Как научиться слушать музыку в танце и правильно попадать в ритм
Ритм для танцоров особенно важен, особенно в социальных танцах, так как они импровизационные, состоят из "блочных" элементов, которые должны вкладываться в музыку. Если ты танцуешь связку, то достаточно запомнить, где начать. Если импровизацию - ритм нужно слышать все время.
Также о самых базовых вещах, которые упоминаются и в статье, рассказывается в этом видео:
Учитывайте интонацию в музыке
Учитывайте то, что у каждой композиции есть своя собственная интонация. В большинстве своем она похожа на ту же интонацию человеческого голоса. Чтобы услышать ее совсем не обязательно иметь музыкальное образование. Для того чтобы можно было почувствовать эти интонационные акценты, необходимо пропеть мелодию про себя. При этом нужно попробовать придумать себе образ, который будет абстрактным и связанным с чувством, которое будет вызывать конкретная мелодия.
Чтобы научиться распознавать интонацию в музыке, нужно попробовать выразить восторг или другое чувство. Это может быть вдохновение, тоска, мольба, поклонение и т.п. Именно это нужно научиться слышать в музыке. Воспринимать это нужно как целое, тогда вы поймете, что в каждой композиции уже заложены свои движения. Их не нужно придумывать, а нужно лишь найти их.
Если вы планируете заниматься танцами, то слушать музыку – это первое, чему вы должны научиться. Сегодня можно встретить таких танцоров, которые уделяют этому мало времени и внимания. В итоге их выступления выглядят скомкано и не совсем безупречно. Чтобы танец состоялся, нужно показать свою грацию и технические движения, направленные в один такт с музыкой.
Слушайте музыку постоянно, под которую хотели вы танцевать. Многократное прослушивание одной и той же композиции дает лучшее ее понимание и вы легче сможете прочувствовать ритм музыки. И помните, что во всем нужно практиковаться. С помощью постоянно практики вы сможете обыгрывать музыку и двигаться в такт ей.
Если вы хотите заниматься танцами и посвятить этому много времени, желательно обратиться к профессионалу. Он сможет научить вас двигаться в ритм с музыкой и слушать ее во время танцев. Если вы занимаетесь самостоятельно обратите внимание на современные видеоуроки, из которых можно многому научиться.
Двигательные шумы
Что же представляют собой двигательные шумы? К ним относятся ваши любимые движения, которые вы используете в любом танце. Вы считаете их довольно приемлемыми, т.к. они у вас получаются лучше всего. В то время, когда вы их используете, вы можете хорошо двигаться, но забыть о музыке. С этим нужно бороться. Для этого воспользуйтесь основными техниками релаксации. Особое внимание уделите дыханию, которое должно соответствовать такту музыки. Для тренировки возьмите медленную композицию и найдите в ней начало вдоха и выдоха. Если вы научитесь дышать вместе с музыкой, то не будете сбиваться с ритма, а дыхание будет ровным и размеренным.
Как научиться слушать музыку в танце
Музыка играет самую главную роль в танце. Очень важно научиться двигаться именно в такт музыке. Движения в этом случае будут получаться очень красивыми. Для этого нужно уметь слушать музыку. Смотря выступления танцоров, зрители могут наблюдать, как им удается с помощью движений передать то, о чем говорит музыка. Когда встает вопрос с импровизацией на танцах, то многие начинают повторять заученные движения, которые они используют в этом случае. При этом совсем забывается о том, что у музыки есть свои переходы и настроения. Нужно учитывать некоторые элементы, на которые обязательно следует обращать внимание.
Важные элементы музыки
- Вступление. Оно может быть длинным и растянутым или же резким. От этого будет зависеть то, как следует начинать двигаться в танце.
- Замедления или ускорения музыки. В эти моменты также необходимо замедлять или ускорять свои движения.
- Есть такие места в композиции, в которых на первый план выходит солирующий инструмент.
- Затихания музыки. Нужно слышать их и успеть среагировать. Затихания могут быть как внезапными, так и постепенными.
- Многослойность музыки. Нужно учитывать используются ли здесь одновременно ударные, скрипка, голос и т.п.
- Конец композиции. Он может быть плавным или же резким.
Попробуйте слушать музыку и разбивать ее на блоки. Вы должны учитывать и знать каждый элемент. Тогда вы сможете построить свой танец в такт музыке. Старайтесь воспринимать музыку не в качестве фона, а как главный элемент. Постарайтесь сконцентрироваться на каком-то одном музыкальном отрывке и проникнетесь к уважением.
Нужно попадать в ритм каждому музыкальному элементу. Сделать это не сложно, но помешать может отсутствие концентрации. Обратите на это внимание.
Отсутствие концентрации
Как научиться слышать ритм в музыке
Я уверена, что все люди любят танцевать. Однако многие считают, что у них нет музыкального слуха или чувства ритма, недостаточно пластики или координации, чтобы заниматься танцами, называют себя «деревом» и на дискотеке тихонечко сидят в углу. И все-таки из них права только малая доля (и то не в части про «дерево»). Зачастую проблема заключается именно в умении чувствовать музыку, в частности – ритм. Но проблема решаема! У большинства людей чувство ритма находится в дремлющем состоянии. И только совсем малый процент страдает от «ритмической глухоты».
В своей преподавательско-танцевальной практике иногда я сталкиваюсь с людьми, которые не слышат ритм. На группу из пятнадцати человек приходится в среднем 1-2 человека. Согласитесь, не такой уж большой процент для непрофессионалов. Но тут-то у меня и возникали сложности. Как объяснить человеку средних лет без музыкального образования, что такое сильная и слабая доля, почему иногда мы выполняем движения на «три», а иногда на «восемь», и как вообще посчитать произведение. Думаю, с этой проблемой сталкиваются все преподаватели, не важно, работают они с маленькими детками, с молодежью или взрослыми людьми.
Сначала нужно разобраться, на самом ли деле ученик не слышит музыку. Во-первых, можно прохлопать короткий несложный ритм и попросить его повторить. Если ученик воспроизвел его полностью, значит, не все потеряно! Во-вторых, можно включить музыку и пошагать под нее вместе с ним, задавая темп. Затем нужно сделать паузу, поговорить о чем-нибудь, чтобы он отвлекся, и снова включить ту же музыку и попросить его прошагать под нее в том же ритме без вас. Далее может быть несколько вариантов:
- ученик прошагал в такт, потому что запомнил ритм, когда вы ходили под музыку вместе. И это не плохой вариант! Возможно, ему нужно уделять чуть больше внимания, чем остальным, стоять рядом с ним и показывать движения индивидуально, в конечном счете его память и большое желание принесут свои плоды.
- ученик прошагал в своем ритме, не слыша музыку. Здесь дело обстоит сложнее. С такими людьми нужно заниматься индивидуально или собрать их в одну группу и сделать для них урок по музыкальности. Может хватить одного-двух занятий.
На таких уроках нужно объяснить, что такое сильная доля в музыке, как мелодия разбивается по тактам. Конечно, нужно запастись терпением, а главное – почитать теорию музыки, если вы в ней не сильны. На самом деле, это не так страшно, потому что ритмический рисунок в музыкальной школе изучают в младших классах. С другой стороны, не нужно перегружать мозг учащихся этой теорией. Достаточно придумать несколько метафор. Ритм можно сравнить с биением нашего сердца, с часами, с шагами. У всего есть свой ритм – у луны и солнца, у прибоя, у времен года, в стихотворении, в шуме поезда и даже в звуках сверчка. Для таких занятий нужна простая понятная музыка с четким ритмом, например, марш или как ни странно клубная музыка, с характерным «тунц-тунц». Длительность нот можно сравнить с секундами, минутами, часом.
В нем отчетливо слышно, как на сильную долю играют все инструменты оркестра. Думаю, ваши ученики любого возраста с удовольствием, а главное в такт, прошагают эту мелодию!
Хорошим помощником в освоении ритма станет метроном. Тем более сейчас каждый может его установить себе на смартфон или планшет и тренироваться в любое время! Кстати метроном успешно применяется в лечении заикания, а это о многом говорит.
На самом деле, я считаю, что любой человек может научится слышать музыку и танцевать под нее. Для этого нужна всего лишь мотивация. Он творит чудеса даже с самыми, на первый взгляд, безнадежными учениками.
Если желание научиться танцевать велико, придерживайтесь нескольких простых, но действенных советов:
1. Слушайте больше музыки. Еще больше! Слушайте ее в любую свободную минутку. Учите практически наизусть произведения, под которые вам нужно танцевать.
2. Делите музыку на инструменты. Никогда весь оркестр не играет одну и ту же мелодию. Контрабасы или бас-гитары всегда задают ритм, скрипкам или голосу отдается главная партия и т.д. Да, это требует высокой концентрации и внимания, но это действительно эффективно!
3. Научитесь пользоваться метрономом.
И запомните, только отработка техники не принесет результатов. Полюбите музыку, научитесь слышать ее в окружающем мире, в конце концов станьте музыкой, и тогда у вас все получится!
Слушаем ритм, шагаем в ногу
Часто говорят: «у меня музыкального слуха нет, я ритм не слышу». Это заблуждение: чувство ритма не относится к музыкальному слуху. Более того: ритм чувствуют даже абсолютно глухие люди. Они могут жестикулировать в ритм, шагать в ритм. Это потому, что ритм имеет двигательную, а не слуховую природу. Ритм может быть не только у звуков, это — любое развертывание событий во времени. Не составит труда почувствовать, например, ритм равномерных световых вспышек и даже «прохлопать» его — т.е. придать звуковое выражение незвуковому явлению.
Мы «держим ритм» движениями. Многие видели, как гитаристы притопывают в такт или «кивают» головой. А как же академические музыканты, которые играют неподвижно? Они так же держат ритм телом. Просто их движения крайне малы, почти незаметны. Это могут быть еле ощутимые сокращения каких-то групп мышц. Дирижеры на репетициях говорят музыкантам во время длинных пауз — «пульсируйте!», т.е. даже не играя, все равно держите в теле течение ритма.
Танцуйте с нами соло джаз ,
и у вас не будет никаких проблем с ритмом
В некотором смысле у танцора даже есть преимущество перед музыкантом: его «ритм» полностью выражается в движении. Иными словами: не развитие чувства ритма помогает шагать в музыку, но само шагание в музыку помогает слышать ритм.
Ритм и музыкальность. Руководство к применению
Это теоретическая статья о ритме. Хотите больше практики и более широких знаний? Обратите внимание на Level Up Zouk Camp 2016, который пройдет в Москве на следующей неделе - там 3 дня классов посвящены теме музыкальности - будет над чем поработать.
________________________________________ ________________________________________ ______
Ритм и музыкальность. Краеугольные камни практически в любом танце из всех, когда-либо существовавших. Мы уделяем так много внимания понятиям "в ритм", "попасть в акцент", "чувствовать музыку", "раскрывать песню".
Я одна из тех, кому повезло. Я начала заниматься музыкой в 5 лет и не бросала ее вплоть до старших классов. И только 2-3 года назад я начала учиться танцевать. Тяжелее всего для меня были сальса и ча-ча, но все остальные танцы были мне естественны с точки зрения попадания в такт. Я поняла разницу между 3/4 и 4/4 и быстро стала чувствовать, где будет начало музыкальной фразы.
Но как быть тем, кому не так повезло?
Есть понятие глухоты ритма. Считается, что ей подвержены всего 4% населения, остальные же 96% могут естественно определять ритм или натренировать этот навык. Какие существуют стратегии?
Разница между музыкальностью и ритмом
Музыкальность - это ваша способность интерпретировать и выражать более сложные формы экспрессии в музыке. Это требует гораздо более высокого понимания музыки, а ваши движения дожны быть отлично освоены, чтобы вы смогли уделять больше внимания тому, что происходит в музыке.
Ритм - это базовый счет в музыке и ваш первый шаг на пути к музыкальности. Ритм - это основа, и в него просто необходимо уметь попадать в танце независимо от вашего уровня. Очень важно убедиться, что вы умеете это делать, перед тем, как вы попробуете освоить более сложные идеи музыкальности.
В этой статье мы рассмотрим основные способы определения ритма, которые помогли мне и остальным. Музыкальность рассматриваться не будет.
Определение ритма
Возьмите песню. Пусть для примера это будет стандартная песня 4/4 с сильным битом.
КАК НАЙТИ ПЕРВЫЙ БИТ (СЧЕТ 1)
Небольшой ликбез:
1) "Бит" - это широкоиспользуемый термин из английского языка (удар, биение и т.д.). В русском языке это называется "доля", но мы не будем чрезмерно перегружать статью и мозг танцоров музыкальными терминами, чтобы не запутать и не напугать)
2) В зуке музыкальный счет 1 приходится на ТУМ -чик-чик. Так повелось, что преподаватели зука обычно считают ТРИ - раз - два. Возможно, так легче произносить и так проще учить шаги, но это неграмотно с точки зрения построения музыки. На самом деле, по музыкальным правилам, самый первый ТУМ в песне - это счет РАЗ, а чик - чик - это вовсе не "два - три".
Если мы возьмем сферическую зук песню в вакууме и наложим на привычный тум-чик-чик, то правильно музыка будет считаться так: (1) ТУМ - (2) чик - чик - (3) ТУМ - (4) чик - чик. Это очень условно, потому что счета 2 и 4 необязательно будут всегда приходиться на первый "чик". По воле музыканта "чик" может быть немного раньше или позже. Также очень распространена, например, такая схема: (1) ТУМ - (2) * - чик - чик - (3) ТУМ - (4) * - чик - чик.
1. Найдите сильные доли
Во многих музыкальных стилях присутствует отчетливый бит на счет "1" (он будет первой нотой в музыкальном фрагменте, и зачастую на него приходится первый шаг в танце). Обычно он сопровождается более тяжелым басом или он значительно сильнее соседних нот.
В начале данной песни первый счет - более тихая нота, звучащая как бас. Ритм идет так: бум - бум - чик - * . (* означает, что последний счет не выражен никаким специфическим звуком, по сути это тишина). В итоге, первый счет - это первый, более тихий бум в музыке.
2. Определите, когда музыка повторяется
"Такт - единица музыкального метра, начинающаяся с наиболее сильной доли и заканчивающаяся перед следующей равной ей по силе".
Как правило, в музыке будут 4, 8, 12 или 16 счетов, которые будут повторяться. Ближе к концу каждой такой группы счетов музыкальный рисунок немного меняется. Наша песня начинается с бум - бум - чик - * , и этот рисунок (это и есть 1 такт) повторяется множество раз с небольшими вариациями . Каждые 4 такта (которые представляют собой 16 счетов: 4 кусочка по 4 счета), рисунок возобновляется. Счет "1" будет в начале всех этих повторяющихся кусочков.
3. Найдите вокал
Вокал часто начинается на счет "1" или рядом с ним, - но не всегда. Также распрастраненный вариант - после счета "1" или "1-2". В нашей песне Джастин Тимберлейк начинает петь между "2" и "3". Вокал приходится на чик, а не на бум - бум. Вокал более разнообразен, и поэтому это не самый верный способ найти начало. Но если все остальное потеряно, то стоит попытаться. Как минимум, вокал поможет вам определить, где музыка повторяется или переходит в новый фрагмент, - это может навести вас на верный путь к первому биту.
4. Найдите "двойной чик".
Во многих стилях (особенно в сальсе, и именно это меня спасло) присутствует слабый "двойной чик" прямо перед счетом "1". Он повышает музыкальную тональность, за счет чего сильный бит за ним звучит намного тяжелее. Если вы нашли этот отчетливый контраст, с огромной вероятностью вы нашли счет "1". Естественно, это не 100%. В выбранной песне двойной чик встречается в разных местах.
Изучение музыкальной теории будет чрезвычайно полезно для развития этих навыков, также как и игра на музыкальных инструментах. Если у вас нет возможности посещать такие уроки, слушайте очень-очень много музыки и специально прорабатывайте упражнения выше. Слушайте сильный, слабый бит, отсутствие бита, акустику и другие музыкальные стили. Чем больше вы будете практиковаться, тем легче вам будет. Выделите время на практику без танца, т.к. искать ритм и одновременно шагать иногда намного сложнее, чем будучи в спокойной обстановке, когда все ваше внимание приковано только к музыке.
Инструментарий
Salsa Beat Machine Счет в сальсе. Тем, кто не танцует сальсу, это поможет понять те звуки, которые ведут к счету "1". Для меня лично сальса была самым сложным ритмом. Когда я научилась находить "1" в сальсе, у меня больше не было проблем с другими стилями.
Поддержание найденного ритма
Итак, вы определили ритм. Что дальше? Темп!
Основная задача здесь - научиться соблюдать темп. Это означает, что ваш счет должен быть равномерным. Мой любимый способ - считать и следить за тем, чтобы мой "раз" попадал в сильный бит. В песне Тимберлейка я буду вслух считать 1, 2, 3, 4. Если я замечу, что мой "1" не совпадает с "1" в музыке, значит я слишком торополюсь или торможу. Хлопать также помогает.
Некоторые люди могут в совершенстве поддерживать ритм, но при этом они не могут постоянно попадать в бит во время танца. Обычно это вызвано следующим: а) вы не до конца освоили движения; б) вы не освоились с ритмом. Если вам надо поработать с ритмом, используйте шаги, которые вам давно знакомы и комфортны (чтобы над ними не думать) и сосредоточьтесь на счете под музыку во время шагов. В конце концов, это станет для вас просто и естественно.
Инструментарий
Метроном Прослушивая песню, вы можете включить метроном и играться с ним, пока он не совпадет с битом в песне. С метрономом вам не надо считать, проще сначала понять логику музыке, а потом уже искать в ней счет "1".
Тренажер ритма Более продвинутый вариант, базовые знания нотной грамоты вам помогут. Но и без них можно разобраться, выбирая разные обозначения и слушая, как они звучат. Вы выбираете минимум два ритма, прослушиваете аудио фрагмент и выставляете эти ритмы в том порядке, в каком они были сыграны (А), либо смотрите на ноты и выбираете соответствующий им аудио фрагмент (В).
Разбираемся со сложными песнями
Итак, мы уже хорошо понимаем песни с сильным битом. А что будет если мы возьмем песню без отчетливого бита?
В целом, ничего не меняется, просто слушайте внимательней.
Здесь так же присутствуют сильные доли. Они могут быть выражены фортепьяно, скрипкой или чем-нибудь еще. Отчетливый счет "1" здесь есть. Сильные доли в этой песне - это фортепьяно, которое звучит прямо перед вокалом.
В песне так же повторяется музыкальный рисунок, посредством фортепьяно и вокала. Даже если фортепьяно играет так: чик * * * чик * * * , или чик * чик * чик * чик, - это музыкальный рисунок, и он повторяется. Его первая нота по-прежнему будет счетом "1". Что касается повторов вокала, то вокал часто заканчивается на счете "4" и снова появляется после счета "1".
Помните, мы говорили выше о чик - чик на счете "4"? В этой песне тоже есть вариации на эту тему! Каждые несколько тактов содержат синкопу (нерегулярный ритм), ее играет фортепьяно прямо перед счетом "1". Это эквивалентно двойному чик во многих ритмичных песнях (и в зуке).
Не буду обманывать, с этим сложнее. В песнях без постоянного бита потребуется ваше умение заполнять пробелы. Это означает, что вы должны взять пространство между счетами "1" и мысленно разделить его на равные части, чтобы достроить счет до 1-2-3-4.
В этом вам поможет метроном и прочие инструменты для нахождения ритма. Salsa beat machine тоже может помочь, если убрать в ней все дополнительные инструменты и оставить только бит. Специальные программы для создания ремиксов очень полезны в этом смысле, но доступны они не всем.
Учиться слушать музыку - долгий процесс, который может даваться с трудом. Но научиться реально! Просто кому-то придется для этого приложить намного больше внимания и усилий. Практически все люди могут слышать и соблюдать бит, если будут уделять время тренировкам и практике. Помните, что вы уже достаточно хорошо танцуете, и гордитесь своими достижениями, даже если ритм и музыкальность для вас - мистика.
Хороших танцев!
________________________________________ ________________________________________ ___________
А теперь отличное предложение для тех, кто хочет слышать больше и глубже:
С 29 апреля по 3 мая в Москве будет проходить LEVEL UP Zouk Camp.
Специальный гость мероприятия - Pasty Pieternelle, один из самых музыкальных партнеров в зуке! Видео.
Многие из вас уже были на семинарах по музыкальности и УЖЕ ЗНАЮТ:
как попадать на сильную долю,
как слышать и выделять акценты в музыке,
из чего состоит музыка,
под какие инструменты удобно танцевать.
(*если не знаете, вам тем более сюда ;)
Какие НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ даёт участие в LEVEL UP?
Сделать свои танцы, даже под хорошо знакомую музыку, более музыкальными, а значит разнообразными;
* ЧЕМ ЛУЧШЕ вы СЛЫШИТЕ - ТЕМ БОЛЬШЕ интересных ВАРИАЦИЙ вы можете придумать
Понимание того, как музыка задает типы используемых движений.
ВЫ ОПЫТНЫЙ ПАРТНЕР, который отлично импровизирует и придумывает связки на ходу. Поняв логику построения музыки вы сможете учитывать мелодику трека, а это позволит партнерше легче проявлять себя и получать больше удовольствия ;)
Совершенно по-новому начать слышать даже привычные музыкальные композиции;
Научиться органично вплетать элементы импровизации;
Стать более «продвинутым» зук-танцором;
Сделать свой танец более «вкусным» визуально;
Получить обширную новую зону для дальнейшего развития своего стиля в Зуке;
Более уверенно чувствовать себя в танце Зук под любую музыку и с партнером/партнершей любого уровня (как выше, так и ниже вашего);
Стать более желанным для других партнеров/партнерш на Зук вечеринках;
Если вам откликаются данные пункты, то ВАМ ТОЧНО СЮДА! =)
Классы будут полезны и тем, кто только знакомится с танцем (от полугода) и тем кто танцует уже много лет!
От вашего участия зависит скорость развития зук-тусовки!
Давайте вместе развивать наш любимый танец!
Прокачиваемся до экспертного уровня
(Читать это не обязательно прежде, чем будет освоен предыдущий цикл).
Микропульсации
При более глубоком подходе следует сказать, что то, что «большие» музыкальные доли — это проявление более мелких, которые еще называют «микропульсациями». Т.е. крупные доли не просто можно поделить на мелкие, их нужно делить, чтобы чувствовать музыку точнее.
Делить размер на более мелкие полезно всегда. Как минимум, ускорять в 2 раза: считать 4/4 на 8. Для этого между каждым счетом вставляем «и»:
1. Прохлопайте достаточно медленную мелодию с промежуточными счетами (-и-) так, чтобы все основные счета точно попадали в музыку.
2. Затем попробуйте хлопать 4 доли, добавляя добавочную восьмую в одной из долей, например, в четвертой:
Постепенно переставайте считать цифры, высчитайте вначале место, где надо вступать – нужную долю, а далее хлопайте уже по внутреннему ощущению: пам — пам — пам — па-па-пам — . (там где было 4-и-1).
Подвигайте эту добавочную долю в разные места такта: 2-и-3, 3-и-4. Затем попробуйте добавить 2 восьмые в 1 такт.
3. Прохлопайте затакт – восьмую и следующую четвертую: например «и-раз», «и-три». Попробуйте это с любой из долей, с любыми двумя долями в такте: 1 и 3-ей, 2 и 4, 3 и 4.
4. Прохлопайте только восьмые доли, пропуская четвертые. Т.е. в такте у вас должно получиться 4 удара, ложащиеся между четырьмя основными.
Овладеть этим счетом абсолютно необходимо танцору, т.к. очень многие действия, например, повороты выполняются в 2 раза быстрее основного ритма музыки.
Но для еще более тонкого отыгрывания музыки, если мы хотим сделать еще большее количество действий за 1 счет, мы используем деление на шестнадцатые доли. Считается это так:
Прохлопайте ритм сперва восьмыми, как в примере выше, а затем добавьте какие-то из промежуточных счетов, например:
Теперь пульсируйте «про себя» промежуточные «и», и отбивайте некоторые 16-е:
Больше, чем такт
Единицей музыкального метра (рисунка повторяющихся долей) является такт – промежуток от сильной до сильной доли («одна четверка»). Несмотря на то, что пульсация в такте может распадаться на более мелкие удары, сами такты одновременно стремятся к объединению. В поп-музыке, о которой мы в основном говорим, есть устойчивая единица – «восьмерка». Метрически 2 «четверки», которые входят в восьмерку, полностью равны друг другу. Однако их единство вполне хорошо ощутимо за счет вне-метрических элементов: мелодии, партии баса и ударных (музыкальная фраза, которую ведет инструмент, длится 8 долей). Из-за этого конец первой четверки часто ощущается как незавершенность, а второй – как завершенность.
Итак, нужно уметь мыслить музыку восьмерками: например, заход в какую-то фигуру – выход из фигуры.
Однако и это не все. Восьмерки тоже стремятся к объединению. Это 4 или чаще 8 восьмерок, соотв-но, 8 или 16 тактов (64 доли!) - квадрат. Почувствовать это не так сложно – это как раз границы куплета или припева.
Умение выстраивать конструкцию на несколько восьмерок позволяет точно попасть в музыкальный акцент, сделать «точку» в начале куплета, отметить яркое музыкальное событие внутри композиции, которые чаще всего приходятся как раз на смену "квадратов".
Все это посчитать не так сложно, как кажется. Восьмерка считается просто на 8 счетов, т.е вторая четверка – как 5,6,7,8. Все последующие восьмерки можно начинать считать с их порядковых номеров, заменяя «раз» на нужную цифру: «два-два-три-четыре», «три-два-три-четыре», «четыре-два-три-четыре». Это совсем не сложно и осваивается гораздо быстрее, чем базовое чувство такта.
Синкопы
Теперь разберем последнее понятие, обязательное для понимания танцора. Это – синкопа. Синкопа – это появление сильной доле там, где она не предусмотрена «обычным», простым ритмом. Синкопа может падать на любой из основных или промежуточных счетов («-и-», -«-а-»), и этим создает интересные ритмические конфигурации.
Визуализация разных синкоп и как они ощущаются:
1. Прохлопайте синкопы в музыке. Песен с синкопами можно найти очень много, просто обычно мы не обращаем на них внимания. Синкопированный ритм воспринимается как "интересный". Примеры:
2. Возьмите обычную, «квадратно-дискотечную» музыку. Пробуйте добавить сильные доли «в самые неожиданные места»: сначала просто на слабые доли (2,4), а затем на промежуточные счета (и-а-1).
Уже сейчас вы можете примерно понять, как устроена такая музыка, состоящая из одного ритма. Можете понаходить в ней все, о чем мы говорили: восьмые доли, синкопы, смены ритмов на квадратах и т.п.
У танцора есть уникальная возможность – не только обыгрывать танцем существующие синкопы, но и создавать свои, добавляя акцентные движения или позировки на слабые счета. Только с этим нужно быть крайне осторожным: недостаточно точно выполненная синкопа будет смотреться как выпадение из ритма, зато четко поставленный дополнительный акцент почти наверняка вызовет «вау-эффект» у аудитории.
Как устроен ритм
Ритм можно образно определить как нарезку времени, в нашем случае — времени звучания музыки, на равные отрезки.
Отрезки отмечаются какими-то звуковыми событиями. Чаще всего это звуки ударных инструментов, но может быть и бас-гитара, инструментальная мелодия, голос. Сейчас мы будем говорить только об ударах (=хлопках). В нашей схеме каждая черточка-отсечка — это удар.
Эти отрезки — достаточно короткие. Если они длятся примерно более 2х секунд, их становится сложно ощущать — мы не можем точно определить, когда начнется следующий «отрезок», начинаем «плыть» в ритме. Но тогда мы можем легко выкрутиться, разделив каждый отрезок на 2 равных, более коротких.
Однако и такое разделение не очень удобно. Когда все наши отсечки одинаковые, их также неудобно считать: они как бы «сливаются», «рябят в глазах». Поэтому мы начинаем разнообразить их: чередовать сильные и слабые удары:
Сильные удары (в музыке их называют сильными долями) — это аналог ударений, которыми мы «членим» нашу речь.
На каком «расстоянии» друг от друга могут располагаться сильные доли? Практически не так уж много вариантов: на каждый второй или третий удар (музыкальную долю). Все более длинные структуры стремятся «распасться» на две более мелкие. Четырехдольные делятся как 2+2, пятидольные — как 3+2 или 2+3, шестидольные — как 3+3 (но не 2+2+2). Мы не будем продолжать, так как эти варианты относятся к области чистой теории.
Если перейти к танцевальной практике, то разнообразие вариантов в популярной музыке невелико. 90% ее имеет размер 4/4. Более редкие случаи — 2/4, ¾, 6/8. Все остальное, как правило — удел академической музыки, где может быть все))
В этой дроби для нас важна только верхняя часть — числитель. Он показывает, до скольки считать. В 4/4 считаем до четырех. Каждая первая доля будет сильной. Если мы хлопаем, ее нужно отметить более сильным хлопком.
А как же отмеченное нами стремление распасться на более мелкие части? Оно также проявляется: на самом деле в четырехдольном размере есть еще одна выделенная доля, третья. Но она полусильная, сильнее, чем 2 и 4, но слабее, чем 1. (Именно этим отличается размер 2/4 от 4/4: в первом каждая сильная доля равна остальным, а во втором они чередуются посильней-послабей).
Упражнения для развития ритма
1. Включите музыку и хлопайте в такт на все основные удары ритм-секции: тум-тум-тум…
2. Определите первую долю по более сильному удару, акценту. С первой доли также, как правило, начинается куплет и припев, вступает вокалист. Она повторяется каждые 4 удара. Считайте вслух от 1 до 4 и снова.
3. Поделитесь на 2 части в группе или с напарником. Один хлопает только 1 долю, а второй — все 4. Затем поменяйтесь.
4. То же самое, только теперь один хлопает только 1 и 3 долю, второй — 2 и 4.
5. Начните хлопать музыку. Теперь пусть напарник выключит звук (но не остановит проигрывание) на 5-6 секунд и включит обратно. Стремитесь к тому, чтобы сохранить ритм и «сойтись» с ним, когда музыка зазвучит.
6. Учитывайте, что, как правило, быстрый ритм держать легче, чем медленный! Начинающие, как правило, на медленном ритме начинают ошибаться в сторону ускорения. Поэтому начинайте с быстрых песен, и переключайтесь на все более медленные.
7. Все, что вы делали хлопками, делайте шагами. Вслух продолжать считать можно и нужно. Шагать сначала на месте, затем — с перемещением в танцевальной фигуре.
Также визуализировать ритм и поиграться с ним можно в любой программе создания звука. Однако телесные упражнения эффективнее, ведь нам надо уметь создавать ритм в себе.
Читайте также: