Исправилась ли олечка после ухода мужа чего ей оказывается не хватало в жизни
Воспитывать способность противостоять власти вещей над разумом человека.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование представлений о сатирическом произведении;
Метопредметные: развитие умения сопоставлять, анализировать, выделять главное, обобщать, обогащение словарного запаса;
Предметные: умение анализировать образ героя, выявлять проблематику произведения, умение анализировать творческую личность Тэффи, умение находить отличительные черты и жанровые особенности сатирического произведения Тэффи;
Решаемая учебная проблема:
Можно ли считать, что сатирическая направленность произведений является в творчестве Тэффи ведущей?
Согласны ли вы, что в рассказе «Жизнь и воротник» есть духовно-нравственная проблематика?
Как вы думаете, почему сатирическая тематика была близка Тэффи?
Беседа по рассказу
Учитель задает вопросы и помогает ученикам отвечать
Ответы на вопросы по рассказу (по одному и группами)
Выводы. Обобщение. Оценка работы учеников. Запись домашнего задания.
Учитель помогает ученикам сформулировать выводы и обобщение. Оценивает работу учеников. Диктует домашнее задание.
Пытаются сформулировать выводы. Оценивают собственную работу. Запись домашнего задания в дневник.
3. Сведения о Тэффи.
Н.А. Тэффи не любила рассказывать о себе и на настойчивые расспросы всегда отвечала шуткой. А шутить Тэффи умела, хлесткие, «не в бровь, а в глаз», остроты ее гуляли по всему Петербургу. Популярность этой женщины была столь велика, что выпускали духи и конфеты «Тэффи».
В ее семье хорошо знали и любили литературу. Отец Тэффи, известный адвокат А.В. Лохвицкий, был прекрасным оратором. Именно от него унаследовала Надежда Александровна любовь к острому словцу, которое подхватывали затем все окружающие.
В литературу Тэффи вступила тоже со стихами, которые часто пела под гитару (позже А. Вертинский некоторые из них включил в свой репертуар), но известность ей принесли фельетоны и юмористические рассказы.
4. Чтение рассказа с остановками. Поскольку рассказ написан в начале 20-го века, некоторые слова могут быть вам непонятны, походу будем с ними знакомиться.
1. Гостиный двор - построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.
2. Мануфактура (устар.) - ткань, текстильные изделия.
3. Извозчик (устар.) - наемный экипаж с кучером.
4. Корюшка - небольшая морская промысловая рыба.
5. Омнибус (устар.) - многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.
6. Профукать - промотать, потратить.
5. Беседа по рассказу.
1. Понравился ли рассказ?
2. Обратимся к теме урока.
- Нравственность, как вы понимаете это слово? Составьте словосочетание с этим словом или с однородными словами. Давайте обсудим, какие качества личности относятся к нравственным, какие считаются безнравственными.
Доброта, тактичность, деликатность,
милосердие, умение сочувствовать,
забота о тех, кто в этом нуждается,
трудолюбие, честность, порядочность,
ответственное отношение к любому делу, способность критически оценивать свои недостатки, проступки, верность долгу, патриотизм, способность на самопожертвование, если это оправдано ситуацией.
Жадность, эгоизм, пошлость, цинизм
паразитический образ жизни, лживость, хамство, грубость, жестокость, безответственность, предательство в любой форме
3. Давайте ответим на некоторые простые вопросы по содержанию рассказа:
1) Кто герои рассказа? А кто главный герой?
(Героиня рассказа - Олечка Розова, упоминаются также другие лица: муж, бабушка, студент. Главный герой, безусловно, - воротник).
2) Где и когда происходит действие? Какие детали это подчеркивают?
(Действие происходит в Москве, так как Гостиный двор - это Москва, а было это очень давно - тогда еще ездили на извозчиках).
3) Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником? Много ли у нее было дел?
(Она вела маленькое семейное хозяйство, детей не было; судя по тому, как быстро расправилась с хозяйственными деньгами, жили с мужем скромно).
Работа в группах. А теперь прошу поработать в группах или в парах, как вам удобно. Пожалуйста, ответьте на вопросы, которые я сейчас дам. При подготовке ответа можно использовать учебник с текстом. (Раздаются отпечатанные вопросы и задания с местом для записей).
Задание №1. Проследить перемены в Олечке после покупки воротника.
(Примерный ответ: Олечка купив красивый воротник, стала приобретать другие вещи, которые,, «требовалось» к воротнику: юбку с глубокими складками, новые башмаки, шляпу, пояс и перчатки… ради приобретения, она начинает врать, изворачиваться. Она стала вести странную жизнь. Не свою…Постригла волосы, стала курить, громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность и наконец, изменила мужу).
№ 2. Какие качества характера можно определить у героини? Когда они проявляются?
(Бесхарактерность, слабоволие, паразитический образ жизни, способность совершать позорные поступки как результат выше перечисленного).
№ 3. Какой художественный прием лежит в основе рассказа? Обосновать.
(Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета. Этот прием называется олицетворение. Воротник который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца).
№ 4. Что символизирует воротник в рассказе? ( Роскошную жизнь, вседозволенность, пренебрежение нормами поведения )
№ 5. Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки?
№ 6. Исправилась ли Олечка после ухода мужа? Чего ей, оказывается, не хватало в жизни? (Дела, занятости)
№ 7. Есть ли в рассказе сатира и юмор? Повторение терминологии.
6. Выводы. Обобщение. Оценка работы учеников. Запись домашнего задания.
Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира?
Что показалось вам смешным? В чем актуальность рассказа?
Над чем рассказ заставляет задуматься?
Можно ли считать, что сатирическая направленность произведений является в творчестве Тэффи ведущей?
Как вы думаете, почему сатирическая тематика была близка Тэффи?
1. В рассказе есть и юмор, и сатира.
2. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов.
3. Люди, подобные Олечке, всегда обвиняют в своих неблаговидных поступках кого угодно, но только не самих себя.
4. В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет - «подлый воротник».
5. Нравственные проблемы рассказа, написанного в начале 20-го века, к сожалению, остаются актуальными.
6. Можно считать сатирическую направленность ведущей, так как большинство произведений Тэффи, написаны в этом ключе (фельетоны, рассказы, остроты, работа в сатирическом журнале «Сатирикон»)
7. Уделяя внимание комической стороне, писательница хочет не только рассмешить, но и показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования.
Подведение итогов урока. Итак, мы с вами проделали смысловой анализ текста, содержащего нравственные проблемы, подчеркнули актуальность произведения, созданного в начале 20-го века. Действительно, классика не стареет, а самое главное - учит жить.
Ответить на вопросы по тексту Тэффи "Жизнь и воротник".
Ответьте на вопросы по содержанию рассказа:
- Кто герои рассказа?
-А кто главный герой?
- Где и когда происходит действие?
-Какие детали это подчеркивают?
- Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником? Много ли у нее было дел?
-Какие перемены в Олечке после покупки воротника.
- Какие качества характера можно определить у героини? Когда они проявляются?
- Какой художественный прием лежит в основе рассказа? Обоснуй
- Исправилась ли Олечка после ухода мужа? Чего ей, оказывается, не хватало в жизни?
Гл. герои-Олечка Розова и воротник.
- Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником?
Олечка три года была честной женой честного человека.
Характер имела тихий, застенчивый, на глаза не лезла, мужа любила преданно, довольствовалась скромной жизнью.
- Какие качества характера можно определить у героини?
Тэффи сводит все к глупости и ограниченности героини, которую вполне определенно называет "существом слабым и бесхарактерным"
-Какие перемены в Олечке после покупки воротника.
Воротник стал её кумиром, и до такой степени, что она в каком-то
смысле лишилась разума.
- Какой художественный прием лежит в основе рассказа?
Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета, который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца. Вещице, по словам автора, "крахмальной дряни", приписываются действия, которые могло бы совершать живое существо. В системе образов рассказа центральное место занимает вовсе не Олечка, а вещица, то есть воротник. Кроме того, СРАВНЕНИЕ, как художественный прием помогает понять основную идею произведения, разобраться в характерах и поступках героев и оценить художественное своеобразие рассказа. Уже само название рассказа содержит скрытое сравнение. Тэффи сопоставляет два по своей сути несовместимых понятия: живого человека и неодушевленную обыденную вещь . Рассказ начинается с рассуждения о том, что "человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами" . А далее автор рассказывает историю о том, как купленный героиней "крахмальный дамский воротник с продернутой в него желтой ленточкой" стал управлять ее жизнью, пока окончательно не разрушил ее. Сравнение также используется и в создании системы образов. Это образ Олечки и ее мужа. Сопоставляются они и по поведению, и по характеру, и по отношению к жизни, к людям. Если Олечка предстает перед нами как несчастная, потерявшая саму себя, тогда как ее муж - честный человек, верный своим убеждениям. Основная идея произведения раскрывается также через прием сравнения образов Олечки и воротника как действующего лица рассказа. Теффи пишет: "Олечка слабела все больше и больше. а воротник укреплялся и властвовал". Сама по себе героиня скромная и кроткая, а воротник, по словам писательницы, "подлый". Сравнение используется и в речевой характеристике героев. Когда воротник полностью подавил собой героиню, в ее речи появляются грубые слова и выражения.
Честный муж бросил ее и перевелся в другой город.
Но что горше всего, так это то, что на другой же день после его отъезда воротник потерялся в стирке.
Кроткая Олечка служит в банке.
Она так скромна, что краснеет даже при слове омнибус, потому что
оно похоже на обнимусь.
Исправилась ли олечка после ухода мужа чего ей оказывается не хватало в жизни
Олечка Розова занимает центральное место среди персонажей рассказа «Воротник». Это скромная, молодая, честная женщина, три года находящаяся в браке с честным человеком. В их маленькой семье работает муж, Олечка ведёт домашнее хозяйство и распоряжается семейным бюджетом. У них ещё нет детей, но есть Олечкина бабушка и множество знакомых, у которых можно занять денег.
Автор назвала главную героиню Олечка, и это характеризует её как мягкое, нежное, воздушное создание, скорее всего прелестной внешности с хорошей фигурой про которую говорят «прелесть какая дурочка». Именно эти ощущения навевает имя Олечка. Если бы автор назвала её, например, Ольга, то перед глазами у нас возникла бы строгая, подтянутая, целеустремленная и умная девушка, четко знающая, чего она хочет от жизни. Но, к сожалению, наша героиня совсем не такая.
Я представляю Олечку светловолосой, невысокого роста, очень симпатичной, улыбчивой девушкой. Она следит за модой, но в начале рассказа одевается скромно, неброско, в соответствии со статусом и доходом своего мужа, то есть особо не выделяется из толпы. Однако после покупки модного воротника её образ жизни как будто переворачивается с ног на голову. Олечка начинает транжирить сначала свои деньги, потом закладывает драгоценности и серебро, а затем занимает деньги у родственников и знакомых. Она покупает новую модную одежду, обувь, делает стрижку и даже начинает курить. Она бросает вызов устоям того времени и внешне превращается в этакую «модную штучку» по имени Ольга, но в душе продолжает оставаться той же тихой, серой мышкой Олечкой. Соответственно её воспринимают и окружающие – муж, который, день и ночь пропадает на работе, не сразу замечает все метаморфозы, происходящие с его женой, и продолжает считать её своей любимой, тихой, скромной женой. Он даже не поверил ей, когда она рассказала ему о воротничке, посчитал это не слишком удачной шуткой. А студент, видя только Олечкину новую внешнюю оболочку, воспринял её как девушку современную, доступную, свободных нравов, и вел себя соответствующим образом.
Лично у меня Олечка не вызвала симпатии. Мне жаль её. Её жизнь была достаточно однообразна и неинтересна до приобретения воротничка, затем с одной стороны, жизнь Олечки заиграла новыми красками, но с другой - привела к печальным последствиям для неё самой. Видимо где-то в глубине души ей хотелось «праздника жизнь», и воротничок послужил каким-то толчком, в роли воротничка мог выступить любой другой предмет обихода или одежды. И для неё, как для человека слабого, воротничок послужил как-бы оправданием такой разительной перемены в её внешности и поведения.
В начале рассказа автор излагает мысль, что вещи могут управлять людьми. Эта идея не потеряла актуальности и сегодня. Вокруг нас мы видим множество людей, которые, не имея постоянного дохода, берут кредиты на приобретение так называемых атрибутов успешного человека – телефонов, планшетов, дорогой одежды, дорогих автомобилей. Считается престижным иметь дорогой телефон, а не хорошее образование, дорогой автомобиль, а не стабильную работу. То есть сейчас в обществе важны внешние атрибуты успешности. А должно на первое место стать внутреннее содержание человека, его нравственность, его направленность на самообразование, что в конечном итоге приведет его к успеху в жизни.
Урок Тэффи Жизнь и воротник
1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник».
2. Проанализировать жизненную ситуацию героини.
3. Определить нравственные проблемы, поднятые автором рассказа.
4. Показать актуальность рассказа для нашего времени.
1. Организационный момент: проверка готовности учеников к уроку.
2. Объявление темы, постановка целей урока. Демонстрируются слайды №№2 – 3.
3. Слово учителя об авторе рассказа «Жизнь и воротник».
Слышали ли вы когда-нибудь это имя – Тэффи? Она принадлежит к плеяде писателей Русского зарубежья, которые покинули Родину после Октябрьской революции, но всю оставшуюся жизнь оставались истинно русскими. Так как их произведения не издавались в СССР, мы получили возможность приобщиться к их многогранному творчеству совсем недавно.
Итак, Тэффи. Это литературный псевдоним. Настоящая фамилия писательницы – Лохвицкая Надежда Александровна. Дочь успешного адвоката, она рано приобщилась к литературе. Став сотрудницей популярного в начале 20-го века журнала «Сатирикон
(Слайд №5), писала злободневные фельетоны, юмористические рассказы, сама стала необычайно популярной. Ее популярность была так велика, что выпускали духи и конфеты «Тэффи». В 1918 году эмигрировала, обосновалась в Париже. Её творческая жизнь продолжалась 52 года! За это время опубликовала огромное количество рассказов и фельетонов, стихов, песен, либретто, пьес, рецензий. Как в свое время в России, за рубежом она также была востребованной читателями, и не только из эмигрантских кругов.
Так как разговор на уроке пойдет о нравственности, попробуем сначала вместе обсудить, какие качества личности относятся к нравственным, какие считаются безнравственными.
(Ответы учеников заслушиваются, по ходу коллективной работы идет заполнение таблицы).
Примерная таблица (Слайд №6):
Милосердие, способность воспринимать чужую боль, как свою
Забота о тех, кто в этом нуждается
Ответственное отношение к любому делу
Способность критически оценивать свои недостатки, проступки
Верность долгу, патриотизм, способность на самопожертвование, если это оправдано ситуацией
Уважительное отношение к историческому прошлому страны
Паразитический образ жизни
Предательство в любой форме
Презрительное, неуважительное отношение к истории своего народа, своей страны
А теперь давайте перейдем к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник». Работать будем по следующему плану (слайд №7):
1. Словарная работа.
2. Актуализация текста.
3. Беседа – контроль понимания текста.
4. Работа в группах (парах) по предложенным учителем вопросам-заданиям.
7. Выводы по рассказу.
Поскольку рассказ написан в начале 20-го века, некоторые слова могут быть вам непонятны, давайте с ними познакомимся. (Слайд №8):
1. Гостиный двор – построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.
2. Мануфактура (устар.) – ткань, текстильные изделия.
3. Извозчик (устар.) – наемный экипаж с кучером.
4. Корюшка – небольшая морская промысловая рыба.
5. Омнибус (устар.) – многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.
6. Профукать – промотать, потратить.
Кто из вас читал этот рассказ? Тогда я предлагаю прослушать рассказ в исполнении народной артистки России Алины Покровской. Это займет у нас 10мин. 30 сек., но, я думаю, поможет работать над содержанием текста более осознанно.
(Слайд №9 с записью рассказа)
- Понравился рассказ? А чтение? Тогда продолжаем нашу работу. Давайте ответим на некоторые сначала простые вопросы по содержанию рассказа:
1) Кто герои рассказа ? А кто главный герой? (Героиня рассказа – Олечка Розова, упоминаются также другие лица: муж, бабушка, студент. Главный герой, безусловно, - воротник).
2) Где и когда происходит действие ? Какие детали это подчеркивают? (Действие происходит в Москве, так как Гостиный двор – это Москва, а было это очень давно – тогда еще ездили на извозчиках).
3) Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником ? Много ли у нее было дел? (Она вела маленькое семейное хозяйство, детей не было; судя по тому, как быстро расправилась с хозяйственными деньгами, жили с мужем скромно).
Работа в группах (парах). А теперь прошу поработать в группах или в парах, как вам удобно. Пожалуйста, ответьте на вопросы, которые я сейчас дам. При подготовке ответа можно использовать учебник с текстом. (Раздаются отпечатанные вопросы и задания с местом для записей).
Задание №1. Проследить перемены в Олечке после покупки воротника.
( Примерный ответ: Олечка начала приобретать другие вещи, которые, якобы, требовал воротник: юбку с глубокими складками, новые башмаки, шляпу, пояс и перчатки… Она стала вести странную жизнь. Не свою… Обманывает, выклянчивает деньги, обстригла волосы, стала курить, громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность. Наконец, изменила мужу).
№ 2. Какие качества характера можно определить у героини? Когда они проявляются?
(Бесхарактерность, слабоволие, паразитический образ жизни, способность совершать позорные поступки как результат выше перечисленного).
№ 3. Какой художественный прием лежит в основе рассказа? Обосновать.
( Основной художественный прием – олицетворение . Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета, который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца).
№ 4. Что символизирует воротник в рассказе? (Роскошную жизнь, вседозволенность, пренебрежение нормами поведения)
№ 5. Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки?
№ 6. Исправилась ли Олечка после ухода мужа? Чего ей, оказывается, не хватало в жизни? (Дела, занятости)
Оценка работы учеников, благодарность за сотрудничество.
Обобщение (беседа): Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира? Что показалось вам смешным? В чем актуальность рассказа? Над чем рассказ заставляет задуматься?
Выводы (слайд №10):
1. В рассказе есть и юмор, и сатира.
2. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов.
3. Люди, подобные Олечке, всегда обвиняют в своих неблаговидных поступках кого угодно, но только не самих себя.
4. В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет – «подлый воротник».
5. Нравственные проблемы рассказа, написанного в начале 20-го века, к сожалению, остаются актуальными.
Рефлексия. Подведение итогов урока . Итак, мы с вами проделали смысловой анализ текста, содержащего нравственные проблемы, подчеркнули актуальность произведения, созданного в начале 20-го века. Действительно, классика не стареет, а самое главное - учит жить.
Читайте также: