Хурдэ своими руками
Для большинства гвоздестояние – это практика доступная только йогам, которые имеют большой опыт. Но это не так! Это мощная терапевтическая и психоэмоциональная аскеза, доступная для любого человека. И вовсе не обязательно иметь сверхспособности. Все что потребуется – это решительный настрой, терпение, свободное время и конечно доска Садху, которую можно сделать своими руками без навыков столяра.
Кому и для чего необходима доска Садху?
Доска Садху – это инструмент для практик, в которых происходит мощное воздействие на тело человека, запускается процесс оздоровления и внутренних трансформаций. Даже непродолжительное стояние на гвоздях дает прилив энергии и сил. Благодаря дисциплине и непрерывности в практике вы получаете:
Материал для досок Садху
На первый взгляд можно подумать, что для сбора огненной доски понадобится только дощечка, молоток и гвозди. Но если вы хотите, чтобы все было выполнено правильно и красиво, придется повозиться. Тут конечно на вкус и цвет. В качестве основы можно взять фанеру, натуральное дерево или ДСП. Оптимальным вариантом может быть качественная фанера шириной 18 мм. Она пойдет как основа, а замаскирует шляпки более тонкая фанера шириной в 6 мм.
Как делают разметку доски
Для расположения гвоздей могут быть выбраны разные варианты. Важным здесь остается расстояние между ними, расположение на одном уровне и симметричность узора. В зависимости от формы разбивки, будут получаться следующие геометрические фигуры:
- квадрат;
- ромб;
- концентрирующие круги (Цветок Жизни).
В каждой из фигур скрыт символизм, который для осознанных практикующих имеет индивидуальное значение.
Как выбрать гвозди для доски Садху
На полках магазинов огромное количество гвоздей. Они могут быть толстыми, узкими, витыми, с разной шляпкой и покрытием. Лучше остановить свой выбор на толевых оцинкованных вариантах с размером 2,5 на 32 мм. Благодаря своему компактному размеру они не будут сильно выглядывать из доски.
Важна ли длина гвоздей?
Если рассматривать вопрос чисто с практической стороны, то Садху с большими гвоздями более громоздка и неудобна для ношения с собой. В любом случае каждый сам вправе выбирать себе доску. Достаточно просто прислушаться к своей интуиции.
Обязательна ли сортировка гвоздей?
Во время практики крайне важно равномерное распределение веса тела, поэтому при покупке гвоздей, лучше сделать их калибровку. Не редко бывали случаи, когда погрешность в длине могла достигать +- 5 мм, когда идеальным параметром считается +- 1 мм.
Конечно, можно вбить все купленные гвозди, не замеряя их, а впоследствии убрать сильно выпирающие единицы. Конечно, вероятность получить травму в любом случае низкая, но если в приоритете профессионализм и эстетика, то лучше постараться и сделать все правильно.
Существуют варианты с медными гвоздями, где медной пластиной шляпки соединяются между собой. Считается, что с такой доской энергия практикующего проходит целостным потоком, усиливая общий эффект от занятий.
Расстояние между гвоздями
Рассматривая вариант для новичков, лучше отдать предпочтение частому расположению гвоздей. Необходимо нарисовать квадрат размером 12 на 12 мм и сделать отверстия по центру и по углам фигуры. Такое расположение будет идеальным для тех, кто только осваивает практику. По желанию шаг можно сделать больше.
Ножки для досок Садху
Доска хорошо стоит на полу, но люди часто подкладывать под нее коврик. Чтобы не делать этого и добиться 100 процентной неподвижности, можно усовершенствовать инструмент и прикрепить к нему пробковые или резиновые ножки.
Размер досок Садху
Чтобы разобраться с размером изделия оптимальным для вас, сделайте следующее:
- возьмите бумагу А4;
- обведите свою стопу карандашом;
- к полученной длине и ширине добавьте по 2 см. Это будет площадь гвоздей;
- приплюсуйте еще по 1, 5 см и получите параметры основания доски.
Что в итоге необходимо
Чтобы изготовить две доски вам нужно:
- фанера 18 и 6 мм;
- саморезы с потайной головкой;
- толевые гвозди;
- пробка или резина;
- наждак для шлифовки поверхности;
- сверло;
- фреза v-образная;
- лак мебельный;
- кисть для окрашивания;
- перчатки;
- ножовка;
- молоток;
- фрезер;
- шуруповерт.
Доска Садху: процесс изготовления
Для создания макета воспользуемся графической программой Corel. На станке с ЧПУ фиксируем полученную заготовку и делаем запуск сверления и обрезки. Это займет примерно полтора часа. На сверление V-образной фрезой потаев уйдет еще 40 минут.
Когда отверстия будут сделаны можно подогнать доску по размерам, но сначала необходимо снять фаску. Дальше однозаходной фрезой удаляется стружка и производится обрезка изделия. Следом приступаем к оформлению крышки. Оформляем отверстия под саморезы, а затем место для шляпок.
Делая крышки, повторяем вышеописанный процесс. Фиксируем в станке фанеру, делаем место под ножки и саморезы и обрезаем крышки. Затем полученные элементы шлифуются и покрываются лаком, просушиваются. Дождавшись полного высыхания забиваем гвозди и полностью собираем конструкцию.
Любая практика начинается с инструмента. Имея в собственном распоряжению доску Садху, вы сможете осуществлять регулярные занятия гвоздестоянием, с каждым днем улучшая свое здоровье и состояние духа.
Молитва – неотъемлемая часть любой веры, способная спасти нас и наших близких от несчастья, оберегать, хранить. В буддийской традиции для подобного обычая есть специальное приспособление. Статья ниже расскажет, что такое молитвенный барабан в буддизме, каким он бывает, как работает и на какие чудеса способен.
Что это такое?
Он представляет собой цилиндрическое изделие из дерева или металла абсолютно любого размера – от нескольких сантиметров до нескольких метров. На его внешнюю, видимую часть нанесены фрагменты мантр, а внутри содержится свернутый тончайший листок, на котором также написаны молитвы, повторяющиеся много (иногда до миллиона) раз и превращающиеся в круговорот.
Хурдэ содержит сакральный смысл неимоверной силы – один оборот приравнивается к произнесению бесконечного множества записанных на свертке мантр. Так, прилагая физические усилия наряду с духовными побуждениями, человек может даровать благо не только себе, но и всем, о ком в настоящий момент думает. Считается, что колесо может помочь любому, кто верит в его силу, неважно, мал ты или стар, буддист или приверженец другого вероисповедания.
Молитвенные колеса могут достигать огромных размеров – тогда они устанавливаются на территории храмов, у ступ и пагод – а могут быть маленькими, компактными, которые можно хранить дома или носить с собой.
Краткий экскурс в историю
О появлении молитвенного колеса рассказывает одна любопытная буддистская легенда. Задолго до появления на свет Сиддхартхи Гаутамы распространялись мысли Будды Дипанкары. Однажды к нему пришел король нагов – змееподобных водных существ – с просьбой о даровании мантры для счастья всех земных созданий. Дипанкара выполнил эту просьбу, подарив тому специальный цилиндр, внутри которого был свиток со священными молитвами.
Наги долгие века зорко следили за сохранностью этого дара и благоговейно пользовались им – крутили, тем самым все ближе приближаясь к совершенству души. Спустя некоторое время к учителю Нагарджуне пришел Будда Сострадания и сказал, что ему следует, отправившись к нагам, попросить у них дарованный Дипанкорой хурдэ, чтобы все живые создания мира получили необъятную пользу.
У учителя получилось выполнить великое поручение, а после, сквозь поколения, почитание колеса с чудесными свойствами и его вращение достигло наших современников, принося счастье и избавление от тяжких мук.
Виды молитвенных барабанов
Хурдэ бывают разных видов. В зависимости от размеров, расположения, способов вращения они могут быть:
- ручными
- стационарными
- водяными
- огненными
- ветровыми
- электрическими
Ручные барабаны отличаются миниатюрностью, компактностью. Их без труда может крутить одна пара рук, а также их можно передвигать с места на место.
Стационарные колеса устанавливаются в монастырях, и достигают таких огромных габаритов, что для их вращения потребуются силы нескольких людей. Так, самый большой хурдэ обосновался в Тибете, в древнем китайском городке Дукэцун. Весом он больше шестидесяти тонн, а высотой превышает два десятка метров.
Барабаны Мани могут приводиться в действие разными силами: ветром, потоком воды, с помощью тепла свечи или за счет электричества. Нередко устанавливается сразу несколько храмовых барабанов в ряд, и тогда можно усилить их эффект, прокрутив их поочередно.
В последнее время можно купить декоративный хурдэ. Особой магического смысла такой вид не несет, его обычно привозят просто как сувенир из экзотических азиатских стран.
Как это работает?
Чтобы претворить чудеса в жизнь, нужно взяться за ручку и прокрутить ее по часовой стрелке, как бы следуя за солнцем. В тот же момент сверток внутри барабана, а значит – нанесенные на него слова – тоже будут вращаться. Получается, будто буддист многократно, быстро и последовательно читает молитвы, не произнося ни слова.
Однако делается это не только для того, чтобы облегчить задачу молящегося. Мантра, двигаясь по кругу, приобретает правильную, благоприятную конфигурацию, а потоки энергии становятся еще более заряженными.
Буддийские практики предполагают, что для максимального накопления энергии и очищения кармы нужно прокрутить барабан 180 раз. Очень важно настроиться на волну доброты, чистоты, не забывая думать о хорошем, о своих родных, желать счастья всем живым созданиям.
При вращении молитвы излучают невидимый, но невероятно яркий свет, который способен стирать омрачения и плохую карму, даже из прошлых рождений. При медитации с молитвенным колесом можно визуализировать исходящий свет вместе со своей энергией. Лучики света, рассеивающиеся от мантр, словно освещают душу, забирают все болезни, невзгоды и дурные мысли.
Чистый дом и гардероб
За день до обряда принято проводить уборку в доме, избавляясь от пыли и грязи в каждом его уголке. В старину в семьях перетряхивали всю одежду и готовили наряды из шёлка и парчи к Сагаалгану. Мужчины расчесывали гривы своим скакунам, готовили новые сбрую и седло и даже обновляли ошейник и привязь собак.
Кроме того, чистили и обновляли курительные трубки, чтобы в праздник поднести их зажжёнными старшим. В знак уважения также готовили хадаки – своеобразные прямоугольные платки из шёлка.
Подготовка к обряду
Накануне ритуала принято обтираться дома кусочком теста из муки и чистой воды – без каких-либо добавок. Готовить его нужно самостоятельно.
Считается, что прокатывая кусочек теста по всему телу, человек переносит в него всё плохое: порчу, негативные мысли и болезни.
Тесто нужно сначала покатать по лбу, символически собирая на него дурные мысли, затем вокруг рта – собирая дурные слова, по груди – очищая душу, потом в ладошках – как бы наматывая на тесто неблаговидные деяния.
Почему нельзя совершать обряд дома?
Во-первых, разжигать костёр на придомовом участке опасно. Во-вторых, нельзя делать это в лесу или во дворе дома ещё и потому, что таким образом вы оскверните огонь как один из элементов природы.
К тому же, костёр, разожжённый самостоятельно, не считается священным, а брошенные в него табаланы, принимаются за мусор.
Хурдэ – буддийский молитвенный барабан запись закреплена
Объявления Продам Куплю Улан-Удэ Бурятия 03
Хурдэ – буддийский молитвенный барабан запись закреплена
ॐ ЗУРХАЙ ॐ
Четверг, 6 апреля (по лунному календарю 10)
Благоприятный день для встречи с большим человеком, сдачи экзаменов и зачетов, обращения в различные инстанции за решением дела, переводов текстов, возведения храмов и других объектов поклонения.
Не рекомендуется отправляться в дорогу, начинать лечение, заниматься торговлей, заводить собаку.
Стрижка волос – к силе.
Хурдэ – буддийский молитвенный барабан запись закреплена
ॐ ЗУРХАЙ ॐ
Многие не знают назначение молебнов, которые читают в дацанах. Вот список хуралов и их назначение (сделайте репост):
Жамсаран – хурал, посвященный Защитнику Учения, охраняет от действия негативных факторов, усмиряет противников.
Лхамо – хурал, посвященный Покровительнице Вселенной, способствует устранению препятствий и обретению благополучия.
Показать полностью.
Мандал Шива – хурал, посвященный Зеленой и Белой Таре, способствует устранению препятствий, продлению жизни, исполнению желаний, дарует детей, оказывает помощь в обретении спутника жизни.
Ламын Согчод – особое почитание, особое подношение Учителю.
Жадамба – оказание помощи в этой жизни, содействие хорошему перерождению.
Алтан Гэрэл/ Алтан Гэрэл Далга – приумножение богатства, благополучие, успех в делах, улучшение здоровья. Защита от пожаров, наводнений и прочих стихийных бедствий.
Манал (Отошо) – хурал, посвященный Будде Медицины, способствует выздоровлению, улучшение духовного и физического состояния.
Сундуй – сборник кармических поправок, защита от нападения злых духов.
Банзарагша – сборник молитв, направленных на защиту детей от всех негативных действий.
Зурган Юроол – специальные молитвы благопожелания.
Ногоон Дара Эхэ – оказание помощи в решении проблем, устранение последствий неправильных действий.
Сагаан Дара Эхэ – продление жизни, исцеление от болезней, обретение благополучия.
Намсрайн Сан, Далга – улучшение материального благополучия.
Сагаан Убгэнэй Сан, Сэржэм – приумножение количества домашнего скота, предохранение от краж.
Цэдо – предотвращение от болезней, продление жизни, защита от стихийных бедствий.
Дуншаг – покаяние перед 35 Буддами, очищение тела, речи и сознания.
Арюун Сан (Нолсан) – очищение от воздействий отрицательной энергии.
Барчад Ламсэл – устранение внешних и внутренних препятствий, продвижение по службе.
Бардо Сольдэб – помощь умершему человеку найти хорошее перерождение в течение 49 дней (бардо).
Гурбан Гурэм – устранение препятствий в делах, очищение от порчи, решение проблем.
Доржо Жодбо – очищение от грехов, освобождение от страданий, устранение последствий дурных предзнаменований (снов, примет и т.п.)
Доржо Намжом – подавление всего отрицательного, кармическая поправка призвания удачи.
Дугар (Сагаан Шухэртэ) – устранение препятствий возникающих из-за сплетен, злословий, излишних восхвалений.
Жамбал Цанжод – кармическая поправка для нейтрализации отрицательных последствий определяемая тибетской астрологией.
Жанаг Гагдок – содействие в решение дел, происходящих в дни с неблагоприятным астрологическим прогнозом.
Ламадан – совершенствование умственного развития, устранение препятствий в обучении.
Найман Гэгэн – поправка к астрологическому прогнозу человека.
Санжад Монлом – улучшение кармы.
Ширавнинба – защита от негативных факторов.
Табан Харюулга – защита от воздействия различных видов отрицательных существ и устранение препятствий.
Хамчу Нагбо – сглаживание конфликтных ситуаций.
Хий Морин Сан – призвание удачи.
Хурдэ – буддийский молитвенный барабан запись закреплена
Даба Дабаев
Хурдэ – буддийский молитвенный барабан запись закреплена
Объявления Продам Куплю Улан-Удэ Бурятия 03
Хурдэ – буддийский молитвенный барабан
в сообществе обновилась фотография
Хурдэ – буддийский молитвенный барабан запись закреплена
Павел Осипов
Посещение молебнов, участие в ритуалах полезно для верующих, для достижения смысла в этой жизни, именно таким образом происходит постоянное накапливание заслуг для достижения состояния Будды – достижения Просветления.
Хурдэ – буддийский молитвенный барабан запись закреплена
Драгоценные советы Его Святейшества Далай-Ламы
Хурдэ – буддийский молитвенный барабан запись закреплена
Моя Бурятия
"МЕДИТАЦИЯ – КАК МЕТОД САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ"
Всякая возникающая у нас дурная мысль и страдание по сути, сводится к неведению, заблуждению. По причине заблуждения индивидуум буквально блуждает в сансаре, обретая различные рождения и что, печально не ведая этого.
Показать полностью. Чтобы устранить заблуждение, необходима мудрость, ясное осознание и стабильное сосредоточение. Без хорошего сосредоточения, без острой направленности ума устранение заблуждений просто невозможно. И именно с целью устранения неведения, заблуждения и омрачений, Будда показал нам путь, Самосовершенствования под одноименным названием Буддизм. Чтобы избавить от страданий и обрести счастье, нет иного пути, кроме как устранить в потоках сознания живых существ, причины порождающие страдание, и создать в этих потоках причины, счастья. По этому поводу Будда выразил такие слова:
Водою Будды не смывают скверны,
Страдания существ рукой не устраняют,
К другим не переносят прозрения свои, -
Они Учением существ освобождают.
Невозможно удалить скверны- омрачении, как смывают водой грязь, или устранить страдания, словно вытащить занозу. Будды не могут передать прозрений из своего потока сознания другим. Но как же тогда устраняются страдания? существа освобождаются от всех страданий благодаря Учениям о реальности, об истинной природе явлений. Чтобы понять истину необходимо развить мудрость, пользуясь методом. А мудрость и знание в свою очередь приобретается благодаря различным методам медитации.
Что мы понимаем под словом медитация? С буддийской точки зрения, медитация ― это духовная дисциплина, позволяющая обрести определенный контроль над своими мыслями и чувствами. Существуют различные способы медитации зависимости от уровня менталитета практикующего.
Что значит аналитические и созерцательные медитации? Аналитическим можно отнести медитации, где происходит анализ чего то, например, тот же ведение диспута в изучении Буддийской философии является своего рода аналитической медитацией, только в динамике, в движении. Известно что, в Чань-Буддизме существует медитация в движении-динамике но они больше, как созерцательные. Созерцательная медитация - это в процессе чего ум достигает спокойствия, где происходит развитие концентрации и гармонии. В процессе медитации созерцания, ум становится настолько ясным и прозрачным, что проявляется способность увидеть мельчайшую частицу этого мира, таким спокойным и счастливым, что это невозможно сравнить с какими-либо другими состояниями счастья.
Великий Атиша говорил, что развитие шаматхи полезно как для себя, так и для пользы других существ. Он объяснял, что как не может без крыльев полететь птица, так же и практикующий без шаматхи и випашьяны не сможет сделать что-либо ни для своего собственного блага, ни для блага других.
Шаматха является, по существу, общей практикой. В буддизме разнообразнейшие техники достижения самади представлены более полным. По сравнению с другими достижениями, шаматха легче, но вовсе не настолько легко достижима, как может показаться. Она тоже требует усилий и постоянной практики. Кроме того, нужно знать, как развивать ее правильно. Также если бросаться от одного метода к другому, перебегать с одной дороги на другую, то желаемого результата трудно достичь. Так как практики медитации шаматха является основой всех знании, окажет существенную помощь в любом направлении практики.
В прежние времена шаматху достигали за время от полугода до полутора лет. Во-первых, потому что делали очень интенсивную практику, во-вторых, потому что знали, как ее надо делать, в третьих не было соблазнов как в наши дни. Одним из таких наглядных примеров результата шаматхи как мы видим, является состояние Хамбо ламы Этигэлова.
Он непосредственно находится в глубоком созерцании, природы своего ума и сущности пустоты. Где целью медитации главным образом, является устранение причин страдании - неведения. Чему противоядием служит созерцание сущности пустоты. Между тем своим проявлением Хамбо лама желает показать нам, не то что как можно уйти от проблем от всего бытующего и не быть рабом окружающей среды. А показать обществу, открыть всем глаза, чтобы в народе появилась хоть малейшая надежда, вера, смысла существования, и поняли насколько это возможно достижение состоянии Просветления человека!
Краткое описание целей медитации:
Существуют различные темы для медитации; Если кратко их перечислить основные цели различных медитации они таковы:
медитация на драгоценную человеческую жизнь, это для
развитие энтузиазма, чтобы быть готовым ко всему в течение жизни.
Медитация о преданности Учителю. Для развития сильной
преданности. Преданность. Это сильная вера и сильное уважение. Вот эти два чувства и составляют вместе преданность.
Медитация на непостоянство и смерть. Для устранения
чрезмерной привязанность к этой жизни.
Основная цель медитации на страдания в низших мирах, - это чтобы породить в себе сильное чувство Прибежища. Прибежище в три драгоценности. Это сильная и непоколебимая вера в Будду, Дхарму и Сангху.
Основная цель медитации на карму это чтобы развить в себе убеждённость в том, что опасно создавать негативную карму и необходимо создавать позитивную карму и т.д.
В процессе выпивки, да перестают думать о своей проблеме и считают, что таким образом забылись от возникших проблем. Действительно таким образом можно забыться. Но проблемы остаются по- прежнему. Это глупо и неэффективно. Взамен чему советуется получить наставления по медитации у ламы. И начать новую здоровую жизнь. Это во - первых с экономит деньги во - вторых сбережет здоровье.
В подобных случаях, медитация на дыхании очень эффективна. И тем, у кого нарушен нормальный сон по причине избыточного ветра. Например, в случае если проблемы с сердцем или давлением, то медитация на дыхании может привести в нормальное состояние. И т.д. существуют множество полезного. Ведь не случайно Хамбо лама Этигэлов в свое время практикующий буддийскую медицину начал заниматься практикой медитации и достиг таких высот. И своим состоянием желает изъявить нам всем, практикуйте же скорее оставьте все что, заставляет вас держаться и страдать, и не медленно практикуйте метод для обретения подлинного счастья, о чем заявляет в своем послании народу: -
Нашедшего человеческую драгоценную свободу-трудно найти! Встретившего Драгоценное Учение Будды-трудно встретить!К хозяину здешнему-Очирдари Ламе-трудно попасть и пообщаться. Отдавшись обману опасных для жизни деяний; Достигнешь предела в этой жизни беззаботно шагая, подгоняемый красной энергией кармы своей ведущий на встречу к хозяину смерти……все твое богатство безумно накопленные превратятся в особый яд и станут бесполезными, так учили все предыдущие Будды.
До прихода советской власти в Бурятии было 16 тысяч лам и множество дацанов. К концу Великой Отечественной войны лам оставалось всего пятьсот, дацаны были закрыты. В 1945 году началось строительство первого дацана при советской власти, в 1991 году при нём основали буддийский университет. Колесо сансары пошло на очередной оборот.
Под присмотром божеств
В главном соборном храме Иволгинского дацана — Согчен дугане — прохладно и спокойно. Через левую дверь входят верующие, направляясь вперёд, к алтарю, уставленному статуями Будды и бодхисатв. Перед алтарём — длинные столы, на которых горками насыпаны конфеты, печенье, монеты, стоят открытые пакеты с молоком. Над столом к стеклу, ограждающему алтарь, прикреплён лист бумаги, на котором крупно напечатано: "Рис, зерно, пшено и другие сыпучие продукты на стол не класть".
В центре зала сидят за низкими столиками монахи в шафранно-бордовых одеждах. Они то ли читают, то ли поют мантры на старотибетском, тихонько перелистывая вытянутые в ширину страницы молитвенников, традиционно сделанных в форме листьев священного дерева бодхи. Каждый ведёт свою партию, их голоса наполняют храм, напоминая пчелиный гул в летний полдень.
00_aleksey_bushov_buddistskiy_lama.-417208.jpg
Статуи святых многочисленны и разнообразны — яркие, многоглазые, многоголовые, многорукие. В центре — большая золотая скульптура Будды Шакьямуни, изготовленная монгольскими мастерами в подарок Иволгинскому дацану. Слева от неё — Зелёная Тара. Человек успевает лишь моргнуть, а она уже тысячу раз облетела вокруг Земли, помогая каждому, кто её об этом просит. Справа — Белая Тара, символизирующая сострадание, богиня медитации и покровительница практик долгой жизни.
Пройдя вдоль всего алтаря и оставив подношения, нужно пятиться по направлению к правой двери, ведущей из храма. Поворачиваться к божествам спиной невежливо, это можно сделать, только отступив на несколько шагов. Центральные двери закрыты до особых случаев — в них входят ламы, проводящие молебны.
Тара в переводе означает Спасительница. По преданию, достигнув совершенства и освобождения, она отказалась от нирваны из сострадания к людям. Существует 21 воплощение этой богини, у бурят больше всего почитаются Зелёная Тара и Белая Тара.
Зелёная Тара восседает на лотосе, спустив с него правую ногу, чтобы по первому же зову прийти на помощь. Если человека одолевают демоны, достаточно прочитать её мантру "Ом Дари Дудари Дури Суха", чтобы злые силы отступили. Причём мантра работает, даже если её не помнить целиком, достаточно произнести часть.
Белая Тара помогает спастись от болезней и других угроз жизни. Чтобы уберечься от беды, достаточно произнести её имя. Российские буддисты ассоциировали с нею двух императриц. Елизавета Петровна признала буддизм одной из государственных религий страны. Екатерина II в 1764 году учредила пост Пандито Хамбо-ламы. Первого из них — Дамба-Даржу Заряева она пригласила в Москву как делегата, когда нужно было составить новое религиозное уложение для последователей различных религий. С тех пор каждый Пандито Хамбо-лама давал особую клятву верности Белому царю, пока в стране не сменилась власть.
Очевидное-невероятное
Одна из главных святынь дацана — тело XII Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова, официально умершего в 1927 году. Сев в позу лотоса, он завещал собравшимся вокруг ученикам проверить его тело через 75 лет, а потом попросил читать ему молитву-благопожелание для умершего. Те стали отказываться, и лама сам приступил к чтению молитвы, так что ученикам пришлось присоединиться. Когда Итигэлов перестал подавать признаки жизни, его похоронили в той же позе в кубе, сделанном из кедрового дерева.
7 сентября 2002 года восьмидесятилетний Амгалан Дабаев, единственный, кто ещё помнил место захоронения ушедшего в нирвану ламы, указал это место XXIV Пандито Хамбо-ламе Дамбе Аюшееву. Три дня спустя тело Итигэлова перенесли в дацан. Ещё через шесть лет для него выстроили особый дворец, копию Деважин дугана, которую в своё время спроектировал для Янгажинского дацана сам Итигэлов. Там его можно навестить и попросить о помощи. Лама не ест и не пьёт, но за шесть лет после открытия саркофага набрал около десяти килограмм. Кроме того, он регулярно потеет. Смотритель Бимбо-лама, время от времени переодевающий тело, отмечает, что от него исходит благоухание.
Группа учёных во главе с профессором Виктором Звягиным провела исследования тела Хамбо-ламы и отметила отсутствие трупного запаха, эластичность кожи, подвижность суставов и тот факт, что белок в тканях Итигэлова по характеристикам не отличается от белка живых людей. При этом профессор не мог аттестовать ламу как живого — температура тела оказалась ниже 20 градусов, а это "абсолютный признак смерти".
Во время восьми больших богослужений-хуралов тело Хамбо-ламы переносят в Согчен дуган, чтобы он мог принять участие в молебнах. Служители говорят, что в эти периоды Итигэлов особенно сильно потеет и его приходится постоянно протирать салфетками. Люди рассказывают о волшебных исцелениях и других чудесах, происходящих в непосредственной близости от Драгоценного тела.
d_itigelov.jpg
Впрочем, чудеса Итигэлов творил ещё при жизни. Так, он благословил триста янгажинских казаков, уходящих на Первую мировую войну. Все до единого вернулись целыми и невредимыми. Рассказывают, как Хамбо-лама спешил в дацан и раздвинул воды озера, чтобы не объезжать его, а проскакать к цели напрямую. В начале ХХ века, говорят, бурятские ламы умели многое — левитировали, становились невидимыми, телепортировались из одного места в другое. Когда буддизм в России пришёл в упадок, практики такого уровня исчезли. Но сейчас гонения на священников остались далеко позади. Спустя 75 лет Итигэлов вернулся, чтобы помогать тем, кому это нужно. В дацане вновь ламы проводят службы и обучают новых учеников.
Свет учения
В 1991 году Центральное духовное управление буддистов России решило учредить высшее учебное заведение. Его открыли при Иволгинском дацане, дав название "Даши Чойнхорлин", что в переводе с тибетского означает "Земля счастливого учения". Первых педагогов приглашали из Тибета и Индии, кроме того, было несколько бурятских лам, получивших буддистское образование в Монголии.
Первым в Буддийском университете открылся философский факультет. Одна из форм обучения — диспуты. Простые длятся одну минуту, сложные могут тянуться до нескольких суток. Великие ламы способны обсуждать вопросы философии несколько дней и ночей, не прерываясь. Кроме того, студенты изучают логику, общую философию, старомонгольскую письменность, тибетский и английский языки и другие предметы.
aleksandr_kiselev_ivolginskiy_dacan.-430468.jpg
Со временем открылись и другие факультеты: медицинский, буддийской живописи (танкописи) и тантрический. Сложнее всего даётся последний: чтобы поступить на этот факультет, необходимо сначала восемь лет обучаться философии в университете и ещё восемь — в Индии.
"Необходимо закончить шестнадцатилетний курс общефилософского образования, только после этого желающие могут перейти к обучению тантре. Она по силам далеко не всем, практики требуют большой дисциплины. Можно сравнить сутру и тантру как два пути на вершину горы. Первый — более пологий и безопасный, но он длиннее, за одно воплощение его не одолеть. Второй — крутой и быстрый, позволяет достичь просветления в течение одной жизни, но и риск сорваться очень велик".
Дид Хамбо лама Буддийской традиционной Сангхи России по Республике Бурятия Дагба Очиров
Дид Хамбо-лама Дагба Очиров — один из первых выпускников университета, он окончил философский факультет. Судьбу ламы ему предрёк дед, который в 1911 году, шести лет от роду, уехал из России учиться в Монголию, а в 1930-е годы вернулся уже в Советский Союз. "Когда его отправляли из Монголии домой, все понимали, какая в стране ситуация, и предупреждали: "В храмы не иди", — вспоминает Дагба-лама. — Он прошёл Великую Отечественную войну, потом женился. Когда я был маленький, дед мне говорил: "Ты станешь ламой". Я не верил, конечно, — советское время, какие ламы! Закончил педагогический институт по специальности "преподаватель химии и биологии", преподавал, работал инженером-химиком, заведующим лабораторией, начальником очистных сооружений… А когда в 1990-е годы открылся наш университет, я приехал сюда учиться. Меня приняли, поставив условие: пройти обучение полностью с первого курса, отказавшись от привычной жизни. Так что сидел я, тридцатилетний усатый дядька, с четырнадцатилетними подростками в одном классе. Самая счастливая пора была!"
20210722-dsc_0004.jpg
В университете обучается около 120 хувараков — студентов. Стипендии не предусмотрено, но жильё и еду они получают бесплатно, за счёт пожертвований и подаяний прихожан. Выпускникам вручают дипломы государственного образца по специальности "философ", "танкописец" или "эмчи-лама", то есть лекарь.
В гостях у ламы
Чтобы обратиться к ламе за советом, нужно уточнить в информационном центре, кто из лекарей или астрологов принимает посетителей. В прихожей деревянного дома, где живёт Дид Хамбо-лама Очиров, стоят старенький потёртый диван и кресло для ожидающих своей очереди. Из комнаты доносятся тихие голоса, время от времени прерываемые постукиванием камушков — лама бросает их, прежде чем ответить на тот или иной вопрос. Через некоторое время из дверей выходит, прощаясь с ламой, пара молодых людей — можно заходить внутрь.
Перед посещением рекомендуется совершить гороо — ритуальный обход территории монастыря по часовой стрелке нечётное количество раз. По пути нужно по три раза вращать молитвенные барабаны хурдэ, установленные вдоль тропы. В каждом из них намотаны на ось от нескольких сотен до миллиона свитков с сутрами, так что, повернув барабан один раз, человек "читает" сразу множество молитв.
В знак уважения ламе можно поднести хадак — шёлковый шарф, символизирующий пожелание счастья и мира. Его подают на ладонях обеих рук, слегка придерживая сверху пальцами. Белый хадак означает чистые помыслы, святость, благополучие. Синий — гармонию, доброту и спокойствие. Жёлтый — веру, процветание, учение Будды, а также достаток и стабильность.
В благодарность за консультацию ламе делают пожертвование в любой форме — деньги, продукты, подарок.
20210722-dsc_0017.jpg
Дагба Очиров сидит за большим столом, заваленным книгами, сбоку стоит стул для посетителей. На табуретке у книжного шкафа в большой картонной коробке свернулась клубком бело-серая молодая кошка. Пока мы разговариваем с Дид Хамбо-ламой, она просыпается и отправляется совершать моцион по комнате, чувствуя себя там полной хозяйкой.
— До революции почти каждая семья отдавала одного из своих детей в монастырь на обучение, — рассказывает Дагба Очиров. — Дацан в то время был центром культуры, попавшие в него получали образование, недоступное другим. Дети начинали учиться в шесть-семь лет, после 16–17 многие защищались и заканчивали обучение с научной степенью. Они были элитой. Именно поэтому после революции лам безжалостно отправляли в ссылку — они пользовались очень большим авторитетом.
— А вам лично удалось встретить кого-нибудь из лам "старой закалки"?
— Да, мне довелось общаться с теми, кто получил дореволюционное образование. В 2003 году я провожал в последний путь одного из них и спросил его: "Что можешь сказать о своей жизни?" Он мне ответил: "Я счастливый. Я застал расцвет буддизма, видел великих лам — Даши-Доржо Итигэлова, Агвана Доржиева и других. Видел, как буддизм приходил в упадок, и дожил до его возвращения в Россию. Я больше полувека этого ждал".
— В Бурятии помимо буддизма распространён шаманизм. Они не противоречат друг другу?
— Буддизм — самая старая из мировых религий и самая демократичная. Как-то при мне великого Бабу-ламу спросили, как он относится к шаманизму, и он сказал: "Это благодатная благородная почва, прекрасно вспаханная. На ней хорошо всходят семена буддизма, христианства или ислама". Рано или поздно люди дорастают до одной из мировых религий, многие шаманисты переходят в буддизм.
anna_rakhmanko_monahi_u_vhoda_v_dacan-383590.jpg
Беседу прерывает кошка, которая внезапно взвивается в воздух в погоне за пролетающей мухой. Промахнувшись, она пытается уцепиться за шкаф и с размаху шлёпается мне на колени. Пока я поглаживаю её по шелковистой спине, кошка вновь подбирается, прыгает и гордо уносит добытый трофей куда-то в уголок.
— Вот оно, счастье! — смеюсь я.
— В колесе сансары счастья нет, — улыбается в ответ Дид Хамбо-лама. — Только удовольствие. Знаете, в чём разница? Счастье непрерывно, а удовольствие — временное явление.
Колесо сансары — в буддийской религии бесконечный круг перерождений. В зависимости от накопленных душой хороших и плохих деяний она перерождается в одном из шести миров. В каждом из них есть страдания, но только в человеческом мире можно сознательно совершать благодеяния, что позволяет в конце концов вырваться из колеса и достичь вечного блаженства в нирване.
У подножия хребта Хамар-Дабан, на степных просторах, в тихом урочище, в 30 километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России – Иволгинский дацан.
По инициативе верующих начался сбор денег и религиозной утвари. На собранные деньги в местности Ошор-Булаг был поставлен деревянный дом, которому придали вид дацана. Верующие стали принимать активное участие в строительных работах.
В 1945 году в неприметной бурятской деревушке Иволга появился странный дом: его деревянные стены возвели своими руками освобожденные из сталинских лагерей ламы – последователи священного пути самого Будды. И это событие стало знаковым для всей республики Бурятия, ведь уже в 1951 году на месте первых построек красовались изящные храмы, полные тайн и святынь.
Ныне Иволгинский дацан состоит из семи храмов, университета, гробниц лам, библиотеки и музея, а сама деревня сплошь состоит из домов, в которых живут те самые, мистически притягательные, просветленные ламы. Кстати, если вам доведется встретить одного из них на улицах Иволги, вы смело можете поделиться с ним наболевшим, попросить совета и даже помощи в трудных ситуациях. Обладающие просветленным сознанием и вселенской мудростью, ламы никогда не откажут в вашей просьбе.
РЕЛИКВИИ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ ЖЕЛАНИЯ
Для жителей Бурятии, долгое время поклонявшихся духам и просившим милости у шаманов, буддизм стал второй религией, в аспектах и положениях которой здесь не усомниться никто. Ведь храмы Иволги обладают старинными и весьма интересными реликвиями:
В этой оранжерее растёт священное дерево Бодхи. В буддийских монастырях оно специально культивируется и высаживается. Дерево Бодхи — в буддизме — дерево в роще Урувелла, медитируя под которым, принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Бодхи - легендарное дерево, но полагают, что речь в легенде идёт о Ficus religiosa (фикусе священном), поэтому растет здесь именно он. Это вечнозеленое растение, поэтому для создания условий его существования в Бурятии и был построен этот домик. Ламы небезосновательно рассказывают о целебном действии этого растения. А ещё с Деревом Бодхи связана неплохая комедия "Тысяча слов" с Эдди Мёрфи.
-
Дерево Бодхи – то самое, под которым и получил просветление сам Будда. Говорят, что в оранжерее, которая была возведена специально для ценного растения, можно получить ответы на все вопросы, даже на те, которые мучают вас уже не первый год.
Даже вода на территории Ивогинского Дацана обладает особыми, целебными свойствами. Рекомендуется не упустить случай и испить три глотка из предложенного кувшина.
Но, несомненно, самым таинственным и притягательным артефактом, ради которого сотни европейцев ежегодно преодолевают долгий и сложный путь, является нетленное тело хамбо-ламы Доржо Итигэлова. Всего восемь дней в году Иволгинский дацан в Бурятии предоставляет возможность увидеть это чудо всем желающим, коих всегда оказывается немало. Ходит поверье, что прикосновение к нетленному ламе сулит сказочную удачу во всех делах, на которую и уповают те немногие, кому удалось умилостивить лам.
("Возвращение Пророка". реж. Сергей Кудряшёв)
ХАМБО-ЛАМА ИТИГЭЛОВ: МИСТИФИКАЦИЯ ИЛИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЕССМЕРТИЯ?
Маги древности и алхимики Средневековья утверждали, что эликсир бессмертия существует, ученые всего мира давно бьются над попытками хотя бы немного замедлить процессы старения организма, а наиболее обеспеченные люди доверяют свои тела крионике, в надежде на то, что когда-нибудь они смогут продолжить свою жизнь. И лишь Хамбо-лама Итигэлов смог воочию показать чудо бессмертия всему населению Земли.
С самого детства Доржо Итигэлов отличался от сверстников упорством и спокойствием. Будучи еще подростком, сиротой, прислуживающим зажиточным боярам, он был уверен в том, что станет 12-ым верховным ламой всей Сибири. Ныне его послания хранятся в дацане Иволги с особым трепетом – каждое из пророчеств сбывается с максимальной точностью.
К 15-ому июня 1927 года Хамбо-Лама готовился с особой тщательностью – именно на этот день он наметил дату своего ухода из мира. Собрав в назначенное время в круг всех своих учеников, он завещал вскрыть его гробницу спустя тридцать лет, дабы открыть миру чудо буддийской веры. Но наказ ламы был нарушен: гробницу из кедра вскрыли лишь спустя 75 лет – в 2002 году.
Нетленное тело ламы, погруженного в глубокую медитацию, вызвало целую бурю споров, негодований и отчаянной надежды людей на бессмертие. Ученые же так и не нашли разгадки феномена, но все факты указывают на особое состояние ламы – ту самую нирвану, при которой сознание путешествует вне бренной телесной оболочки. Возможно, спустя годы и столетия он выйдет из нирваны и явит миру еще одно чудо.
Программа обучения включает следующие предметы: Ламрим (изучение труда Богдо Цзонхавы), Согчен (заучивание литургических текстов), Дуйра (логика и гносеология), Дагриг (учение о логическом признаке и его свойствах), Лориг (учение о сознании и его составляющих), старобурятская письменность, история, английский язык, грамматика канонического тибетского языка и разговорный тибетский язык, история буддизма, особенности и практика перевода буддийских текстов, иконография, тибетская медицина, астрология монгольских народов и пр. По окончании Университета выпускник получает диплом о высшем образовании и звание ламы.
16 июня 1999 года получил лицензию высшего учебного заведения. Сейчас в Университете обучаются около 100 студентов из разных регионов России.
Жуд дуган (2001 г.). Тантрический храм.
Схема дацана. Со временем различных построек становится больше.
Дуган Зеленой Тары
Дворец Хамбо ламы Итигэлова
Молитвенное колесо "Дуншуур маани"
Внешнее убранство Дворца Хамбо ламы Итигэлова
Здесь живут ламы
По преданию, к этому камню прикасалась Зеленая Тара и оставила отпечаток своей кисти. Поэтому над камнем, в гунгурве (алтаре), установлена статуя Зеленой Тары. Прикоснувшись к камню, загадывают благие желания.
Но это ещё не всё. Сразу же можно проверить, исполнится ли это желание. для этого нужно отойти на обозначенное расстояние, закрыть глаза, вытянуть вперёд ладонь и подойти так к камню. Ладонь должна коснуться камня. Если коснулась чего-то другого или не попала, желание не сбудется.
Один из непременных атрибутов буддизма- хурдэ (молитвенные барабаны). Они установлены по всему периметру дацана. Совершая гороо, нужно вращать все установленные по пути барабаны по часовой стрелке. Эти барабаны делают из самого разного материала – железо, бронза, дерево, даже из жестяных банок. Снаружи самого молитвенного барабана написаны мантры, находятся они и внутри него в виде свитков, написанных на санскрите.
Названия, которые я упоминаю, имеют бурятское происхождение, поэтому, приехав в Непал, вы столкнетесь с тем, что те же религиозные вещи могут называться по-другому.
Над входом в любой дуган находится хорло, колесо. Это один из главных символов буддизма: две лани мужского и женского пола изображаются сидящими в позе послушного внимания справа и слева от золотого колеса, что символизирует качества истинного ученика Будды. По легенде, лани были первыми слушателями учения Будды. Эта эмблема переносит нас во времена, когда Будда Шакьямуни впервые "повернул Колесо Дхармы" в Оленьем Парке Сарнатха, дав учение, получившее название "Четыре Благородные Истины": истина о страдании, причине страданий, возможности его прекращения и пути его преодоления. Эта проповедь известна как Первый Поворот колеса Дхармы.
Колесо, или чакра, является главным атрибутом индуистского бога Вишну, поддерживающего установившейся порядок во Вселенной; его диск с шестью спицами под названием Сударшана Чакра, представляет собой колесо явленной Вселенной - символ движения, продолженности и перемен, вечно вращающееся, подобно небесным сферам.
Немного окружающей обстановки и элементов декора.
И по сей день Иволгинский дацан является центром буддизма России, посещается множеством верующих, паломников и туристов со всех концов света.
Читайте также: