Где снимали чужой против хищника 1
Я нашел и настрелял довольно много дичи; наполненный ягдташ немилосердно резал мне плечо.
Иван Тургенев, “Записки охотника”
Первая часть “Хищника” — фильма про, пожалуй, одного из самых известных в мире вымышленных инопланетян — была снята в 1987 году. В 1988 году эта картина была номинирована на “Оскар” за лучшие спецэффекты, в том же году получила премию “Сатурн” и “BMI” за музыку, а также премию “Хьюго” за драматизм. При бюджете в $15 млн., к настоящему времени она собрала уже около $100 млн., породив не просто серию книг и комиксов, а целое культурное явление. Миллионы поклонников по всему миру, быстрые съемки второй части (1990) — и, как ни парадоксально, почти 15 лет кинематографического простоя.
“Хищник” — фильм на все времена. Его отличительные особенности — гениальная сюжетная концепция, неповторимый дизайн инопланетного охотника за головами, хрестоматийная операторская работа и удачное сочетание атмосферы панического страха с ненавязчивым, слегка циничным юмором (фильму был присвоен рейтинг R — то есть кровь, насилие и нехорошие слова во всей их красе).
Сезон охоты открыт!
В джунглях Центральной Америки высаживается группа армейского спецназа США под руководством майора Шеффера по кличке “Датч” (слэнговое значение — “Немец”), он же — Арнольд Шварценеггер. Боевое задание — найти вертолет, потерпевший крушение в здешних местах.
Сказано — сделано. Упавший американский вертолет быстро обнаруживается, но людей в нем почему-то нет. Зато вокруг полно следов местных партизан, а на деревьях висят трупы спецназовцев армии США — без кожи, выпотрошенных и подвешенных за ноги на большой высоте.
Коммунисты, инопланетяне — какая разница? Главное — у кого ружье!
“Хищник” был первым крупнобюджетным проектом Джона МакТирнана (на момент съемок ему было 36 лет). Дальнейшая карьера этого режиссера напоминала старт межконтинентальной ракеты: “Крепкий орешек” с Брюсом Уиллисом (1988), “Охота за красным октябрем” с Шоном Коннери (1990), “Последний киногерой” со Шварценеггером (1993), “Крепкий орешек 3” (1995), “13-й воин” (1999), “Роллерболл” (2002). В настоящее время режиссер работает над проектом “Крепкий Орешек-4” с все тем же Брюсом Уиллисом в главной роли. Выход фильма намечен на 2006 год.
Решив, что здесь нахулиганили коммунистически настроенные партизаны, Арни ведет свою группу по их следу. Вскоре бравые солдаты обнаруживают деревню повстанцев, и на радостях начинают немножко стрелять и чуть-чуть взрывать. На месте деревни остается куча дымящихся развалин, трупы советских военных специалистов и симпатичная аборигенка по имени Анна.
Встреча с неземными цивилизациями прошла в дружелюбной и теплой обстановке.
Майор Шеффер наконец-то осознает, что его отряд попал в какую-то грязную заварушку между США и СССР, а поиски упавшего вертолета — всего лишь официальный предлог для проведения этой операции.
Прихватив с собой Анну в качестве трофея, солдаты принимают единственно верное решение и начинают быстро уходить к тому месту, где их должен подобрать вертолет.
Но не тут то было. Все это время за ними неотступно следило некое существо — невидимое, легко передвигающееся по деревьям и явно недружелюбное. У этого незнакомца были свои планы на спецназовцев, которые, если опустить подробности, заключались в следующем: убить, ободрать, выпотрошить, повесить на дереве и (под настроение) — отрезать голову в качестве сувенира.
Тренированные американские солдаты начинают погибать один за другим. До них постепенно доходит что “ожившие джунгли” (так определила их Анна) — это не злые коммунисты, а вполне реальный пришелец из космоса, который рассматривает их в качестве своей законной охотничьей добычей.
В конце концов, Арни остается один. Устав терпеть наглые выходки Хищника, он использует подручные средства (нож, грязь, бревна, лианы) и устраивает ему такой “I’ll be back”, что смотреть фильм можно только стоя, отдавая честь.
Получив в финале поленом по голове, Хищник загрустил и начал тыкать пальцами в какой-то приборчик, подозрительно смахивающий на бомбу. Майор Шеффер понял, что наступает полный конец фильма и резво припустил по джунглям — подальше от эпицентра взрыва. Да не простого, а ядерного.
Учитывая безрадостные перспективы главного героя, вроде бы можно было поставить точку — но нет! Над джунглями появляется вертолет, пилоты которого прилетели посмотреть — что это там так красиво шарахнуло? Арнольд встает, стряхивает с себя радиоактивный пепел и бодро машет им рукой. Вот такая глыба, вот такой матерый человечище сейчас руководит штатом Калифорния.
Название: Хищник (Predator)
Производитель: 20th Century Fox
Год выпуска: 1987
Длительность: 107 минут
Бюджет: $15 млн.
Режиссер: Джон МакТирнан
Сценаристы: Джим и Джон Томас
Актеры: Арнольд Шварценеггер, Карл Уитерс, Эпидиа Карилло, Билл Дьюк, Джесси Вентура, Сонни Лэндхэм, Шейн Блэк, Кевин Питер Холл
Кассовые сборы: $98 млн.
Маски Хищника, продающиеся в магазинах игрушек.
- Мало кто знает, что “Хищник” оказался настоящей кузницей кадров для высших должностных лиц американской демократии. В 1998 году актер Джесси Вентура, стрелявший в фильме из знаменитого “Минигана”, был избран на пост губернатора штата Миннесота. В 2003 году Арнольд Шварценеггер победил в напряженной предвыборной борьбе и стал губернатором Калифорнии. Кроме того, Сонни Лэндхэм (в фильме — разведчик Билли) в 2003 году выдвигал свою кандидатуру на пост губернатора штата Кентукки — но, увы, безуспешно.
- Актер Сонни Лэндхэм заключил договор на съемки в “Хищнике” только с одним условием — при нем постоянно будет находиться телохранитель. Страховые компании, работающие со съемочной группой, настояли на телохранителе, поскольку Лэндхэм был известен своим скверным характером и постоянным желанием набить кому-нибудь морду. Телохранитель должен был защищать других актеров от него.
- Кровь Хищника — зеленая субстанция ядовитого цвета — была куплена в обычном магазине игрушек, продающих различные “приколы” для детей.
- Подробности о расе Хищников вы можете найти в октябрьском номере “МФ” за 2004 год и январском — за 2005 год.
Как это начиналось
Фильму было присвоено рабочее название “Охотник” (“Hunter”), но из-за того, что аналогичное наименование уже было у сериала про полицейских (режиссер Фред Дреер), его переименовали в “Инопланетного охотника”, а под конец съемок дали название, вошедшее в историю — “Хищник”.
Первые наброски сценария братьев Томас представляли этого инопланетянина как некое бестелесное существо (дух), способное контролировать мозг любого животного.
Более поздняя версия пришельца приобрела тело, которое выглядело откровенно глупо — большая тварь с одноглазой (глаз располагался посреди лба) собачьей головой на длинной шее. К счастью, подобное чудо не попало в фильм. Благодаря дизайнеру Стэну Уинстону и режиссеру Джеймсу Кэмерону охотник за головами приобрел тот вид, который мы все так хорошо знаем.
Уникальную конструкцию челюстей Хищника придумал режиссер Джеймс Кэмерон (“Терминатор-1”, “Чужие”, “Бездна”, “Терминатор-2”, “Правдивая ложь”, “Титаник”). В настоящее время мэтр работает над документальным 3D фильмом “Пришельцы из глубин”, рассказывающим о странных и фантастических обитателях самых глубоких подводных впадин и вулканов.
Широко известны слухи о том, что Хищника играл Жан-Клод Ван Дамм. Это верно лишь отчасти — в 1987 году Ван Дамм действительно участвовал в разработке фильма и даже несколько раз надевал костюм инопланетянина. Однако по целому ряду причин — прежде всего потому, что Ван Дамм был почти на 40 сантиметров ниже Шварценеггера (их финальный поединок превратил бы фильм в комедию), а также потому, что Ван Дамма не устраивала его роль в целом — он покинул съемочную площадку.
Подать мне сюда губернатора!
Вместо него пригласили огромного (рост под два метра) негра по имени Кевин Питер Холл, у которого уже был опыт в подобного рода фильмах — он исполнял роль инопланетного охотника в малобюджетной картине “Без предупреждения” (1980). Интересно, что Холл также сыграл пилота вертолета, прилетающего в конце фильма за Шварценеггером (в короткой сцене, когда пилот глядит вниз и говорит: “Что за. ”, мы можем увидеть истинное лицо нашего “Хищника”).
Согласно сценарию, Хищник должен был прыгать по джунглям — легко и непринужденно, как Тарзан. Проворный Ван Дамм вполне смог бы сделать это, но здоровенного Холла не выдерживало ни одно дерево. Отчаявшись, создатели фильма взяли обычную обезьяну и нарядили ее Хищником. Животному эта затея совершенно не понравилась — грозный “Хищник” раскачивался на ветках, визгливо орал и отказывался слезть на землю, если ему не дадут банан. В итоге сцены с прыжками по деревьям пришлось снимать на специально сделанных для Питера Холла декорациях.
Где снимали чужой против хищника 1
ПЕРВЫЕ СЛУХИ И ЗАДУМКИ
Идею столкновения Чужого с Хищником предложил писатель Крис Уорнер. В 1989 году издательство Dark Horse выпустило первые комиксы серии "Чужой против Хищника". В фильме "Хищник 2", уже в самом конце, мы видим среди трофеев Хищника череп Чужого. Появление этого эпизода в фильме было связано с популярностью комиксов "Чужой против Хищника". В 1991 году Питер Бриггс написал сценарий AVP. В 1992 году вышел фильм "Чужой 3", после которого поползли самые разные слухи относительно "Чужого против Хищника". Сигурни Уивер, исполнительница главной роли в сериале о Чужих, сказала по поводу AVP: "Я чувствовала себя немного виноватой, начиная сниматься в четвертой серии, - говорит Уивер. - Я действительно очень хотела, чтобы Рипли умерла навсегда. Вскоре после выхода третьей серии пошли разговоры о том, что студия намерена снимать фильм "Чужой против Хищника". Это было так ужасно, такая дешевка!" Я думала: "Они сошли с ума - много лет разрабатывали действительно первоклассный сериал и теперь собираются его изгадить! Я знала только одно, - в таком фильме сниматься не буду!"
Джеймс Кэмерон был тоже не восторге от возможности съёмок AVP. В итоге, съёмки "Чужого против Хищника" были отложены надолго. По сценарию Бриггса была написана книга.
СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА
В 2001 году продюсер Джон Дэвис выкупил все права на использование персонажей Чужого и Хищника, а затем долго и упорно продвигал свой проект. Пол Андерсон написал сценарий, в котором объеденил тематику фильмов "Чужой" и "Хищник". Проект назвали "Чужой против Хищника". После того, как сценарий был готов, Дэвис стал искать подходящего кандидата на место режиссёра. В сети распространялись слухи об участии в проекте Дэвида Туохи, в активе которого есть малобюджетная, но весьма удачная "Черная дыра". Но режиссёром стал Пол Андерсон, хорошо известный нам по фильмам "Обитель зла" и "Смертельная битва". Андерсон, как он сам говорит, является поклонником вселенной Чужих и Хищников. "Я впервые увидел "Чужого", когда был школьником, и, конечно, получил незабываемое впечатление, - рассказывает Андерсон. – Теперь, после окончания съёмок, мне всё время хочется ущипнуть себя, чтобы поверить, что я не сплю и это реальность". Сам Андерсон рассказал интересную историю о том, как он стал режиссёром: "Почти девять лет тому назад, просто шутки ради, я придумал фильм про Чужого и Хищника, - вспоминает Андерсон. – Затем, когда я представлял на кинофестивале в Сандэнсе мой первый, независимый европейский фильм ("Шоппинг"), я подумал, что теперь уж мне точно никто не предложит снять фильм с такими героями".
Вот что сказал по поводу съёмок "Чужого против Хищника" Майк Ричардсон, издатель "Dark Horse comics": "Возможно, сейчас самое время запустить этот проект, - сказал Ричардсон. - Нет никаких внятных планов создания продолжений обоих киноциклов, и есть прекрасная возможность создать новый. Я полагаю, фэны хотели бы увидеть такое кино. К тому же, создавая комиксы, мы наработали прекрасный материал, который мог бы стать основой хорошего зрелищного фильма".
Стоит отметить, что идея столкновения Чужих, Хищников и людей была реализована в популярных сейчас играх "Aliens versus Predator". Очевидно, Пол Андерсон при подготовке сценария был вдохновлён успехом фильмов, сделанных по мотивам компьютерных игр. Самый яркий пример - его собственный фильм "Смертельная битва" ("Mortal Combat"). А из числа последних стоит отметить фильмы про Лару Крофт ("Tomb Raider").
Киностудия 20th Century Fox (та же, что и снимала первые две части) заключила контракт с компанией Amalgamated Dynamics о производстве спецэффектов "Чужого против Хищника".
У Amalgamated Dynamics уже был опыт в оформлении предыдущих серий "Чужого". Спецэффекты к третьему и четвертому фильму саги создавались именно специалистами компании. Как утверждают дизайнеры, для придания большего реализма в фильме, помимо компьютерной графики, будут использоваться принципиально новые роботы-аниматроникс и системы контроля. "Мы намерены использовать абсолютно новые технологии и технику, которая никогда ранее не применялась, - прокомментировал один из главных дизайнеров компании. - Главные персонажи будут как никогда выразительны".
Продюсируют фильм Джон Дэвис, Ларри Гордон, Джоэл Силвер и Уолтер Хилл.
О СЮЖЕТЕ
Слухи о сюжете ходили самые разные. Сценарий Бриггса был забыт киношниками, но не писателями.
Сценарий Питера Бриггса, написанный им в 1991 году был переведён на русский язык. Все желающие могут взять его здесь. По мотивам сценария Бриггса была написана книга, которую можете взять здесь.
В феврале 2002 года был написан новый сценарий Джеймсом ДеМонако и Кевином Фокс. Их история сильно напоминала сюжет компьютерной игры: в результате крушения космического челнока, учёным в руки попадет Хищник. Заражая его Чужим, люди надеются заманить в ловушку Хищников и изучить их технологии.
Когда же на проект пригалсили Андерсона, то появились новые слухи о сюжете фильма. По одним слухам, сценарий был примерно таким, каким его написали Джеймс ДеМонако и Кевин Фокс. По другим, действие должно было развиваться в наше время.
За неделю до начала съёмок "Чужого против Хищника" Андерсон (фото справа), на прошедшем в Лос-Анджелесе Слете Комиксов, презентовал новый фильм. Он показал пару раскадровок некоторых сцен, наброски художников, а также рассказал о чём собственно будет его фильм (более подробно о сюжете читайте здесь). Он сказал: "Не волнуйтесь, родные, инопланетных тварей в фильме погибнет столько, сколько не погибало во всех частях "Чужого" и "Хищника" вместе взятых. Экшена, то есть, будет выше крыши, гарантирую".
АКТЕРЫ
На этом кадре можете увидеть всех исполнителей главных ролей в фильме.
СЪЕМКИ НАЧАЛИСЬ
Съёмки "Чужого против Хищника" стартовали в октябре 2003 года в Праге. Почему фильм стали снимать в Чехии точно сказать не могу. Но одно можно сказать с уверенностью - в Европе съёмки обходятся дешевле, чем в США. Многие американские фильмы снимались в Европе именно поэтому.
Немного позже появились и первые тизеры к фильму. Первый ролик был показан 31 октября 2003 года, когда в кинотеатрах шла режиссёрская версия фильма "Чужой"(1979). По этим роликам, наверное, нельзя судить о будущем фильме (уж больно мало времени прошло с начала съёмок), но если кому интересно, то можете взять их в этом разделе. Кадров из фильма в ролике не было. Пол Андерсон просто рассказал про сюжет фильма и показал те самые зарисовки, что представлены выше.
В марте 2004 года появился ролик, в котором были уже настоящие кадры из AVP. Слева - один из первых опубликованных кадров.
Когда Лэнса Хенриксена спрашивают, каким будет его персонаж, то он отвечает: "У него довольно скользкий характер. Он организовывает экспедицию в Антарктиду, где и происходят все события". При этом Хенриксен отмечает, что ему постоянно приходят новые варианты сценария и, что "Кино обещает быть очень и очень захватывающим, я вам обещаю. Может получиться не хуже, чем у Джеймса Кэмерона". Но больше Хенриксен ничего не говорит. Оно и понятно, ведь обычно в таких случаях с актеры и съёмочная группа обязуются не разглашать сюжет фильма. Но на вопрос, который всех очень интересовал, Хенриксен всё же ответил. Он сообщил, что сыграет Вэйланда, основателя корпорации Вэйланд-Ютани.
"Мне приходилось работать над очень увлекательными фильмами, - отмечает актёр, - но "Чужой против Хищника" стал для меня полной неожиданностью. Думаю, зрителям не помешают страховочные ремни, чтобы не свалиться с кресел от страха".
"Во время съёмок, в момент моего первого столкновения с Чужим, чудовище подкрадывается сзади и готовится к атаке, - рассказывает Бова. – Потом мы оказываемся лицом к лицу. Когда режиссёр крикнул: "Стоп!", я запечатлел на морде Чужого сочный поцелуй".
О том, как проходили съёмки фильма рассказал и Пол Андерсон. Его интервью читайте здесь.
ЧУЖОЙ И ХИЩНИК НА ЭКРАНЕ
Чтобы Чужой и Хищник выглядели натуральными на экране, Андерсон решил свести к минимуму компьютерные образы. Для создания Хищника и Чужих Андерсон пригласил дизайнеров Элика Джиллиса и Тома Вудраффа - младшего, а также супервайзера визуальных эффектов Джона Бруно, разделявшего отношение Андерсона к компьютерным образам – "чем меньше, тем лучше". Примерно 70 процентов эффектов в «Чужом против Хищника» - не компьютерные, а физические. "Современные зрители прекрасно подготовлены и быстро распознают "нереальность", свойственную порой даже самым лучшим компьютерным образам, - поясняет Андерсон. – А нам хотелось, чтобы они верили в силу этих могучих существ и реальность их борьбы. И лучший способ добиться этого – сделать их настоящими". "Гигер и Уинстон блестяще выполнили свою задачу, - говорит Джиллис. – А мы добавили к их образам новые конструкционные и артикуляционные технологии и сделали чудовищ более мощными".
Для "Чужого против Хищника" специалистам студии пришлось создать несколько гидравлических моделей, управляемых дистанционно. Новейшие разработки в области аниматорики позволили достигнуть предельной реалистичности в движениях. Впрочем, придумать способа изображения инопланетян, лучше, чем костюмы было сложно, поэтому в большинстве эпизодов мы видим актёров, облачённых в устрашающие доспехи. Претерпела изменения и мимика Чужих, до того остававшаяся латексно-безжизненной. Теперь ксеноморфы могут рычать, не опасаясь застывшего "выражения лица".
Похожая ситуация была и с Хищниками. Лишь их вожак по имени Шрам удостоился отдельно управляемой головой с полным спектром эмоций для крупных планов. В основном же его играл одетый в костюм Ян Уайт.
Но предметом особой гордости компании стала полностью управляемая модель Королевы Чужих. Для съёмок Королеву создали в трёх вариантах: в натуральную величину, миниатюрную модель, умещавшуюся на ладони, и компьютерную версию. Благодаря этому Королева стала полностью мобильной, в отличие от практически недвижимой «коллеги» из ленты Кэмерона. Трудность в работе с Королевой создавал хвост, сгенерированный на компьютере. Ветерану спецэффектов Джону Бруно ("Терминатор 2", "Титаник") пришлось приложить все свои умения, чтобы сделать движения тела и хвоста абсолютно синхронными и реалистичными.
Экранная Королева появилась на свет в результате сложения трёх элементов: физической модели в полный рост, куклы в четыре раза меньших размеров и компьютерного образа. Бруно показалось мало полной подвижности, которой обладала компьютерная Королева и он «приделал» физической модели Королевы компьютерный хвост, на который она с лёгкостью может насадить и человека, и Хищника. Лица Чужих были чаще всего физического происхождения, но и они требовали некоторых доработок на компьютере в сценах, когда Чужие атакуют противника. Бруно работал в тесной связке с художником-постановщиком Ричардом Бридглэндом и главным оператором Дэвидом Джонсоном.
ДЕКОРАЦИИ
Создавая декорации, создатели фильма старались как можно реже прибегать к помощи компьютера. "Мы использовали визуальные эффекты только тогда, когда не могли построить настоящие декорации", - говорит Бридглэнд. Оригинальные декорации Бридглэнда несут в себе черты будущего, прошлого и настоящего. В них явно ощущается воздействие культур майя, ацтеков и южно-американских народов, что должно напоминать о посещении этих регионов Хищниками тысячи лет тому назад. Таким образом, в дизайне фильма явно перевешивает влияние Хищников.
Но придумать, какими были архитектура и техника Хищников, было совсем непросто, поскольку в предыдущих фильмах была представлена лишь малая часть их мира. Как уже упоминалось выше, в "Хищнике 2" промелькнул интерьер космического корабля Хищника, в котором заметны мотивы культуры майя. Этот момент и определил направление работы Бридглэнда над дизайном "Чужого против Хищника".
Декорации Бридглэнда включают в себя китобойную станцию; ледяной грот, запрятанный глубоко под поверхностью Антарктики и скрывающий в себе огромную пирамиду; жертвенную камеру с мумифицированными телами и древней резьбой на стенах; иероглифическую камеру, хранящую предания старины; камеру богов; боевую камеру, в которой происходит эпическая битва между Чужими и Хищниками и гигантский космический корабль Хищника, значительно превосходящий по размерам своего предшественника из "Хищника 2".
Камера Королевы представляет из себя постройку уменьшенных размеров, позволяющих, однако, свободно в ней передвигаться. В камере сочетаются архитектурные мотивы древней культуры ацтеков и сложные технологии, принесённые на землю Хищниками.
Внутри камеры Королева удерживается в плену с помощью механизма, напоминающего средневековое пыточное устройство. Она закована в гигантские наручники и цепи. Ей регулярно вспрыскивают химические вещества, чтобы поддерживать в ней жизнь, и стимулируют электричеством её яйценоскость.
ВЫХОД НА ЭКРАНЫ
ХИЩНИК | ХИЩНИК 2 | ЧУЖОЙ ПРОТИВ ХИЩНИКА
СЪЕМКИ | НЕМНОГО О ЧУЖИХ
Режиссёр
Пол Андерсон
Сценарий
Пол Андерсон
Шейн Салерно
В ролях:
Лэнс Хенриксен Санаа Лэзан Рауль Бова Эван Бремнер
Colin Salmon
Tommy Flanagan
Joseph Rye
Agathe De La Boulaye
Carsten Norgaard
Sam Troughton.
Как это сделано, как это работает, как это устроено
Самое познавательное сообщество Живого Журнала
Последнее двадцатилетие прошлого века в кино по праву можно назвать эпохой Арнольда Шварценеггера. Большая карьера для него началась с «Конана-варвара», потом был разрушительный во всех смыслах «Терминатор», затем — «Коммандо», «Красная жара», «Вспомнить всё», «Правдивая ложь» и т. д. Почти все фильмы сегодня воспринимаются как настоящие кинолегенды. Не стал исключением и «Хищник», во время съемок которого едва не сошлись в схватке две величайшие звезды экшенов того времени.
Существует легенда, будто идея снять картину о злобном пришельце, которого мутузит мускулистый вояка, родилась из шутки. Мол, было бы интересно посмотреть, как будет выглядеть противостояние Рокки Бальбоа и инопланетянина из фильма Стивена Спилберга. Сильвестр Сталлоне в «Хищника» не попал, да и местная инопланетная тварь мало похожа на добродушного E. T.
Сами сценаристы утверждают, что все это лишь домыслы. На самом деле сначала они придумали историю о братстве пришельцев-охотников, которые устраивают сафари на людей. Из-за ограниченного бюджета и технических возможностей сценарий пришлось подкорректировать — остались один охотник и небольшая группа американского спецназа.
Бюджет, к слову, был немаленьким для фильма, снимать который доверили 36-летнему новичку. До «Хищника» в портфолио Джона МакТирнана был только слабый триллер «Кочевники», лишь потом он стал известен как режиссер «Крепкого орешка», «Последнего киногероя» и «Аферы Томаса Крауна». Дебютанту позволили осваивать бюджет в размере $15 млн, что сегодня с учетом инфляции составляет около $32 млн.
Немалую часть бюджета потратили на уже ставшего знаменитым «Железного Арни». Впрочем, продюсеры были готовы спустить любые деньги, лишь бы заполучить столь яркую «звезду».
А еще почему-то в фильме очень хотели видеть Сонни Лэндэма, сыгравшего в итоге роль Билли — индейца, одного из членов отряда. Актер был знатным любителем подраться, поэтому на съемочную площадку его пустили только с телохранителем, который должен был защищать от Сонни Лэндэма остальных актеров.
Самого Хищника должен был сыграть Жан-Клод Ван Дамм — пожалуй, один из основных актеров-соперников Шварценеггера в лихие киноманские 1980—90-е. Бельгиец даже в течение двух дней приходил на съемочную площадку, но в конце концов подрался с одним из каскадеров, заявил, что не хочет быть «ходячим спецэффектом» с закрытым лицом, и был таков.
Роль пришельца в итоге досталась афроамериканцу Кевину Питеру Холлу с «баскетбольным» ростом 2,2 метра. После «Хищника» он еще снялся в продолжении фильма да промелькнул в сериале «Звездный путь: Следующее поколение». В начале 1990-х актер попал в автокатастрофу, ему сделали переливание зараженной крови и вскоре он умер от СПИДа.
О съемках актеры вспоминают с содроганием. Львиную долю времени съемочная группа провела в мексиканских джунглях. Из-за грязной воды почти все страдали от диареи. Некоторые актеры похудели на 10—15 килограммов, ограничивая себя в пище. Делали они это не ради съемок, а ради того, чтобы не подцепить какую-нибудь заразу. По словам исполнителей главных ролей, во время работы над «Хищником» больше требовалась выносливость, а не актерское мастерство.
Специально нанятый военный инструктор гонял киношных коммандос по 50 километров пешком, утомлял многочасовыми силовыми упражнениями, заставлял карабкаться по деревьям в джунглях. Из-за сложной пересеченной местности чуть ли не каждую сцену приходилось снимать по шесть-восемь раз, прежде чем получалось что-нибудь достойное.
Первый Хищник был совсем не похож на то, что мы знаем по фильмам одноименной франшизы. По словам режиссера, вся съемочная группа долго ждала, когда же дизайнеры и художники по костюмам покажут грозного инопланетянина. Когда в джунгли наконец привезли резиновый костюм пришельца, все увидели не ловкого и устрашающего охотника, а жалкую маленькую тварь с глазом посреди вытянутой морды. Существо больше походило на какого-нибудь Джа-Джа Бинкса из «Звездных войн», но не на хитрого убийцу.
Любопытно, что этот образ по макету выбрал сам Джон МакТирнан. Лишь увидев уже готовый костюм, режиссер понял, что снимать такую штуковину не получится. И дело даже не в нелепом виде. В конструкции Хищника было два сустава на ногах, поэтому актер не смог бы ходить самостоятельно. Его должны были подвешивать на тросах, после чего в дело вступали бы кукловоды. Делать все это в условиях джунглей не представлялось возможным.
С нелепым Хищником отсняли шесть дублей, после чего от образа пришлось отказаться. Встал вопрос о прекращении съемок. Фильм спас мастер спецэффектов и грима Стэн Уинстон, которому студия разрешила создать собственный вид пришельца всего за шесть недель.
Это он придумал волосы-дрэды, воинственный облик и страшенную челюсть с шевелящимися жвалами, идею которой ему прямо в самолете подсказал Джеймс Кэмерон. Чтобы успеть к дедлайну, команда Стэна Уинстона работала без выходных — съемочный процесс и так задерживался. Наконец с тела Кевина Питера Холла сняли слепок, по которому смастерили костюм того самого Хищника, который стал легендой наравне с Чужим.
Почти все время актер ходил в маске инопланетянина. Единственной в прямом смысле отдушиной был легко отстегивающийся шлем. Так Кевин Питер Холл, облаченный в жаркий резиновый костюм, мог хотя бы дышать свежим воздухом. Для кадров, где Хищник «размахивает» своими жвалами, создали аниматронную голову с дистанционно управляемыми встроенными моторчиками.
По версии создателей фильма, Хищник — это очень подвижное, быстрое и прыгучее существо. Для съемки сцены прыжка с одного дерева на другое в костюм инопланетного охотника даже облачили обезьяну. Правда, дрессированный примат ни в какую не хотел прыгать в неудобном костюме, поэтому от идеи пришлось отказаться.
Безусловно, самым впечатляющим спецэффектом в картине был полупрозрачный Хищник, активировавший режим маскировки. Чтобы отснять эти сцены, Кевину Питеру Холлу надо было поменять свой резиновый костюм на мешковатый ярко-красный комбинезон, лишь контуры которого совпадали с очертаниями охотника.
Сначала снимали сцены с актером, потом из кадров удалялся красный цвет костюма, а затем их накладывали на фоновое изображение джунглей, которые «просвечивали» сквозь фигуру Хищника. Чтобы создать переливающийся эффект контуров монстра, для съемок фонового изображения джунглей (к которому применяли специальную маску смещения с повторяемой фактурой) кинематографисты использовали более широкую линзу.
Тяжело давались съемки теплового зрения Хищника. Оператор был вынужден использовать одновременно тепловизор и направленную на его экран камеру. При этом оба устройства приходилось перемещать синхронно. Иногда на съемки двух- или трехсекундного фрагмента уходило по шесть часов рабочего времени.
В качестве люминисцентной крови инопланетянина выступила странная смесь из лубриканта и жидкого вещества из светящихся палочек.
Пиротехника и декорации
Если помните, то первая треть фильма представляет собой самый что ни на есть лихой боевик в стиле 1980-х. Без использования пиротехники, разумеется, здесь было не обойтись.
Все взрывы и стрельба снимались по зарекомендовавшему себя сценарию. В местах «бабахов» закладывались управляемые на расстоянии пиропатроны. Такие же заряды, только поменьше, вместе с пакетиками искусственной крови прятались каскадерам в специальные жилеты. Как только начинает стрелять оружие с холостыми патронами, ассистенту остается лишь по очереди активировать заряды.
Забавно, но самым невероятным в «Хищнике» члены съемочной группы называли не пришельца, а… шестиствольный пулемет, с помощью которого бравый американский спецназовец поливает джунгли свинцом.
На самом деле это была модификация оружия, устанавливаемого на боевых вертолетах. Для стрельбы пулемету был нужен источник энергии, поэтому в полевых условиях стрелять из него без вертолета или другой техники было затруднительно. Чтобы решить проблему, пришлось пропустить через штаны стрелка кабель, который вел к спрятанному за деревьями источнику энергии.
Но и на этом проблемы не закончились. Дело в том, что пулемет расстреливал весь боезапас меньше чем за 20 секунд. К тому же из-за сверхвысокой скорострельности человек просто не мог удержать оружие в руках. Специалистам пришлось втрое замедлить вращение шестиствольной махины, чтобы решить оба вопроса. Для пущей надежности актер пользовался специальной подпоркой, которая частично спасала его от отдачи во время стрельбы.
Почти все, что зритель видит на экране, — настоящие джунгли в дебрях Мексики. Они были настолько густые, что перед съемками лес пришлось изрядно проредить, чтобы увеличить зону видимости. А чтобы листья выглядели ярче, деревья время от времени поливали водой из шланга, сбивая пыль.
Так что у декораторов «Хищника» работы было совсем немного — все самое нужное дала природа. Лишь для нескольких сцен они построили из пенополистерола и оргстекла пару искусственных, очень толстых деревьев, которых попросту не было в джунглях.
Джон МакТирнан говорил, что хотел снять простой качественный боевик в духе старой голливудской школы. В итоге «Хищника» номинировали на премию «Оскар», а для миллионов зрителей лента стала культовой. Вселенная картины расширилась настолько, что даже переплелась с еще одной легендой — миром ксеноморфов.
Как это часто бывает, последовавшие за «Хищником» продолжения становились все слабее и слабее оригинала. Зато перед нами замечательный пример того, как всего лишь один фильм зародил целое направление в развлекательной индустрии.
Отдельные фото из моих репортажей можно смотреть в инстаграме инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
Также на ютюбе выходят мои интереснейшие ролики, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке - Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!
kak_eto_sdelano
Вот вам и дружба братьев по разуму
Убивал людей, сдирал с них кожу, вырывал черепа вместе с позвоночником. Стыдно!
Сценарий “Хищника” представляет собой классический вариант “перевертыша” — начавшись как стандартный боевик в стиле “доброе утро, Вьетнам”, он внезапно превращается в научную фантастику с элементами неприкрытого садизма и жестокости (нечто похожее было в фильме “От заката до рассвета” Квентина Тарантино). Лозунг “Убей их всех!”, актуальный для начала картины, быстро уступает место отчаянной борьбе за выживание — причем вплоть до наступления развязки у зрителя нет никакой уверенности в том, что человеку удастся одолеть гнусного пришельца.
До своего выхода на экраны картина рекламировалась слоганом “Чужой в джунглях”. Здесь следует иметь в виду феноменальный успех фильмов “Чужой” (1979) и “Чужие” (1986), снятые в стиле “большая охота на человека”. Действительно, “Хищник” по своей сути очень похож на серию “Чужих” — похож настолько, что вскоре эти два монстра стали воевать друг с другом в книгах и комиксах, а в 2004 году появились на экранах кинотеатров (“Чужой против Хищника”).
Да, моя кровь зеленая и светится. Ну и что? Зато в темноте не заблужусь.
Однако, в отличие от слизистого монстра, порожденного воспаленным воображением Ганса Р. Гигера, “Хищник” не так сильно отличался от человека. Он был заведомо разумным и с одинаковым успехом пользовался как высокотехнологическим, так и архаическим оружием.
Кстати, об оружии — примечательно, что для победы над Хищником Арнольду потребовалось отказаться от своей современной экипировки и вернуться “назад к природе”. Примитивные охотничьи методы оказались настолько эффективны, что быстро восстановили статус-кво между человеком и пришельцем. Последний был вынужден выбросить плазменную пушку, раздвижное копье и автоматическую ловчую сеть, перейдя к старому доброму рукопашному бою.
В этом и заключается прелесть первого “Хищника”. Шварценеггер сначала проигрывает своему недружелюбному брату по разуму (это вполне естественно, но не слишком интересно), однако под конец фильма ему удается свести все различия между ними к минимуму, поставив инопланетянина в равное положение с собой. А кто из нас не мечтал сразиться с пришельцами из мрачных глубин далекого космоса на одинаковых условиях? Набить зеленым человечкам морду — мечта каждого уважающего себя любителя фантастики.
За кадром
Джон МакТирнан хотел, чтобы актеры, играющие роль спецназовцев, вели себя в фильме, как настоящие коммандос. Для этого он устроил им веселую жизнь: подъем в 6 утра, легкий завтрак, затем — тренировки с оружием, марш-бросок по местности на 7 километров (съемки проходили в мексиканских джунглях). После обеда — физические упражнения в спортзале, обучение работе со средствами радиосвязи, изучение боевых сигналов руками, и только потом — репетиции ролей. Это продолжалось две недели (Шварценеггеру, правда, пришлось на время прервать съемки и улететь в Лос-Анджелес на свою собственную свадьбу). В результате один только Арни похудел на 10 килограммов, но, по его собственным словам, полностью перевоплотился в настоящего спецназовца.
Все средства этого фильма направлены на то, чтобы превратить актера в идола, в движущуюся статую, установленную для произнесения ритуальных слов.
Кинокритик Найджел Эндрюс о “Хищнике”
Съемки фильма были непростыми. Как это обычно бывает со всеми людьми, оказавшимися в джунглях, почти весь состав команды “Хищника” подхватил какую-то пренеприятнейшую желудочно-кишечную инфекцию. Режиссеру удалось избежать этого лишь благодаря тому, что он был очень занят работой и почти ничего не ел (в итоге похудел примерно на 12 килограмм). Однако МакТирнан все же умудрился сломать себе запястье, а актер Ричард Чавес (роль солдата Рамиреса) был сильно покусан муравьями.
Один из самых эффектных моментов фильма — паническая стрельба солдат по джунглям, выкосившая в них целую просеку. Но мало кто догадывается, чего стоили эти кадры создателям картины. “Миниган” (пулемет General Electric M-134), используемый спецназовцами, был настолько велик, что не предназначался для индивидуального ношения — его обычно устанавливали на вертолеты или бронемашины.
Она говорит, что джунгли ожили и забрали его.
Если оно кровоточит, мы можем его убить.
Майор Датч Шеффер
You're one ugly motherf. r!
Майор Датч Шеффер — Хищнику
Специально для съемок “Хищника” была сделана укороченная версия этого оружия, заряженная холостыми патронами калибра 7,62. Актер Джесси Вентура (солдат Блэйн) едва не получил травмы, в первый раз попытавшись выстрелить из такой игрушки. Во-первых, в него ударил мощный поток отстреленных гильз, ведь М-134 выпускает 6000 пуль в минуту (100 в секунду), а во-вторых, Джесси сразу же унесло назад отдачей (при использовании боевых патронов она эквивалентна давлению веса в 110 килограмм).
Скорость вращения стволов пришлось снизить почти в три раза. Для безопасности на актера надели бронежилет и каску с бронированным забралом. Сзади его придерживали специальные подпорки (чтобы Вентура не заваливался на спину от отдачи). Так как стволы пулемета вращались электродвигателем, кабель к нему был протянут через штанину Джесси.
Для съемок двадцатисекундной сцены стрельбы потребовалось 25 (!) килограммов патронов, которые Джесси Вентура с трудом носил у себя на спине.
После съемок этого фильма для армии США действительно была разработана ручная версия подобного оружия. Электродвигатель, требовавший огромных аккумуляторов, был заменен на двухцилиндровый бензиновый привод, калибр стволов уменьшен, скорострельность понижена. Однако такой пулемет ни разу не применялся на практике, так как он был слишком тяжелым и непрактичным для простой пехоты.
Полевая аптечка Хищника (слева), прогрессивные методы лечения (справа).
Фильмы:
“Хищник” (1987). В 2002 году на DVD вышло специальное издание этого фильма.
“Хищник-2” (1990). Благодаря популярности комиксов “Чужой против Хищника” в одном из эпизодов этого фильма на стенде трофеев был показан череп Чужого.
“Чужой против Хищника” (2004). Один из самых ожидаемых фантастических фильмов 2004 года.
Книги:
Стив и Стефани Перри. “Чужие против Хищников: добыча” (1994)
Дэфид Ф. Бишоф. “Чужие против Хищников: планета охотников” (1994)
Натан Арчер. “Хищник: бетонные джунгли” (1995)
Натан Арчер. “Хищник: холодная война” (1997)
Сэнди Скофилд. “Хищник: игра по-крупному” (1999)
Стефани Перри. “Чужие против Хищника: война” (2000)
Марк Церасини. “Чужой против Хищника” (2004).
Хищник выходит из режима невидимости.
- Способность Хищника становиться невидимым — это не замысел сценаристов, а случайная ошибка людей, ответственных за спецэффекты в этом фильме. Увидев ее, режиссер дал команду сделать невидимость одной из основных черт инопланетного монстра.
- Ходят слухи, что в начале 90-х годов прошлого века Департамент Обороны США предпринял попытку разработать костюм, дающий похожий эффект. В нем использовались миллионы фиброоптических волокон, которые позволяли воспроизводить для наблюдателя пейзаж позади солдата, делая его, таким образом, практически невидимым. В таком костюме силуэт человека расплывался и выглядел, как дрожащий горячий воздух, трудноразличимый даже на небольшом расстоянии.
- Совершенно точно известно, что Массачусетский технологический институт получил от армии США грант в $50 млн. на разработку военного снаряжения с “улучшенными камуфляжными свойствами”. Детали этого проекта держатся в строгом секрете.
12 июня 1987 года “Хищник” стартовал во 1623 кинотеатрах США. За первую неделю показа он собрал свыше $12 млн. и почти полностью окупил расходы на свое создание. Произошло невероятное — фильм категории “B” (не блокбастер, а рядовая картина средней руки) быстро обрел статус “культового”. Уникальный образ Хищника вызвал целую волну художественных публикаций, настольных игрушек, комиксов и компьютерных игр. Молодой режиссер получил пропуск в большое кино, Шварценеггер положил себе на счет очередные миллионы долларов, а мы до сих пор с восхищением смотрим кадры восемнадцатилетней давности, вновь переживая ощущения от первого просмотра этой замечательной картины.
О давно ожидаемом фильме “Хищник-3” ходят самые разные слухи. Известно, что сценаристы Сэм Парк и Клэй Макбрайд уже написали сюжет, который понравился продюсеру двух предыдущих серий Джоэлу Сильверу. Однако он не сможет запустить этот проект, так как Сильвер работает с компанией Warner Bros., а исключительные права на серию фильмов “Хищник” принадлежат студии 20 th Century Fox.
Читайте также: