Где снимали вальгалла сага о викинге
18+ . Скандинавия, времена Крестовых походов. Безымянного викинга по прозвищу Одноглазый (Мадс Миккельсен) держат в рабстве, заставляя сражаться на импровизированной арене с бойцами богатых на золото римлян. Но однажды непобедимый викинг найдет способ сбежать и наказать тех, кто долгое время держал его в неволе, пощадив лишь маленького мальчика. Отправившись в путь по холодным безжизненным пейзажам, викинг и увязавшийся за ним мальчик вскоре повстречают крестоносцев, направляющихся в Иерусалим. Путники присоединятся к небольшому отряду воинов, но по пути к Святым землям их корабль попадет в загадочный туман, который рассеется уже у берегов неизведанного континента.
ВНИМАНИЕ: ДАЛЕЕ СПОЙЛЕРЫ.
«Когда я умру, ты вернешься обратно в ад».
«Вальгалла: Сага о викинге» – это переломный фильм в карьере режиссера Николаса Виндинга Рефна (трилогия «Дилер», «Бронсон», «Драйв»), с которого всем его последующим картинам станет присущ медленный ритм повествования (своего апогея Рефн достигнет ровно 10 лет спустя в мини-сериале «Слишком стар, чтобы умереть молодым»). Этот ритм Рефн перенял из любимых им фильмов Тарковского, но в «Вальгалле» есть и более очевидная отсылка, ведущая к «Мертвецу» Джима Джармуша – главный герой путешествует по таинственной земле, населенной индейскими племенами, а его путь, ожидаемо, приводит к смерти. Ну а для тех, кто более-менее знаком со скандинавской мифологией, станет очевидно и то, кем видит режиссер своего героя – Одином, верховным богом в германо-скандинавской мифологии. Один, согласно писаниям, был лишен глаза и почитался в качестве непобедимого воина и великого провидца, то есть обладал теми же качествами, что и герой Миккельсена.
«Вальгалла: Сага о викинге» – это медитативный роуд-муви, в котором движение вперед происходит без фактического движения. Это лучше всего ощущается в ситуации, в которой оказываются герои, когда пытаются переплыть море и надолго застревают в тумане – их лодка не движется, ветра нет, а парус опущен, но каким-то образом они все же достигают новых земель, причем очень отдаленных (как позже можно понять, Северной Америки). Отсутствие движения отчасти проявляется и в отсутствии мотивации у Одноглазого, присоединяющегося к крестоносцам без какой-либо видимой на то причины – богатства Иерусалима ему не нужны, а сам он не христианин. Но фактическое движение в картине заменяет движение духовное. Так, образ Одина, сурового божества викингов, постепенно трансформируется в образ Иисуса, покорно принимающего свою смерть ради жизни других – в фильме это невинный мальчик. Здесь можно рассмотреть фигуру самого Виндинга Рефна, ищущего себя через творчество. Достаточно вспомнить ранние картины режиссера, чтобы понять, что «Вальгалла» стала переломным фильмом в его карьере и закрепило стиль Рефна на десятилетие вперед.
Но более того, «Вальгалла» обладает своей собственной дислексией (расстройство, которым страдал Рефн до 13 лет) – за фильм произносится всего 120 реплик на всех персонажей, а Одноглазый так и вовсе не скажет ни слова. Поэтому это первая картина Рефна, говорящая со зрителем исключительно на языке визуала и музыки – искусства вне слова. Усиливает эффект длинных планов природы именно музыка, неспроста написанная композиторами Питером Кайдом и Питером Питером в стиле эмбиент, которому присуще отсутствие мелодичности.
Божественное происхождение героя проявляется не только в его внешнем сходстве с Одином и непобедимостью на поле боя, но и в способности видеть будущее – во вставках, окрашенных в контрастно красный цвет. И Одноглазый следует именно тому пути, который рисует его сверхспособность. Так, в одном из видений вымазанный в красной краске человек (позже мы узнаем в нем пропавшего крестоносца) указывает на крест, как бы предрекая участь Одноглазого. Тем самым крестоносец выполняет роль Иоана Крестителя, открывшего Иисусу его будущее. Ну а если взять оригинальное название фильма, то оно переводится как «Вознесение к Вальгалле» – Один является хозяином Вальгаллы, поэтому его путь и правда представляет собой возвращение домой.
Таким образом, движение, а значит и трансформация характеров героев, в фильме все же присутствует (вознесение есть акт движения), но не так, как это обычно принято в литературе и кино. Трансформации больше подвергается не главный герой, так как уже изначально его представляют зрителю как божество, а те, кто следует за Одноглазым. Как, например, священник, который, умирая, признается, что следовал в Иерусалим с целью искупить вину перед своими погибшими в бою сыновьями. Искупить вину, проливая кровь. Но перед смертью он познает смирение, в нем больше нет ненависти и злости – это и есть его трансформация.
Мотивы.
Картина Рефна написана на языке войны, это один из ее основных мотивов. Война – удел мужчин, поэтому в фильме полностью отсутствует идея женственности. Например, мальчик вспоминает не мать, а своего отца, рассказывая про подаренный им талисман в форме креста. Так Рефн, будто скульптор, отсекает от своего произведения все, что считает лишним. Этим обусловлена и немота главного героя, позволяющая избежать субъективной оценки происходящего и сместить фокус на трансформацию характеров других персонажей.
Следующий важный мотив в фильме – мотив креста. В том, как его использует Рефн, многие увидели критику христианства (крестоносцы в фильме часто ведут себя глупо и норовят кого-нибудь убить, даже среди своих же), но если взглянуть шире, то можно увидеть исследование режиссером религии с позиции множественности трактовок. Для крестоносцев крест – это не символ прощения и искупления, ими движет лишь жажда наживы и ненависть к язычникам. Так, предводитель крестоносцев вонзает кинжал в спину своему давнему другу только за то, что тот решил последовать за Одноглазым, по сути за другим Богом. Для Одноглазого крест – это символ предназначения, своеобразный деревянный инунсук, который служил инуитам (коренные народы Северной Америки, они же индейцы, которых и повстречают затем герои) в качестве указателя направления. Его же, но уже из камня, Одноглазый сложит, будучи под воздействием галлюциногенного напитка. Для невинного мальчика – это всего лишь безделушка, подаренная ему отцом.
«Восхождение в Вальгаллу» заканчивается на горе, куда выжившие герои добираются из последних сил. Их состав не случайный: отец, лишившийся двух сыновей и стремящийся искупить вину за их смерть, потерявший после изнасилования честь сын, чьим последним достойным поступком будет последовать за своим брошенным всеми отцом, невинный мальчик как свидетель грехопадения других и «голос» Одноглазого и, собственно, сам Одноглазый. Там, на горе, каждый из героев переживет свою трансформацию, а значит и завершит свой путь, и только одному будет суждено построить корабль и уплыть с этого проклятого места, чтобы иметь возможность рассказать об открытом знании другим.
Сага о пикте
Главного персонажа, пикта по национальности, сыграл потрясающий и при этом малоизвестный актер Мадс Миккельсен. В рейтинге самых брутальных персонажей среди всех мировых кинокартин образ беспощадного и бескомпромиссного война по имени Одноглазый с лихвой переплюнул самого Бронсона из предыдущего фильма, снятого Николасом Виндингом Рефном. Такой хладнокровности, ярости и ненависти в своим врагам трудно встретить среди персонажей и героев других кинолент. Его удел — убивать. Его цель — дорога домой и обретение покоя. Его дом — ад для остальных. Средства для достижения цели — любые.
Сюжетную линию фильма часто сравнивают с историей языческого божества по имени Один, который мог умирать и воскресать снова. В скандинавских мифах Один упоминается, как одноглазый бог, что делает сравнение героя фильма с языческим божеством еще более реалистичным, тем более что Один — покровитель войны и воинов, его вотчина — Вальхалла. Но все-таки чтобы не навязывать свою точку зрению на сюжетную линию фильма, не буду продолжать сравнение Одноглазого с Одином. Интересующиеся могут сами посмотреть необходимые источники информации и увидеть еще больше сходств. Это важно, потому что оригинальное название картины отображает суть повествования.
Эта история начинается с того, что главный герой освобождается от плена одного незадачливого конунга и в обществе христианских крестоносцев движется в Иерусалим, чтобы спасти землю обетованную от нашествия арабов. Заблудившись в море, путники доплыли до Нового света, до берегов Северной Америки. Описанные времена — эра упадка язычества и становления новой для Европы религии — христианства. Постоянный спутник Одноглазого — маленький мальчик, ставший его голосом, так как сам воин в течение фильма не произнес ни звука. Роль мальчика в картине нельзя переоценить. При всей своей свирепости и кровожадности Одноглазый стал настоящим защитником ребенка от посягательств новоявленных христиан, которые ничем не отличались от дикарей и варваров, с которыми боролись во имя священных целей. В итоге мальчик — ключевая фигура. Он не христианин, он в течение всего сюжета следовал за воином, который умерщвлял всех неугодных, но пальцем не тронул мальчугана. Мальчик — символ возрождения язычества, символ сохранения традиций и устоев предков. Охранять его было необходимо ценой своей жизни.
Концовку посмотрите сами, потому что после нее и после окончания фильма вам захочется какое-то время побыть наедине с самим собой, стараясь обдумать, что же все-таки произошло.
Информация о фильме
Оригинальное название: Valhalla Rising
Год: 2009
Жанр: драма, фэнтези
Режиссер: Николас Виндинг Рефн
Оператор: Мортен Сёборг
Сценаристы: Николас Виндинг Рефн, Рой Якобсен, Мэттью Рид
Актеры: Мадс Миккельсен, Маартен Стивен, Гари Льюис, Ивэн Стюарт, Джейми Сивес, Александр Мортон, Стюарт Портер, Мэтью Заяц, Гордон Браун, Гари МакКормак
Valhalla rising. Николас Виндинг Рефн. 2009 год
Для современного поколения фильмы заменили книги, есть в этом что-то хорошее, есть что-то плохое. Противники регулярного просмотра фильмов приводят довольно-таки основательный аргумент — фильмы лишают возможности самому представлять картину, описанную в книге, и думать над развитием событий своей собственной головой. Безусловно, полно фильмов, которые можно смело швырять в помойку сразу после первого просмотра, как одноразовая посуда. Смысла в них столько же, сколько в наличии в нашей стране Федеральной миграционной службы. Вроде бы есть, а толку ноль. Но есть фильмы, наполненные целыми пластами аллегорий и метафор, скрытых сравнений. Отследить логику и сюжет таких фильмов — задача не для лентяев и тугодумов. О таком фильме и пойдет речь дальше.
Содержание
Сага о викинге
Название этого фильма мы будем использовать только в его изначальном виде «Valhalla rising». И все благодаря отечественным переводчикам, которым хватило ума назвать фильм «Вальгалла. Сага о викинге.» Все бы ничего, но главный герой не был викингом по происхождению. Вообще, весьма надоели идиотские переводы иностранных фильмов на наш манер. Почему нельзя перевести так, как есть в исходнике, хотя бы дословно? Смысла было бы намного больше.
Режиссер этого фильма Николас Виндинг Рефн — тот самый человек, кто подарил миру кинематографа фильм-биографию о самом опасном преступнике Великобритании. Его «Бронсон» по праву занимает место среди самых колоритных и атмосферных картин современности. Такая вывеска не может не привлечь внимание к любым другим работам этого датского режиссера.
«Valhalla rising» — необычная картина, смотреть ее нужно с особым настроем. Психоделическая составляющая фильма зашкаливает до предела, усиливаясь все больше и больше, то благодаря музыкальному сопровождению, то «орущей» и давящей тишине. Но отдельного внимания требует операторская работа Мортена Сёборга. Таких пейзажей вы, уверен, не видели давненько, многие и вовсе никогда. Никаких резких переходов и рывков камеры, никакого искусственного экшена. Складывается ощущение, что взгляд идет со стороны зрителя, как будто вы по-настоящему находитесь в гуще событий. Камера плавно следует по сюжету, запечатляя исключительно нужные и важные моменты.
Многие посмотревшие эту картину, не могут создать какой-то единый образ и единое понимание увиденного на экране. И это прекрасно. Создать фильм, который станет настоящей головоломкой для зрителя — это ли не верх искусства кинематографа. Вы увидели историю, вы заразились ее настроением, углубились в атмосферу происходящего. Так решите для себя наконец, что вы увидели? Причем суть не в том, что увидел кто-то другой. Или что сказали кинокритики. Важно то, что понял ты, посмотрев «Valhalla rising».
Убей чужака, или Почему за океаном не появилась Русь… //«Вальгалла – сага о викинге» (Н.В.Рефн,2009)
Николас Виндинг Рефн снял значимое кино. Значимое — как значимым является всё, что обнажает исходное в человеке.
Фильм, прикрытый коммерческой маскировкой, — сплетение зла и ужаса, приходящих через нас и для нас, со святостью и жертвенностью, также явленных через нас и для нас, — настоящее кино раскрытия человеческого — всегда человеческого.
Людям нужны люди. И, даже если людей вокруг мало, они все равно найдут друг друга и превратят происходящее в ад.
Может ли быть по другому? — Может, если души людей взращены до человечности — до готовности увидеть человека не только в своих/равных, но и в чужих. Чтобы было так, приложить свои усилия должны многие поколения — очень многие поколения — чтобы культура обуздала зверя в человеке .
Не приложили… или пришли те, кто разрушил построенное — тогда не останется иного как явиться во всей своей красе игрищам похоти, жадности, властолюбия и страха…
У человечества в том или ином уголке нашей маленькой планеты раз за разом случается приступ и рождаются стаи стервятников, которые разлетаются во все стороны, привлеченные такой заманчиво легкой возможностью отнять и присвоить уже сделанное другими. В ответ — звереют уже те, на кого налетают эти стервятники.
Потом всё немного успокаивается и цветы Культуры вновь прорастают. Причем и там, где, уже ставшие бывшими, стервятники свили себе новые гнезда.
Были ли открытыми стервятниками, привычные нам, Рюрик с компанией или они осели «по приглашению» — не делает картину одного из таких “разлетов” благостнее ни в одном из вариантов.
Были десятки других стай, которые не оставили после себя ничего, кроме пепелищ и еще десятки, которые, захватив пару деревень, растворились в соседях без следа, и еще десятки, которых просто перебили.
Так же как мало что меняло то, чем оправдывались набеги — тотемными божками или Христом. Вначале не меняло. Лишь много после — это почти совпадение в жестокости, но различие по внутреннему содержанию, прорастало решающим отличием — это различие оказывалось самым важным — когда «вдруг» появлялись чокнутые и отдавали свои жизни ради чужих им — когда деятельною любовью своею, своим непротивлением злу насилием пробивали трещины в циклопической стене зла, которыми огородились в смутные времена селения и племена…
И всегда, даже когда мир вокруг сходит с ума и все собираются грабить или прятаться — люди остаются разными. И разными бывает их путь. Фильм прекрасен наброском столь разных людей и судеб.
…Когда обитатели бедного захолустья вдруг прикасаются к Книге, в которой они читают про Землю Обетованную, и когда все вокруг приходит в движение, то в путь пойдет и 1) властолюбец-полусумасшедший-мечтатель, который поведет за собой еще и 2) сына трусливого, но преодолевающего свой страх страхом же перед отцом и любовью к нему одновременно; и 3) страдающий от разрывающегося своего доброго сердца отец, потерявший своих сыновей и пошедший в дорогу за призрачной сказкой, обещающей ему встретить их на пути освобождения Гроба Господня; и 4) соблазненный рассказами о богатстве, благодатных землях и рабах простой-завистливый-злой; и 5) верящий в любые каузальные объяснения, тайные знаки и скрытые от него знания, могущий убить даже ребенка ради магического эффекта, обыватель; и многие-многие другие.
А еще пойдет мальчик, привязанный душой и судьбой к страшному герою.
А что герой? А он им не был. Он просто умел терпеть и хорошо делать то, что должен, и старался избежать своей смерти. Когда же он понял, что она неминуема, то облегчил для себя её приход — облегчил сознанием её небессмысленности — попыткой обменять свою смерть на жизнь ребенка.
Может быть он окажется прав. И это хорошо. Это по-христиански.
Также хорошо, как история про пересилившего себя и поднявшегося над собой сына предводителя. Который, в своем самоотверженном решении спасти отца, нашел покой для своей души — даже если его тело тряслось от страха до самого последнего момента его жизни. И это решение было тоже по-христиански.
Но самые сильные мгновения истории — мгновения, когда умирающий человек, потерявший своих детей где-то далеко-далеко от той чужбины, где он останется навсегда, ободряюще улыбается чужому ребенку. Чтобы дать ему надежду. И не важно здесь знание насколько она реальна. Ведь надежда — это то, что питает нашу человечность и силы в любые времена — то, что приподнимает нашу душу над обреченностью смертью и открывает нам Вечность.
Надежда — отражение нашей улыбки в детских глазах.
А что индейцы? А они были такие же как пришельцы. Они охотились на чужих — они знали, что те могут привести еще кого-то — а чужие это всегда плохо…
И эта, вроде бы обороняющаяся, но мысль-зло — этот пра-национализм — приведет к тому, что через четыре столетия они окажутся полностью безоружными перед волной, готовых ко всему, чужаков и будут изгнаны с родных земель навсегда.
А ведь все могло бы быть по-другому. Могла начаться история еще одного Рюрика и его новой страны — история краснокожих русских…
Ну а так, чтобы оставить после себя след в этом новом-старом свете, по воле авторов, герой фильма сложил из камней каирн — исходно-изначальный жест человеческой Культуры — рукотворную невозможность — каменный крик о важном, столетиями ждущий тех глаз, которые его обязательно узнают и, о эта успокаивающая человека надежда на Вечность, — обязательно передадут весть о ней дальше.
Вальхалла
О́дин правит Вальхаллой, восседая на Хлидскьялве. Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фолькванг (Fólkvangr — «Людское поле») к богине Фрейе.
Легенда гласит, что Вальхалла представляет собой гигантский зал, увешанный щитами на остриях мечей [4] . У этого зала 540 дверей, и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля во время последней битвы — Рагнарёка.
Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать в окружении валькирий. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и который каждый день воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль. Вальхаллу вместо огня освещает блеск мечей [5] .
21
Тунд [7] шумит,
Тьодвитнира рыба [8]
играет в стремине;
поток нелегко
вброд перейти
тем, кто в битве убит.
22
Вальгринд [9] — ворота,
стоящие в поле
у входа в святилище;
неведомы людям
древних ворот
замки и запоры.
Читайте также: