Как играть в грис
Платформеров, впечатляющих эффектным визуалом, на рынке хватает: достаточно взглянуть на список игр выше. Но даже среди них Gris — дебютная работа испанской студии Nomada — стоит особняком. И не только благодаря акварельной рисовке, превращающей каждый скриншот в изящную картинку, будто только что найденную на Tumblr. Рассказанная без слов история Gris впечатляет не меньше, чем её талантливая графика.
«Мир — это сон, и он прекрасен иногда»
Эстетики здесь хватает. Стеклянные дворцы и кубический лес, тёмные туннели, акварельное небо — всё прорисовано с вниманием к деталям и мелким штрихам, с выдумкой и любовью. Картинку идеально дополняет атмосферный саундтрек от группы Berlinist: меланхоличный эмбиент, звуки фортепиано, скрипок и органа, хрустальный перезвон, с которым Грис бежит по сияющим ниточкам звёздных мостов, добавляют происходящему на экране чувство творящегося волшебства.
Но, главное, Gris — это прекрасная и тонкая метафора излечения от душевной травмы. Из описания в Steam можно узнать, что героиня заперлась в собственном мире, желая спрятаться от боли, но её историю можно понять и без всяких шпаргалок. Драма Грис не нуждается в текстовых пояснениях, хоть и оставляет простор для трактовок.
В начале игры девочка теряет голос и, утратив опору, падает в пропасть. Её мир выцветает, а яркие краски блёкнут: недаром имя героини на испанском означает «серый» (как тут не вспомнить, что серый – цвет депрессии?). Но по мере прохождения картинка обретает свежие цвета и оттенки: яростный красный, живительный зелёный, солнечную желтизну. Опустошённая, расколотая душа Грис потихоньку оживает, и вот уже там, где в первый час игры мы видели только голый камень, журчит вода, зеленеет листва, распускаются цветы. Разбитые статуи плачут по девочке, буквально собирающей себя по кускам, чтобы в конце вернуть голос и желание петь.
Грис идёт по путеводным звёздам, не давая тьме поглотить себя. Эта тьма принимает разные формы, но её финальная метаморфоза не оставляет сомнений в том, что Грис сражается с собственной тенью. И даже когда чёрное отчаяние затапливает её с головой, она находит в себе силы подняться и рваться к небу.
Кто-то увидит в этом аналогию жизни художника, который пытается выбраться из кризиса и снова творить. Кому-то будет достаточно и истории обычной девочки, пережившей трагедию, но обретающей в жизни новый смысл. Важно то, что многие узнают в Грис себя, — а те, кому чужда борьба с чернотой, таящейся внутри каждого человека и ждущей своего часа, просто приятно проведут время за расслабляющим путешествием в живописных декорациях. И тоже получат удовольствие — пусть и немного другого рода.
В несумрачном лесу
Девочка Грис заперта в сюрреалистичном мире, откуда есть лишь один выход — звёздный мост. Правда, он пока не достроен: чтобы выбраться, героине нужно собрать сияющие сферы, спрятанные по разным локациям, и сложить из них созвездие — только по нему можно сбежать из ловушки на волю.
Как и Ori and the Blind Forest, Gris — бесшовная игра с условно открытым миром, где в некоторые локации можно попасть, лишь открыв нужный навык. Со временем героиня научится двойному прыжку, парению, плаванию и пению, звуки которого приводят в действие скрытые механизмы. А её платье обретёт способность превращаться в тяжёлый куб: с его помощью Грис будет активировать рычаги и проламывать хрупкий пол, открывая проходы.
Звёздные мостики не раз помогут Грис добраться до недоступных мест
В подводном царстве ей предстоит нырять, в лесу — прыгать по трансформирующимся блокам, а в заоблачном дворце ждут фокусы с гравитацией. Время от времени героиня даже будет пересекать черту, за которой весь мир отражён вверх тормашками, и фактически разгуливать по потолку. Чтобы продвинуться дальше, придётся напрягать пространственное мышление в лучших традициях Portal.
Но любителям хардкора, забористых задачек и препятствий, которые не преодолеть без виртуозного соло на клавиатуре, тут быстро станет скучно. Конечно, временами приходится пораскинуть мозгами, но и самые сложные головоломки здесь решаются за пару минут, а умереть в Gris просто нельзя, даже теоретически. С какой бы высоты вы ни упали, внизу будет ждать мостик или фонтан, а платье Грис не хуже юбки Алисы из Alice: Madness Returns раскроется, смягчив приземление. Никаких бездонных пропастей, никаких оврагов с лавой и кислотой и никаких бесконечных возрождений.
Под водой глушатся все звуки, кроме фоновой музыки, и это только усиливает эффект погружения
Даже чудища, что встречаются на пути Грис, либо не пытаются убить девочку, либо дают ей уйти — причём для этого даже не требуется вмешательство игрока. Героиня сама сбежит от опасности: можно, конечно, вручную придать ей ускорение, но можно и просто откинуться на спинку стула и следить за погоней как зритель. Gris — не про желание сломать клавиатуру, когда вы в тридцатый раз гибнете в битве с очередным боссом, а про медитативное любование окружающей красотой.
Сочетание талантов: как создавалась Gris Статьи редакции
Gris от Nomada Studio, выпущенная уже под конец прошлого года, снискала большой успех среди игроков и критиков. Проект в очередной раз подтвердил, что для того, чтобы делать хорошие игры, не обязательно нужна большая команда — достаточно лишь наличия талантливых людей.
Создание Gris началось с творческого объединения трёх человек — бывших программистов Ubisoft, Роджера Мендозы и Адриана Куэваса, а также известного испанского художника Конрада Розета. Первые ничего не смыслили в искусстве, второй же — в геймдизайне и коде, но это не помешало им сработаться.
Независимые студии появляются самыми разными способами, но в основном их создают люди из одних кругов — студенты одного курса геймдизайна или бывшие коллеги. Мендоза и Куэвас вместе работали в Ubisoft, но встреча с художником Розетом оказалась совершенной случайностью.
Меня тогда провожали друзья — я отправлялся в Канаду для работы над Rainbow Six Siege. В случайном баре мы встретили подругу, которая отмечала свой день рождения — она фотограф, которая знакома со многими людьми из арт-индустрии. С ней там был Розет.
Даже общение с художником, как вспоминают разработчики, случилось ненамеренно: «Мендоза начал разговор с Розетом только потому, что ему стало скучно». Друзья упомянули, что работают в геймдеве, а художник ответил, что уже давно хочет позаниматься созданием артов для игры.
Куэвас и Мендоза и раньше думали над тем, чтобы создать свой собственный проект — но всё определила именно удачная находка в виде Розета. Он был не просто художником, которого не хватало для проекта — его работы были настолько «роскошными», что оформление других инди-проектов не выдерживало никакой конкуренции на их фоне.
Конрад — художник. Он не знает, как кодить. Мы программисты. Мы совершенно ничего не знаем об арте. Это было неплохим сочетанием.
Всей тройке очень нравилось то, что Мендоза назвал «маленькими, отполированными играми, в которых также есть история» — что-то в духе проектов Playdead (Limbo, Inside) и thatgamecompany (Journey). Приступить к работе они смогли не сразу: Куэвас уезжал в Монреаль, так что команда сосредоточилась на «поддерживании искры и создании прототипов» до его возвращения.
Было очень трудно — работать в Ubisoft, приезжать домой и продолжать работать [над Gris]. Когда Адриан вернулся где-то в январе 2016 года, мы решили уволиться — а Розет прекратил работать над сторонними проектами.
ВИДЕО ПРОХОЖДЕНИЯ ИГР
Знакомимся с новинкой декабря, произведшей небольшой фурор в прессе и среди пользователей - GRIS. Разбираемся, почему это произошло и заслужены ли все эти комплименты.
GRIS — молодая девушка, запершаяся в собственном мире из-за боли, окутавшей ее в реальности. Скорбь находит воплощение в ее платье, которое дает разные способности, позволяющие лучше ориентироваться в своем мире. По ходу происходящего героиня эмоционально крепнет и начинает видеть свой мир немного иначе, открывая все новые и новые пути. И все это Вы узнаете только из аннотаций в магазине или на сайте разработчика. В самой же игре это подается очень иносказательно, так что игра больше похожа на простой фентези-платформер с меняющимися механиками. Все эти девичье переживания как-то ускользают (возможно, что понять этот высший смысл нужно быть обязательно девушкой, не знаю).
Несмотря на "навязанный" извне странный сюжет, игра вполне не плоха. Отличный визуальный стиль, пять локаций со своими типами загадок, а вместе с ними и новыми игровыми приемами, которым учится героиня. Один минус - уровней всего пять, а сами загадки не такие уж и сложные (даже для такого криворукого игрока в плане платформеров, как я), поэтому игра пробегается всего за пару часов. Хотелось бы, конечно же, больше, ведь визуальная составляющая и звуковое сопровождение делают игру жемчужиной среди заполонивших жанр платформеров пиксельных инди-поделок.
Как играть в грис
Watch the Behind the Schemes "GRIS" episode
Watch the Behind the Schemes "GRIS" episode
Об игре
Грис — наивная девочка, запершаяся в собственном мире из-за боли, окутавшей ее в реальности. Ее скорбь находит воплощение в ее платье, которое дает разные способности, позволяющие лучше ориентироваться в своем мире. По ходу сюжета Грис эмоционально крепнет и начинает видеть свой мир немного иначе, открывая все новые и новые пути.
GRIS — медитативная и умная игра, в которой вам не нужно бояться смерти, нервного срыва или гнетущей атмосферы опасности. Вас ждет тщательно продуманный и анимированный мир, а ваши уши приласкает оригинальный саундтрек. А еще — несложные головоломки, элементы платформера и необязательные испытания.
В GRIS почти нет текста — только небольшие подсказки по управлению, записанные понятными общими символами. Каждый может играть в эту игру, на каком бы языке он ни говорил.
Читайте также: