Как фотографировать в городе на зеркалку
Когда я купил свою первую зеркальную камеру, то подумал, что дело сделано. Я уже начал представлять себе как возьму моделей на улицу и буду их снимать весь день.
В своё время появление цифровых зеркальных камер сделало революцию в индустрии фотографии и всем казалось, что никаких усилий для качественных кадров делать больше не придётся. Мне представлялось, что работу за меня должна выполнить моя новая камера.
Этот подход был неверным. И по сей день ни одна камера не заменит трёх основополагающих вещей, которые делают любую фотографию: правильной композиции , баланса белого и резкого фокуса . Итак, советы.
1) Никогда не выбирайте фокусировку по нескольким точкам. Всегда выбирайте одну
Если вы фокусируетесь в автоматическом режиме, то запретите камере делать выбор сразу из нескольких точек. В таком случае фотоаппарат автоматически отдаст предпочтение самой ближней точке, которая попадёт в зону фокусировки.
На профессиональных камерах фокус может быть выбран сразу в нескольких точках. Это означает, что камера предполагает некий усреднённый фокус между всеми точками, которые попали в зону выбора искусственного интеллекта. Очевидно, что такой подход к созданию портретов никуда не годится.
Лучше установите жёстко одну точку и получите полный контроль над съёмочным процессом.
2) Делайте фокус на глазах
При портретной фотосъёмке фокусировка всегда делается по глазам. Эта безусловно важная часть лица должна обладать наибольшей резкостью.
Советую максимально раскрывать диафрагму вашего объектива. Тогда кожа лица попадёт в зону небольшого расфокуса и смягчится.
3) Уменьшайте глубину резкости раскрывая диафрагму по максимуму
Если вы хотите профессионально заниматься портретной фотосъёмкой, то не пожалейте денег и купите светосильный объектив.
Если ваш объектив позволяет вам снимать с диафрагмой f/2.8 или f/4, то используйте именно их. Большинство уличных портретов получаются при естественном освещении и раскрытой диафрагме. Это делается ради получения размытого фона, которое именуется боке .
4) Не снимайте портреты на объективы с фокусным расстоянием короче 50 мм. Будет лучше, если вы возьмёте объектив с ФР от 85 мм и выше
Я люблю фотографировать на зум-объектив 70-200 мм. Такой объектив не искажает пространство и даёт хорошую картинку. Кстати, боке тоже получается довольно приличным. Большинство моих портретов сделаны на фокусном расстоянии 120-200 мм.
5) Всегда снимайте в RAW
6) Купите серую карту и используйте её в фотосъёмке
Чтобы не мучиться с балансом белого сразу купите себе серую карту. По ней вы сможете выставлять нейтральный серый в Adobe Lightroom на этапе постобработки.
Представьте, что вы сделали 1000 снимков в 5 разных местах. Вы подумали как вы будете выставлять баланс белого на всех снимках на этапе постобработки? Вам лучше об этом не думать, потому что работы будет очень много.
Но этой рутины можно избежать, если просто перед фотосессией в новой локации сделать пару снимков серой карты. На этапе постобработки вы в пакетном режиме сможете быстро выставить правильный баланс белого используя всего несколько фотографий.
У меня есть такая карта, но я её использую каждые полчаса, чтобы компенсировать изменение температуры солнечного света. Я живу в Краснодаре (45 параллель) и вечером солнце садиться очень быстро.
7) Снимайте в тени
Старайтесь не снимать ваших моделей под прямыми солнечными лучами. Они заставляют людей щуриться, создают глубокие направленные тени, искажают баланс белого.
Другое дело, когда лицо полностью в тени. В таком случае свет мягко рисует портрет модели. При правильной экспозиции и балансе белого портрет выйдет идеальным.
Город – это не только среда обитания для многих людей, с их квартирами, предприятиями и офисами, это еще и живой организм, полный энергии и силы. В оживленных мегаполисах всегда множество интересных мест, объектов и происходящих событий. Высокий темп жизни предоставляет возможность фотографам всегда снять что-то новое и необычное, интересное. Но передать дух города в одной фотографии очень сложно. Ведь его портрет отличается от времени суток и сезона. Утром он может казаться мирным и спокойным, в то время как вечером или ночью оживает и заполняется движением и светом. Недостаточно просто сфотографировать достопримечательности или величественные здания в самом центре города, необходимо продемонстрировать какие-то увлекательные аспекты повседневной жизни, в таком контексте, который расскажет об этом месте и о людях, живущих там.
Следуйте советам этой статьи, и вы научитесь делать городские пейзажи интереснее других любителей фото.
Основные направления в городском пейзаже
Вот несколько основных направлений для фотографирования городского пейзажа:
- город - индустриальная среда, здесь превалируют фотографии зданий, заводов, машин и других подобных объектов;
- город - основная сфера жизни человека. Люди на фоне архитектуры, в интерьере города;
- город - историко-культурный центр. Практически любой город мира является памятником архитектуры и прекрасный объект для фотографии;
- город – объект для абстрактной композиции. Пересечение стекла и бетона – вот, что пользуется популярностью у многих сегодняшних фотографов и инстаграмеров ))
Время сьемки
Многие профессионалы, в том числе и один из известнейших городских фотографов Марк Бари (Mark Bury), считают лучшим временем съемки раннее утро по, минимум, двум причинам:
- мягкий утренний свет, тени ложатся ровно и плавно, небо работает как огромный фильтр, цветовая гамма таких снимков будет теплая и приятная;
- чистые и пустые улицы. Одинокий утренний город выглядит намного красивее, чем шумный и суетливый в течение остального дня. Несколько случайных прохожих, могут быть уместны они дополнят фотографию, придадут ей особое настроение.
Закат тоже излюбленное время фотографов. Мягкий свет лучей уходящего солнца придаст старому городу ощущение вечности. При съемке современного динамичного городского пейзажа прекрасно будут смотреться эти же лучи, отраженные на стеклянных и стальных зданиях. Или неоновые огни, пробивающие потемневшее синее небо.
Настоящие фотографические шедевры с изображением города можно получить и ночью. Но у ночной съемки есть свои определенные особенности, которые должен учитывать каждый фотограф. Но это тема, которую стоит выделить в отдельную статью, что мы и сделаем в ближайшее время.
Точка Сьемки
Найдите правильную точку съемки – это очень важно для хорошей фотографии города. Вы можете фотографировать городской пейзаж:
- с уровня своего роста,
- с уровня земли,
- с крыши какого-либо дома. Сейчас становятся очень популярными съемки города с помощью беспилотных летательных устройств.
Постарайтесь найти такие точки обзора, которые раньше никто не видел и не снимал. Возможно, именно этот кадр откроет известное здание с новой интересной стороны. Но при этом помните, что каждый уровень съемки имеет свои нюансы.
Если вы фотографируете городской пейзаж с самой нижней точки, то высокие здания получат некоторое искажение – у зрителя сложится впечатление, что они вот-вот упадут.
Если вы фотографируете город с уровня земли, то старайтесь включить в кадр только те элементы, которые могут вызвать интерес у зрителя и исключить все лишнее.
Фотографируя город с высоты, не забывайте о главном объекте кадра - самая высокая башня в городе или самый освещенный участок, например, центральная улица с фонарями и уходящая вглубь города. Иначе ваша фотография будет казаться одним сплошным полотном, особенно ночью.
Ну и самое главное - больше практикуйтесь , экспериментируйте - и всё у Вас получится).
Вторая часть практикума - здесь, третья часть практикума - здесь.
Для большинства новичков уличный портрет становится жанром, с которого начинается знакомство с фотографией. Кажется, что такой тип съемки просто освоить, а специализированное оборудование не требуется. Но, зачастую, первые кадры не производят ожидаемого эффекта, и интерес к фотографии теряется. Чтобы этого не произошло, нужно познакомиться с базовыми техниками и некоторыми секретами съемки портретов на улице.
Необходимое оборудование
При съемках уличного портрета, обычно, используется минимальный набор фотооборудования. На любительском уровне он чаще всего ограничивается камерой. Остановимся подробно на ключевых характеристиках и перечне наиболее подходящего оснащения.
Для съемки портретов подойдут объективы с фокусным расстоянием от 85 мм до 135 мм (в пересчете на полный кадр). Геометрические искажения на фото у них отсутствуют. Из-за чего объект съемки выглядит максимально естественно. Кроме того, длиннофокусный объектив позволяет эффектно отделить модель от фона.
Есть несколько причин этого не делать:
Небольшая глубина резко изображаемого пространства не всегда играет на руку фотографу. Выделение модели, безусловно, распространённый прием. Но в некоторых случаях внимание нужно уделить и фону.
Использование максимально отрытой диафрагмы оправдано только при недостаточном уровне освещения.
Вспышка. Вспышка — незаменимый спутник фотографа не только при съемке вечерних кадров, но и в яркий солнечный день. При съемках в полдень, когда солнце находится высоко над горизонтом, на лице модели неизбежно появятся тени. Свет от вспышки эффективно заполнит передний план, уберет тени с лица и снизит разницу в освещенности переднего и заднего планов.
Рефлектор (отражатель). Не менее полезный аксессуар для выставления света в уличных условиях. Стоит в несколько раз дешевле вспышки, но при должном навыке не менее функционален. В магазине можно найти пять основных типов рефлекторов:
- серебристый — отражает большую часть света с минимальным искажением цветовой температуры;
- золотой — отражает большую часть света с добавлением теплого тона;
Чтобы не ослепить модель, с такими отражателями лучше работать на расстоянии не мене трех метров.
- белый — отражает свет без искажения цветовой температуры. КДП немного ниже, чем у предыдущих, свет более мягкий;
- черный — поглощает большую часть света. Применяется в специфических задачах, например, для увеличения тени или отсечения лишнего отраженного света, попадающего на модель;
- прозрачный — скорее не отражатель, а рассеиватель. Используется для смягчения жесткого света солнца, источников постоянного освещения, вспышки.
Размер отражателя выбирается исходя из задач. Для крупных планов будет достаточно небольшого отражателя 50х50 см. Для ростовых фото стоит выбирать рефлектор не менее метра в диаметре.
С помощью рефлектора можно решать следующие задачи:
Убрать контрастные тени при съемках с высоко стоящим солнцем можно с помощью рассеивающего рефлектора. Его располагают непосредственно над моделью. Тени в этом случае получатся мягкие и выразительные.
Добавление объема. При установке отражателя слева или справа одна сторона модели будет освещена больше, чем другая. Получившаяся светотень добавит объема фотографии. Кроме того, объема можно прибавить черным отражателем.
Помните — с отражателем трудно работать без ассистента.
К чему быть готовым перед съемкой
Уличная съемка в общем и портрет в частности имеют ряд характерных особенностей, которые фотограф должен учесть до начала работы. К ним относится:
Сложный контроль освещения
Работа в студии предполагает построение световых схем с участием нескольких групп вспышек, число которых может доходить до пяти. Основной источник света уличного фотографа — солнце. Настроить его не получится. Придется подстраиваться самому.
Перед фотосессией полезно узнать время восхода и заката. Когда Солнце находится близко к горизонту, тени становятся мягче, а свет равномерно ложится на горизонтальные объекты. Работать в это время получится даже с минимальным набором оборудования.
При съемке располагайтесь так, чтобы Солнце находилось у вас за спиной по диагонали (за плечом). Если фотографируете с заполняющей вспышкой — по диагонали за спиной модели.
Наиболее сложный период для съемок — полдень. Солнце находится в зените, из-за чего тени становятся контрастнее и темнее, а объектив рискует поймать блик.
Без дополнительного оборудования обойтись тут очень сложно. Придется искать места в тени или ждать, когда солнце закроют облака и пользоваться непродолжительным моментом.
Выбор локации
В студии фотограф фактически сам создает антураж, подходящий образу модели. При уличной съемке выбор подходящего места — важная и сложная задача. Нюансов здесь хватает:
- локация должна быть необычной и незаезженной, а окружающая обстановка соответствовать творческому замыслу фотосессии;
- доступ к подходящим местам может быть затруднен или запрещен;
- реализации задуманной идеи могут мешать прохожие или транспорт;
- далекое расположение локации от места проживания рискует осложнить работу.
Универсальные рекомендации по выбору места фотосъемки вряд ли возможны. Помните, что окружение должно гармонировать (или противоречить?) образу модели. Доверяйте своему креативному мышлению.
Вечерние и ночные фотосессии
Тема освещения уже затрагивалась выше, но что насчет его недостатка или полного отсутствия? Такие сюжеты тоже пользуются популярностью в жанре уличного портрета. Их реализация потребует от фотографа большего опыта и наличия дополнительного оборудования.
NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/500 с
Путешествовать по городам интересно, но, если вы впервые оказались в новом для себя мегаполисе, да ещё в другой стране, непросто. Нужно уметь ориентироваться на местности в поисках достопримечательностей, да и просто, чтобы не заблудиться.
Если же вы приехали как фотограф, то задача ещё более усложняется. Во-первых, нужно уметь находить места и сюжеты для съёмок. Во-вторых, необходимо оставаться в безопасности. Всё-таки турист с фотоаппаратом — одна из самых лакомых мишеней для карманников в крупных туристических городах. Давайте разберёмся, как, приехав в незнакомый город, сделать в нём отличные фотографии.
Начинайте с аэропорта (ещё до вылета)
В аэропортах часто бывают красивые виды на аэродром, особенно, если вы вылетаете ранним утром или на закате. Но важно обращать на это внимание ещё до вылета — скорее всего, по прилёте у вас не будет времени на съёмку, да и в зоне прилёта, особенно международной, снимать обычно запрещено. А вот в зоне вылета — пожалуйста.
NIKON D7100 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4.5, 1/320 с, 168.0 мм экв.
Например, я сделал этот снимок, когда был на пересадке в аэропорту Буэнос-Айреса. Пять утра, потрясающий рассвет, — и я сделал несколько снимков с самолётами. В аэропортах я чаще всего использую объектив Nikon AF-S NIKKOR 70-200mm f/4G ED VR. Он достаточно лёгкий, при этом позволяет снимать самолёты на лётном поле благодаря отличному диапазону фокусных расстояний.
Выбирайте небольшие отели
Выбирая место, где остановиться, вместо огромных гостиничных сетей лучше отдайте предпочтение небольшим бутик-отелям. Часто у них просто потрясающий интерьер, и сам отель в таком случае становится местом съёмки.
NIKON D7100 УСТАНОВКИ: ISO 500, F7.1, 1/800 с, 27.0 мм экв.
Этот снимок я сделал в Греции, в городе Нафплион. Мы жили в небольшом отеле, и однажды я заметил кота, сидящего на крыльце нашей гостиницы. Я фотографировал кота, а он был явно рад вниманию и с удовольствием позировал.
Не стесняйтесь при заселении попросить номер с интересным видом
При заселении в отель скажите, что вы — фотограф из другой страны и были бы очень признательны за предоставление вам номера с хорошим видом для фотосъёмок. А ещё лучше — сообщите гостинице об этом заранее, тогда ваши шансы получить номер с видом (и, возможно, более высокого класса, чем вы бронировали) значительно увеличатся. Даже если подходящего номера нет, узнайте, можно ли снимать с крыши или террасы.
NIKON D7100 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 100, F7.1, 20 с, 75.0 мм экв.
Этот снимок я сделал в Стамбуле: в нашей гостинице была терраса с потрясающим видом на мечеть Султанахмет и Айя-Софию.
Узнавайте про интересные события
Очень часто, едва ли не в каждом городе, я случайно натыкался на какое-нибудь значимое событие. Это мог быть День города в боливийском городке Потоси, смена почётного караула в перуанской Лиме, демонстрации в Афинах или Формула-1 в Мельбурне. Оказалось, что событий так много, что почти невозможно не попасть куда-нибудь, даже не ожидая этого. Поэтому я советую узнавать об интересных фактах перед приездом, а также по ходу, спрашивая всех местных, от портье в гостинице до официантов в ресторанах. Наверняка, что-либо интересное в городе происходит.
NIKON D7100 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/200 с, 300.0 мм экв.
Например, вот снимок с фестиваля поклонения царей-волхвов в перуанском Ольянтайтамбо, который проходит раз в год. Для съёмки на таких мероприятиях я тоже использую длиннофокусный AF-S NIKKOR 70-200mm f/4G ED VR — он позволяет выхватывать из толпы отдельные лица, и обладает отличным рисунком.
Ищите обзорные точки
Ещё один способ найти потрясающий вид — искать места с обзорными точками. Это могут быть не только общедоступные обзорные площадки, но и кафе, и террасы. Чем больше точек будет в вашем арсенале, тем больше возможностей для удачных кадров вы получите — поэтому не стесняйтесь спрашивать рекомендации.
NIKON D5200 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/40 с, 122.0 мм экв.
Этот снимок я сделал в Арекипе, городе на юге Перу, с балкона в кафе. Благодаря высокой точке съёмки мне удалось запечатлеть вечернюю улицу на камеру Nikon D5200 с объективом Nikon AF-S NIKKOR 70-200mm f/4G ED VR.
Снимайте в музеях
NIKON D7100 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 1000, F4, 1/50 с, 105.0 мм экв.
Многие предпочитают музеям прогулки. А мне кажется, что и в музей зайти стоит, особенно фотографам. Ведь здесь часто отличный свет для предметной съёмки, а фотографирование разных исторических и культурных артефактов — прекрасная возможность рассказать про страну в своих фотографиях. Но не забывайте снимать не только предметы, но и подписи к ним — так будет проще восстановить в памяти, что же именно вы сфотографировали.
Ищите необычные сюжеты
Обращайте внимание на повседневную жизнь, которую ведут местные. Великолепные достопримечательности — это здорово, но и простая жизнь обычных людей может быть бесконечным источником вдохновения для фотографа.
NIKON D7100 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 500, F4, 1/2500 с, 195.0 мм экв.
Например, этот снимок я сделал в центре Сантьяго, столицы Чили. Дети, играющие в фонтане, оказались намного более интересными для сюжета, чем помпезное здание Музея изящных искусств, которое находится практически напротив этого фонтана.
Не торопитесь
NIKON D7100 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 1000, F4, 1/20 с, 112.0 мм экв.
Читайте также: