Готика что это такое в психологии
Большинство статей о готах в прессе пишут не готы. А информация на готических сайтах зачастую копируется из одного источника в другой со многими неточностями и ошибками. Поэтому я решила здесь изложить мое собственное мнение о субкультуре. Я не претендую на то, что мое мнение более верно, чем чье-то, но по крайней мере я считаю себя готом и это дает мне право рассуждать о готике.
Для начала, хочу развеять ложные стереотипы:
Готика - не музыка и не стиль одежды. Готика - это прежде всего мировоззрение. Это тонкое восприятие жизни, обостренное чувство красоты и уродства, болезненная чувствительность к дисгармонии и неприятие обыденности и стандартности. Готическое мировоззрение - это особый взгляд на жизнь и на смерть, но это не любовь к смерти. Говорить, что быть готом - значит любить смерть по меньшей мере нелепо. Смерть никто не может любить, потому что никто, в сущности, не знает, что это такое. Сами же готы не заявляют, что любят смерть. Скорее, готы задумываются о смерти. Обычный человек часто боится смерти и предпочитает делать вид, что смерти не существует. Гот же понимает, что жизнь коротка и находит в смерти особую красоту покоя и завершенности. Подобное мировоззрение было свойственно древним египтянам: они с юных лет начинали возводить могильный памятник для самих себя и в течении всей жизни наблюдали за ходом строительства. И вся их жизнь была дорогой к смерти. Они заботились о своей могиле как о своем вечном доме больше чем о доме настоящем. Но они не совершали самоубийств (это считалось большим грехом) и не стремились ускорить собственную кончину. Так и истинные готы думают о смерти, но не стремятся немедленно умереть. В этом вопросе - отношении готов к смерти, таится непонимание окружающих. Воспринимать гота как депрессивного типа с суициидальными наклонностями абсурдно, но многие именно так и полагают, и пишут всюду подобную нелепицу.
Также говоря о готике, часто упоминают мрачность готов. Это имеет под собой разумную основу, однако, опять же, готы далеко не так мрачны и ужасны как о них думают. Настоящие готы - люди достаточно сложные и глубокие. Глубокий человек редко бывает жизнерадостным. Чем больше человек задумывается о мироустройстве, тем больше он понимает, что мир далек от совершенства, тем меньше у него остается наивной жизнерадостности. Знания приносят печаль.
И еще одно расхожее заблуждение, которое повторяется везде и всюду, в том числе и на известных готических сайтах: готику породила песня Bau Haus. Все это постоянно везде повторяют и даже не задумываются, насколько это глупо. Ни одна, даже самая замечательная песня, не может породить субкультуру. Песня лишь может дать толчок к проявлению субкультуры, может помочь субкультуре выйти на свет из подполья. Но она не может вложить в головы людей то, чего в них нет. Если людям не близко то, о чем поется, то они просто не обратят внимания на песню. Второй весомый аргумент в пользу того, что песня про вечно немертвого Лугоши не породила готику состоит в такой простой вещи, что готика была всегда, только не носила такого названия. Я уже писала выше про мировоззрение египтян. Это всего лишь один пример того, что готическое мироощущение было свойственно людям много веков назад, пусть оно и не совпадает полностью с современностью. Если мы посмотрим на средневековую Европу, то увидим, как сильно проявилялось в ней подобное мировоззрение. Философские мысли о мире, мысли о смерти, особенное чувство красоты - недаром, даже слово "готика" является не только названием субкультуры, но и исторического периода. Посмотрим на XIX век и период романтизма: сестры Бронте, стихи Байрона и Шелли, знаменитый "Франктенштейн" и т.д. Литература - это зеркало мира. 80-е годы XIX века полны произведениями, которые несут в себе все элементы готического мировоззрения. Вспомним таких поэтов и писателей, как Бодлер с его "Цветами зла" (он, говорят, даже жил в комнате с черными обоями и жег черные свечи), Эдгар Аллан По (гений мистической литературы), некоторые рассказы Мопассана и, конечно, Оскар Уайлд с его "Портретом Дориана Грея". И далее мы переходим к началу XX века и сталкиваемся с таким понятием как декаданс. Вспомним хотя бы наших отечественных поэтов и писателей: Мережковского, Сологуба, Гиппиус и многих других. Внешность декадантов, их взгляды и вкусы почти полностью совпадают с современной готической субкультурой. Конечно, они не слушали готику, больше занимались философией, но в целом это одна и та же субкультура. Любая дама из кружка декадантов начала века украсила бы собой любую современную готическую вечеринку и не выделялась бы из толпы. Декаданс - это черный цвет, это меланхолия и интерес к мистике, это сложный взгляд на мир, это отчаянное стремление к красоте. Таким образом, посмотрев на прошлое, мы видим, что готическая субкультура то проявлялась особенно ярко, то уходила в подополье. Но никоим образом нельзя говорить, что она появилась в 80-е годы XX века. В это время появился готик-рок и название субкультуры, но не сама субкультура.
Заблуждения о готической субкультуре очень популярны, и поддерживаются не только наблюдателями из вне, но и теми, кто причисляет себя к субкультуре, не разбираясь в ней совершенно, и не понимая ее смысла. Так, одна девочка, считающая себя готом радостно пишет про свою тусовку, которая занимается тем, что выпивает на кладбище и дерется с панками. Другие пишут вещи и похлеще. При этом они называют себя "готами" а понять, что дураков везде хватает, и не стоит по неудачными представителям делать выводы, способен далеко не каждый. В любой субкультуре есть люди, которые действительно понимают, что это такое, и обычно их немного, и куча подростков, которые находятся в субкультуре только потому, что ищут интересную тусовку и антураж. Они искажают все понятия о субкультуре самым немыслимым образом и позорят ее по-страшному.
Теперь я хочу коснуться нескольких моментов готического мировоозрения.
Я думаю, что все готы очень любят музыку. И в основном слушают готик-рок. Но кроме готики готы слушают музыку любых других направлений. Говорить о том, что тебе нравится еще что-то кроме готик-рока в готической среде нисколько не стыдно.
Выше я уже писала, что готы и смерте-поклонники - это не одно и то же. Готы - не клуб самоубийц. Недавно на готическом форуме обсуждали тему смерти, так вот, большинство готов сказали, что нисколько не стремятся умереть побыстрее, и по кладбищам гуляют единицы.
Готы чувствительны к искусству. Это факт. Настоящие готы - люди творческие. Не обязательно гот что-то пишет или рисует, но всегда обладает креативным творческим мышлением и "их дни - их сонеты".
Готика не имеет прямого отношения к религии. Стало быть, гот, как и всякий другой человек, выбирает себе близкую по духу религию. Готы обладают достаточно смелыми взглядами и не сковывают себя суевериями и предрассудками. Поэтому, часто взгляды готов на христианство отличаются от общепринятых и вызывают осуждение у некоторых представителей официальной церкви, как аморальные.
Недавно я задала на готическом форуме вопрос: есть ли в готике дресс-код. Вопрос этот долго обсуждали и к единому выводу не пришли. Факт: готы не любят одежду цветов солнечного спектра, потому что им тяжело и неприятно ее носить. Но готика не подразумевает под собой ношение одного только черного цвета. Гот - это носитель определенного мировоззрения, которое всегда проявляется во внешнем виде. Большинство готов все-таки предпочитают выглядеть нестандартно и носить темное.
Пресса и общество
Отчего то пресса не любит готов. И даже лояльные к готам статьи выставляют нас нездоровыми людьми с изуродованной психикой, которых надо если и не осуждать, то жалеть. Общество нас не знает и боится. Темные тона, некоторая мрачноть, замкнутость вызывают в людях страх и непонимание. Нас путают с сатанистами, нам приписывают ужасные наклонности, нами пугают детей.
Но и мы, готы, не особо любим общество с его стандартной массовой культурой. Мы не любим пошлость и ограничненность. Многие готы (и я в том числе) вообще не могут смотреть телевизор, и видеть вульгарную рекламу, передачи для дебилов, глупость и фальшь.
Насколько мне известно, готы находятся в хороших отношениях со всеми субкультурами, исключая только скин-хедов. Но скин-хеды известны своей ненавистью ко всем неформалам. Готы иногда пересекаются с металлистами, панками, джей-рокерами, сатанистами, ролевиками. Кто-то, может, совмещает в своей жизни несколько субкультур.
Не один гот не считает себя беби-готом. Тем не менее их достаточно. Говорить, что готы ненавидят и унижают беби-готов - неправильно. Готы всегда рады принять в свою среду нового интересного человека, и никогда не будут смеяться над его незнанием. Однако, есть множество малограммотных бебиков, которые очень активно заявляют о себе как о готах и высказывают от имени готов на редкость странные идеи. Подобным образом они выставляют всех прочих готов агрессивными или экзальтированными идиотами. За это их и не любят, и любить таких невозможно.
Готы не являются замкнутой общиной или сектой, в которую никого не впускают. Готом может стать любой, кому это действительно близко. Готы иногда встречаются, иногда общаются постоянно, но тем не менее каждый гот существует сам по себе. Готы более обособленны друг от друга, чем члены других субкультур. Готы легко общаются с не готами, если им это интересно, не деля людей по принципу гот или не гот. Но не стоит забывать о такой характерной черте большинства готов, как замкнутость и любовь к одиночеству. Могу сказать о себе, что мне просто плохо становится от больших коллективов и пустых разговоров на бытовые темы. Дело не в нелюбви к людям, а к любви к одиночеству и неприятии стандартности и поверхностности.
Готическая музыка, жанры и история.
Готическая музыка : Субкультура готов сформировалась вокруг жанра готик-рок. Наиболее известные готические группы образовались в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Со временем готические элементы проникли в другие музыкальные направления, и сейчас к музыке, которую критики называют «готической», относят несколько достаточно разных стилей, пользующихся популярностью среди представителей субкультуры.
Сегодня "готика" или же "готик-сцена" внутри себя подразделяется на множество направлений, которые по средствам выразительности и типам инструментария условно можно объединить в несколько групп. Впрочем, нередко различные тенденции настолько смешиваются в творчестве той или иной команды, что ее бывает трудно отнести к какому-либо конкретному направлению. Эмоциональный диапазон "готики" также чрезвычайно широк - от легкой меланхолии, холодной грусти одиночества и тематик любви-смерти, до полного сумрака, холодящих образов Святой инквизиции, пыток, крестных мук, вампирских игрищ и т.д. (некоторые современные команды нередко смакуют подобные детали). Следует также отметить возрастание на готик-сцене удельного веса неанглоязычных команд, в особенности, немецких, а в последнее время - и славянских. На данный момент "готика" представляет собой достаточно целостную, замкнутую, относительно независимую субкультуру. Ведь в 90-е появилось уже целое поколение людей, осознанно называющих себя готами. Они интересуются не только соответствующей музыкой (включая аутентичную), но и "готической" литературой, живописью, кино, следуют "готической" моде, устраивают костюмировано - театрализованные вечеринки и т.д. Но все же базовым элементом, привлекающим все больше людей является готическая музыка в целом и все ее поджанры в частности. Поэтому для людей слушающих данный жанр важно знание того, какой стиль ему больше всего нравится (классификации) для того, чтобы искать музыку в изданном ключе или же подобных вкусах.
Ну что же попробуем разобраться в жанрах и поджанрах данного направления:
1 Post punk / proto - goth
Стиль берет свое начало с конца 70-тых - начала 1980-тых. Корни готики - сочетание отрешенности пост-панка и холодности британской "новой волны". Началом отсчета "готики" можно считать как альбомы Joy Division "Unknown Pleasures" (1979), так и первые работы Bauhaus, в частности, сингл "Bela Lugosi's Dead" (1983), записанный специально как саундтрек для готического фильма "Голод" (The Hunger). А также ранние синглы The Sisters of Mercy (до 1985 г.) и их первый EP - "Reptile House". The Cure с самого начала так же следовали стилистике post-punk'a / proto goth - "Pornography" . Составляющая музыки : драм-машины и басс-гитары, вокал - выкрикивающий слова или "завывающий". Попытка создать максимально отрешенную атмосферу музыке и сложные тексты.
Группы и наиболее характерные для ознакомления со стилем альбомы: Joy Division "Unknown Pleasures" (1979), The Sisters of Mercy "Reptile House E.P" (1983), The Sisters of Mercy "Some Girls Wander By Mistake" (1992) Bauhaus "In the Flat Field" (1981), Joy Division "Closer" (1980)
Gothic-rock / proto goth.
Время основания - начало 80-тых. В это время указанные группы - The Sisters of Mercy, The Mission, The Cult, Bauhaus, Siouxie and the Banshees, etc. - уже были названы "готическими" различной прессой (New Music Express, Sound, Billboard). Cами группы уже признавали, что они готы и таким образом начали формировать готик-сцену, но еще не знали, что именно в их творчестве называют готикой. В различных альбомах есть различная готика: "Настоящий" готик-рок ("true gothic rock") группы The Sisters of Mercy в альбоме "First and Last and Always" (1985), этот альбом, кстати, до сих пор многие cчитают лучшим, классическим образцом готик-рока, подобного которому уже нет. Определение "hard and heavy gothic" характерно для группы The Cult во всех ее альбомах после 1985 года - "Sonic Temple", "Electric", "Ceremony" (1990). Критики употребляли даже понятие "цветочная" готика ("flower gothic") определяя таким образом акустический звук группы The Mission в альбомах "Masque" (1992) и "Carved in Sand" (1989). Готик-группа ALL ABOUT EVE создает основу для последующих как готик-акустик групп, так и для готик-рока с женским вокалом. Характерным, "образцовым", акустическим готик-роком я бы назвал замечательную испанскую готик-группу Heroes del Silencio - "Senderos de Traicion" (1990). Музыка gothic-rock / proto goth: Эмоциональные рок-гитары и холодная синтезаторная или драм-машинная основа. Иногда дополнено акустическими инструментами. Зычные готические вокалы (The Sistеrs of Mercy, Fields of the Nephilim, etc) и "страдающий", "плачущие" вокал (The Cure, The Mission, etc).
Группы и наиболее характерные для ознакомления со стилем альбомы: The Sisters of Mercy "First and Last and Always" (1985), The Sisters of Mercy "Floodland" (1986), The Mission "God's Own Medicine" (1986), The Cult "Love" (1985), Fields of The Nephilim "Downrazor" (1883), Bauhaus "Gotham" (1998), The Cure "Faith", "Pornography".
[neo, modern] Gothic-rock.
Время основания - середина 80-тых начало 90-тых. Первая волна - London After Midnight, Inkubus Sukkubus, The Garden of Delight, Love Like Blood, Die Laughing, Rosetta Stone, Children on Stun, The Wake, Faith and the Muse, Vendemmian, Nosferatu, Corpus Delicti, , Two Witches, Giant's Causeway, The Shroud, Moonchild, Mephisto Walz и другие. Группы "современного" (neo-gothic rock) являются "истинной" готикой (true gothic), так как эти группы уже сознательно играли готику и придерживались готического имиджа. Кроме того назвать их представителями какого-либо другого стиля уже невозможно.Многие группы первой волны готик-рока былы стилистически и музыкально похожи, так как большинство групп "косили" под родоначальников стиля и ничего собственного, оригинального у них не было. Это и вызвало много нападок на готику как "примитивный", простой стиль, в котором на первом месте стоит имидж, цвет одежды, etc. - но музыка не оригинальна. Со временем пошла вторая волна - из первой волны отсеялись "клоны", и группы стали играть по-своему оригинальную музыку. Появились (или перешли на качественно иной уровень) оригинальные готик-рок группы, которые уже не уступали основателям стиля ни атмосферой ни техникой передачи идеи - The Merry Thoughts, Lacrimosa, Human Drama, The Marionettes, Big Eletric Cat, Love Like Blood, Heroes del Silencio, Star Industry.
Некоторые группы смогли разработать свой стиль в узких рамках готик-рока, к примеру Inkubus Sukkubus и Faith and the Muse - языческий готик-рок (pagan gothic rock) с изумительными, ангельскими женскими вокалами, начало которому дали ALL ABOUT EVE.
Американский проект Human Drama (а также испанцы Heroes del Silencio) окончательно ввели термин "акустический готик-рок" (acoustic gothic rock) в употребление.
В начале только голландская группа Clan of Xymox, а со временем и немецкий проект Behind the Scenes и некоторые другие заиграли смесь gothic rock / cold wave, названную некоторыми критиками synth gothic (rock). Нужно отметить, что возможно более правильно в данном случае было бы употреблять обозначение gothic rock / cold wave crossover.
Готик-группа The 69 Eyes обозначает себя как "goth and roll" (хотя звучат как gothic rock). В то же время достаточно оригинальная готик-группа Lacrimosa играет весь спектр готики - от готик-рока до пианных соло, а потому конкретно обозначить ее стиль сложно, по-этому для обозначения стиля часто используют просто общее слово "готика".
Музыка gothic rock: Эмоциональные рок-гитары и холодная синтезаторная или друм-машинная основа. Иногда живие барабаны. Элементы фолка и этноса. Иногда дополнено акустическими инструментами. Мощные, "зычные" мужские вокалы и "злые" ведьмовские женские вокалы.
Группы и наиболее характерные для ознакомления со стилем альбомы: The 69 Eyes "Blessed Be" (2000), Lacrimosa "Angst" (1993), The Merry Thoughts "Psychocult" (1996), The Marrionettes "Ave Demencia" (1991), Big Electric Cat - "Paris Skies", Star Industry "Iron Crash Dust" (1996), Fields of The Nephilim "Revelations" (1993), The Mission "Neverland" (1996), The Cure "Bloodflowers" (1999), Garden of Delight "Epitaph" (1992), Rosetta Stone "Adrenaline" (1994), Love Like Blood "An Irony Of Fate" (1993), Heroes del Silencio "Senderos de Traicion" (1990)
Это было начало и становления жанров готической музыки, ну что же господа пойдем дальше?
Готик-рок
Готик-рок (англ. gothic rock) — музыкальный жанр, возникший как ответвление пост-панка на рубеже 1970-х и 1980-х годов. В начале 1980-х жанр стал отдельным направлением. В музыке преобладают мрачные темы и интеллектуальные направления, такие как романтизм, нигилизм, а также готическое направление в искусстве Нового времени. Лучшими примерами групп, исполнявших готик-рок, могут служить Bauhaus, The Cure, Siouxsie & the Banshees, The Sisters of Mercy и The Mission. Готик-рок стал основой для готической субкультуры, которая впоследствии существенно расширилась.
Готик-метал
Готик-метал или готический металл (англ. Gothic metal, Goth metal) — музыкальный жанр, разновидность метала, которая соединяет тяжесть и агрессию метала с мрачной меланхолией готик-рока[1]. Готик-метал произошёл как ответвление от дэт/дум-метала в начале 1990-х годов. Основные характеристики жанра — невысокий темп, мрачные гитарные партии, «атмосферные» партии клавишных; часто встречается использование женского вокала или женско-мужского дуэта «красавица и чудовище». Исполнители готик-метала эксплуатируют мрачно-романтическую, «готическую» эстетику. Точные рамки жанра остаются размытыми, потому что определение «готик-метал» часто по ошибке употребляется по отношению к группам с самым разным звучанием, иногда на основании только имиджа музыкантов или их текстов.
Есть конечно и другие поджанры готической музыки, но сегодня я пояснила вам осн
Готы: мрачно снаружи и внутри?
Сейчас уже не так много людей в чёрных одеяниях, с бледными лицами и чёрными густыми тенями вокруг глаз. Но ещё не так давно процветала готическая субкультура. И до сих пор иногда можно встретить её приверженцев. Кто они?
Готика. В современном мире стёрлись границы субкультур, каждый подросток (и не только) может почувствовать себя кем угодно. Однако. даже в наши дни ещё встречаются подростки, выбирающие вдруг готическую субкультуру, а также остались готы среди взрослых. Они могут пугать своим видом, казаться излишне мрачными, отталкивающими, но действительно ли они такие же тёмные и страшные внутри? Несут ли они в себе опасности? Почему девочка, ещё вчера носившая яркие платья, сегодня одевается в странные чёрные одежды и намеренно закрашивает своё миловидное лицо ужасающим гримом? Почему мальчик, который буквально только что был приятным молодым человеком, подающим надежды в науке, сейчас одевается в кислотного цвета сетки на голый торс, красит лицо и ногти? Почему те, кто только что хохотали и много болтали, сейчас в основном не выражают никаких эмоций и молчат? Это депрессия? Расстройство психики? Или временный стиль? Давайте разбираться!
Готика появилась в конце 70-х годов прошлого века на волне пост-панка. Готическая субкультура разнообразна, включает в себя много ответвлений и стилей, однако все эти направления имеют ряд схожих особенностей: тяга к готической культуре, включающую в себя в том числе и готическую музыку (хотя не возбраняется слушать и другие направления музыки, предпочтительнее, конечно, рок), преобладание мрачных тонов в одежде, волосы окрашены в чёрный, синий, красный или любой другой необычный цвет в зависимости от течения готики, макияж мрачный, иронично-чёрное отношение к жизни, мрачная философия. Несколько депрессивные, с чёрным юмором, смерть они будто дразнят, рисуя в тетрадях гробы и могилы, изображая вампиров и мертвецов. Кажется иногда, будто гот себя похоронил: не смеётся, не танцует под весёлую музыку, не особо болтлив и несколько замкнут. Это то, что видят люди снаружи. А что же в душе у гота?
Оговорюсь сразу: каждый случай индивидуален, здесь собраны основные тенденции, приводящие подростка в мир готики.
Гот – это индивидуалист. Он живёт сам по себе, хоть приверженцы готики и собираются в группы «по интересам». Ему свойственна тяга к тёмной романтике, он ищет красоту везде и находит её даже в смерти. Собственно, тема смерти у готов обыграна во всём. Они и шутят над смертью, и при этом уважают её. Любуются ею, но и по-своему опасаются. Откуда такая тяга к смертельной тематике? Да всё просто: готами становятся, когда пережили сильную боль, но не впали в открытую депрессию, а научились черпать силы из боли. Бывает, это заходит слишком далеко, вплоть до развития тяги к селфхарму.
Но в целом это больше обыгрывание своей боли, ведь готы склонны к театральности, позёрству в хорошем смысле этого слова. Они эстеты, а поэтому каждое движение у них выверено, каждое проявление эмоции у них отточено. Готы очень творческие люди. Они сами продумывают свой стиль, многие сами воплощают идеи в жизнь (то есть учатся шить костюмы, из подручных средств украшать свою комнату в соответствующем стиле), готы любят искусство и как наблюдатели, и как творцы: готы рисуют, учатся петь и играть на музыкальных инструментах, пишут стихотворения и прозу, занимаются лепкой, словом, – обожают творчество и искусство во всех проявлениях и сами являются частью искусства, живя в постоянном творческом процессе. Но это не радует многих родителей, ведь творчество всё мрачное, там полно теней и крови. Это всё боль, которую подросток самостоятельно проживает. Боль и одиночество. Гот, как бы, заранее отталкивает всех, чтобы избежать момента, когда его бросят. И также гот учит общество смотреть не на внешность, а на душу.
Нельзя сказать, что гот – это исключительно сгусток боли. Нет, эти ребята умеют видеть, чувствовать и проживать всю гамму эмоций и чувств. Они очень тонко чувствуют мир и умеют каждый день проживать в максимуме эмоций, при этом каждый оттенок доводя до предела яркости. Они черпают силы отовсюду. На что силы черпают? На творчество, на жизнь. И на то, чтобы отделять правду от лжи, проживая только лишь искренние состояния. Это важно для гота. Искренность и отсутствие фальши.
Многих пугает «извращённая эстетика» готов. Это и стиль одежды, и тяга к культуре БДСМ, и вычурная сексуальность на грани с пошлостью, проявления бисексуализма. Что кроется за этим? Здесь всё просто. Гот показывает своим примером, что общество «испорчено». Он так видит этот мир: все вокруг помешаны на примитивных инстинктах. И ведь в чём-то они возможно и правы. Сексуализация современного общества действительно имеет место быть. Тяга к БДСМ – это как раз проживание собственной боли, стремление держать под контролем жизнь, чтобы не допустить негативных моментов, а бисексуализм – вызов обществу и эксперименты. Подростки вообще склонны пробовать себя во всём, в чём только можно, потому что ищут себя, а также приписывают себе сразу все сексуальные ориентации, пробуя: откликнется или нет?
Стоит отдельно выделить некоторые опасные моменты увлечения готикой. Есть определённый уровень потенциальной криминогенности:
- к сожалению, многочисленные трансформации внешности приводят к тому, что готам негде работать (как и многим другим ярким неформалам, кстати). Не имея внутренних ресурсов чтобы действовать подобно фрикам и зарабатывать эпатажем, привлечением излишнего внимания к собственной персоне, готы ищут другие возможности получения денег. И жизнь их приводит в тёмную сторону сексуальной жизни. Проституция (костюмированные секс-шоу имеют успех, о чём говорят соответствующие разделы на порно-сайтах), вебкам модели, – возможностей заработка «лёгким» путём без лишнего эмоционального контакта достаточно. Конечно, не каждый подросток пойдёт на это, но учитывать этот фактор риска стоит, прежде чем вы захотите махнув рукой сказать «перебесится и пройдёт». Готы выбирают деструктивные виды работы, потому что подсознательно стремятся «наказать» себя и «доразрушить», потому что в детской психике в своё время запечатлелось: раз меня наказали, значит я заслуживаю и должен быть наказан снова и снова.
Я не буду тут писать о таких крайностях как проявления ранней стадии некрофилии, приверженность сатанинской тематике и так далее. Это всё уже редкие случаи, когда отношение к готической субкультуре лишь следствие тяжёлого психического расстройства. То, что я описала выше – это те возможные риски, которые могут коснуться вашего ребёнка. А могут и не коснуться.
Итак, мы уже поняли, какие готы внутри, чем опасно это течение. И даже немного коснулись причин ухода в готику. Подведём предварительные итоги:
Гот – это человек, переживший эмоциональную боль. Травма могла быть однократной, а могла случаться на постоянной основе. Могла быть как одиночный удар или же в хроническом формате. В любом случае, это подросток с травмой, стремящийся пережить боль своими силами. Вопрос в том, почему не было в окружении подростка того, кому бы ребёнок доверял, кому бы мог открыться.
Гот – это не маргинал, вандал и сатанист. Да, есть направления в субкультуре, где основными являются именно такие острые криминальные проявления. Но до этого ещё надо дойти. Вначале это всё равно больше внешнее увлечение, постепенно уходящее в глубину души.
Готика – это консервация боли с целью последующего избавления от неё. Отгородившись от мира за маской сарказма, чёрного юмора и страшного образа, подросток просто старается не допустить ещё негатив в свою жизнь, чтобы постепенно через творчество, через общение с такими же раненными переработать негатив и проработать свои травмы.
Гот – это одинокий человек. И потому он вынужденный одиночка. Он бы и рад был теплу, принятию со стороны общества. Но он уже столько боли и неприятия получил в семье и ближайшем окружении, что прячется от всех. А чтобы не «лезли под кожу» выставляет это всё как надменное неприятие общественных устоев.
И всё-таки гот – это просто субкультура. Не забываем, что подросток может просто желать попробовать себя в новой роли. Это загадочно, это удовлетворяет подростковое стремление познать жизнь и смерть (проявляется интересом к мистике, оккультизму, колдовству и магии), это необычно. И да, это привлекает внимание. Которого так отчаянно не хватает подростку, раз он решил искать себя в субкультуре. Вопрос лишь в степени нехватки: ребёнок действительно просто побалуется и бросит или же нужна срочная помощь. Семейная помощь!
Что делать, если вы узнали, увидели, поняли, что ваш ребёнок стал готом?
- Во-первых, проанализируйте ваши взаимоотношения и климат в семье. Внезапный уход из семьи одного из родителей, неожиданная смерть родственника, друга, знакомого или питомца, есть ли скандалы в доме или же все порознь, никто по-настоящему друг с другом не близок и так далее.
- Во-вторых, поговорите с подростком. Может вы что-то упустили в своём анализе? А может сами не заметили, что не уделяете ребёнку того внимания, которое ему необходимо? И не говорите, что относитесь ко всем детям одинаково (или, если ребёнок единственный, то делаете всё для него). Ребёнку не нужно по пять свежих блюд правильного питания в день и объятия по расписанию. Ему нужно совместное времяпрепровождение. И в том виде и количестве, которое он сам определяет. Одному человеку нужно, чтобы ему дали побыть в одиночестве и не входили в комнату без стука, а другому хочется постоянных бесед по душам, обнявшись в кресле. Проявите чуткость и прочувствуйте своего любимого подростка!
- В-третьих, не отрицайте его боли. Это для вас происходящее в школе является детскими шалостями, а для него это настоящая травля! Это для вас гибель звезды телеэкранов ничего особо не значит, а для него это смерть кумира. Если понимаете, что сами не разделите должным образом боль вашего ребёнка, то обращайтесь к психологу.
Конечно, ребёнок не откроется сразу вам, если вы долгое время были от него отгорожены стеной, которую сами и выстроили. Но дети всегда тянутся к своим родителям! И чтобы ребёнок искренне захотел отгородиться от мамы или папы, это нужно по-настоящему предать ребёнка, ранив его до глубины души. Помните: качество взаимоотношений с ребёнком всегда лежит на родителях! И если уж вы упустили не момент, а целые годы жизни вашего ребёнка, то обратитесь за помощью к специалисту, действуйте сейчас и здесь. Пока стены не стали нерушимыми.
Любви вам, теплоты душевной и хороших, искренних взаимоотношений в семье! Я верю в каждого вас!
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГОТА
Готическая субкультура среди молодёжных субкультур привлекает особое внимание. Она становится всё более модным явлением и её отдельные элементы давно стали частью массовой культуры и общественного сознания. Несмотря на это существует масса стереотипов относительно готики и готов. Мы стремимся максимально объективно и научно подойти к проблеме готической субкультуры и рассмотреть несколько закономерностей в психологическом портрете среднестатистического гота.
- Неконформность и отверженность. Иначе это можно описать, как проблемы в отношениях со сверстниками, а также с домашними. Проблемы с нормальным взаимопониманием могут начаться и в дошкольном возрасте (но это не обязательно), но к средним классам, в самый кризисный (подростковый) период, эта проблема может стать очень серьезной. Часто такие дети являются париями в коллективе, претерпевающие унижения со стороны одноклассников. Обычно ко времени поступления в вуз проблема нахождения общего языка становится менее острой.
- Низкая экстраверсия, склонность уходить в себя, меланхолический тип темперамента (слабая нервная система по Павлову). Очевидно, что эта особенность напрямую связана с первой. Меланхолики вообще менее стрессоустойчивы, а их адаптационные механизмы слабее, чем у других. Большинство готов не считает правильным быть в депрессии постоянно и совсем не против веселья, но не существует готов, которым состояние депрессии было бы неизвестно. А поэтому флегматиков и сангвиников сразу можно вычёркивать из кандидатов в готы, потому что довести их до депрессии трудно, и они легко выходят из неё. Остаются ещё холерики… Если холерик достаточно слаб и имеет проблемы во взаимоотношениях, то легко может дойти до неврастении (т.е. истощение ресурса нервной системы и наступающая вслед за этим фрустрация, усталость, апатия, высокая утомляемость и т.д.) Невротичный холерик приобретает ряд черт меланхолика.
Можно с уверенностью сказать, что готическая субкультура в основном состоит из меланхоликов и невротичных холериков. С точки зрения учения о психических энергиях, интроверт (человек с низкой экстраверсией) – это человек, либидо и мортидо которого направлены большей частью внутрь [1]. Неудивительно, что у готов причудливо сочетается нарциссизм и депрессия, самолюбование и самобичевание.
- Склонность к творчеству. Часто она проявляется ещё в раннем детстве. Низкая экстраверсия усиливает склонность к рефлексии, а не способствует ли это развитию творческих задатков, чувства прекрасного? Скорее всего. Хилые, бледные дети, любящие читать и рисовать – вот наиболее вероятные кандидаты в готы.
Теперь давайте проследим развитие ребёнка с вышеперечисленными особенностями.
В силу его особенностей в коллективе сверстников его будут часто обижать, насмехаться и отвергать. Это приводит к напряжениям мортидо, которое он не умеет снять во внешнем мире. Ребёнок ищет иные пути удовлетворения своей агрессии. Фильмы ужасов, страшные истории и т.д. неспроста пользуются такой популярностью. Они позволяют хоть как-то удовлетворить «внутреннего демона», т.е. ослабить напряжения мортидо без выплеска его во внешний мир. Ребёнок с названными особенностями будет особенно склонен к такой сублимации мортидо. Не потому ли готы вообще так любят фильмы ужасов? Кровавый ужастик – ведь это как ожившие фантазии, которым часто предавался наш герой. Неспособный ответить обидчикам словом или делом, он мстил им в фантазиях…Садистские фантазии, где он выступал в роли палача своих обидчиков. Ребёнок таким образом учится получать удовольствие от чернухи.
Подобным же образом происходит и с либидо. Не способный дарить нежность внешнему миру, ребёнок изливает её внутрь самого себя. Это приводит к нарциссизму, жалости к самому себе, а согласно теории о физисе [1] это должно способствовать развитию доброты, чувства прекрасного, творческих задатков. Но в человеке всё взаимосвязано и в его внутренних процессах участвуют обе энергии. В формировании чувства прекрасного будет участвовать и мортидо, которого у нашего героя слишком много. Само понятие прекрасного смещается в тёмную сторону, т.е. прекрасным воспринимаются те вещи, которые в обществе таковыми или не считаются, или считаются слишком "тяжёлыми", угнетающими, и мрачными. Постоянные напряжения обеих энергий дают вдохновение и силы для фантазии и творчества, ведь и то и то способствует снятию напряжения. Наибольший процент готов наблюдается именно на «творческих» факультетах: режиссёрский, дизайнерский, художественный, журналистский…
Человек, испытывающий напряжение направленного внутрь мортидо неизбежно будет испытывать депрессию, когда это напряжение становится слишком сильным и мортидо свободно изольётся внутрь. Низкая самооценка из-за неспособности противостоять агрессии и обида на окружение усиливают напряжение мортидо, делают неустойчивым эмоциональный фон. В самых тяжёлых случаях это может привести к суициду. Некоторыми представителями готической субкультуры идея суицида культивируется, она воспевается в песнях, а сам акт суицида эстетизируется и романтизируется. Объясняется это тем, что, во первых, самоубийство является величайшим удовлетворением направленного внутрь мортидо, а во вторых, самоубийство чаще всего только воспевается и является своеобразным фетишем, и обычно не осуществляется на практике. Тут правильнее говорить об идее суицида, а не о суициде как таковом. Воспевание суицида является, таким образом, своеобразной формой нарциссизма, в котором кроме либидо участвует и мортидо, т.е. наряду с самолюбованием одновременно выступает и самоуничижение, стремление к самоуничтожению.
Вообще у готов такое смешение энергий жизни и смерти, эроса и танатоса прослеживается практически во всём. Самолюбование несёт на себе печать траура – и это бросается в глаза каждому, кто видел гота. Эстетизация боли: готы часто режут себя, вкладывая в шрамы какой-то смысл. Сами они говорят, что физическая боль притупляет боль душевную и они нисколько не кривят душой. Ведь это ничто иное, как символический акт суицида (уничтожение, разрушение тела), который ослабевает напряжение внутреннего мортидо и даёт удовлетворение. Не поэтому ли пирсинг стал модным сначала на Западе, а потом и у нас именно благодаря готам (изначально на западе пирсинг делали только готы и приверженцы BDSM)? Пирсинг – протыкание тела – «маленькое самоубийство». Ещё яркий пример – это эстетика BDSM (Bondage/Discipline/Sado-Masohism). Это ещё не означает, что готы практикуют BDSM, но то, что их влечёт к подобным вещам – бесспорно. Особое отношение готов к вампирам. Вампир как образец истинной красоты, так тщательно прорисованный в романах Энн Райс (многие видели культовый в готической субкультуре фильм "Интервью с вампиром" по её одноимённому роману) так же совмещает в себе агрессию и утончённость, которой хотят подражать и о которой тоскуют готы. Среди готов находятся те, кто называют себя Vampyre Goth («вампирские» готы). Любимый материал – чёрный бархат. В одежде прослеживается ретростиль, как у Romantic Goth, но с уклоном в вампирскую эстетику. Музыка – gothic black metal, neoclassical, darkwave. Кстати, сама Райс совершенно соответствует комплексу качеств, характерных для гота. Очень готично писать изысканным стилем XIX-ого столетия о возвышенных чувствах в рамках чернушного сюжета, где кровь льётся рекой и сам акт убийства сравнивается с половым актом.
Мы рассмотрели "классический вариант" становления гота (очевидно, что какой-то процент готов имеют проблемы с психическим здоровьем, или по крайней мере находятся в пограничном состоянии (акцентуации характера), но мы не будем подробно рассматривать этот вариант). Неконформный, замкнутый ребёнок, меланхолик с творческой жилкой и богатым воображением, когда он становится подростком, он ищет своё место в обществе и в жизни. Ищет свой круг общения. В готической субкультуре он видит искусство, близкое его понятию о прекрасном. Видит в ней моральное разрешение тем чувствам и желаниям, которые давно живут в нём. У него уже есть весь комплекс качеств и интересов, которые ценятся в готической субкультуре, словно они подстраивались друг под друга. Как же ему не стать готом? Если его либидо и мортидо не чрезмерно переплелись друг с другом, а понятие прекрасного не сильно ушло в мрачную, негативную сторону, то можно ожидать, что он будет тяготеть к Romantic Goth стилю. (Romantic Goth («романтические» готы) – наиболее мягкая разновидность готической моды. Любят кружева, нет строгого правила на чёрный цвет, в одежде преобладает ретростиль – в крайней форме это стиль викторианской эпохи. Серебренные украшения. В музыке они предпочитают стили dаrkfolk, neoclassical, спокойный darkwave). Если напряжения мортидо и либидо очень сильны и находятся в сфере сознательного, а по темпераменту он ближе к холерику, то скорее всего его больше привлечёт FetishGoth стиль. (FetishGoth (готы – фетишисты). Чёрный латекс и винил, обтягивающие одежды, туфли на высокой платформе, корсет, ошейник, цепи и шипы… Наиболее откровенный и жёсткий стиль, использующий эстетику BDSM. Стили музыки – жёсткий darkwave, darkelectro, industrial.). Все остальные готы – это переходные стадии между этими двумя полюсами готики. Очень часто, кстати, можно видеть эволюцию от более мягкого Romantic к более жёсткому Fetish стилю. Обычно это происходит в течение нескольких лет. Такая эволюция обусловлена осознанием напряжений своих психических энергий (т.е. человек решается признаться самому себе – чего он по настоящему хочет) и ослабеванием контролирующего и сдерживающего суперэго. Психоанализ утверждает, что осознание своих психических особенностей является ключом в решении психологических (и психических) проблем. Вот наблюдение, подтверждающее последнюю мысль – у приверженцев FetishGoth стиля почти нет поклонения тоске и депрессии, чем порой грешат "романтики", это хорошо видно по предпочитаемой музыке. Можно предположить, что у них гораздо реже бывает депрессия, чем у «романтических» готов. Это говорит о том, что «фетишисты» эффективнее сублимируют своё либидо и мортидо и, соответственно, более раскрепощены и испытывают меньше напряжений.
Такое явление, как Androgyn Goth и определённый имидж некоторых команд может говорить об определённых особенностях гендерного развития некоторых готов. Очевидно, что людей с гомосексуальными и с бисексуальными наклонностями в готической среде больше, чем в случайной выборке. Скорее всего, нужно говорить не о гомосексуальности, а о бисексуальности определённого процента готов. Очевидно, это связано, во первых, с декадентским "разрешением" на почти любые формы эротики и эстетизацию патологии. В отличие от гомосексуалистов, бисексуалы не создали своей субкультуры и не хотят входить в гей-сообщество, ведь бисексуалы считают себя вполне нормальными людьми, просто "любители утончённых удовольствий", "не желающих ничего упускать в жизни" и т.д. А "утончённые удовольствия" это вполне созвучно духу готики и декаданса. Во вторых, бросается в глаза, что большая часть готов имеет определённый тип конституции. По большей части готы худые и тонкие (астенический тип, такие люди в большей стапени склонны к анализу и самокопанию, чем люди пикнического и атлетического типа), причём эта тонкость бывает настолько ярко выражена, что смазывает половые признаки. Особенно ярко это видно у мужчин, не потому ли Androgyn Goth – преимущественно мужское явление? Подчёркивать женственность (хотя бы использовать грим и макияж) свойственно обоим полам в определённых кругах готической субкультуры. Да и сама идея готики – любование увяданием, грусть и меланхолия – не располагает к маскулинным проявлениям. Маскулинные проявления в своей основе жизнеутверждающие и агрессивные, они меньше направлены на внешний эффект в отличие от феминных проявлений. Но, скорее всего, вышесказанное в большей степени подходит эмо, чем готам.
Готы хотят быть реально агрессивными, уметь проявлять свою агрессию во внешнем мире, но они не умеют делать этого, поэтому их агрессия направлена на самих себя. Готы нарциссы, они хотят быть красивыми и хотят преподнести свою агрессию красиво. Может, они подсознательно стремятся подчеркнуть свою агрессивность к самим себе? Не это ли самая суть готической субкультуры? Когда у людей умирает родственник, они чувствуют вину перед умершим в том, что сами они живы. Поэтому они носят траур, не смеются и не улыбаются (т.е. не проявляют либидо и мортидо во внешнем мире). Если же реально они не чувствуют вины за свою жизнь, то траур всё равно будет носиться в силу традиции, ведь этого требуют от них окружающие. Люди осудят того, кто будет улыбаться, а не плакать на похоронах. Люди придумали правила, согласно которым любые проявления либидо и мортидо вовне неприличны в определённых обстоятельствах. Это правило распространяется не только на похороны и траур, оно распространяется вообще на всех отверженных. Неприлично отверженному проявлять агрессию и нежность во внешнем мире. Возможно, что главным условием для того, чтобы быть готом, является именно быть отверженным, чувствовать себя отверженным хотя бы подсознательно. Так как практически у всех готов был период отверженности в семье или школе, то можно предположить, что на подсознательном уровне у них закрепился статус отверженного, парии, которому они хотят соответствовать. Готический имидж с этой точки зрения – это подчёркивание своей отверженности обществом. Это не вызов обществу, это траур, потому что траур по своей сути – это не скорбь по усопшему, а символ того, что человек не имеет морального права на участие в общественной жизни, на полноценное взаимодействие с людьми. Возможно, что вся готическая субкультура является своеобразной защитной реакцией людей, убеждённых в своей отверженности.
Эта субкультура представляет опасность лишь для тех её представителей, которые имеют склонность к суициду, и то лишь косвенную. Пассивность готической субкультуры делает её относительно безвредной для социума, а проникновение её элементов в массовую культуру ставит готику на иной уровень – не противостоящий, а сосуществующей. Это говорит и о повышении толерантности в нашем обществе. Так как корень комплекса качеств, определяющих склонность подростка к готике в неспособности выражать либидо и мортидо вовне, то в школьном коллективе толерантное отношение будет способствовать скорейшему и безболезненному прохождению этого этапа жизни подростка, а отсутствие толерантности, неприятие и проявление агрессии наоборот – к усилению закрытости, дальнейшему отходу от общественных ценностей и укреплению убеждённости в собственной отверженности.
1. Берн, Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. / Э. Берн. – СПб. : Талисман, 1995. – 335 с.
Читайте также: