Кабель для подключения аудиосистемы к компьютеру
Многие годы промышленность, действующая вокруг hi-fi и hi-end машинерии, с упорством, достойным лучшего применения, внушает нам мысль о великой значимости соединительных кабелей для достижения высокого качества звукового тракта. К сожалению, наибольший вклад в пропаганду подобного шарлатанства вносят «почти независимые» аудиожурналы, которые часто оказываются единственным источником информации для подавляющего большинства любителей. Нетрудно понять сокровенные желания издателей и журналистов, ведь основным источником их существования является размещение коммерческой рекламы производителей и дистрибуторов обозреваемых продуктов.
Судя по ценам, производство всевозможных кабелей является куда более выгодным гешефтом, чем честная деятельность на ниве разработки и выпуска аппаратуры звуковоспроизведения.
Любопытно, что сами производители (по разным данным, споры ведутся уже около 30 лет) не могут объяснить на сколько-нибудь убедительном физическом уровне влияние свойств бытовых кабелей на качество полноценного аудиотракта. Здесь, по-видимому, мы имеем дело с очередной легендой XX и XXI столетий, любовно подхваченной широкими массами аудиофилов, не отягощенных знаниями на уровне школьной физики (многия знания — многия печали). Разумеется, такой публике не очень-то хочется добровольно расставаться со своими убеждениями (или им жалко потраченных впустую денег?), поэтому достаточно давно был выдуман ряд довольно оскорбительных, а на самом деле смехотворных объяснений, пригодных лишь для употребления в обществе им подобных аудиофилов. Кстати, о подлинном уровне того или иного популярного издания можно судить по количеству опубликованных тестов «шнурков».
- «хороший» кабель способен улучшить звучание тракта или по крайней мере — не ухудшить, что неизбежно при использовании «плохого» кабеля;
- чем дороже кабель, тем он лучше «звучит»;
- самый лучший кабель — это тот, который сейчас интенсивнее всего раскручивается на рынке или привлекает взор большим количеством позолоты на разъемах;
- выбирая кабель из кучи аналогичных, можно отыскать самый лучший по звучанию;
- качество кабеля зависит от скорости распространения в нем сигнала по сравнению со скоростью света в вакууме;
- кабели, входящие в комплект блока, надо немедленно выбросить и заменить на новые, но по цене не менее 10% от стоимости аппаратуры;
- серебряные или покрытые тонким слоем серебра кабели звучат «звонко», а большинство медных — «нормально», а иногда и «отлично»;
- экранированные кабели имеют слишком большую емкость, поэтому они никуда не годны, и т.п.
Наверно, каждый из любителей, интересующийся hi-fi и hi-end, слышал подобные заклинания. Но хватит голословно изгаляться над бедными апологетами шнурковщины (к ним не относятся профессионалы, сознательно надувающие потребителей во имя золотого тельца).
Теперь к делу. Всё сказанное ниже будет опираться на аксиому электроакустики: «Нельзя услышать то, что невозможно измерить». Разумеется, никто не отрицает значение экспертных оценок, но за последние полтора десятка лет вряд ли какая-либо авторитетная научная организация собирала группу экспертов, состоящую из профессиональных звукорежиссеров, инженеров–акустиков и неподготовленных слушателей, а затем проводила статистическую обработку результатов в соответствии с признанными международными стандартами. Занятие это дорогое и длинное, тем более, что для малых и больших нужд потребителя существуют мальчонки (девчонок почему-то мало) в популярных журналах, которым привозят из салонов кучу техники, а затем оные мальчонки её с умным видом референсно слушают, после чего тискают материалы тестов, написанные неудобоваримым английским языком в русской транскрипции. Самое интересное, что восторженные словесные оценки каждой модели совсем не соответствуют количеству проставленных звезд.
Тем более, что почти все журналы нынче обзавелись «измерительными лабораториями», собранными в офисном помещении, а не в полусвободном акустическом поле, сиречь заглушенной камере. Чаще всего такие лаборатории представляют собой персональный компьютер с измерительной платой, к которой подключен микрофон. Вот и всё. Подобные методики считаются их авторами наиболее приближенными к условиям реального размещения акустики в жилой комнате. (А мы-то мучились в свое время). В лучшем случае такие системы способны измерить амплитудно-частотные характеристики акустики по звуковому давлению на частотах не ниже 100—200 Гц.
Вместе с тем потребителю, по-видимому, хотелось бы получить какие-нибудь результаты измерений кабелей, применяемых в домашних системах. Методики этих измерений должны быть довольно простыми. Мы ведь не собираемся измерять диэлектрическую проницаемость изоляторов, пробивные напряжения, удельные емкость и индуктивность. Достаточно определить влияние кабеля на частотные и импульсные характеристики линии. Для этого необходимо лишь взять напрокат три–четыре катушки разного кабеля и иметь приличный генератор гармонического и импульсного сигналов, а также милливольтметр и осциллограф.
Измерим частотную характеристику кабеля в диапазоне от 20 Гц до 100 кГц, завал фронтов и спад верхушек импульсов формы меандра в том же диапазоне, а затем, грубо говоря, разделим полученные величины на длину кабеля в барабане. Очевидно, что наихудшие результаты должны быть получены у наиболее дешевых образцов, так что дорогой кабель нам вроде бы и не интересен.
Конечно, автору не удалось достать целый барабан кабеля, но собственные измерения, проведенные на отрезках длиной от 6 до 20 м, показали, что никаких изменений в переданном сигнале обнаружить не удалось. Это вполне соответствует результатам теоретических расчетов, в особенности при длинах отрезков от 1,5 до 3 м. Разумеется, никаких заметных на слух изменений звука при подключении любых кабелей зафиксировать не удалось, но для фанатов шнурковщины это не аргумент.
Что касается скин-эффекта (эффект протекания токов высокой частоты по поверхности проводника), то напомню некоторые простые числа: при частоте 10 КГц ток проникает в проводник с каждой стороны (по радиусу сечения) на 0,65 мм, а при частоте 100 КГц — на 0,21 мм. Диаметр акустического провода сечением 4,0 кв. мм составляет всего 2,26 мм.
Наиболее фанатичные любители известной американской фирмы Nordost Corporation (Эшленд, штат Массачусетс) провели измерения межблочного аналогового кабеля Valhalla, позиционируемого компанией как «референсный».
(Любопытно, что на карте мира, приведенной на сайте Nordost, граница между Европой и Азией проходит по линии Архангельск — Ростов-на-Дону).
Несмотря на постоянно растущую популярность беспроводных технологий, соединительные кабели по-прежнему являются неотъемлемой частью домашней AV-системы. Кабели можно разделить на несколько типов, согласно тому, какие сигналы они передают. Если говорить о проводах, предназначенных для использования в аудиосистемах, то все они подразделяются на аналоговые и цифровые.
Аналоговые Hi-Fi кабели применяются для соединения различных компонентов системы. Провода, с помощью которых к усилителю подключается источник сигнала, или предварительный усилитель соединяется с усилителем мощности, называют межблочными. Они бывают небалансными (оснащаются разъемами RCA), или балансными (с разъемами XLR). Последние обеспечивают лучшую помехозащищенность передаваемого сигнала, но, как правило, дороже небалансных. Для подключения к усилителю колонок служат акустические кабели, они представлены в очень широком ценовом диапазоне и продаются в нарезку либо уже оснащенными специальными разъемами для подключения к клеммам.
Для передачи цифрового аудиосигнала служат межблочные кабели, которые могут иметь небалансную (коаксиальную) или балансную конструкцию. Особняком стоят кабели TosLink на основе оптического волокна. Они не относятся к электрическим проводникам и предназначены для подключения к специальным гнездам с оптическими передатчиками и приемниками.
Чтобы добиться максимального качества передачи сигнала, производители используют различные методики изготовления аудиокабелей. Кто-то применяет специальную термообработку, кто-то экспериментирует с площадью сечения и способами экранирования проводника, в роли которого, как правило, выступает медь высокой степени очистки.
В любом случае, к выбору соединительных кабелей для Hi-Fi аппаратуры и домашнего кинотеатра следует подходить внимательно. Ведь AV кабели являются полноценными компонентами аудисистемы, и в том числе от них зависит качество ее звучания. Аудиомания представляет уникальную услугу - прослушивание кабелей на дому, благодаря чему вы сможете подобрать соединители идеально подходящие именно для вашей системы.
Зачастую, при приобретении стереосистемы, встает вопрос экономии. Что делать, если на колонки, усилитель и цифро-аналоговый преобразователь бюджет нашелся, а на стример нет? Ничего страшного, эта статья поможет вам «запустить» систему, введя в нее компьютер как источник музыкального сигнала!
1. USB-интерфейс – «наше все»
Перед приобретением цифро-аналогового преобразователя (или интегрального усилителя с ЦАП’ом «на борту») озаботьтесь наличием у модели USB-интерфейса. Важный момент – USB-порт должен быть type B и допускать прием аудио-сигналов, а не служить только для апдейта прошивки с флешки (type A). Именно стриминг музыки с РС по USB-кабелю на сегодня является самым распространенным. Варианты с подключением через домашнюю сеть потребуют создания выделенного UPnP-сервера и наличия отдельного стримера для цифро-аналогового преобразователя (рассказ об этом – дело отдельного материала).
2. Mac OS X или Windows?
Очень много копий сломано на эту тему, четкие выводы так и не сделаны. Mac OS X проще, так как в набор операционной системы уже включены все необходимые драйверы. Windows гибче и проще кастомизируется. Оставайтесь на той операционной системе, к которой вы привыкли.
3. Подключаем ЦАП
Для проверки функционирования выберите ваш ЦАП после подключения в настройках аудиоустройств операционной системы и убедитесь в том, что все работает. Однако, мы не рекомендуем использовать такие варианты подключения и организовывать работу через встроенные плееры ОС. Читайте далее, какой софт-плеер выбрать.
4. Оптимизируем систему
Если у вас ОС Windows, то осуществляем следующие шаги:
— Отключаем системные звуки;
— Устанавливаем режим работы процессора Performance и назначаем работу в Background Services;
— Меняем параметры питания на «Высокую производительность»;
— Отключаем фоновые приложения и убираем их из Автозагрузки;
— Отключаем обновления системы;
— Отключаем брандмауэр Windows и антивирусные приложения;
— Отключаем анимацию окон;
— Отключаем хранитель экрана;
— Отключаем управление питанием по шине USB;
— Дефрагментируем жесткий диск;
— Отключаем контроль учетной записи пользователя;
— Отключаем быструю загрузку;
— Отключаем Bluetooth;
— Устанавливаем все последние обновления.
Если у вас MacOSX:
— Отключаем все параметры экономии энергии;
— Отключаем Bluetooth;
— Отключаем защиту File Vault.
Важно! Все описанные операции действительны для РС, выделенного только под воспроизведение музыки; если же вы используете персоналку и для работы, нужно настроить профили переключения для разных сценариев. Так как работа на «оптимизированном» (по схеме выше) компьютере в Сети будет небезопасной!
5. Выбираем софт-плеер
Мы рекомендуем использовать Roon – этот плеер не только обеспечивает выдающееся звучание, но и умеет автоматически каталогизировать всю вашу медиатеку – и делает это с потрясающей точностью распознавания. Получившейся коллекцией управлять исключительно удобно. В Roon можно также подключись ваши аккаунты в Tidal и других потоковых сервисах, а возможности DSD-плеера позволяют использовать самые продвинутые алгоритмы апсемплинга.
6. Качественный кабель – залог успеха
Не пожалейте средств на качественный USB-соединитель – эти кабели очень важны. В USB-интерфейсе используются два протокола: Bulk (или варианты Control, Interrupt) – он гарантирует доставку, но не гарантирует задержку сигнала и его полосу (применяется для передачи файлов на PC. И Isochronous – в данном случае, наоборот, гарантируется задержка сигнала и его полоса – но не гарантируется доставка. В музыкальных приборах обычно применяется последний вариант – а это значит, что влияние USB-кабеля на звук ничуть не будет отличаться от другого кабеля в системе.
7. Питание столь же важно, как и система
На рынке достаточно систем апгрейда питания для РС – дело в том, что импульсные блоки питания и хороший звук – вещи прямо скажем, несовместимые. По возможности доукомплектуйте компьютер качественным линейным блоком питания – скажем, компания Uptone выпускает соответствующие моды для Apple MacMini.
8. Вибрации - зло
Следующий шаг – подавление вибраций, неизбежно возникающих в процессе работы. Для этого можно использовать антивибрационные ножки и специальные опоры.
9. Рум-коррекция стала реальностью
Проще всего для подавления комнатных модов использовать систему Dirac Live – этот комплекс ПО при наличии USB-микрофона идеально «откалибрует» АЧХ под ваш зал.
10. Передискретизация иногда может быть полезной
Хотя мы и не любим вмешательства в аудиосигнал, иногда повышение частоты дискретизации может дать неплохой результат. При наличии мощного процессора на вашем РС, конечно. В плеере Roon есть соответствующая настройка – экспериментируйте!
Кабель для подключения акустических систем или колонок, является составляющей частью любого звукового комплекса. Это может быть бытовой музыкальный центр, профессиональная звуковая аппаратура или система уровня Hi-End. От подбора акустического кабеля и его подключения во многом зависит качество воспроизводимого звука. Часто неверно подобранный провод может стать причиной выхода из строя выходного каскада низкочастотного усилителя.
Типы акустических кабелей
Качество акустического кабеля определяется следующими факторами:
- Материал проводника
- Характеристика изоляции
- Внутренняя структура кабеля
Медь, применяемая для изготовления проводов, имеет следующие категории качества:
Продукт категории TPC имеет самую низкую степень очистки. Из-за наличия примесей структура проводника неоднородна, что заметно снижает качество передачи низкочастотного сигнала. Доказано, что наличие примесей негативно влияет на передачу басовых частот. Такой провод для колонок используется в таких моделях звуковой техники, где частотный диапазон ограничен. Выходной провод, выполненный из меди OFC,обладает высокой степенью очистки и передаёт низкочастотный сигнал от усилителя к колонкам без потерь и искажений. Большинство проводов для звуковой аппаратуры изготовлено из меди данного типа. Проводник из меди PCOCC отличается минимальным количеством примесей и однородной структурой. Его получают методом непрерывного вытягивания из расплава. Соединительные линии, изготовленные из такого металла, применяются в технике высокого класса.
Лучшим акустическим кабелем считается продукция с жилами из чистого серебра. Этот вопрос считается спорным, как преимущество лампового усилителя по сравнению с транзисторным устройством. Кабель для подключения акустики с серебряными проводниками делает звук более звонким и прозрачным. Но отмечается, что в высокочастотной части спектра появляется неприятный металлический оттенок, который снижает эмоциональное восприятие. Промежуточным звеном между медными и серебряными проводниками является линия из медных жил, покрытых тонким слоем серебра.Провода для домашней акустики с посеребрёнными жилами отвечают всем параметрам класса Hi-Fi.
Какой акустический кабель лучше
По своей конструкции провода для звуковых систем могут быть одножильными и многожильными. В качестве изоляции в них применяется полихлорвинил, полиэтилен или тефлон. Провода могут быть одиночными или спаренными, круглыми или плоскими. Чтобы избежать большого количества соединительных линий для акустических систем обычно применяется сдвоенный шнур, где два изолированных параллельных проводника, помещены в общий пластиковый рукав. Для повышения помехозащищённости, некоторые типы соединительных линий, имеют в своей конструкции металлический экран.
Для придания проводу дополнительной жесткости, поверх пластиковой изоляции, может находиться защитная сетка из упругой пластмассы или композита. На концах, ближе к точкам подключения, линия делится на два отдельных проводника. Для соединения проводов с усилителем и выходными системами, провода оснащены концевыми разъёмами. На качественную передачу сигналов звуковой частоты влияет конструкция токопроводящих линий. Чаще всего, в качестве соединительных линий, используется многожильная конструкция, где проводник состоит из большого количества тонких жил. Одножильные провода применяются крайне редко. Многожильный проводник может иметь следующую конфигурацию:
- Пучкообразная
- Концентрическая
- Верёвочная
В первом случае жилы расположены произвольным пучком. Такой акустический кабель для колонок обладает низкими характеристиками и для подключения почти не применяется. Во втором случае жилы образуют пакет правильной круглой формы. Параметры такой линии соответствуют всем стандартам качественного звука. При веревочной конфигурации отдельные жилы образуют витые пары, что способствует хорошей передаче сигнала. Выходной НЧ провод может иметь не круглое, а плоское сечение. В нём каждая линия состоит из нескольких изолированных проводников, расположенных параллельно.
Какие провода нужны для подключения колонок
Какой провод использовать для акустики. Выбор кабеля для колонок определяется следующими факторами:
- Выходная мощность низкочастотного тракта
- Конструкция провода
- Материал проводников
- Компания производитель
От мощности усилителя низкой частоты зависит сечение проводников. Лучше всего использовать многожильный шнур с концентрической конфигурацией жил и двойной изоляцией. Самой термостойкой и надёжной изоляцией является тефлоновая плёнка. Внешний рукав может быть выполнен из ПВХ или полиэтилена. Чтобы системы динамиков было проще фазировать, проводные линии должны иметь разные цвета изоляции или специальную маркировку. Жилы должны быть выполнены только из меди. Некоторые фирмы азиатского региона выпускают проводные линии со стальными жилами, покрытыми тонким слоем меди. Такой провод обладает большим сопротивлением, чем медный, что негативно сказывается на качестве передачи сигнала. Кроме того в точках соединения обмеднённых жил с разъёмами, имеет место ненадёжный контакт из-за окисления металла.Нужно выбирать акустический кабель производства известных компаний. Для того чтобы согласование акустики и УНЧ было оптимальным нужно избегать слишком длинных проводов, обрезая все излишки.
В проводах для колонок и усилителя, важны типы акустических разъёмов. Подключение элементов звуковой системы может осуществляться коннекторами следующих типов:
RCA(Тюльпан) используется на кабелях для межблочных соединений и для подключения акустических колонок небольшой мощности. Коннектор типа «Банан» бывает разрезным и с уплотнением в виде плоских пружин. Оба варианта обеспечивают надёжный контакт только при отсутствии сильных вибраций. Поэтому колонки, используемые в автомобиле, подключаются только через клемму «Лопатка». Она надёжно фиксируется гайкой с шайбой гровера и обеспечивает самый надёжный контакт.
Как выбрать акустический кабель
Очень важным параметром звуковой линии является сечение акустического кабеля для колонок. От этого зависит не только качество звука, но и техника безопасности при работе звуковой усилительной аппаратуры.
Для того чтобы выбрать нужное сечение акустического кабеля нужно знать пиковую мощность усилителя низкой частоты.
Как выбрать сечение акустического кабеля для колонок
Основными параметрами, при определении сечения кабеля для акустики, являются характеристики низкочастотного тракта. Обычно известна паспортная мощность усилителя низкой частоты и сопротивление колонок. Нужно использовать не номинальную, а максимальную или пиковую мощность. Сначала определяется напряжение в данной цепи. Для этого нужно умножить пиковую мощность усилителя на сопротивление акустики и из произведения извлечь квадратный корень. U=√P*R. Например при максимальной мощности УНЧ 60 ватт и сопротивлению акустической системы 4Ом, напряжение в кабеле будет порядка 15,4 вольта.
Далее нужно узнать ток. Для этого мощность усилителя делится на напряжение: I=P:U или полученное напряжение делится на сопротивление.I=U/R. В обоих случаях ток в цепи будет равен 3,8 А. Провод с сечением 1,5 мм2 выдерживает ток до 15 ампер, следовательно для данных параметров такого кабеля будет вполне достаточно. В бытовых музыкальных комплексах, длина соединения бывает небольшой, поэтому можно пренебречь собственным сопротивлением провода.Сопротивление провода между усилителем и колонками должно быть минимальным, поэтому большее сечение провода использовать рекомендуется, а уменьшать его нельзя.
Читайте также: