали — о том, как меняет мозг обучение игре на виолончели .
Считается, что музыка ускоряет развитие мозга у детей раннего возраста, особенно в тех областях, которые ответственны за обработку звука, развития языка, восприятия речи и навыков чтения. Институт мозга и творчества (Brain and Creativity Institute, BCI) в Университете Южной Калифорнии с 2012 года в сотрудничестве с Филармонической Ассоциацией Лос-Анджелеса изучал, как влияет обучение музыке на детском социальном, эмоциональном и когнитивном развитии.
Первоначальные результаты исследования, опубликованные в журнале Developmental Cognitive Neuroscience, свидетельствуют о преимуществах музыкального образования — в то время, как во всех школах США либо уменьшено количество дисциплин по искусству, либо их нет вовсе. Исследование показывает, что музыка ускоряет созревание слухового пути в головном мозге и повышает его эффективность.
«Мы в целом заинтересованы в воздействии музыкального обучения на познавательные, социально-эмоциональные и общие в целом развития мозга. Наши результаты говорят о том, что дети с музыкальной подготовкой более точны в обработке звука», — говорит Ассал Хабиби (Assal Habibi), ведущий автор исследования и старший научный сотрудник BCI.
Для этого исследования неврологи мониторили развитие мозга и их поведение в группе из 37 детей неблагополучных районов Лос-Анджелеса. Тринадцать детей из этого списка в возрасте 6-7 лет начали получать музыкальное образование по программе Молодежного оркестра Лос-Анджелеса.
Система «ухо – мозг»
Отслеживать развитие мозга ребёнка можно, изучая изменения в их ЭЭГ, особенно так называемые «аудиально вызванные потенциалы». В данном исследовании учёные сосредоточились на потенциалах P1. Они отслеживали амплитуду — количество возбуждённых нейронов и задержку — скорость передачи сигнала. Оба эти показателя свидетельствуют о зрелости аудиальных путей головного мозга. Снижение показателя P1 свидетельствуют о развитии мозга и большей эффективности обработки звуковых сигналов.
По истечении двух лет детей тестировали на музыкальные способности (им проигрывали в случайном порядке 24 пары мелодий в исполнении фортепиано и скрипки и просили указать, какие различались в какой-либо ноте), параллельно замеряя потенциал P1.
Вариант задания
Как и следовало ожидать, дети, учившиеся музыке, гораздо лучше «работали» с мелодиями и показатели потенциала P1 были ниже, чем у детей из двух других контрольных групп, хотя все три группы смогли определить различие в мелодиях.
Увы, в работе не было показано, действительно ли дети, учившиеся музыке, потом лучше учатся в школе или хотя бы изучают языки. Впрочем, достоверно зафиксированное более быстрое развитие аудиальных корковых потенциалов — тоже неплохо.
Neural Correlates of Accelerated Auditory Processing in Children Engaged in Music Training by Assal Habibi, B. Rael Cahn, Antonio Damasio, and Hanna Damasio in Developmental Cognitive Neuroscience. Published online April 16 201
Читайте материалы нашего сайта в Facebook , ВКонтакте , Яндекс-Дзен , Одноклассниках и канале в Telegram , а также следите за новыми картинками дня в Instagram .
Музыкальные возможности скрипки
Каковы же музыкальные возможности скрипки? Прежде всего, стоит отметить, что ей подвластно огромное множество интонаций. Еще несколько веков назад именно скрипка считалась инструментом, звучание которого наиболее схоже с человеческим голосом. Недаром многие композиторы писали главные свои мелодии для скрипичной партии. Возможно, причина кроется в том, что этот струнный инструмент очень чутко отзывается на малейшие движения кистей рук. Скрипичные струны послушно передают эмоции музыканта, будь то нежность или ярость.
В зависимости от движений смычка скрипка может издавать как нежный шепот, исполненный любви, так и громкий крик, полный боли и страдания, способный заставить содрогнуться слушателей. В руках талантливого музыканта скрипка ведет себя как живой организм, то засыпая, то вновь пробуждаясь.
В музыке существует понятие «атака звука», характеризующее начало звучания. Например, сравните, как человек управляет голосом, готовясь отдать команду или обращаясь с нежными словами к любимой девушке. В первом случае связки заранее напрягаются, а затем на них подается сильная струя воздуха, делая звук резким и четким.
Во втором случае звучание человеческого голоса предваряет медленный выдох, придающий плавность и мягкость речи. Скрипка отлично умеет передавать подобные оттенки. Чтобы добиться уверенного и резкого звука, музыкант прижимает смычок к струне и двигает его, не ослабляя нажима. Если же нужно добиться обратного эффекта, т. е. мягкого звучания, напоминающего полушепот, движение смычка следует начать еще в воздухе, а затем плавно опустить его на струну, избегая чрезмерного нажима. Вряд ли такие тончайшие оттенки звука возможно воспроизвести при помощи MIDI-стандартов.
Технические возможности скрипки поистине потрясают: ей подвластен практически любой темп и ритм. При использовании приема легато, т. е. связного исполнения соседних звуков, достигается практически непрерывное звучание. Смычок плавно передвигается по струнам, в то время как пальцы левой руки попеременно прижимают их. Прибегая к синтезу звука, невозможно достичь такой плавности и непрерывности.
При игре стаккато смычок сбрасывается на струны с небольшой высоты, а затем благодаря упругости конского волоса сразу же отскакивает, извлекая отрывистые звуки. Близок к этому приему и штрих «спикатто», когда движения кистей и предплечий рук дополняются движениями плеча. При игре «спикатто» звук становится еще более отрывистым и отчетливым, при этом темп может быть очень быстрым. Играя на скрипке, можно воспроизвести и флажолеты, т. е. выделить обертон из состава тембра струны. Скрипичные флажолеты отличаются легкостью и невесомостью.
Однако, возможности скрипки не безграничны: она имеет и свои ограничения. Во-первых, изначально этот инструмент создавался как имитация человеческого голоса, поэтому можно сделать вывод, что ей неподвластны многоголосые мелодии. В отличие от гитары, скрипичные струны опираются на подставку, имеющую дугообразную форму. Благодаря этому, музыкант может касаться смычком одной струны, не задевая соседних. При определенных углах наклона смычка можно одновременно касаться двух струн, но это – максимум, на который способна скрипка. Такой прием игры используется, когда необходимо добиться двухголосия, например, исполнения мелодии параллельными октавами или терциями.
Игра «двойными нотами» довольно трудна, поэтому прибегают к ней не так часто. Крайне редко партиях, предназначенных для скрипки, встречается запись четырехголосых аккордов, но исполняются они, можно сказать условно: сперва зажимаются две нижние струны, а затем смычок быстро переносят на верхние струны, чтобы успеть извлечь их звук, пока по инерции звучит нижняя пара. Второе важное ограничение возможностей скрипки обусловлено ее строением: ее нижняя струна настроена таким образом, что самый низкий звук, который можно извлечь при помощи этого музыкального инструмента, — это «соль» малой октавы.
Школа игры на скрипке Андреева В. Б
Владимир Борисович Андреев – Педагог, Скрипач, Музыкант. Музыкальный Колледж им. Н.А. Римского-Корсакова, при СПб Консерватории (заведующий струнным отделом в течение многих лет).
Ученица – Виталия Пак (1996-2000), выпуск с красным дипломом, инструментальное исполнительство, скрипка.
Друзья!
Владимира Борисовича Андреева уже нет с нами. Его памяти посвящается эта маленькая книга.
Прекрасный Музыкант и Педагог, он оставил после себя уникальную методику игры на инструменте и главное – свое понимание музыки.
На первом занятии он спросил меня:
«Вита, что такое музыка?»
Я ответила – «музыка – это художественный образ».
Владимир Борисович скептически рассмеялся, и…
Он показал на скрипке то, чего нельзя передать словами.
1. Музыка – это сила игры музыканта, усилие, труд, которым платит исполнитель.
2. Музыка – это ритм, интонирование и понимание фразы.
3. Музыка – это прежде всего звук и работа над звуком.
4. Музыка – это ритм, пульс и метр
5. Музыка – это правильная постановка рук, техника, и только после этого – та красота, которая рождает ответ в сердцах слушателей.
Ответы на поставленные вопросы:
1. Занятие музыканта, для того, чтобы усилия не пропали даром.
Заниматься надо минимум 4 часа в день. Занятие длится 2 или 3 часа ПОДРЯД, без перерывов, НЕПРЕРЫВНО 2 или 3 часа. Ни в коем случае нельзя дробить 2-3 часовые блоки, потому что занятия по 15 минут, это не занятия. Заниматься нужно не менее 4 часов в день.
Труд состоит в тщательности отделки того или иного приема, перехода, фразы, всего произведения.
Сначала мы знакомимся с текстом. Пропускаем через себя. Учим наизусть фразами. Потом соединяются эпизоды. Потом возникает целостность.
2. Ритм, пульс, метр, интонирование.
Ритм – это основа музыки. Ритм – это основа жизни. Если музыкант играет неритмично – это плохая игра, потому что она не имеет стержня.
Пульс – это движение музыки, движение фразы, движение произведения.
Метр – это основа теоретическая, а практически – это понимание точности музыки, ритма, пульса. Точный метр, точный ритм – это тот секрет, с помощью которого музыкант владеет игрой, слушателем, понимает замысел композитора.
3. Работа над звуком.
Поиск своего звука – это ежедневная часовая игра легато по одной ноте, не произведение и не этюд. Вжимая смычок сильнее в струну, чувствуя движение волоса можно найти свой
звук, когда скрипка заговорит своим голосом. Поиск форте – это очень сложная работа, ибо форте не значит грубо, форте значит –НОРМАЛЬНЫЙ звук, мелодичный, звонкий, или тяжелый, или нежный, певучий. Форте – это сильный смычок и… легкая рука. Ибо зажимов быть не должно. Поиск пиано, поиск оттенков – это Самостоятельная Работа.
Хороший звук – это и хороший инструмент. Проверка инструмента – это значит проверить аккорды, кантилену, форте, пиано и штрихи.
Звук на штрихах – никогда нельзя ничего «облегчать». Всегда играть нужно сильным звуком, и форте и пиано различаются не облегченностью или более сильным нажатием, а тем, что ты найдешь в руке, когда будешь искать СВОЙ звук.
4. Интонирование. Это – нахождение каждой ноты и пропевание ее. Каждую ноту нужно играть так, как будто она главная, не пропускать ни 16, ни 32, ни 8 длительности, каждая самая маленькая или самая большая нота одинаково важны. Если мы играем пассаж, то пропевается каждая мгновенная быстрая нота его. Для этого – ВСЕГДА УЧИМ ВСЕ МЕДЛЕННО. Учение МЕДЛЕННО и ЧИСТО – это залог того, что и в темпе все будет ровно, красиво звучать.
6. Постановка рук. Техника. Этим занимается каждый педагог так, как он считает целесообразным. Постановка рук по Андрееву – это крепкий захват шейки скрипки указательным и большим пальцем, и отсутствием прогиба кисти при положении «в конце» смычка. Ровное усилие на весь смычок, игра ВЕСОМ руки, а не судорожным нажимом или зажатием мышц руки. Технически все учится МЕДЛЕННО, в Медленном Темпе, по многу раз повторяя правильно. Любой этюд – даже самый скучный должен заблистать всеми гранями, штрихи, в том числе и легато, отрабатываются на этюдах.
Техника – это Душа произведения. А музыка – это интонирование каждой фразы в соответствии с ДЫХАНИЕМ и ДВИЖЕНИЕМ.
Глава 2 и предпоследняя.
«Как Владимир Борисович Андреев обучал Виту Пак.
ЗАПОМНИЛА НАВСЕГДА!»
1 курс:
Прижимать пальцы крепко к струнам – левая рука.
Нажимать указательным пальцем на смычок, мизинец на смычке,
косточки выставить – правая рука.
Вибрация – от локтя, не кистевая, рука работает не от плеча, а от предплечья.
Смычок плотно и сильно прилегает к струне форте, пьяно не шуршашее, а прилегающим смычком, более облегченное, но не приснятое касание.
Прежде чем взять ноту, надо поставить смычок на струну.
Качество переходов зависит от верного времени перехода на позиции вверх или вниз.
Пальцы на струну надо ставить заранее.
Упражнения для качественных переходов: струна ля, нота си первым пальцем, многократно туда сюда, как мяуканье к ноте ре в третьей позиции и вниз обратно - к си. Следить за точной интонацией.
Упражнение для плотного прилегания смычка к струнам и правильного мышечного ощущения левой руки при держании скрипки:
Смычок на струну в начале второй трети смычка. Вести вниз ( )двигая локтем вниз-вверх с хорошим нажатием указательным пальцем на смычок. Также вверх. Много раз с красивым литым звучанием. Левая рука одновременно – первым пальцем си и двигать локтем влево-вправо, не зажимая плечо, и цепко держа шейку скрипки большим согнутым и скругленным первым пальцем. *Можно практиковать разные позиции.
2 курс:
Прижимать пальцы по-мужски крепко к струнам. Разбор – это когда есть наизусть и музыка – по нотам. Наизусть – на память. Учить фразами, пока не запомнишь. Неправильно не повторять. Повторять правильное.
3 курс:
Ритм повсеместно. Ногой стучать нельзя, метроном нельзя, пульс – мышечное ощущение.
Интонация на скрипке – СЕКРЕТ ПАГАНИНИ, ЗАНОВО ОТКРЫТЫЙ ВЛАДИМИРОМ БОРИСОВИЧЕМ АНДРЕЕВЫМ: каждую ноту произведения нужно проиграть в середине смычка, верно поставив чистейшую ноту – тренировка слуха и крепкая постановка пальца.
Надо научиться крепко ставить пальцы на подушечку и не бояться мозолей. Напряжение в пальце, а не в кисти и не в руке. То же для правой руки – усилие крепкого держания в пальцах,
Кисть напряжена, плечо свободно не прижато к корпусу.
*Трепетная вибрация делается пальчиком, верхней фалангой каждого.
4 курс.
Ритм, крепко прижимать пальцы к струнам.
Аккорды – ломать не пополам, а одну восьмую к девяти восьмым протяженности аккорда.
Игра на скрипке должна быть мужская, у женщин особенно.
Деташе – с помощью подвижных пальцев правой руки, прижатым указательным, без слышной смены смычка. Играть деташе лучше в середине.
Стаккато – учить вверх на весь смычок, каждое краткое прижатие с сильным скрипом. Потом скрип убрать, играть раз от раза быстрее, повторяя каждый темп, пока не начнёт получаться.
Вниз - то же самое.
Спиккато – прикосновение без акцента, атака мягкая, NO SKRIP, равное количество смычка на ноту вверх и вниз. Отскок невысокий, а прилегающий почти к струне – для ровности.
Рикошет – бросок, пока не отскочит.
Мартле – положить на струну, прижать, отдернуть. Вверх то же: нажатие у конца смычка
Указательным пальцем.
Акценты – (ПРИМЕР : Крейслер Ф. «Прелюд и Аллегро», Прелюд). Положить смычок на струну в середине, быстрое проведение, продавливая указательным пальцем в середине вверх и вниз.
Акцент – не резкость, а давление.
Смена смычка, легато – у конца смычка прижатый указательный, у колодки – большой и мизинец, пальцы остальные, конечно же, не отпускать.
Когда находишься в самых верхних позициях (IV-V октава) надо держаться большим пальцем левой руки не за обечайку, а за шейку, и никогда не скользить на высоких нотах по обечайке. Надо держаться большим пальцем за основание шейки и растягивать кисть, тянуться пальцами вверх.
ПАЛЬЧИКАМИ ПО СТРУНАМ НЕ ШЛЁПАТЬ, НЕ СТУЧАТЬ – МЯГКО И КРЕПКО КЛАСТЬ ИХ ПОДУШКАМИ НА СТРУНУ, ОЩУЩАЯ НЕКУЮ КРЕПКУЮ БОЛЬ! КАК БАЛЕТ.
Глава 3, заключительная
Когда работа над произведением окончена, начинаются репетиции.
Каждая репетиция имеет смысл только тогда, когда все, что делалось на прошлой репетиции закреплено и выучено. Для фразировки полезно петь фразу в полголоса, вслух.
Проигрывание первые два раза на публике обычно получаются не столь выразительными.
Проблема в волнении, в недостаточной привычности пребывания на сцене, вероятно, от первичности того, что делаешь. В любом случае, как только ты ступил на сцену – весь мир оказывается за окном – с его политикой, любовью, треволнениями и насущными проблемами. Ты – один на один с музыкой. И от того, как ты подготовлен, зависит то, что ты сейчас сыграешь.
Удачное проигрывание, и это всем известно – третье и четвертое. Эти выступления лучше осуществить в хороших залах. Первое и второе обыгрывание, когда «теряется много нот…», лучше осуществить в залах поскромнее.
Концерт – это отчасти праздник, отчасти мука для музыканта. Самое интересное, что чем хладнокровнее ты себя чувствуешь во время исполнения, тем больше эмоций и красок можешь выразить и показать через скрипку, струну и смычок.
Необыкновенные нюансы, которых не было на репетиции, рождаются во время концерта. Приобретенная техника, налаженность изложения, отличное знание текста и обыгранность дают в итоге искусство: ты поешь, скрипка через подушечки пальцев трепещет, или поет глубоким тоном голоса, или шепчет, или плачет, или дает искристое яркое, ясное форте. Все это многоцветье возможно лишь при условии полугодовой, годовой работы над произведением.
Техника, пассажи, аккорда во время концерта – поют в соответствии с тем, насколько тщательно они были отделаны каждый в отдельности, а затем вместе.
В заключении, скажу, что все предоставленные мысли относительно техники и концерта, весьма вероятно не покажутся рассуждением о музыке.
Но музыка – технична, значит надо посвятить время своего учения музыке технике в начале начал и продолжении пути. А потом, в 26 лет, ты сыграешь то, что ты действительно любишь, и сыграешь по- настоящему, инструмент заговорит в твоих руках.
Потому что ты проник в тайну музыки – красота рождается только в том, что Любишь, и Любишь с большой буквы.
Игра на скрипке
Музыкальное образование эти дети получали, осваивая скрипку, практикуясь с инструментом до 7 часов в неделю.
Для сравнения исследователи наблюдале две другие группы детей: первая состояла из 11 ребят, которые занимались футбольной программой, а вторая — из 13, которые вообще не участвовали в каких-либо конкретных программах.
Неврологи использовали несколько инструментов для мониторинга изменений в их мозге: МРТ для мониторинга изменений через сканирование мозга, ЭЭГ для отслеживания электрической активности в головном мозге, поведенческое тестирование и другие методы.
По истечении двух лет неврологи обнаружили, что слуховые системы детей в музыкальной программе «созревают» быстрее, чем у других детей, а это говорит о том, у них ускорится развитие языка и чтения, а также другие способности, «завязанные» на слуховом восприятии информации.
Повышенная зрелость отражает увеличение нейропластичности — физиологического изменения в головном мозге в ответ на окружающую среду. В данном случае: воздействие музыки и обучение музыкальной грамоте.
«Слуховая система стимулируется музыкой. Эта система также занимается общей обработкой звука, что имеет основополагающее значение для развития языка, навыков чтения и успешной коммуникации с другими людьми», — говорит Хабиби.
Как научиться играть на скрипке. С чего начать
Скрипка очень красивый инструмент не только внешне, но и по звуковым качествам. Звук скрипки завораживает, чарует, поет как человеческий голос. Она в руках музыканта и радуется, и плачет и грустит. Сразу по звуку и манере игры музыкантов можно уловить интонацию звука. Не верьте, если в рекламе будут говорить — научим быстро и весело играть на скрипке. Нет, это очень сложный инструмент и играть на нем дано далеко не всем. Можно освоить азы, но играть красиво и владеть по настоящему инструментом вы научитесь через много лет.
А начинать нужно конечно со знакомства с инструментом. Знать его все части, из чего сделана, сколько струн и как каждая называется. Как скрипка настраивается. Слушать много скрипичной музыки.
У скрипки 4 струны — это справа на лево первая струна ми, самая тонкая. На ней звучат высокие ноты. Эта струна пронзает звуком или плачет. Этим скрипка отличается от других струнных инструментов. Ни у альта, ни у виолончели или контрабаса такой высокой и пронзительной струны по звучанию — нет. Вторая струна ля. По ней настраивается весь инструмент, а настройка идет по квинтам между струнами, затем идёт третья струна ре и самая низкая струна соль. Так называемый — басок у скрипки. На ней звук выражает драматизм произведения.
После головки идет шейка у скрипки. На ней располагается рука музыканта, отсюда идут переходы в разные позиции. В пределах шейки рука доходит до 4 й позиции, ну а дальше ладонь от большого пальца вытягивается на следующие, верхние позиции, выходит локоть, ладонь, пальцы полукруглые на грифе.
Здесь снизу корпуса на верхней деке располагается подбородник — на него кладется левая сторона лица музыканта и подгрифник — на нем машинки, чтоб настраивать струны, то есть немного подтягивать.
Это мостик — он для удобства исполнителя, располагается на нижней деке. Про мостики или подушечки расскажу отдельно в другой статье. Как выбрать и какой фирмы бывают.
Вот так располагается мост. Но начинающие скрипачи подбирают подушечки, или их шьют по высоте шеи ребенка. Про смычок в следующей статье.
Устройство скрипки
Лучшая музыка на скрипке
Несколько красивых произведений:
Н. Паганини. Каприс №24
Музыкальные возможности скрипки
Скрипка, нередко называемая «царицей музыки», занимает сорок первое место в списке тембров стандарта General MIDI. Не каждая звуковая карта сможет достойно воспроизвести ее хорошо запоминающееся, певучее звучание. Существует мнение, что в принципе невозможно правильно сымитировать тембр скрипки путем циклического воспроизведения формы из волновой таблицы, как это осуществляется в MIDI-формате.
Чтобы добиться нужного звучания, придется прибегнуть к методу физического моделирования, что приведет к довольно большой загруженности процессора. Каковы же доводы в пользу этого мнения?
Звукоизвлечение
Звукоизвлечение при игре на скрипке имеет определенные особенности, не характерные для других классов струнных инструментов. Перед началом выступления или репетиции музыкант подготавливает смычок, натирая его канифолью, т. е. сосновой смолой. Натянутый волос из конского хвоста превращает канифоль в липкий мелкий порошок. Таким образом, когда смычок касается струны, он прилипает к ней. При дальнейшем движении смычка струна начнет слегка натягиваться, следуя за ним. Однако наступает момент, когда она проскальзывает, отцепляется и двигается в обратную сторону. Затем струна вновь притягивается к смычку, и все повторяется сначала. Таким образом, движение струны можно описать как равномерное в одну сторону и синусоидальное – в обратную.
Однако это не единственная сложность воспроизведения скрипичного тембра при синтезе звука. Звучание скрипки, конечно же, не ограничивается основным тоном – есть еще целый ряд обертонов, т.
к. призвуков, расположенных выше главного тона. Кроме того, смычок не просто натягивает струну, но и немного перекручивает ее, в результате чего она колеблется в разных плоскостях. Следует учитывать и другие факторы, позволяющие скрипичной струне свободно колебаться и передавать колебания другим струнам. Например, искажения, возникающие вследствие трения о канифоль, отсутствие жестких креплений (в скрипке струны крепятся при помощи деревянного или пластмассового подгрифка). А резкие обертоны скрипач приглушает подушечками своих пальцев, делая звук теплее. Благодаря таким особенностям звукоизвлечения, скрипке и присущ неповторимый сложный тембр.
В подобной звуковой волне практически невозможно найти несколько похожих по фазе и спектру участков. Осуществить это можно только двумя способами: либо значительно сократить количество обертонов, либо отказаться от их фазовращения. Однако при таких методах теряется сходство со звучанием настоящей скрипки – это одна из причин того, почему использование волновой таблицы при синтезе звука не может передать тембр «царицы музыки».
Немаловажную роль играет и невозможность имитировать при синтезе звука скрипки все движения смычка. Музыканты используют несколько приемов игры на скрипке. Например, смычок можно вести так, чтобы пучок натянутого волоса всей шириной прилегал к струне, или же наклонить его, ограничив площадь его соприкосновения со струной.
Кроме того, сильно прижимая смычок, музыканты добиваются насыщенного, объемного звука, а едва касаясь струн – легкого и беззаботного звучания. Использование скрипачами различных штрихов при исполнении музыкальных произведение дает такое богатство палитры звуков, которое вряд ли под силу воспроизвести какому-либо MIDI-стандарту. Таким образом, даже очень мощный компьютер вряд ли сумел бы полностью заменить этот сложный и уникальный музыкальный инструмент.
Читайте также: