Где снимали остров сокровищ
Роман шотландского писателя Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ» является одним из самых популярных и переиздаваемых произведений автора. Это настоящая жемчужина библиотеки приключений: спрятанные сокровища, пираты, необитаемый остров, таинственная карта острова, чёрная метка, погони, опасности, приключения. Неудивительно, что этот роман Стивенсона пережил множество экранизаций, это настоящее сокровище для фантазии кинематографистов.
Первыми чёрно-белую адаптацию романа «Острова сокровищ» поставили в Голливуде в 1934 году. Не отстали от американцев и наши кинематографисты — спустя три года режиссёр Владимир Вайншток снял чёрно-белый фильм по мотивам романа с одноимённым названием.
С тех пор кто только не экранизировал роман. Выходили в свет самые разные версии истории "Острова сокровищ". Нашим зрителям хорошо запомнился полнометражный музыкальный мультипликационный фильм «Остров сокровищ», снятый в 1988 году методом комбинированных съёмок, в котором принимала участие труппа «Гротеск».
Владимир Воробьёв в роли пирата, Федя Стуков и Олег Борисов на съёмках фильма "Остров сокровищ". Ленинград , 1981 год.
Второй лучшей и самой близкой к авторскому замыслу стал трёхсерийный телевизионный фильм Владимира Воробьёва , снятый на киностудии «Ленфильм» в 1981 году. Это была третья экранизация «Острова сокровищ», снятая в СССР. Первоначально материала сняли на все четыре серии и фильм мог быть совсем другим.
Однако жёсткая цензура потребовала вырезать все идеологически неправильные сцены фильма, связанные с пьянством, игрой в кости и карты и прочими азартными играми, насилием, изображением крови и трупов и излишней жестокости с учётом того, что фильм ориентирован на детскую аудиторию. Причём цензоры поработали дважды. И первоначальная (до перемонтажа) версия (4 серии примерно по часу) практически не сохранилась.
Кадр из фильма "Остров сокровищ", 1982 год.
В фильме снимался потрясающий актёрский ансамбль: Владислав Стржельчик , Олег Борисов , Константин Григорьев , Виктор Костецкий , Валерий Золотухин , Леонид Марков , Николай Караченцов , Георгий Тейх , Ольга Волкова , Георгий Штиль и многие другие.
Федя Стуков , сыгравший Джима Хокинса , был одним из самых знаменитых детей-актёров и в его фильмографию уже вписаны знаменитые роли Иришки в «Родне» Никиты Михалкова и главная большая роль Тома Сойера в телевизионном фильме, созданном по повести Марка Твена . Он был настоящей звездой экрана, хотя на момент съёмок в «Острове сокровищ» ему было всего 9 лет. Режиссёр Владимир Воробьёв намеренно утвердил маленького Федю Стукова , хотя его возраст немного моложе предполагаемого героя Стивенсона — у автора Джим согласно психологическому портрету явно уже подросток в возрасте 12-14 лет.
Федя Стуков в роли Джима Хокинса . Кадр из фильма "Остров сокровищ". 1982 год.
Хотя фильм Владимира Воробьёва является более достоверной экранной версией авторского первоисточника, но и в фильме наблюдаются расхождения с романом. Например, режиссёр изменил финальную судьбу Джона Сильвера : в фильме пират получает заслуженную кару, погибая о руки Бена Ганна , тогда как в романе ему удаётся не только выжить и бежать, но и прихватить часть сокровищ острова.
Олег Борисов и Георгий Штиль . Кадр из фильма "Остров сокровищ", 1982 год.
Крым со своей удивительной уникальной природой и разнообразием флоры неоднократно становился местом съёмок советских фильмов. Здесь снимали Анды и Кордильеры , индейские пампасы и джунгли Амазонии и Индии , Австралию и Новую Зеландию , острова тропических морей, и многие точки земного шара.
Не стал исключением и остров, на котором пираты спрятали несметные сокровища. Часть фильма снимали на Балтике и в Ленинграде . Трактир выстроили на побережье Балтийского моря, а часть соборов английского Бристоля нашли на территории Петропавловской крепости. Затем группа перебралась в Крым .
Трактир «Адмирал Бенбоу» выстроили прямо на побережье Балтийского моря.
Островом сокровищ стал мыс Капчик и окрестности Нового света — посёлка на юго-востоке Крыма . Прямо на Капчике декораторы выстроили форт. Высадка членов экспедиции «Испаньолы» на берег «проходила» на Царском пляже Голубой бухты. Часть съёмок проходила в Разбойничьей бухте и на скале Караул-Оба.
Форт построили прямо на мысе Капчик. Кадр из фильма.
Высадку на остров снимали возле Нового Света. Кадр из фильма.
Удивительно, но кажущийся в фильме огромный остров умудрились снять на одной маленьком пятачке Капчика — мастерская работа оператора Александра Чечулина .
Ялик с Трелони и Смоллетом на борту плывёт по Разбойничьей бухте к гроту Голицына. Кадр из фильма.
Большинство сцен снимали на мысе Капчик. Кадр из фильма.
Также часть съёмок приходила в Петергофе (сад дома сквайра мистера Трелони), Ленинграде и Обводном канале Кронштадта .
Все драки, фехтование, падения и прочие трюки ставил известный каскадёр и постановщик трюков, руководитель группы каскадёров Николай Ващилин . Для фильма его группа старалась придать всем трюкам некую гротескность, нарочитость, поскольку в фильме вообще немало юмора и сами персонажи порой выглядят комично.
Владимир Воробьёв и Олег Борисов (в центре) и актёры и каскадёры в выстроенном форте на мысе Капчик. Фото из коллекции Николая Ващилина . Крым , 1981 год.
Шхуну «Испаньола» многие путают с той, что играла ту же роль в предыдущей экранизации 1971 года. Сегодня эта бригантина из 70-х стоит на приколе в Ялте , на её боту открыли плавучий ресторан. А в качестве нашей бригантины снимались сразу несколько похожих парусников, большую роль среди которых на себя взяла бермудская трёхмачтовая шхуна «Кодор».
«Испаньолой» стало трёхмачтовое судно «Кодор». Кадр из фильма.
Шхуна выстроенная некогда на верфях Финляндии по заказу СССР, отслужив свой срок была переоборудована и служила в качестве учебного судна. Все внутренние декорации корабля были выстроены на киностудии. Часть пиратов сыграли курсанты шхуны «Кодор».
Эта шхуна настоящая кинозвезда — именно она сыграла роль яхты «Дункан» в фильме Станислава Говорухина «В поисках капитана Гранта» и участвовала в съёмках фильма «Капитан ''Пилигрима''». Путешествие «Испаньолы» в океане вдали от берегов снимали в окрестностях Зеленогорска .
Дорога к Сквозному гроту, в котором и нашли сокровища. Кадр из фильма.
А на этом месте годом ранее находился лагерь автомобилистов из комедии Гайдая «Спортлото-82».
Фильм сняли за рекордно короткие сроки — всего 9 месяцев. Но до безжалостной резки цензоров он пролежал почти год и вышел на экраны только 31 декабря 1982 года. Внимательные зрители конечно же узнали закадровый голос Виталия Соломина .
Кадр из фильма "Остров сокровищ", 1982 год.
Также зрителям запомнилась прекрасная песня «Облака», написанная композитором Евгением Птичкиным на стихи фламандского поэта Альбрехта Роденбаха (в переводе Евгения Витковского ). Песню исполнил сам режиссёр фильма Владимир Воробьёв , который сыграл и небольшую роль пирата Джорджа Мэрри.
Владимир Воробьёв — обладатель неплохого голоса — был Главным режиссёром Ленинградского театра музыкально комедии и поставил там не один музыкальный спектакль. До «Острова сокровищ» он уже снял в 1976 году свой популярный музыкальный фильм «Труффальдино из Бергамо ».
Фильм Владимира Воробьёва «Остров сокровищ» стал наиболее полной и запоминающейся экранизацией романа, снятой в СССР в период наивысшего расцвета отечественного кинематографа. Фильм - настоящее сокровище.
Как снимали "Остров сокровищ"
"Остров сокровищ". Одна из самых любимых книг детства, зачитанная до дыр. Приключения, пираты, сокровища. Эту книгу экранизировали многие. До сих пор идут споры, какая из экранизаций лучше. У всех есть свои поклонники и противники. У всех есть свои сильные и слабые стороны. Так уж получилось, что первым фильмом по этой книге, увиденным мною в детстве была трёхсерийная постановка Владимира Воробьева с неповторимым Олегом Борисовым в роли Джона Сильвера. Именно про эту экранизацию сегодня и пойдёт рассказ
Рассказ, который вы прочитаете ниже, это воспоминания Николая Николаевича Ващилина - каскадёра и постановщика трюков во многих замечательных фильмах, в том числе и в этом. Когда Владимир Воробьёв собрался экранизировать на Ленфильме "Остров сокровищ", он предложил Николаю Вашилину сотрудничество.
Далее рассказывает Николай Ващилин:
Замысел фильма был сногсшибательный. Воробьёв хотел сделать зрелищное музыкальное киношоу. Эскизы художника Лены Фоминой будоражили детские воспоминания о затёртых библиотечных книжках Стивенсона и сновидения над недочитанной страницей. Актёрский ансамбль сулил весёлые вечера дружеских посиделок. За встречу на съёмочной площадке только с такими моими кумирами, как Олег Борисов, Николай Крюков, Виктор Костецкий и Костя Григорьев я готов был работать бесплатно. Команда каскадёров, собранная мною ещё на "Красные колокола" Сергея Бондарчука вселяла уверенность и творческий кураж. Заканчивался двухгодичный цикл подготовки в студии каскадёров при ЛГИТМиКе, где подросли классные ребята. Олег Василюк, с которым мы с детства занимались борьбой самбо в "Труде" у Вани Смирнова и Александра Массарского, тщательно разработал сценарий и помог составить смету. Она была не маленькой, но к нашему большому удивлению ни директор Юрий Джорогов, бывший начальник лагеря в Норильске, где тянул срок Георгий Жжёнов, ни режиссёр-постановщик Владимир Воробьёв возражать не стали. Мы с Олегом договорились стать сопостановщиками, чтобы не сеять раздоров и зависти. К тому же это повышало надёжность обеспечения съёмок в случае болезни или занятости на работе одного из нас. В те времена мы для участия в съёмках должны были брать отпуск на основном месте работы. Он тогда работал механиком в аэропорту "Пулково" и выехать на недельку до второго было проблематично.
Киногруппа фильма "Остров сокровищ" в киноэкспедиции в Ниду / Куршская коса
Съёмки начались на Куршской косе в курортном городке Нида. Залив ещё был покрыт мартовским льдом, а с Балтийского моря дул ледяной ветер. Каждый перерыв в съёмках мы использовали, чтобы спрятаться от ветра в дюнах и согреться, сбиваясь как барашки в тесную кучу. Костюмы Гали Антипиной, стильные, свободные и мягкие позволяли сохранять тепло. Модное курортное местечко не соблазняло к приезду актёров в такое бессезонье и их приходилось дублировать. Я часто снимался вместо Леонида Маркова, а Олег вместо Коли Караченцова. Воробьёв выворачивался как мог, выдерживая съёмочный график. Единственным, кто был беспечно счастлив, был Федя Стуков. Он носился по дюнам со своей киношной матерью Ольгой Волковой и играл свою роль озорника и мечтателя наяву.
На съёмках кадра с дублёром Леонида Маркова /Билли Бонс/ - Николаем Ващилиным. Нида, март-апрель 1982 года
Из Клайпеды мы привезли лошадей и сняли проскачки пиратов вдоль моря и появление их у Билли Бонса. Вручили ему чёрную метку, оставили умирать слепого Пью. Дни сменялись тёмными северными ночами. Вечером мы собирались в холле коттеджа Воробьёва и начинали репетировать, мечтать и придумывать. После долгих обсуждений пришли к решению снимать трюки в стиле цирковой клоунады, детской гиперболы, утрирующей действительность и, делая действия невероятными и даже не реальными. В этом ключе сняли встречу Чёрного Пса и мальчишки Хокинса у лодки на берегу. В руках у Караченцова появилась зловещая и всемогущая петля, со свистом поймавшая беглеца за ногу на большом расстоянии.
Иногда Коля Караченцов или Витя Костецкий баловали нас музыкальными вечерами. Мы жили, как на необитаемом острове. Прилетали к нам только дикие лебеди. И совы. С совой прилетел её владелец, директор зоологического уголка какой то Питерской школы. Сова сидела в огромной клетке, вертела головой и смотрела на нас большими не мигающими глазами. Радость встречи с человеком с большой земли вылилась большим возлиянием вино-водочных изделий, предлагаемых редкими торговыми точками Ниды. С каждым стаканом сумерки сгущались, сгущались краски пугающих страшилок про сову, которая злым людям, по заверениям дрессировщика, с лёгкостью снимала скальп своими остроконечными когтями. Особенно не любила мудрая сова пьяных мужчин. Когда я очнулся после тяжёлого посталкогольного ночного сна, на спинке моей кровати сидела сова и жадно смотрела на мою голову. Я окаменел. Сдавленным от страха голосом я шипел, взывая о помощи.
Нагулявшись по дюнам и надышавшись свежим балтийским воздухом с настоем куршской сосны мы вернулись в родной Питер, где в Петропавловской крепости построили декорации портового Бристоля. В портовом пабе пираты, во главе с одноногим главарём Олегом Борисовым поджидали карету сквайера Трелони, чтобы всучить ему парусник Эспаньолу со своей шайкой, мечтавшей захватить те же, что и он, сокровища.
Олег Борисов и Федя Стуков на съёмках "Острова сокровищ". 1982 год. Фото Михаила Воробьёва
Для этого я со своими "пиратами" придумал несколько потасовок в цирковом стиле, наводящих ужас на мистера Трелони, но не на искушённых зрителей, которые сразу должны были догадаться, что это пиратская подстава.
На съёмках «Острова сокровищ». Петропавловская крепость.Ленинград. 1982. Фото М. Воробьёва
На съёмках «Острова сокровищ». Петропавловская крепость.Ленинград. 1982. Фото М. Воробьёва
На съёмках «Острова сокровищ». Петропавловская крепость.Ленинград. 1982. Фото М. Воробьёва
Команда опытных каскадёров была подпитана свежей амбициозной молодёжью из моей студии каскадёров 1980 года и студентами-актёрами с курса Аркадия Иосифовича Кацмана. Чудеса циркового искусства в Бристоле продемонстрировали Игорь Иванов, Петя Семак, Слава Бурлачко, Вова Севастьянихин, Юра Николаев, Ося Кринский, Филипп Школьник, Серёжа Шульга, на которых прямо с крыши подъехавшей кареты свалился Олег Василюк.
Cъемки Острова сокровищ в Петропавловке, лето 1982 года
После съёмок актёры быстро разъезжались по своим театрам и поэтому каждую свободную минуту, каждый перерыв на съёмочной площадке, когда оператор Саша Чечулин перезаряжал свою камеру, мы старались использовать, чтобы подержать за пуговицу Колю Караченцова или предложить горяченького чайку из каскадёрского термоса Олегу Борисову и Владиславу Стржельчику.
Николай Караченцов, Георгий Штиль и Олег Борисов в сцене в Бристоле. Остров сокровищ. фото М. Воробьёва 1982 год
Николай Николаевич Крюков, запомнившийся нам по своей прекрасной роли в фильме "Последний дюйм", проживший трудную, одинокую жизнь своим теплом и радушием мог согреть любого из нас и без тонизирующих напитков. Мне часто приходилось мотаться в Москву, в Министерство культуры и во Французское посольство, готовить документы к завершению своей докторской диссертации и к научной стажировке в Парижской национальной консерватории драматического искусства по приглашению самого Евгения Павловича Бельмондо. Я искрился от радости, как Новосветское шампанское.
На съёмках «Острова сокровищ. Петропавловская крепость. 1982. фото М. Воробьёва
Новый Свет и Судак киногруппа "Острова сокровищ" оккупировала в мае. Это я помню точно, потому что в День Победы со своими учениками репетировал штурм форта на склонах Генуэзской крепости и долго объяснял им, как тщательно нужно проверять места падений на незнакомой площадке. А когда завершил урок показательным падением, то поймал своей жопой в траве осколок бутылки от новосветского шампанского. С окровавленным задом я добежал до гостиницы, ребята вызвали скорую и когда меня привезли в симферопольскую больницу, то седовласый врач с легким, но легко узнаваемым запахом новосветского шампанского, возмутился по поводу не прекращающегося потока раненых со времён отечественной войны.
Постановщик трюков Николай Ващилин репетирует бой за форт с каскадёром Иосифом Кринским. Новый свет, май 1982 года
Штурм форта мы репетировали примерно месяц.Загорали и купались на Царском пляже, валялись на меленькой чёрной гальке, обжирались клубникой с шампанским и снова репетировали. Костя Григорьев так пристрастился к шампанскому, что его лицо стало невозможно снимать. Но рубился на крыше он замечательно. А падал с неё - превосходно. Причём часто раньше команды "падай". Я ставил его в пример своим каскадёрам Славе и Вове, которые этому падению его и обучали
Народный артист СССР Владислав Стржельчик с группой каскадёров Николая Ващилина. Судак, май 1982 года
Серёжа Шульга зарядил верёвки для маятниковых падений с крутых, обрывистых скал. Этот приём я уже успешно использовал на съёмках Шерлока Холмса и остался им очень доволен. Юра Николаев, мастер цирковых приспособлений и механизмов, нашел место, где ему удобнее всего навернуться с крыши вниз головой, а Олег Василюк придумал, как его на эту крышу мгновенно вознести. Приём штурма стены с шестом выглядел так эффектно, что Владимир Воробьёв пожелал выполнить этот трюк сам. И хотя ему не хватило храбрости упереться ногами в край крыши, когда ребята толкали его сзади на шесте и он повис на животе, а потом вскарабкался - смотрелось это лихо. Символ штурма получился яркий. Выбор оружия для фехтования был по пиратски фривольный. Главное моё требование провозглашало размашистые рубящие удары с прочитываемой скоростью. На крыше Воробьёв рубился с Григорьевым азиатским мечом, который мне приглянулся ещё в подготовительном периоде в залежах у пиротехника Саши Яковлева. При штурме форта в пару Вите Костецкому я поставил пирата Осю Кринского, своего друга по Театральному институту. Он, как опытный фехтовальщик, прошедший со мной мушкетёрские баталии, отрепетировал с Витей яростную шпажную схватку и героически погиб от его руки.
Каскадёры Сергей Шульга и Иосиф Кринский репетируют бой при штурме форта в Новом свете. Крым, май 1982 года
У некоторых рьяных бойцов типа "Балон", часто случалось наоборот. Слава Сливников работал с нами не первый раз и чувствовал себя в своей летающей тарелке. Взрыв порохового бочонка его задница выдержала с невероятной лёгкостью, а от пули Олега он ловко увернулся. Владислав Игнатьевич с Джимом разыграли такой дуэт эквилибристов с перебрасыванием ружей, что каскад на дощатый топчан остался незамеченным и не был внесён в ведомость для оплаты трюковых. Больше всего я переживал за Славу-Джойса, который, падая на краю обрыва после залпа безжалостного и жестокого пирата Бурлачко, мог потерять равновесие и навернуться со скалы. Серёга страховал его на тонкой верёвке, но он, как все актёры, мог войти в раж. Актёры ведь не понимают, что рядом настоящие скалы, стальные шпаги и горячий огонь. Они уверены, как дети, что в кино их не обидят и больно, по - настоящему, не ударят. Олег Иванович Борисов, наблюдая с костылём за нашими упражнениями, жалобно просил меня придумать какой-нибудь финт и для него. Но опорный прыжок с переворотом при отступлении пиратов и бегстве через частокол форта всё-таки сделал Вова Севастьянихин. В общем, вечеринка удалась. Стоп! Снято!
На съёмках «Острова сокровищ». Новый Свет. 1982 год
Съёмки перестрелки со шхуны с береговым десантом проходили на Царском пляже. Заставить себя работать, когда майская крымская жара загоняла распаренных каскадёров в прохладные волны Чёрного моря, трудно и бесчеловечно. Но всё когда-нибудь кончается. Мне нужно было возвращаться в институт, принимать у студентов зачёты. Олег согласился завершить работу со взрывами на шлюпках и подъём в горы за сокровищами, где Костя Воробьёв оборвётся в пропасть под чутким руководством Серёги. Я свои сокровища уже нашёл. Более курортной кинокартины в моей жизни больше не было. Ну и, конечно, пиастры! Пиастры! Меня ждала манящая и соблазнительная Франция
(Этот и другие рассказы вы можете прочитать в книге Николая Ващилина «Откровения каскадёра»)
А вот воспоминания Михаила Воробьёва о съёмках корабельных сцен
В качестве "Эспаньолы" в фильме снимались несколько парусников, плюс декорации кают. Я долго не мог понять, чего не хватает в тщательно сделанных декорациях. Потом понял - качки, и солнечных, на потолке кают, бликов. Но основным кораблём выступила трехмачтовая шхуна "Кодор" - прекрасный учебный парусник, с простым бермудским вооружением, принимавший на борт 44 курсанта. Этот парусник-долгожитель находился в эксплуатации около 30 лет — фантастический «возраст» для деревянного судна, построенного с расчетом двадцатилетнего срока плавания! С курсантами на борту «Кодор» побывал в водах Атлантического океана и 11 морей. Лет ей к тому времени уже было немало, шхуна завершала свою службу, должна была быть переоборудована, как и «Сириус», в плавучий ресторан
Вышли в залив, пошли к штормующей шхуне. Сперва просто сильно качало, потом волны стали перехлестывать через катер, пришлось уйти в каюту. Попытка не удалась, только сгубили телевизор, упавший со столика во время смены курса. "Кодор" в этот день так и остался красивым силуэтом вдали.
Ночью "Кодор" пришел в Морской порт, и на другой день группа комфортабельно погрузились на борт с причала. На меня сильное впечатление произвел разворот на швартовых, во время которого судно, стоявшее кормой ко входу в порт, оказалось к нему носом. И это не отдавая швартовых канатов.
Оснастили мирный парусник артиллерией и пошли в залив.
Костюмерные разместились прямо на палубе.
Рубка на шхуне вполне современная, о прошлом напоминает разве что штурвал. Его роль в этом фильме еще впереди.
Довольно долго шли по каналу, среди современных построек и судов. Но вот, наконец, и залив. Берег остался позади, пора приниматься за работу. Операторы, с помощью курсантов ставят камеру (не совсем понятно, зачем им кувалда),
а команда, - паруса.
Переодетые в старинную форму, курсанты по вантам лезут на рей.
За штурвалом угнанной у пиратов шхуны - актер Федя Стуков,
а Джим на сетке у бушприта шхуны, возвращающейся домой, - каскадер Филипп Школьник. Кстати о штурвале: этот тот самый штурвал, из рубки. Во время съемок судно управлялось большим разводным ключом, приспособленным на его место.
У наполненного ветром паруса на память сфотографировались с капитаном "Кодора".
Шхуна поздно вышла из порта, ожидая, пока освободится Морской канал, поэтому обратно в город мы вернулись глубокой ночью, хотя большую часть обратного пути шли под парусами.
С тех пор прошло много лет. Рассказывали, что шхуна позже была рестораном на Каспии, а потом, вновь вооруженная парусами (и фальшивой трубой), участвовала в съемках фильма о детях капитана Гранта
Журнал
«Остров сокровищ» режиссёра Владимира Воробьёва был третьей советской экранизацией приключенческого романа Роберта Стивенсона. Первый раз за произведение о поисках пиратского клада взялись в 1934 году, но с литературной основой у фильма оказалось мало общего — это было политизированное кино о классовой борьбе ирландских повстанцев, а мальчик Джим превратился в девушку Дженни, влюблённую в доктора Ливси… Такая трактовка сюжета тогда вызывала недоумение у всех — от кинообозревателей до членов ЦК. Второй «Остров сокровищ», где большинство ролей сыграли прибалтийские актёры, вышел в 1971 году и был уже классической экранизацией романа.
Владимир Воробьёв был главным режиссёром Ленинградского театра музыкальной комедии, считался создателем русского театрального мюзикла и снял в этом же жанре два фильма — «Свадьба Кречинского» и «Труффальдино из Бергамо». «Остров сокровищ» он тоже задумывал как музыкально-танцевальный, но ещё в процессе подготовки отказался от этой идеи и снял трюковое кино, которое было почти дословной экранизацией романа. Некоторые сцены позаимствовали из других произведений, например, рассказ про морского дьявола из повести «Весёлые молодцы». Так как фильм рассчитывался на подростковую аудиторию, то добавили экшна в сюжет и красок в характеры некоторых героев.
На роль Джима Хокинса режиссёр взял самого популярного юного актёра тех лет — десятилетнего Фёдора Стукова. К тому моменту он уже сыграл Тома Сойера в фильме «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» и снялся в маленькой, но эксцентричной роли в «Родне» у Никиты Михалкова. Чёрному Псу и Бену Ганну в фильме уделили больше внимания, чем в книге, а для того, чтобы сделать персонажей заметнее, на роли пригласили Николая Караченцова и Валерия Золотухина. Для брутального пирата Билли Бонса искали актёра с суровой внешностью и выбор пал на Леонида Маркова. На роль доктора Ливси режиссёр взял коллегу по театру — актёра Виктора Костецкого, который снимался у него в предыдущих фильмах.
Роль пирата Джорджа Мэрри сыграл сам режиссёр Владимир Воробьев, а «пастора» Дика Джонсона — его сын Константин. Режиссёр вообще на съёмочной площадке был героем-многостаночником. Он исполнил песню «Мечта», которая звучит на титрах, сам выполнял каскадёрские трюки и иногда подменял оператора. Например, когда приходилось работать в раскачивающейся на волнах лодке, и оператор отказывался брать на себя ответственность за дорогостоящее оборудование…
«Остров сокровищ», как и многие другие приключенческие фильмы, снимался по большей части в Крыму. Сам «остров» — это мыс Капчик в посёлке Новый Свет, скала Караул-Оба и Голубая бухта. Английские пейзажи нашли во дворе Петропавловской крепости в Ленинграде, там же разместили и трактир. Джон Сильвер, Джим Хокинс и команда корабля плыли до «Эспаньолы» по Обводному каналу в Кронштадте, сад сквайра Трелони снимали в знаменитом парковом ансамбле Петергофа, а начало фильма сняли на берегу Куршской косы. Вся работа над «Островом сокровищ» заняла девять месяцев.
«Остров сокровищ», к/с «Ленфильм», 1982, реж. В. Воробьёв
В качестве величественной «Эспаньолы» снимали учебную шхуну «Кодор» из Ленинградской мореходки, курсанты которой играли в пиратской массовке. На шхуне было много навигационного оборудования, которое нельзя было показывать в кадре, а надо было снять сцену как юный Джим Хокинс ловко управляет плывущим кораблём. Для этого из рулевой рубки вынули «колесо» штурвала и поставили его на палубу. В кадре Фёдор Стуков крутил ни к чему не прикреплённый штурвал, а в это время настоящий капитан рулил шхуной с помощью разводного ключа. Позже «Кодор» стал «Дунканом» в фильме «В поисках капитана Гранта» и «Пилигримом» из «Капитана „Пилигрима“», а в 1999 году корабль сгорел.
На съёмках работала большая каскадёрская команда знаменитых постановщиков трюков Николая Ващилина и Олега Василюка. Вместе с режиссёром они придумали слегка гротесковые трюковые сцены с элементами цирковой клоунады. Искателям сокровищ раздали все виды оружия — от мушкетёрских шпаг до азиатских мечей, герою Николая Караченцова в качестве оружия выдали ловчую петлю, а Валерию Золотухину пришлось осваивать духовую метательную трубку… Среди исполнителей каскадёрских трюков был и режиссёр Владимир Воробьёв, который, хоть и со страховкой, но всё же сам исполнил почти цирковой номер «штурм стены с шестом». Наблюдавший за коллегами Олег Борисов, который играл одноногого Сильвера, упрашивал придумать какой-нибудь трюк и для его героя. Трюк придумали, но выполнил «пиратский» прыжок с переворотом профессиональный каскадёр.
Владимир Воробьёв снял материала на четыре серии, но за дело взялась цензура. В результате первых правок фильм стал короче почти на полчаса, а после вторых сократился ещё на десять минут и превратился в трёхсерийный.
Из фильма вырезали сцены, которые могли напугать детей или не соответствовали идеологическим соображениям. Исчезли крупный план слепого Пью с пробкой вместо глаза, почти вся сцена лечебного кровопускания, пьяные выходки Билли Бонса, многочисленные игры в карты, Джим с бутылкой бренди и пистолетом в руках, рассуждения о Библии и многое другое. Несмотря на это, режиссёр остался очень доволен результатом. Первоначальный вариант фильма так никогда и нигде не появился, а вот версия до вторых правок в 1990-х годах выходила на видеокассетах.
Джим Хокинс из "Острова сокровищ". Кто, если не Стуков. Фотопробы
"Остров сокровищ" - одна из самых любимых книг детства. Кто из мальчишек не представлял себя на месте Джима Хокинса? Морские приключения, схватки с пиратами и несметные сокровища в качестве награды!
Эта книга была экранизирована в СССР четыре раза. Но так уж повелось, что в моё детство чаще всего показывали версию 1982 года - трёхсерийный телефильм, где роль Джона Сильвера блестяще сыграл Олег Борисов.
Федя Стуков и Олег Борисов на съёмках телевизионного фильма Владимира Воробьёва "Остров сокровищ", 1982 год, фото Михаила Воробьёва из архива Николая Ващилина
Но есть в этом фильме слабое звено - собственно главный герой, Джим Хокинс. Когда я читал книгу, то представлял его подростком в возрасте четырнадцати-пятнадцати лет, почти юношей, недостаточно взрослым, чтобы быть полноценным моряком, но достаточно уже крепким, чтобы одержать победу в схватке с Израэлем Хендсом.
Кого же мы видим в фильме? Мальчишку, которому нет и десяти. Нет, когда я первый раз смотрел фильм, меня это не смущало. Я сам был как раз почти этих же лет, и представить себя на месте Джима было гораздо проще. Но чуть повзрослев это несоответствие начало даже раздражать. Ну никак не мог этот сопляк (простите) выпутаться из всех передряг.
В этой связи, было очень интересно узнать, этот возраст главного героя - изначальная задумка авторов фильма?
И вы знаете, заглянув в альбом фотопроб, я понял, что нет. На роль Джима пробовались ребята, которые вполне подходили по возрасту и комплекции. И были среди них уже известные. Вот, взгляните сами
Несколько ребят, которых пробовали на роль были как раз пятнадцатилетние
Чем-то похож на Дмитрия Харатьянана. Возможно Миша был одним из основных кандидатов на роль Джима, потому что его снимков в альбоме больше, чем ребят выше
Переходим к четырнадцатилетним
Не в курсе, в родстве ли он был с режиссёром фильма Владимиром Воробьёвым. Но мальчик стал актёром. В том же 1982 году он сыграл Алик Шубина в фильме "Шапка Мономаха". Самая известная его роль - Филипп Траум в одноимённом фильме. Ну а ещё позже он был известен как DJ Gabriel, DJ Гаврила
Братья близнецы Саша и Серёжа Маляровы
У меня сложилось впечатление, что именно эти два брата рассматривались как основные кандидаты на роль. Ведь у всех ребят в альбоме всего по две-три фотографии (кроме упомянутого выше Миши Петрова). Этим же братьям под их пробы выделили в альбоме шесть листов. Возможно тут сыграло роль, что их было двое и с ними можно было снимать полный рабочий день (пол дня в кадре один брат, вторые полдня - другой).
Но мы пойдём дальше
Вот это лицо было узнаваемым - Максима знали почти все, кто смотрел "Ералаш". Кроме того к моменту фотопроб у него за плечами были съёмки в девяти полнометражных фильмов - сниматься в кино он начал с четырёх лет, его отец был кинооператором на студии имени Горького
У Филиппа тоже уже был киноопыт. И не у кого-нибудь, а у Тарковского в "Зеркале". Тогда на съёмочную площадку его привёл отец - Олег Янковский, игравший в фильме одну из главных ролей. Ну а сейчас он уже и сам известный актёр, режиссёр и продюсер
Ну а получил роль Федя Стуков
Почему? Для меня это загадка. Ведь среди проб, как мне показалось, были ребята, которые подходили на роль гораздо лучше.
Фото из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга
Если вам понравился материал и вас это сильно не затруднит - лайкните пожалуйста этот пост на моём канале в Яндекс Дзен - Кто кроме Феди Стукова мог сыграть Джима в "Острове сокровищ". Фотопробы
Читайте также: